Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблемы экзистенциализма

  • Философия средневековой Руси (Х – ХVII вв.)

  • Философия эпохи Просвещения (ХVIII – первая четв. ХIХ вв.)

  • Классическая русская философия (ХIХ – нач. ХХ вв.)

  • Русская философия ХХ века

  • Особенности формирования и развития русской философии в контексте своеобразия исторического пути России обусловили ряд ее характерных черт. 1) антропоцентризм

  • Глубокий интерес к социальной проблематике.

  • Идея патриотизма.

  • Синтез философского и литературно-художественного творчества.

  • Стремление к целостности, всеобщности

  • Теория познания

  • Методы познания

  • Эксперимент

  • Сравнение

  • Синтез

  • Конкретизация

  • Аналогия

  • Индукция

  • Моделирование

  • Вопросы по истории философии. Вопросы по истории философии 20. Экзистенциализм Экзистенциализм


    Скачать 83.23 Kb.
    НазваниеВопросы по истории философии 20. Экзистенциализм Экзистенциализм
    Дата23.06.2020
    Размер83.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы по истории философии.docx
    ТипДокументы
    #132195
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Вопросы по истории философии

    20. Экзистенциализм

    Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

    Экзистенциализм начал зарождаться еще в середине XIX века, а в 20-е — 70-е годы XX века приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

    Проблемы экзистенциализма

    Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

    • нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

    • бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);

    • опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

    • усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);

    • распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;

    • бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

    Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления.

    Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

    • уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

    • разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

    • проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»);

    • проблема бессмысленности жизни, одиночества, заброшенности (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным);

    • проблема внутреннего выбора и проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего — места в жизни.

    21. Основные этапы развития и особенности русской философии.

    Русская философия глубоко самобытна и занимает особое место в мировой культуре.

    Существует две основные точки зрения на возникновение русской философии. Представители первой из них считают, что философия на Руси существует с Х века, и характеризуют средневековую мысль как целостный культурный феномен, включающий в себя совокупность представлений философского, религиозного, этического, художественного характера. Сторонники другой точки зрения определяют данный период как предфилософский и считают, что русская философия как самостоятельное явление духовной жизни сложилась в середине ХIХ века.

    В любом случае русская философия прошла длительный путь формирования и развития, основные этапы которого совпадают с этапами развития гражданской истории России.

    1) Философия средневековой Руси (Х – ХVII вв.). Важнейшими событиями, определившими формирование философски на Руси, стали создание славянской азбуки, христианизация Руси и влияние византийской духовной культуры. После принятия христианства в Киевской Руси начали распространяться произведения греческих авторов, сочинения византийских богословов - отцов церкви.

    2) Философия эпохи Просвещения (ХVIII – первая четв. ХIХ вв.). ХVIII век в России – это время глубочайших преобразований в экономике и политике, стремительного развития науки и художественной культуры, формирования системы народного образования. Россия активно воспринимает западную культуру, в том числе и философскую. Наиболее существенное влияние на развитие философии в этот период оказало творчество представителей «Ученой дружины Петра I» Ф. Прокоповича, В. Татищева, А. Кантемира (научный кружок), взгляды А.Н. Радищева и М.В. Ломоносова.

    Представители «Ученой дружины» разрабатывают философские проблемы на основе освоения идей западной философии Возрождения и Нового времени. В центре их внимания следующие философские вопросы: разделения философии и теологии как разных форм познания действительности, вопрос о роли чувственного познания, идеи дуализма и деизма.

    3) Классическая русская философия (ХIХ – нач. ХХ вв.).

    В середине ХIХ века в России сложились определенные предпосылки формирования философии как самостоятельного явления.

    Первой из них стала необходимость синтеза высказанных в течение веков идей, претворения их в целостную систему.

    4) Русская философия ХХ века.

    Этот период можно подразделить на 3 этапа:

    - философия «серебряного века» русской культуры,

    - философия русского зарубежья (большинство религиозных мыслителей завершили свой творческий путь в эмиграции),

    - философия советского периода.

    Советский период характеризуется развитием материалистической традиции в философии. Он связан с развитием марксистского учения в работах В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина. В центре внимания этих мыслителей – проблемы бытия и развития, теория познания, логика, вопросы общественного прогресса и проблема личности. Со 2-й половины 50-х гг. на первый план здесь выходят абстрактно-логическая и историко-философская области. Крупнейшими представителями этого этапа являются А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус, Э.В. Ильенков, Ю.М. Лотман и др.

