Главная страница

Вопросы о философии. Взглядов человека на окружающую его действительность (природа, общество, человек), его отношение к окружающему миру


Скачать 61.92 Kb.
НазваниеВзглядов человека на окружающую его действительность (природа, общество, человек), его отношение к окружающему миру
АнкорВопросы о философии
Дата03.03.2022
Размер61.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаVoprosy_po_filosofii.docx
ТипДокументы
#382036
страница2 из 3
1   2   3
Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, называется теорией познания, или гносеологией (от греч. слов gnosis - знание и logos – учение). Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности, к процессу постижения истины. При этом философская теория познания опирается на специ­ально-научное знание о познавательном процессе (психологическое, физиологическое, филоло­гическое, историко-культурное и иное).

Познание развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. Практика - это материальное освоение общественным человеком окружающего мира. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание и есть процесс материализации намерений людей, превращение субъективных творческих способностей, замыслов, идей в форму предметности, в вещь, объективно существующую.

Практика человека исторически развивается, постепенно усложняясь. Она дифференцируется, как бы расслаивается на различные виды. Уже в начале истории зарождаются две взаимосвязанные сферы: производство предметов потребления и производство орудий труда.

Практика приводит в движение весь предметный мир, заставляя его служить человеку, в практике человек постоянно связывает мир вещей и свои субъективные устремления.

Практика имеет принципиально общественный характер. Осуществляясь через усилия индивида, она объединяет в целое миллионы воль, устремлений, направляя их к реализации общественных целей. В ней интегрируются усилия и результаты деятельности не только живущих современников, но и достижения предшествующих поколений. Именно в практике реализуется активное начало человеческой личности, ее свобода и относительная независимость от природы. Практика человека основывается на его разуме, она является целесообразной деятельностью.

  1. Проблема истины. Критерии истины

Проблема истины в философии является центральной во всей теории познания. Она отождествляется с самой сущностью, является одним из самых важнейших мировоззренческих понятий, находится в одном ряду с такими ключевыми явлениями, как Добро, Зло, Справедливость, Красота.

Проблема истины в философии и науке является достаточно сложной. Многие концепции прошлого, например, концепция Демокрита о неделимости атомов, считалась на протяжении почти двух тысяч лет бесспорной. Теперь она уже представляется как заблуждение. Однако, скорее всего, большая доля существующих сейчас научных теории окажутся заблуждениями, которые опровергнут со временем.

На каждом этапе своего развития человечество располагало только относительной истиной – неполным знанием, содержащим заблуждения. Признание истины относительной связано с бесконечностью процесса познания мира, его неисчерпаемостью.

Проблема истины в философии также заключается в том, что знание каждой исторической эпохи содержит в себе элементы абсолютной истины, поскольку оно имеет объективно истинное содержание, является необходимым этапом познания, включается в последующие этапы.

Критериями истины являются:

Соответствие логическим законам.

Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.

Простота, общедоступность формулировки.

Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.

Парадоксальность.

Практика.

  1. Наука как особый вид деятельности. Закономерности развития науки

Наука – не только знание, это особый вид человеческой деятельности, сложный процесс «духовного производства», в котором многие тысячи людей нашли свою профессию. Если раньше научные исследования осуществлялись, как правило, одиночками или небольшими группами людей в маленьких лабораториях с примитивным оборудованием, то теперь положение коренным образом изменилось: научное творчество осуществляется, как правило, объединенными усилиями больших коллективов людей в гигантских лабораториях с дорогостоящим материальным оснащением. Научное творчество осуществляется в разветвленной системе научных учреждений, институтов, производственных лабораторий, учебных заведений, особенно университетов.

В настоящее время эта деятельность институциализирована, т.е. приобрела устойчивые социальные формы, организована.

Как вид деятельности наука характеризуется:

1). Определенной системой ценностей, своей особой мотивацией , которая определяет деятельность ученого. Это, во-первых, ценность истины, т.е. установка на получение объективно-истинного знания. Ценность разума как главного инструмента достижения истины. Ценность нового знания, что, собственно, и является результатом деятельности ученого. В целом наука в качестве своей основы имеет особый менталитет, особый тип мышления, для которого характерны рационализм, стремление к знанию, независимость суждений, готовность признать свои ошибки, честность, коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, творческие способности, бескорыстность.

2). Определенным набором «инструментов» – технических устройств, аппаратуры и т.д. – используемых в научной деятельности. В настоящее время эта составляющая науки приобретает огромное значение. Оснащенность научного труда во многом определяет его результативность.

3). Совокупностью методов, используемых для получения нового знания.

