Главная страница
Навигация по странице:

  • Программа по профилактики включает два этапа.

  • 2.2. Диагностика психологической зависимости

  • 2.3 Психологическая профилактика игровой компьютерной зависимости у подростков

  • Цель

  • Работа с педагогами, предполагает информирование о проблеме

  • Темы лекций при работе с педагогами

  • Работа с подростками предполагает более широкий спектр

  • Организация проведения досуга подростков

  • 2.4 Анализ и интерпретация результатов исследования

  • Сравнение результатов данных методики К.Янг по критерию Т- Вилкоксона

  • ТЭмп 1 16 7 367,5 Зона

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • доп к вкр. Содержание введение Глава Теоретический аспект изучения проблемы игромании в


    Скачать 1.2 Mb.
    НазваниеСодержание введение Глава Теоретический аспект изучения проблемы игромании в
    Дата29.06.2018
    Размер1.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файладоп к вкр.pdf
    ТипРеферат
    #48083
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6
    Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы игромании в
    подростковом возрасте
    2.1.
    Методы и организация исследования
    Проблема игромании в современном обществе усугубляется внедрением с огромной скоростью различных гаджетов. Данное явление отразилось на современных подростках. Без гаджетов не может обойтись в современном мире ни один человек. Зависимость от интерната, и игр, плавно захватили наше с вами время. Оказывается от компьютерных игр влияние на подростка просто определить таким способом: количеством времени, проведенное за игрой, количеством игр которые прошёл подросток за полгода, ссорами с родителями из-за компьютера, раздражительностью когда подросток не может поиграть, и т.д. На фоне игромании возникает дезадаптация, неадекватное восприятие себя и окружающего мира, основной признак зависимости от компьютерных игр. Зависимость замечают в первую очередь родители и близкие подростка, друзья. Подросток будет отрицать зависимость приводя, на его взгляд логичные доводы, он уверен, что сможет бросить играть в любой момент.
    В патологических случаях зависимости все происходит так: человек на время уходит из виртуальности в реальный мир, чтобы не забыть, как он выглядит, и удовлетворить базовые потребности, социальные, биологические. Потребности отличаются от реального и виртуальных миров меняются местами, человек не способен их различить, зачастую он переносит виртуальную жизнь в реальную, что может привести к совершению противоправных действий. Психологическая помощь при данных симптомах необходима, и чем быстрее она будет оказана тем проще избавится от зависимости и игроманий, особенно в подростковом возрасте, т.к. происходит перелом взглядов на жизнь и гормональное взросление.
    Поэтому было решено провести исследование компьютерной зависимости учеников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №143 г.

    Екатеринбурга». Профилактическая программа проводилась с Декабря 2015г-
    Май 2016г.
    Было исследовано 60 подростков. Возраст обследуемых составил 14-15 лет. Учащиеся в 9 классе.
    Задачи эмпирического исследования заключаются:
    1. Определить степень информированности подростков о проблеме.
    2. Установить степень вовлеченности в компьютерные игры.
    3. Установить уровень компьютерной зависимости подростков.
    4. Сформировать навык критического отношения к компьютерным играм.
    Проблема: повышенная увлеченность подростков компьютерными играми в ущерб здоровью, учебе, общению с друзьями и взаимоотношениями с членами семьи.
    Проведение исследования включает:

    Диагностика психологической зависимости у подростков

    Профилактика игровой компьютерной зависимости у подростков
    В ходе профилактики была проведена следующая работа:

    Найдены возможные пути решения проблемы компьютерной зависимости, с помощью профилактики игроманий у подростков.

    Сообщение родителей об опасности игроманий, и мерах которые необходимо предпринять, если у ребенка выявлена с помощью исследования какая-либо степень зависимости.

    Помощь подросткам в осознании компьютерной зависимости и игромании, и даны рекомендаций по устранению зависимости.
    Программа по профилактики включает два этапа.
    1.
    Диагностика подростков, для анализа зависимости от игромании.
    2.
    Профилактика игромании в подростковом возрасте.

    Таблица 1
    План профилактических мероприятий по профилактике игромании.

    Наименование мероприятия
    Срок
    1 1.
    Диагностика (диагностические мероприятия:
    наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование).
    1.1
    Опросник № 1 «Степень вовлеченности в компьютерные игры» (А. В.Гришина).
    1.2
    Опросник № 2. «Анкета идентификации компьютерной игровой зависимости, автор» (И.М. Балонов).
    1.3
    Опросник №3. «САН»
    1.4
    Опросник № 5. Тест К. Янга.
    (Декабрь 2015г –
    Январь2016г)
    Проведено четыре занятия по 40 минут для диагностики
    2 2.
    Профилактика
    Родительское собрание
    2.1
    Информирование об опасности компьютерных игр.
    2.2
    Презентация на тему
    “Опасность компьютерных игр”.
    2.3
    Анкетирование родителей учащихся
    2.4
    Рекомендации родителям по профилактике
    2.5 Интернет-зависимости
    Работа с ребятами
    2.6 Работа с учащимися 9-х классов
    2.7
    Информирование об опасности компьютерных игр
    2.8 Презентация на тему “Опасность компьютерных игр
    2.9Анкетирование
    2.10 Беседа с педагогами по проблемам игромании в подростковом возрасте.
    Январь- Май 2016г
    Программа длилась 6 месяцев, были осуществлены 20 занятий.

    Во время организации опытно – педагогической работы мы использовали следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседа, методика оценки самочувствия, активности и настроения - «Опросник САН»
    (Приложение 1) и тест К. Янга для определения интернет-зависимости
    (Приложение 2).
    Анкетирование представляет собой методический приём получения психологической информации при помощи составленных в соответствии с определёнными правилами систем вопросов. В анкете существует жесткая логическая конструкция, она неизменна в процессе анкетирования.
    Проведенная нами психолого-педагогическая работа включала в себя этапы эксперимента:

    Этап эксперимента «Констатирующий» (были определены классы 9 классы, которые участвовали в нашей программе)

    Этап эксперимента
    «Формирующий»
    (реализация программы профилактика игроманий);

    Этап эксперимента
    «Контрольный»
    (проведение повторной диагностики);
    Результаты нашего исследования представлены ниже в работе и проанализированы, эффективность и динамику данной работы мы проверяли по критерию
    Т-критерий Вилкоксона используется для решения тех же задач, что и t-критерий Стьюдента для связанных выборок. Отличие состоит в том, что Т-критерий Вилкоксона можно применять для порядковых данных, и исходные распределения не обязательно должны быть нормальными, именно поэтому мы выбрали данный критерий.

    2.2. Диагностика психологической зависимости
    Опросник № 1 «Степень вовлеченности в компьютерные игры» - состоит из 10 вопросов, на которые были получены следующие ответы:
    1. На первый вопрос большинство (55%) ответили, что регулярно пользуются интернетом как для развлечения так и для сетевых игр; 28% участников тестирования ответили, что редко пользуются интернетом для развлечений; и оставшиеся 17 % - часто играют в компьютерные игры.
    2.Больше половины опрошенных во время занятий и игры на компьютере не следят за временем, что приводит их к дезадаптации во времени.
    3.Почти все подростки ответили, (86%) что у них нет ограничений по возрасту в компьютерных играх, это свидетельствует о том, что многие в виртуальном мире могут совершать противоправные действия и у них отсутствуют моральные принципы.
    4. Большинство (67 %) – ответили, что их успеваемость ниже чем могла быть; 18 % - не сравнивают успеваемость при работе за компьютером и без него; 15 % - выбрали ответ «затрудняюсь ответить».
    5. Большая часть опрошенных (78%) сказали, что проявляют агрессию, испытывают стресс во время отвлечения от компьютера окружающими, они отметили так же, что в неподходящее игровое время могут возникать конфликты с родителями.
    6. Треть подростков (27%) отметили, что их привлекает виртуальное общение, нежели общение в живую, как со сверстниками, так и со взрослыми.
    7. Больше половины исследуемой группы (56%) ответили, что могут играть в компьютер всю ночь, при этом не замечая смены времени суток.
    8. Проблемы со сном возникают у 43% подростков, что говорит об их невротических проблемах.

    9. Компьютер как «успокаивающее средство» в качестве ответа выбрали 47 % подростков.
    10. Скрывают количество времени, проведенного за компьютером и интернетом, от родителей 93 % подростков.
    Таблица 2.1
    Вопросы Степень вовлеченности в компьютерные игры»
    1.
    Как часто Вы играете в компьютерные игры и используете Интернет?
    2.
    Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?
    3.
    . В какие игры чаще всего играете?
    4.
    Как часто из-за времени, проведенном за компьютером, страдает Ваше образование?
    5.
    Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?
    6.
    Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
    7.
    Как часто Вы проводите за компьютером всю ночь?
    8.
    Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?
    9.
    Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями о проведении времени за компьютером?
    10.
    Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
    Таким образом, можно говорить о следующих проблемах подростков:

    Снижение внимания, как следствие возможно снижение успеваемости из-за отвлечение на компьютер, вместо сна больше половины исследуемой группы (56%) ответили, что могут играть в компьютер всю ночь, при этом не замечая смены времени суток.


    Возникновение проблем со сном у подростков, что говорит об их невротических проблемах.

    Дезадаптация во времени и пространстве из-за отвлечения от компьютера окружающими проявляют агрессию, испытывают стресс.
    Опросник № 2. Анкета идентификации компьютерной игровой зависимости, автор - И.М. Балонов (Приложение 3)
    Результаты данного тестирования отражены в диаграмме:
    Рис. 1. Симптомы компьютерной зависимости у подросков
    Таким образом: 50% участников опроса посвящают компьютеру большую часть свободного времени, а у 21% тестируемых ярко выражены симптомы компьютерной зависимости, только треть подростков (29%) показывают норму в работе с компьютером.
    Опросник № 3 «Оценка серьезности проблемы игромании».
    Для оценки понимания актуальности проблемы компьютерной зависимости подросткам предлагалось ответить на вопросы, выбрав в каждом случае один из трех ответов «Да», «Нет», «Не знаю»:
    1.
    Является ли игромания проблемой общества?
    2. Является ли игромания болезнью?
    3. Осознают ли игроманы свою зависимость от компьютерных игр?
    4. Можно ли справиться с игроманией усилием воли?

    Результаты опроса отображены в таблице 2.1.
    Таблица 2.2.
    Оценка серьезности проблемы игромании (%)
    Номер вопроса
    Да
    Нет
    Не знаю
    1 58 28 14 2
    50 22 28 3
    45 55 0
    4 30 57 27
    Таким образом, подростки высоко оценивают проблему игромании, при этом считают, что они и их окружение не подвержено влиянию компьютера на их жизнь. Многие высказывают мнение, что способны отказаться от компьютера без посторонней помощи.
    Опросник № 4 «Исследование влияние компьютерных игр на психическое самочувствие подростков».
    С этой целью применялась методика
    «Опросник
    САН», предназначенная для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.
    Данная методика выявила следующие отклонения психического самочувствия протестированных:
    - чувство эйфории испытывают все игроки;
    - в ходе игры на компьютере 75% игроков забывают о делах, учебе, встречах и договоренностях;
    - раздражение возникает у 90 % при вынужденном отвлечении от игры;
    - на выходе из игры у всех стабильно падает активность, ухудшается самочувствие.
    Такие результаты свидетельствуют о психическом отклонении в развитии и здоровье учащихся, при этом их состояние близко к состоянию здоровья людей с диагнозом «алкоголизм» и «наркомания».

    В таком случае психологи утверждают о необходимости вмешательства в дальнейшую профилактику.
    Опросник № 5. Тест К. Янга:
    «Цель - выявить уровень компьютерной игровой зависимости.
    Тест К. Янга содержит двадцать вопросов, на которые требуется отвечать в соответствии со шкалой.
    За ответ «нет» - 1 балл, за ответ «да» - 2 балла.
    Метод выделяет четыре уровня компьютерной игровой зависимости:

    До 10 баллов - 0 % риска развития зависимости;

    10-20 балла - стадия увлеченности;

    20-30 баллов - риск развития зависимости;

    Более 30 баллов - наличие зависимости» [37].
    Результаты обработки данных, полученных по методике К.Янга, представлены на рисунке 2.
    Рисунок 2. Результаты теста на выявление уровня компьютерной игровой зависимости
    Из рисунка 2 видно, что риск возникновения компьютерной игровой зависимости отсутствует у 14% опрошенных подростков. Они не имеют проблем с хронометражем времени, проведенного за компьютером, они
    могут отказаться от игр и развлечений в пользу домашних поручений, при отвлечении от занятий с ПК не испытывают агрессии или нервозности.
    Большая часть опрошенных (48%) находятся в зоне увлеченности, которая проявляется в появлении эмоционального отклика на включение в игру за компьютером и появлении некоторых проблем с саморегуляцией.
    Они отметили, что во время игры может улучшиться настроение и произойти сбой временного хронометража, но при этом не всегда испытывают нервозность при отвлечении от ПК и могут вовремя остановиться. Наличие нервозности вне виртуального пространства, нарушение сна, угрозы учебе и физиологических проблем у данной группы отсутствуют.
    Треть (27%) попали в зону риска возникновения компьютерной зависимости. Для них характерен высокий эмоциональный отклик на виртуальную реальность, увеличение времени, проводимого за игрой, возникновение проблем с саморегуляцией. Данные подростки высказались о том, что часто не договаривают о количестве времени, проведенном в интернете или за компьютерной игрой, а так же отметили что при частой игре и большом количестве «компьютерного» времени у них снизился уровень успеваемости.
    11% составляют группу, у которой проявляется компьютерная зависимость. Они плохо ориентируются в обществе, переносят виртуальную жизнь на реальную, ассоциируют правила поведения в виртуальной с реальной жизнью, испытывают физиологические проблемы, которые чаще всего проявляются в нарушении сна и агрессии по отношению к окружающим.
    Был проведен половозрастной анализ испытуемых, подверженных компьютерной зависимости. Для получения более подробной информаций
    Результаты анализа отображены ниже.

    Рис.3 Половозрастной состав опрошенных
    Половозрастной анализ подростков показал, что наиболее подвержены компьютерной зависимости, и проблемам игромании мужская половина аудиторий (мальчики). Данное явление можно связать, с гендерные предпочтениями
    . У мальчиков появляется желание совершись подвиг, получить эмоций и адреналин, гораздо чаще, также они не могут выразить агрессию не вербально, а игра помогает снять данное напряжение, и дает почувствовать себя «победителем», подростку играющему в компьютерные игры.
    В связи с тем, что у девочек другие гендерные предпочтения, это позволяет им плавно пережить возрастные период, не обращаясь к играм, но они чаще склонны зависимостям от социальных сетей.
    Поэтому решение проблемы компьютерной зависимости имеет социальную значимость и направлено на социализацию подростков. Одной из инстанций по профилактики игромании должны выступать образовательные учреждения всех уровней.

    2.3 Психологическая профилактика игровой компьютерной
    зависимости у подростков
    На основе результатов социологического опроса была разработана и апробирована программа профилактики игромании для подростков МБОУ
    «СОШ №143 г. Екатеринбурга» (Приложение 5).
    Отсутствие ограничения доступа подростка к компьютеру со стороны родителей;
    Недостаток реального общения со сверстниками у подростков данной категории.
    Данная программа профилактики игровой зависимости рассчитана на подростков и молодежь в возрасте от 14 до 15 лет при активном содействии и участии педагогов образовательного учреждения, родителей подростков и реализуется непосредственно на базе учебного заведения. С Декабря 2015г-
    Май 2016г.
    Срок реализации программы 6 месяцев. Данная программа была реализована на базе школы №143 в период с декабря 2015 года по май 2016 года.
    Актуальность программы обусловлена проблемой игромании в современном обществе усугубляется внедрение с огромной скоростью различных новых гаджетов, способствующих компьютерной зависимости.
    Данное явление отразилось на современных подростках. Без гаджетов не может обойтись в современном мире ни один человек. Зависимость от интернета, и игр, плавно захватили наше время. Компьютер стал для некоторых всем. В связи с этим, возникло понятие «компьютерная зависимость». Страдающий человек, проводя все свое время у компьютера, уходит от реальной жизни, от общения с близкими и друзьями. Наиболее неблагоприятно такая «зависимость» сказывается на психологическом состоянии детей, особенно на подростков, у которых социальный опыт еще
    не сформирован, но он (подросток), уходит от реальности, проводя все свое время «в обществе компьютера».
    Цели данной программы (профилактики игровой зависимости):
    - Предупредить и избежать у подростков формирование зависимого поведения, от компьютерных игр средством профилактики.
    - Провести повышение знаний о информаций по проблеме компьютерной зависимости у подростков, для родителей в целях предупреждения и информирования о данной проблеме. Провести повышение знаний о информаций по проблеме компьютерной зависимости у подростков, для педагогов с целью повышения уровня знаний о данной проблеме.
    Задачи программы:
    1.
    Изучение определенных особенностей поведенческих расстройств подростков, имеющих компьютерную зависимость.
    2.
    Установление причин компьютерной зависимости, особенностей психологического проявления компьютерной зависимости у подростков.
    Проведение диагностики поведенческих расстройств у подростков.
    3.
    Описание динамики и определенных закономерностей психологических, поведенческих расстройств у подростков, выявление этапов процесса развития компьютерной и игровой зависимости.
    4.
    Формирование «антизависимых» установок в среде подростков, согласно общеобразовательным стандартам, которые призывают к пропаганде здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса.
    5. Адаптация в общеобразовательных учреждениях предложенной профилактической программы для подростков, для предотвращения возникновения компьютерной и игровой зависимости.

    Ожидаемые результаты:
    1.
    Снижение компьютерной зависимости у подростков.
    2.
    Формировании мотивации к реальному общению со сверстниками.
    3.
    Формирование мотивации к дополнительному образованию, творчеству.
    4.
    Формирование мотивации к здоровому образу жизни.
    5.
    Проработка разнообразных дополнительных запросов, от подростков, и предложений о организаций профилактических занятий
    Программа предполагает реализацию следующих принципов:
    1. Принцип деятельностного подхода предполагает, включение каждого подростка в ходе занятия.
    2. Принцип, доступности соответствие методов реализации индивидуальным и возрастным особенностях подростков в рамках нашей программы.
    3. Принцип, комплексного воздействия который бы затрагивал работу с подростками, с родителями, с педагогами.
    4. Личностно-ориентированный принцип поможет каждому подростку, получить свой личностный результат, в рамках этого подхода.
    5. Принцип комплексности, системности и последовательности.
    Стратегия и механизм достижения поставленных целей для реализаций нашей программы должны быть комплексного воздействия, которое бы затрагивало работу с подростками, с родителями, с педагогами.
    Работа с родителями:
    Воспитание ребенка начинается в семье. При недостатке внимания со стороны родителей, ребенок начинает искать себе занятия самостоятельно, а в наше время, время компьютеризации, дети, а в особенности подростки, попадают в зависимость от компьютера, это в основном социальные сети,
    компьютерные игры, которые очень затягивают и не дают подростку полноценно развиваться как личность.
    Цель: создание условий для более тесного общения детей с родителями.
    Задачи:
    1.
    Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности подростков.
    2.
    Выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми.
    3.
    Создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку.
    4.
    Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей, которое должно способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
    Работа с родителями предусмотрена в следующих формах:

    Беседы, лекции для родителей.

    Психопрофилактическая работа

    Психокоррекционная работа.

    Консультирование семей:

    Опрос подростков и родителей.
    Основные направления для работы с семьей - это мотивация членов семей для совместного проведения свободного времени.
    Темы просветительских мероприятий для Родителей:

    Психологические особенности подросткового возраста, и проявления игроманий.

    Способы взаимодействия с подростком.

    Профилактика компьютерной зависимости у ребенка.

    Что необходимо знать о зависимости (компьютерной и игровой)

    Работа с педагогами, предполагает информирование о проблеме
    игромании в рамках нашего исследования.
    Цели и задачи:
    1.
    Расширить знания о проблеме компьютерной зависимости у подростков.
    2.
    Направить на дополнительную работу с подростками в области способов организации проведения досуга.
    Темы лекций при работе с педагогами:

    Проблема компьютерной зависимости.

    Особенности подросткового возраста.

    Проблема дефицита общения у подростков, имеющих компьютерную зависимость.

    Круглый стол обсуждение результатов профилактических мероприятий.
    Работа с подростками предполагает более широкий спектр
    воздействия, тренинги, беседы, ролевые игры, классные часы.
    Цель: формирование способности правильно организовывать свой досуг.
    Задачи:
    1.
    Профилактика компьютерной зависимости, осознание проблемы.
    2.
    Профилактика игроманий, осознание проблемы.
    В работе с подростками необходимо применить различные методы.
    Наиболее приемлемыми являются:

    Метод переубеждения (детям предоставляются убедительные аргументы, дети вовлекаются в критический анализ своих поступков).


    Метод переключения (детей и подростков занять трудом, учебой, спортом, общественной деятельностью, творчеством и т.д.)
    При работе с этими методами предусматриваются следующие формы работы с подростками:

    Групповая работа;

    Составление портрета игромана;

    Круглый стол;

    Беседы, дискуссий;

    Просмотр видео материала;
    Организация проведения досуга подростков:
    Цель: помощь в адаптации подростков к современным условиям посредством проведения мероприятий, предполагается стимулирование подростков отказаться от чрезмерного времяпровождения у компьютера.
    Задачи:
    1. Развивать позитивное отношение подростков к себе, к окружающему миру, к сверстникам, развивать стремление познать мир.
    2. Развить интерес к учебе, искусству, культуре, спорту и другому виду деятельности.
    Организация досуга подростков должна проходить в следующих направлениях:

    Методическое сопровождение проводимых мероприятий;

    Изучение интересов и потребностей подростков, имеющих компьютерную зависимость;

    Разработка и проведение мероприятий направленных на уменьшение компьютерной зависимости;

    Помощь в организации важной деятельности для подростка;
    Эффективность деятельности выносится на основе собранных отзывов, после проведения каждого мероприятия, а также результатами анкет до и
    после проведенных мероприятий.
    Профилактическая деятельность работы предполагает решение нескольких задач: воспитательные, которые ложатся на плечи родителей и пелагогов, и психологов, так как процесс обучения занимает у подростков большой промежуток времени, и профилактика игровой зависимости будет наиболее эффективна благодаря согласованости действий между субьектами образовательного процесса.
    Из выше сказанного можно выделить главное для профилактики - это комплексное воздействие: работа с педагогами, работа с подростками, работа с родителями организация досуга подростков.
    В ходе реализации программы используются различные формы и методы работы с подростками, для того, чтобы программа была наиболее эффективна, используются игровые и тренинговые моменты. Таким образом, необходимо создавать психолого-педагогические условия для профилактики игромании, которые будут строиться на принципе разделения правовой ответственности и информирования подростков о последствиях лудомании. Необходимо определить значимость их социализации и нравственно-психического развития для достижения их жизненных целей.
    Создание таких условий должно стать основной задачей образовательных учреждений при работе с молодежью, а также должно носить системный подход и непрерывную работу.

    2.4 Анализ и интерпретация результатов исследования
    По итогам реализации программы профилактики игромании на базе
    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №143 г.Екатеринбурга», было проведено первое анкетирование родителей. Для полной характеристики наличия компьютерной зависимости и проблем подростков, связанных с компьютером. Все участвующие в опросе родители подтвердили наличие проблем по причине игры и развлечений на компьютере, а так же сказали о необходимости профилактики лудомании.
    Результаты анкетирования родителей представлены в таблице 2.1.
    Таблица 2.3.
    Анкетирование родителей
    Показатель
    Количество опрошенных, %
    Реакция на просьбу о помощи
    Откликается с 1 раза
    12
    Откликается с 3 раза
    64
    Не откликается
    24
    Здоровье
    Выявлены проблемы
    64
    В том числе: ЖКТ
    18
    Проблемы с позвоночником
    22
    Снижение зрения
    24
    Общение
    Угасание общения с окружающими
    32
    Отсутствие общения
    16
    Поведение
    Проявление агрессивности и
    37
    нервозности
    Снижение успеваемости
    28
    Анализ анкетирования родителей показал, что:

    Родители признают существование проблем, возникающих по причине зависимости детей от компьютера;

    Большинство отмечают об отсутствии «живого» общения, при этом преобладает виртуальное;

    Многие родители не имеют представления о виртуальной жизни подростков;

    Большинство отмечают о дезадаптации детей как во времени так и в пространстве;

    Некоторые пытаются проводить профилактическую работу по предотвращению компьютерной зависимости.
    Таким образом, на основе полученных данных опроса сделаны следующие выводы:

    Подростки на достаточном уровне проинформированы о серьезности проблемы игровой зависимости;

    Большая часть осознают негативное влияние ПК на жизнь, но при этом не могут отказаться от виртуальности;

    Анкетирование родителей подтверждает результаты тестирования исследуемой группы,

    Родители отмечают нарушение некоторых психических свойств подростков, развитие замкнутости, обособленности подростка; нарушению социальных и общественных связей, при этом компьютер называют причиной.
    Нами было проведено повторное тестирование сравнительные результаты тестирования по методике К.Янга представлены в таблице 2.3.

    Данные тестирования сведены в общую таблицу (Приложение 6).
    Таблица 2.4.
    Сравнительная таблица уровня компьютерной зависимости
    До реализации программы После реализации программы
    Риск игромании отсутствует
    14 26
    Стадия увлеченности
    48 49
    Риск развития игромании
    27 18
    Игровая зависимость
    11 7
    Графически сравнительные данные представлены на рисунке 4.
    Рис.4 Уровень компьютерной зависимости
    Данная диаграмма выявляет положительную динамику снижения уровня компьютерной зависимости среди учащихся.
    На этапе контрольного эксперимента повторно было проведено исследование по методике «Опросник САН»

    Подростки повторно оценили свое эмоциональное состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале на входе и выходе из игры, уже при соблюдении рекомендаций и после профилактических занятий.
    Повторная диагностика выявила следующие результаты:
    - у большинства игроков снизилось чувство эйфории;
    - во время игры и занятием за компьютером подростки стали вести хронометраж времени;
    - 83 % отметили, что стали более собранными и не пропустили важных занятий и встреч, а так же стали выполнять поручения родителей по дому;
    - у 57 % снизилось раздражение во время отвлечения от компьютера;
    - все опрошенные отметили об улучшение самочувствия из-за сокращения времени провождения за компьютером.
    Родители так же прошли повторное тестирование, итогом которого стало:

    92% родителей отметили об улучшении состоянии детей;

    76 % - сказали о повышении успеваемости;

    65 % - отметили о снятии раздражительности и агрессивного состоянии по отношению к выполнению поручений и во время обращения с окружающими;

    87 % - заметили о снижении времени провождения детей за компьютером.
    Повторная диагностика была проведена и результаты опроса подростков были проанализированы по критерию Т-Вилкоксона, для этого были отобраны 50 участников, у которых наблюдается динамика тестирования. Сравнение в таблице 2.4. Результаты анализа критерия Т-
    Вилкоксона представлены в таблице 2.5. и приложении 7.
    Для Т-критерия
    Вилкоксона правило принятия-отвержения нулевой гипотезы следующее:
    Тэмп ≤ Ткр Þ Н1!

    Анализа критерия Т-Вилкоксона показал, уровни значимости для одностороннего и двустороннего критерия различны. В нашем исследование мы имеем дело с двусторонним критерием, так как предварительно не предсказывали направление различий. Для n = 50 критическое значение при
    (р ≤ 0,05) составляет 50. Т-критерия будет = 466, Для n = 50 критическое значение при (р ≤ 0,051) Т-критерия будет = 397, данные результаты говорят о динамике
    Сравнение результатов данных методики К.Янг по критерию Т-
    Вилкоксона
    Таблица 2.5.
    N
    "До"
    "После"
    Сдвиг
    (t после
    - t
    до
    )
    Абсолютное значение сдвига
    Ранговый номер сдвига
    1 24 19
    -5 5
    41,0 2
    13 11
    -2 2
    5,5 3
    16 13
    -3 3
    16,0 4
    18 12
    -6 6
    47,0 5
    26 22
    -4 4
    31,5 6
    31 28
    -3 3
    16,0 7
    11 11 0
    0 1,0 8
    15 12
    -3 3
    16,0 9
    17 14
    -3 3
    16,0 10 27 24
    -3 3
    16,0 11 13 11
    -2 2
    5,5 12 12 11
    -1 1
    2,5 13 21 17
    -4 4
    31,5 14 16 14
    -2 2
    5,5 15 19 13
    -6 6
    47,0 16 35 31
    -4 4
    31,5 17 13 12
    -1 1
    2,5 18 9
    5
    -4 4
    31,5 19 12 9
    -3 3
    16,0 20 24 18
    -6 6
    47,0 21 17 13
    -4 4
    31,5 22 22 18
    -4 4
    31,5 23 15 12
    -3 3
    16,0 24 31 27
    -4 4
    31,5

    25 26 21
    -5 5
    41,0 26 5
    2
    -3 3
    16,0 27 11 7
    -4 4
    31,5 28 23 19
    -4 4
    31,5 29 24 21
    -3 3
    16,0 30 8
    5
    -3 3
    16,0 31 12 9
    -3 3
    16,0 32 26 23
    -3 3
    16,0 33 33 30
    -3 3
    16,0 34 17 14
    -3 3
    16,0 35 28 25
    -3 3
    16,0 36 18 12
    -6 6
    47,0 37 36 32
    -4 4
    31,5 38 16 13
    -3 3
    16,0 39 22 17
    -5 5
    41,0 40 13 9
    -4 4
    31,5 41 12 7
    -5 5
    41,0 42 33 31
    -2 2
    5,5 43 18 12
    -6 6
    47,0 44 25 21
    -4 4
    31,5 45 14 9
    -5 5
    41,0 46 19 15
    -4 4
    31,5 47 32 26
    -6 6
    47,0 48 23 19
    -4 4
    31,5 49 11 8
    -3 3
    16,0 50 23 17
    -6 6
    47,0
    Сумма рангов нетипичных сдвигов:
    1
    Результат: T
    Эмп
    =
    1
    В зоне значимости
    Критические значения T при n=50 n
    T
    Кр
    0.01 0.05 50
    397
    466

    Результаты сравнения показателей опросников К.Янг и «САН»
    по критерию Вилкоксона
    Показатель методики
    К.Янг
    С
    А
    Н при0.001
    ТЭмп
    1 16 7
    367,5
    Зона
    значимость значимость значимость значимость
    Данные результатов сравнения по критерию
    Т-Вилкоксона свидетельствуют о результативности мероприятий профилактики игромании у подростков, Т-индекс во всех случаях находится в зоне значимости.
    На основе полученных данных и сравнения результатов тестирования позволяет сделать вывод об эффективности предлагаемых мероприятий по профилактике игромании у подростков.
    Выводы по второй главе:
    1. Игровая зависимость способствует культурной и психологической трансформации личности подростка следующих видов:
    1.1. Развитие искаженного восприятия личности и объективной реальности, и как следствие возникновение социально-трудовой дезадаптации, формирование дифференцированных и адекватных представлений о себе;
    1.2.
    Игровая зависимость способствует смене реальной действительности на виртуальную, результатом которой является аутизация подростка, который не способен распознать и определить реальные человеческие эмоции;
    1.3. Подростки с ярко выраженной компьютерной зависимостью проявляют агрессивность к окружающих и происходит снижение уровня социализации.
    2. Результаты тестирования выявили уровень игровой зависимости опрошенных, а также предпосылки к игромании. Анализ данных
    свидетельствует об увеличении количества компьютерозависимых подростков.
    3. В случае выявления компьютерной зависимости родители и окружение подростка должны обращаться за помощью к специалистам, а также необходимо регулярно контролировать компьютерные увлечения
    (время проведения за игрой, характер и стратегию игр, круг виртуального общения). Родителям необходимо предотвращать причины игромании.
    4. Профилактика игромании показывает положительные результаты, но при соблюдении всех требований и правил.
    Таким образом, основной мерой профилактики игровой зависимости, а также предотвращения возникновения зависимости у подростков, является семейное воспитание, которое должно быть направлено на определение значимости компьютера в жизни ребенка. Родители должны объяснить, что компьютер – это часть общественной жизни, а не ее основа.
    С целью профилактики игромании необходимо увеличить круг интересов подростка, постоянно уделять необходимое количество времени, интересоваться его окружение и проблемами, а так же пытаться решить проблемы без помощи виртуальности.
    Работа с общественными организациями для правильного формирования мировоззрения подрастающего поколения должна выйти на первый план образовательного учреждения, так как в возрасте 14-15 лет происходит формирование системы нравственности и оценки окружающей действительности.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Знакомство с отечественным и зарубежным опытом борьбы с аддикциями (компьютерной зависимости детей и подростков) показало нам, что самым надежным методом профилактики компьютерной зависимости учащихся являются психолого-педагогические и культурные мероприятия, и правильно организованный досуг ребенка. В нашем исследовании мы получили такие результаты:
    1. Анализ понятия «компьютерная зависимость» в современной психолого- педагогической литературе.
    2. Раскрыты на теоретическом уровне признаки, причины компьютерной зависимости у подростков.
    3. Найдены возможные пути решения проблемы компьютерной зависимости в подростковом возрасте, с помощью программы по профилактике.
    4. Составлены и даны методические рекомендации по профилактике и коррекции компьютерной зависимости для детей и подростков.
    Анализ литературы показал, что особенно актуальным для нашего исследования являлось недостаточная теоретической и практической разработанности психологических условий для предупреждения и профилактики игровых зависимостей у подростков. Таким образом, очевидно, выражена практическая потребность в решении проблемы у подростков, создание и апробация разработок, направленных на профилактику данного вида аддикции. Так как целью нашего исследования являлась теоретически обосновать и практическим путем проверить эффективность профилактики игромании в подростковом возрасте, то мы с данной целью справились. Гипотеза исследования, в основе которой лежит предположение о том, что профилактика игромании в подростковом возрасте снизит риск возникновения зависимости и аддикции в данном возрасте.
    Проведенная работа дала хорошие результаты. Анализа критерия Т-
    Вилкоксона показал, что уровни значимости для одностороннего и
    двустороннего критерия различны. Данные результатов сравнения по критерию Т-Вилкоксона свидетельствуют о результативности мероприятий профилактики игромании у подростков, Т-индекс во всех случаях находится в зоне значимости. На основе полученных данных и сравнения результатов тестирования позволяет сделать вывод об эффективности предлагаемых мероприятий по профилактике игромании у подростков, и о подтверждение гипотезы.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
    1.
    Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж. – 2000. -
    106с.
    2.
    Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. – 2003. -
    № 10 - 128с.
    3.
    Акопов А.Ю. Лечение игровой зависимости. Психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции. - СПб., 2004 – 203 с.
    4.
    Бодров, В.А. Психологический стресс Текст. / В.А.Бодров. — М. -
    1995 - 260 с.
    5.
    Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Текст. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.:
    Международная пед. академия. - 1995. - 212 с.
    6.
    Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте
    Текст. / Л.И.Божович. М.: Просвещение, 1968. - 767 с.
    7.
    Бурлачук,
    Л.Ф.,
    Морозов,
    С.М.
    Словарь-справочник по психодиагностике Текст. / Л.Ф. Бурлачук. СПб.: Питер, 2001. - С. 528.
    8.
    Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г.,
    Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 – 305 с.
    9.
    Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. –
    2002. -№ 6.- с 15-22 10.
    Бубеев Ю.А., Романов А.И., Козлов В.В. Игровая зависимость: механизмы, диагностика и реабилитация. – М.: Слово, 2008 11.
    Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета: актуарная проблема //
    Журн. неврологии и психиатрии. - 2002. -№ 3.
    12.
    Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.:
    Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО
    "МОДЭК", 2002

    13.
    Гундарева И.П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками//Воспитание школьников. – 2005. - № 9.- с.30-33 14.
    Гурьева Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты/ Вопросы психологии. - 1993. - № 3.
    15.
    Данилова, Т.А. Формирование копинг-поведения у учителей средних школ и его роль в профилактике психогенных расстройств у школьников:
    Дисс. . канд. психол. наук / Т.А.Данилова. СПб. - 1997. - 211 с.
    16.
    Евстигнеева, Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: Дисс. канд. психологических наук Текст. - М.: РГБ, 2003. 171 с.
    17.
    Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. – Как избавиться от пристрастия к азартным играм. Санкт-Петербург, 2003 18.
    Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера/ Психол. журн. -
    2003. — Т. 24, № 2.
    19.
    Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла/
    А.Н. Капустина - СПб.: Речь, 2001.
    20.
    Крылова Н.Б. Школа без детей. – М., 2002- 154с.
    21.
    Караковский ВА. Стать человеком. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва 1993г.-103с.
    22.
    Крутецкий В.А. Психология учебник для учащихся педагогического училища. 2 - е изд. Переработано и дополнено М.Просвещение 2001 г.- 145 с.
    23.
    Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. –
    СПб., 2005-45-56с.
    24.
    Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков/ М.Л. Кочина, Л. В. Подригало, В. М. Синайко, А. В. Яворский и др. //Укр. ШСН. психоневрологи. - 2001. - Т. 9, вып. № 1.

    25.
    Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. – 2004. - № 13-17с.
    26.
    Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. –
    Новосибирск: Издательство НГПУ, 1999 27.
    Кузнецов Г. Поход за силой//Компьютера. – 2000. - № 18- 24-45с.
    28.
    Курганский С. М. Организация досуговой деятельности младших школьников//Завуч начальной школы. – 2004. – № 6 - 89-113с
    29.
    Лихачев Б.Т. Педагогика Курс лекций учебное пособие для студентов педагогического учебного заведения и слушателей ИПК и ФПК -
    М.: Прометей, Юрайт, 1998г.- с 64 30.
    Леонтьева А. Н. Россия молодая // Воспитание школьников. – 2003. -
    №3 – с. 21.
    31.
    Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии. - СПб. «Речь», 2007 32.
    Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12- 26-29с.
    33.
    Мулик Е. О., Коломиец А. А., Мулик Ю. В. Пограничные психические расстройства у подростков, возникшие в результате компьютерной зависимости / Материалы научного симпозиума. - М., 2003.
    34.
    Никитина Н.И., Глухова М.Р. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2005. с. 86 35.
    Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. - № 9 - 13-18с.
    36.
    Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок.
    Минск: Харвест, 2005 37.
    Польшакова Е.Ф. Досуг надо организовывать//Физкультура в школе.
    – 2002. - № 5- 9-12 с.
    38.
    Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий//Естествознание в школе. – 2005.-№ 4 - 35-39с.

    39.
    Розин В.М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. – 2000. - № 5-
    17-23с.
    40.
    Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: Учебное пособие/ Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1996.
    41.
    Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. –
    2001.-№ 8- 34-35с.
    42.
    Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. – 2000. - № 7 - 16-19с.
    43.
    Сонькин В.Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. – 2003. -
    № 21- 5-10 с.
    44.
    Стукова О.В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!//Аномалия. – 1996. – № 23 - 3-9 с.
    45.
    Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. – 2004. - № 6- 56-58 с.
    46.
    Цымбаленко С.Б. Российские подростки в информационном мире//ЮНПРЕСС. – 1998. - № 3- 55-57 с.
    47.
    Чудинова В.П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. – 2004. - № 4- 14-18 с.
    48.
    Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований/ Психол. журнал/ А.С. Шапкин — 1999. - Т. 20.- № I
    49.
    Якушина Е.В. Подростки в Интернете//Педагогика. – 2001. - № 4 -
    21-25 с.
    50.
    Яманова Т. Новый вид наркомании//Аргументы и факты. Семейный совет. – 2004. - № 17 (234) 17 сентября.- 22-24 с.

    Приложение 1
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта