Главная страница
Навигация по странице:

  • Задания и спорные суждения: 1. Расскажите об основных факторах возникновения и развития первых учебных заведений в древних цивилизациях Востока.

  • 2. Проследите эволюцию эдуббы в древней Месопотамии.

  • 3. Расскажите о состоянии школьного дела в Древнем Египте.

  • 4. Изложите и объясните отличия и сходство взглядов на воспитание и образование индуизма и буддизма.

  • 5. В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей

  • Основные принципы этико-политического учения (конфуцианства) включают «Шесть искусств»

  • Семинарское занятие № 2 Тема: «Педагогическая мысль в эпоху средневековья» План семинарского занятия

  • Задания и спорные суждения: 1. Почему Византию можно рассматривать как мост между античной и средневековой образованностью

  • Расскажите об особенностях генезиса образования в Византии.

  • 3. Проследите главные этапы развития педагогической мысли в Византии.

  • . Проанализируйте идеи представителей византийской философско-педагогической мысли.

  • 5. Какими были система и типы учебных заведений в Византии

  • 6. В чем вы усматриваете влияние византийской образованности на Русь и средневековую Западную Европу

  • Византийцы Кирилл

  • Киевской Руси после принятия православного христианства (988)

  • Семинарское занятие №3

  • ммв. Семинары по истории педагогики (1). Воспитание, образование и зарождение педагогической мысли в Древнем мире


    Скачать 122.34 Kb.
    НазваниеВоспитание, образование и зарождение педагогической мысли в Древнем мире
    Дата22.04.2021
    Размер122.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминары по истории педагогики (1).docx
    ТипСеминар
    #197739
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5


    Семинарское занятие №1



    Тема: «Воспитание, образование и зарождение педагогической мысли в Древнем мире».


    План семинарского занятия:



    1. Воспитание и обучение в древнейших цивилизациях.

    1.1. Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций.

    1.2. Школа и воспитание в Междуречье (Месопотамия).

    1.3. Школа и воспитание в Древнем Египте.

    1.4. Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве.

    1.5. Воспитание и школа в Древнем Иране.

    1.6. Воспитание и школа в Древней Индии.

    1.7. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем и средневековом Китае.

    2. Общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.
    Задания и спорные суждения:



    1. Расскажите об основных факторах возникновения и развития первых учебных заведений в древних цивилизациях Востока.


    Ответ: Восток (Южная Азия, отчасти северная Африка, Индия, Китай) – это семейные традиции воспитания. На востоке впервые происходит разложение первобытного общества, появление частной собственности, зарождение государственном власти. На востоке происходит переход к классическому обществу примерно в 5 тысячелетии до н.э. Интенсивно эти процессы происходят в долинах крупных полноводных рек, там, где есть плодотворные почвы, возможность орошения земли, растения, пригодные для выращивания, животные, кот можно одомашнить – долины в реках Тигр и Ефрат, Инд и Ганг, Нил, Хуанхе – тут зарождается государственность. Появление государства становится условием для развития культуры и образования, зарождается письменность – это фактор цивилизации – пиктографическая, а затем логографическое письмо. Особенности семейного воспитания на востоке: безусловный авторитет отца, отец-наставник, который может научить разуму; в основе воспитания лежит почитание родителей, за непослушанием следует наказание. За оскорбление старших родственников чела подвергали смертной казни. Многие народы верили, что дети могут дать родителям новую жизнь и это произойдет после совершения погребального обряда – роль добротного воспитания, хорошие дети – это новая жизнь. Именно в семье дети приучились к выполнению. многочисленных обрядов, в семье воспитывали послушание, религиозное начало в человеке, передавались передовые традиции, формировались определенные добродетели: супружеская верность, правда в речах, скромность в поведении, усердие в работе. С появлением государства и развитием письменности 3 тысяч лет назад появились школы. Государство начало уделять внимание тому соц. заказу, кот способен удовлетворять потребности общества. Появляются профессиональные школы истцов, чиновников, военноначальников, школы при храмах для подготовки жрецов. В этих школах отрабатывается универсальные (вечные) способы передачи знаний: многократное повторение, действие по образцу, предложенное учителем, диалог учителя и ученика, упражнение, чтение вслух, беседа. В школах Мессопотамии (Эдуббы – дома табличек) дети изучали 2 языка – акатский и шумерский, учились писать, изучали мифологию, медицину, основы философских знаний. В школах Египта большое внимание уделяли практическим знаниям, например, детям предлагались задачи, связанные с расчетом запасов продовольствия, с вычислением площади поля. Многие школы постепенно становились крупными образовательными центрами, библиотеками, книгохранилищами. Благодаря развитию образования накапливались научные знания в области математики, астрономии, химии, медицины. Т.о. в 5-3 тысяч до н э на востоке зарождались первые государства, что способствовало дальнейшему развитию воспитания и появлению школы как соц института, связанного с выполнением общественного заказа.

    2. Проследите эволюцию эдуббы в древней Месопотамии.

    Ответ: Возникшие в 3200 г. до н. э. в междуречье Тигра и Ефрата государства (Шумер) и существовавшие здесь вплоть до 100 г. до н. э., другие древние государства, такие как Вавилон и Ассирия, обладали достаточно-стабильной и жизнестойкой культурой. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, получили развитие различные искусства. В древних городах Месопотамии, например, были разбиты парки, бульвары, проведены искусственные каналы с мостами, воздвигнуты комфортабельные дома для знати. В центре каждого города возвышалось культовое здание — башня (зиккурат). Почти в каждом городе были и школы.

    Эти школы возникли за 3 тысячи лет до н. э. как результат развития хозяйства и культуры, увеличения потребности в грамотных людях — писцах. Писцы на социальной лестнице стояли достаточно высоко. Первые школы для их подготовки в Междуречье назывались «домами табличек» (по-шумерски «эдубба»). Название им дали таблички из глины, на которые наносилась клинопись. Первые таблички явно школьного характера относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Письмена вырезались деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. В начале 1-го тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывались письменные знаки.

    Первые эдуббы возникли, очевидно, в писцовых семьях. Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». Воссоздать картину этих школ позволяют клинописные глиняные таблички, являющиеся материальным свидетельством развития цивилизации в Двуречье. Десятки тысяч таких табличек обнаружены в развалинах дворцов, храмов и жилищ. Таковы, к примеру, таблички из библиотеки и архива г. Ниппура. Среди первоисточников следует отметить, прежде всего, хроники и анналы, например летописи Ашшурбанипала (668-626 до н. э.). Древние тексты помогают судить об уровне культуры и образования.

    К подобным текстам можно причислить, скажем, законы царя Вавилона Хаммурапи (1792-1750 до н. э.), законы Ассирии второй половины 2-го тысячелетия до н. э. Учащиеся эдуббы жили дома. Постепенно эдуббы приобретали автономию. В основном школы были небольшими с одним учителем; в его обязанности входило управление школой и изготовление новых табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр. В крупных эдуббах мог быть также специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной.

    Обучение в школах было платным. Плата могла быть высокой и зависела от авторитета учителя. Чтобы заручиться дополнительным вниманием учителя, родители делали ему подношения.

    Вначале цели школьного обучения выглядели как узко утилитарные: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры культуры и просвещения. При них возникли крупные книгохранилища, например Ниппурская библиотека во 2-м тысячелетии до н. э., Ниневийская библиотека в 1-м тысячелетии до н. э.

    Складывавшуюся школу как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания и одновременно ремесленного ученичества. Семейно-общинный уклад школы сохранялся без особых изменений на протяжении всей истории древних государств Междуречья. Семья при этом играла главную роль в воспитании детей. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец отвечал за подготовку сына к жизни и был обязан передать ему свое ремесло.
    3. Расскажите о состоянии школьного дела в Древнем Египте.

    Ответ: Данные археологии свидетельствуют о том, что первые школы возникли в III тысячелетии до нашей эры и в Египте. Курс обучения был долог, сложен и стоил дорого. Обучение было индивидуальным, начиналось оно с того момента, когда ученик приходил первый раз, и завершалось для каждого в зависимости от его способностей, трудолюбия, прилежания и материальных возможностей.

    На первом этапе обучения каждый ученик должен был научиться считать, читать и быстро писать. На втором этапе одни ученики изучали стилистику и грамматику, литературу и музыку и сами становились авторами притч и хроник, поэм и афоризмов, песен и гимнов. Другие – овладевали математикой и посвящали себя строительству зданий и кораблей, сооружению каналов. Третьи – знакомились с основами ведения хозяйства и законодательства, занимая впоследствии административные и хозяйственные должности. Все эти разнообразные знания и навыки в то время объединились в одной профессии – профессии писца, главным занятием которого было составление юридических и хозяйственных документов.

    Школа Древнего Египта была небольшой по размерам (несколько десятков учеников). Учились в основном мальчики. Девочки редко посещали школы. Они достигали брачного возраста в 12-14 лет. Их учили, как правило, дома, и многие из них владели грамотой.

    Женщина во времена Нового царства чаще всего постоянно не работала, а в городах – даже не стирала и мало занималась приготовлением пищи. Стиркой занимались мужчины-прачечники, каждый ежедневно был обязан обстирать три дома.

    В школах учились дети чиновников, жрецов, землевладельцев, торгово-ремесленной верхушки, способные вносить плату за свое обучение. Образование считалось важнейшей предпосылкой будущей успешной карьеры.

    Учеба продолжалась целый день. Под диктовку учителя дети записывали тексты (поучения морально-назидательного содержания, арифметические примеры, списки географических названий, юридические формулы и пр.) или копировали их с образцов. Какого- либо знакомства с общими принципами тех или иных предметов и наук не предусматривалось. Обучение сводилось к усвоению стандартных примеров и рецептов, воспроизводившихся без изменения в течение многих сотен лет. Образование носило узкоспециализированный характер. Вопрос о полноценном, разностороннем развитии учащихся в них даже не ставился. Древнеегипетские школы не только давали образование, но и формировали дисциплинированных волевых исполнителей, превращали их в надежную опору деспотических государств.

    Дети чиновников, военных, жрецов и мастеров учились в школах сначала письму, а затем, переписывая произведения художественной и справочной литературы, – общественному устройству, географии, религии, поэзии и т.д. Те, кто плохо учился, поступали в число «людей» и распределялись на неквалифицированные работы, что было уже существенной и реальной карой в перспективе.

