Главная страница

Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве (понятие, виды, государственные юридические лица). Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве (пон. Всесоюзный институт юридических наук министерства юстиции ссср с. Н. Братусь юридические лица


Скачать 1.99 Mb.
НазваниеВсесоюзный институт юридических наук министерства юстиции ссср с. Н. Братусь юридические лица
АнкорБратусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве (понятие, виды, государственные юридические лица
Дата03.08.2021
Размер1.99 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБратусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве (пон.doc
ТипРеферат
#226043
страница5 из 40
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

1 Маркс и Энгельс, Соч., т. XIX, ч. 1, стр. 475.

2 Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI,1ч. 2, стр. 105.

42

ным (Продуктом и сам выносил его на рынок» '. Этим и объясняется живучесть юридических форм, в частности, акционерной формы объединения частных собственников.

Живучесть юридических институтов, созданных в усло­виях одной экономической формации и нередко исполь­зуемых в другой, экономической формации, является резуль­татом того, что экономика и право вступают на неодинако­вый путь развития. В знаменитом Введении к « К критике политической экономии» Маркс записал: «...Собственно трудный пункт, который надлежит здесь разобрать, заклю­чается в следующем: каким образом производственные отношения, как правовые отношения, вступают в неравное развитие. Следовательно, например, отношение римского частного права (к уголовному и государственному праву это относится меньше) к современному производству» 2. Ру­ководствуясь при познании общественных явлений методом восхождения от абстрактного к конкретному, Маркс пришел к выводу, что «...простые категории суть выражения усло­вий, в которых может реализоваться неразвившаяся конкретность, до установления более многостороннего отноше­ния или связи, которые идеально выражаются в более кон­кретной категории, в то время как более развитая конкрет­ность сохраняет эту же категорию как подчиненное отно­шение» 3. Таково, например, владение, которое играет подчиненную роль в условиях развившейся собственности и самостоятельную роль в тот период, когда частная соб­ственность только начинала зарождаться. Деньги историче­ски возникли и существовали раньше капитала, банков, наемного труда и т. д.: «Чистота (абстрактная определен­ность), с которой в древнем мире выступают торговые на­роды — финикийцы, карфагеняне, — дана как раз самим преобладанием земледельческих народов» 4. В подтвержде­ние своих выводов о значении абстрактных категорий в не­развившейся конкретности Маркс в качестве примера при­водит и акционерные компании: «...одна из последних форм буржуазного общества, акционерные компании, выступает также и в начале последнего, в виде больших привилегированных и наделенных монополиями торговых компаний» 4.

1 Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, Стр. 273.

2Маркс и Энгельс, Соч., т. XII, ч. 1. стр. 200.

3Там же, стр. 192.

4 Там же, стр. 198.

43

Вот почему в своей самой абстрактной форме право ча­стной собственности как владение, пользование и распоря­жение вещью существует уже там, где еще не вполне раз­вились условия, в которых она (частная собственность) мо­жет полностью реализоваться. Но именно в неразвившейся конкретности, в античном мире, в основе которого лежало натуральное производство, частная собственность высту­пает во всей своей чистоте и определенности.

По той же причине и юридическое лицо, будучи абстракт­ным выражением единства поведения организованного че­ловеческого коллектива, зародившись как понятие universitas еще в древнем Риме, было использовано и получило свое полное развитие в буржуазном обществе.

Право в своих самых абстрактных проявлениях выра­жает общие, внешние условия существования данного об­щества. Юридические институты, как и право в целом, в особенности гражданское право, не отражают полностью производственных отношений. Абстрактные, т. е. общие, черты права собственности как владения, пользования и рас­поряжения вещью являются необходимыми и достаточными как для закрепления античных, основанных на рабском труде отношений, так и для закрепления и развития отноше­ний капиталистической эксплоатации. Иное дело, что содер­жание понятий владения, пользования и распоряжения вещью существенно изменилось и в буржуазном обществе весьма далеко от их первоначального натуралистического смысла. Эти абстрактные черты права делают также возмож­ным использование и расцвет акционерной формы, возник­шей на заре развития буржуазного общества, на более позд­них этапах его развития1.

Общий интерес участников данного коллектива, выра­женный в единой цели, для достижения которой он органи­зован, и определяемая этой целью общая воля участников объективируются в определенной хозяйственной деятельно­сти этого коллектива. В связи с этим организованный кол­лектив выступает в гражданских правоотношениях не как простая сумма отдельных собственников, но как единство, т. ё. как субъект гражданских прав и обязанностей.

1 Более развернутая попытка объяснения причин использования юри­дических форм, созданных в древнем Риме, в буржуазном обществе предпринята мной в статье— Вопросы собственности в рукописи Маркса «Формы, предшествующие капиталистическому способу производству», «Советское государство и право», 1940, №11.

44

Эти права и обязанности вытекают из общей для Всех участников данного союза деятельности, приобретающей поэтому самостоятельное значение. В качестве юридических лиц в буржуазном обществе выступают не только союзы лиц (корпорации), но и учреждения, преследующие культур­ные, лечебные, благотворительные и иные цели и обслужи­вающие неопределенный круг лиц (больницы, музеи и т. д.). Но и в основе деятельности учреждения как юридического лица лежит обособление определенного вида деятельности людей, объединяемых общей целью.

Сказанное выше относится и к деятельности государства как организации господствующего класса, ибо для выполне­ния своих функций и государство должно иметь соответ­ствующую материальную базу, а поскольку оно существует для поддержания существующих условий производства, оно включается в господствующую систему имущественных отно­шений в качестве юридического лица. Различного рода куль­турные объединения и общества, наконец, рабочие союзы в буржуазно-демократическом государстве являются осо­быми субъектами гражданского права потому, что для дости­жения общих для членов данных объединений целей они обособляют соответствующее имущество и совершают иму­щественные сделки.

Обособление определенной группы людей в целях обеспе­чения и осуществления тех или иных, продиктованных дан­ными общественными условиями интересов должно вылиться в надлежащую организационную форму. Эта организацион­ная форма создает необходимые для данного общественного образования единство и порядок в его деятельности, делает его организацией.

Государство всегда решало и решает вопрос о том, при каких условиях степень обособленности тех или иных об­щих интересов, выражающих общественные, в первую оче­редь производственные, отношения людей, является осно­ванием для признания за тем или иным общественным об­разованием (организацией) возможности быть самостоя­тельным носителем прав и обязанностей.

Разумеется, решающее значение в этом процессе играют интересы господствующего класса. Поэтому бур­жуазное государство, признав на заре своего развития капиталистические объединения (торговые товарищества) юридическими лицами, долго отказывалось признать право­способность за рабочими союзами, за культурными ассо-

45

циациями и иными, преследующими не хозяйственные, а «идеальные» цели, общественными образованиями. Энгельс в письме к Бебелю от 30 декабря 1884 г. отметил, что в из­бирательной программе рабочего класса Англии должно также содержаться требование полной свободы для про­фессиональных союзов (трэд-юнионов) и '«...признание их в качестве юридических лиц со всеми правами послед­них» '.

Таковы общие «сходные положения, от которых надо отправляться при уяснении сущности юридического лица. Юридическое лицо—общественное образование. Основой или «субстратом» его являются люди, находящиеся в опре­деленных отношениях между собой. Будучи субъектом права, юридическое лицо способно формировать и изъявлять волю, составляющую необходимую предпосылку механизма действия права. Эта воля определяется и направляется целью, ради которой создано юридическое лицо. Психологи­ческая воля и в данном случае является той предпосылкой, без которой немыслима юридическая воля общественного образования как объективированной и независимой от от­дельных волений сферы возможного и осуществляемого поведения человеческого коллектива. Единство поведения этой группы людей является следствием общих для них ус­ловий материальной и духовной жизни, определяется общей целью, поставленной перед ним государством, и т. д.

Изложенные выше положения, совпадающие с теорией реальности юридического лица как социального явления, защищаемой многими буржуазными юристами, справедли­вы не только по отношению к союзам лиц (корпорациям), но и пригодны для обоснования юридической личности учреж­дений. Единое понятие юридического лица должно отразить единство общих условий его образования. Для обоснования правильности этого утверждения необходимо в кратких чер­тах ознакомиться с историей развития учреждений и с тео­риями учреждения в буржуазной науке права.

В гражданском законодательстве некоторых капитали­стических стран (например, в германском и швейцарском гражданских кодексах) и в буржуазной теории различают два вида юридических лиц: а) корпорации (союзы лиц) и

1 Маркс и Энгельс, Соч., т. XXVII, стр. 442.

46

б) учреждения (установления). В литературе, однако, нет единого мнения о критериях разграничения понятий «корпо­рация» и «учреждения». Различными авторами на первый план выдвигается один из следующих критериев:

  1. Корпорация — это союз лиц, который существует и действует в интересах этих лиц, непосредственно связанных между собой и корпорацией членскими правами и обязанно­стями; учреждение — общественное образование, действую­щее в интересах пользователей (дестинатаров), не свя­занных непосредственно между собой и учреждением в качестве его членов (больницы, музеи и т. д.).

  2. Состав членов корпорации заранее известен и опре­делен, между тем как круг лиц, пользующихся услугами учреждения, является неопределенным (больница обслу­живает больных, которые по выздоровлении уступают свое место другим больным, неопределенным является круг лиц, пользующихся различными культурными, бла­готворительными учреждениями, и т. д.).

  3. Основой (субстратом) корпорации являются люди, основа же учреждения — это так называемое целевое имущество, предназначенное для удовлетворения тех це­лей, ради которых учреждение создано.

  4. Цель и содержание деятельности корпорации опре­деляются общей волей самих членов корпорации, учреж­дение же организуется по воле лица, стоящего вне учреж­дения, а возможно, уже и переставшего существовать: цель здесь привнесена извне (создание библиотеки, больницы или иного учреждения в силу акта завещательной воли
    учредителя); поэтому органом, вырабатывающим волю учреждения после его образования, является назначенная либо учредителем, либо органами государственной власти
    администрация, высшим же органом корпорации считает­ся общее собрание членов или аналогичный ему орган '.

Указывают также, что между корпорацией и учрежде­нием существуют образования переходного типа: имеются учреждения с корпоративным устройством и корпорации,
сближающиеся по своему устройству с учреждениями. В качестве примера можно указать на университеты. По­следние в средние века являлись корпорациями, затем в новое время стали учреждениями с корпоративным уст-

'О теориях корпорации и учреждения см. Sа1еilles, указ, соч., р. 116-126, 231-233.

47

ройством. Тип корпоративного учреждения или корпора­ции, близкой по своему устройству к учреждению, возни­кает главным образом из корпораций, преследующих так называемые идеальные, т. е. культурные, научные, воспи­тательные и тому подобные цели, сходные с целями, осуществляемыми учреждениями.

Не все иностранные законодательства знают деление на корпорации и учреждения. Например, оно неизвестно английскому праву. Английское право все юридические лица считает корпорациями.

Понятие учреждения было чуждо римскому праву. Поскольку речь идет о целокупности, выступающей вовне как единство, уподобляемое лицу, римские юристы гово­рят об universitas или corpus. Если кто-либо предназначал имущество для какой-нибудь общеполезной цели, он пере­давал его или физическому лицу или корпорации sub modo. Учреждения в собственном смысле начали разви­ваться в древнем Риме лишь с того момента, когда офи­циальной религией было признано христианство. Христи­анская община постепенно превратилась в учреждение. Произошло это тогда, когда община накопила достаточное количество имущества, предназначенного для рели­гиозных, а затем и нерелигиозных щелей, и это имущество стало рассматриваться как собственность церкви, а цер­ковь — как особое установление, через которое осуще­ствляется божье попечение о верующих на земле. Обособ­ление церкви от ассоциации верующих сделалось воз­можным и по той причине, что в связи с обращением в христианство больших масс людей и превращением христианствa в господствующую религию, непосредственное участие рядовых верующих в управлении делами церкви значительно уменьшилось, а затем и вовсе было сведено на нет. Церковь перестала быть коллегией верующих, она получила вневременное, отчужденное от воли и интересов верующих существование; ее имущество принадлежит не коллективу верующих, но божественной и вечной цели. Сами верующие суть только дестинатары этого имуще­ства. «Институтная идея (т. е. идея учреждения. —С. Б.), — говорят Суворов, — выросла на основе развития церковных учреждений» 1.

1 Суворов, Об юридических лицах по римскому праву, изд. 2-е, 1900, стр. 46.

48

Идея учреждения распространяется и на другие, зависящие от церкви благотворительные общественные обра­зования — госпитали, богадельни, приюты, убежища и т. д. Эти организации в своем развитии превращаются в субъек­тов имущественных прав и обязанностей, обладающих са­мостоятельным :по отношению к дестинатарам существова­нием. Сначала имущество этих учреждений считалось либо собственностью Христа, либо собственностью церкви, либо собственностью бедных. В дальнейшем имущество, заве­щанное для благотворительных целей, управляемое специ­ально назначенной завещателем администрацией, становит­ся автономным по отношению к 'церкви, хотя епископы и осуществляют контроль за расходованием этого имуще­ства и над деятельностью благотворительного учреждения1.

Однако римские юристы не создали теории учрежде­ния. Различные благотворительные общественные обра­зования трактуются ими как universitas, но не personarum a rerum. Была создана персонификация по признаку той цели, для достижения которой выделено имущество. Бед­ные, больные, бесприютные и т. д. рассматривались как personae incertae2.

Не создали понятия учреждения и средневековые юри­сты, изучавшие, пропагандировавшие и применявшие рим­ское право. По-прежнему всякое общественное образование трактовалось как universitas.

Канонисты впервые назвали корпорацию лицом; вна­чале наименование лица применялось только по отноше­нию « церкви. У легистов корпорация—это всякое челове­ческое соединение. Имущество легистами не олицетворя­лось. До Савиньи понятие юридического лица совпадало с понятием корпорации. Однако уже канонисты вкладывали в

1 О развитии понятия учреждения в связи с деятельностью церкви и церковных благотворительных организаций см. Sa l e i 11 es, p. 135—151; Суворов, стр. 30—36, 45, 47.

2 В конечном итоге Салейль приходит к выводу, что римское право поздней империи знало настоящие учреждения, действующие под контролем публичного церковного права, хотя само понятие учреждения и не было выработано римскими юристами (указ, соч., р. 151), Суво­ров также считает, что юриспруденция эпохи христианства не оказалась в Силах сконструировать понятие учреждения: ...«она (юриспруденция.— C.B.) решительно оставалась на прежней римской точке зрения, что юридическим субъектом гражданского права, кроме отдельных лиц, может быть только союз людей» (указ, соч., стр. 32—33).

49

понятие корпорации (поскольку речь шла о церковных ор­ганизациях), по выражению Суворова, институтное содер­жание '.

Понятие учреждения не привилось во французском праве. Во Франции юристами было затрачено много уси­лий для того, чтобы создать понятие, адэкватное немецкому понятию Stiftung, »о эти усилия оказались напрасными. То, что во Франции называют établissement d'utilité publique, есть либо признанная общественно-полезной (d'utilité pub­lique) ассоциация, преследующая так называемые идеаль­ные или альтруистические цели, либо) связанная с опреде­ленным материальным субстратом (здание госпиталя, школы, музея и т. д.) организация, могущая быть образо­вана актом воли одного лица (путем пожертвования) в том случае, если она также признается d'utilité publique Государственным советом. Хотя такое решение вопроса и не является последовательным, ибо, как правильно заме­чает Салейль, правосубъектность не воплощается в зда­ниях, однако французское право не знает понятия частного учреждения (Stiftung), образованного за счет пожертвова­ния для достижения постоянно действующей общеполезной цели. В этих случаях приходится удовольствоваться по­жертвованиями и возложениями (libéralités и legs sub modo), не создающими новых субъектов права2.

Как уже указывалось выше, английское право также не знает понятия учреждения. Оно довольствуется поня­тием корпорации и понятием trustee, т. е. доверенного упра­вления чужим имуществом. Trustee — это те, кому имуще­ство передается in trust, т. е. в доверенное управление; trustees становятся формальными собственниками этого имущества (trust property), но управляют им исключи­тельно в интересах другого лица, подлинного собственника, именуемого бенефициантом. На правах доверительной соб­ственности осуществляется управление имуществом, пред­назначенным для благотворительных или культурных це­лей, т. е. институт trustee заменяет собой учреждение. По общему правилу trustees не приобретают прав юридиче­ского1 лица. Для того чтобы принять форму юридического

1 Суворов, указ, соч., стр. 45; см. также Л. Л. Герваген, Развитие учения о юридическом лице, СПБ, 1888, стр. 18—24.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


написать администратору сайта