Главная страница

Воспитание социально активной творческой личности на уроках ИЗО. Воспитание социально активной творческой личности на уроках ИЗО.. Воспитание социально активной творческой личности на уроках изо


Скачать 18.58 Kb.
НазваниеВоспитание социально активной творческой личности на уроках изо
АнкорВоспитание социально активной творческой личности на уроках ИЗО
Дата07.07.2022
Размер18.58 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВоспитание социально активной творческой личности на уроках ИЗО..docx
ТипУрок
#626402

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИЗО
Урок изобразительного искусства — это особый урок, и требования к нему особые — он должен строиться по законам искусства. Прежде всего, урок изобразительного искусства должен решать задачи нравственно-эстетического воспитания, потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно-образной форме, является сущностью самого искусства.

Воспитание чувств ребенка начинается с красоты. Восприятие красоты — это первая ступень в воспитании чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребенка с окружающим миром и с удивительным миром искусства. Красота и доброта идут всегда рядом. Красота, в каких бы она формах ни проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, всегда несет в себе добро. Детская радость — это мощный эмоциональный импульс, созидающее начало в процессе становления личности, вот почему введение ребенка в мир искусства, в систему взаимосвязей его с жизнью должно осуществляться в единстве радости, добра и красоты. Опираясь на эти представления детей, можно повысить уровень их восприятия, чтобы они могли видеть все это в окружающей действительности: предметах, явлениях, поступках людей; научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. Понятие же доброты необходимо наполнить многообразием ее жизненных проявлений. Необходимо учить воспринимать не только прекрасное и доброе, но и постараться подвести детей к тому, чтобы они как можно чаще проявляли в жизни свою творческую активность.

«Курс изобразительного искусства в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса учебно-воспитательных и развивающих задач: формирование у учащихся морально-нравственных ценностей, эстетического отношения к миру, духовной культуры, приобщение к национальному культурному наследию, становление целостного мышления (эмоционально-образного типа мышления, наряду с рационально-логическим, преобладающим на других учебных предметах), реализация творческого потенциала школьников».1

Для выполнения этих задач предусматриваются четыре основных вида занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Для реализации творческих и исследовательских способностей учащихся, для повышения мотивации и эффективности учебной деятельности предусматривается метод проектов.

В искусстве существуют два различных направления творчества: народное и профессиональное. Если профессиональное искусство, которое развивалось в русле исторических стилей и художественных направлений, всегда находилось в центре внимания исследователей, то народное творчество попало в орбиту их интересов только в конце XIX в., когда такие ученые, как В. Воронов, Л. Динцес и другие, впервые оценили его по заслугам.2

Вот о народном искусстве и хочется сказать несколько слов. Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью жизни человека. Своими корнями оно уходит в далекое прошлое, к истокам художественной культуры каждого народа. Это колыбель искусства. Этот вид искусства является не только свидетельством уровня материальной культуры общества, но и результатом его духовной эволюции. Созданное трудом человека для удовлетворения его насущных потребностей, существующее как одна из граней среды обитания, оно, в свою очередь, оказывает повседневное воздействие на психику людей, формируя их сознание, эстетические запросы, взгляды, вкусы. Поэтому выработка у учащихся умения понимать и чувствовать утилитарные и эстетические свойства образов декоративно-прикладного искусства играет огромную роль в развитии их художественного сознания, мировосприятия, внутренней культуры, а в конечном счете культуры быта, взаимоотношений между людьми.

Подлинная культура созидается накоплением опыта. Если какое-то явление зиждется на отрицании всего предшествующего, оно вообще не имеет отношения к культуре. Преодолевая время, подлинная культура объединяет минувшее, настоящее и будущее. Внимание к прошлому своей Родины, уважение к старшим помогут юному человеку найти свое место в этой неразрывной связи поколений.

Память. Памятник. Не случайно слова эти имеют один корень. Вспоминается А.С. Пушкин:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как ……. пустыня

И как алтарь без божества.3

Отношение к памятникам истории и культуры — показатель нашей духовной зрелости. Если человек безразличен к судьбе памятников своей страны, он, как правило, равнодушен и к самой Родине.

По разным причинам уходят с земли нашей один за другим древние памятники (например, памятники деревянного зодчества). Еще больше беспокоит то, что они уходят из умов и сердец. Уходят, оставляя темные провалы в памяти исторической, непонятную тревогу в душе, отделяя нас от корней, от чистых источников рода нашего русского. Вне памяти, вне традиции истории и культуры нет личности, память формирует духовную крепость человека. Осмысленность многовековых традиций народного труда и быта, опыт людей, которые жили до нас, помогают нам создавать будущее, потому что дом не стоит без фундамента и дерево не растет с подрубленным корнем.

Нынешнее поколение русских людей надо просвещать, напоминая и уточняя, откуда они родом. Просвещать, показывая безмерное море творчества прадедов наших, рассказывать причины зарождения обычаев и традиций.

На уроках декоративно прикладного искусства дети знакомятся с деревянным зодчеством русского севера (серия уроков, посвященная русскому северному дому и его убранству), со многими русскими промыслами (филимоновская игрушка, дымковская игрушка, пряничное искусство, гжельская керамика, мезенская роспись, оятская керамика, городецкая роспись, хохломская роспись, роспись пасхальных яиц (писанки)). В ходе уроков необходимо придерживаться принципов народного искусства: повтор, вариации, импровизации. На таких уроках обязательно должен быть момент исторической справки, элемент музейного урока, когда дети встречаются с настоящими изделиями (или их заменяют слайдами). Эти встречи должны быть на каждом уроке, пока дети работают по образцам данного промысла. Время общения определяется задачами урока: при знакомстве — визуальный осмотр, иллюстрирование исторической справки; на повторе — постоянное общение, так как необходимо суметь повторить технологию мастера; при вариации — это зрительный ряд, на уроке-импровизации — это помощь в начале работы. Очень важен итоговый момент, когда каждый получает право оценить работу свою и одноклассника. Важно хвалить от души и учиться оценивать работы ребят по критериям мастеров. Такой подход приучает детей к самоконтролю, самоанализу, формирует умения и навыки самостоятельной работы.

Таким образом, уроки ИЗО способствуют формированию социально активной личности, развитию таких качеств, как познавательный интерес, общий кругозор, творческие способности. Они приобщают детей к правильной расстановке ценностных ориентиров, которые мы обязаны формировать у тех, кому жить в будущем.
Татьяна Дмитриевна Пономаренко,

учитель ИЗО и черчения ГБОУ лицея № 419 Санкт-Петербурга,

почтовый адрес: 198504, Санкт-Петербург, п/о Ст. Петергоф, ул. Чебышевская, д. 6/12, кв. 59.

Адрес электронной почты: tdponom@yandex.ru

Контактный телефон: +79523611058

1 С.П. Ломов и др. Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа, 2012.

2 В.С. Воронов. Крестьянское искусство. – М.: Государственное издательство, 1924г.

Л.А. Динцес. Древние черты в русском народном искусстве. – История культуры Древней Руси, т.2. – М., 1951г.

3 А.С. Пушкин. Стихотворение Два чувства дивно близки нам (1830г.). Полное собрание сочинений в десяти томах, т.3. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1963г.


написать администратору сайта