Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2 Основание Халифата

  • Курсовая ХАЛИФАТ. Возникновение ислама и основание халифата


    Скачать 222.87 Kb.
    НазваниеВозникновение ислама и основание халифата
    Дата23.04.2021
    Размер222.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая ХАЛИФАТ.docx
    ТипДокументы
    #197819

    Оглавление


    Введение 2

    1.Возникновение ислама и основание халифата 3

    1.1 Возникновение ислама 3

    1.2 Основание Халифата 9

    2.Общественный строй в Арабском Халифате 10

    3.Государственный строй Арабского Халифата 12

    3.1 Судебная система Арабского Халифата 16

    4. Арабские завоевания 20

     История, Всеобщая история, 10 класс, Базовый и углублённый уровни, Волобуев О.В., Митрофанов А.А., Пономарев М.В., 2013 22

    5. Распад Арабского халифата 26

    Заключение 28

    Список литературы 30


    Введение


    Арабский Халифат - исламское государство, возникшее в результате мусульманских завоеваний в VII—IX веках и возглавлявшееся халифами.

    Первоначальным ядром халифата стала созданная пророком Мухаммедом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община — умма. Первоначально эта община была небольшой и представляла собой государственное образование супер религиозного характера по аналогии с Моисеевым государством или Первыми христовыми общинами. В результате мусульманских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья (в частности Армянское нагорье, Прикаспийские территории, Колхидскую низменность, а также районы Тбилиси), Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд.

    Слово халифат — означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммеда арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников).

    Эпоха существования Арабского халифата, вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама и оказала большое влияние на всемирную историю.

    Актуальность темы обусловлена тем, что история Халифата является важной составной частью истории всего человечества, без которой невозможно понять закономерности развития государства и права. Кроме общенаучного интереса, она имеет и злободневное практическое значение, помогая не только лучше постигнуть особенности правовой культуры народов, но и точнее оценить сущность многих общественно-политических явлений современности.

    В Халифате процесс взаимодействия различных цивилизаций породил новую высокоразвитую культуру, языком которой стал арабский, а идеологической основой - ислам. Эта арабо-мусульманская культура на много веков вперед определила пути развития народов, исповедовавших ислам, сказываясь в их жизни до сегодняшнего дня.
    Объектом исследования выступают государственное устройство, социальный и правовой статус различных слоев населения, судебная система и вооруженные силы Арабского халифата.
    Предметом исследования в работе является Арабский халифат.

    Целью работы выступает изучение истории происхождения, развития и распада Арабского халифата, определение основных положений правового регулирования различных сфер жизни арабского общества.
    В связи с обозначенной целью, необходимо реализовать следующие задачи: выделить социально-экономические факторы, которые способствовали объединению Арабского халифата; рассмотреть этап объединения Аравии и создание в результате арабских завоеваний государства Арабский халифат; дать анализ общественного строя в Арабском халифате на ранних этапах его существования; рассмотреть особенности государственного строя; исследовать судебную систему, а также вооруженные силы Арабского халифата.
    1. Возникновение ислама и основание халифата

    1.1 Возникновение ислама


    Ислам (от араб. إسلام‎ – покорность; предание себя богу) – одна из трёх монотеистических религий. Наряду с иудаизмом и христианством она входит в группу авраамических религий. Её последователи именуют себя мусульманами (муслим – «Предавшийся воле бога»).

    Ислам как религиозное, идеологическое и социальное явление возник в результате сложной эволюции религиозной и социальной ситуации на территории Аравийского полуострова в V–VI вв. Его основателем считается пророк Мухаммад (около 570–632) из клана хашим родоплеменной группы (племени) курайш.

    При анализе формирования вероучения ислама разные авторы делают акцент либо на «революционном» характере проповеди Мухаммада, либо на медленных процессах эволюции политеистических верований жителей этого региона к монотеизму, которые и подготовили почву для интенсивного развития ислама. Также неизменно отмечается и географический фактор: наличие торговых путей (а также и иных связей культурного порядка), обеспечивавших связь с христианством и иудаизмом благодаря усиленным контактам населения с носителями этих религий, что сопровождалось и появлением прослойки населения, состоявшей из их приверженцев. Однако роль Мухаммада остаётся в любом случае очень значительной.

