Главная страница
Навигация по странице:

  • Филология как практическая деятельность и как практически ориентированное знание

  • Ф.как комплексно-ориентированное знание

  • Специализация филологического знания

  • 6 Развитие «новейшей» филологии

  • 7 Идеи Ф.А.Вольфа и его последователей( А.Бёк.,Г.Германн,Ф.Шлейермахер)

  • 8 Современная риторика и её особенности

  • 9 Лингвистическая уникальность Интернета

  • 10 Естественный язык как объект современной филологии По Гумбольдту, «язык есть не продукт деятельности, а сама деятельность» .

  • язык — это система знаков.

  • 11 Естественный язык и другие знаковые системы

  • 12. Высказывание как единица речевого общения

  • 13 Представление о текстах в современной филологии

  • Возникновение ф возникновение


    Скачать 151.5 Kb.
    НазваниеВозникновение ф возникновение
    Дата26.01.2018
    Размер151.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFilolgia_.doc
    ТипДокументы
    #35232
    страница1 из 2
      1   2

    1. Возникновение Ф Возникновение

    2. Современная ФСовременная

    3. Современная Ф АверенцевАверинцев

    4. Ф как практико-ориентированнноекомплексно

    5. Специализация ФСпециализация

    6. Развитие новейшей ФРазвитие

    7. Идеи ВольфаВольфа

    8. Современная риторикариторика

    9. Лингвистич уникальность ИнтИнтернета

    10. Естественн язык как объектобъект10

    11. Естественн язык и др знаковые системыЕстественный11

    12. ВысказываниеВысказывание12

    13. Представление о текстахПредставление13

    14. Функциональное понимание текстаФункциональное14

    15. Аспекты изучения текстаАспекты15

    16. Текстовые эпохиТекстовые16

    17. ИнтертекстуальностьИнтертекстуальность17

    18. Человек говорящийЧеловек18

    19. Понятие языковой личностиПонятие19

    20. Аспекты изучения человека говорящегоАспекты20

    21. Человек говорящий Бродскийговорящий21

    22. ГадамерГадамер22

    23. Методология ФМетодология23

    24. Орг-я научн исследОрганизация24

    25. Научн дискурсНаучный25

    26. Будущее гуманитарных наукБудущее26




    1. Возникновение филологии

    Филология существует более двух с половиной тысячелетий. В центре ее интересов не случайно всегда стояло слово. «Я словом все могу!» — утверждал русский писатель М. Пришвин. Считается, что древнегреческое слово φιλολογία первоначально имело двоякое значение. Этот факт объясняется широтой значений второй части слова — «логос»1. Как слово обыденного языка древнегреческое «филология» означало любовь к слову. Другая часть рассматриваемого сложного слова — «филия» — означала любовь. Термин «филология» начал складываться в конце III — начале I в. до н.э. со значением всеобъемлющая наука. «Филологом» именовал себя грек Эратосфен (конец III — начало II в. до н.э.) — поэт, грамматик, математик, географ, историк.

    Филология как практическая деятельность и как практически ориентированное знание возникает на Западе и на Востоке исторически одновременно: в эпоху поздней античности, т.е. в эпоху эллинизма на Западе и эпоху Ханьской империи на Востоке, в Китае.

    Это направление практической деятельности связано с работой над письменными текстами, с созданием библиотек; крупнейшей библиотекой традиционно называется библиотека в г. Александрии (Египет; III—II вв. до н.э.). Другое направление — обучение. В V в. до н.э. оно состояло в чтении и разборе поэтических текстов, которые к тому времени оценивались как первоклассные («классические») и требовали перевода, комментария и толкования.

    Филологи Древней Индии и Древнего Китая в V — IV вв. до н.э. дали миру грамматические и стилистические учения, науку о письменности, способы толкования текста. Филологическая деятельность в Древней Греции носила название грамматического искусства; люди, занимавшиеся ею, именовались грамматиками.

