Вопросы по истории философии. Вопросы по истории философии 20. Экзистенциализм Экзистенциализм
Скачать 83.23 Kb.
|
Формы познания.Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие: Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием. Творческое или художественное познание. (Оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов. Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть. Религиозное познание. Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще). Мифологическое познание. Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами. Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы – самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми. 15.Проблема истины в философии. На пути к восстановлению истины о предметах и явлениях окружающего мира лежит вопрос о том, что является критерием, мерилом истинности полученных знаний. Одни философы говорят, что истинно то, что полезно, выгодно (прагматики), другие считают, что истинно то, что согласуется с мнением большинства (конвенционализм), истинно то, что подтверждается на практике. Следует указать основные функции практики. Практикой называется предметная деятельность людей и имеет 3-и функции: ü Познавательная, то есть в процессе деятельности человек приобретает новые знания о мире. ü Воспитательная, то есть в процессе практической деятельности человек изменяет себя. ü Преобразующая, то есть в процессе практики человек изменяет окружающую действительность. Характеристики практики: 2.Это специфическая деятельность. 1. это общественно-историческая деятельность. 2. это изменяюще-преобразующая деятельность. 3. это материальное дело. 4. это сознательная деятельность Значение практики: практика является основой познания мира, все идеи ученые берут из практической жизни; является критерием истинности знаний; является целью познания, потому что все открытия, которые совершаются в науке имеют, в конечном счете, цель внедрения в практику. Истина – адекватное, верное отражение действительности. Это отражение предмета таким, каким он существует сам по себе независимо от человека. Следует отличать истину от заблуждения и лжи. Заблуждение – непреднамеренное искажение фактов действительности. Ложь – сознательный обман. Проблема истины рассматривается с 2-х сторон: 1. Заключается в ответе на вопрос, существуют ли объективные истины. 2. Заключается в ответе на вопрос, в каких формах существует истина, то есть иначе можно ли познать истину полностью, целиком. Ответы: 1. Объективная истина – это истина, содержание которой не зависит не от человека не от человечества. Есть ли такие истины? Да есть. Например, смена времени года, движение планет. 2. Истина существует в 2-х формах: относительная – истина не законченная, незавершенная. Таких истин большинство; пример, строение мозга, атома. Абсолютная – законченная, завершенная. Например, знание о дате рождения, смерти, о расположении предметов, определение материи. Между относительной и абсолютной истинами существует диалектическая связь. Она состоит: любая относительная истина содержит в себе зерно, часть истины абсолютной. В свою очередь абсолютная истина складывается из истин относительных. Философы по-разному оценивают роль абсолютных и относительных истин в познании: ü Релятивисты (от слова относительный), те философы, которые признают существование только относительных истин. ü Догматики: философы, которые считают, что существуют только абсолютные истины, законченные, не признают относительности знаний. Деалектики - материалистическая позиция: познание существует как относительное, так и абсолютное. 16. Стадии развития науки Наука развивается в ходе истории человечества. Вопрос в том, «почему» и «как» она развивается. Согласно концепции интернализма, развитие науки определяют внутринаучные факторы (накопление знаний, любознательность ученых, гении и т.п.). Согласно концепции экстернализма,развитие науки определяется внешними, социально-экономическими факторами. Согласно концепции кумулятивизма (лат. cumulatio – накопление), развитие науки идет путем постепенного, непрерывного накопления новых знаний. Согласно концепции некумулятивизма, развитие науки идет скачкообразно, катастрофически, т.к. здесь имеют место научные революции. Научные революции – особый вид фундаментальных новаций, связаны с перестройкой основополагающих научных концепций. К существу научной революции относятся: создание новых методов исследования, новых теоретических концепций и новых исследовательских программ. Современные теории научных революций разработали И. Лакатос и Т. Кун. Последний вывел концепцию научных революций как смены парадигм – научных теорий, выступающих в качестве образца научного исследования на определенном этапе развития науки. И. Лакатос рассмотрел концепцию научных революций как смены научно-исследовательских программ. П. Фейерабенд выдвинул анархический принцип пролиферации идей– «размножения теорий», где условием развития науки является стремление к максимальному разнообразию взаимоисключающих гипотез и теорий. 17.Цивилизационный подход к типологии В рамках общества согласно формационному подходу можно выделить две структуры – базис и надстройку. Базис представляет собой совокупность производственных взаимоотношений, которые складываются из производственных сил, т.е. средств и способов производства, а также используемых природных богатств и труда людей, и производственных отношений, в первую очередь отношений собственности и распределения итогов труда. Базис, составляет социально-экономическую основу общества, его функционирование обеспечивает более сложные общественные образования, такие как политический строй, общественные отношения, администрирование, духовную жизнь, все что составляет надстройку общества. С точки зрения формационного подхода производительные силы базиса находятся в процессе постоянного совершенствования, за счет развития средств и способов производства, внедрения новых технологий, повышения производительности труда и т.