Вопросы по истории философии. Вопросы по истории философии 20. Экзистенциализм Экзистенциализм
Скачать 83.23 Kb.
|
Элементы общества как системы.Сферы общественной жизни.Сферы общества – это взаимодействующие его части, его главные составляющие. Экономическая – создание материальных благ, производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства (в неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение, экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты). Политическая – включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных, политических организация (включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп, политические институты, политические организации, политическую идеологию, политическую культуру). Социальная – внутреннее устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие (включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга, социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы). Духовная – включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства (охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей, духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности). Все четыре сферы взаимодействуют, оказывая влияние друг на друга. Признаки общества как системы.целостность (наличие структурных элементов и их взаимосвязь); устойчивость (стремление к самосохранению); способность к саморазвитию, изменению; открытость (появление новых элементов и исчезновение старых); саморегуляция. 21.Гос-во и власть Власть – это способность и возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: права, авторитета, насилия. Политическая власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов – индивидов, социальных групп и общностей – подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Политическая власть существует и функционирует в различных видах: государственной, партийной, региональной, международной и т.д. Важным выступает вопрос о структурных элементах власти. К ним относятся субъект и объект власти, источники, средства, ресурсы осуществления. В роли субъекта власти выступает тот, кто обладает желанием властвовать, реальной властью и кто проявляет власть по отношению к другим. Это могут быть как отдельный человек, так и организация, общность людей, народ, государство, мировое сообщество и т.д. К объектам власти относятся те, на кого воздействует субъект власти (человек, масса, социальные слои, группы и др.) К источникам власти относят авторитет, силу, закон, богатство, знание и информацию, харизму (исключительные качества лидера), престиж, положение, занимаемое в обществе, статус. К средствам осуществления власти относят право, авторитет, поощрение, убеждение, традиции, манипуляции, принуждение, насилие. К ресурсам власти относят совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствие с целями субъекта: - экономические ресурсы – материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.; - силовые ресурсы – оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные люди; - информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения; - политико-правовые ресурсы – конституция, законы, программные документы политических партий; - демографические ресурсы – человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы. В правовом демократическом государстве имеет место разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Одним из субъектов власти выступает государство. В современной науке существует множество определений понятия государства. Государство – это организация публичной власти, располагающая аппаратом управления, представляющая общество и осуществляющая руководство им. 22.Этика, мораль, нравственность, исторические типы и функции морали. Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мораль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт. Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом. Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии. В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней. Табу — религиозный запрет, налагающийся на совершение какого-либо действия. Обычай — повторение каких-либо действий, основанное на поведении предков или сложившейся социальной группы. Традиция — комплекс обрядов, привычек и действий, передающихся в течение нескольких поколений. Моральные нормы — устоявшиеся представления о поведении личности. ФУНКЦИИ МОРАЛИ Регулятивная. Мораль выступает в качестве нравственного координатора поведения человека. Воспитательная. Мораль служит средством воспитания, предоставляя понятия об идеальном поведении. Коммуникативная. Мораль обеспечивает комфортное общение людей. Ценностно-ориентационная. Мораль служит ориентиром для человека. Познавательная. Мораль помогает человеку постигать мир путём различия понятий добра и зла. Мотивационная. Соблюдение моральных принципов стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию. Гуманизирующая. Принципы морали основываются на человеколюбии, что содействует налаживанию отношений между людьми. ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали. Натуралистический подход. Наличие морали объясняется естественной природой человека. Возникновение морали связано с биологическим развитием человека. Теологический подход. Мораль была дарована человеку высшими силами, Богом. Социологический подход. Появление морали связано с процессом исторического развития общества и напрямую зависит от изменения социально-экономических потребностей людей. Культурологический подход. Мораль выступает в качестве культурной составляющей, регулирующей социальное поведение людей, и не связана с политической, экономической и другими составляющими. Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам. Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь. Этапы формирования нравственности: Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках. Конвенциональный этап. (Что обо мне подумают другие люди?) Элементарный этап. (Что со мной будут делать?) Автономный этап. (Что я буду думать сам о себе?) 23. Философская антропология: основные проблемы и концепции. В силу своей сложности, многогранности и научной значимости проблема человека является универсальной. Поэтому человек - объект изучения многих наук. Каждая частная наука, непосредственно изучающая человека (анатомия, психология, педагогика, этика, антропология, медицина, этнография, физиология высшей нервной деятельности и др.), рассматривает его в разных аспектах, под углом зрения предмета данной науки. Философия, обобщая данные частных наук, выводит общее, фундаментальное знание о человеке. Раздел философии, в рамках которого исследуются проблемы человека, получил название «философская антропология». Философская антропология - учение о наиболее общих и существенных объективно-научных и ценностных аспектах человека как природном и социальном существе. В европейской философии начала и середины ХХ в. существовало учение, которое также называлось философской антропологией. Его представители М. Шелер, Г. Плеснер, Э. Ротхакер и другие достаточно механистически и биологизаторски