    так возникают первые филологические профессии — толкователя текстов, переводчика, учителя словесности, библиотекаря. Фактически в число первых филологических профессий входит и профессия учителя риторики (др.-греч. rhētorikē).

    В Древнем Риме происходит разграничение филологии и грамматики; риторика существует по-прежнему обособленно от филологии. В первой половине ХIХ в. складывается филология как наука. В середине XX в. возрождается риторика, которая занимает свое место в системе филологических дисциплин.


    1. Современная филология

    таким образом, современная филология представляет собой совокупность гуманитарных наук и научных дисциплин, изучающих посредством анализа естественный язык, текст и homo loquens — «главное воплощение человеческого <...> духа» (Ю.С. Степанов).

    В число филологических научных дисциплин входит несколько групп научных дисциплин. 1) дисциплины, существующие на стыке лингвистики и литературоведения. Главные из них:

    l риторика (др.-греч. rhētorikē). Главная задача современной риторики — изучение речевой коммуникации в ее воздействии на читающего / слушающего посредством сообщения.

    l поэтика (др.-греч. poietike techne — творческое искусство). В современной филологии поэтика есть учение о том, как устроено литературное произведение

    l стилистика (фр. stylistique, от лат. stilus, stylus — остроконечная палочка для письма, манера письма).

    2) Вспомогательные филологические дисциплины. Важнейшие из них:

    l текстология (лат. textus — связь, ткань и logos — слово), которая изучает рукописные и печатные тексты

    l источниковедение, изучающее способы разыскания и систематизации источников для дальнейшего использования лингвистикой

    l библиография (др.-греч. biblion — книги и graphō — пишу), которая занимается учетом научной и печатной продукции и информацией о ней.

    3) дисциплины, существующие на стыке филологии и других наук. Укажем некоторые из них:

    l семиотика (др.-греч. sēmeiōtikē — учение о знаках), изучающая знаки и знаковые системы. Центральное понятие семиотики — знак;

    l герменевтика (др.-греч. hermēneutikē (techne) — истолковательное (искусство)), изучающая способы толкования смысла. Центральные понятия герменевтики: смысл, понимание;

    l теория текста, которая изучает текст в семиотическом смысле. l филологическая теория коммуникации, изучающая деятельность человека по созданию и пониманию текста. Центральное понятие — коммуникативная деятельность homo loquens;

    l филологическая информатика, изучающая пути и способы создания, хранения, обработки, изучения, передачи и т. п. филологической информации.

    В современной филологии сохраняется и традиционное деление филологии по языку (группе языков). Различаются филологии славянская, германская, романская, тюркская и др., русская, украинская, алтайская, бурятская и др. Каждая из филологий изучает соответствующие языки / соответствующий язык и литературу.

    В системе профессиональных дисциплин бакалавриата по направлению подготовки «Филология» выделяются два цикла: 1) дисциплины, в которых изучаются основные понятия и термины филологической науки, ее внутренняя стратификация; вырабатывается у обучаемых понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества (общепрофессиональный цикл); 2) дисциплины, в которых изучаются основные положения и концепции в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур); теории коммуникации и филологического анализа текста; дается представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (профессиональный цикл).
    3. Сергей Аверинцев. Похвальное слово филологии

    Филология занимается «смыслом» — смыслом человеческого слова и человеческой мысли, смыслом культуры, — но не нагим смыслом, как это делает философия, а смыслом, живущим внутри слова и одушевляющим слово.

    Возвратимся к слову «филология». Поразительно, что в ее имени фигурирует корень глагола «филейн» — «любить». Это свойство своего имени филология делит только с философией («любословие» и «любомудрие»). Филология требует от человека, ею занимающегося, какой-то особой степени, или особого качества, или особого модуса любви к своему материалу.

