Доклад Нравственная свобода выбора. Соотношение императивности и. Введение 3 влияние нравственности и императивности в профессиональной этике юриста нравственная свобода выбора императивность 5 соотношение императивности и нравственной свободы выбора 6 заключение 8 список литературы 9 введение
Скачать 53.05 Kb.
|
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 1.ВЛИЯНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И ИМПЕРАТИВНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ ЮРИСТА ………………………………………………… .4 1.1.НРАВСТВЕННАЯ СВОБОДА ВЫБОРА ……………………...……4 1.2.ИМПЕРАТИВНОСТЬ 5 1.3.СООТНОШЕНИЕ ИМПЕРАТИВНОСТИ И НРАВСТВЕННОЙ СВОБОДЫ ВЫБОРА 6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 9 ВВЕДЕНИЕ «Профессиональная юридическая этика является одним из видов прикладной этики, формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания. Так же профессиональная юридическая этика является специфической формой проявления морали в целом. В данном случае речь идёт о совокупности тех конкретных общих нравственных принципов и норм, которые применяются в правоохранительной и правоприменительной деятельности юриста. Они являются главным содержанием этого вида этики. Профессиональная этика юриста помогает процессу правильного формирования сознания и нравственных взглядов работников юридической профессии, направляя их на соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации. Изучение нравственных аспектов и моральных коллизий, которые встречаются в данной профессии, необходимо каждому юристу. Но особенно эта задача возрастает в современных условиях, когда осуществляется курс на гуманизацию общественной и государственной жизни, когда законодательство придаёт большое значение самостоятельным решениям следователей, прокуроров, судей, нотариусов. Принимаемые ими решения должны быть не только законными, но и справедливыми. Юрист должен хорошо понимать и применять на практике основные понятия этических категорий: добро и зло, справедливость и долг, совесть, достоинство и честь»1. ВЛИЯНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И ИМПЕРАТИВНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ ЮРИСТА Нравственная свобода выбора «Нравственность —внутренние и духовные качества, которыми руководствуется человек»2. Профессиональная нравственность – это детализация общечеловеческих принципов применительно к условиям деятельности выбранной профессии. Свобода человека разделяется на три вида: 1) формальная, 2) реальная, 3) идеальная. Формальная свобода — это состояние человека, которое характеризуется нравственной непорочностью и невинностью, когда ум человека еще не знает реальности нравственного зла и когда чувства и желания находятся в подчинении разуму. Формальная свобода открывает возможность нравственного выбора. Когда человек сознательно осуществляет нравственный выбор, его формальная свобода становится реальной свободой. Реальная свобода — это свобода самоопределения в ситуации морального выбора. Реальная свобода характеризуется напряжением духовных сил человека, осуществляющего нравственный выбор. В состоянии реальной свободы ум находится в борьбе с чувствами и наклонностями природы. Идеальная свобода — это свобода святых праведников, находящихся в обладании Божественной благодати. В состоянии идеальной свободы нравственный выбор теряет свою драматическую напряженность, человек может желать, выбирать и творить только добро, совершение зла невозможно Нравственная свобода выбора – это возможность внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности на основе ее внутренних нравственных убеждений. В этическом смысле свобода человека есть не что иное, как его самообладание. Самообладание личности проявляется в двух связанных между собой аспектах ее бытия – природном и экзистенциальном – и предполагает осуществление человеком двух принципов формирования – аскетического и этического. Смысл аскетического принципа состоит в том, что человек как личность призван к обладанию своей духовно-телесной природой. Власть человека над природными влечениями, чувствами и желаниями. Власть личного «я» над чувствами и желаниями является существенно важным аспектом в самореализации человека. Осуществление человеком аскетического принципа, выражающегося через добровольное воздержание и выявляющего должное отношение его «я» к его природному началу, составляет основное, фундаментальное, содержание нравственной свободы личности. Экзистенциальный аспект нравственной свободы человека раскрывается в становлении личности на фоне ее этического отношения к другим, подобным ей, личностям. В бытии личности имеются два экзистенциальных момента. Первый момент – это оригинальность и неповторимость личности, ее не сводимость ни на что другое. Второй момент – это невозможность для личности осуществлять свое бытие вне общения с другими, подобными ей, личностями. Утверждая себя как личность, человек стремится к общению, к признанию ценностного своеобразия других людей, без чего его собственный внутренний мир не будет сиять богатством и полнотой. Стремление человека к общению предполагает его нравственную свободу, то есть господство над собственными интересами и стремлениями. Без нравственного самообладания и свободы человек не способен преодолеть свой природный эгоизм и подчинить его свободе и интересам ближних. Как этический принцип отношения к человеку любовь наиболее полно и глубоко выражает экзистенциальный аспект нравственной свободы личности. Свобода не столько факт, сколько возможность – подлинное завоевание человеческой личности Быть свободным – значить завоевывать свободу. Едва ли можно сказать, что свобода существует, скорее свободы мы добиваемся. Быть свободным гораздо труднее, чем отказаться от свободы. Императивность Императивность – это свойство властности, распоряжения, требовательности. «Императивность, так же является формой выражения требований и распоряжений морали, способ реализации ее норм и принципов. Впервые значение императивности в этике сформировано философом Иммануилом Кантом, который определил суть понятия категорического императива как всеобщего морального закона, имеющего общезначимое распространение в противоположность личной принципу (максиме)»3. Для разных типов морали характерны различные способы императивности. Так этика неопозитивизма, рассматривая императивность как основное свойство морали, противопоставляет ее пониманию в традиционной морали. Императивность определяется не на основе фактических знаний, а вследствие абстрактных логических суждений, выражающих эмоции установок говорящего, и служат приказом для их реализации другими людьми. Моральная императивность, что определяется неопозитивистами как «взаимное уважение, справедливость и понимание других людей», должна использоваться для ограничения безнравственности, в том числе и в информационно-идеологической сфере. «Социально-психологическая концепция императивности, Толкотта Парсонса, трактует ее как стандарт поведения, необходимый для соблюдения равновесия в обществе. Материалистическая этика рассматривает императивность как объективное свойство морали на протяжении ее исторического развития, является результатом многовековой общественно-исторической практики людей и во властной форме, выражает суть законов взаимодействия между людьми, человека с обществом. Императивные требования морали: не лги, не кради, не обманывай, не убивай, уважай других людей, будь мужественным и т.п. могут сыграть определяющую роль в предупреждении возможных негативных последствий непродуманных или опасных поступков. Если соблюдение норм морали воспитано у человека с детства, то их реализация, как правило, осуществляется ею автоматически, а в сложных и запутанных ситуациях помогают правильно оценивать суть происходящего.» 4 Императивность всегда является одним из способов согласования общественных и личных интересов, во взаимодействии которых, ведущее начало объективно принадлежит общественному интересу. Императивные свойства морали помогают обеспечивать единство общества, преемственность в развитии духовной жизни, ставят индивида в зависимости от норм общежития, которые сложились исторически. Соотношение императивности и нравственной свободы выбора Если в императивности свободы выбора определяющим, являются определенные правила поведения, то в нравственной свободе выбора определяющим моментом служат внутренние нравственные убеждения человека. Дополнительно при анализе соотношения следует отметить, что: Нравственная свобода проявляется в умении: 1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков; 2) давать им нравственную оценку; 3) предвидеть их последствия; 4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями. Также следует отметить, что у каждого человека есть свобода выбора. Более того вся его жизнь, представлена, как цепочка выборов, где каждый сделанный выбор погружает человека в новую ситуацию и влечет за собой необходимость нового выбора. Выбор начинается с самого детства и до последних минут жизни. Вся наша жизнь есть результат нашего выбора. И благодарить или винить за них нам следует прежде всего винить только себя. Нравственная свобода выбора представляет одну из традиционных проблем этики, возникающую в связи с проблемой морального выбора. В объективном смысле же выбор всегда создает новую реальность, новый круг общественных отношений, отсутствующих до его совершения. Идея же императивной свободы выбора создает трудности для представления о реальной ответственности личности за результаты ее поступков. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение следует вспомнить, выражение А. Кони, который писал: «Мерилом дозволенности могло бы служить то соображение, что цель не может оправдывать средства и что высокие цели правосудного ограждения общества и вместе защита личности от несправедливого обвинения должны быть достигаемы только нравственными способами и приемами». Лица, желающие заниматься юриспруденцией, должны обладать высокими нравственными качествами. В своей деятельности юрист должен основываться на нравственных требованиях к ней, на системе прав и обязанностей, которые закладываются в процессе усвоения правил и принципов профессиональной этики. Нравственность наряду с компетенцией и независимостью, является одной из важнейших основ профессии юриста. Существование свободного общества и свободного человека практически невозможно без компетентных и нравственных юристов. Предъявляемые к юристам нравственные требования, выходят за рамки требований, подлежащих исполнению просто законопослушным гражданином. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Научная и специальная литература Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. – 1442 с. Профессиональная этика юриста : учебное пособие для студентов направлений подготовки 40.03.01, 40.05.01 всех форм обучения / М. М. Есикова, О. А. Бурахина, В. А. Скребнев, Г. Л. Терехова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. – 85 с. Кирвалидзе Н.И. Проблема выбора.– М.: ВИА, 2010. – 170 с. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - Гардарики, 2003. - 472 с. Таран, А. С. Профессиональная этика юриста : учебник и практикум для вузов / А. С. Таран. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 329 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01581-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450491 (дата обращения: 14.11.2021). 1 Профессиональная этика юриста: учебное пособие для студентов направлений подготовки 40.03.01, 40.05.01 всех форм обучения / М. М. Есикова, О. А. Бурахина, В. А. Скребнев, Г. Л. Терехова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. – С.3. 2 Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. – С. 650. 3 Кирвалидзе Н.И. Проблема выбора.– М.: ВИА, 2010. – С. 27. 4 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - Гардарики, 2003. – С.152. |