4). Способом организации научной деятельности. Наука сейчас это сложнейший социальный институт, включающий в себя три основных составляющих: исследования (производство нового знания); приложения (доведения новых знаний до их практического использования); подготовку научных кадров. Все эти составляющие науки организованы в виде соответствующих учреждений: университетов, институтов, академий, НИИ, КБ, лабораторий и т.д.

Наука подчиняется в своем развитии внутренним законам. Важнейшими закономерностями развития науки считаются следующие:



  1. Научно-техническая революция, ее технологические и социальные последствия

НТР — это качественный скачок в развитии производительных сил общества, их переход в новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

Само название подсказывает, что речь идет не о плавных изменениях, а о резком переходе к какому-то новому состоянию в сфере производства и социальной системы в целом. НТП, осуществлявшийся длительное время сравнительно медленно, эволюционно, приобрел в наше время революционный характер. В истории земной цивилизации было много различных революций: политических, научных, технологических, культурных, демографических и т.п. НТР — это феномен середины XX в. Здесь впервые слились в едином потоке радикальные перемены в науке, технике, технологии, производстве, что привело, в свою очередь, к изменению социальной действительности, переходу человечества на новый этап своего исторического развития. НТР — это не столько научно-технический, сколько социальный феномен.

  1. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса

Проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество оказалось на пороге возможного самоуничтожения, и это "побочный эффект" научно-технического прогресса, открывающего все новые возможности развития военной техники.

• Проблема нарастания экологического кризиса. Два аспекта человеческого существования - как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, - приходят в конфликтное столкновение. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы, и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы, что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки принципиально новых стратегий научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности для коэволюции человека и природы.

• Проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как проблему выхода из современного антропологического кризиса. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и очевидно ухудшающие ее.

  1. Общество. Связи и отношения в обществе. Социальная структура

Основы современных представлений об обществе были заложены в работах К.Маркса, который впервые осуществил системно-структурный анализ общества. По мысли К.Маркса, общество – это продукт взаимодействия людей, сумма тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу. Человеческое общество – это социальная система, качественно отличная от любых биологических систем. Общество обособилось от природы и не может быть сведено к ней. В отличие от природы, где господствуют слепые, бессознательные силы, в обществе действуют наделенные сознанием и волей люди, которые ставят перед собой определенные цели и добиваются их реализации. Вместе с тем общество не может существовать, не взаимодействуя с природой, не преобразуя ее объекты, не приспосабливая их к своим потребностям. Его существование связано с изменением окружающей среды. Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

Социальная структура – «устройство» общества, наличие в нем устойчивых социальных групп, а также связей между ними и внутри данных групп. Необходимо отметить, что нормальное существование любого общества предполагает осуществление ряда важных функций: производства необходимых средств существования, защиты, поддержания общественного порядка и т.д. В современном обществе можно выделить пять основных сфер, которыми являются материальное производство, духовное производство, коммуникативная, организационная и социальная деятельность.

В различные исторические периоды эти сферы могут быть более развиты или менее развиты, одни сферы обычно доминируют над другими, заставляя их работать на себя. Сейчас бесспорно господствующей является коммуникативная сфера, а точнее – рынок. От него зависит материальное производство, на него работают правительства и армии. Господствующее положение в обществе занимает торговец-предприниматель, т.е. класс предпринимателей.

  1. Типы общества. Общество постмодерна

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, можно разделить на определенные типы. Несколько типов обществ, объединенных сходными признаками, составляют типологию. Существует множество классификаций обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем, как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. В связи с этим различаются, например, рабовладельческое и феодальное, капиталистическое и социалистическое общества. Классификация обществ может быть составлена также в соответствии с основными характерными для них способами получения средств существования, по их социокультурным характеристикам, по способам организации хозяйственной жизни (рыночная или административно – командная экономика) и.т.д. Наиболее широкой известностью пользуется классификация обществ по способам получения средств существования (по их экономической основе). Данная типология делит все общества на: 1) общества, живущие охотой и собирательством; 2) аграрные общества; 3) промышленные (индустриальные) общества.

Другая классификация общества может основываться на различии его социокультурных характеристик. В таком случае выделяют общества «восточного» и «западного» типов. Характерными признаками общества «восточного» типа (имеется в виду не географический восток, а Восток как символ особого мировосприятия и образа жизни, как антитеза Западу) являются: 1) сосредоточенность на духовном; 2) построены на принципах коллективизма, на особом типе связей, которые имеют исключительно вертикальный характер; 3) колоссальную роль играет централизованное государство; 4) абсолютное преобладание государства над обществом; 5) изменения в таких обществах происходят медленно. Общества «западного» типа (Запад понимается как символ определенных ценностей и образа жизни, а не как географическое понятие). Запад – это символ «прогрессивного развития», при котором возникла самоподдерживающаяся (рыночная) экономика, светское правовое государств, демократическое общественное устройство, развитые системы жизнеобеспечения. Для западного или прогрессивного типа общества в буквальном смысле характерна идеология индивидуализма, безусловен приоритет личности, ее интересов. Этот тип цивилизации связан с постоянными изменениями в жизни человека.

  1. Философия истории. Формационная концепция общественного развития

Философия истории представляет собой философскую интерпретацию исторического процесса. В круг основных задач современной философии истории входят: – исследование процесса исторического развития: на какие он делится эпохи, цивилизации, культуры; – исследование того, является ли история прогрессом и совершенствованием или же регрессом и упадком. Или, быть может, она представляет собой периодический или даже циклический процесс, в котором эпохи расцвета и упадка сменяют друг друга порой почти регулярно, порой же совершенно бессистемно. Или же она – результат наложения этих процессов; – изучение главных факторов исторической эволюции (предопределенность истории волей бога, историческими законами, детерминация ее системой ценностей, взаимодействием материальной и духовной культуры и т.д.); – исследование смысла истории, ее направления и ее целей; – предсказание общих линий или тенденций будущего развития; В философии истории можно выделить два основных направления: социальный эволюционизм, рассматривающий исторический процесс как единую линию развития от низшего к высшему, и цивилизационный подход, отрицающий единство исторического процесса и прогрессивное развитие в истории. К разряду линейных относится и учение К.Маркса (формационная концепция общественного развития), постулировавшее одно-единственное направление истории – к коммунизму как конечной стадии социального развития человечества. Человечество, считал Маркс, поступательно развивается и в своем развитии проходит отдельные, закономерные, исторически длительные этапы. Эти этапы он назвал формациями. Формация, по мысли Маркса, характеризуется, прежде всего, господствующим в обществе способом производства. Социально-экономический способ производства представляет собой исторически конкретное единство производительных сил данного общества и производственных отношений, сложившихся в этом обществе. Маркс выделил в истории общества четыре формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Смена формации происходит вследствие социальной революции. Причина социальной революции – противоречие производительных сил и производственных отношений. Концепции индустриализма и постиндустриализма продолжают развивать эволюционный подход в современную эпоху. К ним относятся концепции «Стадий экономического роста», индустриального общества, постиндустриального общества, «Третьей волны», информационного общества и др.

  1. Концепция индустриального и постиндустриального общества

Концепция индустриального общества изложена французским философом Р. Ароном в работе «Лекции по индустриальному обществу» (1964). Арон считал, что общество на Западе и в СССР однотипны (индустриальное общество) и в будущем должно произойти их сближение. Одним из основателей и главных разработчиков концепции «постиндустриального» общества считается американский социолог, профессор Д. Белл. В работе «Пришествие постиндустриального общества» (1973г.) он развивает мысль о том, что в зависимости от уровня техники в обществе последовательно преобладают «первичная» сфера экономической деятельности – сельское хозяйство, затем «вторичная» – промышленное производство, а в последней трети XX века выдвигается «третичная» сфера деятельности, характеризующаяся переходом от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, в которой ведущую роль приобретает наука и образование. Каждому из этих трех этапов общественного развития (которые Д. Белл характеризует как «доиндустрииальный», «индустриальный» и «постиндустриальный») присущи специфические формы Ёсоциальной организации: церковь и армия – в «доиндустриальном», аграрном обществе, фирма, корпорация – в «индустриальном», университеты – в «постиндустриальном». Соответственно изменяется и роль в обществе определенных социальных групп. В «доиндустриальном» обществе господствующее положение занимали феодалы и священнослужители, в «индустриальном» – бизнесмены, а в «постиндустриальном» их место занимают ученые и специалисты. Постиндустриальное общество характеризуется, по мнению Белла, пятью признаками: 1) переходом экономики от производства товаров к производству услуг; 2) преобладанием среди занятых работников профессиональных специалистов и техников; 3) ведущей ролью теоретического знания; 4) ориентацией технико-экономической среды на контроль над технологией; 5) обеспечением процесса принятия решений новой «интеллектуальной технологией». Выход из кризиса «индустриализма» Белл видит как в развитии «постиндустриальных тенденций», так и в преодолении разрыва культуры с религией.

  1. Концепция информационного общества

Авторы концепции информационного общества Дж. Несбит и И.Масуда подчеркивают возрастание роли информации в современном мире. Более 70% населения занято производством, хранением или передачей информации. Информация становится основой развития общества, происходит компьютеризация, создание Интернета, широкое распространение спутникового телевидения; происходят перемены в образе жизни людей – возрастает индивидуализация, изменяются ценности (карьера, деньги, удовольствия на первом плане); изменяются (виртуализируются) способы общения.
1   2   3


написать администратору сайта