Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные принципы этико-политического учения (конфуцианства) включают «Шесть искусств»

  • Практическое занятие. Образование в условиях цивилизаций Древнего Востока


    Скачать 39.32 Kb.
    НазваниеОбразование в условиях цивилизаций Древнего Востока
    Дата11.02.2020
    Размер39.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое занятие.docx
    ТипДокументы
    #107995

    Практическое занятие № 2

    Тема: Образование в условиях цивилизаций Древнего Востока.
    План:

    1. Особенности воспитания в Междуречье. «Дома табличек».

    Возникшие в 3-м тысячелетии до н. э. и сменявшие друг друга вплоть до 100 г. н. э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. В древних городах Месопотамии разбивали парки, воздвигали мосты, прокладывали каналы, мостили дороги, строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание - башня (зиккурат). 
    Почти в каждом городе были учебные заведения. Они появились здесь в 3-м тысячелетии до н. э. в связи с потребностями хозяйства и культуры в грамотных людях - писцах. Представители этой профессии стояли на достаточно высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек (по-шумерски эдуббы). На глиняные таблички наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3 тысячелетию до н. э. С зачала 1 тысячелетия до н. э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки. 
    Первые эдуббы возникли, очевидно, в семьях писцов, затем - при храмах и дворцах. Воссоздать картину школьного образования того времени помогают клинописные глиняные таблички, найденные археологами в развалинах древних дворцов, храмов и библиотек. И среди них - те, на которых записаны законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 - 1750 до н. э.), законы Ассирии (2-я половина 2-го тысячелетия до н. э.), летописи ассирийского царя Ашшурбанипала (669 - ок. 633 до н. э.). Древние анналы, хроники, законодательства позволяют судить об уровне культуры и образования цивилизаций Двуречья. 
    Образовательные учреждения впитали традиции патриархально-семейного, ремесленного воспитания и ученичества. В шумерском "Сказании о сотворении мира" и Законах Хаммурапи подчеркнуто, что воспитание является родительским долгом. 
    Семейно-общинный уклад школы сохранялся на протяжении всей истории древневосточных цивилизаций без особых изменений. Главную роль в воспитании детей выполняла семья. Как следует, например, из "Кодекса Хаммурапи", за подготовку сына к жизни и научению его ремеслу отвечал, прежде всего отец. 
    Вначале школьное обучение служило для подготовки писцов. Позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и просвещения, приобретали определенную автономию. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппур (2-е тысячелетие до н. э.) и Ассур (1-е тысячелетие до н. э.). В фондах этих хранилищ насчитывались десятки тысяч табличек. 
    Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учителем. Обычно ученики жили дома. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упражнения. В крупных "домах табличек" имелись особые учителя письма, счета, рисования и пр. В таких учебных заведениях мог служить специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной. 
    Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя. Чтобы заручиться особым вниманием педагога, родители делали ему подношения. 
    Основным приемом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, например, содержится обращение отца, в котором глава семьи призывает сына-школьника следовать благим образцам сородичей, друзей и мудрых людей. 
    Быт и учеба в школе напоминали жизнь большой семейной общины. Возглавлял эдуббу "отец-учитель", остальные преподаватели именовались "братьями отца". Сами ученики делились на младших и старших "детей" эдуббы. 
    Обучение прежде всего, предусматривало подготовку к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться профессионально изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинописи. За годы учения они должны были изготовить полный комплект табличек с заданными текстами. 
    Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание. На уроке (мугубба) копировали из табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал преподаватель. В позднюю эпоху иногда выполняли упражнения типа диктантов. 
    В основе методики обучения лежало, таким образом, простое, многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений. 