рассматривали человека, его сущность и структуру. К настоящему времени она потеряла многих своих сторонников и не имеет авторитета ни в Германии, где зародилась, ни в других странах. Современная философская антропология исследует человека как одну из форм бытия, наряду с бытием природы и бытием общества. Это комплексное, многоаспектное учение, которое развивается многими философскими школами и направлениями. Целью философского исследования человека является создание основного содержания всеобщей концепции человека. Философская антропология выступает теоретической и методологической основой конкретных наук, изучающих человека. Главная особенность философского знания о человеке и его основное назначение - обеспечить теорию и практику необходимыми знаниями, наиболее обобщенным видением человека. Философское знание о человеке отличается и тем, что в нем соединяется вечное, вневременное и исторически конечное, актуальное. Это обусловлено тем, что ядром философского знания о человеке являются вечные проблемы человеческого бытия. Современная философская антропология решает следующие проблемы: - выясняет связи данной концепции человека с социологической, социально-психологической, этической и другими конкретными теориями о человеке; - исследует соотношение между материальной организацией космоса (природы) и человека, их взаимообусловленное существование и развитие; - изучает место человека в мире, смысл его жизни, соотношение смерти и бессмертия человека; - объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе эволюции неживой и живой природы, особенно – высших животных; - анализирует деятельностную сущность человека, его свободу и ответственность, идеалы и ценности; - обобщает данные частных наук о современной эволюции человека, его жизнедеятельности, роли во Вселенной, общественном прогрессе; - аргументирует гуманистический характера человека и общественного развития и др. Таким образом, философская антропология описывает природу и сущность человека, его другие характеристики в понятиях всеобщего и общесоциологического, в единстве существования человека как природного и социального существа, как уникальной формы бытия. Искусство – высшая форма эстетического освоения действительности, высшая так как в искусстве эстетическое – самоцель. Эстетическое требование человек предъявляет ко всему его окружающему, однако там оно имеет подчиненное значение. Например одежда должна быть красивой, соответствующей эстетическим требованиям, но прежде всего она должна соответствовать климату, времени года, соображениям удобства и т.д. В искусстве же эстетическое имеет самостоятельное, а не подчиненное значение (художник ставит лишь цель создать эстетическую ценность и больше ничего). Следовательно, эстетическое сознание в искусстве находит наиболее полное выражение. Предметом искусства, как и предметом науки, является действительность, реальный мир, природа, общество, человек. Задача заключается только в том, чтобы установить, в чем состоит отличие художественного познания от научного. Физик, химик, биолог познает природу саму по себе. Что же касается художника, то он познает природу не саму по себе, а в ее соотнесении с человеком, в ее ценностном значении. Природа у художника раскрывается такой, какой он ее видит, эмоционально воспринимает и духовно осмысливает. Достаточно сравнить, например, изображение голубя в учебнике по орнитологии с «Голубем мира» Пикассо, чтобы это различие бросилось в глаза. В учебнике образ голубя не художественный, так как задача здесь в том, чтобы возможно более точно воспроизвести облик птицы; у Пикассо же ее изображение превратилось в художественный образ, который рассказывает нам не о птице самой по себе, а о ее значении для человека и человечества, о ее социальной ценности. В рисунке Пикассо голубь остался голубем, но он стал одновременно носителем людских чувств, надежд, идеалов. Множество разнообразных видов искусства объединяют в отдельные группы на основе различных критериев. Многие ученые выделяют пространственные и временные виды. Произведения nространственных искусств (живопись, скульптура, архитектура и др.) занимают определенную часть пространства, не меняются во времени и не нaходятся в движении. Произведения же вpeмeнныx иcкусств (литература, музыка, театр и др.), напротив, меняются на протяжении тoгo времени, пока ими наслаждается зритель или слушатель. В театре развивается сюжет пьесы, меняются декорации и мизансцены, в музыке одна тема сменяет другую, в литературном произведении перед мысленным взором читателя проходят события и персонажи, придуманные автором. Однако это далеко не единственный способ классифицировать виды искусства. Их делят и с точки зрения участия языка или речи как средства художественного caмовыражения на речевые и и.юбразительные. Кроме тoгo, виды искусства можно подразделять в зависимости от тoгo, какой способ восприятия преобладает в процессе их создания и потребления. В соответствии с этим их делят на зрительные и слуховые. Искусства, которые стремятся объединить в себе дoстижения других видов, часто называют синтетическими. Их количество стремительно растет вместе с развитием тexники. Достаточно назвать такие сравнительно молодые виды искусства, как фотография, кино и мультипликация, как станет понятным плодотворное влияние техники на развитие искусств. Это содружество становится причиной рождения совершенно новых видов художественного твоpчества, стремящихся совместить в себе, казалось бы, мало подходящие друг другу вещи. Кроме многочисленных видов, искусство существует в oгpoмном разнообразии направлений, течений и стилей, которые формируют исторически сложившиеся общие xyдожественные признаки в том или ином виде искусства или в нескольких видах одновременно. Многие историчекие направления искусства вы уже знаете из курсов истории и литературы - это романский и готический стили, барокко, классицизм,романтизм, реализм и т. д. В coвpeменном мире, в отличие от тoгo, как это было раньше, нет одного главенствующего стиля или направления в искусстве. 25. Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного. Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире. Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими [2, с.486]. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания [1]. Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли". Более того, "религия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны". Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. "Философия, как постигающее мышление... - указывает он,- обладает перед представлением, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, понимает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, понимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли". В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии - на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя» Все современные религии имеют свою структуру, которая состоит из следующих частей: религиозное сознание, религиозные отношения и деятельность, религиозные организации и институты. |