игпзс. Восточная деспотия и идеальное государство Платона
Скачать 107.22 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донской государственный технический университет" факультет юриспруденции Кафедра теории государства и права РЕФЕРАТ на тему: Восточная деспотия и «идеальное государство» Платона. Работу выполнила студентка 1 курса группы ЮЮ-17 очного отделения Григорьева Ангелина Грантовна Преподаватель Немыкина Ольга Евгеньевна 03.11.2021 Ростов-на-Дону 2021 СодержаниеВосточная Деспотия 3 Шумер. 5 Египет. 6 Утопия Платона об идеальном государстве 9 Замечание 1 9 Устройство государства по Платону 10 Принципы построения идеального государства 11 Список литературы: 14 Восточная ДеспотияПод «восточной деспотией» подразумевается такая форма государственной власти и одновременно такой политический режим , когда: а) полномочия главы государства неограниченны; б) светская и церковная власть объединены в одном лице; в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата; г) подавление личности, отсутствие свобод, самое унизительное раболепие делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом «порядка», традиции, веры. Указанные черты - вместе или порознь - можно обнаружить в истории имперского Рима, феодально-абсолютистской Европы и даже в более позднее время. Своеобразие восточной деспотии обусловлено прежде всего ее социальной базой - сельской общиной, зависимой от своей ирригационной системы и замкнутой в отношении других общин. Своим консерватизмом и отчужденностью от внешнего мира, нежеланием вмешиваться в «заоблачные сферы политики» сельская община, несомненно, способствовала превращению центральной власти в деспотию. Дело было даже не в конкретных людях и их желании, просто такой образ жизни, когда многие не покидали пределов своих поселений долгие годы, был естественным для этого времени. Подавление человека , его инициативы, его личности и воли начиналось и осуществлялось уже в пределах того коллектива, к которому человек принадлежал по рождению. В то же время сельские общины не могли обходиться без организующей, дающей им единство центральной власти; хороший или плохой урожай зависел от того, каким было правительство, заботилось ли оно об орошении или нет. В совокупности все три ведомства - военное, финансовое и публичных (общественных) работ составляли бюрократически организованный государственный аппарат власти, нуждавшийся, в свою очередь, в связующем звене, каковым и являлись для него фараон, патеси (правитель) и т.д. Шумер.В Месопотамии развитие цивилизации зависело от ирригации, которая должна была упорядочить разливы рек Тигр и Евфрат. С этой задачей справились около середины IV тысячелетия до н.э. Примерно в это же время в Южной Месопотамии появляются первые шумерские племена и возникает Урукская культура. Она характеризуется созданием основ шумерской цивилизации, появлением классового общества и государственности. Около конца IV - начала III тысячелетия до н.э. возникаетпиктографическая письменность, потребность в которой связана с необходимостью строгого учёта возникшего сложного и разнообразного храмового хозяйства. В первой половине III тысячелетия Южная Месопотамия доминирует в регионе в экономическом и политическом отношении над жившими севернее аккадцами и хурритами. Совершенствуется ирригационное земледелие, увеличивается число изделий из металла, появляются и первые бронзовые орудия. Быстрыми темпами развиваются рабовладельческие отношения, совершенствуются органы государственной власти со всеми характерными атрибутами: войском, чиновничеством, тюрьмами и т.д. История Шумера этого времени делится на три раннединастических периода. В XXVIII -XXIV вв. до н.э. последовательно возвышаются и получают гегемонию города Киш, Урук, Ур, Лагаш, Умма. В XXIV - XXIII веках до н.э. Шумер подпадает под власть аккадских правителей, наиболее влиятельным из которых был Саргон, в результате деятельности которого вся Месопотамия и некоторые сопредельные области были объединены под властью одного правителя. В XXII веке до н.э. территория Шумера была завоёвана кочевыми племенами кутиев (гутиев), власть которых была свергнута основателями III династии Ура (XXII - начало XX веков до н.э.). В это время существенные изменения происходят в экономике, общество приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер, ведется грандиозное строительство. Совершенствуется такой тип храмовой постройки Месопотамии, какзиккурат. Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в период III династии Ура приобретает типичные черты восточной деспотии, в стране появляется значительная прослойка чиновничьей бюрократии. Совершенствуется письмо, создаётся и записывается миф о Гильгамеше, где впервые в мировой истории мы встречаем легенду о всемирном потопе, которая потом с небольшими изменениями вошла в эпос многих народов, в том числе и в Библию. В начале XX в. до н.э. Шумеро-Аккадское государство гибнет под натиском соседних племён и народов. Египет.Древнеегипетская цивилизация зарождается на берегах великой африканской реки Нил, и вся жизнь этой страны теснейшим образом связана с Нилом и созданием единой ирригационной системы. В V - IV тысячелетиях до н.