ммв. Семинары по истории педагогики (1). Воспитание, образование и зарождение педагогической мысли в Древнем мире
Скачать 122.34 Kb.
|
Тема. Воспитание, обучение и педагогическая мысль в России в XVIII – XIX в. План семинарского занятия 1. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII в. 1.1. Деятельность Л. Ф. Магницкого и дальнейшее развитие школ. 1.2. В.Н. Татищев и начало профессионального образования в России. 1.3. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова. 1.4 Педагогические взгляды Г. С. Сковороды. 1.5. Педагогическая деятельность и взгляды Н. И. Новикова. 1.7. Просвещение в России в эпоху Екатерины Великой. Задания и спорные суждения 1.Сделайте сравнительный анализ педагогических идей известных русских просветителей о воспитании и обучении подрастающего поколения. Ответ: 1. Педагогические идеи русских просветителей в становлении дошкольного образования В России прогрессивные педагогические идеи развивали русские просветители (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский). Русские просветители, стоявшие на материалистических позициях, придавали большое значение правильному познанию детьми окружающего мира, что будет способствовать не только умственному воспитанию, развитию любознательности, пытливости, формированию основ материалистического миропонимания, но и подчеркивали роль природоведческих знаний в развитии нравственных качеств личности, регулирующих поведение человека в природе. Начиная с первых шагов обучения, необходимо, по их мнению, приучать детей рассматривать явления природы в их взаимной связи и обусловленности. Исключительно большое значение изучению наук о природе придавал А. И. Герцен (1812–1870). Он резко критиковал существующую систему обучения и воспитания, последовательно боролся за увеличение роли естественных наук. По его мнению, естествознание должно быть фундаментом всей образовательной системы. А. И. Герцен считал, что природа эмоционально воздействует на ребенка. Впечатления, полученные от общения с родной природой, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, своему народу, стране. А. И. Герцен утверждал: «Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению родине». Это чувство возникает на основе ярких эмоциональных переживаний, что тонко выразил А. И. Герцен. В середине 50?х начале 60?х гг. XIX в. отмечается широкое педагогическое движение: во всех слоях населения растет тяга к образованию. В этот период в работах Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева обосновывается необходимость всестороннего развития личности ребенка как будущего человека. Высоко оценивая естественнонаучные знания, как средство воспитания правильных (материалистических) представлений о явлениях окружающей природы, Н. Г. Чернышевский (1828–1889), называл их «коренными» в системе образования. При этом высоко ценя и искусство, он писал, что восторг от созерцания природы выше, чем от искусства. В процессе ознакомления детей с природой соприкосновение, особенно с живыми развивающимися существами, побуждает учитывать нравственную, интеллектуальную и эстетическую направленность этого воздействия на ребенка. Живое даже перестает быть живым, если рассматривается, по выражению Н. Г. Чернышевского, лишь с точки зрения полезности для человека. Вместе с другими русскими демократами Н. А. Добролюбов (1836–1861) закладывал основы материалистического учения о первоначальном воспитании детей. Учитывая огромную важность естественных наук в воспитании материалистических взглядов и суждений, интереса детей к явлениям природы, он со всей категоричностью отстаивал природоведение как один из самых ценных предметов школьного обучения. Вооружение детей разносторонними основательными знаниями о природе, «процесс усвоения которых заключает в себе рассудочную деятельность», Н. А. Добролюбов оценивал как важную основу для выработки твердых непогрешимых ................ 2. Программы о воспитании Н.И. Новикова и А.Н. Радищева Преобразования в области просвещения и педагогики второй половины ХVПI в. имеют тесную связь с педагогической деятельностью русского журналиста, книгоиздателя и общественного деятеля - Николая Ивановича Новикова(1744-1818) и русского просветителя, писателя и философа - Александра Николаевича Радищева (1749-1802). Николай Иванович Новиков организовывал независимые от официальных властей народные училища для непривилегированных слоев населения, пропагандировал идеи французских просветителей XVIII в., был создателем первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», посредством которого с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. В издаваемых им сатирических журналах «Живописец», «Трутень» и «Кошелек» Новиков проводил идею равенства людей, уважения человеческого достоинства, подвергал резкой критике дворянское воспитание. Публикации Н.