    Все мы писали в школе сочинения: «Чем нам близок и дорог...»; так вот, важно понять, что для подлинной филологии любой человеческий материал «дорог» — в смысле интеллектуальной любви — и никакой человеческий материал не «близок» — в смысле панибратской «короткости», в смысле потери временнóй дистанции.

    Долг филологии состоит в конечном счете в том, чтобы помочь современности познать себя и оказаться на уровне своих собственных задач; но с самопознанием дело обстоит не так просто даже в жизни отдельного человека.

    Чтобы найти себя в интеллектуальном смысле слова, то есть познать себя, нужно суметь забыть себя и в самом глубоком, самом серьезном смысле «присматриваться» и «прислушиваться» к другим, отрешаясь от всех готовых представлений о каждом из них и проявляя честную волю к непредвзятому пониманию. Иного пути к себе нет.

    Годится только такая любовь, которая включает в себя постоянную, неутомимую волю к пониманию, подтверждающую себя в каждой из возможных конкретных ситуаций. любовь как ответственная воля к пониманию чужого — это и есть та любовь, которой требует этика филологии.

    но наряду с соблазном субъективизма существует и другой, противоположный соблазн, другой ложный путь. Как и первый, он связан с потребностью представить филологию в обличье современности. Как известно, наше время постоянно ассоциируется с успехами технического разума. Сентенция Слуцкого о посрамленных лириках и торжествующих физиках — едва ли не самое затасканное из ходовых словечек последнего десятилетия. Герой эпохи — это инженер и физик, который вычисляет, который проектирует, который «строит модели». Идеал эпохи — точность математической формулы. Это приводит к мысли, что филология и прочая «гуманитария» сможет стать современной лишь при условии, что она примет формы мысли, характерные для точных наук. Филолог тоже обязывается вычислять и строить модели.

    Филолог ни в коем случае не имеет «права на субъективность», то есть права на любование своей субъективностью, на культивирование субъективности. но он не может оградиться от произвола надежной стеной точных методов, ему приходится встречать эту опасность лицом к лицу и преодолевать ее.

    Предмет филологии составлен не из вещей, а из слов, знаков, из символов; но если вещь только позволяет, чтобы на нее смотрели, символ и сам, в свою очередь, «смотрит» на нас

    Поэтому филология есть «строгая» наука, но не «точная» наука. Ее строгость состоит не в искусственной точности математизированного мыслительного аппарата, но в постоянном нравственноинтеллектуальном усилии, преодолевающем произвол и высвобождающем возможности человеческого понимания. Одна из главных задач человека на земле — понять другого человека, не превращая его мыслью ни в поддающуюся «исчислению» вещь, ни в отражение собственных эмоций. Чем выше будет строгость науки филологии, тем вернее сможет она помочь выполнению этой задачи. Филология есть служба понимания. Вот почему ею стоит заниматься.

    Ю.С. Степанов. Слово Из статьи для Словаря концептов («Концептуария») русской культуры

    наука, филология — о «чистом» слове, о слове как таковом. Уже около IV в. до н.э. в греческом языке появился глагол φιλολογέω ‘любить науки, стремиться к учению’ и соответствующие ему имена: существительное φιλολογία ‘любовь к научному рассуждению, к научному спору, к ученой беседе’ (ср. выше деление на логику и диалектику) и прилагательное φιλόλογος ‘любящий научное рассуждение, научный спор’.

    Современное состояние концепта ‘Слово’ связано, в первую очередь, с филологией как особой отраслью человеческого знания. В отечественной филологии есть два вершинных ее определения: одно принадлежит Ф.Ф. Зелинскому, другое — Г.О. Винокуру. Определение Зелинского гласит: историко-филологическая наука — это «наука, имѣющая своимъ содержаніемъ изученіе твореній человѣческаго духа въ ихъ послѣдовательности, т. е. въ ихъ развитіи»

    Горячо поддержав это утверждение Зелинского, Г.О. Винокур категорически заявил: «Со всей решительностью нужно установить прежде всего то положение, что филология не есть наука, точнее — что нет такой науки, которую, в отличие от других, можно было бы обозначить словом «филология».

