Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение Актуальность темы исследования.

  • Объект исследования

  • Историография проблемы.

  • Цель исследования

  • следующих задач

  • Хронологические рамки исследования.

  • Методы исследования

  • Научная новизна исследования.

  • Практическая значимость работы.

  • Источники.

  • Структура работы.

  • ислам в китае. Введение Актуальность темы исследования


    Скачать 59.43 Kb.
    НазваниеВведение Актуальность темы исследования
    Дата17.12.2021
    Размер59.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаислам в китае.docx
    ТипДокументы
    #307090
    страница1 из 3
      1   2   3

    Оглавление

    Введение ……………………………………………………………………3

    Глава 1. Причины распространения ислама в средневековом Китае ….8

    1.1 Особенности цивилизации средневекового Китая…………………..8

    1.2 Распространение ислама в средневековом Китае …….....................14

    Глава 2. Значение ислама для развития средневекового Китая ….........22

    2.1 Взаимовлияние ислама и китайских религий в средние века……...22

    2.2 Влияние ислама на развитие Китая …………………………………24

    Заключение………………………………………………………………..28

    Список использованной литературы…………………………………….31

    Введение

    Актуальность темы исследования.

    Необходимость оценки роли и места ислама в современном китайском социуме осознана в мировом китаеведении уже давно. Проблема функционирования исламской традиции в современном мире является столь же актуальной, сколь и малоизученной. Безусловно, на состояние научных исследований этой проблемы оказала сильное влияние нерешенность ряда фундаментальных проблем общего характера, связанных с историей ислама как сложного и влиятельного компонента духовной культуры традиционного Китая. Китай – одно из древнейших государств. За время своего существования оно продемонстрировало устойчивость и динамичность развития, и в связи с этим интересна та система политических, социальных и философских ценностей, которая определила характер и направление государственной идеологии. 

    Политические и этнокультурные процессы, происходящие в современном китайском обществе, обращают нас к более глубокому изучению религиозной истории Китая. Наряду с традиционными религиями Китая - конфуцианством, буддизмом, даосизмом, заметное влияние на формирование китайской цивилизации оказал ислам.

    По историческим запискам, ислам проник в Китай примерно в 7-м веке через мусульманских купцов, приезжавших торговать в Китай. По «Шелковому пути» и из-за моря Китай часто посещали арабские и персидские купцы-мусульмане. Они везли в страну пряности, специи, янтарь, вывозили шелк, фарфор и чай. Кроме того, мир узнал о таких изобретениях китайцев, как компас, бумага и порох, что сильно стимулировало экономический и культурный обмен между Востоком и Западом. Немало купцов-мусульман осели в Китае, породнились с местными жителями. Их потомки и стали первыми китайскими мусульманами. Мусульманская община существует в Китае уже более 1300 лет, и в настоящее время она является одной из самых крупных в мире. Численность китайских мусульман превышает 27 млн. человек. Ислам получил в Китае широкое распространение. Ислам оказывал и оказывает глубокое влияние на историю и культуру, этику, образ жизни, нравы и привычки национальностей мусульманского вероисповедания1.

    Таким образом, ислам, для которого характерна исключительная преемственность и непрерывность традиции, во многом сохранил свою жизнеспособность и основные положения доктрины и в настоящее время. Поэтому он остается мощным фактором, воздействующим на культуру и идеологию Китая и других стран Дальнего Востока как непосредственно, так и опосредованно (через исторически детерминированные им особенности менталитета носителей китайской культуры), что уже само по себе свидетельствует об актуальности данного направления исследования.

    Объект исследования – ислам в истории Китая.

    Предмет исследования - проникновение и распространение Ислама в средневековом Китае.

    Историография проблемы.

    В научной литературе накоплен обширный эмпирический и теоретический материал, позволяющий изучить историю ислама в Китае. Все работы, относящиеся к этой теме, можно условно разделить на 3 части: научные статьи в журналах, труды, созданные современниками, а также монографии, повествующие о различных событиях, связанных с исламом на территории Китая.