    Особенности формирования и развития русской философии в контексте своеобразия исторического пути России обусловили ряд ее характерных черт.

    1) антропоцентризм. Тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой в русской философии.

    2) Нравственный аспект. Проблемы нравственности всегда составляли главное содержание русского философского мышления, что дало основание В.В. Зеньковскому говорить о панморализме русской философии. Следует заметить, что русские философы рассматривали нравственность не просто как особую сферу духовной жизни, то есть область идеального, но как особую реальность. Классическим примером в данном отношении является категория Добра в системе нравственной философии В.С. Соловьева, где Добро трактуется как некая онтологическая сущность, высшее основание, на которое опирается жизнь всего человечества.

    3) Глубокий интерес к социальной проблематике. русская философия всегда развивалась в условиях острых социальных, политических, экономических процессов в России. Философские концепции русских религиозных мыслителей всегда были связаны с конкретной социально-политической ситуацией в стране.

    4) Идея патриотизма. Тема Родины, судьбы России, ее места и предназначения в мировом сообществе является одной из центральных для русской философской мысли.

    5) Религиозный характер. Религиозное направление в русской философии на протяжении всей истории ее развития было самым богатым и значительным в идейном отношении.

    6) Синтез философского и литературно-художественного творчества. Художественная литература играла огромную роль в выражении философских идей в России, была сферой философских размышлений и закрепления философских традиций. В этом плане она достигла своих высот в ХIХ столетии в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, а имена Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого называются в ряду основоположников классической религиозной философии в России. Необходимо добавить, что в сокровищницу «золотого» века русской культуры вошло не только философское наследие великого русского мыслителя В.С. Соловьева, но и его поэтическое творчество, оказавшее огромное влияние на целое поколение поэтов.

    7) Стремление к целостности, всеобщности. Русские мыслители рассматривают судьбу человека в ее неразрывной связи с обществом, с человечеством в целом, а человечество – как составляющую мирового целого, Вселенной. Наиболее яркое выражение эта тенденция нашла в философии всеединства В.С. Соловьева и его последователей, которая послужила естественным выражением идеалов и ценностей русской философии.

    8) эта особенность стала основанием космического мироощущения русской философской мысли в целом и формирования своеобразного ее течения, получившего название «русский космизм». Задачей космологии является изучение мира как целого, поиск ответа на вопрос о месте человечества в мире.

    Вопросы по теоретической философии

    7.Проблема бытия в философии.

    Понятие бытия – одно из самых древних в философии. «Бытие» - быть, есть. Значение бытия: понятие «бытие» возникло из стремления человека познать окружающий мир, как единое целое. С помощью понятия «бытие» даётся ответ на важный мировоззренческий вопрос о том, что есть мир. Представление о том, что такое бытие изменялось в истории философии:

    1. Представление бытия сформировалось в древности. Демокрит подчёркивал, что первооснова бытия – атомы. Платон говорил, что подлинное бытие только в мире идей.

    2. В средние века, бытие рассматривалось, как сотворённый Богом мир.

    3. С эпохи Возрождения и Нового времени, бытие стало рассматриваться, как физическая реальность.

    4. В немецкой классической философии соединились два подхода к трактовке бытия:

    - идеалистический подход Гегеля, который считал, что подлинное бытие у абсолютной идеи;

    - материалистический подход Л. Фейербаха, который считал, что реальное бытие у природы;

    5. В марксистской философии учение о бытии было продолжением традиции философского материализма.

    Бытие – это философское понятие для обозначения всего того, что существует, имеет место.

    Характеристика бытия.

    1. Бытие охватывает собой бесконечное многообразие, как материальных, так и духовных предметов и явлений.

    2. Бытие – есть всё, что реально существует.

    3. Бытие – понятие предельно широкое, т.к. охватывает собой все виды реальности: известные и неизвестные.

    4. Бытие – это сложная совокупность всего существующего. Мир – как единое целое.

    Понятие материи (вещь) является основным в философском материализме. Значение: понятие «материя» концентрирует в себе длительный опыт в познании мира и человека с позиции естествознания, и просто здравого смысла, объясняя мир естественными причинами. Представления о том, что такое материя изменялись в философии по мере накопления научных знаний о мире:

    1. Первое представление о материи возникло в древней философии в связи с попыткой найти некую первооснову мира. Считалось, что материя – это нечто вещественное. Фалес считал, что первооснова мира – вода.