    «Сообщение — это не только слово, документ, но также и различного рода вещи», если только мы не ограничиваемся их практическим применением. такова, например, мебель, помещаемая в музей. Мы, разумеется, и ее «можем взять в руки», но в руках у нас в этом случае будет «находиться только кусок дерева, а не самый стиль его обработки и не его художественноисторический смысл. Последний нельзя «взять в руки», его можно только понять» (1981, 37). точка зрения Винокура удивительно современна: для «филологической семиотики» наших дней и ряды слов, и ряды вещей есть равно носители информации. но универсальным (инвариантным, архетипическим) аккумулятором смысла является именно слово, и в первую очередь слово письменное: как справедливо замечает Винокур, «письменный текст представляет собой идеальное сообщение» (1981, 37—38).

    филология имеет дело исключительно с текстами, обращенными к читателю, хотя бы и неопределенному. текст, в принципе лишенный адреса, никакого отношения к филологии не имеет — понять его невозможно.


    1. Ф.как комплексно-ориентированное знание

    До середины XIX в. филология сохраняет статус практически ориентированного знания и деятельности и имеет комплексный характер.

    на базе западной традиции возникает классическая филология. Она формируется в Европе во времена Возрождения (ХIV—ХVI вв.) как возврат к древнегреческому и древнеримскому наследию.

    термин «классический» связан с лат. classis — разряд. Жители Древнего Рима делились на разряды: те, что были подведены под первый разряд, имели максимум богатств, максимум прав. Отсюда у слова классический и возникает значение «первоклассный».

    Классическая филология изучает языки, литературу, античный быт, историю, философию, искусство, культуру Древней Греции и Древнего Рима. таким образом, она возникает и развивается как комплекс знаний об античном мире.

    библейская филология (древнегреч. biblia, мн. ч. от biblion — книгa). Библейская филология направлена на изучение Библии. Считается, что первым исследователем библейского текста является Ориген (185—253 гг.), хотя уже в самой Библии имеет место комментирование входящих в нее текстов.

    наконец применительно к библейским текстам в целом оказалось актуальным решение еще одного вопроса: есть ли данные тексты результат Божественного откровения или созданы людьми? таковы важнейшие филологические задачи, возникшие в связи с изучением библейских текстов. Решение этих задач вызвало к жизни две филологические дисциплины: критику (от др.-греч.. kritikē — искусство разбирать, судить) в виде библейской критики и экзеге2тику (от др.греч. exēgētikos — объясняющий, толкующий). Главным вопросом, который поставила перед собой библейская критика, был вопрос об авторстве библейских текстов.

    Восточная филология возникает в ХVI—ХVII вв. в Европе, когда отдельные европейские страны осуществляли колониальный захват восточных народов и территорий. филологическая традиция. Ее существование и развитие поддерживается потребностями в практической филологии со стороны различных сфер жизни общества. наиболее существенное значение в «донаучный» период филологии имели конфессиональные потребности (лат. confessionalis — вероисповедный, церковный). К ним относится создание алфавитов и систем письма главным образом для культоворелигиозных целей, переводы конфессиональных книг на современные (для того или иного периода) языки и др.

    Попытки филологии обрести самостоятельность связаны с интересом к национальным языкам и культурам. В Европе этот интерес приводит к возникновению ростков национальных филологий. Национальные филологии появляются в эпоху Возрождения. Один из первых трудов в этой области — трактат Данте Алигьери (1265—1321) «О народном красноречии».

    ли сочинения М.В. Ломоносова (1711—1765): «Российская грамматика» (1755), ставшая образцом для грамматик русского языка вплоть до нашего времени, и «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке (1758).