    В китайской историографии впервые вопросы истории ислама в Китае получили освещение в творчестве мусульманских писателей XVII-XIX веков. Так, один из них (неизвестный по имени) подготовил трактат «Хуэй-хуэй-юань-лань» (XVII век). В данном произведении изложена одна из версий зарождения ислама в Китае. Автор, повествуя о появлении ислама в Китае, сообщает о вещем сне танского императора Чжен Гуаня, о небесных знамениях, о прибытии мусульманина-мудреца Гай Сы, о об особом покровительстве ему императора Поднебесной и прочих деталях, характерных для традиционных китайских легенд о деятельности святых мудрецов Конфуция, Лао Цзы и других.

    Вопросы начальной истории китайского ислама рассматриваются в произведениях китайского писателя XVII века - Ма Цижуна. В трактате «Си лай цзун пу» (Родословная пришедших с запада предков) повествуется о реальных исторических событиях: бунте в 755 году китайского придворного Ань Лушаня против императора Сюань Цзуна и о прибытии на помощь последнему воинов-мусульман. Помимо данных работ сведения по истории ислама в Китае встречаются в сочинениях Лю Фасяня «Сянь Ян ван дянь гун цзи» (Князь Сян Ян, умиротворитель Юньнани), Ма-вэнь-бина (Мачжи) -«Цинъ-чжень-чжи нань» (Компас магометанской веры) и некоторых других произведениях мусульманских писателей XVII—XIX веков2.

    В середине XIX - начале XX столетия интерес к истории ислама в Китае начинают проявлять не только мусульманские теологи, но и китайские историки. Среди работ историков Цинского периода, затрагивающих данную проблему, прежде всего следует отметить сочинение Вэй Юаня «Шэн у цзи» (Записи о ранних деяниях царствующего дома). В этом произведении исследуется история мусульманских общин Северо-западного Китая, рассматриваются взаимоотношения мусульман с маньчжурскими властями, анализируются традиции и обряды китайских мусульман.

    Среди российских ученых, оставивших заметный след в изучении роли ислама в политике, экономике и культуре Китая в период правления маньчжурской династии Цин (1644–1912), следует выделить акад. В.П. Васильева (1818–1900), П.И. Кафарова (1817–1878) и Д.М. Позднеева (1865–1937). Серьезное исследование о значении ислама в политической истории Китая провел В.С. Кузнецов3.

    В трудах М. Аксеновой «Религии мира. Том 6. Часть 2. Религии Китая и Японии. Христианство. Ислам», Л.С. Васильева «Культы, религии, традиции в Китае», Л.И. Климович «Книга о Коране, его происхождении и мифологии» и др. отражены взгляд на философию ислама и его взаимодействие с китайскими религиями.

    В исследованиях Л.Б. Алаева «История Востока», Л.С. Васильева «История религий Востока», А. Бокщанин «Лики Срединного царства. Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая», А.В. Меликсетова «История Китая» проанализированы исторические аспекты зарождения ислама на территории Китая.

    Цель исследования состоит в изучении особенностей зарождения и распространения Ислама на территории Китая.

    Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:

    - рассмотреть особенности цивилизации средневекового Китая;

    - охарактеризовать распространение ислама в средневековом Китае;

    - выявить взаимовлияние ислама и китайских религий в средние века;

    - определить влияние ислама на развитие Китая.

    Хронологические рамки исследования. В развитии средневекового Китая можно выделить несколько наиболее этапов. Это ранний период (4–6 вв.), период расцвета (7-13 вв.) и поздний период (14 – середина 19 века), завершающий долгую историю китайского средневековья. Однако мы будем рассматривать период 7 - 14 вв., так именно на этот период времени приходится распространение и закрепление ислама в Китае.

    Методы исследования:

    1. Проблемно-хронологический. Изучение и исследование проблемы происходил в хронологической последовательности.