И. Новикова способствовали формированию прогрессивной педагогической мысли в России. Так, в статье «О сократическом способе обучения» впервые была выдвинута проблема создания педагогики как науки. Н.И. Новиков первым в отечественной практике применил сам термин «педагогика» для обозначения науки о воспитании. Он указал на основные ее источники: мысли знаменитых людей прошлого о воспитании; наблюдения за педагогической деятельностью и детьми, «собственные опыты» (т. е. эксперименты). В другой его статье «Об эстетическом воспитанию; впервые рассматривалась задача эстетического воспитания детей, как части широкого процесса, охватывающего все стороны формирования личности ребенка. Его главное педагогическое сочинение - трактат «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний», опубликованный в 1783 г. в журнале «Прибавление к «Московским ведомостям»». Это сочинение охватывает широкий круг общепедагогических проблем, вопросы физического, умственного и нравственного воспитания, на основе сочетания которых возможно формирование человека и гражданина. . В разделе «Об образовании разума» Новиков сформулировал ряд важных психолого-педагогических правил: - не погашайте любопытство детей; - упражняйте детей в употреблении чувств, научайте их чувствовать справедливо; - остерегайтесь подавать детям ложные или не довольно точно определенные понятия о какой-нибудь вещи, сколько бы ин была она маловажна, гораздо лучше вам совсем отрекаться ответствовать им на некоторые их вопросы, нежели давать двусмысленный и недостаточный ответ; - не учите детей ничему такому, чего они по возрасту своему или по недостатку других предполагаемых при том познаний уразуметь не могут; - старайтесь не только умножить и распространить их познание, но и сделать его основательным и верным. Все эти правила получили в статье хорошее обоснование и были подкреплены многими результатами внимательных наблюдении за развитием детей. Деятельность и взгляды Н.И. Новикова имели большое значение для развития общественной и профессионально-педагогической мысли в России. Семинарское занятие №8 Тема 1. Школа и педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX в. План семинарского занятия 1. Школа и педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX в. 1.1. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова. 1.2. .Идея «свободного воспитания» Л.Н. Толстого и ее реализация в практике работы Яснополянской школы. Л.Н. Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения. Учебные книги Л.Н. Толстого для народной школы. 1.3. Социально-педагогические взгляды Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. 1.4. К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России. Идея народности воспитания как основа педагогической системы К.Д. Ушинского. Разработка К.Д. Ушинским вопросов дидактики. Труд в жизни человека, его воспитательное и образовательное значение. Учебные книги К.Д. Ушинского. Требования педагога к учителю. К.Д. Ушинский и современность. Задания и спорные суждения 1. Расскажите о содержании и социальной направленности школьных реформ России 1860-х гг. Ответ: Школьные реформы 1860-х гг. были осуществлены в ряду социальных преобразований, важнейшим среди которых было освобождение крестьян от крепостной зависимости (1861). Признаки либерализации школьной политики 1850-х гг. (после отставки П. Ширинского-Шихматова и назначения министром просвещения B.C. Норова) усилились в начале царствования Александра II (1855-1888). В ноябре 1855 г. были приняты новые правила поступления и обучения в университетах. Правилами отменялись ограничения числа поступающих в университеты. Они однако не устроили студентов и профессоров. Студенты настаивали на праве создавать независимые корпорации. Университеты вместе с просвещенным обществом ждали глубоких социальных реформ и демократизации образования на их основе. В 1856 г. был восстановлен Ученый комитет, который занялся подготовкой проектов новых школьных уставов. На работу комитета определенно повлияли предложения видных педагогов и общественных деятелей, в частности Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского. В деятельности Ученого комитета сказалось и то, что в 1862 г. Министерство просвещения возглавил профессор-либерал А.В. Головнин, руководивший ведомством до 1866 г. и осуществивший важные реформы. В июне 1863 г. был утвержден новый университетский устав. Университеты получили более значительные права на автономию, чем по уставу 1804 г. Управление университетов передавалось советам профессоров. Советы, в свою очередь, должны были выбирать ректоров и новых преподавателей. Министру просвещения предоставлялось формальное право утверждать или отменять решения советов, которым он однако в дальнейшем фактически не пользовался. Были сокращены полномочия университетских инспекторов, попечителей учебных округов. Ученый комитет подготовил 3 проекта (1860, 1862, 1864 гг.), которые легли в основу нового устава средних школ (1864). Уставом отвергалась классово-сословная дискриминация обучения. Соответствующий пункт гласил: "В гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний без различия профессий или верований их родителей". Определяющим условием для поступления в гимназию становилось имущественное положение. Ученики обязаны были вносить плату за обучение. От платы освобождались дети малоимущих родителей (количество освобожденных не могло превышать 10 % от общего числа учеников). Предусматривалась ранее не практиковавшаяся выдача единовременных денежных пособий и стипендий особо отличившимся ученикам. 2. Можно ли говорить о школьной политике 1866-1890-х годов как о реакционной? Ответ: Эпоха значительных школьных и других социальных реформ оборвалась в 1866 г. после неудачного покушения на Александра II. Вскоре после покушения новым министром был назначен Д. А. Толстой, который пробыл в этом качестве с 1866 по 1880 гг. Министр одновременно являлся главой священного синода. Противясь академическим свободам, Толстой урезал автономию университетов, стремился установить жесткий правительственный контроль над университетами и другими учебными заведениями, препятствовал эмансипации крестьян в сфере образования. В 1871-1872 гг. вышли два новых закона относительно средних учебных заведений. Согласно этим документам, в программу всех гимназий включались древние языки. Министерство определяло перечень разрешенных учебных пособий, контролировало всю деятельность преподавателей. Создавался новый тип неоклассической (реальной) гимназии. В этом учебном заведении получали техническое образование юноши из средних социальных слоев. Они могли далее обучаться в высших технических школах (доступ в университеты для них был закрыт). Произошли изменения, которые послужили толчком к развитию высшего женского образования в центральных городах России: Москве, Петербурге, Киеве и Казани. Реформы коснулись и начального образования. Новый устав начальных школ (1874) предусматривал усиление контроля министерских инспекторов в отдельных учебных заведениях. Поощрялось создание церковно-приходских школ, находившихся в ведомстве священного синода. Консервативная школьная политика на короткое время была прервана в 1880-1881 гг. либеральным курсом в духе реформ 1860-х гг. министра просвещения А. Сабурова. Но уже в 1881 г., после убийства Александра II, школа вошла в затяжную полосу реакции. Новый министр просвещения, единомышленник Д. Толстого, И.Д. Делянов, руководивший школьным ведомством в течение 1882-1898 гг., начал свою деятельность с репрессий против студенчества. Был принят новый университетский устав (1882), который положил конец автономии университетов, студенческим свободам. Управление университетами было сосредоточено в Министерстве просвещения. Правительству, однако, не удавалось приглушить движение за демократизацию университетов. В конце 1880-х гг. усилились требования студентов по поводу автономии. Вопреки уставу 1882 г. студенты объединялись в организации в виде землячеств. Среди тех, кто вдохновлял консервативную школьную политику, заметное место занимал наставник Николая II и Александра III, глава священного синода К.П. Победоносцев. Его зловещую роль точно охарактеризовал А. Блок: "В те годы дальние, глухие, в сердцах царили сон и мгла: Победоносцев над Россией простер совиные крыла". Победоносцев был идеологом дискриминации национальных меньшинств в сфере культуры и образования (по его предложению, например, были приняты правила, препятствовавшие обучению евреев в университете, меры против мусульманских школ). По настоянию Победоносцева было ограничено обучение в классической гимназии детей из малоимущих слоев. Так, согласно циркуляру 1887 г. существенно возросла плата за обучение в гимназиях и прогимназиях. Оговаривалось, что следует препятствовать обучению в гимназии представителям низов (детям кухарок, крестьян, прачек и пр.) В результате в течение 1882–1895 гг. число учащихся классических гимназий сократилось с 65,7 тыс. до 63,9 тыс., а доля учащихся из дворянских и чиновничьих сословий увеличилась с 47 % до 56 %. Поток малоимущих переправлялся прежде всего в реальные гимназии, где количество учащихся росло в первую очередь за счет этого слоя населения. На протяжении 1882-1895 гг. число учеников реальных гимназий выросло с 17,5 тыс. до 26 тыс.; соответственно доля выходцев из недворянских городских сословий - с 40 % до 44 %. Заметно отличались от государственных гимназий некоторые частные средние учебные заведения, организованные в начале 1880-х гг. Среди них отметим школу по руководством А.С. Грачевского (Одесса) и женскую гимназию под началом В.Я. Стоюнина (Петербург). Так, в школе Грачевского в младшем отделении шло совместное обучение мальчиков и девочек; было организовано трудовое обучение (швейное дело -для девочек, столярничество - для мальчиков). В гимназии Стоюнина программа делилась на 4 основных цикла: научные дисциплины, иностранные языки, искусство, физическое воспитание. Главная тяжесть занятий падала на работу в классе, домашние задания были сокращены, в школе отказались от традиционных цифровых оценок знаний. Для гимназисток регулярно организовывали экскурсии на промышленные предприятия, в деревню. Политика в отношении начальных школ основывалась на идее приоритета священного синода в системе элементарного образования и контроля с его стороны за учебными заведениями. В течение 1881-1894 гг. количество церковно-приходских школ увеличилось с 4 тыс. до 31,9 тыс. (соответственно число учащихся выросло с 105,4 до 981 тыс.). Число девочек в этих школах увеличилось за это время с 13,1 тыс. до 173 тыс. Программы школ были весьма урезанными: церковное пение, чтение религиозных текстов, письменный и устный русский язык, арифметика. Только в 225 церковно-приходских школах имелся 5–6-летний курс обучения (двухклассные училища). Остальные были одноклассными школами. В некоторых из них давали навыки сельскохозяйственного или ремесленного труда. Видным идеологом и энтузиастом создания церковно-приходских школ являлся С.А. Рачинский (1833-1902). Будучи подвижником просвещения, Рачинский искренне и глубоко отдавался делу организации начальных школ для крестьян. 3. Проанализируйте содержание работы Н.И. Пирогова «Вопросы жизни». Ответ: Рассмотрение педагогических взглядов Н. И. Пирогова следует начать со статьи “Вопросы жизни” опубликованной им в 1856 году. Это была первая педагогическая работа Пирогова. Благодаря ей имя Пирогова стало широко известным и обратило на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании. В статье “Вопросы жизни” (впрочем, как и в других своих педагогических сочинениях) Н.И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. Свою статью Пирогов начинает с исторической справки о поисках выдающимися мыслителями древней Греции ответов на вопросы о назначении человека в общественной жизни, о смысле человеческой жизни. Из этой справки выясняется, что речь идет о вопросах общественной жизни, о жизни человека в обществе, об его взаимоотношениях с другими людьми, о неизбежности для каждого из нас разрешения вопроса о нашем личном отношении к общественным потребностям и обязанностям. “В чем состоит цель нашей жизни? каково наше значение? к чему мы призваны? чего должны искать мы? Таковы первые вопросы жизни, выдвигаемые Пироговым в его статье. В самостоятельном решении этих вопросов заинтересованы и общество с его господствующим направлением, и каждая отдельная личность. С этим трудно не согласиться. Казалось бы, рассуждает далее Пирогов, что на поставленные вопросы о цели и назначении нашей жизни члены христианского общества получат ответы в процессе воспитания в семье и в школе, и таким образом подготовлены к осуществлению христианской морали в общественной и личной жизни. Но в действительности такого господства христианской морали не наблюдается. В противоположность христианским основам воспитания, полученным в школе, во всех проявлениях общественной жизни господствует “резко выраженное материальное, почти торговое стремление. Что же остается делать при таких обстоятельствах? - вот естественно возникающий вопрос. Остается глубже взглянуть в существо окружающей жизни. С исключительным мастерством излагает Пирогов “философию” восьми мелких общественны Взглядов, которым следуют эти толпы, наберется до десяти, а может быть, и более. Первый взгляд - очень простой и привлекательный. Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это по малой мере лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит - для наслаждений и трудов. Сон - опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждение - для счастья. Второй взгляд - высокий. Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете все, что кажется необъяснимым для черни. Поумнев, поверьте, вы будете действовать как нельзя лучше. Тогда предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете промаха. Третий взгляд - старообрядческий. Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем, не размышляя, живите так, как живется. Четвертый взгляд - практический. Трудясь, исполняйте ваши служебные обязанности, собирая копейку на черный день. В сомнительных случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то, что вам выгоднее или, по крайней мере, что для вас менее вредно. Впрочем, предоставляйте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях, точно так же как и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений. Своим изложением “философии” жизни восьми мелких общественных групп Пирогов сформулировал господствовавшие в русском, так называемом образованном обществе язвы и пороки, служившие предметом изображения и в нашей могучей, исключительной по своим моральным тенденциям художественной литературе XIX в. Разоблачая пошлость, господствующую в привилегированном обществе, Пирогов вместе с тем показал