медицина древней индии. Врачевание в древней Индии
Скачать 304.72 Kb.
|
Эссе к теме 1.1.2 “Врачевание в древней Индии” Источники изучения медицины в Древние времена были разнообразные, начиная с нематериальных(лингвистические, устные, этнографические) и заканчивая материальными(письменность, устные источники, лингвистические). Изначально доминировали нематериальные источники, но с развитием письменности, археологии и носителями информации, например - папирус, широко стали применяться материальные источники информации. В Древней Индии было множество источников изучения медицины: древние литературные памятники (религиозно-философские сочинения ― веды (вященные тексты ведийской религии) — «Ригведа» (веда гимнов), «Самаведа» (веда песнопении); эпические поэмы: — «Махабхарата», «Рамаяна»; трактаты Чараки и Сушруты; данные археологии (Законы Ману, санитарно-технические сооружения). Важным источником сведений по медицине древней Индии является Аюрведа («Знание жизни»), составление которого относится к 9-3 векам до н. э. Учение о сущности болезни в Индии имело следующее направление: поначалу врачеватели воспринимали болезнь как нечто сверхъестественное, но позже человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, который, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды, носителями которых в организме считались три первичных жидкости: ветер, желчь и слизь (слизь — выше сердца, желчь — между пупком и сердцем, воздух — ниже пупка). Из пяти стихий и трех жидкостей образуются семь органических продуктов, входящих в состав человеческого организма: кровь — первый источник жизни, мышцы, жировая прослойка, кости, мозг и мужское семя. При каких-либо нарушениях в действии ветра, желчи и слизи наступает заболевание. Оно тем более опасно и тяжело, чем глубже нарушена гармония между тремя первоэлементами. И врач возвращает здоровье, приводя все три первоэлемента в необходимое равновесие посредством строго предписанных лечебных указаний. Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, особенностей голоса и т.п. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи. Лечение внутренних болезней наиболее полно представлено в трактате «Чарака самхита», который содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождений. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность. Тактика лечения в Древней Индии, как и в других странах Древнего мира, определялась, прежде всего, излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного (говорили, что «дураки легче излечиваются, ибо аккуратнее исполняют советы»). Лечение направлялось на восстановление нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых — лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т.п.) и в-третьих — хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства. Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только врачеватели. Общие черты развития врачевания в древнем мире, которые были характерны и Индии: - изобретение письменности (4 тыс. до н.э.), создание первых текстов медицинского содержания, - формирование двух направлений врачевания: эмпирического, основанного напрактическом опыте и культового, основанного на религиозных верованиях, - развитие представлений о происхождении болезней, связанные с природой, религиозно-мистические, - подготовка врачей (семейная традиция, обучение в школах при храмах), - создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие гигиенических навыков, - формирование основ врачебной этики. Искусство врачевания высоко ценилось в древней Индии. Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: “Чарака-самхита” и “Сушрута-самхнта” Более ранняя “Чарака-самхита” посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран, лечение болезней области головы, лечение болезней всего организма, лечение психических заболеваний, лечение детских болезней, противоядия, элексиры против старческого одряхления, средства, повышающие половую активность. “Сушрута-самхита” в основном посвящена оперативному лечению. В ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств. |