Главная страница
Навигация по странице:

  • Определение

  • Главная идея

  • Направления русского космизма

  • Родоначальник космизма

  • Четыре принципа Циолковского

  • Ноосфера Вернадского

  • Русский экзистенциализм

  • Русский космизм. Всегда рассматривалась с большим интересом в рамках как восточной


    Скачать 18.74 Kb.
    НазваниеВсегда рассматривалась с большим интересом в рамках как восточной
    АнкорРусский космизм
    Дата20.06.2022
    Размер18.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаRusskii_774_kosmizm.docx
    ТипДокументы
    #605896


    Русский космизм
    Будущее человечества... Эта тема всегда рассматривалась с большим интересом в рамках как восточной, так и европейской философской традиции. Но во второй половине 20 века резко сместились акценты: человек стал не только мечтать о прекрасном грядущем, но и искать оптимальные способы для его достижения. И на этом пути у него возник закономерный вопрос: «А возможно ли будущее в принципе?» Количество ядерного оружия на планете и вероятность экологического катаклизма не позволяют дать утвердительный ответ. Наибольшую актуальность приобрело осмысление трудностей во взаимоотношениях природы и человека, а также отношений между людьми. Благодаря обсуждению этих проблем сложилось несколько традиций. Космизм в русской философии является одной из них.

    Определение 

    Название «космизм русский» возникло в 60-е годы, когда народ бурно ликовал по поводу освоения космоса и обращения к практически забытому наследию К. Э. Циолковского. Философское направление формировалось вокруг идей К. Э. Циолковского (которого поддержали такие крупные учёные, как В. И. Вернадский и А. Л. Чижевский) и трудов Н. Ф. Фёдорова. В первую очередь философы-космисты размышляли над дальнейшими перспективами развития человечества.
    Главная идея

    Космизм русский впервые обосновал идею объединения всех людей, основываясь не столько на политических и идеологических причинах, сколько на нравственных и экологических. Таким образом, сформировалась важнейшая черта философского направления – соединение таких несовместимых ранее проблем, как установление всеобщего братства, освоение космоса и сохранение окружающей среды. Основная черта русского космизма - идея активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Человек - существо сознательное, творческое, но несовершенное, призванное преобразовать не только внешний мир, но и собственную природу.
    Направления русского космизма

    Их несколько, но главных течений всего пять:

    1.Естественно-научное (Циолковский, Вернадский, Чижевский)-ученые, стремились обосновать единство человека с космосом и необходимости его активного участия в космической эволюции.

    2.Религиозно-философское (Фёдоров)- настаивали на необходимости практической реализации истин христианского вероучения. Человек призван восстановить единство природы с богом.

    3.Художественно-поэтическое (Морозов, Брюсов, Одоевский, Тютчев)-музыканты, писатели и поэты. На языке искусства стремились выразить идею единства человека с космосом.

    4.Эзотерическое (Рерих)-если для других течений русского космизма существует только астрономическая Вселенная, то эзотерический космизм постулирует существование иных планов бытия, находящихся за гранью научного познания. Эти представления складываются в целостную картину мира, функционирующую в общественном сознании наряду с научным мировоззрением.

    5.Ноосферное (Шипов, Акимов, Вернадский)- ноосферное мышление характеризуется убеждением в способности человека управлять природой, верой в безграничные возможности человеческого разума и ориентацией на человека ноосферы (человека будущего), способного преобразовать природу (и самого себя) в соответствии с требованиями своего разума.
    Родоначальник космизма

    Основателем космизма и его крупнейшим представителем является Николай Фёдорович Фёдоров. Он никогда не занимался философией профессионально. Фёдоров добывал средства на жизнь сначала преподаванием, а потом работой в библиотеке. Многие идеи русского космизма были сформулированы Фёдоровым в его труде «Философия общего дела». Он считал, что причина дисгармонии в отношениях природы и человека кроется в неустройстве жизни последнего. А природа из-за своей бессознательности выступает в качестве враждебной силы. Только эту силу можно подчинить при помощи человеческого разума. Философ считал, что «люди должны вносить в мир гармонию и наводить в нём порядок». Благодаря этому эволюция природы превратится из стихийной в сознательно-регулируемую. Он мечтал о переустройстве мира на основе преодоления смерти. Назначение философии состоит в том, чтобы обосновать в самом общем виде необходимость регуляции природы и наметить основные объекты преобразования.Основные положения «философии общего дела»:

    1. ключевая идея его философии — идея регуляции, т.е. управления природными процессами, которая включает в себя внешний и внутренний аспекты. Внутренняя регуляция (психофизиологическая) — управление природными силами в нас самих. Внешняя регуляция включает в себя следующие ступени: а) метеорическую (управление атмосферными процессами, гелиорегуляция, и т.д.),б) планетарную астрорегуляцию — превращение Земли в космический корабль («земноход», по терминологии Федорова) и переход из околоземного в околосолнечное пространство, в) всеобщая космическая регуляция. Например, решить проблему голода в России можно, овладев атмосферными явлениями, вызывая дождь при помощи взрывов, управляя магнитными силами Земли. Федоров предсказывал России роль первопроходца космоса.

    2) проблема жизни и смерти. Одним из главных вопросов в философии Федорова рассматривается вопрос жизни и смерти. Для реализации идей космизма необходима длительная человеческая жизнь. Человек смертен, пока он раб природы. Установив господство над природой, человек побеждает смерть. Более того, Федоров ставит задачу воскрешения прародителей (идея «патрофикации»). Воскрешение мыслится Федоровым как «общее дело» человечества, ведущее к преодолению всякой вражды. Основным видом любви Федоров считает любовь детей к родителям, к предкам, стремление поддерживать их слабеющие силы. Сохраняя и продлевая жизнь престарелым родителям, человек как бы идет против природы «поддерживая жизнь в осужденном ею на смерть».

    Четыре принципа Циолковского

    Существенное влияние на космизм в русской философии оказал Константин Эдуардович Циолковский. Он известен как оригинальный мыслитель, писатель-фантаст и провозвестник астронавтики и ракетодинамики. Он считал, что наш мир можно объяснить лишь с космической точки зрения. Будущее мира – это освоение космоса людьми. Вся наша деятельность должна сосредоточиться на совершенствовании взаимодействия космоса и человека. Освобождение разумных организмов от зависимости в отношении их среды обитания – одна из главных задач эволюции. Циолковский думал, что освоение космоса сможет объединить людей в цельное государство. Существует ряд философских принципов, на которые опирался Циолковский. Русский космизм до сих пор их исповедует. Таких принципов четыре.
    • Панпсихизм (признание чувствительности Вселенной).

    • Монизм (материя едина, и её свойства одинаковы).

    • Принцип бесконечности (сила космического разума и Вселенная бесконечны).

    • Принцип самоорганизации (Вселенная сама выстраивает собственную структуру).


    Ноосфера Вернадского

    Многие идеи русского космизма были сформулированы Владимиром Ивановичем Вернадским. Он был не только выдающимся естествоиспытателем, но и значительным мыслителем, а также основателем учения о биосфере и её переходе в ноосферу. В. И. Вернадский и другие представители такого направления, как космизм русский, считали, что с помощью науки человечество сможет подчинить себе вселенную и стать ответственным за её судьбу. По мнению В. И. Вернадского, сама эволюция подготовила вступление человечества в эпоху ноосферы. А главное условие этого перехода – объединение созидательных условий для повышения общего уровня благосостояния людей. Биосфера - это сфера жизни, плёнка жизни, которая окружает земную поверхность, состоит из живого и косного вещества. Живое вещество - это совокупность всех живых организмов. Косное вещество - это среда обитания этого живого вещества. Космизм Вернадского состоит в том, что Земля с космосом связана через биосферу, через неё осуществляется обмен веществом, энергией и информацией. Вернадский говорит, что человечество перейдёт в новое качество (науч.развитие), а биосфера при этом перейдёт в ноосферу ("сфера разума"). Ноосфера- высшая стадия биосферы, когда человечество научно организует свою деятельность с целью гармонизации отношений между обществом и природой. Состоит из антропосферы, техносферы, природы и социосферы. Необходимые условия становления ноосферы:

    1. распространение человека по всей поверхности планеты, победа этого вида в борьбе с другими биологическими видами;

    1. развитие средств связи и обмена, интегрирующих людей в единое целое

    2. открытие новых источников энергии, придающих деятельности человека масштаб геологических преобразований;

    3. массовая демократизация государственного устройства. воеобразным венцом развития ноосферы должна стать автотрофность человечества, т.е. освобождение его от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли, условие отрыва будущего человечества от одного планетного тела и перехода его эволюции в космос. В.И. Вернадский показал, что развиваемые им понятия биосферы и ноосферы являются главным связующим звеном в построении многоплановой картины мира.


    Русский экзистенциализм
    Экзистенциализм или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914-18 в России. Направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека. Важнейшее место в русской философской мысли первой половины XX века занимает творчество Николая Александровича Бердяева (1874--1948), наиболее яркого представителя русского экзистенциализма. В начале своего пути Бердяев придерживался марксистских взглядов, участвуя в антиправительственных демонстрациях и ведя переписку с одним из лидеров германской социал-демократии Карлом Каутским. Однако вскоре молодой философ и мыслитель отошел от марксизма, став одним из наиболее обстоятельных критиков этого учения. В своей философии Бердяев не стремится к точной фактологии, но обладает способностью интеллектуально вдохновлить своих читателей. Главные философские проблемы, которые всегда его волновали, — свобода человека, смысл его существования и творчества.

    Согласно Бердяеву, личность — есть реальность духовная. Проблема смысла существования человека заключается в том, что он находится на пересечении двух миров и сознает себя одновременно принадлежащим миру Божественному и природному. Природа есть иерархия живых существ, и судьба человека во многом зависит от судьбы природы, космоса. Задача религиозного сознания в том, чтобы раскрыть христологическое сознание человека. Личность, по Бердяеву, есть не субстанция, а творческий акт, она есть сопротивление, борьба над «тяжестью мира, торжество свободы над рабством». Личность уникальна, поэтому любое всеобщее — государство, наука, культура и даже общий нравственный закон — могут стать препятствием для формирования личностного сознания. Только преодолевая эти формы бытия, человек может обрести свое уникальное бытие. Важнейшей характеристикой подлинного бытия человека является свобода как «безосновная» реальность. Понятие свободы - центральная категория бердяевского философствования. Свобода безосновна, она не втянута в причины отношений, которым подчинено бытие. Бердяев отмечал, что свобода является обязательным условием в творчестве. Но с другой стороны великий творческий акт нуждается в материи, потому, как он совершается не в пустоте. Но творчество человека не может определяться только материалом, в нём есть нечто, не подчиняющееся мировым законам. Это и есть элемент свободы. Свобода истолковывается им не как врожденная, природная или социальная способность человека, а как первичная и фундаментальная реальность, проникающая во все сферы бытия — космос, общество и самого человека. Свобода первична, беспредпосылочна и безосновна. Конкретизируя, он разделяет свободу на негативную и позитивную. Первая свобода — свобода в грехе, это дьявольская свобода отрицания. Вторая — свобода божественная, которая проявляется в творчестве. Содержанием положительной свободы являются любовь и истина, воплощенные в образе Христа. Человек рассматривается Бердяевым не только как творец мира, но в известном смысле и как творец самого себя. В этом состоит внутреннее единство Бога и человека.

    Исходя из творческой природы философии, он предлагал свою концепцию миростроения, ориентированную на человека:

    1.В качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу.

    2. Всё зло в мире истекает из этой свободы (зло - это испытание, посланное людям благим Богом). В итоге - Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не управляет миром.

    3. Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение; Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу.

    4.Достичь этого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд.

    5. В результате наступит новый мир - вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие.



    написать администратору сайта