э. в Египте происходит процесс разложения первобытно-общинных отношений, появляются первые металлические изделия, увеличивается оседлость населения, о чём свидетельствует наличие укреплённых поселений. В пределах небольших областей-номов появляются первые государства, которых насчитывалось несколько десятков. В конце IV тысячелетия до н.э. эти номы объединились в два крупных государства, охватывавших территорию дельты Нила (Нижний Египет) и собственно долину реки до первого порога (Верхний Египет). Они часто воевали друг с другом, пока правители Верхнего Египта, наиболее известными из которых были фараоны Нармер и Мина, не подчинили около 3100 года до н.э. Нижний Египет. Мина основывает общеегипетскую династию, которая считается Первой; фараоны ведут строительство, в это время появляются их роскошные захоронения, сопутствуемые погребениями десятков и сотен слуг и рабов. Первые две династии традиционно объединяют в рамках времени Раннего Царства (3100 - 2800 гг. до н.э.). В это время Египет превратился в высокоразвитое централизованное государство. Именно в эпоху Раннего Царства появляется иероглифическая письменность. III-VI династии считаются Древним Царством (2800 - 2250 гг. до н.э.), наиболее характерной деталью этого периода является строительство гигантских гробниц фараонов - пирамид. Фараон обожествляется, поэтому его заупокойный культ, главным элементом которого служит строительство пирамиды, становится важнейшей общественной функцией. В это время Египет превращается в централизованное бюрократическое государство с постоянной армией и огромным штатом чиновников, распределённых по разным ведомствам. Фараоны ведут завоевательную политику, подчиняя себе Синайский полуостров, Северную Нубию, Южную Палестину. Период Древнего Царства заканчивается грандиозными смутами, возникшими из-за сепаратистских тенденций правителей различных номов. В итоге единое государство распадается на ряд отдельных областей, потрясаемых социальными волнениями и войнами друг с другом. Этот период, продолжавшийся с 2250 по 2050 гг. до н.э., получил название Первого переходного. Индская цивилизация. В V -IV тысячелетиях до н.э. на западной окраине долины реки Инд возникают первые земледельческие поселения, в IVтысячелетии складывается высокопродуктивная система земледелия, использующая поля, орошаемые разливами рек. Осваивается долина Инда и его притоков, в общинах развивается гончарное ремесло и обработка металлов. Во второй половине III тысячелетия складывается цивилизация, называемая Индской, или культурой Хараппы (по наиболее крупному центру), которая датируется 2300 - 1700 гг. до н.э. Для этой культуры характерно наличие крупных городов с четкой планировкой, монументальное общественное строительство, развитая система ирригации, наличие торговых и культурных связей с Южной Индией, Белуджистаном, Афганистаном, Ираном, югом Средней Азии. Известно о морской и сухопутной торговле с Месопотамией. Политическая история Индской цивилизации совершенно неизвестна, возможно, из-за того, что не расшифрована письменность культуры Хараппы, которая содержала около 400 рисуночных знаков. Есть основания предполагать, что эта цивилизация обладала развитыми государственными централизованными структурами, во многом аналогичными древнемесопотамским. В первой половине II тысячелетия города в долине Инда приходят в упадок, на их развалинах поселяются племена, пришедшие из Белуджистана. Причины упадка, очевидно, внутренние, так как никаких следов насильственного разрушения археологи не прослеживают. Возможно, причиной упадка послужило истощение почв, климатические изменения, последовавшие за интенсивной вырубкой лесов, социальные противоречия. В дальнейшем формирование классового общества и цивилизации в Индии начинается как бы заново, в иной исторической ситуации и на иной территории, а достижения культуры Хараппы были надолго забыты. Утопия Платона об идеальном государствеПлатон использовал устройство Спарты в качестве образца для подражания. По его мнению, в любом государстве должно присутствовать разделение труда, так как каждый человек обладает специальными знаниями и имеет компетенцию в области ремесла, или иного другого дела. Кроме того, люди не должны лезть в чужие дела. Поэтому, по его мнению, в государстве должны быть земледельцы, строители, ремесленники, воины, то есть каждый должен заниматься своим делом. При этом если человек имеет задатки к земледелию, то он должен заниматься им. Такой человек не способен стать воином, обучиться этому. В государстве должны присутствовать три сословия: Мудрые правители, Мужественные воины- стражи, Трудолюбивые ремесленники и земледельцы. Первое сословие – это самые мудрые люди, и все должны повиноваться им. Все люди братья, однако они не равны между собой. Это объясняется тем, что людей сотворили боги, и когда они лепили людей из земли, к одним они примешали золото, к другим – серебро, а к третьим – медь и железо. Поэтому некоторые из людей способны быть правителями. Отбор правителей представляет собой экзамен. Замечание 1Люди не равны между собой, но неравенство это не наследственно. Некоторые дети способны переходить в высший класс, путешествуя по так называемым социальным лестницам, если для этого имеются соответствующие предпосылки. При этом Платон критикует демократию, считает, что