д. При этом производственные отношения остаются неизменными, что неизбежно приводит к возникновению конфликта (принцип единства и борьбы противоположностей), так, например, в 17-18 веках возникали конфликты между владевшем капиталом буржуазией и владевшими политическими и сословными привилегиями дворянством. Данный конфликт влечет за собой мирное, либо насильственное изменение производственных отношений, а в след за ними меняет, и настройка приспосабливаясь к новым отношениям, либо выстраиваясь заново (например, в ходе революции). Маркс выделял шесть основных формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, азиатская, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Азиатская и рабовладельческая формации сосуществовали параллельно друг другу предлагая альтернативные варианты соотношения производственных сил и отношений. Если основой рабовладельческой формации является частная собственность, которая позволила выстроить демократически-республиканскую политическую надстройку, то в азиатской формации частная собственность не развита, трудящиеся – общинники, являются лично свободными (в отличии от рабов античности), однако средства производства принадлежат государству, которое осуществляет распределение и контроль. Многие исследователи отождествляют коммунистическую формацию с историческими реалиями СССР, называя ее также социалистической, что является принципиально неверным. Основными чертами коммунистической формации является отсутствие частной собственности, равномерное распределение произведенного продукта и отсутствие эксплуатации рабочих, что в конечном итоге не было достигнуто. Ленин определял формационную принадлежность Советского государства, как государственный капитализм. 18.Цивилизационный подход Цивилизационный подход был предложен А. Тойнби. Согласно его положениям – история представляет собой нелинейный процесс зарождения, развития и упадка, множества цивилизаций в значительной степени независимых и отделенных друг от друга как во времени, так и в пространстве. Под цивилизацией Тойнби понимал совокупность людей, объединенных традицией, географическими условиями и территорией проживания, историческими рамками. Тойнби выделял основные цивилизации, которые оставили значительный след в общем историческом процессе, и оказали влияние на другие (вавилонская, китайская и т.д.) и локальные, которые в значительной степени замкнуты на себе (русская, германская и т.д.). Движущей силой истории являются вызовы цивилизациям со стороны природы или других обществ, и их ответ на эти вызовы, который осуществляется творческим меньшинством цивилизационного сообщества в противовес инертному большинству. Как только большинство начинает перевешивать и меньшинство оказывается не в силах развивать цивилизацию она приходит в упадок и угасает. Культурологический подход был предложен О. Шпенглером и очень близок к цивилизационному. Под культурой Шпенглер понимал совокупность религиозных, морально-этических, традиционных норм и установок, материальных и духовных достижений, характерных для определенного населения. Культуры, как и цивилизации у Тойнби, зарождаются развиваются и умирают, при этом под цивилизацией в данном подходе понимался высший уровень развития культуры 19.Социальная философия. Специфика социального познания. Раздел философского знания, который изучает фундаментальные характеристики и общие закономерности развития общественного бытия, основания социальной деятельности людей, главные ценности и конечные цели жизни человека, а также особенности и методы социального познания, называется социальная философия. Социально-философские знания опираются на результаты исследования различных научных дисциплин (социология, история, культурология и др.), выступают по отношению к ним как методология исследования общественных процессов и феноменов, нацеленные на логику социального развития. Социальная философия решает три группы проблем: 1) анализ качественного своеобразия общества, взятого в соотношении с природой; 2) изучение принципов структурной организации общественных систем и источников их изменений; 3) исследование закономерностей исторического процесса и поиск его объективных оснований. Главная цель социальной философии – разработать целостную и достоверную картину общественного бытия людей, способы решения актуальных проблем настоящего и прогнозирования будущего. Познание общества существенно отличается от познания природы. Особенности социального познания характеризуют следующие моменты: 1. Предметом социального познания выступает мир человека, а не мир вещей как таковой. Это означает, что социальное познание имеет дело с социальными отношениями и процессами, в рамках которых люди выражают свои интересы и ценности, преследуют определенные цели, являются режиссерами и исполнителями собственной жизни. В отличие от предмета естествознания здесь тесно переплетается материальное и духовное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное и т.п. 2. Социальное познание направлено главным образом на развитие общественных явлений, динамику общественной жизни. Поэтому ключевым принципом его исследования является историзм. Он требует не просто констатации событий в хронологической последовательности, но и рассмотрение процесса их становления, периодизации и типологизации, связи с порождающими условиями. 3. Преимущественное внимание в социальном познании уделяется качественному измерению событий, единичному, особенному и индивидуально-неповторимому, но на основе всеобщего и закономерного в историческом процессе. 4. Социальное познание – это ценностно-смысловое постижение человеческого бытия («к чему» и «ради чего»), неразрывно связанное с миром человеческих ценностей, указывающих на социокультурную значимость тех или иных предметов и явлений действительности. Поэтому важнейшую роль в социальном познании играет процедура понимания как постижение смыслов человеческой деятельности, определенных феноменов и процессов, их места и функций в общественной системе. 5. Социальному познанию свойственна текстовая природа – связь социальной реальности с субъектом социального познания осуществляется через культурные тексты (хроники, документы, археологические источники и т.д.) и символы, выражающие в знаковой форме значение, смысл, ценность. 6. В социальном познании невозможно применить научное оборудование и приборы, их заменяет «сила абстракции», теоретическое мышление, его принципы и методы. Если в естествознании формой познания объекта выступает монолог («природа молчит»), то в социальном познании – это диалог личностей, текстов, разных культур и и исторических эпох, в ходе которого воспроизводятся смыслы мира человека. 20. Общество как система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество – это система, то есть оно состоит из отдельных, но взаимосвязанных частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни (подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов. Общество — динамическая система, то есть оно постоянно развивается, совершенствуется (прогресс) или движется назад, от более совершенного к менее (регресс). |