    Исламская традиция напрямую связывает обращение Мухаммада с полученным откровением, говоря о его любви к уединению и созерцанию, в том числе о регулярном месячном уединении. Он часто ходил в пещеру горы Хира и проводил в поклонении десять ночей подряд, а порой и больше. Таким образом, Коран, священная книга ислама, состоит из записей прямых откровений свыше, записанных со слов Мухаммада.

    По мере роста общины последователей, возникла возможность открытой проповеднической деятельности, что и произошло в 610 г. Однако проповедь Мухаммада была встречена приверженцами политеизма неприязненно, вплоть до высмеивания и попыток гонений, что привело даже к эмиграции части последователей пророка (они бежали в Эфиопию). Большую роль в поддержке Мухаммада сыграла позиция его дяди, Абу Талиба, который препятствовал расправе над ним, хотя и не становился приверженцем нового учения. В итоге объявленный всем оставшимся в Мекке мусульманам бойкот был снят. Но Мухаммад не принял компромисса в виде признания верховной роли Аллаха при сохранении культа некоторых особенно чтимых мекканцами божеств, сохраняя ориентацию на последовательный монотеизм.

    В 622 г. Мухаммад переселяется в этот город, бывший земледельческим оазисом. Успех проповеди объяснялся как её длительностью, так и располагавшей социально–религиозной обстановкой, где иудаизм, языческие верования и христианство соседствовали. Жители, разделённые по религиозному признаку (ключевые позиции в тот момент принадлежали тем, кто исповедовал иудаизм), враждовали, а новое учение становилось дополнительным фактором в этой борьбе. Миссия Мухаммада оказалась и миссией наведения порядка и установления согласия.

    Уже в этот момент происходит формирование уммы – общины единоверцев. Роль последней в исламе станет важной. Переселение Мухаммада и уммы из Мекки считается эпохальным событием и служит точкой отсчёта новой эры в представлении мусульман.

    Как часто бывает в религиозной практике, смена роли города из–за переселения Мухаммада повлияла на изменение его названия. Он получил название Мадинат ан–наби («Город Пророка») или аль–Мадина (Медина, «Город»).

    Вхождение жителей Йасриба в умму имело не только религиозное значение (формирование общины), но и политическое, так как способствовало сплочению военных сил. Таким образом, Мухаммад становится не только религиозным, но и политическим лидером, хотя рост его влияния происходил постепенно (на протяжении определенного времени он являлся не столько главой, сколько третейским судьей).

    Из мусульман, переселившихся в Йасриб, формируется своеобразное сословие мухаджиров, из союзников, происходивших из коренных жителей города – ансаров (защитников). Эти категории и составляли основную военную и социальную силу, на которую Мухаммад мог опираться. Наличие в Медине особой оппозиции (мунафикун), включавшей в себя представителей разных религий, не помешало ему превратиться в полновластного правителя и расширить своё влияние за пределами города. По мере нарастания конфликта с оппозицией, она была разгромлена, толчком к чему послужила попытка покушения на жизнь Пророка. Таким образом, применение силы стало вполне возможным уже при жизни Мухаммада.

    Затем началась борьба против Мекки, которая обретала черты военных набегов, проходивших с переменным успехом. Вместе с этим Мухаммад расширял своё влияние и дипломатическими методами, результатом чего было заключение ряда межплеменных договоров. Одновременно росло число мекканцев, принимавших новую религию.

    В 628 г. Мухаммад собрал большое войско и двинулся на Мекку. В местечке ал-Худайбийа мусульмане согласились на перемирие с мекканцами на условиях возможности совершения ал–хаджж (паломничества) в Мекку и Мухаммад и его сподвижники совершили умра (малое паломничество). В 630 г., после нового вторжения мусульман в Мекку, был заключён договор, позволявший мусульманам совершать туда паломничества каждый год; таким образом доступ в город был в принципе открыт. За древним святилищем Каабой, которое было почитаемо Мухаммадом ещё в начале его деятельности, сохранили статус храма, однако он перестал быть языческим культовым зданием, произошло уничтожение идолов.

    В 632 г. произошло последнее хиджжад ал–вада (прощальное паломничество) Мухаммада в Мекку. В том же году он умирает.

    К этому времени он являлся главой уже довольно большого объединённого государства, ориентированного на достижение единой религиозно–политической цели – распространения ислама. Жизнь и кончина Мухаммада сделали Мекку и Медину священными городами ислама, освящёнными пребыванием самого пророка Аллаха. Тело Мухаммада погребено в главной мечети Медины, получившей название Мечетъ Пророка.

