Возникновение ф возникновение
Скачать 151.5 Kb.
|
1 2 14 Функциональное понимание текста Функциональный анализ предполагает учет предварительной обусловленности авторского выбора тех или иных средств выражения смысловой структуры текста его видовой и жанровой целеустановкой. При этом сам выбор вида и жанра текста диктуется условиями реальной коммуникации (коммуниканты, предмет коммуникации, средства коммуникации, и т.п.). Таким образом, функциональный анализ учитывает экстра- и интратекстовые признаки. Функциональный анализ текстаФункциональный анализ заключается еще и в том, что отдельные компоненты текста рассматриваются с точки зрения роли их в организации целого текста. Следовательно, функциональный анализ помогает вскрыть собственно содержательные качества текста. Дело в том, что языковые знаки в тексте конкретизируют свое значение, будучи соотнесенными с другими языковыми знаками, они вступают с ними в особые, свойственные данному тексту отношения; актуализируется, например, одно из возможных значений слова или слово меняет вообще свое значение под влиянием контекста (появляются контекстуальные синонимы, не отмеченные в словарном порядке). При функциональном анализе учитывается и авторское отношение к сообщаемому, авторское намерение (интенция) и пр. Что же дает Функциональный анализ текстафункциональный анализ? Функциональный анализ позволяет выйти за пределы собственно языковых характеристик текста и перейти к анализу понятийных категорий, например, типа Текст художественный: Категория пространствапространство и Текст художественный: Категория временивремя (ср.: художественное пространство, художественное время). Функциональный анализ позволяет выявить значимость этих категорий в тексте. Функциональный анализ дает возможность реконструировать тексты, устанавливать их авторство. Например, реконструировать древние тексты. (Правда, есть мнение, что адекватная реконструкция невозможна, так как незнание культурно-исторических оценок эпохи затрудняет интерпретацию текста.) Функциональный анализ может связывать тексты разных эпох, тексты разноязычные. Наконец, функциональный анализ способен вскрыть сущность наложения текстов (Текст в текстетекст в тексте), значимость этого явления, объяснить смысл ассоциаций этих текстов, их комбинаций, создающих дополнительные смыслы (ср.: литературные реминисценции, аллюзии, прямое цитирование; разные виды интерпретации текстов - например, библейский сюжет о Христе у М. Булгакова и Ч. Айтматова). Функциональный анализ объясняет, как это осложняет и одновременно проясняет основной смысл произведения. 15 Аспекты изучения текста Филологическая дисциплина, изучающая текст, получила название теории текста. Лингвистика изучает текст как лингвистический объект. Традиционно лингвистика помещает текст в синтаксисе: текст рассматривается как единица более высокого уровня, чем пред- ложение, и замыкает собой ряд синтаксических единиц: словосо- четание— простое предложение— сложное предложение— текст. В литературоведении текст значим как аспект художественного произведения. Здесь текст, по определению британ- ского философа и литературоведа Терри Иглтона, которого сочувственно цитирует Н.Н. Михайлов, есть «речевое про- изведение, обособленное от какой-либо конкретной речевой ситуации, и потому открытое для самых различных интерпре- таций различными читателями»9 И лингвистика, и литературоведение имеют свои специали- зированные научные дисциплины, изучающие разные грани текста. Так, в лингвистике выделяется, например, стилистика текста; в литературоведении большую роль играет текстология. Текст значим и для гуманитарного знания в целом. Этот те- зис выдвинул еще М.М.Бахтин. Рассуждая об исследовании в гуманитарных науках, он заметил: «Каковы бы ни были цели ис- следования, исходным пунктом может быть только текст». 16 Текстовые эпохи Первая эпоха — период формирования лингвистических систем в контексте мифо-магической культуры раннеродового строя. Типичный текст этой эпохи — магическая формула или рассказ о деяниях богов и героев. Память старцев и есть, собственно, та “фундаментальная библиотека” лично-именного кодирования, в которой хранится “энциклопедия” первобытной социальности: имена —адреса распределения знания и индивидов — и связанные с именами тексты. Вместимость этой коллективной памяти и будет в конечном счете определять возможные объемы знания. «Письменный пересказ», или письмо как «переписывание», с одной стороны, и, с другой — «чтение про себя» — характеристики средневековой текстовой эпохи. В нем почти отсутствует функция самовыражения человека — отсюда безличность авторства, а «по-читание» текста превращается едва ли не в единственный способ обращения с ним. Типичные тексты эпохи: комментарий к Библии, алхимический рецепт, летопись. Эпоха Возрождения. обусловлена диалогом-противостоянием монастырской и светской, ученой и народной культуры. Извлекаемым из античности и арабского Востока текстам придается историзм, у них обнаруживаются источники и авторы. Типичные