Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы игромании в подростковом возрасте

  • Заключение

  • Цель исследования

  • Предмет исследования являются профилактика игромании в подростковом возрасте. В основе гипотезы

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИГРОМАНИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Анализ понятия «игромания» в зарубежной и отечественной литературе

  • доп к вкр. Содержание введение Глава Теоретический аспект изучения проблемы игромании в


    Скачать 1.2 Mb.
    НазваниеСодержание введение Глава Теоретический аспект изучения проблемы игромании в
    Дата29.06.2018
    Размер1.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файладоп к вкр.pdf
    ТипРеферат
    #48083
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение…………………………………………………………..………………3
    Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы игромании в
    подростковом возрасте...................................................................................5 1.1 Анализ понятия «игромания» в зарубежной и отечественной литературе
    1.2 Особенности проявления игромании у подростков ………………………21 1.3Профилактика игромании у детей подросткового возраста…………….32
    Выводы по 1 главе
    Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы игромании в
    подростковом возрасте………………………………………………………..42 2.1. Методы и организация исследования………….………..……..…..……42 2.2 Диагностика психологической зависимости……………………………..46 2.3 Психологическая профилактика игровой компьютерной зависимости у подростков. …………………………..……..…….…………..………..………53 2.4 Анализ и интерпретация результатов исследования….……..……........60
    Заключение…………………………………….………..……..…….…...……68
    Список литературы…………………………..……..…….…………..………69
    Приложение

    Введение
    Актуальность нашего исследования определяется на основе выявления противоречий и различий между практическими потребностями общества в здоровом подрастающем поколении молодёжи, и проблемы глобальной компьютеризации, которая привносит в нашу жизнь не только положительные, но и отрицательные аспекты, компьютер может стать причиной серьезных проблем, взаимопониманий поколений, но главная проблема - это игровая зависимость, возникающая у подростков, что тревожит общество гораздо сильнее гораздо. Актуальность нашей работы обусловлена с недостаточной теоретической и практической разработанности психологических условий для предупреждения и профилактики игровых зависимостей у подростков. Таким образом, очевидно, выражена практическая потребность в решении проблемы у подростков, создание и апробация разработок, направленных на профилактику данного вида аддикции.
    Проблема зависимого поведения актуальна и требует изучения.
    B настоящее время основное внимание исследователей при изучении различных аспектов игровой зависимости основывается на поисках причин, и путей решения игровой компьютерной зависимости (А.Г. Шмелева ,Ю.В.
    Фомичева).
    Определяющими факторов личностной и её предрасположенности к игровой компьютерной зависимости, занимались такие ученые как: О.Н. Арестова, Ю.В. Староверова, М. Коул, М.C.
    Киселева.
    Психологических последствий игровой компьютерной зависимости для индивида, выявили такие ученые как: И.В. Бурлаков, М.С.
    Иванов, Г.М. А.Е. Войскунский.
    B данных исследованиях, качестве фактора возникновения компьютерной зависимости подростков рассматриваются психологические особенности подросткового периода: перестройка ранее сложившихся психологических структур, высокая сензитивность к любым внешним влияниям, изменения в формирование социальных установок. Данной
    проблемой занимались: Бабаева Ю.Д., Войскунский A.B., Жичкина, А.Е.,
    Собкин
    B.C.,
    Хворостов
    A.B.
    Проблематика функционирования компьютерной игры, в подростковой субкультуре и факторов, обуславливающих частое обращение подростков к игровой компьютерной деятельности, не определенны научным сообществам.
    Цель исследования: теоретически обосновать и практическим путем проверить эффективность профилактики игромании в подростковом возрасте.
    Объектом исследования является игровая и компьютерная аддикция.
    Предмет исследования
    являются профилактика игромании в подростковом возрасте.
    В основе гипотезы лежит предположение о том, что если использовать программу профилактики игромании в подростковом возрасте, то снизится риск возникновения зависимости и аддикции в данном возрасте.
    В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования мы определили следующие задачи:
    1.Рассмотреть понятие «компьютерная зависимость» в современной психолого-педагогической литературе.
    2. Рассмотреть признаки, причины компьютерной зависимости у подростков.
    3. Найти возможные пути решения проблемы компьютерной зависимости.
    4. Разработать методические рекомендации по профилактике и коррекции компьютерной зависимости для детей и подростков.
    Предполагаемый метод обработки данных – количественный и качественный анализ полученных по итогам проведения методик результатов.
    Местом проведения послужила МБОУ «СОШ №143 г. Екатеринбурга»
    На основе результатов была разработана и апробирована программа профилактики игромании для подростков.

    B данной работе практическая значимость, состоит в том, что полученные результаты профилактики игроманий в подростковом возрасте могут быть использованы в деятельности психолога в сфере психокоррекции, области психологии, педагогики, и социологии, так как дают раскрыть не только возможные причины зависимости от компьютерных игр, но и эффективные и действующие способы борьбы с ней. Данные нашей работы могут быть базой для проведения последующих психолого-педагогических исследований в сфере образования, направленных на выявление влияния информационно-компьютерных технологий, как на образовательный процесс, так и на изменения подростковой субкультуры.
    Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, и приложения. Во введении дано обоснование выбора темы профилактика игроманий в подростковом возрасте, определены цели и задачи, актуальность для нашей работы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения проблемы «игромании» в научной литературе, и вынесены основные теоретические аспекты на которые мы будем определяться, также рассмотрели понятие «компьютерная зависимость» в современной психолого-педагогической литературе, рассмотрели признаки, причины компьютерной зависимости у подростков.
    Во второй главе мы большее внимание уделили анализу результатов для составление наиболее эффективной программы по профилактики игроманий.
    В нашем исследовании после каждой главы сделан вывод, куда были вынесены основные положения данной работы. В заключение мы описали подтверждение гипотизы, и главные достижения данной научной работы.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
    ИГРОМАНИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
    1.1
    Анализ понятия «игромания» в зарубежной и отечественной
    литературе
    В результате сбора теоретической информации по теме нашей работы, мы выявили, что компьютерная и игровая зависимость, является новой формой психологической зависимости. Игровая и компьютерная зависимость качественно отличается от других нехимических форм зависимостей, так как имеет выход на просторы интернета и возможности неограниченного виртуального мира, механизмами формирования обуславливается особенностями подросткового возраста и протеканием зависимости.
    Иван Голдберг впервые описал игровую зависимость 1995 году. И.
    Голдберг не хотел изначально включение данного расстройства в официальные психиатрические стандарты, но предложенное врачом трактовка, была первой трактовкой игровой зависимостью, которая базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами, наркоманий, ученый одним из первых заметил некую схожесть между игроманией и наркотической зависимостью.
    Также одним из ученых кто занимался, проблемой был Кимберли Янг, в 1994 году психиатр разработала и опубликовала тест-опросник, направленный на выявление зависимости. Тест-опросник состоял из 500 вопросов. Большинство ответивших испытуемых были признаны согласно выбранному критерию зависимыми.
    Распространённость данного расстройства оказалась сходна с распространённостью патологической азартности [2].
    Важно проанализировать и уточнить в нашем исследовании такие понятия как: «игромания», «компьютерная зависимость», «аддиктивное поведение», «зависимость», «зависимость от компьютерных игр».
    Проблемой «игромании», занимались многие ученые в зарубежной психологии такие как А. Фрейд, Д.Винникота, М. Кляйн, Б.Спока, М.

    Маллер, Р. И. Спиц [12].
    Проанализировав понятия «игромания» в нашем исследовании мы будем под понятием «игромания» понимать патологическую склонность к азартным играм. Игромания заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни подростка и ведут к снижению ценностей: семейных, социальных, профессиональных, и материальных, такой подросток забывает, и не уделяет, должного внимания своим обязанностям, его интересует только игровая деятельность. Т. А.
    Донских и Ц. П. Короленко в 1990 году выделяли ряд признаков, которые характерны для азартных игр, как одного из видов аддиктивного поведения, ним относятся:

    Постоянные мысли об игре, увеличение времени проводимого за компьютером из-за игры.

    Игроман теряет контроль и не может прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.

    Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым азартом, всё преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.

    Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление к всё более высокому риску.

    Быстро нарастающее способности сопротивляться соблазну, азарт захватывает игромана. Не способность отказаться от игры в пользу своих приоритетов.
    • Состояния психологического дискомфорта, такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов: они сопровождаются депрессиями, головной болью, бессонницей, беспокойством, также наблюдается повышенная тревожность [43].
    B современности игромания приобретает все большую актуальность.
    Так как, по мнению Ольги Сергеевны Мартыновой и Сергея Анатольевича
    Шапкина: «Зависимость от компьютерных игр является в большей степени
    родом занятия человека, и определенным складом личности. В реальной жизни игроманы испытывают серьезные проблемы в общении с другими людьми, со сниженной самооценкой эти люди неуверенные в себе, уход в виртуальную реальность - легкий способ решения проблемы, и часто иллюзорный. Еще одной причиной возможного втягивания в виртуальную реальность может являться непереносимая обстановка в семье, на работе. И опять человек сбегает от реальности в игру. Внутреннее одиночество и стремление к утверждению себя становятся мостом в виртуальную реальность» [11].
    Наиболее провоцирующими ситуациями для появления компьютерной игромании, и компьютерной зависимости являются возрастные кризисы, особенно в подростковый период. Так как подростковый кризис связан со становлением личности и резких физиологических изменений обусловленных онтогенезом. Играющих подростков больше чем взрослых. В подростковом возрасте основной задачей является эмоциональное отделение от близких, взросление, самостоятельность наработка нового социального опыта, социальных ролей.
    Компьютер для подростка может является собственностью, которую он считает своим личным пространством, на которую доступ родным запрещен, т.к это его личная территория [11]. В 2003-2004 годах И.О. Кулаков и И.О.
    Фридман выявили признаки, по которым можно обнаружить зависимость
    [11]:
    Физическими признаками являются:

    Сухость глаз;

    Неопрятность;

    Забывание о том, что необходимо поесть;

    Нарушение зрения;

    Бессонница;

    Снижение иммунитета;

    Повышенная утомляемость;


    Частые мигрени;
    К психологическим признакам относятся:

    Появление чувства неожиданной радости, эйфории при контакте с компьютером, связанное с предвкушением игры;

    Перестановка жизненных приоритетов в пользу компьютера;

    Желание увеличивать время нахождения, проводимое в игре;

    Отсутствие контроля над временем, проводимым за играми;

    Появление проблем в общении в школе, c близкими, или на работе;

    Появление чувства гнева, раздражения, апатия при отсутствии возможности вернутся к игре.
    На основе выше изложенного под причинами игроманий, в нашем исследований мы будем рассматривать причины аддиктивного поведения, которые, в свою очередь раскрыты в работах таких отечественных авторов как: H.JI. Бочкарёва, H.A. Бохан, Т.А. Донских, B.Ю. Завьялов, Е.П. Ильин,
    В.Я. Семке, А.И. Мандель, Ц.П. Короленко.
    Игромания является подразделом зависимости от компьютерных игр.
    Исследования, Л.И. Шакирова, А.Е. Войскунского показали, что компьютерные игры могут приводить к негативным последствиям, также затрагивающими все уровни психической структуры личности подростка.
    На основе этого мы можем сделать предположение, что ряд таких признаков характерных для азартных игр, как одного из видов зависимого или аддиктивного поведения, может быть схож с игроманией.
    Для анализа различий болезни игромании или патологическая игровая зависимость, определяемой американской ассоциацией психиатров как психологическое расстройство по типу DSM-III. Но по многим критериям, схожим с психологическим расстройством при потреблении наркотиков и алкоголя, описывается в DSM-IV [12]. Данное описание наглядно демонстрирует такие различия как, обострение некоторых признаков и перерастания их в своеобразный невроз, это достаточно трудно отличить, не
    имея специального образования, так как психиатры рассматривают игроманию как болезнь на ряду с другими аддикциями.
    Патологическая игровая зависимость (рекуррентное неадекватное поведение), распознается, как минимум, по 11 признакам:
    1.
    Озабоченность. Все мысли и переживания направлены на азартную игру, либо которая уже состоялась, либо которая состоится, или в фантазиях игрока, своеобразная зацикленность;
    2.
    Нарушение закона с целью добыть деньги любым путем для восполнения потерь при азартной игре, криминальные наклонности;
    3. Бегство. Идея игры направлена на улучшение настроения или на то, чтобы избежать каких-то жизненных проблем, трудных ситуаций;
    4.
    Беспокойство или раздражение, которое испытывает игрок после попыток сократить или остановить рискованную игру;
    5.
    Гонка. Попытка отыграть, вернуть проигранную сумму денег c помощью того же вида азартной игры;
    6.
    Потеря контроля. Неудачные попытки остановить рискованную игру, даже при большом проигрыше;
    7.
    Ложь. Попытка скрыть свою игровую активность перед семьей, друзьями или врачами;
    8.
    Привычка. Как и с потреблением наркотиков, азартная игра требует все более частых пари. Это тот же экстаз, наслаждение, «кайф»;
    9.
    Потеря связей с близкими и дорогими людьми. Несмотря на риск потерять семью, учебу, работу игрок продолжает свою деятельность;
    10. Финансовая помощь. Игрок постоянно обращается к семье, друзьям или к третьей стороне за финансовой поддержкой для продолжения игровой активности, может залазить в долги;
    11. Нейробиологическая основа;
    Перейдем к рассмотрению следующего термина в нашей работе -
    «компьютерная зависимость».
    Игровая компьютерная зависимость рассматривается в качестве нового вида аддиктивного поведения личности.

    Данный вид зависимости определяется рядом исследователей, Е.В.
    Змановская и А.Г. Шмелев определяют, как аутодеструктивное, саморазрушающее поведение, угрожающее целостности и развитию личности подростка, приводящее к серьезным изменениям в самооценке и самосознании личности [9].
    Всего может наблюдаться от одного до десяти симптомов зависимости или аддикции, по проблеме игромании. Распространены такие симптомы как: увеличение времени, проведённым за компьютером, беспокойство, раздражение при отсутствии возможности использования компьютера, обман или скрывание количества времени проведенного в виртуальном пространстве, процессы функционирования в реальном мире практически отсутствуют.
    Кроме того, злоупотребление компьютером ведет к депрессии, неудачам в учебе, финансовому неблагополучию, повышенной тревожностью и возбудимостью с расторможенностью нервной системы, социальной изоляции сверстники могут избегать подростка говоря о том, что он странный, помешанный на играх, и телефоне, также могут быть нарушением эмоциональной сферы и множества других. Компьютерная зависимость включает в себя различные отдельные пристрастия: бесцельным и долгим путешествиям по интернету, к компьютерным играм, электронным покупкам, виртуальные знакомства. Можно условно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Практически все люди могут испытывать нормальную зависимость, это может быть чтение, привязанность к кому-то либо чему-то.
    Нарушения нормальных отношений к зависимостям:
    1.аутические;
    2.антисоциальные;
    3.шизоидные;
    Склонность к чрезмерной зависимости данной категорий, напротив, порождает проблемные симбиотические отношения, или зависимое
    поведение, например от азартных игр или компьютерных, именно это обуславливает проблему в работе с этими людьми [52].
    Компьютерная зависимость делится на два типа, такие как:
    1. Сетеголизм зависимость от Интернета или.
    2. Кибераддикция зависимость от компьютерных игр или [21].
    Зависимость это наиболее распространенный вид девиации, различные формы зависимого поведения называли вредными или губящими привычками, пьянство, азартные игры, наркомания и другие зависимости. В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то в целях получения удовлетворения или адаптации» [3, с.71].
    Аддиктивное или зависимое поведение в специальной литературе употребляется и обозначается термином «аддиктивное поведение».
    Развитие поведения отличается индивидуальным как особенностями так и своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов.
    В. Каган выявил 3 этапа. Далее приведены возможные варианты становления аддиктивного поведения по В. Каган:
    1. Первый этап. Подросток попробует первый раз, который совершается обычно под влиянием или в компании, возможно под уговорами сверстников попробовать. Мотивация, которая является внутренней, обращена к присущей подростку и имеет нужду в изменении состояний его сознания. Огромную, роль будет играть любопытство и любознательность, подражание, мотивы группового самоутверждения. Выбор средства на этом этапе является непроизвольным и зависит от многих факторов. По разным причинам, подросток ввязывается в игроманию, причина страха - непонимание со стороны сверстников, опасения и переживания за свой авторитет тоже может быть причиной, также еще одним фактором является разрыв с компанией. Первые предложений от кого-либо обычно не поступает, подросток сам просит попробовать, исключение составляет алкоголизация и табакокурение.
    2. Вторым этапом является поисковое аддиктивное поведение.

    Следующим за первыми пробами этот этап экспериментирования c различными видами различных запрещенных веществ, таких как: медикаментами, алкоголем, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами, курительными смесями. Обычно оно происходит в младшем подростковом возрасте. Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для других – сам факт изменения состояния сознания, для третьих – качество вызываемых эффектов и особенности азарта, и получение от него удовольствия. Как правило, данный этап разворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу.
    Подросток пробует активное экспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления. C мерой прохождения данного этапа формируется и наблюдается индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый им спектр. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы.
    3. Третьим этапом является переход аддиктивного поведения в болезнь. Происходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить: биологические, социальные, социально- психологические, психологические, требует специального лечения.
    Под «зависимостью» в данном исследовании мы будем понимать, постоянно повторяющиеся действия, к примеру игра в которую подросток играет каждый день более 6 часов, и все то, что подросток постоянно делает, чтобы избежать или уйти от неприятной реальности. Зависимое или аддиктивное поведение всегда носит защитно-оборонительный характер и формируется и проявляется в условиях ограниченной свободы или ее отсутствия.
    Отсутствие зависимости предполагает, что индивид соответствует понятиям поведенческой нормы. Норма же по мнению К.К.
    Платонова – это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия
    бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его.
    Рассмотрев два понятия мы сталкиваемся с тем, что в основе данных нарушений лежит аддиктивным поведение. Под «аддиктивным поведением», также многие исследователи понимают зависимость или влияние, от некой власти, от непреодолимой вынуждающей силы, которая обычно воспринимается и переживается как идущая извне будь то наркотики, сексуальный партнер, пища, деньги, власть, азартные игры, компьютерная зависимость – то есть любая объект или система, требующие от объекта тотального повиновения и своего рода подчинения. Такое поведение выглядит как добровольное подчинение и не всегда осознается самим зависимым. Это дает основание заключить синонимом зависимости, а аддиктивное поведение тоже самое, что и зависимое поведение, в отечественной литературе аддиктивное поведение чаще принято понимать, что это болезнь как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения, зависимость от игры, в отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости.
    Аддиктивным поведением в нашем исследовании будет пониматься и называться зависимость, которая осознается человеком и не имеет предпосылок, к физической и индивидуальной психологической зависимости.
    В современной науке проблема трактуется неоднозначно. Рассмотрим некоторые основные подходы к решению рассматриваемой проблемы. На основе анализа литературы по данной проблематике можно сделать такие выводы, что существуют два принципиально различных подхода о влиянии компьютера и компьютерных игр, в частности, на личностное развитие ребенка.
    С одной стороны, компьютерные игры способствуют развитию и преобразованию деятельности человека за счет возникновения новых навыков, операций и способов выполнения действий, новых целевых и мотивационно-смысловых структур, новых форм опосредования и новых
    видов деятельности. По мнению исследователей Е.Е Горский. С. Бодкер, И.Г.
    Белавина, H.A. Садовская, В.Д. Лысенко, С.А. Шапкин, компьютерные игры оказывают положительное влияние на развитие ребенка. Ребенок, хорошо владеющий определенными навыками работы с компьютером, быстро выбирает правильную стратегию поведения или самообучения, у ребенка вырабатывается алгоритмический стиль мышления, что способствует его самообучаемости, и развитию. Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает, что при патологической поглощенности компьютерными играми детей отмечается значительное количество негативных последствий, например таких как: технострессы, компьютерофобия, сужение круга интересов, некоммуникабельность и аутизм. Данный подход поддерживали такие авторы А.Е. Войскунский, Д. Гринфилд, Л.П. Гурьева, О.В. Доронина,
    O.K. Тихомирова, А.О. Прохоров, К. Сурратт, А.Е. Сережкина, А.Н.
    Моховиков, К. Янг. Данные авторы поддерживают такую точку зрения, что достаточно частые сеансы компьютерной игры способствуют вырабатыванию вредной привычки к виртуальному миру, и в следствие привыкание и перенос на подсознание определенных стереотипов и установок с игр, вследствие чего ребенок может неадекватно воспринимать мир реальный. Компьютерные игры могут, вырабатывают у ребенка привычку легкости в достижении цели, вследствие может возникнуть завышенная самооценка, и неадекватное оценивание своих возможностей, к бездумным развлечениям, отучая от терпения и ослабляя силу воли.
    Коварство данной зависимости заключается в том, что она развивается относительно медленно, незаметно меняя личность, ее направленность и круг интересов [22].
    B отечественной психиатрии ученые редко рассматривают игровую зависимость, в отличии от зарубежных ученых. За редким исключением таких отечественных исследователей как: Зайцев, Дмитриева, Короленко, практически нет научных исследований и публикаций на тему психотерапии, и проблемы игровой зависимости [42].

    Игромания, лудомания, игровая зависимость или патологический гэмблинг является психическое расстройство, в основе которого лежит патологическое влечение к азартным играм. Основным признаком заболевания является постоянное участие в азартных играх. Показателями формирующейся зависимости от игры являются: учащение игры и непрерывное увеличение время провождения за игрой. К игре влечет азартное желание выиграть, а при проигрыше усиливается желание быстро отыграться. Продолжая играть на игровых автоматах, в казино, игроман не обращает внимания на социальные последствия, разрушение внутрисемейных взаимоотношений и личной жизни, такие как обнищание[32].
    Когнитивная теория связывает патологическую игру с когнитивными ошибками, иррациональными убеждениями и так называемой «иллюзией контроля», когда игроку кажется, что он может отыграться и понимает, осознает последствия. Тем самым «иллюзия контроля» влечет за собой следующие когнитивные и логические ошибки игроков: персонификация игрового автомата или типичного объяснения проигрыша.
    К иррациональным характеристикам относятся четыре стержневые характеристики: нетерпеливость и неспособность к длительным усилиям; низкая фрустрационная толерантность, искажения самооценки, преувеличение. «Иллюзия контроля» предполагает, что игрок свято верит в возможность контролировать случайные события посредством различных способов ритуального поведения, например, скоростным нажатием кнопки игрового автомата, определенная одежда в которой он выигрывал, и другие ритуальные моменты[15].
    Психодинамические психотерапевты объясняют компульсивное поведение игрока доминирующими психологическими защитами, присущими обсессивно-компульсивной личности, которые в условиях стресса и повышенной нагрузки преобразуются в симптоматическое поведение, приобретающее характер ритуала и компульсии.
    Исходя из
    выше казанного можно сделать вывод: понятие «компьютерная зависимость» в современной психолого-педагогической литературе. Разделяют два типа компьютерной зависимости в современности: зависимость от Интернета - сетеголизм, зависимость от компьютерных игр - кибераддикция. Несмотря на имеющиеся фундаментальные разработки проблемы, еще не достаточно хорошо освещены психологические факторы, являющиеся причинами играмании, относящихся к разным возрастным или профессиональным категориям, изучена мало. А именно: не выработано некой общей теории игровой компьютерной зависимости, диагностические средства на разных возрастных этапах требуют дальнейшего изучения, индивидуально- психологические предпосылки игровой компьютерной зависимости на разных этапах онтогенеза, в частности, в подростковом возрасте, изучены недостаточно. Так как нет общей теорий, которая могла бы нам пояснить все моменты игровой компьютерной зависимости на разных этапах онтогенеза.
    Но мы можем выявить ряд факторов на которых основываются многие как зарубежные так и отечественные психологи:
    1.
    Психологические факторы: незрелость личностной идентификации, недостаточность способности к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладеющего поведения, высокая потребность в изменении состояний сознания как средстве разрешения внутренних конфликтов, конституционально акцентуированные особенности личности.
    2.
    Социально-психологические факторы: высокий уровень коллективной и массовой тревоги, поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами практически отсутствует, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекательных для подростков досуговых центров, ослабление связей поколений.
    3.
    Биологические факторы: природа и
    «агрессивность» психоактивного вещества, индивидуальная толерантность, нарушение
    процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотивации и контроля за течением заболевания. Так как биологический фактор связан с нарушение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотивации и контроля за течением заболевания, в рамках нашего исследования мы его не рассматриваем
    Вызванный интерес к проблеме зависимости от компьютерных игр со стороны психиатров и психологов, в немалой степени это обусловлено широким распространением этого явления в современном обществе. Так же интерес этот вызван тем, что существовавший до сих пор методов исправительных, трудовых, административных, юридических, недостаточно для профилактики игровой аддикции у подростков[9].
    Все это позволяет высказать предположение о существовании универсальных механизмов формирования патологических зависимостей, которые находят свое клиническое проявление неспецифическим синдромом патологических пристрастий (аддиктивный синдром)[10].
    Аддиктивный синдром нуждается в более четкой клинической квалификации и феноменологическом рассмотрении. Особое положение игровой зависимости как раз и определяется тем, что при расстройстве аддиктивный синдром может быть рассмотрен в наиболее явном виде, не затушеванным сопутствующей токсико-органической и вторичной соматогенной симптоматикой. [12].
    Игровая зависимость, помимо труднопреодолимого влечения к игре, характеризуется расстройствами поведения, психического здоровья и самочувствия, повышенной раздражительностью, агрессией и м.д.
    Исследования клинико-психопатологическое и динамическое больных игровой аддикции свидетельствует об определяющей роли личностных изменений в формировании этого расстройства, которое можно рассматривать как один из вариантов патологического аномального, развития личности подростка. Некоторые ее проявления сходны c проявлениями других видов зависимости: устойчивости, патологическое влечение,
    абстинентный синдром
    (синдром лишения), повышение игровой продолжительное участие в азартных играх, онлайн играх, вопреки основным признакам вредных последствий.
    Исследователи приводит причины почему азартные игры имеют успех
    [6]:
    1. Протест против бюджетного сдерживания. Игрок может протестовать в легкой форме против или безработицы.
    2. Протест против рациональности, многие жизненные удовольствия контролируются рациональностью, игра позволяет игроку быть свободным от них полностью.
    3.
    Решение искусственно созданных проблем. Азартная игра как кроссворд, загадка создает искусственно проблемы и дает возможность их быстро разрешить.
    4.
    Поиск приключений. Азартная игра помогает избежать скуки, которая обычно связана с обыденной активностью.
    5.
    Протест против этики. Никакой этики в уме игрока.
    6.
    Соревновательность и агрессия. Азартная игра позволяет выплеснуть данные эмоции.
    7.
    Доступность. Азартная игра как социальная активность доступна даже застенчивому подростку.
    8.
    Целенаправленная мотивация. Ни в школьной среде, ни на работе такие идеи, как «философия» и «интуиция» не поддерживаются, а игра является единственной популярной ареной, где превалируют такие понятия, как «удача» и «фанатизм»[45].
    Проанализировав выше изложенную информацию, мы можем выделить такие важные термины с соответствующими определениями, которые легли в основу нашего теоретического исследования:
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта