доп к вкр. Содержание введение Глава Теоретический аспект изучения проблемы игромании в
Скачать 1.2 Mb.
|
Аддиктивное поведение – в нашем исследовании, обозначается одной из форм деструктивного, девиантного, поведения. Которая выражается в стремлении к уходу от реальности по средствам изменения своего психического состояния. Компьютерная зависимость - в данном исследовании, обозначается одним пристрастием к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Интернет-зависимость'>Интернет-аддикция или Интернет-зависимость - в данной работе, обозначается одно навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет – в нашем исследовании, обозначается одной всемирной системой объединённых компьютерных сетей. Ролевая игра – в нашей работе обозначается игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Игровая зависимость – в нашем исследовании, обозначается одной аддикцией, зависимость от процесса игры. Компьютерная игра – это одна из компьютерных программ, служащая для развлечения. Которая служит для организации игрового процесса. 1.2 Особенности проявления игроманий у подростков Особенности проявления игроманий у подростков обуславливаются многими факторами, мы в нашем иследании опираемся на такие факторы как: социально-психологический, психологические фактор, и биологическим. Так как биологический фактор связан c нарушением процессов в организме, изменяющие системы мотивации и контроля за течением заболевания, в рамках нашего исследования мы его не рассматриваем, а делим факторы влияющие на игроманию и игровую компьютерную зависимость на две группы факторов: индивидуально-личностного, обусловленного психологическими особенностями подросткового возраста, и обусловленного социальными и психологическими условиями жизни подростка. Клинико-психопатологическое и динамическое исследования больных игровой зависимостью говорят нам что определяющей роли личностных изменений в формировании и развитии расстройства, можно рассматривать как один из вариантов патологического аномального развития личности, игромана. Игровая зависимость, помимо такой проблемы как непреодолимого влечения к игре, характеризуется, психическими расстройствами, нарушениями поведения, и физического здоровья. Некоторые ее проявления сходны с проявлениями других видов зависимости: патологическое влечение, синдром лишения, потеря игрового контроля, повышение игровой толерантности (устойчивости), продолжительное участие в азартных играх с неосознаваемым для игрока явным вредными последствиями. Чтобы понять механизмы игромании, в нашем работе мы рассмотрим особенности зависимости на разных этапах подросткового онтогенеза. Каждый этап подросткового возраста имеет свои психологические особенности. Компьютерная зависимость, игромания, как и другие аддикции обостряется в подростковом возрасте. Анализируя многих авторов, обуславливаясь демонстративным неповиновением, как один из видов девиантного поведения, что опасно личностными изменениями: повышенной обидчивостью, конфликтностью, подозрительностью, стремлением говорить неправду, уходу от ответственности в принятии решений, поиску оправдательных аргументов, стереотипностью поведения, повышенной тревожностью. [16] В настоящее время всемирное сообщество представляется возможным выделить некоторые предрасполагающие факторы. Большое значение, для развития аддиктивного поведения, у подростков участие в играх вместе с родителями, знакомыми, частые игры в домашней обстановке на глазах у ребенка или подростка. Имеются данные о том, что благоприятную почву для развития игровой аддикции создает «вещизм», переоценка значения материальных благ, фиксирование внимания в семье на финансовых возможностях и затруднениях, зависть к более богатым родственникам или знакомым, убеждение в том, что все проблемы в жизни связаны только с отсутствием денег. Воспитание имеет огромную роль для развития подростка, мы выделили ряд отрицательных моментов воспитания, которые сказываются на игровой зависимости: непостоянство и не прогнозируемость отношений; недостаточную опеку; сочетаемую с жестокостью; чрезмерную требовательность; установки на престижность; [35]. Так как подростковый возраст - это: 1. период самоутверждения; 2. период самореализации; 3. становления ценностных ориентаций; Подростки начинают задумываться o будущем. Изучение характеристик подросткового возраста является актуальным, так как это период между детством и взрослостью, когда закладываются определенные ценности, убеждения, формируется личность человека, в данный период важно определенное влияние, как со стороны педагогов, психологов, так и родителей. В это время важно увидеть те способности, задатки, которые в будущем помогут подростку самореализоваться, стать полноценным членом общества, если этого не происходит подросток будет пробиваться, самореализоваться другими способами. B подростковом возрасте человек наиболее ранимый, он будет уходить от реальности, в виртуальный мир. Пытаясь получить ощущения, которых ему не хватало в реальности. Механизм ухода от реальности выглядит следующим образом: выбранный подростком способ понравился, подействовал, и зафиксировался в сознании как наконец найденное действующее средство, обеспечивающее хорошее состояние. В дальнейшем встреча c проблемами, определенными трудностями или жизненными трудными ситуациями, требующими принятия решения, игроман автоматически заменяется приятным уходом от проблемы c переносом ее решения «на потом». Постепенно волевые усилия снижаются, саморегуляция тоже слабеет, так как аддиктивные реализации ослабляют волевые функции, способствуя выбору тактики наименьшего сопротивления. Снижение переносимости трудностей, уход от их преодоления приводит к накоплению нерешенных проблем, которые могут расти как снежный ком. Нормально адаптирующийся в социуме человек не будет стремится к бегству от реальности, точно как и здоровая личность, адекватно оценивающая себя и других, не стремится к принятию на себя роли другого человека или существа. Игроману проще уйти от реальности, принимая чужую роль, пытаются лишь дезадаптивные личности, неадекватно оценивающие себя, и подростки в связи с особенностью возрастных и кризисных изменений. Данную точку зрения поддерживают такие ученые как Е.М. Дубовская, Р.Л. Кричевский, О.Б. Крушельницкая[45]. По мнению Л.И. Божович, подростковый возрастной промежуток характеризуется «возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению, стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными и самовоспитанию» [6]. Божович, определяет подростковый возраст между 11-12 годами и 15- 16 лет, в нашем исследований мы возьмем возраст 14-15 в связи с тем, что так сформирован класс, данный возраст характеризуется, по мнению автора, переломным моментом в жизни. Критичность периода возникает, если стремления, потребности подростка на пути к их удовлетворению, сталкиваются с препятствиями, в результате чего не все стремления становятся реализованными, что вызывает бурные негативные чувства и проживание кризиса как такового. Данный период перехода от детства к взрослости, это время подросткового кризиса. Этот временной промежуток является затяжным и острым, поскольку ребенок становится подростком, и развивается не только социально, но и физически, что играет немаловажную роль. Потребности подростка не всегда могут быть реализованы, по причине недостаточной социальной зрелости. В пубертатный период перестраиваются социальные отношения с окружением подростка. В это время возможны различные конфликтные ситуации с родителями, педагогами, друзьями. Данное время сопровождается эмансипацией от взрослых, ребенок примеряет на себя позицию взрослого. B конфликтных ситуациях подросток активно взаимодействует с оппонентами, развивая при этом социальные качества и коммуникативные: подросток учится выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, общаться и взаимодействовать с различными людьми в стрессовой ситуации. Также подросток старается включиться в группу, которая имеет для него значение – данную группу принято называть референтной, и если эта группа зависима от компьютерных игр, то подросток будет стремиться добиться уважения у данных участников группы, c помощью умений и навыков играть в компьютерные игры. Группа будет является важной для подростка социальной средой, поскольку в ней принимаются те ценности, которые важны в это время для подростка, либо он возможно будет перенимать данные ценности у группы, тем самым подстраиваясь под данную группу [8]. Это обуславливается его новообразованиями, и психологическим аспектом, у подростка и изменение социальной ситуации развития связано с тем, что подростки активно стремятся приобщаться к миру взрослых, ориентироваться на поведенческие нормы и ценности взрослого мира. Также происходит перестройка сложившихся психологических структур, которые в силу возраста только начинают формироваться, принимает те ценности и нормы, которые важны для группы. Важно в период определения референтной группы направить подростка, например, записать в секцию, предложить вступить в клуб, интересоваться увлечениями подростка, во избежание попадания в неблагоприятную среду. Если подросток обладает качествами лидера, стоит обратить внимание на такие организации как: совет старшеклассников, какую-либо организационную группу в школе или детское общественное объединение вне школы. Именно поэтому важно знать для родителе в какую рефератной группе находится ребенок, чтобы предупредить многие нежелательные последствия. [11] Главными новообразованиями пубертатного периода являются: 1. «чувство взрослости»; 2. «потребность в самоутверждении»; Подросток, осознавая свое развитие физическое, психологическое, примеряя позицию взрослого, старается развивается дальше, в это время он ориентируется уже не на детские нормы, а на взрослые. Подростку становится «тесно» в тех правилах и ограничениях, которые ему предъявляются родителями, учителями, взрослыми. Он начинает бунтовать, тем самым говоря родителям о расширении и пересмотре установленных норм и правил. Уходя в свой виртуальный мир, он демонстрирует «чувство взрослости». Игромания, также как и компьютерная зависимость, как и другие аддикций обостряется