    В Древнем Египте был достаточно высок уровень семейного обучения и воспитания, причем мужчины и женщины имели равные права в воспитании, грамотных людей было достаточно много среди всех слоев населения. Чтобы добиться послушания, в школе применялись самые разнообразные наказания, широко была распространена пословица: «У мальчика ухо на спине: чем больше бьешь, тем больше он слышит». Обучение имело целью подготовку к профессии в зависимости от того вида деятельности, которым занималась семья. Уже в III тысячелетии до н. э. в Древнем Египте возникает институт семейной школы, при котором сын наследовал пост своего отца, при этом мастера могли брать в семью чужих детей и обучать их в процессе профессиональной деятельности.
    4. Изложите и объясните отличия и сходство взглядов на воспитание и образование индуизма и буддизма.

    Ответ: Четыре благородных истины являются фундаментом буддизма. Кратко их можно изложить так:

    1. Страдание существует.

    2. Причина его – жажда или желание.

    3. Возможно прекращение страдания – достижение нирваны, отказ от жажды.

    4. Дорога к избавлению от страдания – Восьмеричный Путь.

    Находясь в своих странствиях на пороге смерти, Будда осознал, что к познанию истины не приводят ни мирские блага, ни самоистязание. Правильный Путь лежит посередине, включает в себя такие категории, как мудрость, нравственность, духовная дисциплина.

    Основными доктринами буддизма считаются:

    • Учение о причинно-следственной связи и карме, поясняющее, что не существует в мире причин и следствий какого-либо явления, но существуют условия его возникновения или невозникновения. Страдания человека, зависят от его действий и поступков, которые определяют карму – судьбу.

    • Учение анатмавады – теория отрицания души.

    • Учение мгновенности. Основными положениями его являются постулаты: бытие мгновенно, а любое состояние непостоянно. События возникают, подобно вспышке, образуя «узоры», обусловленные причинно-следственными кармическими связями. Жизнь состоит из отдельных вспышек, создающих иллюзию некой стабильности.

    • Буддийская космология – учение о мироздании, развитии вселенной, о перерождении. 

    Основным постулатом учения является следующее утверждение: не существует каких-либо божественных субстанций. Есть человек, проживающий свою жизнь и отвечающий за все, что с ним происходит. Достигнуть состояния Пробуждения можно путем избавления от иллюзий. Увидеть жизнь такую, как она есть, помогает путь самоограничения, следование заповедям и медитация.
    5. В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей?

    Ответ: Конфуций считал, что природное в человеке — материал, из которого при правильном воспитании можно сделать идеальную личность. Стабильность общества покоится на воспитании согласно социальному назначению. «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки».

    Конфуций выдвинул принцип гуманного отношения к людям: «чего себе не пожелаешь, того не делай и другим». «Любить людей по-настоящему, не заинтересованно, не унижая опекой или равнодушием, принимая их такими, какие они есть, помогая развиться всему лучшему в них, но не закрывая глаза на их пороки и слабости».

    Конфуций разделял людей по их природным возможностям: во-первых – это «Сыны неба», обладающие врожденной мудростью, другие – это «Благородные мужи», благодаря учению пришедшие к знанию. К третьим он относил «Чернь», не способных, по его мнению, к трудному процессу постижения знаний.

    В 523 г. до н.э. Конфуций основал первую частную школу в мире «по воспитанию человеческих характеров», начал учительскую деятельность. После его смерти учениками была издана книга Луньюй (Беседы и суждения), где изложены основные взгляды Конфуция. Вначале нашей эры Конфуций стал почитаться наряду с предками и природой, богом, наделенным сверхъестественными качествами.

    Основные принципы этико-политического учения (конфуцианства) включают «Шесть искусств»:

    1. «ЛИ» - должное поведение в обществе, группе.

    2. «И» — умение подчинить долгу себя и окружающих.

    3. «СЯО» — сыновья почтительность или должное подчинение старшему (по возрасту, по должности).

    4. «ЖЭНЬ» — принцип гуманности, человечности.

    5. «ЧЖИ» — знание.

    6. «СИНЬ» — верность.

    Конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, послушания старшим, неукоснительного и строгого соблюдения всех существующих норм и правил.

    Ритуал и канон составляют основу воспитания:

    Содержание обучения в школе Конфуция составляли: обучение чтению, умению размышлять, словесности, поведению, преданности и доверию. Основной способ обучения — самостоятельно делать «черновую работу»: читать, учить наизусть, размышлять и упражняться в искусстве. Задача учителя заключалась в том, чтобы открывать новую перспективу размышлениям ученика. Сам Конфуций выступал против любой формалистики, «технизма» в обучении: техническое знание, по его мнению, мешает истинному совершенствованию.

    Взамен он предлагал следующие методы: диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам, обучение умению самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. Многие принципы, выдвинутые Конфуцием, актуальны и сегодня.



    Семинарское занятие № 2



    Тема: «Педагогическая мысль в эпоху средневековья»


    План семинарского занятия:



    1. Воспитание и педагогическая мысль в Византии.

    2. Особенности монашеского и рыцарского воспитания.

