Главная страница
Навигация по странице:

  • «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ» Кафедра социальной медицины и экономки здравоохраненияРЕФЕРАТ

  • Проверил: Сафонова А.А.Луганск – 2022 Содержание

  • Введение Цель данного реферата

  • Происхождение

  • Культура врачевания

  • 3. Традиционная китайская медицина

  • врачевание древнего китая. Врачевание в Древнем Китае. дд. Врачевание древнего Китая. Традиционная китайская медицина


    Скачать 31.08 Kb.
    НазваниеВрачевание древнего Китая. Традиционная китайская медицина
    Анкорврачевание древнего китая
    Дата14.12.2022
    Размер31.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВрачевание в Древнем Китае. дд.docx
    ТипРеферат
    #845769

    Министерство здравоохранения ЛНР

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

    «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ

    УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ»

    Кафедра социальной медицины и экономки здравоохранения

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине «История медицины»

    на тему: «Врачевание древнего Китая. Традиционная китайская медицина»

    Выполнил: студентка 1 курса

    19б группы

    стоматологического факультета

    Ильясова Д. Д.

    Проверил:

    Сафонова А.А.

    Луганск – 2022

    Содержание

    Введение……………………………………………..……………...........3

    1. Китайская медицина………………………………………………...….3-4

    2. Происхождение Китайской медицины…………………………………...………………………..…4-5

    3. Врачевание в…………………………………………………………………..5-6

    4. Зачатки врачевания……………………………………………………6-7

    5. Зарождение культов и верований, их связь с врачеванием (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия) ………………………………………………8

    Выводы………………………………………………………...…………….9

    Литература.…………………………………………………………………10

    Введение

    Цель данного реферата– происхождение китайской медицины, понять, что такое врачевание, каким оно было в древнем Китае.

    Задачи:

    • Понять происхождение китайской медицины

    • Становление врачевания в древнем Китае

    • Традиционная китайская медицина

    • Методы лечения китайской медицины

    Возникновение медицины и медицинской профессии  неразрывно связано со становлением человеческого общества и его  развитием. Несомненно, врачеватели Древнего Китая также оставили след в истории медицины. 
    Внесли огромный вклад в ее развитие.

    Традиционная  медицина актуальна и по сей день, в Китае до сих пор сохранились  традиции древней медицины и не только в практике, диагностике и лечении  болезней, но и в, так сказать, теоретических  основах медицины. 
    Для медицинского работника важно знать об истоках своей профессии для понимания ее важности и значимости.

     

    Целью данной работы является изучение медицины Древнего Китая. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с развитием медицины Древнего Китая и ее периодами.

    Происхождение

    В истории  древнего Китая выделяют четыре этапа: период Шан (Инь) (XVIII—XII вв. до н. э.), когда сформировалось первое в истории Китая рабовладельческое государство; период династии Чжоу (XI—III вв. до н. э.), когда на территории Китая существовало множество государств; период империи Цинь (III в. до н. э.), когда страна была объединена в единую империю (в этот период по велению первого китайского императора Ши-Хуанди (246—210 гг. до н. э.) началось сооружение Великой китайской стены), и период империи Хань (206 г. до н. э. — 221 г. н. э.) — время наивысшего расцвета древнего Китая.2 В III—IV вв. на территории Китая сложились феодальные отношения, которые сохранялись до XX в.

    В истории  врачевания древнего Китая различаются  два больших периода: царский (XVIII—III вв. до н. э.), когда преобладала устная традиция, и империи Хань (III в. до и. э.— III в. н. э.), когда составлялись хроники Ханьской династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения.

    Источники по истории и врачеванию древнего Китая: памятники медицинской; письменности (с III в. до н. э.), данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры.

    Первая многотомная  история древнего Китая «Ши цзи» («Исторические записки») была составлена в I в. до н. э. выдающимся китайским ученым Сыма Цянем (145—86 гг. до н. э.)3; в ней широко использованы материалы хроник Ханьской династии, в которых сообщается и об успешном применений метода чжэнь-цш и пульсовой диагностики. Древнейший из дошедших до нас медицинских текстов древнего Китая — трактат «Хуанди Нэй цзин» («Канон врачевания Желтого Предка»), который кратко именуют «Нэй цзин» («Канон врачевания»). Составлен он в III в. до н. э. в русле традиции в форме диалога между врачевателем и легендарным предком китайского народа — Хуанди, которому традиция приписывает авторство этого трактата. Однако, по мнению исследователей, «Нэй цзин» является результатом коллективного труда многих авторов различных эпох. «Нэй цзин» состоит из 18 книг. Девять первых («Су вэнь») посвящены строению и жизнедеятельности организма, распознаванию и лечению болезней. В девяти последних томах («Лин шу») описывается древний метод чжэнь-цзю.