тексты эпохи: натурфилософский диалог, поэтическая эпистола, ироническое нравоописание. Новое время не образует в точном смысле новой текстовой эпохи, но в основном варьирует и комбинирует уже известные стили. По-прежнему в ученых кругах популярны трактаты и диалоги,мифологические поэмы, социально-критические право- и бытописания; как и ранее распространены жанры письма, путевых записок, мемуары. Но получает распространение— критика текста. Современная текстовая эпоха обратилась к реальности «сфере очевидностей. Тому способствует небывалое прежде распространение книг и печатных СМИ, всеобъемлющей системы образования. Новое отношения к тексту, которое, с одной стороны, придает ему универсальный характер, а с другой — заменяет его видеорядом, жестом. Интернет вкупе с техникой фото- и видеомонтажа, перенесенные в сферу текста, обеспечили его общедоступность, а также возможность произвольного использования и трансформации. 17 Интертекстуальность текстов Это понятие охватывает древнейшие и наиважнейшие практики письма: ни один текст не может быть написан вне зависимости от того, что было написано прежде него; любой текст несет в себе, в более или менее зримой форме, следы определенного наследия и память о традиции. Интертекстуальность,таким образом, — это устройство, с помощью которого один текст перезаписывает другой текст, а интертекст - это вся совокупность текстов, отразившихся в данном произведении. Таким образом, интертекстуальность — это общее понятие, охватывающее такие различные формы, как пародия, плагиат, перезапись, коллаж и т.д. Такое определение охватывает и такие связи между двумя текстами, которые хотя и ощущаются, но с трудом поддаются формализации. Интертекстуальность не открывает нам какое-то новое явление, но позволяет по-новому осмыслить и освоить формы пересечения двух текстов. 18 Человек говорящий как объект современной филологии. Роль антропологического поворота в гуманитарных науках в изменении статуса речевой коммуникации, повышение коммуникативной активности человека в середине XX – начале XXI в. в придании человека говорящему статуса объекта филологии. Языковая личность, творческая личность как базовые понятия лингвистики и литературоведения, стимулирующие разработку категории человек говорящий. Человек говорящий как обозначение человека, осуществляющего посредством естественного языка деятельность по созданию и восприятию текста, содержащего любой вид реальности. Важнейшие способности и характеристики человека как человека говорящего: формально-демографические, социально-психологические, культурно-антропологические, философско-мировоззренческие, когнитивные и коммуникативные лингвистические, ситуационно-поведенческие и др. Филологические науки и дисциплины, изучающие homo loquens как объект филологии: Филологическая герменевтика. Анализ дискурса. Филологическая теория коммуникации. 19 Понятие языковой и творческой личности Языковая личность — это «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов) Понятие языковой личности вбирает в себя и языковую личность говорящего (пишущего) и языковую личность читающего (слушающего). Творческая личность — это совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих самостоятельное создание и восприятие им художественной реальности. Понятие творческой личности покрывает творческую личность автора и творческую личность читателя. Автор и читатель являются создателями художественной реальности. Различие между ними состоит «только» в том, что один из них, автор, создает реальность оригинальную , а другой, читатель, пересоздает ее. 20 Аспекты изучения человека говорящего в филологических науках Изучение человека говорящего как объекта филологии ведется в русле ряда научных дисциплин, которые сопрягаются с лингвистикой и литературоведением. Назовем две такие дисциплины: l филологическая герменевтика, изучающая процессы понимания текста.«Понимание, — пишет Г.И. Богин, — приводит к овладению«сутью дела»». «конечная социальная цель филологической герменевтики — помочь коммуникации людей,преодолеть непонимание человека человеком» 2 анализ дискурса— научное направление, изучающее речь, «погруженную в жизнь». 3 Обобщающим научным направлением, изучающим homo loquens как объект филологии, является филологическая теория коммуникации. Интересы филологической теории коммуникации сосредоточены на коммуникативной деятельности человека посредством текста на естественном языке. 4 Лингвистика изучает homo loquens в качестве «основного субъекта коммуникации 5 Литературоведению интересен homo loquens как предмет художественного исследования, во-первых, и как субъект литературно-художественной коммуникации (автор — читатель), во-вторых. 