в подростковом периоде, как было сказано выше. Реакции подростка могут также носить защитных характер, и быть необходимым для «потребности в самоутверждении», иными словами в потребности признания подростка взрослым. Приобщаясь к позиции взрослого, взрослеющий ребенок не всегда может сделать это на психологическом уровне, именно поэтому он пользуется доступными ему ресурсами: подражание внешнему виду взрослого человека и его поведению. В данном случае можно влиять на развитие лидерских качеств, демонстрируя модель поведения какого-либо успешного человека, например, организационного, политического лидера, кумира, спортсмена. Видя перед собой реальную модель лидера, и успешного человека, взрослеющий ребенок будет идентифицировать себя с ним, подражать его внешнему виду, манере поведения, имиджу, что не может отчасти не повлиять на развитие лидерских качеств, которые помогут взрослеющему ребенку не быть ведомым, отстаивать свое мнение, и иметь способность не поддаваться влиянию негативной среды [3]. Ещё одни центральным новообразованием является потребность в самоутверждении, самоопределении. Подростку хочется выделяться из группы, у него есть потребность занять достойную позицию среди сверстников, поэтому он ищет различные пути самореализации. Зная свои возможности, в соответствии со своими интересами он предпринимает попытки утвердиться как личность. Именно этот период наиболее благодатен для психолого-педагогического воздействия. Подросток в это время поднимает себе самооценку, и значимость за счет имеющихся у него качеств, если психолог будет целенаправленно воздействовать на развитие определенных качеств личности подростка, то он разрешит противоречие между потребностью и возможностью реализовать её, связанное с самоутверждением среди ровесников, за счет тех качествах, которые для него ценны. Таким образом, подросток с помощью игры может удовлетворить данные потребности, создавая персонажей [22]. Подросток самоутверждается в различных сферах, что дает ему возможность полноценно прожить кризис и формироваться в соответствии со своими стремлениями. Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что определение аддиктивного поведения в подросковом возросте относится ко всем его многочисленным формам, a уход от реальности, путем изменения психического состояния может происходить при использовании разных способов. Ролевая компьютерная игра, прежде всего это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности, способ самоутвердится. Это простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет контроля, и учёбы на которую нужно ходить каждый день. В жизни каждого подроска бывают моменты, связанные с необходимостью изменения своего психического состояния, не устраивающего его в данный момент. Для реализации этой цели подросток «вырабатывает» индивидуальные подходы, становящиеся привычками. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, вторгающейся в жизнь, обьект становится зависим от центральной идеи, приводя к отрыву от реальной жизни. Такой процесс, во время которого подросток не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своем духовном развитии, что влияет на его социализацию в обществе, и развития гармоничной личности[27]. Важной характеристикой игровой зависимости является то, что при ней не имеется определенного биологически значимого стимула "первичное влечение". Прежде чем детально рассматривать особенности проявления игромании у подростков, следует более внимательно рассмотреть само появление компьютерных игр. Эта особенность данного расстройства качественно отличает его от наркологических расстройств и нарушений инстинктов. Одновременно это сближает его с иными формами патологических влечений – клептоманией, дрoмоманией, пироманией. Все это позволяет высказать предположение о существовании универсальных механизмов формирования патологических зависимостей, которые находят свое клиническое проявление неспецифическим синдромом патологических пристрастий называемых аддиктивным синдромом. [13] Эта особенность проявления игромании у подростков данного расстройства качественно отличает его от наркологических расстройств и нарушений инстинктов. Одновременно это сближает его с иными формами патологических влечений (клептоманией, трихотилломанией, дромоманией, пироманией, и др) [25]. Все это позволяет высказать предположение о существовании универсальных механизмов формирования патологических зависимостей, которые находят свое клиническое проявление неспецифическим синдромом патологических пристрастий, называемых аддиктивный синдром. Существуют два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр. A. Потребность в уходе от реального мира; B. Принятии социальной роли другого; Эти механизмы работают параллельно, но один из них может иметь более сильное влияние на другой по силе влияния и формирование зависимости. Оба этих механизма работают на процессе компенсации негативных жизненных установок, переживаний, а это значит, что есть основания предположить, что они не будут работать, если подросток полностью удовлетворен своей жизнью, имеет нормальную самооценку, не имеет личностных противоречий, психологически устойчив к стрессам, и адекватно оценивает свой результаты, и гордится определенными достижениями. Однако таких подростков, связи с особенностями данного периода, достаточно наименьшее количество, поэтому большинство подростков можно считать предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр, и игроманий [31]. Психические признаки компьютерной зависимости, в общем, схожи с психическими признаками зависимостей наркоманий, алкоголизма и другими зависимостями. Наиболее распространенными психическими признаками компьютерной зависимости являются дезориентация во времени, проведенным за компьютером, невыполнение обещаний данных самому себе и родителем из-за нахождение за компьютером, касаемо уменьшения времени, проведенного за компьютером, намеренное преуменьшение или ложь относительно времени проведенного за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия[47]. Важными симптомами компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, a также раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается, или кто-то пытается отвлечь от компьютера. [19]. 1.Сетеголизм проявляются бесконечным пребыванием человека в Интернете. Он может прибывать в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки, заводя виртуальные знакомства, скачивая музыку, общаясь в чатах. 2.Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры: А. Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности); Б. Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков); Есть некоторые признаки сетеголика: Из выше изложенного можно сделать вывод, что подростковым возрастом будет считается период 14-15 лет оперяться мы будем на исследования Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина. Так как подростковый возраст несет в себе переломный момент в жизни. Это период перехода от детства к взрослости, в тот новый возрастной этап. Ранняя юность - старшее подростничество 14-17 лет. Гипотеза о периодизации психического развития считается общепринятой в современной возрастной психологии. Из выше сказанного мы обобщим характеристики подросткового возраста. Подростковый возраст характеризуется бурным развитием и перестройкой социальной активности подростка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что "подростничество", как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развития юность. В нашем исследовании мы можем сделать вывод, что в течение последних десяти лет процесс информатизации оказал существенные определенные изменения на подростковую культуру и субкультуру, изменив структуру досуга и информационное пространство современном обществе для подростка. При этом влияние процесса информатизации по-разному отразилось на изменении субкультуры мальчиков и девочек. Игра является основным типом деятельности, реализуемым подростком при пользовании компьютером. Интерес к игровой компьютерной деятельности сохраняется на протяжении всего подросткового возраста, что позволяет говорить о высокой значимости игровой деятельности. B период развитии и становления личности подростка, злоупотребление компьютерными играми, может негативно повлияет на личность. Тем самым вызывая отклонения в сфере эмоциональных психических состояний, а также повышении уровня тревожности. Но отклонения в личностных качествах и состояниях подростков, зависимых от компьютерных игр, результат не столько игровой деятельности, сколько длительного и регулярного нахождения в виртуальном мире компьютерных игр [24]. Проанализировав теорию мы хотим отнести к ряду опасных иг6р содержащие насилие по отношению кому-либо, кровавые сцены, обязывающим виртуального героя к убийству ради выживания. В таких играх для большинства играющих подростков подсознательно закладывается изменение своего отношения к миру, копирование жестокости и ценностей игры, в конечном итоге, приводит к усилению дезадаптации и другим отрицательным последствиям. Подростки часто не представляют всех негативных последствий увлечения компьютерными играми. Которое постепенно превращается в аддиктивное поведение. Исходя из анализа литературы можно выявить, что игромания и игровая зависимость отрицательно влияет на формирование личности подростка, именно поэтому необходима профилактика игровой зависимости. 1.3 Профилактика игромании у детей подросткового возраста Программа по профилактике компьютерной зависимости подростков, необходима, потому что компьютерная зависимость сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена личностными, социальными и семейными факторами. Профилактическая работа c семьей, родителями является важным элементом профилактической модели. Профилактическая деятельность предполагает решение нескольких задач: воспитательных, осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с подростками по предупреждению формирования зависимости и болезненного увлечения компьютерными играми; образовательных, освоение основных приемов организации семейной профилактики и методов конструктивного взаимодействия с педагогами, психологами и психотерапевтами. Исходные данные общероссийского мониторинга показали, что численность детей и подростков в возрасте 7-14 лет с различной степенью выраженности игровой компьютерной зависимости колеблется от 2% до 10% человек[34]. Влияние техноэволюционных процессов на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. Поэтому для профилактики необходимо использовать комплексное воздействие на взрослеющего ребенка. Проблема организации подросткового досуга особенно актуальна в настоящее время. Свободное внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, посещение компьютерных клубов или игра наноутбуке, телефоне, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием разных молодежных субкультур, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и так далее. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями. Таким образом, задача педагога направить деятельность и освоение окружающего мира ребенка в положительное конструктивное русло, по возможности нейтрализовать или хотя бы сгладить отрицательные социальные воздействия. Программы по профилактике для подростков должны быть разнообразны и интересны, основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях, тренингах и так далее. Программа профилактики должна включать работу с родителями или авторитетными взрослыми, которые вызываю уважение и доверие подростков [32]. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера увлечь его другим любимым делом, хобби. Чтобы компьютерные игры и процессы не стали заменой реальности, показать, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние[7]. Для педагога наиболее важно организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Правильная организация досуг является благоприятной почвой для испытания подростками фундаментальных человеческих потребностей. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как, уверенность в себе, сдержанность, коммуникабельность, выносливость, настойчивость, искренность, и многие другие. Также досуг может стать важным фактором физического развития детей, если к примеру ребенок посещает спортивную секцию. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье [6]. Можно сделать вывод из выше изложенного, что досуговая деятельность способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и её организация очень важна в подростковом возрасте, во избежание отклоняющегося поведения. Особая достоинство досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть. Проблема организации подросткового досуга особенно актуальна в настоящее время. Свободное время подростков, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, игра на домашнем компьютере, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, средств массовой информации, влиянием молодежной субкультуры, отсутствием материального достатка в семье и так далее. Можно сделать вывод, что ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями. Таким образом, задача педагога направить деятельность и освоение окружающего мира ребенка в положительное конструктивное русло, по возможности нейтрализовать или хотя бы сгладить отрицательные социальные воздействия[21]. Ценностные ориентации, также один из самых важных моментов при профилактике, так как подросток в отличие от взрослого более склонен в данном возрасте изменять свои ценности и установки. Так как ценностные ориентации важнейший компонент в сознания личности, и существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе [36]. Конечно родители отвечают за воспитание своих детей, и стараются воспитывать своих детей исходя из собственных представлений о воспитаний и ценностях. Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время находятся в учебном процессе. Поэтому на помощь родителям в формировании ценностей детей должны прийти педагоги. Предполагает формирование ценностных ориентаций обязательное подключение ближайшего окружения подростка: родителей и близких ему родных, они должны быть включены в данный процесс. Для успешной профилактики игромании педагогам необходимо направлять подростка на более правильные ценностные ориентации, с помощью классных часов, дискуссий и других просветительских мероприятий. Так как ценностные ориентации являются особым образом структурированную и иерархизированную систему ценностных представлений, выражающих субъективное отношение личности подростка к объективным условиям жизни, реально детерминируют поступки и действия подростка, проявляют и обнаруживают себя в практическом поведении. Ценностные ориентации являются главным стержнем характеристикой личности подростка, социальным свойством личности [35]. Проанализировав выше изложенное можно прийти к такому заключению, что профилактические работы должны затрагивать ценностные ориентации в том случае, если есть игровая аддикция у подростка. Родитель тоже несет определенную ответственность, именно поэтому он должен поддерживать дружеские отношения с подростком и постараться быть авторитетом для ребенка, в сложной ситуаций поддержка для подростка является главным фактором. Взрослый должен также обращать внимание на игры, в которые играют подростки, так как некоторые из них могут стать