    Зарождались и иные методы обучения беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашником, но и с воображаемым предметом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали. Вот как преподаватель предлагает ученику вести беседу "Я желаю спрашивать тебя, поэтому говори со мной. Я желаю говорить с тобой, поэтому отвечай мне. Если ты не будешь спрашивать меня, то я спрошу тебя. Если ты не будешь отвечать мне, то я спрошу "Почему ты не отвечаешь мне"? " 
    О том, каким был школьный уклад и каким его хотели видеть, говорят таблички "Восславление искусства писцов", найденные на развалинах Ниневии - столицы Ассирии. В них говорилось "Истинный писец не думает о хлебе насущном, а сосредоточен на своем труде. Прилежание выводит ученика на дорогу богатства и благополучия". 
    Другой клинописный документ (2-е тысячелетие до н. э.) позволяет восстановить учебный день обучавшихся в эдуббе. Вот как об этом говорится: «Школьник, куда ты ходишь ежедневно"? - спрашивает учитель. "Я хожу в школу", - отвечает ученик. "Что ты там делаешь"?" - "Я делаю свою табличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой и вижу своего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, то вижу свою мать и говорю ей: "Скорей дай мне мой завтрак". Я иду в школу. В школе надзиратель спрашивает: "Почему ты опаздываешь?" Испуганный и с бьющимся сердцем вхожу я к учителю и кланяюсь ему почтительно». 
    Процесс образования в домах табличек был сложен и трудоемок. Вначале школяра учили читать, писать и считать. Следовало запомнить множество клинописных знаков. Постепенно ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал запас практических знаний и умений, необходимых для расчета строительства различных сооружений, составления торговых, правовых и иных деловых документов. Обученный в доме табличек становился обладателем своего рода интегрированной профессии, получив совокупность различных знаний и умений. 
    Программа обучения была по преимуществу светской. Изучались два языка: аккадский и шумерский. К первой трети 2 тысячелетия до н. э. шумерский язык перестал быть средством общения и изучался как язык науки и культов. В зависимости от специализации будущие писцы приобретали знания в грамматике, математике, астрономии и пр. 
    Выпускник эдуббы должен был знать четыре арифметических действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников. 
    Возникшие в Шумере и Аккаде дома табличек претерпели в дальнейшем определенную эволюцию. Постепенно они становятся своеобразными культурно-просветительскими центрами. Появляется специальная учебная литература для школ. Так, таблички с первыми методическими пособиями - словарями и хрестоматиями - изготовлены в Шумере в 3-м тысячелетии до н. э. Они содержали фольклорные поучения, наставления, назидания, что должно было облегчить процесс обучения. 
    В период расцвета древнего Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образования выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях - зиккуратах, - имели множество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий. Подобные комплексы именовались домами знаний. 
    Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев: на различных документах этого периода появляются подписи торговцев и ремесленников. 
    Наибольшее распространение эдуббы получили в ассирийско-нововавилонскую эпоху (1-е тысячелетие до н. э.). В связи с дальнейшим развитием хозяйства и культуры, процесса разделения труда в школах усложнялась программа обучения и преимущество получала специализация. Кроме уже указанных приоритетов в обучении, в программу эдуббов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, географией. 
    Особое внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. На высоком уровне обучали врачеванию, в пособиях содержались сведения о диагнозе и способах лечения множества болезней. Наравне с медициной изучали магико-религиозные культы. 
    В этот период появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, истории, математике, они получали сведения по религиозным вопросам. 
    Продолжало распространяться обучение при библиотеках. Писцы занимались здесь записями и сбором табличек на различные темы. Наиболее крупными такими центрами были библиотеки в Ассуре и Ниппуре. Об объеме работы писцов свидетельствует библиотека царя Ашшурбанипала (VI в. до н. э.), где найдено до 24 тыс. клинописных табличек. 

    Источник: А.Н. Джуринский, «История зарубежной педагогики», Москва, 1998

    1. Воспитание в Древнем Египте.

    ервые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячелетию до н.э.

    В Др. Египте огромную роль играло семейное воспитание. Египтяне уделяли заботе о детях много внимания, , по их верованиям, именно дети могли дать родителям новую жизнь после совершения погребального обряда. Все это отражалось на характере воспитания и обучения в школах того времени. Дети должны были усвоить мысль о том, что праведная жизнь на земле определяет счастливое существование в загробном мире. Ребенку надо было научиться слушать и слушаться. Физические наказания, были эффективным способом достичь повиновение.

    Авторитет отца и наставника был священен. Существовал обычай передавать профессию по наследству от отца к сыну.

    Институт «семейной школы»: Чиновник воин или жрец готовил своего сына к профессии, который тот должен посвятить себя в будущем. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников со стороны. Государственные школы в Др. Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Сначала будущий писец должен был научиться красиво и правильно писать и читать иероглифы; затем – составлять деловые бумаги. В отдельных школах, кроме этого обучали математики, географии, учили астрономии, медицине, и языкам других народов. Чтобы научиться читать ученику следовало запомнить свыше 700 иероглифов, иметь пользоваться беглым упрощенным и классическим способами написание иероглифов. В итоге таких занятий ученик должен был овладеть двумя стилями письма: деловым – для светских нужд и уставным, на котором писали религиозные тексты.

    В эпоху Др. царства писали на глиняных черепках, кожи и костях животных. Но уже и в эту эпоху для письма стали использовать папирус, изготовленный из болотного растения. В дальнейшем папирус стал основным материалом для письма. Ученики переписывали тексты, которые содержали знание. На первоначальной стадии обучали прежде всего техники изображение иероглифов и не уделяли внимание их значению. Позднее школьников обучали красноречию, которое являлось важнейшим качеством писцов.

    В эпоху нового царства (5 век до н.э.) в Египте появились новые школы, где готовили врачевателей. В школах Др. Египта дети учились с раннего утра и до позднего вечера. Попытки нарушить школьный режим беспощадно карались. Должность писца считалась очень престижной. Дети получали от отцов наставление о том, что обучение в такой школе обеспечит на долгие годы, даст возможность разбогатеть и занять высокое положение.


    1. Воспитание и школа в Древней Индии.

    История Др. Индии условно распадается на два периода: дравидско-арийский – до 6 в. до н.э. и буддистский – с 6 в. до н.э. Воспитание и учение детей носило семейно-школьный характер, роль семьи была главенствующей. Произошло образование четырех каст. Потомки ариев составляли три высшие касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой – шудры (наемные работники, слуги, рабы). Воспитание и обучение детей основывалась на идеи, что каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать членом своей касты. У брахманов ведущими качествами личности считались праведность и чистота промыслов, у кшатриев – мужество и смелость, у вайшьи – трудолюбие и терпение, у шудры – покорность, бесспорность. Главными целями воспитания детей высших каст были: физическое развитие – закаливание, умение управлять своим телом; умственное развитие – ясность ума и разумность поведения; духовное развитие – способность к самосознанию. У детей также воспитывали чувства: любовь к природе, самодисциплина, чувство прекрасного, сдержанность. Идеалом нравственного поведения считалось содействие общему благу. Образцы воспитание черпались прежде всего в сказаниях о Кришне. Суть обучения заключалась в том, чтобы перед учеником последовательно ставились постепенно усложнявшиеся задачи конкретного содержания, решение которых должно было привести к нахождению истины.

    Первая ступень воспитания была прерогативой семьи. Оно начиналось после ритуала просвещения во взрослые – «упанаяма». Сроки «упанаямы» и содержание дальнейшего образование небыли одинаковыми для представителей высших каст. Для брахманов «упанаяма» начиналась в 8 летнем возрасте, кшатриев – в 11 летнем, вайшья – в 12 летнем. Наиболее широкой программа обучения была у брахманов; состояла в усвоении традиционного понимание вед, овладении навыками чтения и письма. У кшатриев и вайшья обучались по такой же, но сокращенной программе. Кроме того, дети кшатриев приобретали знания и навыки в военном искусстве, а дети вайшья – в сельском хозяйстве и ремеслах. Образование продолжалось до 8 лет, затем следовали еще 3-4 года, когда ученики занимались в доме своего учителя практической деятельностью.

    Возникновение буддизма, главной задачей воспитание было внутренние совершенствование человека через самопознание. В этот период возник слоговой алфавит – брахми. К 3-му веку до н.э. выработались варианты алфавитно-слогового письма. В этот период начальное обучение осуществлялось в религиозных «школах вед» и в светских школах. Оба типа школ существовали автономно. Учитель в них занимался с каждым учеником отдельно. Содержание обучение учеников в «школах веды» отражало их кастовый характер и имело религиозную направленность. В светские школы учеников принимали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, обучение здесь носило практический характер. Содержание обучение школ при монастырях входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине.

