Главная страница

Вопросы по истории философии. Вопросы по истории философии 20. Экзистенциализм Экзистенциализм


Скачать 83.23 Kb.
НазваниеВопросы по истории философии 20. Экзистенциализм Экзистенциализм
Дата23.06.2020
Размер83.23 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВопросы по истории философии.docx
ТипДокументы
#132195
страница4 из 4
1   2   3   4
Религиозное сознание – это форма общественного сознания, совокупность идей, мифов, взглядов и представлений, чувств и эмоций, традиций и обычаев, в которых отражается окружающий мир через представления о сверхъестественном. Основным признаком религиозного сознания является вера в реальное существование сверхъестественных сил и существ. Религиозная вера – достаточно сложное психологическое чувство человека. Религиозное сознание содержит идею бога, мифы или легенды о создании мира, об ангелах, рае, аде, грехе и т.д. Религиозное сознание проявляется на обыденном и теоретическому уровнях. Обыденное религиозное сознание – это присущие массе верующих представления об объекте их каждодневного поклонения, которые формируются в процессии их обыденной жизни. Теоретический уровень – это концепции, учения, систематизированные, отработанные теологами, т.е. учеными-богословами.

Религиозная деятельность – это вид социальной деятельности, которая делится на внекультовую и культовую. Внекультовая религиозная деятельность – это когда верующие и религиозные общины ведут благотворительную, миссионерскую, преподавательскую деятельность, пропагандистскую, реставрационно-строительную работы.

Важным видом религиозной деятельности является культ. Содержание культа определяется культовыми текстами, к которым принадлежит Святое Письмо, молитвы, псалмы, песни и т.д. Воспроизводство этих текстов во время проведения культов формирует в сознании верующих религиозные образы и представления, принципы религиозной идеологии. Существует два вида культовых действий: 1) магия (колдовство); 2) умилостивление. Магия – система действий, с помощью которых влияют на сверхъестественное. Виды магии: промышленная, военная, лечебная, любовная и др. Культ умилостивления обращен к Богу или духам и состоит из жертвоприношения, обрядов, молитвы, богослужения и т.д. Способы осуществления культовой деятельности – храм, молитвенный дом, искусство, культовые предметы (крест, свечи, иконы, кадило и т.д.). Особенное, символическое значение среди средств культа имеют храмы, соборы, мечети и т.д. Культовая деятельность регламентируется церковными канонами (правилами).

Религиозные отношения – вид идеологических отношений, которые реализуются через отношения верующих, религиозные связи общин и церквей. Религиозные отношения могут иметь разный характер – солидарности, терпимости и нейтралитета, конкуренции, конфликта и враждебности.

Религиозные организации и институты. Религия как социальное явление имеет свои организационные формы. Самой распространенной организационной формой религии является церковь. Церковь – это объединение верующих на основе общих догматических представлений, обрядов и канонов. Следующая форма религиозной организации – секта. Это относительно закрытое объединение единоверцев, которое возникает как оппозиционное течение к существующей конфесии. Для секты характерны изоляционизм, фанатизм определенной части верующих. Деноминация – это специфическое религиозное объединение, которое находится на стадии становления, организационного оформления. Деноминация характеризуется собственным самоуправлением, отсутствием священников и т.д. В определенных условиях у деноминации может возникнуть тенденция преобразования в церковь или секту.

Отдельно от религиозных организаций существуют разные религиозно-политические институты, религиозно-политические партии, международные религиозные объединения и т.д.

Любая религия, существующая в обществе, выполняет определенные функции, которые характеризуют сущность влияния церкви на социальные отношения. Функции – это способы воздействия религии на общество.

Мировоззренческая функция. Религия как мировоззрение дает верующему определенную сумму знаний, понятий, ценностей. Благодаря этому мировоззрению человек мотивирует свое отношение к миру, свое место в обществе, решает вопрос смысла жизни. Религиозное мировоззрение – это духовно-практическое преобразование мира соответственно идеалам, надеждам и потребностям верующего. Это особенная форма мышления и познания мира, которая реализуется в поведении и отношениях верующих.

Интегративная функция. Способность религии быть способом идейного объединения, консолидации масс, индивидов и институтов. Интегративная функция религии – конкретно-историческая. При одних исторических условиях вероисповедание может объединить, а при других – выполнять дезинтегративную роль (ослаблять стабильность между конфессиями, в обществе в целом и т.д.). Благодаря интегративной функции верующий соотносит себя с определенной социальной группой. Он может осознавать себя, например, христианином, мусульманином, буддистов и т.д.