    2. Историко-структурный метод. Раскрывает особенности формирования ислама в китайском обществе.

    Научная новизна исследования. В данной работе предпринята попытка проанализировать формирование ислама на территории Китая с точки зрения ее влияния на развитие страны. Формирование ислама изучается в контексте взаимосвязи экономических, исторических и политических процессов, протекавших в Китае с 7 века. Также предпринята попытка изучить тему с позиций современной исторической науки. Необходимо отметить то, что изучаемый период мало раскрыт в исторических источниках, что вызывает существенные затруднения при изучении этой темы.

    Практическая значимость работы. Материал курсовой работы может быть использован в учебной практике в качестве дополнительного материала по элективным курсам по истории ислама и Китая. Данные, упомянутые в работе, можно использовать для популяризации исторических знаний. Также материал может использоваться при написании общих трудов по истории ислама и Китая.

    Источники. Для написания работы были использованы научные статьи в журналах о периодизации Китая и его истории, монографии, повествующие о различных событиях, связанных с исламом на территории средневекового Китая, а также труды по религиоведению.

    Структура работы. Курсовая работа состоит введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 28 наименований.

    Глава 1. Причины распространения ислама в средневековом Китае

    1.1 Особенности цивилизации средневекового Китая

    Китай – крупнейшая страна Азии, площадь территории которой составляет 9,6 млн. кв. км. Территория Китая отличается разнообразием рельефа. На западе и юге страны – высокие горы, на востоке – плодородные низменности, однако и в горах встречаются долины с мягким климатом и плодородными почвами, и север, и восток страны пересечены горными массивами4. Китай омывается водами более полутора тысяч рек, истоки многих из которых лежат в Центрально-Тибетском нагорье. Крупнейшие реки страны Янцзы, Хуанхэ, Хэйлунцзян, Чжуцзян, Ляохэ, Хайхэ, Хуайхэ, текущие с запада на восток и впадающие в воды морей, бассейна Тихого океана. Хотя многие реки Китая, такие как Янцзы, например, третья по длине в мире, полноводны, их воды не способны оросить всю территорию Китая, и многие районы, особенно на севере и востоке страны представляют собой пустыни5. Долины Хуанхэ – колыбель древней китайской цивилизации. Современный Китай со столицей в Пекине – наследник многих древних государств, существовавших на территории Китая. Возникшие на основе древних земледельческих культур все эти государства были основаны на государственном (императорском) владении землей и взимании центром поземельных и прочих налогов, прежде всего с земледельцев6.

    Средневековый Восток являлся для европейцев символом богатства и утонченной роскоши. Жизненный уровень вплоть до конца XVIII в. был значительно выше, чем на Западе, а города по своей численности превосходили европейские. В Лондоне, Париже, Венеции и Флоренции - самых крупных городах Запада - в XIII в. проживало примерно по 100 тыс. человек, в то время как в Китае уже в XI в. были города с населением от полумиллиона до миллиона человек, на арабском Востоке - до 300- 400 тысяч7.

    В крупных городах Востока проходили прямые, как стрелы, мощеные дороги, обсаженные деревьями; постоялые дворы содержали в полной готовности около четырехсот лошадей; гигантские базары вмещали до 50 тыс. человек; развивалось ремесло, достигшее очень высокого для средневековья уровня8.

    Китайская цивилизация пережила переход от древности к средневековью незаметно, без глобальных трансформаций и разрушения всех основ, как это было на Западе. Более того, средневековый Китай во многом напоминал Китай древний. Но изменения все же происходили. Средние века в Китае, в сущности, начались гораздо раньше, чем в Европе. Зарождение феодальных отношений (в особой форме) историки датируют временем от XI до IV в. до н. э., хотя считается, что особые возможности для развития они получили приблизительно к III в. н. э. Постепенно, медленно изживалось рабовладение. Формировались феодальные отношения в их особом, «восточном», варианте. Серьезные трансформации шли в духовной жизни, пересоздавалась государственная структура и ее нравственные основы. В этом смысле переломным моментом в истории Китая стало появление конфуцианства9.

    В середине первого тысячелетия до н. э. философ Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал учение, которому было суждено стать плотью и кровью цивилизации. Цель его философской системы состояла в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями. Идеи Конфуция, на первый взгляд далекие от реальности, спустя несколько веков стали государственной религией и на протяжении более чем двух тысячелетий, почти не изменившись, сохраняли ведущую роль в духовной жизни китайского общества10.

    Государственность конфуцианского Китая является своего рода образцом долголетия и устойчивости: ведь на протяжении почти двух тысячелетий она сохранялась практически в неизменном виде. Между тем история Китая в средние века была весьма бурной. Страна переживала времена процветания и жесточайших бедствий, гражданского мира и кровопролитных восстаний, единства и раздробленности11. Еще в древности китайские историки заметили, что в чередовании этих периодов есть определенный ритм, действующий с четкостью часового механизма. Каждая новая династия как бы начинала новый цикл и действовала весьма успешно. Но спустя некоторое время в стране все сильнее и сильнее проявлялись признаки упадка: разорялось крестьянство, среди чиновников росла коррупция, крупные земельные собственники отстаивали свою независимость от центральной власти. Под конец всеобщий развал завершался народным восстанием, участники которого требовали смены правящей и уже не устраивающей их династии12.

    Именно в таких условиях - жесточайшего экономического и социального кризиса, голода и распада административной системы, восстаний - в 206 г. до н. э. начала свое существование первая конфуцианская империя, которой правила династия Хань. Ее основателем был крестьянин, один из вождей восставших. Новая династия вновь объединила страну, отменила многие казарменные законы прежних времен, снизила налоги. В систему управления стали вводиться конфуцианские нормы; ставка была сделана не столько на насилие, сколько на моральные принципы и древние почитаемые традиции. Однако уже с середины II в. н. э. империя вступила в роковую полосу упадка.

    В III в. Китай распался на три самостоятельных государства. Правда, в конце III в. была предпринята попытка вернуться к централизации, но новой династии Цзинь удалось объединить Китай лишь на несколько десятилетий. В начале IV в. с севера на Китай хлынули орды кочевников, в том числе гуннов. Население бежало из районов, занятых чужеземцами-варварами, а на севере страны возникло множество мелких государств, созданных захватчиками. Они довольно быстро китаизировались, перенимая местную культуру, обычаи и систему управления13.

    Следующий этап централизации был осуществлен при династии Суй, которая в конце VI в. объединила север и юг, но была свергнута в начале VII в.

    Эпоха истинного расцвета Китая связана с династией Тан, правившей достаточно долго (с начала VII по начало X в.) и династией Сун (X-XIII вв.). В ту эпоху по всей стране строились дороги, каналы и новые города, необычайного расцвета достигли ремесло и торговля, все изящные искусства и особенно поэзия. Правление Сунской династии закончилось трагически для Китая, пережившего новую волну вторжения кочевых племен. В течение XIII в. империя была завоевана монголами, и великий хан Хубилай основал новую монгольскую династию Юань (1280- 1368). Экономика страны в ходе долгих войн (Китай сопротивлялся монголам около 40 лет) была разрушена, ирригационные сооружения, от которых зависело сельское хозяйство, не ремонтировались, огромное число китайцев было обращено в рабство14.

    Хотя монголы довольно быстро ассимилировались, недовольство их правлением среди китайцев возрастало. Древняя буддийская секта Белый Лотос, которая к XIV в. превратилась в тайное общество, объединила восставший народ. Руководитель движения, Чжу Юань-Чжан, родом из крестьян, бывший послушник буддийского монастыря, опираясь на свои войска и примкнувших к нему ученых-конфуцианцев, разгромил монголов и в 1368 г. объявил себя императором династии, получившей символическое название Мин (Свет)15. Минское правительство сумело восстановить экономику страны; было отменено рабство, сокращены налоги, выходцы из низов получили большие возможности продвигаться вверх по иерархической лестнице.