    В дальнейшем началось обучение в школах чтению и письму на местных языках, а при брахманских храмах стала складываться двухступенчатая система образования: начальные школы («толь») и школы полного образования («аграхар»( сообществами ученых и их учеников) Был расширен доступ к образованию детей из разных каст. В связи с этим здесь стали обучать в большем объеме элементам географии, математики, языкам; начали обучать врачеванию, ваянию, живописи и другим искусствам.

    Выделялись три основных типа - брахманизм, буддизм и исламизм, преобладавший в период средневековья. Вследствие этого в Индии сложились и три системы воспитания: брахманская, буддийская, мусульманская. Брахманская и буддийская системы постепенно слились и образовали так называемую индуистскую систему воспитания:

    Брахманизм идеология которого основывалась на признании фатальной неизбежности кастового расслоения общества, освященного Богом, по-прежнему делил людей.

    В II–I вв. до н.э. стали открываться школы, доступные трем высшим кастам, где с 8 лет начинали обучаться брахманы, с 12 лет – кшатрии и вайшья.

    Содержание образования носило религиозный характер, предполагало также изучение элементов математики, истории, этики, астрономии, грамматики, философии. Курс обучения предусматривал, кроме того, разнообразные физические упражнения. Обучение осуществлялось преимущественно в устной форме. Для брахманов оно длилось, как правило, 8 лет и состояло в заучивании гимнов и других религиозных текстов.

    Начиная с VI в. до н.э. и до VIII в. н.э. господствующей в Индии была идеология буддизма. Буддийская система образования по сравнению с брахманской была более демократичной и не ориентировалась на кастовые различия. Она открывала доступ к образованию всем детям независимо от касты и пола.

    воспитания было преимущественно религиозно-философским; позднее было введено обучение грамматике, лексике, медицине. образование было в основном религиозным, с которым уживалось сообщение специальных знаний. Общепринятые догмы религии распространялись по множеству каналов во всех слоях общества, достигая самых низших. При этом образование было всеобщим достоянием.

    В эпоху европейского средневековья в Индии возникла и другая система образования – мусульманская. По исламской традиции у мусульман Индии существовало два типа учебных заведений – мектебы и медресе. Обучение в мектебах велось на арабском, в медресе – только на арабском. Мектебы создавались при мечетях и были аналогичны индуистским элементарным школам. Медресе были повышенными учебными заведениями, которые готовили молодых людей к профессии учителя, священнослужителя, судьи, врача и т.п.

    По религиозным обычаям, посещение любых учебных заведений для женщин было невозможно. Однако почти в каждой богатой семье содержались учителя для обучения девочек. Широкой известностью пользовалась школа для девочек, созданная Акбаром при его дворце.

    1. Образование в Древнем Китае.

    В школах учились дети свободных и состоятельных людей, существовала иероглифическая письменность, которой владели, пишущие жрецы. е.. В начале II в. н.э. появляется бумага. После изобретения бумаги и туши обучение технике письма стало более легким делом. в XIII–XII вв. до н.э., содержание школьного обучения предусматривало овладение шестью искусствами: моралью, письмом, счетом, музыкой, стрельбой из лука, верховой и упряжной ездой.

    В VI в. до н.э. в Древнем Китае сформировалось направление, наиболее конфуцианство и даосизм, оказавших сильное влияние на развитие педагогической мысли в последующем.

    Конфуций (551–479 до н.э.). В основе педагогических идей Конфуция лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Особое внимание он обращал на нравственное самосовершенствование человека. По мнению Конфуция, природное в человеке – это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность. Он высказывал идею разностороннего развития личности, отдавая при этом преимущество перед образованностью нравственному началу.

    Обучение, по Конфуцию, должно было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам.

    Школьного обучения, должно начинаться в возрасте 7–8 лет. После первого года ученик должен овладеть умением читать и обрести способность к учению; через 3 года необходимо выяснить, имеет ли ученик тяготение к учению; через 5 лет должны проверяться широта знаний и привязанность к наставнику; через 7 лет ученик должен быть подготовлен к осмысленным рассуждениям; наконец, через 9 лет, при завершении обучения, учащемуся необходимо уметь делать самостоятельные умозаключения, «твердо стоять в науке». Конфуцианский подход к обучению заключался в: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям – поэтому в Др.Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями, а также умению учителя научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.

    Ввпервые в истории Китая была создана и централизованная система образования, которая состояла из правительственных и частных школ.

    становлением неоконфуцианства. Неоконфуцианцы подвергли пересмотру толкование основного свода конфуцианских классических книг, акцентируя внимание на усилении принципа подчинения личной воли общественным законам и нормам морали.

    обучение мальчиков грамоте начиналось с 6–7-летнего возраста в начальной школе за умеренную плату. Девочки получали воспитание в семье. Начальное обучение, длилось 7–8 лет. За это время учащиеся заучивали до 3 тысяч наиболее употребительных иероглифов, получали элементарные знания по арифметике и истории Китая. Большое значение уделялось каллиграфии. На этом для большинства детей образование и заканчивалось. После завершения начального обучения сдавались экзамены. Кто успешно их выдерживал, продолжали образование на второй ступени.

    Обучение на второй ступени длилось 5–6 лет, в течение которых изучались классические книги, входившие в конфуцианское четверокнижие. В процессе обучения на второй ступени учащиеся сдавали экзамены: месячные, квартальные и годовые.

    1. Педагогические идеи Конфуция.







    Для Конфуция (Кун-Фу-Цзы - Почетный учитель Кун) целъ воспитания — благородный муж, нравственно воспитанный, образованный, развитый умственно, физически, эстетически, сочетающий в себе глубокие знания и должное поведение.

    Конфуций считал, что природное в человеке — материал, из которого при правильном воспитании можно сделать идеальную личность. Стабильность общества покоится на воспитании согласно социальному назначению. «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки».

    Конфуций выдвинул принцип гуманного отношения к людям: «чего себе не пожелаешь, того не делай и другим». «Любить людей по-настоящему, не заинтересованно, не унижая опекой или равнодушием, принимая их такими, какие они есть, помогая развиться всему лучшему в них, но не закрывая глаза на их пороки и слабости».

    Конфуций разделял людей по их природным возможностям: во-первых – это «Сыны неба», обладающие врожденной мудростью, другие – это «Благородные мужи», благодаря учению пришедшие к знанию. К третьим он относил «Чернь», не способных, по его мнению, к трудному процессу постижения знаний.

    В 523 г. до н.э. Конфуций основал первую частную школу в мире «по воспитанию человеческих характеров», начал учительскую деятельность. После его смерти учениками была издана книга Луньюй (Беседы и суждения), где изложены основные взгляды Конфуция. Вначале нашей эры Конфуций стал почитаться наряду с предками и природой, богом, наделенным сверхъестественными качествами.

    Основные принципы этико-политического учения (конфуцианства) включают «Шесть искусств»:

    1. «ЛИ» - должное поведение в обществе, группе.

    2. «И» — умение подчинить долгу себя и окружающих.

    3. «СЯО» — сыновья почтительность или должное подчинение старшему (по возрасту, по должности).

    4. «ЖЭНЬ» — принцип гуманности, человечности.

    5. «ЧЖИ» — знание.

    6. «СИНЬ» — верность.

    Конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, послушания старшим, неукоснительного и строгого соблюдения всех существующих норм и правил.

    Ритуал и канон составляют основу воспитания.

    Содержание обучения в школе Конфуция составляли: обучение чтению, умению размышлять, словесности, поведению, преданности и доверию. Основной способ обучения — самостоятельно делать «черновую работу»: читать, учить наизусть, размышлять и упражняться в искусстве. Задача учителя заключалась в том, чтобы открывать новую перспективу размышлениям ученика. Сам Конфуций выступал против любой формалистики, «технизма» в обучении: техническое знание, по его мнению, мешает истинному совершенствованию.

    Взамен он предлагал следующие методы: диалоги учителя с учениками, классификация и сравнение фактов и явлений, подражание образцам, обучение умению самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. Многие принципы, выдвинутые Конфуцием, актуальны и сегодня.

    Это:

    - уважение к ученику;

    - принятие учеников такими, какие они есть;

    - собственный пример — основа воспитания;

    - терпимость;

    - единство учения и жизни;

    - равенство всех людей как учеников;

    - отказ от принуждения.





    написать администратору сайта