Вопросы о философии. Взглядов человека на окружающую его действительность (природа, общество, человек), его отношение к окружающему миру
Скачать 61.92 Kb.
|
Мировоззрение – система взглядов человека на окружающую его действительность (природа, общество, человек), его отношение к окружающему миру Три формы мировоззрения: Мифология – форма общественного сознания, свойственная человеку древнему и античному, совмещение фантастического и реалистического представления о мире Религия – форма мировоззрения, основывающаяся на веру в наличие божественных (фантастических) сил и их влиянии на окружающий мир Философия – форма мировоззрения, научно-теоретический его тип, основанный на знании, а не на вере. Отличие философии от мировоззрения в том, что первая подразумевает под собой рационально-теоретическую версию взгляда на мир, направленное на его наиболее целостное восприятие человеком, побуждающее его самого на поиски истины и формирующее этическое и эстетическое отношение человека к миру. Философия и ценности Ценности – это то, что определяется человеком как что-то важное и необходимое, к чему стоить стремиться Возникновение греческой философии. Первые греческие философы Досократовский период – продолжался до 5 века до н.э. Классический период – длился с 5 века по 4 век до н.э. Считается расцветом древнегреческой философии (Сократ, Платон, Аристотель) Эллинистический – длился до 529 года н.э. Первым древнегреческим философом принято было считать Фалеса (625-547 гг. до н.э.) – натурфилософа (считавшего, что все возникает из воды и в нее же возвращается), математика, основателя Милетской школы. Стоит также отметить Гераклита (520-460 до н.э.). Считал огонь началом всего сущего, также рассматривал борьбу, как катализатор появления сущностей, родоначальник диалектики (науки о общих законах природы, общества и мышления). Еще одним представителем Милетской школы являлся Демокрит (460-370 до н.э). Выделялся стремлением к познаниям в разных областях науки, занимался математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией и т.д. Впервые высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших частиц – атомов, также впервые поставил вопрос о ценностях и о их важности для человека. К Элейской школе философии относились Ксенофан (565-473 до н.э) и Парменид (504/501 - ? до н.э). Первый выдвинул теорию о том, что бог един и не похож на человека, а есть мышление. Второй первым поставил проблему бытия (оно едино, неделимо, неподвижно). Милетская и Элейская школы относились к досократовскому периоду развития древнегреческой философии. Классическая греческая философия: Сократ, Платон и Аристотель Классический период греческой философии продолжался с 5 века до 4 века до н.э. В это время возникла диалектика и появилось понятие о человеческой душе и духе. Крупнейшими философами этого периода принято считать Сократа, Платона и Аристотеля. Именно Сократ (470-399 до н.э) направил философию в сторону изучения человека и его души. Взгляды философа содержат элементы диалектики, не осталось никаких его работ, поскольку он считал, что мудрость существует исключительно в форме диалога (обсуждения). Считал, что в ходе обсуждения образуется истина, новые идеи, складывается позитивное мышление. Учеником Сократа был один из известнейших древнегреческих философов – Платон (427-347 до н.э). Благодаря ему мир знает о трудах его учителя. Реальный мир Платон считал вторичным, возводя мир идей – идеальное измерение, которому не свойственно разложение со временем. Полагал, что, установив способности и потребности людей и распределяя их по сословиям, можно получить идеальное государство. Платон также создал картину мироздания, где все основывается на принципах нравственности. Учеником Платона являлся Аристотель (384-322 до н.э). Он первым создал концепцию философии, охватывающую все сферы человеческого развития – социологию, политику, логику, саму философию. Выделил шесть типов государства: тиранию, монархию, аристократию, олигархию, охлократию и политию. Аристотель впервые поднял тему материи. По его мнению, все предметы на Земле обладают потенцией (материей) и формой. Изменение хотя бы одного этого качества вело к изменению сущности объекта. Переходом из потенции в форму и наоборот Аристотель называл реальность. Философия эпохи эллинизма: эпикуреизм, стоицизм Данный период древнегреческой философии продолжался с 4 века до н.э и закончился в 529 году н.