она не нужна людям. Люди, которые живут в демократии, наглые и разнузданные, нечестные. Идеальным государством, по его мнению, является аристократия. Государственным управлением должны заниматься именно философы, так как они являются самой умной категорией людей. Будущие философы получают прекрасное образование, занимают государственные должности и управляют не менее 15 лет. Все злодеи-тираны – это несостоявшиеся философы, которые хотели стать великими людьми, однако не состоялись в данной сфере, не способны были реализовать свои великие притязания. Воспитание философов зависит от их одарённости, однако при плохом воспитании даже самые одарённые способны стать "плохими". Устройство государства по ПлатонуПлатон выделял в каждом государстве три сословия: Высшее сословие. Это мудрые люди, которые способны заботиться о правильной жизни всех граждан. Данная категория сословий должна состоять из философов, то есть «сословие воспитателей». Сословие стражей. На данное сословие возложена задача заботиться о внутренней и внешней безопасности государства. Это «сословие воинов». Сословие прочих граждан. Под ними Платон понимал ремесленников, дельцов, крестьян. К их задачам относилась необходимость обеспечения государства всем необходимым. Это «сословие кормильцев». По мнению Платона, в государстве необходимо ввести общность имущества и запретить частную собственность. Даже детей и женщин необходимо сделать общими, так как деторождение должно регулироваться государством с целью отбора лучших людей из родившихся. При этом все люди должны трудиться, однако труд распределяется согласно способностям граждан. Платон разработал систему и провел краткий анализ видов государственного устройства, разместив их в определённой иерархии. Данная иерархия типов государств от наилучшего к наихудшему выглядит следующим образом: Аристократия – данный вид власти меньшинства наиболее справедлив, к власти приходят только лучшие граждане. Тимократия - это несправедливая власть меньшинства, когда к власти приходят военные вожди и уважаемые граждане. Олигархия – несправедливая власть меньшинства, при которой к власти приходят богатые люди. Демократия – справедливая и одновременно несправедливая власть большинства. Тирания – несправедливая власть только одного человека Принципы построения идеального государстваПо мнению Платона, построение идеального государства связано с платоновской теорией «идей». Уже само по себе определение «идеальная» говорит о том, что Платон представлял собой «идеи» государства, однако высказал их в несколько искаженном смысле. В основе идеального государства лежит принцип справедливости, который определяет место каждого гражданина в государстве, исходя из его возможностей. Кроме того, предусматривается сплочение всех частей государства в нечто «гармоническое целое». Государственная система должна обладать нравственными, экономическими и политическими чертами, которые все вместе были бы направлены на реализацию тех задач, которые стоят перед государством, а именно: Защита государственных границ; Обеспечение всех членов общества необходимыми материалами; Развитие творческой духовной деятельности на территории государства. По мнению Платона в данном государстве должны быть минимизированы конфликты. Именно он выдвигает теорию о «спасении и воспитании души». По его мнению, правители как мудрецы и философы должны заботиться о своем народе, проявлять к нему своего рода любовь, показывать свое достоинство. Правителями должны быть те, кто умеет любить свой народ больше других, исполнять свой долг перед государством с наибольшим усердием, познавать необходимые блага. Неважно, кто и как реализует свою деятельность, важно, что все должны служить на благо государства, реализуя принципы добра и справедливости. Принципы добра и справедливости уже заложены внутри человека, и необходимо приложить лишь добродетельное воспитание, чтобы воспитать достойного члена общества. Многие учёные полагают, что целью Платоновского государства было удовлетворение потребностей человека по максимуму при условии, что данные потребности не должны противоречить желаниям других людей. Однако для Платона желания и потребности не имеют особого интереса, так как направлены на «материальное». Он же считает главным «идеальное», то есть стремление к добру и справедливости. Для того чтобы постичь истину, необходимо освободиться от оков и выйти наружу, познать себя и свою душу, освободить душу от всех порочных зависимостей. Однако, по мнению философа, сделать полностью это все равно невозможно. Душа, так или иначе, тяготится к материальному, а потому все равно будет возвращаться на землю в различных телесных оболочках. Список литературы:1) Попова, А. В. История государства и права зарубежных стран : учебник и практикум для вузов / А. В. Попова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. 2) Вологдин, А. А. История государства и права зарубежных стран в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для вузов / А. А. Вологдин. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. 3) Суровень, Д. А. История государства и права зарубежных стран. Древний мир : учебник и практикум для вузов / Д. А. Суровень. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. |