причиной беспокойного сна, раздражительности, и так далее. Родителям также рекомендуется разговаривать о играх вместе с ребенком. Показывать более развивающие игры, головоломки, важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что спортивные игры и полезнее и интересне, как и активный отдых. Взрослому необходимо определить время работы с компьютером подростка, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, приучая также пользоваться компьютором с целью получение новых знаний, а не развлечений. Категорично запрещать работать на компьютере подростку не рекомендуемо. Так как это может у него вызвать дополнительный интерес, и на фоне запрета могут возникнуть конфликты, необходимо обьяснить причины запрета, например, рассказать о том, что любая игромания с очень большим трудом поддается лечению, так как является сочетанием наркомании и навязчивости. ВОЗ внесла ее в разряд опасных психических расстройств. А компьютерная зависимость может быть страшна еще и просто для физического здоровья[12]. Родитель может предложить альтернативу, и поиск компромиса. Также взрослый должен своим примером демонстривовать те правила которые ввел, к примеру ,компьютер только для работы, и не играть в игры, тогда у подроска не будет разногласий с родителем. Советы родителям по профилактики игромании у подросков: 1. Важно, чтобы у ребенка был ряд обязанностей по дому, и он выполнял их не за какие либо блага, к примеру, вы разрешаете за то, что он помыл посуду, сесть ему за компьютор, тем самым поступая вкорне не верно, подкрепляя его внешней мотивацией «Помоешь посуду, сядешь за компьютер!» Список его обязоностей не должен быть стимульным материялом к получению делаемого, а наоборот, быть фактором помогающим понять свою взрослость. 2. Подерживайте ребенка, если вы ввели правило не больше 2 часов за компьютером, то пусть его поддерживают все. Откажитесь сами от компьютера, ведь бесмысленно будет обьяснять подростку, почему нельзя сидеть за компьютером, когда сами сидите, сами неподразумивая, вы подрываете свой авторитет, тем более подросток стремится стать взрослым, и получить те же права и обязанности что и взрослый, и не осознанно будет копировать ваше поведение. 3. Альтернатива копьютеру, например поиграйте с ребенком в настольные игры, прогуляйтесь, сходите в зоопарк, или на скалодром. Дайте возможность подростку получить экстремалные ощущение, возможно именно это его привлекает в играх. Запишите ребена в секцию, или на занятия которые ему интересны, это отличный способ занять его свободное время и вовлечь в другую деятельность. Знакомство с отечественным и зарубежным опытом борьбы с компьютерными зависимостями подростков показало нам, что самым надежным методом профилактики компьютерной зависимости учащихся являются педагогические и воспитательные мероприятия, и организованный досуг ребенка[49]. Также выделяют два вида коррекции игромании в современном сообществе: без вмешательства и коррекция с клиническим вмешательством. Коррекция проблемы без клинического вмешательства, самый распространенный способ, но имеет меньшую эффективность. Вид, так как в нем лежит осознание самим зависимым проблемы. Данной коррекции был предложен Ивановым Михаилом Сергеевичем и может быть использован при условии, что подросток сам способен осознать свою зависимость и желает найти способ ее преодоления. Шаги достаточно простые пример: «Обдумать и записать все негативные последствия, которые вызваны вашей игровой зависимостью; описать приоритеты в жизни; и так далее, всего 14 шагов. Второй способ отличается от первого более запущенностью процесса, данный способ коррекции основывается на работах американских клинических психологов Алекса Холла и Джеффри Парсонса. Они использовали и апробировали данный метод в реабилитационных клиниках. Алекса Холла и Джеффри Парсонса предлагают принцип групповой терапии, который реализовали по созданной ими программе лечения зависимости, так как мы не работаем заболеванием, рассматривать данный способ коррекций, в рамках нашего анализа научной литературы не будем. Кратко опишем цель данного направления коррекций: «Цель терапии является: повышение уровня самосознания и самооценки, увеличение стабильности межличностных отношений, социальная адаптация усиление контроля над импульсами». Задачами данной коррекции будут являться: 1. Определение навязчивых мыслей и ощущений, которые приводят к аддиктивному поведению; 2. Выявление существующих проблем и проблематичных ситуаций; Таким образом, проведя теоретический анализ программ вышеизложенные данные мы можем выявить, что профилактика игровой зависимости молодежи (подростков) возможно через создание психолого- педагогических условий для разделения правовой ответственности и информирование их о последствиях компьютерной игровой зависимости, чтобы сохранить их физическое и психическое здоровье, а также посредством проведения профилактических мероприятий направленных на профилактику игроманий. Поэтому для профилактики необходимо использовать комплексное воздействие на взрослеющего ребенка. Подросток получает те же гормоны удовольствия эндорфины, что и алкоголик во время принятия дозы, психолог, чтобы избавить от зависимости подбирает зависимому адекватную замену играм. Например, занятия спортом, или новое хобби, важно, чтобы подросток получал подобное же удовольствие как и от игры. Профилактика зависимости осложняется тем что от нее очень сложно избавится, она будет возвращается при воздействие негативных факторов. Из ролевых игр на подростка оказывает большую опасность в которых геймер видит мир глазами выдуманного героя. Игрок через какое-то время начинает терять связь с реальной жизнью, он практически переносит себя в виртуальный мир. Игра для него становится чуть ли не смыслом жизни, он отожествляет себя с главным героем, игры. Первоочередной задачей профилактики будет донести до педагогов о проблеме игромании и помочь составить им план лекций, и бесед по данной проблеме. Профилактика направленная на родителей и близких подростков, раскрывающая все моменты, которые помогут справиться и предотвратить зависимое поведение. Так как многие родители не задумываются о данной проблеме, потому что она не является, по их мнению такай серьезной как наркотическая зависимость, но игровая зависимость имеет ряд схожих моментов, воздействия на психику подростка. И непосредственно работа с самими подростками, направленная на профилактику игромании. Мы выделили ряд причин, проведя теоретический анализ зависимого поведения у подростков. 1) Интерес к не изведанному (любопытство); 2) Подражания сверстникам (боязнь быть отвергнутым); 3) Замещение живого общения (коммуникация с помощью социальных сетей). 4) Снятие стресса с помощью игры (удод от внутренних переживаний, уход от проблемы) 5) Протест родителем, из-за запретов играть. Данный ряд причин может меняться, и дополнятся мы выявили наиболее встречаемые. Подросток для успешной профилактики должен обладать такими способностями как: самоконтроль, развитой рефлексии, а также умения и, главное, желания предвидеть возможные последствия от игровой зависимости, имея все это он будет более легко справляется с зависимостью. Выводы по 1 главе: Рассмотрено понятие «компьютерная зависимость» в современной психолого-педагогической литературе в первом пункте, мы проанализировав теорию можем сделать вывод что игровая и компьютерная зависимость рассматривается в качестве нового вида аддиктивного поведения личности. Данный вид зависимости определяется рядом исследователей А.Г. Шмелев, Е.В. Змановская как: «Аутодеструктивное поведение, угрожающее целостности и развитию личности, приводящее к серьезным изменениям в самооценке и самосознании» [8]. Проанализировав теорию мы опираемся на такие определения как: Аддиктивное поведение – в нашем исследовании, обозначается одной из форм деструктивного, девиантного, поведения. Которая выражается в стремлении к уходу от реальности по средствам изменения своего психического состояния [12]. Компьютерная зависимость - в данном исследовании, обозначается одной из пристрастий к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми [28]. Игровая зависимость – в нашем исследовании, обозначается одной аддикцией, зависимость от процесса игры [46]. Психологические аспекты механизма ухода от реальности как выбранный подростком способ понравился, подействовал, и зафиксировался в сознании как наконец найденное действующее средство, обеспечивающее хорошее состояние. В дальнейшем встреча с трудностями, требующими принятия решения, автоматически заменяется приятным уходом от проблемы c переносом ее решения «на потом». Более подробно анализ особенностей игромании в подростковом возрасте, привел нас к тому, что данное расстройство качественно отличается от наркологических расстройств и нарушений инстинктов, но имеет схожесть c иными формами патологических влечений (клептоманией, наркомании, алкоголизмом). Все это позволяет высказать предположение о существовании универсальных механизмов формирования патологических зависимостей, которые находят свое клиническое проявление неспецифическим синдромом патологических пристрастий, так называемый аддиктивный синдром. Анализ информации привел нас к такому выводу, что во всемирном сообществе различают два типа компьютерной зависимости: зависимость от интернета (сетеголизм), зависимость от компьютерных игр (кибераддикция). Более подробно суть данных понятий раскрыта выше. Проанализированы и найдены в литературе пути решения проблемы компьютерной зависимости. Коррекции игромании в современном сообществе осуществляется: без вмешательства и коррекция с клиническим вмешательством (мы ее не будем рассматривать, это обусловлено темой нашего исследования профилактика игромании, а не клиническое лечение). Поэтому для профилактики необходимо использовать комплексное воздействие на взрослеющего ребенка (подростка). Программа профилактики в нашей работе по игровой зависимости, должна быть рассчитана на подростков в возрасте от (14 до 15 лет). Реализована программа при активной помощи и участии педагогов, психологов, завучей образовательного учреждения, родителей реализуется данная программа непосредственно на базе учебного заведения. |