    1. Специализация филологического знания

    В середине ХIХ — середине ХХ в. в филологии активно развиваются процессы специализации знаний. Разные предметные области, входившие в состав комплексного филологического знания, превратились в основу отдельных наук (научных дисциплин). таким образом происходит дифференциация филологических наук (научных дисциплин) внутри филологии.

    разделению филологии как комплексного знания на следующие филологические науки: языкознание, литературоведение, фольклористика.

    Рождение языкознания как науки связано с началом в первой половине XIX в. сравнительно-исторического исследования языка (Р. Раск, Ф. Бопп, Я. Гримм, А.Х. Востоков). Оно выдвинуло задачу восстановления картины исторического прошлого языков на основе выделения так называемых родственных языков, раскрытия закономерностей развития языков.

    Базой научного литературоведения послужило исследование художественной литературы на основе данных биографии авторов (1830-е годы; Ш. О. Сент-Бёв и др.) и в сравнительноисторическом отношении (1840-е и последующие годы; Г.М. Поснетт, А.И. Кирпичников и др.).

    Фольклористика как наука началась в трудах немецкого ученого Иоганна Гердера (1744—1803), который признавал, что в искусстве выражается «дух народа», его воззрения, чувства, характер; искусство связано с народным творчеством.

    Следующее направление специализации научного знания в рассматриваемый период — внутренняя дифференциация наук. Во-первых, сохраняются и развиваются филологические дисциплины, возникшие ранее. Это — критика текста, источниковедение, библиография, палеография, археография и др. Во-вторых, возникают новые научные дисциплины. Это, например, разделы лингвистики: общее языкознание, описательное языкознание, историческое языкознание; разделы литературоведения: история литературы, теория литературы, литературная критика и др.

    национальные школы, сложившиеся в конце ХIХ — начале ХХ в.: немецкая, англосаксонская, французская и бельгийская, североамериканская, русская; и школы, объединяющиеся на базе идей одного или группы крупных ученых, например: соссюровская (Ф. де Соссюр, Ш. Балли, А. Сешэ и др.), виноградовская (В.В. Виноградов, С.И. Ожегов, н.С. Поспелов и др.) в языкознании, психологическая (В. Вундт, Д.н. ОвсяникоКуликовский и др.), формальная (Ю.н. тынянов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум и др.) в литературоведении, историкогеографическая (Ю. и К. Круны), историческая (В.Ф. Миллер) в фольклористике и др.

    так в филологических науках первой половины ХХ в. развиваются идеи филологии прошлого, тем самым укрепляя междисциплинарное (= общефилологическое) ядро филологических наук. Филология может стать методом интегративного изучения языка, текста, наконец, человека как автора, читателя, персонажа и т.д. тем более что эта задача, поставленная в трудах великих филологов ХХ в., соответствует исследовательским традициям филологии.
    6 Развитие «новейшей» филологии

    с середины 20века-наше время

    В центре: изучение человека,т.е при изучении какой-л. фразы интерес представляет не только структура ,но и форма обращения ,т.о происходит переход от лингвистики языка к лингвистике общения. И в переводе сводится не к эквивалентности слов, а к эквивалентности смысла.

    Новейш. Филология следует за человеком-создателем и потребителем текстовых сообщений. В поле зрения Ф. попадают все виды текстов, созданных и создаваемых человеком. Благодаря чему человек способен понять? Как идёт истолкованеи сообщения? В этой связи мы приходим к выводу,что речь становится важной для Филологии и происходит расцвет риторики. Благодаря ей возникло нейролингвистическое программирование. В лингвистике и литературоведении появляется общ.филология и теория словесности.
    7 Идеи Ф.А.Вольфа и его последователей( А.Бёк.,Г.Германн,Ф.Шлейермахер)

    Вольф –основатель новой филологии и в его сочинении «Очерк науки о древности» (1807) он выделяет 2 части в филологии:

    1. Служебные науки: грамматика,герменевтика(толкование),филологическая критика

    2. Науки,изучающие разные стороны жизни народов Др.Греции,Др.Рима:

    История,культура,мифология,география
    Ф.Шлейермахер- создатель современной герменевтики(толкует любой текст)

    Герменевтика тесно связана с риторикой

    Готфрид Германннастаивал на том, что филология — это критика и истолкование текста.