    3. Возникновение первых средневековых университетов, особенности их развития.

    4. Философско-педагогические взгляды философов и теологов раннего Средневековья. (Пьер Абеляр, Винсент де Бове, Фома Аквинский, Гуго сен-Викторский, Раймунд Луллия, Альбин Алкуин).

    5. Развитие педагогической мысли средневекового Востока в трудах ученых-энциклопедистов (Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина, Омар Хайям).
    Задания и спорные суждения:



    1. Почему Византию можно рассматривать как мост между античной и средневековой образованностью?


    Ответ: На протяжении феодальной эпохи глобальная мобильность, мощные перемещения значительных масс людей играли чрезвычайно важную роль.

    На территории Римской империи сформировались не только западная средневековая христианская цивилизации, но и византийская цивилизация. Восточные римские провинции - Балканский полуостров, Малая Азия, Ближний и Средний Восток, Египет побывали в самых разных руках. В V-VII вв. начинается расселение славян из Центральной Европы на юг и восток. Объединение восточнославянских племенных союзов со временем привело к возникновению восточной (русской) средневековой цивилизации. К началу VII в. булгары преодолевают огромное расстояние из степей Евразии на Балканский полуостров, где смешиваются со славянами, отвоевывают часть земель у Византии и основывают Болгарское царство. В бассейне Балтийского (Варяжского) моря в VIII-XI вв. господствуют викинги. В Китае и Индии продолжается бесконечная борьба за власть, которая прерывается внешними вторжениями.

    Византий, древний город на европейском берегу пролива Босфор, отделяющего Европу от Азии, был основан греками в 660 году до н. э. В 330 году н. э. стал именоваться Константинополем по имени выдающегося императора Восточной Римской империи, сделавшего христианство официальной государственной религией на подвластных территориях. В 395 году Константинополь стал столицей фактически сформировавшегося государства, а после падения Рима в 476 году и до собственного падения под ударами турок в 1453 году являлся центром Византии. Византию часто называли Романия, а ее жителей – ромеями (римлянами). Тем самым обозначалась преемственность между погибшей Римской империей и новым государством. В этническом отношении жители Византии были по преимуществу греками, но в разное время в границах Византии находились многие народы. Русские называли Константинополь Царьградом. Турки, переименовав его в Стамбул, на период с 1453 по 1923 год сделали бывший Константинополь своей столицей.

    Константин I Великий (родился в 285 – умер в 337 г.) Миланским эдиктом от 313 года провозгласил свободу вероисповедания, что означало прекращение преследований в отношении христиан. Церкви было возвращено все ее имущество. В 325 году Константин Великий созвал Первый Вселенский Никейский собор, который осудил ересь ариан и принял Символ Веры. Так христианство стало государственной религией.

    Византийская цивилизация прошла сложный и противоречивый исторический путь. В IV-VII вв. происходил постепенный переход от античности к средневековью. При императоре Юстиниане I (527-565 гг.) была ненадолго фактически восстановлена Римская империя. Византия в это время включала в себя Балканский и Малоазийский полуострова, часть Месопотамии, Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Крыму и Лазику на Кавказе. В IV-VI вв. крупнейшими городами империи были Александрия, Антиохия (в Сирии), Эдеса (в Месопотамии), Тир и Бейрут (в Финикии), Эфес, Смирна, Никея (в Малой Азии), Фессалоники и Коринф – в европейской части. В общей сложности территория составляла около 750 тыс. кв. км. Численность населения, по подсчетам историков, достигала 30-35 млн. человек. Среди них были сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты, жившие в Египте, греки, составлявшие большинство жителей Византии. Латинский язык долгое время оставался государственным. В VII в. его сменил греческий язык. В первый период собственно византийской истории христианство повсеместно вытеснило языческую культуру. В 532-537 годах Анфимий из Трал и Исидор из Милета построили в Константинополе храм Святой Софии, ставший символом политического и идейного единства византийской империи.

    В VII в. начинается затяжной кризис византийского общества. Особенностью социально-экономического развития страны в VII-XII вв. был своеобразный синтез различных форм жизни. При наличии крупного землевладения развитой вассально-ленной системы наподобие существовавшей в Западной Европе в Византии не сложилось. Значительную группу зависимых крестьян составляли так называемые «убогие», сидевшие на земле владельца и платившие определенную долю. Сначала они называли комитурами, позже – париками. Значительная часть крестьян в Византии была свободной и жила общинами. Центром социально-экономической и политической жизни были города, но торгово-ремесленные круги находились в сильной зависимости от заказов государства, от милостей императорского двора. Положение городских слоев в Византии существенно отличалось от положения городского сословия в Западной Европе. В VII-XII вв. вокруг трона шла непрерывная борьба, которая ослабляла империю.

    В 1204 году Константинополь был разгромлен рыцарями во время четвертого крестового похода. Воины христовы тяготам дальнего похода против сарацин предпочли грабёж богатого христианского города. Следует учесть, что руками рыцарей венецианские купцы, который направляли этот крестовый поход, устранили своего торгового конкурента.