    Культура врачевания

    Китайская медицина была первоначально магической; однако в дальнейшем накопились эмпирические знания о лекарственных средствах растительного происхождения. Основой медицинской теории служило абстрактное учение о пяти элементах и о противоположных силах инь и ян, т. е. женском и мужском началах. В нарушении равновесия или гармонии между ними усматривалась главная причина болезни. Китайские врачи считали, что человек - это космос в миниатюре, действующий под влиянием тех же сил, которые господствуют в природе. Они разработали учение о противоборстве и взаимосвязи двух жизненных начал «инь» - темного, женского, инертного и «янь» - светлого, мужского, активного. Все процессы в организме сводились к взаимодействию этих 2-х жизненных начал и участию 5 первоэлементов (космических элементов) металл, вода, огонь, дерево, земля. Представление о жизненных началах привело к трем новым терапевтическим приемам, придавшим китайской медицине особый колорит. Это мокса, массаж, акупунктура. Итак, правильное соотношение этих начал обуславливает здоровье, неправильное - ведет к заболеваниям. Для восстановления нарушенного соотношения китайцы придумали три названных приема.

    Мокса - состоит в прижигании больного места или отдаленной от этого места точки пучками горящей травы. Цель этого мероприятия - усилить движение начала «инь». К этому приему китайцы пришли, исходя из фантастического представления, но оказывается в нем имеется и практический смысл; приемы местного воздействия на больной организм не только в зонах повышенной чувствительности. Но и отдаленных от этих зон точках в самых разнообразных формах применяются и теперь (диатермия, электрическая искра), хотя на других теоретических основах.

    Второй прием - массаж. Врачи Древнего Китая также применяли его с целью усилить движение начала «инь». Со временем тот фантастический смысл, который китайцы придавали массажу, был забыт, и осталось только то, что называется рациональным в этом терапевтическом приеме.

    Третий прием - акупунктура - состоял во введении иглы в орган, считавшийся больным, или в какую-нибудь отдаленную от него точку тела. Иглу обычно тут же вынимали из тела, но иногда оставляли ее на сутки и более, т.к. сущностью заболевания считалось нарушение пропорции между началами «янь» и «инь». То иглы делались полыми внутри на тот случай, что какое-нибудь из этих начал окажется в избытке и тогда, этот избыток сможет выйти наружу через канал иглы. Наоборот, если предполагается недостаток начала «янь», его можно было в виде подогретого воздуха ввести в организм через тот же канал. Для проведения данной терапевтической операции, необходимо было хорошо знать точки, в которые надлежало делать уколы в каждом отдельном случае. Для допуска к акупунктуре устраивался экзамен: манекен, с проделанными в нем отверстиями, обклеивался бумагой, а внутрь его наливалась краска. Сдающий экзамен сквозь бумагу должен был ввести иглу в назначенную точку; доказательством удачи было истечение краски из канала иглы.

    Китайцы не практиковали вскрытий, их анатомические и физиологические представления были довольно фантастичны. На основе тех же представлений о началах «инь» и «янь» китайские врачи внесли в медицину еще один важнейший момент: они начали исследовать пульс своих больных и создали учение о пульсе, хотя в других странах в то время оно распространения не получило. На основании пульса китайцы проводили различные методы лечения, которые состояли в очищении крови и соков, укреплении желудка, удалении газов. Для этого применялись в больших количествах слабительные, рвотные, противоглистные лекарства.

    Пульс играл основную роль в диагностике. Его измеряли в 11 точках, каждый раз используя три разных по силе надавливания. Было известно двести разновидностей пульса, 26 из них означали приближение смерти. Терапия основывалась на законах взаимодействия инь и ян и использовала множество магических средств. Особенно популярным было учение о "знаках" (сигнатурах): желтые цветы применяли для лечения желтухи, напоминающие форму почек бобы -- при заболеваниях почек и так далее. В то же время некоторые из почти 2000 рецептов традиционной китайской медицины были действительно очень ценными и сохранили свое значение до сих пор. Так, соли железа применялись при анемии, мышьяк при кожных заболеваниях, ртуть для лечения сифилиса, ревень и сульфат натрия в качестве слабительного, а опий как наркотическое средство. В Китае за 1000 лет до н.э. применяли предупредительные меры против оспы, для этого в ноздри вкладывали вату, пропитанную содержимым человеческого оспенного струпа. Как мера предупреждения чумоподобных болезней применялась самоизоляция, покидание человеком насиженных мест при эпизоотии грызунов (крыс и мышей).

    В 502 году была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.

    Тем не менее, все дошедшие до нас труды о лекарственных средствах были составлены не в древнем (рабовладельческом), а в феодальном Китае, т.е. в период средних веков - время бурного расцвета традиционной китайской культуры и медицины.

    Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

    Развитие оперативного лечения в древнем Китае (как и вскрытие человеческих трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в последние века до н.э. в связи с утверждением конфуцианства.

    Крупнейшим хирургом древнего Китая считается Хуа Го (141-208), который прославился как искусный диагностики знаток чжэнь-цзю терапии. Он успешно лечил переломы, производил операции на черепе, грудной и брюшной полостях. В одной из древних китайских книг описан случай выздоровления больного, которому Хуа То удалил часть селезенки. Для обезболивания во время операций Хуа То применял мафусан, мандрагору, а также метод иглоукалывания, достигая желаемого результата введением одной или двух игл.

    Сильной стороной древней китайской медицины было предупреждение болезней. Еще в трактате «Нэй цзин» отмечалось: «Задачи медицины состоят в том, чтобы излечивать больных и укреплять здоровье здоровых». Издавна важными лечебно-предупредительными мероприятиями в древнем Китае были массаж, лечебная гимнастика у син или (в переводе с кит. - игра пяти зверей), основанная на подражании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю, дыхательная гимнастика, которая использовалась в народе для сохранения здоровья и достижения долголетия.

    3. Традиционная китайская медицина

    Традиционная  китайская медицина–система современных учений и практик, зародившаяся в древнем Китае и возникшая из внимательного наблюдения за функционированием человеческого организма и последующей систематизации этих наблюдений с использованием характерной для данного региона парадигмы, которую можно охарактеризовать как учение о символах и числах5. В Китае рассматривается как часть науки о «воспитании жизни» («ян шэн сюе» — 養生學), куда помимо медицины входят и различные методы психофизиологических практик (ушу, цигун, дао-инь и т. д.), диетология, ритмология и пр.

    Основные  теоретические положения древней  китайской медицины выдержали испытание  временем и в основных своих чертах сохраняются в течение трех тысячелетий.

    Знания о  строении человеческого тела начали накопляться в Китае в глубокой древности, задолго до запрета на вскрытие тел умерших (около II в. до н. э.), который связан с утверждением конфуцианства в качестве официальной религии. Об, этом свидетельствуют сохранившиеся анатомические таблицы более позднего периода (VI—VII вв.).

    В соответствии с древними медицинскими трактами, написанными изобретенными в Китае иероглифами, и прежде всего знаменитым многотомным трудом «Ней-Дзин» («Книга о внутреннем человеке»), приписываемом врачу Ван Шу-Хе (ранее IX в. до н.э.), природа человека является отражением космоса, состоящего из 5 основных начал – элементов: земли, воды, огня, древа и воздуха, которые должны находиться в состоянии гармонии, равновесия, как и во внешнем мире (космосе). Нарушение равновесия под воздействием различных сил внутри человека и вне его приводит к нарушению функционирования организма – болезням; восстановление равновесия означает выздоровление, здоровье.6

    Также здоровье воспринималось как результат равновесия начал инь и ян.

    Различные нарушения объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка — ян и синдром недостатка — инь. 

    Существовали анатомические и физиологические представления; китайцы знали, что сокращение сердца является причиной движения крови. В китайских анатомических рисунках наряду с более или менее правильными изображениями  одних частей имелись ошибочных изображения других. Анатомические атласы, на протяжении веков многократно перерисовывавшиеся, дошли до нашего времени. Главным органом китайцы считали сердце.

    Искусство диагностики в древнем  Китае основывалось на таких методах  обследования больного как осмотр кожи, глаз, слизистых и языка, определении общего состояния и настроения больного, определении его запахов, конечно же, подробном опросе больного, исследовании пульса и давлении на активные точки.

    Согласно  преданию, эти методы были введены  легендарным врачевателем, жившим в XI в. до н. э. и известным под псевдонимом Вянь Цюе (Маленькая сорока); его подлинное имя — Цинь Юэжэнь.7 Исторические хроники Хань-ской династии повествуют о чудесных исцелениях, которые осуществляли Бянь Цюе и его ученики, искусно применяя иглоукалывание и прижигание, массаж и местные лекарственные средства.

    В Китае существовало государственное медицинское учреждение; основным назначением его было обслуживание императорского двора, но на деле функции  его были шире и включали различные  вопросы медицинского дела, по тем  или иным причинам иногда попадавшие в поле зрения государственной власти (например, эпидемии).
    Вывод

    Итак, видно, что медицина китайской цивилизации  была достаточно развитой как в вопросах лечения и диагностики, так и в вопросах строения и функционирования организма. Хотя учения об устройстве человеческого организма и о способах его лечения от тех или иных недугов часто носили религиозный или мистический характер, можно говорить, что медицина Китая того периода уже носила достаточно естественный физиологический характер. Конечно не обошлось и без влияния рели на медицину, но несмотря на это, многие исследователи того времени сделали много важнейших открытий. В современном мире традиционная китайская медицина играет все возрастающую роль, многие обращаются к ней для лечения своих недугов. Научное изучение ее наследия имеет важное значение для развития современной научной медицины.

    Литература:

    1. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. 2003. с. 62-70

    1. http://www.waylove.ru/lib/energy/7/11.html

    1. Сорокина Т. С. История медицины.2004.Том 1.Часть 2 Древний Мир. Глава 2. Врачевание в странах Древнего Востока. Врачевание в Древнем Китае.

    1. Энциклопедия китайской медицины. - М.: Контэнт, 2010. - 208с.





    написать администратору сайта