    Бёк выдвинул тезис: понимание есть общая функция филологии».
    8 Современная риторика и её особенности

    Риторика - это теория и мастерство целесообразной, воздействующей гармонизирующей речи.

    Целесообразность речи — ее соответствие цели говорящего (оратора) или, выражаясь языком современной науки, его речевому намерению.

    Столь же непременным свойством хорошей речи является сила ее воздействия на адресата. И целесообразность речи, и способность ее воздействовать на слу­шателя определяются умением строить и вести речь по законам адресата, в соответствии с особенностями аудитории, с законами восприятия.

    Целесообразная и воздействующая речь — это речь эффек­тивная. До последнего времени, опираясь на теорию информации и теорию коммуникации, специалисты по речевому общению склонны были считать эффективным (успешным) такое общение, при котором поте­ри информации в процессе ее передачи от говорящего к слушателю ми­нимальны. Стали различать три типа информации, передаваемой речью: понятийно-логическую, оценочную (+ или -), эмоциональную. Выходит, что если слушатель верно «расшифровал» информацию всех трех типов, присутствующую в сообщении говорящего, то общение между ними успешно (эффективно.

     Современная риторика, отражая наиболее актуальную проблему речевого общения в современном мире — проблему обеспечения наилучшего взаимопонимания между людьми.Поэтому как непременное требование к успешной речи сегод­ня вводится еще одно условие — гармонизация отношений говорящего и адресата.

    Итак, современная риторика — это теория и ма­стерство эффективной (целесообразной, воздей­ствующей, гармонизирующей) речи.
    9 Лингвистическая уникальность Интернета

    Усваивая новые речевые навыки, необходимые для общения в сетевом пространстве, человек «накладывает» их на уже имеющиеся навыки внесетевого общения. Причина широкого распространения таких жанров межличностной коммуникации, как форумы и чаты, лежит не только в удобстве электронной формы общения, но и в укорененности этих жанров, в наличии у русских людей потребности в разнообразных формах свободной, неформальной дискуссии, беседы.

    Нет особого «языка Интернета» как некоторой формы реализации русской языковой системы, разновидности русского языка, обязательной для использования в мировой сети. В одних зонах и жанрах Интернета преобладает литературная кодифицированная речь, в других —внелитературная (жаргон, просторечие, антиорфография и т.п предполагается владение всей стилистической шкалой русского языка (высокий —нейтральный —сниженный стиль..На весьма большом пространстве Рунета носитель русского языка может прекрасно существовать и решать свои коммуникативные задачи.Общим местом в рассуждениях специалистов по Интернет-коммуникации является постулирование анонимности общения в Интернете как источника неограниченных возможностей «Анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет,т.е. особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору» .
    10 Естественный язык как объект современной филологии

    По Гумбольдту, «язык есть не продукт деятельности, а сама деятельность» .Э т о п о л о ж е н и е означа­ет, что язык находится в постоянном движении: каждый чело­век, каждое поколение, пользуясь им, действует на него. Язык есть и нечто устойчивое, и в то же время постоянно меняющееся. 

    По Соссюру, язык — это система знаков.Всякий знак, утверждал Соссюр, имеет две стороны: внешнюю, т.е. означаю­щее, и внутреннюю, т.е. означаемое. Это единство означающего и означаемого и есть знак.

    Сложность природы языка состоит в том, что он есть и дея­тельность, и система знаков одновременно. Поэтому на основе идей Гумбольдта и Соссюра язык изучается как знаковая систе­ма в процессах ее «жизни». Такова ситуация в лингвистике.

    «Быть инструментом» — это функциональная характеристи­ка языка. В филологических и других гуманитарных науках язык часто квалифицируется как средство общения. Главное, в чем проявляется активность языка художественной литературы, — это способы сочетания языковых средств в тексте. В первую очередь благодаря языку произведение художе­ственной литературы становится, как отметил М.М. Бахтин, совокупностью факторов «художественного впечатления», т.е. создает и организует сферу чувственного (эстетического) вос­приятия человеком действительности. Поэтому язык как система имеет свои основные единицы (слово и предложение), язык в действии —(высказывание).
    11 Естественный язык и другие знаковые системы

    Считается, что язык — это универсальная знаковая система: 
    посредством языка можно выразить в принципе любое содержа- 
    ние. Это не означает, что естественный язык может передать все 
    оттенки содержания, например, музыкального произведения или 
    даже, казалось бы, одной из самых простых вещей — цвета. 

    Однако нередко в процессе общения человек прибегает к 
    помощи иных знаковых систем, иных «языков» (далее употре- 
    бляется без кавычек). Обычно они группируются в несколько 
    классов. Укажем основные. 
    1) международные искусственные языки. Наиболее изве- 
    стен язык эсперанто. Он изобретен польским врачом Заменго- 
    фом во второй половине XIX в. Свое название язык получил по 
    псевдониму изобретателя: эсперанто — надеющийся. В наше вре- 
    мя на эсперанто издается литература, а также Интернет-газета, 
    работает новостное радио; на одном из сайтов размещены песни 
    на эсперанто. 
    2) Символические языки науки. Эти языки объединяют 
    формулы математики, химии, лингвистики и других наук и пра- 
    вила их составления и использования. 
    3) Языки программирования. Это языки, которые предна- 
    значены для записи компьютерных программ. 
    4) Параязыки (др.-греч. приставка para — около). Под по- 
    нятие параязыка подводятся звуковые и графические средства: 
    тембр, темп, громкость, мелодика, особенности произношения, 
    тип почерка, шрифта, размер буквы, цвет, подчеркивание и др. 
    5) Кинетические средства (др.-греч. kinetikos — приводящий 
    в движение): язык тела и его частей (более узко — язык жестов). 
    Общеизвестный пример из русской коммуникативной культуры: 
    кивок означает согласие. Особенности невербального поведения 
    человека описаны Г.Е. Крейдлиным (Невербальная семиотика: 
    Язык тела и естественный язык. М., 2004). Приведем один при- 
    мер из его работы. О значении жеста палец у виска: в немецкой 
    культуре — человек несколько не в себе; в некоторых африканских 
    культурах — погрузился в размышления; во Франции: человек, о 
    котором говорят: глупый, в Голландии, наоборот, — умный («об- 
    ладает интеллектом»). 
    К числу знаковых относят также сложные знаковые системы, 
    которые называют знаковыми системами культуры («художе- 
    ственные семиотики»). Это языки художественной литературы, 
    фольклора, танца, музыки, скульптуры, графики, кино, фото- 
    графии и др.
    12. Высказывание как единица речевого общения
    Речь всегда отлита в форму вы- 
    сказывания, принадлежащего определенному речевому субъекту, и вне 
    этой формы существовать не может. Границы каждого конкретного высказывания как единицы речево- 
    го общения определяются сменой речевых субъектов, то есть сменой 
    говорящих. Ведь речевое общение — это «обмен мыслями» во всех об- 
    ластях человеческой деятельности и быта. Всякое высказывание — от 
    короткой (однословной) реплики бытового диалога и до большого ро- 
    мана или научного трактата — имеет, так сказать, абсолютное начало 
    и абсолютный конец. вторая особенность — специфическая завершенность вы- 
    сказывания. 
    Завершенность высказывания — это как бы внутренняя сторона 
    смены речевых субъектов: эта смена потому и может состояться, что 
    говорящий сказал (или написал) все, что он в данный момент или 
    при данных условиях хотел сказать.

    Эта завершенная целостность высказывания, обеспечивающая 
    возможность ответа (или ответного понимания), определяется тремя 
    моментами (или факторами), неразрывно связанными в органиче- 
    ском целом высказывания: 1) предметно-смысловой исчерпанностью; 
    2) речевым замыслом или речевой волей говорящего; 3) типическими 
    композиционно-жанровыми формами завершения. 
    Предложение, как и слово, обладает законченностью значения и 
    законченностью грамматической формы, но эта законченность зна- 
    чения носит абстрактный характер и именно поэтому и является та- 
    кой четкой; это законченность элемента, но не завершенность целого. 
    Предложение как единица языка, подобно слову, не имеет автора. Оно 
    ничье, как и слово, и, только функционируя как целое высказывание, 
    оно становится выражением позиции индивидуально говорящего в 
    конкретной ситуации речевого общения. Это подводит нас к новой, 
    третьей особенности высказывания: к отношению высказывания к са- 
    мому говорящему (автору высказывания) и к другим участникам рече- 
    вого общения.
    13 Представление о текстах в современной филологии

    Немецкий ученый 
    середины ХХ в. П. Хартман пишет: «...язык становится види- 
    мым в форме текста». Это суждение соотносимо с приведенны- 
    ми в эпиграфе словами М.М. Бахтина: «Событие жизни текста, 
    т.е. его подлинная сущность, всегда развивается н а р у б е ж е 
    д в у х с о з н а н и й , д в у х с у б ъ е к т о в». 
    Первое. Текст есть несколько предложений, связанных 
    по смыслу и грамматически, — таково традиционное, «школь- 
    ное» определение текста. 
    : составляющие текст предложения 
    связаны в двух отношениях — в смысловом и грамматическом. 
    Язык выработал специальные средства такой связи, например: 
    а) повтор слов. См. текст аннотации научной статьи (статья 
    посвящена вопросу о зависимости речи в чате от тематики) 
    б) неполнота предложения, замена имени местоимением и 
    др. средствами. См. диалог: 
    l русск.: — Где Елена? — Дома. У нее болит нога. 
    Второе. Текст есть языковое образование, обеспечиваю- 
    щее коммуникативное взаимодействие людей, — таково одно 
    из современных определений текста. 
    Второе понимание текста характеризует его с функциональ- 
    ной точки зрения: текст обеспечивает коммуникативное взаи- 
    модействие людей. Такова его главная функция. 
    Назовем важнейшие признаки текста как объекта филоло- 
    гии. 
    Коммуникативность — признак, выражающий функцио- 
    нальное предназначение текста. 
    Системная организация — признак, выражающий принцип 
    устроенности текста. Текст есть языковое образование, устро- 
    енное как сложный знак или последовательность знаков. Как и 
    любой знак языка, он имеет две стороны: означающее и означае- 
    мое. В отличие от других знаков языка текст обладает не толь- 
    ко значением, но и смыслом. 
    Вторая функция: текст есть генератор (лат. generator — про- 
    изводитель) смыслов. Один и тот же текст разными слушающи- 
    ми (читающими) в разных ситуациях может истолковываться 
    по-разному. См., например, текст: Легкость, веселье, радость. 
    Мечты, безбрежное будущее. Песни и стихи. Закаты и моло- 
    дость, которая навеки. 
    Третья функция: текст — конденсатор (лат. condensare — 
    сгущать) культурной памяти. Например, Ю.М. Лотман пишет: 
    «...Гамлет» — это не только текст Шекспира, но и память обо 
    всех интерпретациях этого произведения и, более того, память

    о тех вне текста находящихся исторических событиях, с кото- 
    рыми текст Шекспира может вызывать ассоциации.
      1   2


    написать администратору сайта