    2. Новое время XVII вв. – Бекон, Спиноза, Локк считали, что материя – это совокупность физических тел, в ней выделялись различные виды вещества. Многие считали, что материя – это вся природа.

    3. В середине XIX века, были сделаны три крупных открытия в естественных науках: «Закон сохранения и превращения энергии», «Клеточная теория строения растительного и животного мира», «Эволюционная теория Дарвина». На основании этих открытий классики марксизма сделали правильный вывод о том, что материя – это всё то, что существует вне и независимо от нашего сознания.

    На основании этих открытий, некоторые философы пришли к выводу, что материя исчезла, началась идеалистическая реакция в науке. Однако в 1906 году В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» переосмыслил открытия в естествознании и доказал, что не материя исчезла, а исчез тот предел, до которого мы знали материю. В этой работе, дано определение матери. Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания и данного нам в ощущении. Это определение материи является абстрактно истинным т.к. в нём указаны два свойства, которые постоянны:

    1) Материя – это объективная реальность, т.е. она существует независимо не от человека, не от человечества.

    2) Материя дана нам в ощущениях, она действует на наши органы чувств, а значит, мы можем её изучать, познавать.

    В данном учении нет характеристик и свойств, т.к. они постоянно уточняются по мере накопления знаний.

    Это понятие «материя» является предельно широким, т.к. охватывает все виды и формы материи.

    8)Проблема движения. Виды движения и их взаимосвязь.

    Движение – способность изменяться и переходить из одного состояния в другое. Движение – это любое изменение материи. Сущность движения – это сосуществование двух взаимопротиворечивых сторон, их борьба и их слияние. Свойства движения:

    1. Всеобщность;

    2. Объективность;

    3. Несовершенность и неуникальность.

    Противопоставлению движению является покой, как состояние временного равновесия, его устойчивость и неизменность вещей. Разница взаимодействия, движения и покоя состоит в том, что движение вечно, а покой временный. Движение – это атрибут материи, т.е. материя не может существовать без движения. Это доказывается тем, что в любом предмете существует внутреннее движение, которое определяет его свойства.

    Формы вида движения представляют сбой способы её изменения. До XIX века, всё множество форм движения сводилось в основном к механическим процессам. А с середины XIX века, Энгельс в своей работе «Диалектика природы», дал простейшую классификацию форм движения материи с учётом конкретного носителя:

    1. Механическая (смена места);

    2. Физическая (теплота, электричество, свет);

    3. Химическая (образование озона);

    4. Биологическая (существование и развитие живых организмов);

    5. Социальная (совокупность явлений общественной жизни).

    Эти формы связаны между собой генетически (т.е. одна зависит от другой) и структурно (одна, более сложная, включает в себя другую).

    Пространство и время. Форма существования материи. Проблема единства мира в философии.

    Материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. Точки зрения:

    1. Материалисты. Время – форма бытия материи, выражающая последовательность и длительность материальных процессов. Пространство – это форма бытия материи, характеризующая её протяжённость.

    2. Объективный идеализм. Пространство и время – это формы проявления вечности, присущие Богу или абсолютному Духу.

    9. Философское понимание пространства и времени.

    1. Быть в пространстве – значит существовать в форме расположения одного возле другого. Быть во времени, следовательно, существовать в форме последовательности одного после другого.

    2. Пространство имеет три изменения (длина, ширина, высота), а время имеет одно направление.

    3. Пространство обладает свойством симметрии, а время не обладает этим свойством.

    В философии существует две точки зрения о том, связаны ли пространство и время с материей:

    1. Субстанциональная (Ньютон). Пространство и время существует независимо от материи. Это «вместилище» для материальных процессов.

    2. Реляционная (Эйнштейн). Материя существует вместе со временем и пространством. Если тело движется со скоростью света, то масса тела увеличивается, минимальные размеры тела по направлению движения сокращаются, а ритм процессов в теле замедляется.

    Единство мира следует понимать, как основную связь, определяющую его целостность. Единство мира обнаруживается во взаимосвязи и взаимодополняемых предметов; единство мира обнаруживается в том, что все предметы и явления окружающего мира подчиняются единому закону.

    Два мнения о вопросе единства мира.

    1. Дюринг – мир един, т.к. мыслится единым.

    2. Материалистическое – единство мира в том, что всё окружающее нас – это различные виды и формы материи.

    10. Сознание, его происхождение, сущность, структура, функции.

