Развитие творческих способностей. Введение. 2 Развитие творчества учащихся средствами
Скачать 53 Kb.
|
Содержание. Введение. _____________________________________ 2 Развитие творчества учащихся средствами литературы. Из опыта работы._________ __________3 - 7 Заключение._______________________________________ 8 Библиография. ____________________________________ 9 Введение. Проблема становления духовного мира человека, создания условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих возможностей в системе современного образования является одной из самых актуальных. В духовном развитии человека искусство ничем не заменимо: оно пробуждает сокрытые в человеке духовные силы . Только освоив запечатленный в искусстве опыт, можно стать духовно богатой личностью: обладающей эстетическим вкусом, осознанной языковой позицией ,способной владеть средствами и возможностями речи, владеющей нормами языка и теоретическими знаниями Стремление личности к совершенствованию возможно лишь при условии сформированности у учащихся основ творческого мышления. На современном этапе школе приходится решать важнейшую задачу – сформировать личность творческую, нестандартно мыслящую, способную решать творчески любые задачи и предметы гуманитарного цикла дают большой простор как педагогам в выборе средств обучения, так и учащимся, перед которыми открываются возможности для развития воображения, образного мышления, эмоционально-эстетического восприятия языкового, литературно-художественного материала, окружающего мира как компонентов творчества. 1. Развитие творческих способностей учащихся средствами литературы. Из опыта работы учителя. В ряду других учебных предметов литература имеет свою специфику, ведь она ориентирует на формирование человеческой души, развивает эмоциональный мир ребенка. Художественное произведение- плод души автора. Художественная мысль текста не ограничивается единственным толкованием: множество смыслов, открываемых читателями разных уровней и разных эпох в одной художественной модели, говорит о ее неисчерпаемой глубине. Обращение к поэтическому и любому художественному тексту на уроках, способствует развитию творческого мышления, проявляющегося в деятельности учащихся. Этому способствуют уроки русского языка и, конечно, литературы, т.к. искусство вообще способно вызывать сильные эстетические переживания. Главная цель моих уроков состоит не только и не столько в вооружении ученика знаниями, сколько в том, чтобы ученик испытал душевное потрясение , чтобы произошло просветление души ребенка. ; опираясь на имеющийся чувственный и речевой опыт, стремлюсь вызвать ответную реакцию у ребенка, проявляющуюся в творческой деятельности. Следует подчеркнуть, что развитие творческого потенциала школьников – это задача не одного конкретного урока. Это целая система, направленная на выявление и развитие природных задатков и интересов детей. Предметы гуманитарного цикла занимают важное место в решении задач образования: помогают накопить знания в разных областях искусства, систематизируя и обобщая их, позволяют выработать собственные оценки и суждения; позволяют учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, способствуют духовно-творческому росту личности. Чтение , слушание, говорение и письмо – четыре вида речевой деятельности, которые должны быть освоены учеником. Современный подход к образованию позволяет учителю сделать выбор программно-методического материала, учебников, учебных пособий, а так же, опираясь на существующие авторские программы, создать свои рабочие программы с учетом возможности классов, имеющуюся в наличии материально-техническую и методическую базу, личный опыт учителя. В основе моей рабочей программы по русскому языку лежит программа М.М. Разумовской (5 – 9 кл.), по литературе: Курдюмовой Т. Ф. (5 – 11 кл.) Рассказать о своей работе очень непросто. Дети в сельской школе воспринимают мир скорее сердцем, чем разумом. Взволновать сердца, вызвать чувство сопереживания, живой эмоциональный отклик, разбудить воображение, а затем думать вместе с ними напряженно и увлеченно – это один из главных путей изучения литературы .Я стремлюсь не заменять эмоциональное восприятие логической интерпретацией, а опираться на него. Я считаю, что система литературного образования должна формировать духовные ценности ориентиры молодой личности, давать возможность освоения определенного круга чтения, способствовать овладению литературно-теоретическими знаниями методами анализа художественного текста, обучать литературно-творческой деятельности. К сожалению, в школе, которая призвана формировать и обогащать духовный мир учащихся, нередко происходит отчуждение молодежи от искусства. На мой взгляд, одной из проблем нашего времени является невысокая читательская потребность и неумение ориентироваться в потоке предлагаемой литературы. А также сельским детям труднее выразить свою мысль логично, образно. Уроки литературы – это не часы развлечения и отдыха, они способствуют развитию устной и письменной речи учащихся и одновременно развитию устного и письменного изложения мысли. Основные виды работ, используемые на моих уроках, - различные виды пересказа, словарная работа, составление плана, создание творческих работ и развернутых высказываний. Чтобы избежать перегрузки детей, стараюсь в каждом отдельном случае установить , какой вид работы считать основным, а какие вспомогательными. Вопросы и задания строю так, чтобы они вновь направляли учащихся к чтению и осмыслению прочитанного . Все размышления должны опираться на текст художественного произведения. Не навязывая свою точку зрения, стремлюсь стимулировать размышления учащихся, которые, конечно, зависят от их возрастных особенностей . Творческий потенциал разных детей разный. Так, дети равные по возрасту, все же различны в своем индивидуальном развитии, по-разному каждый выражает себя в творческой деятельности Возможностями развития речи школьников являются живое слово учителя, которое может стать примером того, как строится монологическая речь, работа над словарем и образными средствами, обучение стихосложению и конструированию текстов разных стилей и типов речи. Важно, чтобы эта работа была в системе , осуществлялись межпредметные связи. Так при работе над произведением И.С.Тургенева «Бежин луг» или стихотворениями русских поэтов о природе в центре внимания работа над словом , а завершается наблюдение над текстом творческой работой учащихся , закрепляющей приобретенные знания и представления о мастерстве авторов и раскрывающей глубину восприятия учащимися текста. Необходимо создавать условия, чтобы дети могли видеть результат своей работы , реализовать свои возможности и повысить свою самооценку. Стало традицией проведение предметных недель и внеклассных мероприятий ,например, конкурсы . посвященные М.А. Шолохову, участие в предметных олимпиадах . Так в 2008-2009 уч.году ученица 9 класса Архипова М. заняла 3 место в олимпиаде по русскому языку , ежегодно учащиеся 5-9 классов принимают участие в конкурсе «Русский медвежонок» , занимают призовые места в конкурсе «Шолоховские чтения», конкурсах творческих работ на различные темы. Одним из важных приемов развития связной речи считаю работу с репродукциями картин на уроках русского языка и литературы, а также анализ учащимися ответов своих товарищей, создание ситуаций общения, устное рисование, инсценирование , проведение конкурсов на лучшего чтеца, лучшую творческую работу. Воспринимая картины, нарисованные художником слова, ребёнок сопоставляет их с тем, что уже испытал, с тем, что ему подсказывает воображение, фантазия. В процессе восприятия рождаются ассоциации. На первых ступенях читательского развития ребенок переносит «на себя» поступки и характеры героев. Позднее с возрастом рождается и развивается дистанцированное восприятие, когда эстетическое наслаждение дополняется размышлениями. Литература прерывается раздумьями. Начинается по-настоящему творческий процесс восприятия и интерпретации художественного произведения. Если работа над словарным и образным богатством речи ведется систематически, то это будет давать заметный результат. Дети не просто знакомятся с произведением живописи, они составляют свой текст (в основном художественный), учатся выбирать средства языка. Творческая речевая работа побуждает детей обратиться вначале к жизненному опыту, а затем к фантазии и к возможностям речи. Попутно такая работа заставляет обращаться и к языковой компетенции, т.е. выработке навыков грамотного письма. Изучение лирики пробуждает самые интимные чувства и мысли юных читателей. Учащиеся при внимательном и чутком отношении к слову обязательно улавливают лексику стиха , выразительные средства , раскрывающие основную мысль , настроение . Для большинства учащихся сложно говорить о своих чувствах. Как показывает опыт, ученики 5,6 классов легче говорят о лирических переживаниях, своем восприятии , а теоретические вопросы анализа освещают лучше учащиеся 8-9 классов . «За короткие школьные годы невозможно охватить даже малую часть невообразимых богатств художественной литературы. Поэтому хороший учитель лишь успевает разбудить в школьнике интерес к чтению, разжечь желание читать, заронить и выпестовать эстетический вкус, выработать у ребят чутье на художественную правду. Такой разбуженный в школьную пору ученик все остальное сделает сам. Сделает, может быть, больше, чем предполагал воспитатель. Для учителя, наверное, ничто не может быть прекраснее такой неожиданности… » Я полностью согласна с этими словами В.Белова и считаю, что своей работой помогаю детям «подойти» к искусству, реализовать себя и сориентировать в будущей жизни. Заключение. От учителя требуется постоянное творчество в работе, «горение» души ,но только в совместном труде учителя и ученика создается атмосфера общей заинтересованности, устремленности. Уроки гуманитарного цикла взаимообогащают и дополняют друг друга в плане развития творчества детей. Уроки русского языка очень много дают в плане речевого развития, дети учатся свои мысли излагать связно, оригинально, смело, и грамотно. Так что попутно развивается и грамотность. Уроки литературы учат культуре чувств, творческому мышлению, много дают и в плане эстетического воспитания ,развивают новые стороны образного мышления, фантазию, помогают открыть в себе много нового. Многое еще не удается, поэтому старюсь учиться вместе с детьми. Ставя перед собой задачу творческого развития учащихся, я подразумеваю так же и свое творческое саморазвитие. Потребность в интеллектуальном самосовершенствовании. Библиография. Аринина Л. Н. Уроки прекрасного. – М.: П., 1983. Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова. (Раздумья о преподавании литературы в школе). – М.: П., 1990. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. – М.: П., 1982. Горбунов П. И. Изучение индивидуальных особенностей учащихся. – М.: П., 1960. Русский язык в школе. (Журнал) |