    Крестоносцы создали Латинскую империю со столицей в Константинополе. В сложную по составу государственную систему наряду с непосредственными владениями императоров вошли Фессалоникийское королевство, Ахейское княжество, Афинское герцогство и др. Вместе с конфедерацией рыцарских княжеств образовались Эпирское царство, Трапезундская империя и Никейская империя. Император Михаил VIII в 1261 году в последний раз объединил византийские земли вокруг Константинополя. Последний период истории Византии был тяжелым. Ресурсы страны истощали гражданские войны, засилье итальянских купцов, войны против Болгарии, Сербии и Турции. 29 мая 1453 года во время штурма Константинополя турками-османами погиб последний византийский император Константин XI Палеолог. В 1461 году турки завоевали Трапезунд. Тысячелетняя история византийской цивилизации завершилась.

    Природа, характер и особенности византийского общества давно служат предметом споров, в которых высказываются как завышенные, так и уничижительные оценки. Между тем само по себе существование византологии, или византоведения, как особой отрасли научного, исторического знания свидетельствует о многом. Не будет преувеличением утверждать, что Византия послужила в качестве своеобразного полигона проверки цивилизационных инноваций, внесла крупный вклад в мировую культуру. Византия стала своеобразным «мостом» между Римской империей и средневековой цивилизацией, между Востоком и Западом, между Римской империей и русской цивилизацией.


    2.
    Расскажите об особенностях генезиса образования в Византии.


    Ответ: В Византийской империи высокого уровня развития достигли домашние формы воспитания и обучения детей и молодежи, характерные еще для греко-римского мира. Если в простонародных семьях в основе было трудовое и начальное христианское воспитание, передача от отца сыну знания определенного ремесла, а от матери дочери навыков домоводства, то в состоятельных и знатных семьях не только мальчики, но и девочки овладевали грамотой и получали достаточное книжное образование. Характерны такие поучения детям: «Читай много и узнаешь много. Если не понимаешь, не отчаивайся. Не один раз прочтя книгу, обретешь знание от бога и поймешь ее. А чего не знаешь, спроси у знающих и не гордись... Крайне важно изучать и понимать природу вещей и поступать должным образом».

    Высокая культура домашнего воспитания — характерная черта византийской жизни. Конечно, о воспитании детей особенно заботились в семьях с высоким социальным статусом, но и в семьях ремесленников дети получали навыки письма и чтения, если грамотными были их родители. В знатных семьях для этих целей мальчика 5-7 лет отдавали в руки наставника-педагога, в обязанности которого входило наблюдать за играми ребенка, развлекать его и учить грамоте.

    Система образования в византийском обществе была на протяжении тысячелетия наиболее передовой и развитой. Историки делают вывод, что в Византии не существовало социальных ограничений на получение образования и учебные заведения могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. Правда, нужно оговориться, что обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых школ.

    На первой ступени обучения — в школах грамоты — дети Получали элементарное образование, называемое «пропедиа». Количественно они могли сокращаться или увеличиваться, Но всегда сеть их была более широка, чем в Западной Европе. Курс обучения, как правило, охватывал 2-3 года и начинался с 5-7-летнего возраста.

    Византийская школа – христианское продолжение эллинистической элементарной школы. Произошли некоторые изменения в средствах обучения: свитки были заменены тетрадями; пергамент и папирус с XI в. вытесняется бумагой («бомбиковые книги»), стиль сменился птичьим или тростниковым пером («графис»). Однако в методике обучения грамоте сохранилась практика предшествующей эпохи.

    Учащиеся обучались по буквослагательному методу с обязательным произношением написанного вслух, «хором». Сначала школьники запоминали буквы, затем слоги во всем их разнообразии и лишь после этого приступали к чтению целых слов и предложений. Господствовала методика заучивания наизусть.

    Опора в обучении на память была в то время оправданной по той причине, что язык школы и книги отличался от разговорного греческого языка. В основу школьного обучения были положены традиционные учебные тексты античных школ (Гомер, басни и пр.), дополненные Псалтырью и житиями христианских святых. В обучении счету изменений практически не было. Пальцевый счет, затем использовались камушки, потом — счетная доска — абак. Результаты вычислений записывались буквами греческого алфавита. В отличие от античной и эллинистической традиции обучения в содержании начального образования отсутствовала физическая подготовка детей. Музыка и мелодекламация заменялись церковным пением. Учителя начальных школ — дидаскалы владели богатой техникой мнемонических приемов и соблюдали принцип последовательного усвоения знаний от простого к сложному, от известного к новому материалу.



    3. Проследите главные этапы развития педагогической мысли в Византии.



    Ответ: В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византийская империя просуществовала более тысячи лет, рухнув в 1453 г. под ударами турецких завоевателей. По уровню образованности Византия значительно превосходила Западную Европу вплоть до XIV в. Византия оказала значительное культурное воздействие на страны Востока и Европы. Византийская образованность послужила мостом, соединившим Античность и Средневековье.

    В истории просвещения и педагогической мысли Византии выделяются несколько этапов.

    На первом этапе (IV–IX вв.) заметно воздействие идеологии раннего христианства. В начале этапа сохранялся особый интерес к античной культуре, литературе. Такой интерес Византия передала Западной Европе через Италию (ее провинцию в V в.). Однако влияние античной образованности и культуры шло на спад. Временами устраивались жестокие гонения на ее сторонников. Распоряжением императора в 529 г. была закрыта Платонова Академия в Афинах – один из важных очагов греко-латинской педагогической традиции. Было запрещено выплачивать жалованье учителям-риторам и грамматикам, после чего в большинстве городов Византии школы античного типа закрылись.

    На протяжении первого этапа заметное воздействие византийской образованности испытали Западная Европа,

    Исламский мир, христиане Закавказья. В Византии преподавали ученые из Европы, например Флавий Кассиодор (ок. 487 – ок. 518). Многие преподаватели после закрытия Афинской Академии перебрались ко двору персидского шаха и организовали там дворцовую школу. Немало наставников в Домах мудрости Арабского Востока были христианами – выходцами из Византии. Арабы, завоевав в VII в. несколько провинций Византии, восприняли существовавшие в них образовательные традиции. В интеллектуальных кругах средневекового Кавказа были хорошо известны педагогические и религиозные труды отцов христианской церкви из Византии. Плодами византийской культуры в VI–IX вв. пользовались восточные славяне.

    Следующий этап (IX–XII вв.) известен как наивысший подъем просвещения. В эту эпоху были открыты новые учебные заведения и появились различные труды энциклопедического содержания. Поощрялась деятельность ученых по организации образования. Вместе с тем возникают все более растущие угрозы культурной изоляции Византии от Западной Европы, связанной прежде всего с расколом христианства на православие и католицизм (1054). На этом этапе Византия оказала сильнейшее влияние на воспитание и обучение в Славянском мире. Византийцы Кирилл (ок. 827–869) и Мефодий (ок. 815–885) создали славянскую письменность. В Велиграде – столице Велико-моравского княжества братья основали в 863 г. первое учебное заведение, где преподавание велось на славянском языке. Славянские первоучители впервые перевели с греческого языка на славянский богословские и школьные тексты. В Болгарии последователи Кирилла и Мефодия открыли школы, содержание и организация обучения в которых восходили к византийской традиции. В Киевской Руси после принятия православного христианства (988) создавались "школы учения книжного", где изучались семь свободных искусств и применялись методы обучения, во многом созвучные антично-византийской традиции. Немало сделали для развития школьного дела на Руси ученики Кирилла и Мефодия. В Славянском мире особым вниманием пользовались философско-педагогические идеи византийских авторов, в особенности Иоанна Дамаскина.

    На заключительном этапе (XIII–XV вв.) культурнообразовательный потенциал Византии был заметно подорван после крестовых походов и короткого существования в Византии Латинской империи. В педагогической мысли усилились клерикальные тенденции, что выразилось в оформлении монашеского направления исихастов (от слова "исихия" – умная молитва). Исихасты крайне отрицательно относились к светской образованности, античному знанию. Главным для становления личности считали нравственно-религиозное воспитание, трактуя его предельно мистически. На последнем этапе византийской истории в культуре и образовании растет западное влияние. В то же время антично-византийские традиции светского образования дали мощный импульс эволюции образования и педагогической мысли Западной Европы. Важным передаточным звеном византийского влияния оказались европейские университетские центры, а также труды арабских мыслителей. Византия совместно с Западной Европой вырабатывала гуманистическую концепцию человека. Идеи византийских педагогов-философов пользовались популярностью в ученых кругах Западной Европы. Среди них можно указать Иоанна Дамаскина, который оказал воздействие на воззрения виднейшего богослова западноевропейского Средневековья Фомы Аквинского.

    Лучи византийского просвещения не угасли с гибелью самой империи. Средневековый Запад не прекращал использовать педагогический опыт Византии и после падения Константинополя (1453), когда часть греческих ученых перебралась в Италию. Многие философы-педагоги, например Гемист Плифон, покинув Византию после краха империи, сделались профессорами университетов Западной Европы. "Беглецы" принесли на Запад не только сохраненные духовные богатства Античности, но и христианско- античную любовь к человеку и истине. Труды последних представителей византийской традиции заняли свое место при выработке педагогических идей европейского Возрождения.

    4
    . Проанализируйте идеи представителей византийской философско-педагогической мысли.

    Ответ: Античная педагогическая традиция в Византии была особенно влиятельна в IV -V вв. Ее развивали неоплатоники из афинской Академии и высших школ в Малой Азии, Сирии, Александрии (Плутарх Афинский, Прокл, Порфирий, Ямвлих, Эдессей Каппадокийский, Амоний, Симпликий и др.). Неоплатоники ориентировали воспитание и обучение на высший духовный мир непреходящих идей. Вектор воспитания направлялся прежде всего на познание собственной души, самосовершенствование. Подобное познание предлагалось осуществлять через "божественное озарение" и "экстаз" путем концентрации внимания и интенсивных молитв.

    Постепенно, однако, усиливалась христианская традиция педагогической мысли. Византийские богословы в течение VI -XV вв. предложили ряд идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения, они оказали сильное влияние на весь православный средневековый мир.

    Так, Авва Дорофей (VI в.) рассматривал светскую образованность как путь познания божественной истины. Чем ближе познание к Богу, тем больше должна возрастать любовь к ближнему.