    Понятие «сознание» - одно из самых древних в философии. С помощью понятия «сознания» раскрывается способность человека отражать окружающий мир и себя в нём. Понятие «сознание» - исходное значение проявлений всех форм и проявлений в духовности. Сознание является объектом изучения философии, психологии, педагогики и других наук. Сознание – это специфический, невидимый, неосязаемый, невесомый и сверхсложный объект научного исследования. В истории философии выделяют четыре основных точки зрения по вопросу сознания:

    1.Философский материализм (линия Демокрита). Сознание – это сложный исследовательский процесс, отражения человеком внешнего мира, который (процесс) включает в себя следующие элементы:

    1) Ощущения, восприятия, представления;

    2) Самосознание;

    3) Чувства, эмоции;

    4) Воля.

    Представители философского материализма считают, что сознание – это закономерное следствие эволюции живой природы; сознание вторично.

    2.Философский идеализм (линия Платона). Сознание – это некая изначальная давность, присутствующая в мире; сознание – это субстанция (основа всех вещей и явлений); сознание – первично.

    3.Гилозолизм. Вся материя, природа обладает сознанием, но в разной степени.

    4.Вульгарный материализм. Во второй половине XIX века, группа естествоиспытателей (Гюхнер и др.) стали доказывать, что сознание и физиологические процессы, которые протекают в мозгу, тождественны. Сознание – это движение мозгового вещества, качество которого зависит от качества пищи. «Человек – есть, то, что ест».

    Большой вклад в изучение сознание внесли русские учёные: Павлов, Ухтомский и др. Учёные установили, что мозг – это сложная структура, которая вмещает в себя 40-50 млрд. клеток, каждая из которых имеет контакты с 10.000 соседних клеток. Гениальность человека зависит от гибкости и скорости этих контактов. Нормальный мозг способен вместить информацию равную 500 Британским Энциклопедиям, каждая из которых составляет 33 тома. Вес мозга, для нормального функционирования, равен 1000 граммов, а если меньше, то имеет место явление дебилизма. Мозг человека используется лишь на 5-7%.

    Учёные установили, какие участки мозга отвечают за те или иные виды деятельности человека:

    1. Тыловая зона – аккумулирует чувства и создаёт связку;

    2. Лобная часть – рассуждение, умозаключения, выработка плана дальнейших действий.

    3. Верхняя височная – складирует информацию, которой мы регулярно пользуемся (память).

    Сознание – это продукт общественного развития

    По вопросу о происхождении сознания существует две точки зрения.

    1. Витализм – доказывает, что живое может возникнуть толь от живого, поэтому вопрос о происхождении сознания не рассматривается. Г. Гольц доказывал, что живое занесено на нашу планету с космической пылью.

    2. Философский материализм – сознание возникает благодаря тому, что материя обладает таким универсальным всеобщим свойством, как отражение – воспроизведение в себе других предметов. Отражение в живой природе имеет активный характер, получает сведения о внешнем мире и изменяет сферу своего обитания. Формы отражения:

    1. Элементарная (механическая, физическая, химическая);

    2. Раздражимость – возникновение в месте с появлением жизни в простых формах.

    3. Чувствительность как способность ощущать внешний мир.

    4. Психическое отражение – возникает с появлением ЦНС.

    Характеристика сознания.

    1. Сознание – субъективный образ объективного мира.

    2. Сознание всегда и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мира.

    3. Ядром сознания является знания о внешнем мире (научное и ненаучное).

    Формула сознания: сознание = знание о мире + самосознание + отношение человека к внешнему миру.

    Функции сознания:

    1. Познавательная;

    2. Целеполагающая;

    3. Регулятивная;

    4. Сознание – способ трансляции социального опыта в ходе совместной деятельности.

    Творческая активность сознания выражается в непассивном восприятии мира. Активная роль сознания выражается в способности создания человеком второй природы.

    11.Сознание и язык.

    Сознание — это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.

    Язык — наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.

    Язык и сознание происходят из глубокой древности.

    Две основных функции языка:

    — служить средством общения;

    — служить орудием мышления.

    Речь — это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п.), осуществляющийся с помощью языка.

    Язык — это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм социальной наследственности.

    Процесс общения складывается из двух связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.

    Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке.

    Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чувства; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудьдействий и т. д.

    Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.

    Язык — это непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется.

    С помощью языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям; протекает процесс оперирования понятиями.

    Сознание является отражением действительности, а язык — ее обозначением и выражением в мысли.