    Мединский период имел принципиальное значение для истории ислама, поскольку именно тогда формируются вероучение, организация уммы и ритуальный комплекс. По мере этого происходит обособление ислама от иных религий, с представителями которых сперва был заключён союз, а у последователей Мухаммада формируется ярко выраженное сознание совей религиозной самостоятельности и уникальности. Осложнение отношений с носителями иных религий только способствовали этому, в результате чего приверженцы двух других монотеистических религий попадают в категорию заблуждающихся, а ислам оказывается учением, исправляющим искажения этих религий и восстанавливающим истину.

    Чётко оформляются необходимые различительные признаки, хорошо выраженные в ритуальных особенностях. Выделяется особый священный день – пятница, ал–Кааба становится центральным священным местом, заменившим собой Иерусалимский храм, чем и мотивировалось требование поворачиваться во время молитвы именно в его сторону. Формируются каноны обязательных молитв, очистительных ритуалов, постов, пожертвований. Нормируется семейная и бытовая жизнь, что необходимо и для социальной стабильности, оформляется и система запретов (пищевых – свинина и спиртное, а также распространявшихся на иные сферы быта, например, запрет азартных игр). Начинается строительство собственных культовых зданий.

    Представления ислама о браке были освящены самим Пророком, который после смерти первой жены заключил ещё десять брачных союзов. Однако из–за ранней смерти сыновей, потомков–мужчин он не оставил. Мухаммада пережила его дочь Фатима. Её брак с двоюродным братом Мухаммада, Али бен Аби Талибом, даёт начало особым династиям, восходящим к сыновьям Фатимы: тарифов (происходящих от ал–Хасана) и саййидов (происходящих от ал–Хусайна).

    Смерть Мухаммада поставила его приверженцев в затруднение: никаких распоряжений относительно возможной передачи власти и иных действий он не оставил, а исчезновение Пророка предполагало прерывание контакта с Аллахом, поскольку он оказывался уникальным связующим звеном между богом и уммой. Политическое преемство могло перейти как к ансарам, так и к мухаджирам, которые имели свои обоснования этого. Ситуация осложнялась появлением «лжепророков», пытавшихся присвоить себе эту функцию в спонтанном, харизматическом порядке. Двойственный характер лидерства Мухаммада делал неизбежным и религиозное преемство, хотя миссия самого пророка была уникальной. Однако возникновение династии его преемников было возможным. Победа осталась за мухаджирами, а умма избрала преемника, которым стал Абу Бакр ас–Сиддик (572–634). Именно он получил титул халифа – преемника (халиф расул Аллах – «заместитель посланника Аллаха»). Таким образом, управление уммой становится уделом халифов, в истории ислама начинается новый период. Халифы наследовали как политическую власть, возглавляя государство, обретшее название Арабского Халифата, так и религиозную миссию, продолжая реализацию перешедшей в их руки религиозной программы.1

    1.2 Основание Халифата


    В VII в. у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменных отношений. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейхи (главы племен) и сайды (племенные старейшины) захватили лучшие земли оазисов. В их собственность перешло, большое количество скота. Появились рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.

    Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджасе (районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием. В этом районе находились торгово-ремесленные города Мекка, Ясриб, через которые пролегал оживленный караванный путь с юга на север. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики. Обособившись в привилегированную группу, они тем не менее не порывали родственных связей с определенными племенами и их знатью. В этих районах проживало большое количество обездоленных бедуинов. Рушились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи, связывавшие соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.

    Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общество. И, как это имело место у других народов, идеология общественного движения, объективно выступавшего за новый строй, приобрела религиозную форму.

    Возникновение новой религии — ислама — связано с именем Мухаммеда (около 570–632). Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все арабы независимо от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен был стать пророк — «посланник бога на земле». Единственными условиями вступления в эту общность являлись признание новой религии и строгое выполнение ее предписаний.

    Новые идеи нашли ревностных сторонников среди бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.

    Первоначально движение носило народный характер, что отпугнуло богатых, но это продолжалось недолго. Действия приверженцев ислама убедило и знать в том, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.

    К этому времени (20—30-е гг. VII в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобрела политический характер.

    Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед страной, — преодоление племенного сепаратизма. К середине VII в. объединение Аравии было в основном завершено.2
    1. Общественный строй в Арабском Халифате


    Арабское феодальное общество имело свои особенности. В частности, там не установился сословный строй, как в европейских государствах. Тем не менее, халифы и феодалы составили господствующий класс, и, прежде всего, в него вошли многочисленные сородичи Пророка и халифов, племенные вожди, местная знать, духовные иерархи, а также крупные сановники и военные чины. Особой привилегией пользовались потомки Мухаммеда – шерифы и сеиды. Одним из таких их отличий являлось ношение зеленой чалмы. Наиболее знатные роды имели особых старейшин, которые вели родовые списки и наблюдение за тем, чтобы члены рода не нарушали своего достоинства.

    Больше внимания уделялось религиозным различиям населения на мусульман и немусульман. Приверженцы христианства и иудаизма назывались зиммиями и отличались законом и от мусульман, и от язычников. Зиммии пользовались автономией, руководствовались своими гражданско-правовыми обычаями и даже управлялись своими выборными старейшинами. Однако за свои преступления и проступки они отвечали по шариату и этим же правом регулировались их сделки с мусульманами.

    В период первоначальных завоевательных походов мусульмане относились к покоренным более или менее терпимо, однако, впоследствии их приниженное положение усугубляется. Зиммии не имели права вступать в брак с мусульманами и иметь рабов-мусульман. Их отличием от правоверных было ношение особой одежды, им запрещалось ездить на лошадях, а только на ослах и мулах. Они платили тяжелый поземельный налог и подушную подать. В их обязанность входило снабжать арабскую армию продуктами. Имелись также некоторые и другие ограничения.

    Крестьянство подразделялось на многочисленные этнические группы. Крестьяне-арабы имели ряд привилегий, в частности они не платили некоторых налогов. Покоренные же крестьяне испытывали тяжелый гнет, платя регулярно увеличивающиеся налоги, натуральные и денежные поборы, а в некоторых регионах они начали прикрепляться к земле.

    Городское население состояло из купцов, мелких торговцев, ремесленников и поденщиков. Города быстро развивались, становясь центрами ремесла и торговли. Расширяется товарооборот внутри страны и во внешней торговле. Однако какого-либо особого статуса (свобод и привилегий) ни города, ни горожане не имели.

    У мусульман продолжало сохраняться и рабство. По закону рабы не считались субъектом права, но на практике существовал ряд отступлений от этого. Например, по разрешению господина они могли заниматься торговлей и ремеслом, вступать в договоры со свободными. Богоугодным делом для мусульманина считалось освобождение рабов на волю, в особенности рабов-мусульман.
    1. Государственный строй Арабского Халифата


    Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.

    Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии - ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшие тенденции зарождения нового строя, получило название “ханифского” .

    Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны, прежде всего, с именем Мухаммеда. Мухамммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям - иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их. Однако в тоже время стало ясно, что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо проявилась его жестокость, а порой и фанатичная нетерпимость в некоторых вопросах, особенно вопросах власти и права на власть. Согласно доктрине ислама, власть религиозная неделима от власти светской и является основой последней, в связи с чем ислам требовал одинакового безусловного повиновения богу, пророку и тем, кто имеет власть.

    В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода: дамасский и багдадский, которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.

    Развитие арабского общества подчинялось основным закономерностям эволюции восточных средневековых обществ при определенной специфике действия религиозных и культурно-национальных факторов.

    Характерными чертами мусульманского общества были доминирующее положения государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (рудники, мастерские) , государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса городов, каких-либо свобод и привилегий.

    Поскольку юридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев) . Первоначально отношение к покоренным зиммиевам отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды. Однако со временем их приниженное положение становилось все более очевидным: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать.

    На первом этапе развития халифат представлял собой централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (иммат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако, довольно скоро власть халифа стала передаваться по завещательному распоряжению.

    В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковались назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией, особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами.

    Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии - диваны. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого им жалования или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и других поступлений, с этой целью собирались необходимые статистические сведения. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того, это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции.