    Максим Исповедник (VII в.) определял человека как микромир, который следует путем воспитания привести к гармонии между земным и небесным существованием. Для достижения такой гармонии следует бороться с грехопадением человека и добиваться развития сообразно человеческому естеству, опираясь на волю "как силу стремления к слиянию с природой".

    Один из первых средневековых схоластов Иоанн Дамаскин (675 - 753) в философско-педагогическом трактате "Источник знания" развивал идею универсальной, энциклопедической образованности.

    Патриарх Фотий (820 - 897) полагал, что подрастающее поколение должно усваивать точно сформулированные общечеловеческие нравственные нормы, разумеется, в православной христианской интерпретации.

    Продолжателем восточнохристианской педагогической традиции был Симеон Новый Богослов (949 - 1022). Он крайне отрицательно относился к светской образованности и ратовал за монастырское религиозное обучение и воспитание, считая монастырь "миром духовного учительства и ученичества".

    Против такого ярко выраженного клерикального подхода выступал общественный деятель и философ Михаил Пселл (1018—1096). Он полагал, что программа образования должна предусматривать два главных этапа: освоение светских знаний, не противоречащих догматам церкви, и религиозное обучение. Пселл мечтал об идеальном человеке, который не был бы подвластен религиозному влиянию. Это была гуманистическая личность, физически развитая, светски образованная, чувствующая прекрасное, душевно благородная, с твердым умом.

    Среди последних крупных мыслителей Византии, занимавшихся проблемами воспитания и образования, был Георгий Ге-мист Плифон (1355 - 1452). Достижение совершенства - цель идеального воспитания, полагал Плифон. Путь к совершенству - это прежде всего нравственное воспитание, преодоление зла, в которое впадает несовершенный человек. Пройти этот путь можно лишь посредством личных усилий и самообразования,

    XIV -XV вв. - период, когда в педагогической мысли Византии резко усилились клерикальные тенденции В это время оформилось монашеское направление исихиастов (от слова "иси-хия" - умная молитва) Возглавляли движение Григорий Палама, Георгий Схоларий и другие религиозные деятели. Исихиа-сты крайне отрицательно относились к светской образованности, античному знанию, главным при становления личности считали нравственно-религиозное воспитание, трактуя его в предельно мистическом духе.
    5. Какими были система и типы учебных заведений в Византии?

    Ответ: Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения это был способ получить начальное христианское образование. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету. Дети из состоятельных семей учились грамоте и получали книжное образование. Здесь мальчики 5 - 7 лет попадали под присмотр учителя-наставника.

    В дошедших до нас поучениях детям подчеркнута важность и необходимость книжного образования: "Читай много и узнаешь много".

    Система образования (энкикилос пайдеусис)состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.

    Первой ступенью были школы грамоты, где дети получали элементарное образование (пропедиа).Элементарное обучение существовало фактически повсеместно. Оно начиналось в 5 —7-летнем возрасте и длилось два-три года. В программах, формах, методах, средствах обучения сочетались античные и новые черты. Присущие античной школе свитки, пергамент, папирус, стило' были постепенно заменены бумагой, птичьим или тростниковым пером. Как и в античные времена, грамоте обучались буквослагательным методом с обязательным хоровым произношением вслух. Господствовали мнемонические приемы обучения, что вполне объяснимо, так как разговорный язык того времени существенно отличался от классического греческого, который изучали в школе и на котором излагались учебные тексты (Гомер и пр.), дополненные Псалтирем и житиями святых.

    Особых перемен в методах обучения счету по сравнению с античной эпохой не произошло. По-прежнему учили с помощью пальцев и абаки.

    В программу школ грамоты входило также церковное пение.

    Нерадивых школяров наказывали розгами.

    Помимо школ грамоты, существовали начальные учебные заведения, где изучали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В таких школах обучались дети особо религиозных родителей.

    Для большинства учеников обучение завершалось элементарным образованием. Немногие продолжали учиться в учебных заведениях повышенного типа. Образование выше начального (педиаили энкиклиос педиа) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). Постепенно образование выше начального сосредоточилось в столице империи - Константинополе, где в IX - XI вв. насчитывалось до десяти соответствующих учебных заведений. Учителя и ученики в большинстве своем не принадлежали к духовному сословию. Обучались дети с 10 - 12-летнего до 16—17-летнего возраста, т.е. пять-шесть лет.

    До первой трети X в. обычно в каждой школе был один учитель (пайдатесили дидаскол). Ему помогали несколько лучших учеников - репетиторов(экритуа).Преподаватели объединялись в профессиональные гильдии, мнение которых обязательно учитывалось при назначении новых учителей. Между преподавателями существовал уговор не переманивать учеников. Дидасколы получали плату от родителей учеников. Заработки были довольно скромными. До нас дошел документ XI в., где один из учителей, ссылаясь на бедность, просил патриарха перевести его в более доходную школу.

    Постепенно структура средних школ становилась более сложной. В них работали группы преподавателей. Направления деятельности этих школ санкционировались властями.

    Фактически вся гражданская и церковная верхушка училась в грамматической школе. Цель обучения состояла в овладении "эллинской наукой" (пайдейя} -преддверием высшей философии - богословия. Программа представляла вариант семи свободных искусстви состояла из двух четвериц.В первую входили грамматика, риторика, диалектика и поэтика. Во вторую - арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Основная часть учащихся ограничивалась изучением предметов первой "четверицы".

    Среди методов обучения популярны были состязания школьников, в частности, в риторике. Рутинное обучение выглядело так:

    учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал дискуссии. Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий, описания (экфразы, импровизации (схеды).

    Для овладения искусством ритора требовались достаточно широкие знания. Учащиеся изучали поэмы Гомера, произведения Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Гесиода, Пиндара, Феокрита, Библию, тексты отцов церкви. В X в. из программ была исключена латынь и все, что было связано с "варварским" Западом. Как видно, учащимся следовало много читать. Чтение было важнейшим источником образования. Обыкновенно школяру надо было самому разыскивать нужные книги.

    В конце учебной недели учитель и один из старших учеников проверяли знания учащихся. Тем, кто не преуспел, полагалось физическое наказание.

    Венцом образования являлись высшие учебные заведения. Ряд из них создан был еще в античную эпоху (в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске). Каждое имело определенную специализацию. Так, в Афинах и Антиохии упор делали на изучение риторики, в Бейруте - права, Александрии - философии, филологии и медицины.

    В 425 г. в Константинополе при императоре Феодосии II была учреждена высшая школа - Аудиториум(от латинского audire - слушать). С IX в. ее именовали Магнавра (золотая палата) по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении императора, никакого самоуправления не существовало. Преподаватели являлись государственными служащими, получали жалованье от императора и составляли особую замкнутую корпорацию. Число преподавателей доходило до трех десятков. В их числе были греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы. Существовали своеобразные кафедры тех или иных наук, которые возглавляли консулы философии, главы риторови пр. В IX в. школой руководил один из виднейших педагогов своего времени Лев Математик.Он собрал в Магнавре цвет преподавательского корпуса.

    Вначале обучение шло на латинском и греческом языках. С VII - VIII вв. преподавание велось исключительно на классическом греческом языке В XV в. вновь стало обязательным изучение

    латинского языка, в программу были включены новые иностранные языки. Со временем обучение приобретало специальную направленность, предпочтение все более отдавалось юридическому образованию.

    Ведущим направлением обучения в константинопольской высшей школе было изучение античного наследия В пору расцвета в Магнавре изучалась философия Платона и неоплатоников, классические греческие тексты. Кроме того, обсуждались сочинения христианских богословов, прежде всего Василия Кеса-рийского и Иоанна Златоуста. В программу входили метафизика как метод познания природы, философия, богословие, медицина и музыка, история, этика, политика, юриспруденция. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Идеалом выпускника стал энциклопедически образованный общественный и церковный деятель.

    Помимо Магнавры, в Константинополе действовал ряд других высших школ, находившихся в непосредственном подчинении императоров: юридическая, медицинская, философская, пат-риаршия.

    В домах состоятельных и именитых византийцев существовали кружки-салоны- своеобразные домашние академии. Они группировались вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Наиболее известные подобные кружки - патриарха Фотия ( IX в.), Михаила Пселла ( XI в.), Андроника II Палеолога ( XIV в.) и др. Последний современники именовали "школой всяческих добродетелей и эрудиции".

    Усиливалась роль (вплоть до XIV в.) монастырей в развитии высшего образования. Монастырские высшие школывосходили к раннехристианской традиции. Вначале это были религиозно-педагогические общины. Главным предметом изучения была Библия. На основе библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты совместно читали, затем переписывали и толковали. Глава школы именовался "толкователем". Обучались в ней около трех лет. Монастырские школы руководствовались определенными уставами. Один такой устав, где регламентировался порядок обучения и воспитания монахов, был создан Феодором Студитом (786—826).





    6. В чем вы усматриваете влияние византийской образованности на Русь и средневековую Западную Европу?

    Ответ: Византия сказала свое слово при становлении воспитания и образования в арабо-исламском и славянском мирах. Так, арабы, завоевав в VII в. многие провинции Византии, восприняли существовавшие в них образовательные традиции. Большинство наставников знаменитого Дома мудрости, созданного в Багдаде (832), были христианами - выходцами из Византии. Византийский мыслитель-философ и педагог Иоанн Дамаскин являлся первым визирем дамасского халифа.

    Византийцы Кирилл (ок. 827 - 869) и Мефодий (ок. 815 - 885) создали славянскую письменность. В свое время они учились в Магнаврской школе. В 863 г. братья основали в Велиграде - столице Великоморавского княжества - первое учебное заведение, где преподавание велось на славянском языке. Славянские первоучители впервые перевели с греческого языка на славянский богословские и школьные тексты. В Болгарии последователи Кирилла и Мефодия открыли школы, содержание и организация обучения которых восходили к византийской традиции.

    Заботами Владимира и других князей в Киевской Руси после принятия православного христианства (988) создавались "школы учения книжного". В их программу вошли изучение семи свободных искусств и методы обучения, во многом созвучные антично-византийской традиции. Кирилл и Мефодий сделали немало для развития школьного дела в Киевской Руси. В славянском мире особым вниманием пользовался Иоанн Дамаскин. В русскую культуру органично вошли педагогические идеи Василия Кесарийского, Максима Исповедника, Иоанна Златоуста и др.
    Семинарское занятие №3



      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта