Реферат. Реферат на тему. Врачевание в Древнем Египте и Месопотамии
Скачать 22.74 Kb.
|
Реферат на тему: «Врачевание в Древнем Египте и Месопотамии» Подготовила студентка группы 03012109 специальности «Лечебное дело» Кушнир София Белгород 2021 Содержание Введение 1.Врачевание Древнего Египта 2.Врачевание Древней Месопотамии Вывод Использованная литература Введение Процесс разложения первобытно-общинного строя и образование древнейшего рабовладельческого общества лучше всего может быть прослежен в истории народов, живших на обширной территории от пустыни Сахары на западе, до берегов Тихого океана на востоке. Издавна в Европе страны Северо-Восточной Африки, Восточного Средиземноморья, Передней, Южной и Восточной Азии назывались восточными. Поэтому, история древнего Востока есть первая страница во всемирной истории классовых обществ и государств. 1. Врачевание в Древней Месопотамии Источниками информации о врачевании в Древней Месопотамии являются тексты, выполненные клинописью на глиняных табличках, предметах из глины, камне, металле (клинописная табличка из г. Ниппур, тексты асуту и ашипуту на глиняных табличках; памятники материальной культуры (оттиск цилиндрической печати врачевателя, Законы Хаммурапи, амулеты с изображением демонов болезней, канал Синанхериба). С глубокой древности земли Месопотамии населяли 2 народа: шумеры и аккадцы Шумеры первыми в истории человечества: заложили основы арифметики, геометрии и астрономии; научились исчислять время; создали первую в истории человечества письменность – клинопись (к началу 3-го тыс. до н.э.). Первые данные о развитии медицинских знаний у шумеров были получены в конце 19 века. В 1889г. в Ираке при археологических раскопках древнейшего шумерского города – Ниппура среди многочисленных табличек была найдена клинописная табличка с медицинским текстом, которая датируется концом 3-го тыс. до н.э. В ней на шумерском языке даны прописи 15 рецептов. Они разбиты на 3 раздела: припарки, внутренние и наружные лекарственные средства. История Вавилонского царства начинается во II тысячелетии до н.э., после возвышения г. Вавилона в Нижней Месопотамии. Оно существовало в течение 15 веков - до завоевания персами в 539г. до н.э. Математическими достижениями вавилонян сегодня пользуется весь мир: деление круга на градусы, минуты и секунды; солнечные часы, деление суток и года на 12 частей в результате введения математических методов в астрономию (впоследствии это было заимствовано греками), точное определение продолжительности лунного месяца и солнечного года, времени весеннего и осеннего равноденствия. Врачевание вавилонян и ассирийцев носило религиозный и обрядово-магический характер. По их представлениям, во главе мира стояла верховная триада богов: бог неба Áну, владыка земли и воздуха Энлиль и бог Мирового океана Эа. К середине II тысячелетия до н.э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту (аккад. asutu — искусство врачевателей) ашипyту (аккад. asiputu —, искусство заклинателей). Искусством врачевания занимались врачеватели-эмпирики — асу (аккад. аsu — знающий воду). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. аsipu — заклинающий). Обе традиции сохранялись почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н.э., когда в связи с укреплением религиозных верований слились в одну, более близкую к ашипуту. Представления о причинах болезней в древней Месопотамии делятся на 3 категории: 1) Возмездие за нарушение предписанных обычаев, обрядов и норм морали. Например: “... он приблизился к замужней женщине” или “... он приблизился к жрице своего бога, в течение 31 дня он выздоровеет и будет жить”. 2) Естественные, связанные с явлениями природы и образом жизни. Например, употребление нездоровой пищи, купание в грязной реке, соприкосновение с нечистотами, бытовые условия. 3) Сверхъестественные. Связанные с религиозными верованиями. Например, “рука бога”, “дуновение злого духа”, “объятия Ламашту - страшной старухи, которая бродит ночами по городу и бросается на детей, распространяя детскую лихорадку” и т.д. Так, считалось, что демон бури Пазузу насылает головную боль и тошноту, а страшная старуха Ламaшту, которая по ночам бродит по городу и бросается на детей, распространяет детскую лихорадку. Ламашту изображали в виде неряшливой старухи с лапами хищной птицы и головой гримасничающего льва. Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами, заклинатель-ашипу, напротив, — прежде всего со сверхъестественными силами: "рукой" конкретного бога, демона или призрака, злыми чарами и т.п. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или "удара" в голову (описание которого напоминает инсульт). В то же время нигде — ни в текстах асуту, ни в текстах ашипуту — болезни не связываются с эманацией звезд и астральными культами, которых в глубокой древности в Месопотамии еще не существовало. Определив болезнь и ее причину, ашипу до начала лечения делал прогноз. В текстах ашипуту он чаще всего неблагоприятный: "он умрет", "он не выздоровеет" и т.п. Прогнозы асу, как правило, оптимистичны: "он выздоровеет", "его нужно лечить". 2. Врачевание в Древнем Египте Источниками информации о врачевании в Древнем Египте являются медицинские тексты папирусных свитков (папирус из Кахуна, папирус Эдвина Смита, папирус Георга Эберса), описания историков (Манефон, Геродот) и писателей древности (Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др.); археологические исследования (включая изучение египетских мумий и медицинских инструментов); скульптура; настенная живопись, рельефные изображения и иероглифические надписи на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах. Первые представления о строении человеческого тела (анатомии) египтяне получали из практики бальзамирования. Уже в середине 2 тыс. до н.э. древние египтяне описали мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает паралич конечностей и, т.о. положили начало естественно-научным представлениям о мозге. Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам. Древние египтяне определяли болезни по пульсу, который наблюдали в разных точках тела. Они полагали, что сердце не только придает движение крови, но и является вместилищем души и эмоций. Врачебная этика древнего Египта требовала, чтобы врачеватель открыто сообщал больному о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз: 1) “Это болезнь, которую я могу вылечить”; 2) “Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить”; 3) “Это болезнь, которую я не смогу вылечить”. Деятельность врачевателей в древнем Египте подчинялась строгим правилам морали. Соблюдая их, врачеватель ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Нарушение же правил каралось, вплоть до смертной казни. Египтянам были известны свойства 700 средств, которые добывались из всех 3 царств природы. Были известны опий и гашиш. По сравнению с современной медициной, внутренних средств было не особенно много; лекарства давались всегда свежие и притом подогретые; также средства замешивались с тестом и давались в виде хлеба. Чтобы ввести лекарство дитяти, кормилица принимала его, и оно с молоком поступало к младенцу. Средства, не вводившиеся через рот, были весьма разнообразны: клизмы, тампоны, затычки, впрыскивания, втирания, окуривания, мази, припарки. Хирургия египтян значительно уступала индийской, но перевязка ран производилась вполне удовлетворительно; при переломах менялись повязки; язвы присыпались порошками или лечились мазями. Акушерство было довольно разработано; множество приемов для ведения неправильных родов, также для лечения женских болезней и бесплодия были заимствованы у египтян греками и описаны греческими врачами. Древние египтяне причины болезней связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение злого духа умершего в тело заболевшего). По свидетельству Геродота, они были убеждены в том, что «все людские недуги происходят от пищи». Вот почему «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами» (изобретение клизмы приписывают египтянам). Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса, склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м и вполне оправдывает свое название «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Папирус содержит около 900 прописей лекарств. При составлении лекарств широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр) и части тела многих животных. В лекарство от слепоты входили бычья печень и мед. Некоторые прописи были чрезвычайно сложными и включали до 37 составляющих. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво. Многие компоненты лекарственных средств до, сих пор не идентифицированы, что значительно затрудняет их изучение. Большинство рецептов в папирусе Эберса сопровождается ссылками на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и мочу животных и т. д. Прием подобных лекарств сопровождался устрашающими заговорами и заклинаниями. Вывод: Таким образом, основными чертами развития врачевания в странах Древнего мира являются: 1. Изобретение письменности (с IV тысячелетия до н.э.) и создание первых медицинских текстов (с конца II тысячелетия до н.э.). 2. Формирование 2-х направлений лечебной практики: эмпирическое врачевание, основанное на практическом опыте народа; культовое врачевание, основанное на религиозных верованиях. 3. Развитие представлений о происхождении болезней: сверхъестественные; естественные (связанных с природой и образом жизни); связанные с нарушением принятых в общине правил, норм морали. 4. Подготовка врачевателей: по семейной традиции; обучение в школах при храмах. 5. Создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие гигиенических навыков. 6. Развитие классового подхода к врачеванию. 7. Формирование основ врачебной этики. 8. Взаимное влияние и преемственность в области врачевания между различными древними цивилизациями. Использованная литература 1. Лисицын Ю.П. История медицины – М. ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 400с. 2.Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. Гриф Минобразования РФ. — Изд. 9–е, стереотип. — М.: Академия, 2009. — 560 с. 3.Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с. 4.Мирский, М.Б. История медицины и хирургии: учебное пособие для студ. мед. вузов / М. Б. Мирский. - М. : Гэотар Медиа, 2010. - 525 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). 5.Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии: курс лекций. Становление человека и человеческого общества. Возникновение медицины.– М.: МГП "ЭРУС", 1991. – Вып. 1. - 29с. |