бессилие школы и воспитания его времени в деле преобразования общества на каких бы то ни было разумных началах. А если так, то возникал следующий серьезный вопрос о смысле и назначении всей системы воспитания и образования. Очевидно, школа и воспитание ни в какой мере не вели к усовершенствованию общественной жизни на нравственных основах. “Существует, - пишет Пирогов только три возможности вывести человечество из ложного и опасного положения: 1 Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества; 2 Или переменить направление общества; 3 Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой”. Пойти первым путем, рассуждает далее Пирогов, это значило бы “искажать то, что нам осталось на земле Святого, Чистого и Великого...” “Изменить направление общества есть дело промысла и времени”. Остается третий путь, т. е “приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе..., доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой”. Приготовить нас с юных лет к этой борьбе, значит именно “сделать нас людьми, т. е. тем, чего не достигнет ни одна ваша реальная школа в мире, заботясь сделать из нас, с самого нашего детства, негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов”. В этом рассуждении выясняется основная общественно-педагогическая позиция Пирогова. Подводя итог под вышесказанным, можно сделать, что наивысшая общественно-историческая заслуга Пирогова заключалась уже в том, что он раскрыл и назвал своим именем “торговое ” направление жизни, показал его противоречие со всем, что еще осталось в жизни “святого”, раскрыл разлагающее влияние “меркантильного направления” на подрастающее поколение и поставил на очередь дня вопрос о том, что же можно сделать путем воспитания, чтобы преодолеть развращающее влияние “торгового направления” в общественной жизни. 4. Расскажите об эволюции педагогических взглядов и просветительской деятельности Л.Н. Толстого. Ответ: Л.Н. Толстой отмечал, что традиционные авторитарные обучение и воспитание тормозят творческое развитие детей и приводят к тому, что «все высшие способности – воображение, творчество, соображение – уступают место каким-то другим полуживотным способностям – произносить звуки независимо от воображения, считать числа сразу_ воспринимать слова, не допуская воображению подставлять под них какие-нибудь образы; одним словом, способность подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием – страх, напряжение памяти и внимание. Всякий школьник до тех пор составляет диспарад в школе, пока он не попал в колею этого полуживотного состояния. Как скоро ребенок дошел до этого состояния, утратил всю независимость и самостоятельность, как только проявляются в нем различные симптомы болезни – лицемерие, бесцельная ложь, тупик и т.д., так он уже не составляет диспарад в школе, он попал в колею, и учитель начинает быть им доволен...» В философско-педагогических взглядах Л.Н. Толстого видное место занимала проблема свободы в воспитании и образовании детей. Мысли великого педагога о свободе ребенка в процессе обучения и воспитания явились протестом против существовавшей казенной практики русского и зарубежного образования. Свободное воспитание, по Толстому, это воспитание, представляющее собой процесс создания благоприятных условий, способствующих созреванию личности воспитанника и развитию его природных задатков. Защищая принцип свободного воспитания, Толстой придавал исключительно большое значение бережному отношению учителей к детскому мышлению и речи учащихся, в которой он весьма ценил оригинальность языка детей, отражавшего непосредственность, яркость и наглядность их мышления, тем самым развивая природные задатки детей. По мнению Толстого, свободное воспитание будет содействовать развитию природных задатков ребенка и поможет ему самостоятельно выработать нравственные убеждения. Вместе с тем он подчеркивал, что «свобода не может быть дана человеку человеком. Каждый человек только сам может освободить себя». В трактовке Толстого свобода в воспитании находится в зависимости от высших религиозных и нравственных ценностей. Религия и нравственность должны быть усвоены учащимися как два главных предмета преподавания. Задача учителя заключается не в том, чтобы принудительно формировать личность ребенка, а в том, чтобы содействовать его свободному развитию. Если педагог сознательно или бессознательно оказывает воспитательное влияние на учащихся, он не имеет права настаивать на том, чтобы ученики в обязательном порядке усваивали его взгляды. Л.Н. Толстой в качестве основы воспитания выдвигал принцип служения добру и самосовершенствования. По мнению педагога, задача воспитания состоит в том, чтобы воспитывать детей применительно не к настоящему, а к будущему, лучшему состоянию человеческого рода, поэтому главное в воспитании ребенка – развивать духовные его силы, «освобождая от поверхностного, условного». Учить воспитанника жизни – значит помочь ему построить себя как личность в согласии с совестью и разумом, свести до минимума расхождения между словом и делом, добиться, чтобы активная жизненная позиция стала нормой жизни. В понимании учебно-воспитательного процесса педагог исходил из ведущей роли воспитания. Подчеркивая активное творческое начало в личности человека, Л.