Главная страница
Навигация по странице:

  • Степень научной разработанности.

  • Объект исследования ‒

  • Задачи

  • Теоретическая основа исследования.

  • Методологическую базу

  • Эмпирическая база исследования.

  • Практическая значимость

  • 1 Теоретико-методические аспекты исследования игромании как вида девиантного поведения среди современной российской молодёжи

  • 1.2 Взаимосвязь игромании и девиантного поведения

  • 2 Исследования игромании среди современной российской молодёжи 2.1 Анализ исследований игромании среди современной российской молодёжи

  • 2.2 Методы профилактики игромании среди современной российской молодежи

  • Игромания как вид девиантного поведения среди современной российской молодёжи. Курсовая работа ОС 3 сем. для пдф. Введение Актуальность темы исследования


    Скачать 121.73 Kb.
    НазваниеВведение Актуальность темы исследования
    АнкорИгромания как вид девиантного поведения среди современной российской молодёжи
    Дата07.03.2020
    Размер121.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа ОС 3 сем. для пдф.docx
    ТипДокументы
    #111146

    Введение

    Актуальность темы исследования заключается в том, что ситуация игровой зависимости среди молодежи в Российской Федерации носит весьма острый и негативный характер. Игромания с каждым годом набирает всё больше и больше свои обороты. Наряду с развитием компьютеров, технологий, графики и компьютерных игр, люди всё больше погружаются в цифровой мир. Естественно, данная ситуация имеет две стороны медали, но какая из них в большинстве, на данный вопрос ответа ещё пока что нет.
    Однако точно можно сказать уже сейчас, что игровая зависимость скрывает за собой ряд серьезных и значимых проблем, таких как: психологическая зависимость и болезни, социальная отстранённость (десоциализация), самоубийства и суицидальные наклонности, возникновение вредных привычек, клептомания, психическое расстройство, вспыльчивость, потеря социальных ориентаций, неуверенность, упадок моральных и духовных сил.
    Соответственно, итоги и исходы всех данных проблем вытекают в другие общие, такие как: социальные, экономические, демографические и многие другие. В связи с этим, есть множество обоснований заниматься этим вопросом и развивать данную тему, чтобы как можно лучше и быстрее предотвращать страшные исходы освещаемой проблемы.

    Степень научной разработанности. Современными общественными науками феномен игровой зависимости рассматривается в качестве актуальной самостоятельной и психологической проблемы или в контексте необходимости принятия общественно-государственных мер для ее разрешения. Так, изучению данной проблематики в психологии занимались такие авторы как А.С. Андреев, А.О. Бухановский, Е.В. Дони [1], В.С. Ильин [2], А.Ю. Егоров [3]. Среди социологов можно выделить Ю.В. Шепель [4], В.Э. Волкову [5], Ц.П. Короленко, Т.А. Донских [6], И.А. Гуськова [7].

    В социальной психологии особое внимание заслуживает концепция игрового элемента культуры Й. Хейзинга. Опубликованная в 1938 г. в книге «Homo Ludens» [8], она соединила в себе культурокритические и историографические воззрения ученого. Й. Хейзинга рассматривает: игру в нескольких аспектах: как вид деятельности, как форму происхождения культуры, как обязательный элемент всякой культурной активности, как движущую силу развития культуры.

    Российская социологическая мысль характеризуется определенными наработками в анализе социальной зависимости прежде всего благодаря работам Е.С. Балабановой, Т.П. Заславской, М.А. Шабановой.

    Н.А. Хренов рассмотрел, описал, структурировал основные аспекты игры как социологической категории, определила ее статус в структуре современной социальной практики, выявила функции игры в социальном конструировании [9]. М.С. Иванов [10] раскрыл операциональные характеристики компьютерной игровой деятельности; разработал классификацию компьютерных игр по критерию значимости их влияния на самореализацию личности. Ю.В. Шепель [4] раскрыл социокультурные обстоятельства, формирующие азартно-игровую зависимость, определил пути социальной реабилитации игрозависимой личности на примере населения Эстонии.

    Феномен игровой зависимости как тип культурной девиации также можно рассматривать и в качестве актуальной самостоятельной социальной и психологической проблемы или в контексте необходимости принятия общественно-государственных мер для ее разрешения. В таком контексте данное понятие изучалось такими учёными, как Я.И. Гилинский, В.В Зайцев, А.Ф. Шайдулина, В.Н. Кудрявцев, В.А. Феофанов, В.Н. Шилова [11].

    Объект исследования ‒ игромания среди современной российской молодежи.

    Предметом исследования является формирование игромании как вид девиантного поведения среди современной российской молодежи.

    Цель ‒ рассмотреть формирование игромании, как вид девиантного поведения среди современной российской молодежи.

    Задачи:

    - изучить игроманию: понятие, характеристика, виды и причины возникновения;

    - описать взаимосвязь игромании и девиантного поведения;

    - проанализировать исследования игромании среди современной российской молодёжи;

    - определить методы профилактики игромании среди современной российской молодёжи;

    Гипотеза исследования. Формирование игромании как вид девиантного поведения среди современной российской молодежи характеризуется доступностью и разнообразием «виртуального мира», что вследствие зависимости приводит к психическим расстройствам, нервозности, беспредметной раздражимости и снижению интереса дальнейшего развития и учебы.

    Теоретическая основа исследования. Данной проблемой занимались такие ученые, как К. Янг, И. Голдберг, Д. Хоффман, Т. Новак, В.А. Лоскутова, О.Н. Арестова, Ю.Д. Бабаева, А.В. Беляева, А.Е. Войскунский, Д. Гроссман, М.С. Иванов, М. Лорд, С.Л. Новоселова, К. Рое, С.А. Шапкин, и др. Известны работы, посвященные различным аспектам Интернет-аддикции (В.А. Лоскутов, А.Е. Войкунский, Ф. А Саглам, Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина, Д. Гринфилд, М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг); основным признакам компьютерной зависимости А.В. Котляров и другие.

    Методологическую базу исследования составляет принцип объективности, принцип научности, системный подход и исторический анализ.

    Методы исследования. В качестве методов исследования применялись анализ теоретического и практического материала по теме исследования, а так же вторичный анализ социологических данных.

    Эмпирическая база исследования. Составляет результаты социологического исследования игровой зависимости в молодежной среде, которое было проведено в 2016г. в Москве, профессором кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета Исследование проводилось среди старших подростков, учеников 10-11 класса. Среди опрошенных было 22 девочки и 29 мальчиков. Второй эмпирической базой исследования послужила работа Омского ГАУ, проводившие опрос среди студентов 1-2 курса, одноименного университета. Всего опрошенных 107 человек в возрасте от 17 до 25 лет.

    Научная новизна данного исследования заключается в том, что на основе вторичного анализа социологических данных было определено формирование игромании, как вид девиантного поведения среди современной российской молодежи.

    Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использовании материала работы при дальнейшей разработке данной темы.

    Структура курсовой работы из: введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения и списка использованных источников. Объём курсовой работы 24 страницы.

    1 Теоретико-методические аспекты исследования игромании как вида девиантного поведения среди современной российской молодёжи

    1.1 Игромания: понятие, характеристика, виды и причины возникновения

    Игромания (иначе – гэмблинг-зависимость или лудомания) – это патологическая склонность человека к азартным играм, с характерным повторением эпизодов его участия в игровых процессах. Страсть к игре является доминантой над всеми его жизненными приоритетами, она блокирует социальные, профессиональные, материальные, духовные, семейные и прочие ценности, в результате чего происходит разрушение личности и психики человека [12].

    Игры появляются в жизни каждого человека с самого детства. Мы сами того не замечая, как негативно это может влиять на наших детей, усаживаем их перед телевизором, покупаем компьютерные игры, или попросту даём свой телефон для развлечений, что бы ребёнок отвлёкся, и мы могли заняться своими бытовыми или рабочими делами. И в следствии, происходит привыкание. Наверно каждый из нас видел, как дети и подростки, начинают плакать, возмущаться, кричать и закатывать истерики, когда вы - родители забираете «игрушку» у них. Следовательно, каждый из нас должен отдавать себе отчет при совершении таких действий, ведь это может привести к страшным последствиям.

    Многие утверждают, что появление игровой зависимости среди молодёжи не от «хорошей жизни». Приписывая и обосновывая проблемы различного рода, как: плохие отношения с родителями, непонимание с их стороны и со стороны сверстников, отсутствие друзей, сексуальная неудовлетворённость, наличие психических расстройств.

    В связи с тем, что зависимость от азартных игр оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе и на состояние здоровья, которое в свою очередь обеспечивает качество трудовой деятельности. Решение проблемы профилактики возникновения зависимости от азартных игр становится стратегически важным для эффективного функционирования и развития государства, особенно если эта проблема затрагивает социально и профессионально активную группу населения [13].

    К основной группе игр, вызывающих зависимость, относят:

    - игра в казино;

    - ставки на спорт;

    - он-лайн игры в сети Интернет;

    - компьютерные игры.

    Галущак А.В. врач-психотерапевт высшей категории, кандидат медицинских наук объяснил игроманию у детей и подростков. Он пояснил, что дети любят игры, их это захватывает. В момент игры они испытывают различные эмоциональные переживания: радость, восторг или даже испуг. На перепадах этих эмоций детям и подросткам все более интересно; тем самым они открывают для себя мир. Удобность заключается в том, что интернет, компьютерные игры, игровые приставки находятся прямо здесь и сейчас, в комнате. Виртуальный мир характеризуется доступностью и разнообразием. Даёт полный мир развлечений, который можно запросто «включить» и «выключить». «Интернет подчас интереснее, чем реальная жизнь». Так же немаловажным фактом является то, что подросток может вести двойную жизнь. Где в реальной жизни у него нет друзей, а в виртуальной их может существовать большое множество. Помимо этого он может приписать себе любое «имя», качество, достатки и характеристики, что заставляет подростка еще больше полюбить и уйти в виртуальный мир [14].

    Первые признаки появления игромании по Галущак А.В.:

    - Подростки сами начинают искать причины ухода от реальности, самостоятельно находят причину или мотивацию, чтобы поиграть в компьютер и т.д.

    - Если есть право выбора, то он отдаст свое предпочтение виртуальности.

    - Забывчивость.

    Симптомы игромании по Галущак А.В.:

    - Раздражение.

    - Пустые, «глухие» обещания.

    - Потеря прежних интересов.

    Так же Александр Васильевич отметил, что при потере игры, у зависимого от них человека начинается период страдания. Проявления различного рода отрицания: крики, всплеск эмоций, истерики и т.д. При этом он может совершать действия нарушающие законы, под состоянием аффекта.

    На сегодняшний день, игромания – одна из самых распространенных зависимостей среди молодёжи. Она поражает детей от 8 до 18-20 лет. Дети современного поколения осваивают компьютер очень рано, что вызывает ряд как положительных, так и отрицательных последствий.

    1.2 Взаимосвязь игромании и девиантного поведения

    Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющих реальный ущерб обществу, или самой личности, а так же сопровождающее её социальную дезадаптацию.

    Однако девиантное поведение определяется не конкретным поступком или поведением, а групповой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установленных норм.

    Аддиктивное поведение (от англ. addiction — пагубная привычка, порочная склонность) — одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения. Выражается в двух формах: химической и нехимической зависимости [15].

    Химическая аддикция связана с формированием стремления к уходу от реальности, которое происходит из-за искусственного изменения своего психического состояния путем приема некоторых психоактивных веществ. К видам химической аддикции относят: алкоголизм, наркоманию.

    Нехимическая аддикция выражается в сосредоточенности на некоторых видах деятельности, что сопровождается сильными, субъективно приятными эмоциональными переживаниями. К видам нехимической аддикции: экстремизм, религиозный фанатизм, сексуальные аддикции а так же и игромания.

    Причины девиантного поведения современной российской молодёжи берут своё начало в наследственности, воспитании, обучении, социальной среде обитания человека, а так же из его самостоятельной социальной активности. В совокупности с взаимодействиями и взаимосвязями индивида с окружающим миром, социальной средой и самим собой, эти факторы оказывают воздействие, в прямой или косвенной форме, на возникновение девиантного поведения. Ю.А. Клейберг, Т.Р.Алихматова, А.В. Мисько выделяют четыре основных фактора: биологический, психологический, социальный и семейный [16].

    Биологический фактор выражается в физиологических особенностях молодёжи. В неустойчивости жизненно важных систем организма: нервная система, зрение, слух, деформация позвоночника.

    Психологический фактор заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций в «виртуальный мир» или абсолютное подчинение им.

    Социальный фактор отображает взаимодействие молодёжного представителя с социумом. Важно его место проживания, экономическая стабильность, статус подростка в группе сверстников и т.д.

    К семейному фактору относят взаимоотношения между родителями и подростком. Их «обстановка» в семье, нарушение детско-родительских и/или супружеских отношений; насилие, оскорбления, жестокое обращение; низкий социальный статус семьи, криминальное или асоциальное поведение членов семьи и т.д.

    Выделяют первичную и вторичную девиацию:

    Первичная девиация – это незначительное, однократное отклонение от норм, не наносящее урон стабильности общества и отдельному индивиду.

    Вторичная девиация – значительное нарушение социальных норм влекущих за собой применение соответствующих санкций.

    К особенностям отклоняющегося поведения относят:

    - девиантное поведение – поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным нормам.

    - девиантное поведение и личность его проявления вызывают негативную или позитивную оценку со стороны других.

    - особенностью девиантного поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим.

    - оно рассматривается как стойко повторяющееся явление.

    - для того что бы поведение могло быть квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общим направлением личности.

    - девиантное поведение не относится к психическим заболеваниям или патологическому состоянию.

    - девиация сопровождаются различными проявлениями социальной дезадаптации.

    Виды девиантного поведения среди современной российской молодежи:

    - Курение – является одной и самых распространенных вредных привычек у современной молодежи, вызывающую серьезную психологическую и физическую зависимость. К ней они приобщаются еще в подростковом возрасте из-за стремления считать себя взрослым, отождествляя употребление табака с мужественностью, независимостью, естественностью.

    - Алкоголизм. С каждым годом чрезмерное употребление алкоголя среди молодых людей безостановочно растет. Многие подростки рассматривают пиво, вино и шампанское как обязательный атрибут для развлечения и времяпрепровождения, как в компании, так и в одиночестве.

    - Наркомания – разновидность девиантного поведения, выражающаяся в употреблении запрещенных наркотических веществ. В психологии объясняется употребление наркотиков как определенная форма «ухода» от житейских проблем, конфликтов и невзгод. Так же ослабляется физическая восприимчивость (анестезирующее влияние), преодолеваются либо же ослабляются внутренние душевные беспокойства, снимается усталость и др.

    - Сексуальные отклонения. Сексопатологи так же акцентируют свое внимание на отклонения поведения среди молодежи в сексуальном плане, рассматривая некоторые из них как заболевания.

    - Игромания. Наряду с вышеперечисленными видами девиантного поведения игровая зависимость не отличается особой неразвитостью. С ходом развития цифровых и компьютерных технологий современная молодёжь все больше и больше уходит в «виртуальный мир». Для многих компьютерные игры, как и наркотики, является средством «ухода» из реального мира в другой [17].

    - Суицид (самоубийство) – крайняя фаза проявления девиантного поведения. Суицидальные намерения индивида, как правило, вызваны массовыми и глобальными трансформациями в структуре личности. Самоубийство – это осмысленное, самостоятельное лишение себя жизни. Нередко ему предшествуют суицидные покушения, попытки и проявления. К суицидным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, направленные на лишение себя жизни.

    Помимо всех видов девиантного поведения указанных выше есть и многие другие, которые занимают не менее значимое место в мире. Следует действительно обращать на это внимание и заниматься данным вопросом. Ведь итоги могут быть плачевными. Нужно помогать таким людям, как морально, так и физически, и в первую очередь обращаться к специалистам по этому поводу.

    2 Исследования игромании среди современной российской молодёжи

    2.1 Анализ исследований игромании среди современной российской молодёжи

    Подавляющее большинство среди современной российской молодёжи зависимо от компьютера, компьютерных игр и гаджетов. Это, в какой-то степени обусловлено тем, что они не могут прогностически думать, ставить конкретные, серьезные задачи и цели на ближайшее будущее.

    В качестве первой эмпирической базы курсовой работы выступит исследование Н.В. Гребенниковой – кандидат психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета [18]. Целью исследование было изучение взаимосвязи характерологических особенностей старших подростков и степени выраженности склонности к зависимости от компьютерных игр. Проведено данное исследование в апреле 2016г. в Москве в одной из общеобразовательных школ. В нём приняли участие 51 учащийся 10-11 классов (22 девочки и 29 мальчиков) в возрасте 16-18 лет. В качестве основных методик были использованы тест на интернет-аддикцию Т.А. Никитина, Ю.А. Егорова и опросник Шмишека.

    Собранные данные, по итогу исследования, представлены ниже в виде рисунков с определенной информацией и разными категориями разделения.



    Рисунок 1 – Распределение подростков по степени выраженности игровой зависимости (%)

    Анализируя данные представленные на Рисунке 1 можно отметить, что 12 % уже имеют фиксированную, сформировавшуюся компьютерно-игровую зависимость, 51 % - находится в группе риска, и у 37 % не было выявлено каких-либо признаков аддикции.



    Рисунок 2 – Распределение подростков по длительности времени, проводимого за игрой (%)

    Из полученных данных, представленных на Рисунке 2 можно сделать вывод, что большинство подростков проводит время за играми 1-2 часа в день (35 %), немного меньше (31 %) проводит 5-6 часов, и 13 % школьников проводят за играми более 6 часов.



    Рисунок 3 – Распределение подростков по предпочтению типа компьютерных игр (%)

    На Рисунке 3 представлен ряд игр по их жанру (типу). Среди всех, самым популярным оказался жанр ММО (36 %) (массовые многопользовательские он-лайн игры). Сущность данного жанра состоит в том, что игра практически бесконечна, т.е. выполнив одно сюжетное задание, игрок продолжает играть, всё более развивая своего персонажа. Именно этот факт можно рассматривать как один из определяющих факторов формирования игромании, так как данные игры не имеют финала, и в психологическом аспекте у подростков формируется состояние незавершенных действий. Таким образом, подросток возвращается к игре всё чаще и чаще.

    32 % испытуемых предпочитают жанр компьютерных игр, как action. Особенность этого жанра в том, что большее количество игр данного типа выпускается для взрослой аудитории. Игры в данном жанре могут содержать сцены насилия и ненормативную лексику, что может развивать у подростка агрессивность. 10 % школьников предпочитают игры-стимуляторы, которые имитируют управление каким-либо процессом или средством, и очень низкий процент (7 %) подростков предпочитающие развивающие игры.



    Рисунок 4 – Распределение подростков по мотивам ухода в виртуальный мир (%)

    На рисунке 4 отмечено, что 58 % подростков играют что бы расслабиться, 18 % что бы получить «выброс адреналина», 16 % для того что бы почувствовать себя победителем и 8 % дабы уйти из реальности.

    Однако трудно судить о игромании лишь из исследования проведенного в школе. По этому, вторую эмпирическую базу исследования составит социологическое исследование среди студентов Омского ГАУ в 2018г. Опрос был проеден среди обучающихся 1-2 курсов, возраст респондентов 17-25 лет. Всего опрошенных 107 человек, среди которых 39 % юношей и 61 % девушек [19]. Считается, что именно эта группа лиц активно пользуется компьютерными технологиями и интернетом.

    Анкетирование проводилось по двум анкетам. Анкеты для проведения опроса была взяты из коллективной работы С.В. Красновой, Н.Р. Казарян, В.С. Тундалевой, Е.В. Быковской, О.Е. Чаповой, М.О. Носатовой [19].

    В ходе опроса, определяющего степень зависимости молодых людей от работы с компьютером, на анкету №1 86 % опрошенных ответили, что независимы от компьютера и работают за ним от 1 до 2 часов день; у них нет постоянного желания играть в компьютер и с лёгкостью могут оторваться от игры. 14 % имеют легкую степень зависимости , проводят за компьютером от 2 до 4 часов в день и несколько ночей проводили за компьютером.

    Данные анкеты №2 позволили оценить эмоциональное состояние молодёжи во время работы за компьютером. 92 % работают на компьютере меньше половины своего свободного времени; 46 % используют компьютер для интернет-общения или для поиска важной информации (54 %). Так же, в отличи от более младшего поколения они редко забывают о своих обязанностях и домашних делах, и так же когда время заканчиваются они встают и уходят (77 %). Помимо этого, в играх на компьютере их больше привлекает возможность посоревноваться друг с другом (72 %), чем возможность уйти от окружающих и проблем (28 %).

    Рассматривая результаты первого и второго исследования, можно отметить, что к компьютерной игромании в большинстве склонно меньшее поколение. Однако у старшего начинает ярко выражаться другой вид зависимости – Интернет-зависимость, что происходит из-за частого использования гаджетов.

    2.2 Методы профилактики игромании среди современной российской молодежи

    Лечение игромании – очень трудоемкая и длительная процедура. Заниматься этим нужно сразу же после проявления первых симптомов и человека [14].

    Выделяют основные виды лечения игровой зависимости :

    - Гипноз – изменение сознания методом внушения человеку «другой реальности» в его пассивном состоянии;

    - Кодирование поведения – термин психотерапии, обозначающий определенные внушения больному [20];

    - Изоляция

    - Тненинги (медикаментозная терапия) – мероприятия, проводимые с больным для излечения его болезни.

    По мнению А. В. Галущака [21], будущее за тренингами, так как это наиболее удачный вариант избавление от игровой зависимости. Но многие хотят результат сразу: здесь и сейчас, что обусловлено различными причинами: нехватка времени, материальный вопрос и т.д. В таких случаях все прибегают к методам кодирования, однако на это тоже требуется некоторое время.

    Борьба с игровой зависимостью требует от игромана не малое количество времени, огромного терпения и большой силы воли. Так же, очень важно не оставлять зависимого в это время одного. Для него очень важно иметь рядом поддержку и контроль в момент лечения.

    Если у человека еще начальная стадия игровой зависимости, то стоит попробовать его переориентировать. Провести с ним беседу, понять и найти, что для него может быть интереснее и занимательнее. И всяческими способами перенаправить в «новое русло». При этом запрещать и ругать подростка не стоит, так как именно в эти моменты запрет, и ругань вызывает у него озлобленность, а так же отсутствие подчиненности [22].

    Заключение

    В ходе проделанного мною вторичного исследования социологических данных стали понятны многие причины формирования и последствия игромании как вид девиантного поведения среди современной российской молодёжи. Так же были выявлены виды и методы профилактики лечения игровой зависимости.

    Вопрос о игромании среди современной российской молодёжи является таким же громким, как и другие виды девиантного поведения: курение, наркомания, алкоголизм и т.д. Поэтому очень важно развивать и проводить различные мероприятия для удаления такой остро-социальной проблемы из нашего общества, для дальнейшего роста и развития подрастающего поколения. Ведь на нем будет строиться наше будущее.

    Проведя вторичный анализ данных, моя гипотеза подтвердилась. Что формирование игромании среди современной российской молодежи характеризуется доступностью и разнообразием форм игр. Так же вследствие игровой зависимости появляется нервозность, беспредметная раздражимость, вспыльчивость, снижение интереса дальнейшего развития и учебы. Помимо этого возможно появление вредных привычек у зависимого, сужение круга интересов, отсутствие друзей, в конечном итоге одиночество и отсутствие полной социализации.

    Очень важно, и нужно решать данную остро-социальную проблему. Не оставлять без внимания даже первые симптомы и проявления зависимости и девиации. Следует обращаться к специалистам, проводить различные мероприятия с зависимыми, а так же лично помогать им, уметь услышать и понять. Быть рядом в нелегкую минуту. Ведь пока это в наших силах – мы можем это предотвратить, исправить и изменить.



    написать администратору сайта