21 Человек говорящий Бродский Человек принимается за сочинение стихотворения по разным со- ображениям: чтоб завоевать сердце возлюбленной, чтоб выразить свое отношение к окружающей его реальности, будь то пейзаж или госу- дарство, чтоб запечатлеть душевное состояние, в котором он в данный момент находится, чтоб оставить — как он думает в эту минуту — след на земле. Он прибегает к этой форме — к стихотворению — по сооб- ражениям, скорее всего, бессознательно-миметическим: черный вер- тикальный сгусток слов посреди белого листа бумаги, видимо, напо- минает человеку о его собственном положении в мире, о пропорции пространства к его телу. Пишущий стихотворение однако пишет его не потому, что он рас- считывает на посмертную славу, хотя он часто и надеется, что стихот- ворение его переживет, пусть ненадолго. Пишущий стихотворение пишет его потому, что язык ему подсказывает или просто диктует сле- дующую строчку. Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получи- лось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал. Это и есть тот момент, когда бу- дущее языка вмешивается в его настоящее. Ис- пытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, на- ходящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом. Мандельштам Обыкновенно человек, когда имеет что-нибудь сказать, идет к лю- дям, ищет слушателей; — поэт же наоборот, — бежит «на берега пустын- ных волн, в широкошумные дубровы». Ненормальность очевидна... Подозрение в безумии падает на поэта. И люди правы, когда клеймят именем безумца того, чьи речи обращены к бездушным предметам, к природе, а не к живым братьям. Итак, если отдельные стихотворения (в форме посланий или по- священий) и могут обращаться к конкретным лицам, поэзия, как це- лое, всегда направляется к более или менее далекому, неизвестному адресату, в существовании которого поэт не может сомневаться, не усумнившись в себе. Только реальность может вызвать к жизни дру- гую реальность. Дело обстоит очень просто: если бы у нас не было знакомых, мы не писали бы им писем и не наслаждались бы психологической свеже- стью и новизной, свойственной этому занятию. 22.Г.-Г. Гадамер Между тем способность вести разговор — это естественная при- надлежность человека. Аристотель назвал человека существом, на- деленным языком, а язык существует лишь в разговоре. Язык можно кодифицировать, до какой-то степени фиксировать в словарях, грам- матиках и литературе, и все же, когда язык живет, устаревает, обновля- ется, и огрубляется, и утончается, достигая высоких стилистических форм литературы как искусства, то все это живо благодаря активному обмену речами между людьми, говорящими между собой. Язык суще- ствует лишь в разговоре. Ведь неспособность вести разговор не единственный из- вестный нам феномен коммуникации, претерпевающий деградацию. В еще большей степени мы являемся свидетелями того, как исчезает обмен письмами, переписка. В истории философского мышления феномен разговора, и в осо- бенности выдающаяся форма его, разговор с глазу на глаз, именуемый диалогом, тоже сыграл свою роль в том самом противостоянии, какое мы только что осознали в качестве культурного всеобщего феномена. Мы же постоянно видим, что между людьми с самыми разными темпераментами, с самыми различными политическими взглядами все же возможен разговор. Итак, «неспособность к разговору», пожалуй, это скорее упрек другому, который не желает следовать ходу твоих мыслей, нежели реальный недостаток этого другого. 23. Методология современн Ф Методология (др.-греч. methodos) науки, в том числе, разуме- ется, и филологической, — это учение об основаниях и спосо- бах действования с ее объектами. Таким образом, единство современной филологии создается общими для филологических наук объектами, общефилологи- ческим ядром знания и принципами исследования этих объек- тов, присущими и лингвистике, и литературоведению, и фоль- клористике, а также филологическим дисциплинам. Филологический подход предполагает обращение в про- цессе исследования объекта и к языковой, и к литературной его стороне, и как к тексту, и к многообразным проявлениям homo loquens — как говорящего, пишущего, автора, читателя, интерпретатора и пр., что делается, как правило, в контексте времени и пространства. Так, при изучении творчества В.М. Шукшина филологиче- ский подход реализуется во внимании исследователей к трем граням литературно-художественного творчества писателя: язы- ковой, поэтической, смысловой. Язык его прозы питается раз- личными источниками: устно-разговорной стихией, книжными сферами. изолированном виде, а в его взаимодействиях с другими. Способы действования с объектами — это методы филоло- гии. Способ действования включают в себя процедуры выделе- ния объекта и предмета исследования, способы конструирова- ния гипотезы и получения результата. В первом случае речь идет, напри- мер, о методах слушания, чтения, говорения, интерпретации, ре- чевого воздействия, филологического обеспечения виртуальной коммуникации и т.д., т.е. о методах практической деятельности; во втором — о методах исследовательской деятельности, или ме- тодах исследования. В основе методов исследования в филологии лежит анализ. Общая задача и лингвистического, и литературоведческого ана- лиза состоит в том, чтобы найти и установить научный факт, определить его место в совокупности фактов науки. В филологических исследованиях велика роль т.н. субъек- тивного фактора. Субъективный фактор — это исследователь, который находится не отдельно от изучаемого объекта, а «вну- три», не отчужденно от процесса исследования, а в «самом про- цессе». Филологические исследования проводятся в контексте гу- манитарных наук (семиотики, герменевтики, теории коммуни- кации, когнитивных наук, истории, психологии, культурологии, истории искусств и др.), опираются на философию. Итак, методология филологии является одним из оснований ее единства как отрасли современных гуманитарных наук. На- ряду с филологическим подходом и методами в лингвистике и литературоведении, в филологических дисциплинах существу- ют «свои» подходы и методы: в лингвистике — лингвистические, в литературоведении — литературоведческие и др. 24 Организация научного исследования: Научное исследование как деятельность исследователя, целью которой является получение нового теоретического результата, представляет собой ряд взаимосвязанных действий — от выбора темы до введения полученных результатов в научную коммуникацию. Эти действия включают три этапа: подготовительный,основной и заключительный. Подготовительный этап имеет своими задачами выбор темы исследования, определение плана работы; накопление научной информации и фактического материала по теме. Далее проводится пробное исследование и анализируются его результаты. Актуальной является тема, исследование которой востребовано нау- кой, общественной практикой. На основном этапе осуществляется применение метода исследования к материалу. Решение проблемы идет через дальнейшую разработку гипотезы и превращение ее в теоретическое знание. Основной этап включает две стадии: 1) работа с фактическим материалом; 2) объяснение с целью раскрыть сущност- ные характеристики изучаемого явления (преобладают класси- фикация, моделирование и другие методы).Основной этап завершен, когда получен теоретический результат. Заключительный этап вырастает непосредственно из основного — из того его звена, которым является формулирование нового знания. На этом этапе исследователь вновь обращается к объекту исследования: делается попытка вписать полученный результат в теоретическую картину объекта. Если попыт- ка удалась, то исследование завершено; если нет, то это служит исследователю сигналом необходимости вернуться к каким-то ранним этапам исследования. Наконец важнейшая задача этапа — представление полученных результа- тов в научной коммуникации в виде научного доклада (сообщения), публикации 25 Научный дискурс по Карасик Характерной особенностью данного дискурса является принципиальное равенство всех участников научного общения в том смысле, что никто из исследователей не обладает монополией на истину, а бесконечность познания заставляет каждого ученого критически относиться как к чужим, так и к своим изысканиям. В научном сообществе принято уважительное обращение «коллега», нейтрализующее все статусные признаки. Вместе с тем ученые отличаются своим стремлением уста- навливать различные барьеры для посторонних, степени научной квалификации, академические звания и членство в престижных научных сообществах. Поэтому ученые выступают в нескольких ипостасях, обнаруживая при этом различные статусно-ролевые характеристики: ученый-исследователь, ученый-педагог, ученый-эксперт,ученый-популяризатор. Ценности научного дискурса сконцентрированы в его ключевых концептах (истина, знание, исследование), сводятся к признанию познаваемости мира, к необходимости умножать знания и доказывать их объективность, к уважению к фактам, к беспристрастности в поисках истины («Платон мне друг, но истина дороже»), к высокой оценке точности в формулировках и ясности мышления. Научный дискурс характеризуется выраженной высокой степенью нтертекстуальности, и поэтому опора на прецедентные тексты и их концепты для рассматриваемого дискурса является одним из системообразующих признаков. 26 Будущее гуманитарных наук по Эпштейну Основная задача научной и академической работы обычно определяется как исследование (research): «тщательное, систематическое, терпеливое изучение и изыскание в какой-либо области знания, предпринятое с целью открытия или установления фактов или принципов» Исследование — важная часть научного труда, но далеко не единственная. Обращаясь к конкретному содержанию научной работы, следует определять ее достоинство как мерой охваченного знания, так и мерой его претворения в мысль, точнее соотношением этих двух мер. Науку делают не всезнайки, а люди, которые остро переживают нехватку знаний, ограниченность своего понимания вещей. Наука начинается там, где кончается знание и начинается неизвестность, проблемность. Правильнее было бы определить задачу научных и академических учреждений не как исследование, а как мыслезнание, интеллектуальную деятельность в форме познания и мышления, т. е. (1) установление наличных фактов и принципов и (2) производство новых понятий и идей, которые могут продуктивно использоваться в развитии цивилизации. 1 2 |