Ответы на ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРА И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ». культурология. Вопросы к зачету по дисциплине культура и межкультурные взаимодействия в современном мире
Скачать 219.66 Kb.
|
Модернизация традиционных обществ и культур.В наши дни термин «модернизация» употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, под модернизацией подразумевается весь комплекс прогрессивных изменений в обществе, это синоним понятия «современность» – комплекс социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных трансформаций, проходивших на Западе с XVI в. и достигших своего апогея в XXI в. Это – процессы индустриализации, урбанизации, рационализации, бюрократизации, демократизации, доминирующее влияние капитализма, распространение индивидуализма и мотивации успеха, утверждение разума и науки. Результатом этого процесса стало появление современной цивилизации. Во-вторых – это процесс превращения традиционного, дотехнологического общества в общество с машинной технологией, рациональными и секулярными отношениями, высокодифференцированными социальными структурами. В-третьих, под модернизацией понимаются усилия отсталых и слаборазвитых стран, предпринимаемые ими, чтобы догнать развитые страны. Названные смыслы не противоречат друг другу, поэтому модернизацию в самом общем виде можно рассматривать как сложный и противоречивый социокультурный процесс, в ходе которого формируются институты и структуры современного общества и культуры. Появившиеся в середине XX в. теории модернизации в основном соответствовали установкам классического эволюционизма, а именно: все общественные изменения однолинейны, поэтому менее развитые страны должны были пройти путь вслед за развитыми. Сделать это было можно через вестернизацию и догоняющее развитие. Полагали, что эти изменения необратимы, носят постепенный, накопительный и мирный характер, а их финалом неизбежно станет модернизация, которая принесет существенное улучшение жизни народов этих стран. По сути дела, модернизация становилась осознанным копированием западного общества. Среди необходимых изменений назывались: поиск новых технологий, движение к коммерческому сельскому хозяйству, замена мускульной силы животных и человека современными машинами и механизмами, распространение городов и пространственная концентрация рабочей силы. В политической сфере следовало перейти от авторитета вождя племени к демократии, в сфере образования – ликвидировать неграмотность и поднять ценность знания, в религиозной сфере – освободиться от влияния церкви. Также нужно было сформировать современную личность, независимую от традиционных авторитетов, интересующуюся общественными проблемами, способную приобретать новый опыт, устремленную в будущее, опирающуюся на разум и науку, с высоким уровнем образовательных, культурных и профессиональных притязаний. Однако действительность опровергла эти прекрасные теории. Далеко не все общества, познакомившись поближе с западным образом жизни, согласились ему подражать. Также оказалось, что многие черты традиционных обществ прекрасно сочетаются с суперсовременными технологиями. Исторический опыт Японии и Южной Кореи заставил отказаться от теорий однолинейности мирового развития и сформулировать новые теории модернизации. Принципиальные положения старых теорий были подвергнуты критике. Например, было подчеркнуто, что понятия «традиция» и «современность» асимметричны и не могут составлять дихотомию. Нет традиционных обществ вообще, различия между ними очень велики, и поэтому нет, и не может быть универсальных рецептов модернизации. Неверно также представлять традиционные общества абсолютно статичными и неподвижными. Эти общества тоже развиваются, и насильственная модернизация может прийти в конфликт с этим органичным развитием. Со временем понятие «модернизация» было подвергнуто дифференциации, и ученые заговорили о первичной и вторичной модернизации. Первичная модернизация – это теоретическая конструкция, охватывающая разнообразные социокультурные изменения, сопровождающие период индустриализации и возникновения капитализма в отдельных странах Западной Европы и Америки. Ее связывают с разрушением прежних традиций и традиционного уклада жизни, с провозглашением и реализацией равных гражданских прав, становлением демократии. Все это невозможно без индивидуальной свободы и автономии человека. Вторичная модернизация охватывает социокультурные изменения, происходящие в развивающихся странах (странах «третьего мира») в условиях цивилизованного окружения высокоразвитыми странами и при наличии сложившихся образцов социальной организации и культуры. В последнее время при рассмотрении процессов модернизации большой интерес вызывает модернизация бывших социалистических стран и стран, освободившихся от диктатуры. Для обозначения перехода этих индустриально среднеразвитых стран, сохраняющих многие черты прежней политической и идеологической системы, тормозящих процессы обновления, вводится термин «третичная модернизация». При этом развитые страны не стоят на месте, а идут дальше в своем развитии, создавая новый тип общества, которое называют постиндустриальным, информационным, технотронным, экранным и т.п. Все эти названия подчеркивают важнейшие черты нового общества – господство науки и техники, образовательных систем и средств массовой информации и массовой коммуникации. В связи с этим ключевые положения концепций модернизации традиционных обществ изменились. Движущей силой процессов модернизации признается уже не политическая и интеллектуальная элита, а самые широкие массы, которые начинают активно действовать, если появляется харизматический лидер, влекущий их за собой. Модернизация в этом случае становится не решением элиты, а массовым стремлением граждан изменить свою жизнь в соответствии с западными стандартами под влиянием средств массовой коммуникации и личных контактов. Сегодня уже акцентируются не внутренние, а внешние факторы модернизации – мировая геополитическая расстановка сил, внешняя экономическая и финансовая поддержка, открытость международных рынков, доступность убедительных идеологических средств – доктрин, обосновывающих современные ценности. Уже ясно, что не может быть унифицированного процесса модернизации, ее темп, ритм и последствия в различных областях жизни в разных странах будут различны. Вместо единой универсальной модели современности, которой долго считали США, появилась идея движущих центров современности – не только Запад, но и Япония, и «азиатские тигры». Предлагается активно использовать местные традиции. Кроме того, модернизация оценивается не только по экономическим показателям, которые долгое время считались главными, но и по ценностям, культурным кодам. В наше время на Западе отказываются от идеи прогресса – методологической основы эволюционизма, поэтому рушится концептуальная база теории модернизации. Отсюда современная картина модернизации менее оптимистична, чем прежняя, – не все возможно и достижимо, не все зависит от простой политической воли. Уже признано, что никогда весь мир не будет жить так, как живет современный Запад (просто не хватит природных ресурсов), поэтому современные теории уделяют много внимания новым путям и формам модернизации. Модернизация рассматривается сегодня как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику. При этом современное общество определяется либо как общество, приходящее на смену традиционному общественному укладу, либо как общество, вырастающее из индустриальной стадии и несущее в себе все ее черты. |