Комуникативная функция – это использование религии как средства общения между верующими в пределах единого вероисповедания. Она является производной от интегративной функции и позволяет устанавливать хозяйственно-бытовые, семейные и другие связи на основе единого вероисповедания.

Регулятивная функция – это способность религии быть способом регулирования поведения людей, определение стереотипа этого поведения благодаря существованию в религии системы норм и правил. Религиозное регулирование осуществляется прежде всего в культовой деятельности через систему разнообразных запретов и наставлений, которых верующие должны обязательно придерживаться.

Иллюзорно-компенсаторная функция – способность религии иллюзорно создавать определенные социальные отношения, в которых человек чувствует себя свободным и счастливым. Религия дает человеку эмоциональное утешение перед состоянием неопределенности, неуверенности, страданий, насилия и т.д. Религия помогает человеку свести до минимума неудовлетворение и разочарование.

Определенные социальные функции выполняет и религиозная культовая деятельность. Основная функция религиозного культа – это воссоздание, укрепление и усиление религиозные идей и представлений. Религиозный культ выполняет и психологическо-терапевтическую функцию, то есть выступает средством психологического влияние на личность. Религиозный культ выполняет и эстетическую функцию, то есть с помощью использования разнообразных видов и жанров искусства удовлетворяются эстетические потребности верующих, формируются эстетические чувства.

Определенные функции в обществе выполняют религиозные объединения и организации, которые действуют в пределах одного государства. Вот некоторые из них:

функция богослужения – удовлетворения религиозных потребностей верующих через проведение проповедей, обрядов, ритуалов и церемоний культа духовенством;

миссионерская функция – распространение с помощью миссионеров (священников) вероучения. Она осуществляется как среди иноверцев, так и среди неверующих. Любая церковь пропагандирует свое вероучение, чтобы привлечь новых членов (адептов). Осуществляется оно разными методами и формами (например, насильственное привлечение к католической церкви народов Африки и Америки в 17-18 ст.; использование денежного вознаграждения для привлечения к Российской православной церкви народностей Поволжья – мордвы, чувашей и др. в 18 ст.);

пропагандистская (идеологическая) функция – распространение с помощью радио, телевидения, газет и журналов, кино и театра религиозных вероучений. Современные церкви владеют соответствующими трансляционными каналами идеологического влияния на людей. Стремясь распространить влияние религии, церковь часто проводит богослужения и чтение проповедей в общественных местах (стадионы, дворцы спорта, клубы и т.д.);

политическая функция – это деятельность церкви и священнослужителей, а также религиозных организаций в политической жизни страны, в управлении государством. Государство использует церковь как способ контроля за политической благонадежности людей, полицейского надзора, политического воспитания людей. Так, на Руси царь Петр I официально вводил полицейское наказание за отказ от исповеди, и одновременно обязал священников докладывать о политической крамоле, которую он узнает во время тайны исповеди. У нас также существует проникновение церкви в социально-политическую жизнь общества, благодаря созданным политическим партиям;

хозяйственно-экономическая функция – находит проявление в ведении хозяйства, в производстве культовых предметов и сельскохозяйственной продукции для внутренних потребностей, проведение реставрационно-строительных работ;

благотворительная функция – осуществляется через систему материальной помощи разным общественным организациям: помощь жертвах стихийных бедствий, сохранение и восстановление памятников культуры и истории;

филантропическая функция очень похожа на благотворительную функцию и осуществляется с помощью непосредственного, за счет церкви, содержания приютов для сирот, инвалидов, больниц для бедных, детских учреждений и т.д.;

просветительская функция состоит в распространении церковью или ее организациями определенной суммы знаний об истории или культуре, морали т.д. Она проявляется: в подготовке кадров духовенства в соответствующих учебных заведении (академии, семинарии, школы); в осуществлении религиозного просвещения среди верующих и неверующих (воскресные школы, церковные школы); в содержании общеобразовательных и высших учебных заведений; в воспитании людей с помощью издания и распространения литературы; в праздновании различных церковно-исторических дат и событий;

функция сохранения национальной культуры и языка – проявляется через сохранение национальных традиций и обычаев, национального языка, этнической психологии. Может быть средством влияния на национально-этнические отношения, межнациональные конфликты и национально-освободительную борьбу;

создание норм и правил, которые помогают церкви осуществлять свое господство, контролировать поведение верующих и создавать соответствующую церковную структуру.

Такие функции и роль религии в обществе. Они, конечно, исторически изменялись, зависели от существующего политического строя страны и других факторов. Но церковь как объективно существующий социальный институт обязательно находила достойное место в структуре социальных отношений.

.

.
1   2   3   4


написать администратору сайта