э (тогда византийский император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую академию). Разделялась на несколько школ, но везде стоял вопрос этических и социально-политических проблем (“как сохранить свое лицо”). Вот некоторые из школ: Киники – предельное ограничение своих потребностей (Антисфен, Диоген) Скептицизм – учение, утверждающие сомнение в принципе мышления, истине (Марк Аврелий, Диоген Лаэртский) Эпикуреизм – построение смысла жизни на получение удовольствий (удовольствия невозможны без самоограничений; Эпикур) Стоицизм – (Сенека, Эпиктет) Эпикуреизм: Как уже говорилось, смысл жизни строился на получение удовольствий, которые основывались на дружбе, отсутствии телесных страданий и невозмутимости души (атараксии). Короче говоря, человек должен был стремиться к физическому и душевному блаженству. Важнейшим философом, основателем направления, являлся Эпикур (341 – 271 до н.э), который развивал атомистическое учение Демокрита. Стоицизм: Представлял собой учение об общей невозмутимости философа, достижении им атараксии и апатии. Жизнь являлась предопределенной вещью, которую нельзя изменить. Смыслом жизни выступало следование року судьбы. Основатель направления – Зенон из Китиона (334-262 до н.э). Философия в средние века: античная культура и христианство. Августин; Фома Аквинский; схоластика; проблема универсалий Существовала в период с 8 до 14 века (данный период назывался схоластикой). Вобрала в себя учения арабских мудрецов, которые также сохраняли античные труды. Схоластика была связана с христианской религией, ее преподавали в университетах Европы. Стоит также отметить ранний период средневековой философии – Патристику (существовала со 2 по 8 века, хотя в полной мере не относится к философии данного периода). Основывалась на христианстве и почитании церкви. Соотношение античной культуры и христианства в философии заключалось в синтезе религии (христианства) и античной философии. Формирование средневековой философии связано с переходом европейских государств к феодализму и появлению единой религии. Средневековую философию отличали теоцентризм (главенство религии), авторитаризм (преобладание церкви), традиционализм (отказ от чего-то нового), дидактизм (следование Библии). Августин (354–430 гг.) – представитель ранней средневековой философии, систематизатор патристики, верил в монотеизм. Соглашался с идеями неоплатонизма. Возвышал церковь, при этом критикуя государство. Познание мира происходит через бога. Фома Аквинский (1226–1274 гг.) – систематизировал пути знания схоластики. Считал, что философия и религия – разные вещи, которые ведут к одной цели. Существуют те проблемы, которые подвластны разуму (естественная теология) и неподвластны ему (священная теология). Универсалии – общие понятия. В средневековой философии существовало несколько подходов к их объяснению: Реализм – универсалии существуют реально и независимо от сознания Концептуализм - универсалии воспроизводят общие (сходные) признаки единичных вещей Номинализм – реальны лишь единичные вещи, универсалии сами по себе не существуют (вне мышления и речи) Философия эпохи Возрождения Существовала в 14-17 вв.. Отличалась антирелигиозной и антисхоластической направленностью, проявляла гуманистические идеалы, свойственные эпохе Ренессанса, т.е. обращалась физической и духовной силе человека. В это время утверждается практический смысл истины (опыт и польза). Мышление теперь характеризуется не теоцентризмом, а антропоцентризмом (обращение к человеку). Проявляется пантеизм – отождествление бога и мира. Сама эпоха Возрождения началась в Италии, а точнее во Флоренции в 14 веке. Ярким представителем этой эпохи был Николай Кузанский (1401-1464) – немецкий теолог, философ, математик, астроном и географ, выдвинул идеи пантеизма. Придерживался идеи гелиоцентрического устройства Солнечной системы, его мысли повлияли на Коперника, Галилея и Бруно. Его философия заключалась в сомнениях и противоречиях, подчеркивал познавательную мощь человека. Стоит также отметить Мишеля Монтеня (1533-1592), который считал, что знание человека приходит ему из природы. Рассуждал, что человеческое общество станет идеальным, если исчезнут классы и социальное неравенство, также, по его мнению, люди должны стремиться получить свое счастье, а не ждать его от бога. Джордано Бруно (1548 – 1600) – один из последних философов эпохи Возрождения, также известный астроном, придерживался идеи пантеизма. Признавал гелиоцентрическую теорию Коперника. За свои взгляды был сожжен инквизицией как еретик. Фрэнсис Бэкон. Томас Гоббс. Декарт Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ, политик, литератор, кроме этого, еще и ученый. Родоначальник материализма (философского направления, ставящего материю (объективную реальность) на первое место, а духовное начало – на второе) и опытного метода в науке. Также основоположник эмпиризма (познание человека строится на его опыте). Существенно расширил познания в медицине, выдвинул некоторые важные научные постулаты (важность эксперимента, знания и познания). Томас Гоббс (1588 – 1679) – еще один английский философ (также математик, историк), материалист, выдвинул теорию общественного договора. Был сторонником государства, как единственно возможной модели устройства общества. Главной проблемой считал социальные отношения, взаимодействие общества и государства. Гоббс развил теорию Бэкона: познание строится на чувственном восприятии человека. Рене Декарт (1596 – 1650) – французский философ, математик, физик. Основоположник рационализма (познание формируется на основе разума). Выдвинул идеи дуализма, которые вобрали в себя материалистические и идеалистические думы. Также создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики. Автор метода радикального сомнения (все знания надо подвергать сомнению и не верить в них как в последнюю инстанцию). Эпоха Просвещения. Французский материализм: Ламетри, Гельвеций, Гольбах, Дени Дидро Эпоха Просвещения, начавшаяся в 18 веке, привнесла в философию новые идеи: критику феодализма, веру в торжество разума, всевластие народа, всесилие закона. Является временем наивысшего развития гуманистического и рационалистического начал. Особенно в этот период выделяются французские философы-материалисты. Один из первых представителей французских материалистов – Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751). Рассматривал мир как материальную субстанцию, формами которой являются неорганическое, растительное и животное царства. Кроме того занимался медициной. Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) – еще один французский философ, один из идеологов Великой французской революции. Считал мир материальным и бесконечным, отвергал теорию божественного происхождения мира. Признавал важнейшим окружающую среду для формирования личности человека, был сторонником просвещенного абсолютизма. Поль Анри Гольбах (1723-1789) – материалист и приверженец атеизма в философии (что было характерно для всех французских материалистов). Как и Гельвеций, утверждал важнейшую роль среды в формировании личности. Был одним из идеологов ВФР. Дени Дидро (1713-1784) – отрицал дуалистическое начало мира (душа и материя), считая, что все состоит исключительно из материи, которая переходит из одного состояния в другое. Также был сторонником просвещенного абсолютизма. Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах Охватывает период середины 18 – середины 19 века. Характеризовалась изучением познания как особого вида деятельности, обоснованием гуманизма и принципа равенства, разработкой диалектики в качестве учения о развитии. Иммануил Кант (1724-1804) – немецкий философ-идеалист, признававшим пространство и время вещами, которые структурируют опыт. Разум – источник морали. Считал, что вечный мир наступит только при условии установления демократии и всеобщего сотрудничества. Георг Гегель (1770-1831) – один из создателей немецкой классической философии. Философ-идеалист, он выдвигал идеи развёртывания и реализации мирового духа (т.е. процесс становления мира). Создает систему объективного идеализма, пользуясь при этом методами диалектики (диалектика в свою очередь – логика развития, история в реальном мире). Людвиг Фейербах (1804-1872) – немецкий философ-материалист, естественно, что еще и атеист. Ненавидел религию, считал ее продуктом отчуждения человеческой сущности. Также основоположник философской антропологии (человек – продукт природы, приоритетна в нем естественная сущность, а не социальная, тем не менее человека отличает от животного умение мыслить). Формирование марксизма Марксизм зародился в 40 годах 19 века в Германии. Основателями данного течения являются немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксизм вобрал в себя не только философские, но и экономические и политические идеи. В основе коммунистической идеологии лежат принципы марксизма. Это течение отличается материалистическим взглядом на мир, появляется классовая теория общества и учение о диктатуре пролетариата. Маркс вдохновлялся революционным движением в странах Европы в 1848-1849 годах, когда случился подъем национального самосознания. Вышедший в 1867 “Капитал” закрепил основные тезисы нового течения. Маркс и Энгельс видели в обществе непрекращающуюся борьбу классов, собственно, на чем оно и строилось. Марксизм вышел далеко за пределы Германии, участники социалистических организовывали собрания – Интернационалы. Коммунистические идеи пришли и в Российскую империю, такие имена как Плеханов, Ленин, Троцкий и прочие представляли русский марксизм (позже эта идеология стала называться марксизм-ленинизм). Материалистическое понимание истории. Диалектика Материалистическое понимание истории, оно же исторический материализм, это направление, которое было разработано Марксом и Энгельсом. Подразумевает ход истории под воздействием материальных факторов, не зависящих от сознания и души человека. Общество в историческом материализме представляет собой объединение людей, связанных трудовыми отношениями, оно развивается в ходе классовой борьбы и в основе его развития лежит способ материального производства. Говоря о диалектике, стоит сказать, что подходы к ее пониманию менялись в зависимости от конкретной эпохи. Диалектика марксизма заключалась в том, что она выдвигалась как метод познания действительности и ее можно было использовать для дальнейших революционных преобразований. Философский иррационализм: Ницше и Шопенгауэр Иррационализм – философское течение, противоположное рационализму, ограничивающие или отрицающие роль разума в постижении мира. Согласно нему существуют области миропонимания, которые непостижимы разумом, зато постижимы инстинктом, чувствами, верой и прочим. Представителями иррационалистического течения являлись Фридрих Ницше (1844-1900) и Артур Шопенгауэр (1788-1860). Первым стал основателем нового философского течения, которое было далеко от академизма. Выдвинул идею сверхчеловека – личности, поставившей себя на место бога и отличавшейся аристократизмом, благородством и доброжелательностью к себе подобным. Вообще Ницше выступал против христианской религии, само учение о сверхчеловеке основано на смерти религии и божества. Собственно, путь от человека к нему основан не на разуме, а на переживании жизненных моментов. Только личность, полностью вкусившая свою свободу, может стать сверхчеловеком. Философия Шопенгауэра основывается на главенстве воли в миропознании. Тем не менее человек, согласно Шопенгауэру, окружен пессимизмом: несовершенство мира, что нельзя изменить волей человека, ввергает его в вечные страдания. Счастье тоже может быть у людей, но оно быстро приводит к скуке и равнодушию. Воля в представлении Шопенгауэра сильнее разума, человек должен выйти из ее власти и подавить все желания, свыкнувшись с безысходностью. Русская философия XIX века. Западники и славянофилы Отражала социально-политические и культурные аспекты русского общества. В 19 веке началось проявляться национальное самосознание русского народа, задумавшегося о своем существовании внутри Российской империи. Разделялась на несколько течений, соответствовавших социально-политическим движениям того времени: западники (либералы), славянофилы (консерваторы), народники и прочие. Западники представляли из себя течение, ориентирующееся на страны Европы в плане развития государства. Выступали за отмену крепостного права, которое, по их мнению, тормозило развитие Российской империи. Предпочтительным государственным строем выбирали конституционную монархию. Идеи западников основывались на принципах материализма и эмпиризма. Как уже говорилось раннее, их идеи полагались на принципы либерализма: свободу слова, печати, независимости личности, публичность действий властей. К наиболее видным деятелям этого движения относятся Герцен, Белинский, Огарев, Чаадаев, так и писатели того времени (Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин). Славянофилы признавали, что Россия имеет свой уникальный путь развития, отличный от какой-либо страны. Силу русского духа и народа они видели в наличии православия, как религии, объединяющей людей, и самодержавии. Предпочтительным государственным строем для них являлась абсолютная монархия, то есть то, что сохранялось в Российской империи в 19 веке. Естественно, что славянофилы представляли консерваторский ход мысли и философский идеализм. Тем не менее также, как и западники, выступали за отмену крепостного права. Представителями славянофильства являлись Самарин, Хомяков, братья Киреевские и братья Аксаковы. В.С.Соловьев. Н.А.Бердяев Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки. Николай Александрович Бердяев (1874–1948) Он является одним из важнейших представителей русской религиозной философии. Суть философии Бердяева — «познание смысла бытия через субъекта», т. е. человека. Исходным пунктом его философии является превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Бытие раскрывается в человеке через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность — с его природной стороной. Экзистенциализм Экзистенциализм – это направление в философии, которое изучает человека и его существование в окружающем мире. Его основные проблемы: уникальность личности, глубина чувств, переживаний; проблема отчуждения человека, противоречие между внутренним миром личности и окружающей жизнью; проблемы свободы и внутреннего выбора. Как направление философии появился в 20 веке, однако испытал влияние мыслителей прошлого столетия (Фридриха Ницше например). Разделялся на две ветви: религиозный и атеистический экзистенциализм. Суть первого заключалась в том, что человеческое бытие связано с обращением к богу, а сам смысл существования человека – образ и подобие бога (Бердяев, Ясперс, Марсель). Атеистический экзистенциализм утверждал обратное – человек одинок в мире, ему не стоит ждать помощи от каких-либо высших сил, и он должен надеяться только на свои возможности. Жизнь дана для того, чтобы выразить себя (Сартр, Камю, Арендт). Важной темой экзистенциализма также является понятие свободы. Здесь свобода – та ответственность, которую полноправно несет человек, как за свои действия, так и за все происходящее в мире. Научные революции в естествознании. Первая глобальная научная революция Революция в науке — период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями. Существует несколько научных революций: от первой до четвертой. Все они в корне меняли отношение человека к миру и его представлению. Первая НР произошла в 17 веке, вторая – конце 18 -- первой половине 19 века, третья – конце 19 – первой половине 20 века, четвертая идет со второй половины 20 века. Остановимся на первой. Первая глобальная научная революция происходила в XVI— XVII вв. и оставила глубокий след в культурной истории человечества. Если для натурфилософии античности и для «преднауки» средневековья было характерно простое, чисто количественное приращение знаний (а иногда и вымыслов), то с XVI века характер научного прогресса меняется. Происходит радикальное изменение миропонимания. Это явилось следствием появления гелиоцентрического учения в космологии и последующего создания классической механики, ставшей на длительный исторический период основой своеобразного механистического миропонимания. Первая научная революция считается началом формирования современного естествознания, базирующегося на экспериментальной методологии. Возникает так называемая классическая наука Нового времени, период существования которой заканчивается лишь в конце XIX века. Смена космологической картины мира. Первая научная революция начиналась в эпоху Возрождения. Это был период конца XV-XVI вв., ознаменовавший переход от средневековья к Новому времени. Эпоха Возрождения характеризовалась возрождением культурных ценностей античности (отсюда и название эпохи), расцветом искусства, утверждением идей гуманизма. Вместе с тем эта эпоха отличалась существенным прогрессом науки и радикальным изменением миропонимания, выразившемся в появлении гелиоцентрического учения великого польского астронома Николая Коперника (1473-1543). Вторая глобальная научная революция Вторая глобальная научная революция происходила во второй половине XVIII-XIX вв. и была связана с дальнейшим развитием классической науки и ее стиля мышления. Указанный революционный период в развитии естествознания характеризовался следующими обстоятельствами: Во-первых, формированием нового состояния естествознания - дисциплинарно организованной науки (при этом в условиях дифференциации естествознания и быстрого развития естественных наук прежняя механистическая картина мира все больше утрачивала свой общенаучный статус). Во-вторых, переходом от метафизической концепции мира к диалектической (с соответствующей заменой в научном познании метафизической методологии на диалектическую). В-третьих, «вымыванием» из естествознания прежних натурфилософских представлений (последние заменялись новыми естественнонаучными представлениями, возникшими в рамках классической науки Нового времени). Третья глобальная научная революция В этот период были окончательно преодолены остатки прежних механистических представлений о мире, созданы принципиально новые, квантово-релятивистские представления о физической реальности, резко интенсифицировался процесс математизации науки, в особенности, физики (многие новые результаты в физике стало возможным получить только математическим путем). Четвертая глобальная научная революция Четвертая научная революция развернулась в последней трети XX столетия и продолжается по наши дни. Характерной ее чертой является смена объектов исследования. Ими становятся исторически меняющиеся объекты в их диалектическом единстве и взаимодействии (следует отметить, что историческая реконструкция до этого широко применялась в гуманитарных науках – истории, археологии, языкознании, а также ряде естественных – космологии, астрологии, физике элементарных частиц и др.). Земля как система взаимодействия геологических, биологических, техногенных процессов; Вселенная как система взаимодействия микро-, макро- и мега- мира. Рассматривая, изучая сам принцип взаимодействия, исследователи точку отсчета ведут от человека, его деятельности и последствий такой деятельности. Кроме того, и сам исследователь является активным субъектом изучаемых им объектов. Поскольку