    Рисунок 1 - Государственный строй Арабского халифата

    Система местных органов государственного управления на протяжении VII - VIII вв. Претерпевала значительные изменения. Первоначально местные органы власти в покоренных странах оставались нетронутыми, сохранялись и старые методы управления. По мере упрочения власти правителей халифата произошло упорядочение местной администрации по персидскому образцу. Территория халифата была разделена на провинции, управляемые, как правило, военными наместниками - эмирами. Эмиры обычно назначались халифом из числа своих приближенных. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников - наибов.

    Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старшин (шейхов).3

    3.1 Судебная система Арабского Халифата


    Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей.

    Верховной судьей считался глава государства - халиф. В целом же суд был привилегией духовенства. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые также являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах.

    Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, следили за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования. При вынесении решения кади руководствовались, прежде всего, Кораном и Сунной и решали дела путем их самостоятельного толкования.. Судебные решения кади были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли те случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское население подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.

    Большая роль армии в халифате определялась самой доктриной ислама. Основной стратегической задачей халифата считалось завоевание территории, не заселенной мусульманами, путем “священной войны”. Принимать участие в ней должны были все совершеннолетние и свободные мусульмане.

    На первом этапе завоеваний арабская армия представляла собой племенное ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызывала ряд военных реформ конца VII - середины VIII вв. Арабская армия стала состоять из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованием особого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница.

    Огромная, состоящая из разнородных частей, средневековая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое целое. Начиная с IX в. в государственном строе халифата происходят значительные изменения.

    Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати,. Оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руководившим судами и образованием. (2).

    Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние становится настолько велико,. Что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников.

    В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей.

    Распад халифата на эмираты и султанаты - независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье - привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к X в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В X и X I вв. В результате захвата Багдада различными кочевыми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифата была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам. Шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установки как частицу единого божественного закона и порядка.

    Важнейшим источником Шариата считается Коран священная книга мусульман, составление которой приписывается Мухаммеду. Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аятов). Лишь около 500 стихов содержат предписания, причисленные к шариату. И лишь 80 из них можно рассматривать как правовые. Вторым обязательным для всех мусульман источником права была сунна (“священное придание”), состоявшая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Несмотря на обработку хадисов, сунна содержала много противоречащих друг другу положений, а выбор наиболее “достоверного” из них всецело зависел от усмотрения судий. (3).

    Третье место в иерархии мусульманского права занимала иджма (“общее согласие мусульманской общины”). На практике иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или позднее наиболее влиятельными мусульманскими теологами - правоведами.

    Одним из наиболее спорных источников мусульманского права был кияс - решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, сунне или иджме, может быть применено к делу, которое не было прямо предусмотрено в этих источниках права. Кияс, таким образом, не только позволял урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал в ряде случаев освобождению шариата от теологического налета. Но в руках феодальных мусульманских судей кияс часто становился инструментом откровенного произвола.

    В качестве дополнительного источника шариат допускал местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречащие его принципам.

    Наконец, источниками права в Арабском Халифате, считались производные от шариата, указы и распоряжения халифов - фирманы. В более поздних мусульманских государствах (Османская империя и т.д.) с развитием законодательства в качестве источников права стали государственные законы - кануны. Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского Халифата. После его падения мусульманское право не потеряло свое былое значение.

    4. Арабские завоевания


    При преемниках Мухаммеда арабы начали завоевания за пределами Аравийского полуострова, вмешавшись в давнюю борьбу между Византийской империей и Сасанидской Персией, существенно ослабившую обе эти державы. Арабы успешно распространяли ислам среди иных народов. Византия была сотрясаема религиозными распрями между последователями различных течений в христианстве, обвинявшими друг друга в ереси. Эта религиозная междоусобица шла не на жизнь, а на смерть. Ислам же требовал полного истребления лишь тех, кто исповедовал языческие верования. В отношении христиан и иудеев в халифате вводились лишь некоторые ограничения, и для приверженцев этих религий, которых мусульмане именовали «людьми Книги», вводилось повышенное налогообложение. В таких условиях многим христианам было спокойнее жить по законам халифата, нежели под властью византийского императора, если он был приверженцем иного течения в христианстве. Арабская конница в сражениях продемонстрировала свою эффективность и мобильность. Эти факторы предопределили значительный успех арабских завоеваний. В 637 г. после долгой осады арабы овладели Иерусалимом (Рисунок 2).



    Рисунок 1 - Арабские завоевания 4

    Этот важнейший для иудеев и христиан город считается священным и у мусульман наряду с Меккой и Мединой. За несколько лет власть халифата распространилась в Сирии, Палестине, Месопотамии и в Персии, откуда арабы вскоре проникли в Северную Индию и в Среднюю Азию. Дальнейшее проникновение мусульман на Восток было остановлено китайскими войсками. В 751 г. они сумели разбить арабов в генеральном сражении.
    Не меньших успехов войска халифата достигли и в западном направлении, овладев Египтом и странами Магриба. Мусульманский полководец Тарик ибн Зарид высадился в Гибралтаре с войском, состоявшим из арабов и берберов, и разгромил армию вестготов, овладев к 714 г. всем Пиренейским полуостровом, кроме отдельных горных районов в северной его части, населённых народом басков. Арабы, получившие в средневековых европейских хрониках прозвище «сарацины» (саранча), продолжили своё продвижение и за Пиренеи, овладев многими городами в южной Франции. Но в 732 г. войско франков во главе с Карлом Мартеллом сумело разбить их под Пуатье и остановить дальнейшее продвижение арабов на европейском континенте. Продолжались столкновения между христианами и мусульманами на Средиземном море. Некоторое время арабы удерживали под контролем южную Италию и Сицилию и безуспешно пытались осаждать Константинополь.
    На Пиренейском полуострове христианские монархи более 700 лет вели войны за изгнание арабов. Они получили название Реконкиста (отвоевание). В ходе этих войн и сложилась современное государство Испания.
    К середине VIII в. власть халифата распространялась на гигантскую территорию от Атлантики до р. Инд. И от Балканского полуострова до Нильских порогов. Позже ислам проник в страны Индокитая и тропической Африки.

    Образовавшееся в результате завоеваний обширное арабское государство — Халифат — сильно отличалось от Арабского государства первых лет его существования. Не имея опыта в управлении сложным государственным аппаратом, арабские военачальники интересовались тогда только захватом земель и военной добычи, а также получением дани с покорённого населения. До начала VIII в. завоеватели сохраняли в захваченных областях местные порядки и прежних византийских и иранских чиновников. Поэтому первоначально всё делопроизводство велось в Сирии и Палестине на греческом языке, в Египте — на греческом и коптском, а в Иране и Ираке — на среднеперсидском. До конца VII в. в бывших византийских провинциях в обращении продолжали находиться византийские золотые динары, а в Иране и Ираке — серебряные сасанидские дирхемы. Халиф соединял в своих руках власть светскую (эмират) и духовную (имамат). Ислам распространялся постепенно. Новообращённым халифы предоставляли различные льготы, но до середины IX в. в Халифате сохранялась широкая веротерпимость по отношению к христианам, иудеям и зороастрийцам.

    Завоевание арабами византийских областей и Ирана сопровождалось перераспределением земельного фонда. К завоевателям перешли «земли хосроев», т. е. сасанидских царей, и земли убитых в сражениях иранских дехканов. Но некоторые подчинившиеся арабам иранские и византийские землевладельцы сохранили свои владения. Наибольшая часть земель в Ираке, Сирии и Египте была объявлена государственной собственностью, а сидевшие на этих землях крестьяне стали наследственными арендаторами, облагаемыми поземельной податью. Остальные земли были постепенно присвоены арабской знатью. Так, семейство Али — зятя Мухаммеда — получило поместья сасанидских царей в Ираке. Сыновья халифов Абу Бекра и Омара стали тоже крупнейшими землевладельцами в Ираке, а мекканские Омейяды получили огромные владения в Сирии.

    На присвоенных землях арабские землевладельцы сохранили уже существовавшую до прихода арабов систему феодальной эксплуатации местных крестьян. Но многие «сподвижники пророка», став землевладельцами, эксплуатировали и в земледелии и в ремесле тысячи захваченных во время войн пленников-рабов. Весьма любопытные в этом отношении данные приведены у арабских авторов Ибн Сада, Якуби, Ибн Асакира, Ибн ал-Асира и др. Так, они сообщают, что «сподвижнику пророка» Абд-ар-Рахману ибн Ауфу принадлежало 30 тыс. рабов; Муавия ибн Абу Суфьян, впоследствии халиф, на своих полях и в садах в одном только Хиджазе эксплуатировал 4 тыс. рабов; наместник Басры Мугира ибн Шуба требовал от своих рабов-ремесленников, поселённых в Медине и в других местах, по 2 дирхема ежедневно. Один из рабов Мугиры, перс-христианин Абу Лулуа, по ремеслу плотник и каменотёс, принёс однажды халифу Омару жалобу на своего господина и на его непосильные требования. Омар ничем не помог Абу Лулуа и тот, доведённый до отчаяния, на другой день убил халифа в мечети кинжалом (в 644 г.). Смерть халифа Омара от руки пленника-раба — яркое свидетельство противоречий, существовавших между рабами и рабовладельцами в Арабском халифате.

    Таким образом, рабовладельческие отношения в Халифате VII—VIII вв. были ещё очень крепки, и процесс дальнейшего феодального развития этого общества развёртывался замедленными темпами. Это объяснялось также и тем, что в раннефеодальном обществе бывших византийских и сасанидских провинций рабовладельческий уклад сохранялся вплоть до арабского завоевания. Арабское завоевание, сопровождавшееся превращением множества пленников в рабов, продлило существование этого уклада в феодальном обществе.

    В ходе завоевания значительная масса арабов переселилась на новые земли. При этом часть арабов впоследствии перешла к оседлости, а другие арабы и на новых местах продолжали вести кочевой образ жизни. В завоёванных областях арабы основали военные лагери, превратившиеся затем в города: Фустат в Египте, Рамла в Палестине, Куфа и Басра в Ираке, Шираз в Иране. Арабизация Ирака и Сирии, где основное население — сирийцы (арамеи) — говорило на родственном арабскому языке семитской системы и где ещё до завоевания имелось значительное арабское население, протекала быстро. Арабизация Египта и Северной Африки проходила гораздо медленнее, а страны Закавказья, Иран и Средняя Азия так и не были арабизованы. Напротив, поселившиеся в этих странах арабы позже ассимилировались с местным населением и восприняли его культуру.

    5. Распад Арабского халифата


    С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его территория, очень разные там жили народы с разным уровнем развития. Эмиры постепенно превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Марокко, Алжир. Египет. Средняя Азия. Иран, Аравия.
    С конца IX в. реальная власть в остатках Халифата оказалась в руках вооруженных отрядов из числа рабов и иноземцев. В 945 г. Багдад захватили Буиды — правители одного из государств Ирана.
    В 1055г. Багдад был взят турками-сельджуками, пришедшими из
    1Средней Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при Буидах и сельджуках стал мусульманским первосвященником, потеряв светскую власть. В 1258 г. Багдад взяли монголы, казнившие халифа. До 1517г. аббасидские халифы жили в Каире. После завоевания Египта турками-османами титул халифа принял на себя турецкий султан.
    Арабская культура. Арабы усвоили знания и традиции покоренных народов, развили их на основе ислама и арабского языка, который стал не только общегосударственным, но и языком литературы и науки.
    При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из которых стала мечеть халифа Валида (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из собора Святого Иоанна. Уже тогда мировую известность получили дамасские ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославился сталью, из которой изготовлялось оружие.
    При дворе халифов собирались ученые со всех концов спета. Их труды щедро вознаграждались правителями. Были основаны школы в Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также обширные библиотеки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы основали 14 университетов и множество школ, пять публичных библиотек.
    Благодаря арабам в европейских языках появились слова «алгебра», «алкоголь», «азимут», «зенит» и др. В дальних походах военачальники были обязаны отмечать на картах покоренные ими земли. Описания неведомых земель оставили и многие арабские ученые-путешественники. Наибольших успехов арабы достигли в медицине. В Багдаде, Испогани, Фирузабаде, Бухаре, Александрии и Кордове в VIII —IX вв. ими были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежат Ахарун. описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной науки», который на протяжении столетий являлся главным руководством арабских и европейских врачей. Много трудов по медицине написал Аверроэс, В математике арабы ввели употребление Шифр и десятеричную систему.
    С древнейших времен у арабов процветала поэзия. Они воспевали любовные приключения, военные подвиги. Всемирную известность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь».5

    Заключение


    Своеобразие государства Арабского Халифата было непосредственно связано с их ригидной, универсальной религией - исламом, исходящим из неделимости духовной и светской власти, что было органически связано с теократической идеей о всемогуществе, всесилии и неделимости самого Аллаха, нашедшей выражение в Коране: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его». Ислам определял в мусульманском мире и характер социальной структуры, и государственных учреждений, и правовых институтов, и морали - всю духовную сферу мусульман.

    Можно полагать, что основными причинами воинских успехов арабов был религиозный фанатизм, а также истощение феодальных Византии и Ирана. Вследствие завоеваний было создано огромное феодальное государство, которое было сначала довольно централизованной. Дальнейшая феодализация привела к распаду этого государства. Первый шаг в этом направлении был сделан в развитых в экономическом и социальном отношении землях.

    Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджасе (районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием. В этом районе находились торгово-ремесленные города Мекка, Ясриб, через которые пролегал оживленный караванный путь с юга на север. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики. Обособившись в привилегированную группу, они тем не менее не порывали родственных связей с определенными племенами и их знатью. В этих районах проживало большое количество обездоленных бедуинов. Рушились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи, связывавшие соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.

    Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое классовое общество. И как это имело место у других народов, идеология общественного движения, объективно выступавшего за новый строй, приобрела религиозную форму.

    Одновременно с возникновением Халифата формировалось его право – шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии.

    Особенностью арабского феодального общества было то, что не возникло сословное устройство в той форме, что был в европейских странах. Права и привилегии феодалов не были регламентированы в мусульманском праве. Только потомки Мухамеда - шейхи и сеиды выделялись из общей массы мусульман и пользовались некоторыми привилегиями.

    Другой особенностью арабского феодального общества была разность в правах между мусульманами и не мусульманами.

    Ну и наконец, подводя итоги, если говорить о том, что же погубило Арабский Халифат так это - роскошь, раскол религии, ну и самая основная причина это - огромные налоги и ростовщичество.

    Все это привело к тому, что Арабский халифат закончил свое существование. Он оставил нам в наследство великолепнейшие, неподражаемые произведения искусства и культуры. Значение Арабского халифата в истории мировой культуры огромно.

    Список литературы


    1. Религиоведение: учебник для бакалавров / В. Лебедев, А. Прилуцкий, В. Викторов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. - 629 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс.

    2. История государства и права зарубежных стран: Учеб./ Под ред. проф. К. И. Батыра. — 4-е изд.. перераб.и доп.— М: ТК Велби, 2014.—496 с.

    3. История, Всеобщая история, 10 класс, Базовый и углублённый уровни, Волобуев О.В., Митрофанов А.А., Пономарев М.В., 2013

    4. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Сборник трудов по итогам работы научно-практического семинара . Ответственный редактор Е.С. Косых. 2018
      Издательство: Стерлитамакский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения Высшего образования "Башкирский государственный университет"

    5. Всемирная история / Студентам всемирная историяСтудентам всемирная история , Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. – 2016. - 448 с.

    6. Васильев Л. С. История Востока: Учеб. по спец. История. – М.: Высш. шк., 2015. Т.1. –495 с.

    7. Арабский Халифат и мусульманское право: Учеб. пособие / Моск. юрид. ин-т; [Сост. Бондаренко Д.В., Емелин А.С.] - М.: МЮИ, 2016. - 61 с.

    8. Работы по истории ислама и Арабского халифата / В.В. Бартольд; [Вступ. ст. А.Б. Халидова; Рос. акад. наук.я Отд-ние истории. Отд-ние лит. и яз.]. - Воспроизводится по изд. 1966. - М.: Вост. лит., 2017. - 784 с.

    9. Нефедов С.А. История средних веков. - М.: Просвещение, 2014. - 428 с.

    10. История арабов и Халифата (750-1517 гг.) / И.М. Фильштинский; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Муравей-гайд, 2019. - 349 с.



    1 Религиоведение: учебник для бакалавров / В. Лебедев, А. Прилуцкий, В. Викторов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. - 629 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс.

    2 История государства и права зарубежных стран: Учеб./ Под ред. проф. К. И. Батыра. — 4-е изд.. перераб.и доп.— М: ТК Велби, 2003.—496 с.


    3 Васильев Л. С. История Востока: Учеб. по спец. История. – М.: Высш. шк.,1994. Т.1. –495 с.

    4 История, Всеобщая история, 10 класс, Базовый и углублённый уровни, Волобуев О.В., Митрофанов А.А., Пономарев М.В., 2013




    5 Всемирная история / Студентам всемирная историяСтудентам всемирная история , Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. – 2016. - 448 с.


    написать администратору сайта