Н. Толстой говорил: «Знания только тогда знания, когда они добываются усилиями собственной мысли, а не памятью». Условно принято выделять несколько периодов его педагогической деятельности. В первый период (1859–1862), по его собственным словам, он «был страстно увлечен» народной школой и педагогикой. Совершая поездку по Европе, он посещал немецкие, французские, итальянские школы, где знакомился с постановкой учебного процесса, методикой обучения. Знакомство с зарубежным опытом школьного образования укрепило его в мысли, что школьные модели, на которые ориентировались власти при создании русской школы, мало применимы в России. Вернувшись на родину, он создал в своем имении Ясная Поляна народную школу для крестьянских детей, где сам преподавал, одновременно издавал журнал «Ясная Поляна», переписывался с известными методистами, авторами учебников, принимал участие в открытии народных школ. Следующий период активной педагогической деятельности Толстого – 1870–1876 гг., когда он возобновляет занятия с крестьянскими детьми, пишет и публикует учебники «Азбука» и «Новая Азбука»,занимается обеспечением школ своего уезда учебной литературой. Третий период педагогической деятельности охватывает 1880–90-е гг., когда он встречается с учителями и учениками тульских школ, занимается разработкой вопросов нравственного воспитания. Л.Н. Толстой вошел в историю образования как педагог-организатор и новатор, автор лучших для своего времени книг для начального обучения. 5. Проанализируйте взаимосвязь содержания статьи Н.И. Пирогова «Вопросы жизни» с общественно-педагогическим движением в России в 60-х гг. XIX столетия. Ответ: Важной составной частью общественного движения было пед. движение. Острая критика крепостного воспитания, борьба против сословной школы за общее светское образование, за воспитание человека и гражданина, за образование женщин, борьба против зубрежки, уважение к личности ребенка, автономия высшей школы- важнейшие вопросы педагогики 60-х г.г. 19 века. В этот период возник ряд общественных организаций, цель- решение насущных проблем педагогической теории и практики. В 1859 г. создается Петербургское пед. собрание→ П. п. общество (к. Д. Ушинский). При Вольном экономическом обществе создается Комитет грамотности, где обсуждаются вопросы организации народных школ. Организуются воскресные школы, в которых ведут свою работу и революционеры. Создаются школы для детей рабочих, а в некоторых местах- дошкольные учреждения. Развивается педагогическая журналистика. Издавались: «Журнал для воспитания» (статьи Ушинского), «Учитель», «Русский педагогический вестник», «Педагогический сборник» (общие вопросы воспитания и средней общеобразовательной школы), «Ясная Поляна» (Толстой о своей школе). Вопросы воспитания и народного образования освещались также литературными и политическими журналами «Современник», в спец. Журналах («Морской сборник»- известная статья Пирогова «Вопросы жизни») Николай Иванович Пирогов (1810- 1881) родился в Москве, окончил Московский университет, в возрасте 26 лет стал профессором хирургии. Во время осады Севастополя был направлен на фронт во главе с организованной им общиной «сестер милосердия».В 1856 г. был назначен попечителем Одесского учебного округа, был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа. Ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых. В 1856 г. появилась статья «Вопросы жизни». Резко выступил против сословной школы, противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Свою школьную систему строил по принципу единой школы. Несколько ступеней: 1) начальная двухлетняя школа 2) прогимназия (неполная средняя школа) двух типов с четырехлетним курсом: классическая и реальная; 3) гимназия также двух типов: классическая с пятилетним сроком обучения и реальная с трехлетним сроком; 4)высшая школа (университеты и высшие специальные учебные заведения). Главное место в системе средних школ- древние языки (латынь и греческий), русский язык, литература, математика, история. С целью облегчения получения высшего образования неимущим предлагалась уменьшенная плата за образование. Новые методы: надо будить мысль учащегося, развивать умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы. Основные дидактические принципы: осмысленность обучения, активность, наглядность. Рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практич. занятия. Осуждал казарменный режим, бездушное отношение к детям, требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. Принципиально осудил телесные наказания детей. Семинарское занятие № 9 |