    Также следует отметить особенности государственной власти в Китае. Сильная централизованная государственная власть в Китае имела древние и прочные традиции. Ее важнейшей опорой было право верховной собственности на землю. Государство, осуществляющее жесткий контроль над обществом (как и во всех восточных деспотиях), издавна взяло на себя функцию управления экономикой. На протяжении всей истории Китая правительство руководствовалось в своей деятельности концепцией трех основных функций государства – «земледелие, торговля и управление»16.

    Направляя экономические процессы, власть стремилась ограничить частную собственность (прежде всего на землю), сохранить свою монополию в использовании природных богатств, пыталась поставить под контроль торговлю и ремесло. Крестьяне, составлявшие 90% населения страны, всегда были объектом внимания и заботы. Их благополучие являлось условием существования крепкой централизованной власти, ибо все они были для государства в первую очередь налогоплательщиками.

    В Китае также существовало крупное частное землевладение (так называемые «сильные дома»), относительно независимое от центральной власти, и именно по этой причине невыгодное для правительства. Как только начинало расти крупное землевладение, доходы казны резко падали: обезземеленные, разорившиеся крестьяне становились арендаторами у богатых землевладельцев, которые всеми возможными способами старались сократить сумму налогов, выплачиваемых государству. В результате возрастали сила и влияние (в том числе и политическое) местной знати, в провинциях усиливался произвол администрации, авторитет центральной власти падал. А в ответ начинался протест снизу - в виде восстаний, участники которых требовали возврата земли и восстановления принципа уравнительности. Выступления против правителей, допускающих беззаконие, освящались конфуцианством17.

    Вновь созданная династия обычно начинала свое правление с реформ, призванных установить социальную гармонию. При этом в вопросе о частной собственности правительство, казалось бы, не слишком расходилось с требованиями восставших масс: оно тоже отстаивало принцип уравнительности, разумеется, преследуя свои цели и интересы. Поэтому реформы обычно сводились к гигантскому, в рамках всей Поднебесной империи, переделу земли - с тем, чтобы каждый трудоспособный крестьянин получил свой участок18.

    Таким образом вновь восстанавливалась система «равных полей», которая всегда считалась в Китае идеалом. Эти меры не могли совсем остановить рост частного землевладения, но в то же время государственная власть была достаточно сильна, чтобы на определенном этапе резко сокращать его. Поэтому в Китае, как и в других восточных цивилизациях, сформировался государственный феодализм. Примерно такая же политика осуществлялась и по отношению к ремесленникам и купечеств19.

    Эпоха феодализма отмечена в Китае и рядом новых, важных для своего времени открытий. Среди них можно назвать изобретение фарфора, возникновение книгопечатания – сначала с гравированных досок, а затем и при помощи разборного шрифта, что позволяло издавать книги во многих экземплярах и широко знакомить восточные страны с сочинениями китайских философов, поэтов и теоретиков искусства. Распространителями знаний в те далекие времена были, как правило, монахи-паломники и ученые-путешественники, преодолевавшие различные бедствия и невзгоды, огромные расстояния, чтобы изучить жизнь дальних стран и принести туда свои знания20.

    Таким образом, по данному разделу можно сделать следующие выводы. История всех средневековых цивилизаций имеет много общих черт, но вместе с тем именно в эту эпоху особенно отчетливо определяется их разнообразие. Так, на Востоке огромная пропасть разделяла кочевые племена и оседлые культуры, различны были исторические пути древних цивилизаций (индийской и китайской) и более молодых, появившихся к VI-VII вв. н. э. (арабской и японской). Их неповторимое своеобразие складывалось под влиянием множества факторов, среди которых важнейшую роль играли религии спасения и выработанные ими системы ценностей, влиявшие на государственность, официальную идеологию, миросозерцание людей и их поведение, трудовую этику и т.д.
      1   2   3


    написать администратору сайта