    12.Теория познания. Проблема познаваемости мира.

    Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

    С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

    Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

    Теория познания — специальное исследование познания, которое делится:

    — на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

    — на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:

    — природа познания;

    — возможности и границы познания;

    — отношение знания и реальности;

    — соотношение субъекта и объекта познания;

    — предпосылки познавательного процесса;

    — условия достоверности знания;

    — критерии истинности знания;

    — формы и уровни познания и др.

    Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:

    — одни ученые изучают объективную реальность, а другие — саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;

    — одни находят знания, а другие — знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:

    — gnosis — познавание, узнавание (познание, знание);

    — episteme — знание, умение, наука.

    В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:

    — знание как данность, добытый факт;

    — процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.

    Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.

    Теория познания должна:

    — обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;

    — объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:

    — исследует природу человеческого познания;

    — исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);

    — рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;

    — исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

    Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе

    Существует 2-е основных точки зрения по вопросу о познаваемости мира:

    ü Диалектико-материалистическая. Заключается в том, что окружающий нас мир познаваем, что подтверждается практикой, но познать мир до конца нельзя, так как он постоянно меняется.

    ü Агностицизм (незнание). Представители считают, что окружающий мир непознаваем. Например, Давид Юм считал, что все вещи это комплексы, сочетания ощущений. Мы можем познать только свои ощущения, которые вызваны предметами и явлениями окружающего мира, а что на самом деле стоит за ощущениями нам познать не дано

    13.Структура процесса познания
    Познание окружающего мира начинается с чувственного познания. Органы чувств человека дополняют друг друга, контролируют друг друга, замещают друг друга. Выделяют 3-и основных формы чувственного познания:

    ü Ощущение – результат воздействия внешнего мира на человека;

    ü Восприятие – целостное отражение предмета в мозгу человека. Например, дерево, человек, дом и т.д.;

    ü Представление – результат прошлых восприятий (пароход, поезд).

    Все эти формы чувственного познания отличаются тем, что происходит непосредственная связь человека с внешним миром. Большую роль на этом этапе познания играют органы чувств человека.

    Материалисты считают, что наше ощущение это объективный образ объективного мира. Они дают нам верные представления о действительности. Другая точка зрения Гейма Гольца заключается в том, что все предметы и явления это только символы, знаки, которые человек придает этим вещам. Они ничего с реальным лицом не имеют. Человек в познании мира не ограничивался только чувственным этапом в познании, он переходит к рациональному познанию или абстрактному мышлению, которые позволяют увидеть внутренние связи и отношения в предметах, выявить закономерности их развития. Абстрактное мышление тоже имеет 3-и основные формы:

    ü Понятие или обобщенное представление. Они лишены чувствительности. Например, береза, ель, сосна, понятие – дерево.

    ü Суждение – связь двух или нескольких понятий. Например, человек – это общественное существо.

    ü Умозаключение – связь двух или нескольких суждений, дающих новое знание.

    Все три формы абстрактного мышления имеют общее то, что связь этих форм с внешним миром косвенная, апосредственная. На этом этапе познание мира большую роль играет речь человека, мышления.

    Существуют разные точки зрения по вопросу о том, какую роль в познании мира играет чувственное и рациональное познания. Выделяют 3-и точки зрения по этому вопросу:

    1. Сенсуалистов (сенсуа – чувства). Представители считают, что главная роль в познании мира принадлежит чувствам человека, а абстрактное мышление не столь важно. Их позиция связана с тем, что в наше время возрастает роль эксперимента в познании, создаются сложные приборы, возрастает роль эксперимента.

    2. Рационалисты, те философы, которые считают, что главная роль в познании мира принадлежит абстрактному мышлению – рациональному познанию, а чувственное познание не столь важно. Их позиция основана на том, что повышается роль математики, абстрактного мышления.

    3. Диалектико-материалисты – и чувственное и рациональное познание важны.

    14.Формы и методы познания.

    Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень.

    Эмпирические методы:

    1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).

    2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).

    3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).

    4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).

    Теоретические методы:

    1. Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.

    2. Синтез. Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.

    3. Классификация. Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.

    4. Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.

    5. Обобщение. Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.

    6. Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.

    7. Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.

    8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.

    9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.

    10. Индукция – движение от фактов к общему.

    11. Идеализация – создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).

    12. Моделирование – создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).

    13. Формализация – изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

     
      1   2   3   4


    написать администратору сайта