современная наука имеет дело с чрезвычайно сложными системами, требующими построения идеальных моделей со сложными параметрами и переменными, требуется помощь компьютерных программ, математических экспериментов на ЭВМ и пр. Проблема сознания в философии. Сознание и отражение. Возникновение сознания Сознание – одна из самых непостижимых вещей, известных человеку. Именно оно отличает индивида от животных, позволяет мыслить, видеть свое будущее и свой неизбежный конец. Согласно теории антропогенеза человеческое сознание начало формироваться при переходе к прямохождению, развитию руки и формировании человеческого мозга. Описать сущность сознания пытались ученые 19 века: Фогт, Молешотт и Бюхнер утверждали, что мысль так же материальна, как и сам физиологический процесс. Однако на самом деле сознание – это мир идеальных (духовных) явлений, существующих в субъективной психической сфере человека и принципиально отличающихся от своего материального носителя – мозга человека. Отражение – это способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Человеческое отражение заключается в раздражимости, чувствительности и психическом их отражении. Сознание и отражение связаны, но первое гораздо глубже. Сознание - это связанная с деятельностью мозга способность человека отражать и воспроизводить мир в идеальной форме, целенаправленно, творчески активно отражать действительность и преобразовывать ее в своих интересах. Факторам, обусловившим возникновение сознания можно отнести следующие: - внешний предметный и духовный мир; - социокультурная среда (этические, правовые нормы, социальные идеалы); - духовный мир индивида, жизненный опыт; - мозг как макроструктурная природная система; - космическое информационное поле. Все вышеперечисленное также проходит через призму восприятия человека. Сознание и самосознание. Содержание и функции сознания С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает самосознание личности. Первоначально человек осознает свои действия, а на более высоком уровне - и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), свое тело и дух. Самосознание делает субъекта объектом изучения. Именно в процессе самосознания человек становится личностью. В процессе рефлексии не только происходит осознание того, что есть в человеке, но, одновременно, и переделка самого человека, его духовного мира. Таким образом, самосознание - это оценка человеком своих знаний, умений, идеалов, целей. Оно свойственно не только индивиду, но и социальным общностям, когда они поднимаются до осознания своего положения в обществе, своих интересов и идеалов. Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают выполнение сознанием ряда жизненно важных для человека функций. Главные функции сознания: Познавательная - заключается в возможности сознания, на основе преобразующей материальной и идеальной деятельности человека, формировать знания о действительности. Аккумулятивная - суть ее в том, что с помощью памяти человек может накапливать знания, добытые им самим и предшествующими поколениями. Аксиологическая - заключается в возможности человека оценивать полученные знания и поступки людей с точки зрения своих потребностей и интересов. Целенаправленности - одной из главнейших сугубо человеческих способностей является способность к целеполаганию. Цель – это идеальное представление о результатах будущей деятельности. Целеполагание обеспечивается возможностями человека преобразовывать материальный мир в соответствии со своими историческими потребностями. Творческая - эта функция связана с достижением человеком свободы в процессе познания многообразия природного и социального мира и созданием многофункциональных средств труда, позволяющих ему творить «по законам красоты». Коммуникативная - сознание обеспечивает, с помощью различных коммуникативных систем (внутренние способности, языковые средства и электронные технические средства) общение людей между собой и актуально и в историческом плане. Регулятивная - человек с помощью сознания на основе учета и оценки различных факторов, в соответствии с поставленной целью, регулирует свое поведение и деятельность, а также коллективов и больших масс людей. Проблема познания в философии. Познание и практика Познание – это специфическая деятельность, обусловленная общественно-исторической практикой, направленная на приобретение знания, его углубление и совершенствование. В исследовании процесса познания участвуют многие частные науки: психология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, формальная логика, языкознание, семиотика, история культуры и другие. Однако они не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают его отдельные стороны. Особая роль в исследовании познания принадлежит философии. |