ислам в китае. Введение Актуальность темы исследования
Скачать 59.43 Kb.
|
1.2 Предпосылки проникновения ислама в средневековый Китай С проникновением ислама в средневековый Китай тесно связаны особенности его хозяйственно-экономического развития, в частности, внешней торговли. Появление хлопководства привело к тому, что в стране наряду с холстом и шелком стали выделываться хлопчатобумажные ткани. В большом количестве производился чай. Огромный размах приняла добыча соли. Сильно увеличилась добыча железа, серебра, меди, олова. Расширилось изготовление металлических орудий, оружия, предметов быта, в частности металлических полированных зеркал, пользовавшихся большой славой далеко за пределами Китая. Увеличилось производство керамических изделий, в особенности фарфора. В большом количестве производилась бумага - из древесной коры, тряпья, конопли, - изобретенная еще в 105 г. С VII в. началось книгопечатание с досок (ксилографическим способом)21. Совершенно очевидно, что при таком развитии стране требовались внешние рынки, поэтому внешняя торговля приняла большие объемы. Она велась с различными странами Индо-Китая, Малайского архипелага (современная Индонезия), со странами Средней Азии, а через них - с персами и арабами. Через посредство же персов и арабов Китай вел торговлю с Византией. Из Китая вывозились металлические изделия, шелк, бумага, фарфор. Ввозились в Китай слоновая кость, некоторые металлы, пряности и лекарственные растения. Стали развиваться средневековые города как средоточия ремесла и как центры торговли. Возникали небольшие города и на месте рынков, периодически устраиваемых в пунктах, расположенных между селениями. Особенное развитие получили портовые города, через которые велась внешняя торговля22. В востоковедении принято считать, что ислам проник в Китай в 651 г. во время правления танского императора Гаоцзуна через арабских и персидских купцов, приезжавших торговать в Китай. Сухопутные тракты, используемые торговцами и дипломатами, проходили через Персию и Афганистан на северо-запад Китая. Этот трансконтинентальный торговый поток именуют получил название Великий шелковый путь. Так, в источниках описывается, что «один из мусульманских купцов по возвращении из Китая удивил современников своим богатством. Бассейн для омовения в Мекке он выложил золотыми листами»23. Морские пути начинались в Арабском море, проходили через Бенгальский залив и пролив Малакка, прежде чем достигнуть китайских портов - Гуанчжоу, Цюаньчжоу, Ханчжоу и Янчжоу. Большинство арабских и персидских торговцев осели в Китае, женившись на китаянках. Их потомки и стали первыми китайскими мусульманами24. В то время ислам существовал в Китае как религиозное верование иммигрантов и имел немногочисленных последователей. Начиная с монгольской династии Юань (1271–1368) и далее, по мере широкомасштабного переселения и слияния национальностей, количество мусульман стало быстро расти, в результате чего ислам превратился в религию многих малых народностей. В их число вошли уйгуры, казахи, киргизы, дунсяне, салары и др. народы северо- запада, а также наиболее многочисленные носители ислама – представители народности хуэй, которая в то время уже в основном сформировалась, имела значительную численность и была широко распространена во всем Китае. Хуэйцы занимали при Юань высокий социальный статус, уступавший только статусу монголов25. В конце правления династии Юань наступил период военной смуты, общественное положение хуэйцев резко снизилось, ислам утратил свой исключительный статус. После того, как династия Мин (1368–1644) сменила на престоле династию Юань, ее первые правители прибегали к задабриванию иностранных государств, в результате чего приезжали с данью и товарами многочисленные посланники из соседних царств и иностранные купцы; число таких визитов значительно превзошло соответствующие показатели времени правления предшествующей династии Юань. Ислам получил стабильное развитие и еще более широкое распространение, начал оказывать определенное влияние на политику, экономику и культуру. Данное явление было тесно связано с одобрительным отношением правителей этой династии к исламу, которое в целом восходит к той большой поддержке и защите ислама, которые предоставлялись этой религии Чжу Юаньчжаном, первым императором династии Мин26. Это император сыграл важную роль в распространении ислама. Во-первых, вескими были политические соображения поддержки ислама. Когда Чжу Юаньчжан объявил себя императором, страна еще не была объединена. Ему предстояло не только восстановить нормальный общественный порядок, возобновить производство и укрепить свою власть, но и продолжать направлять войска в карательные походы, приводя в подчинение сепаратистов в удаленных районах. В то время ислам уже был принят многими национальными меньшинствами, в особенности хуэйцами, которые обладали определенными силами и ресурсами не только в области, находящейся под властью династии Мин, но и в районах, где власть была у сепаратистов. Таким образом, проявление симпатий к исламу могло очень помочь императору Чжу Юаньчжану. Если уважать, поддерживать и защищать ислам, то это могло помочь в обретении симпатий хуэйцэв и приведению их к покорности, способствуя тем самым разделению и изоляции врагов, максимально быстрому завершению объединения страны, а также привлечению региональной мусульманской элиты на сторону центральной власти27. Во-вторых, Чжу Юаньчжан придерживался мягкой внешней политики в отношениях с иностранными государствами, так как это требовалось для стабилизации страны. Внутренняя ситуация в империи требовала жить в мире и дружбе с соседними странами. Любые военные действия грозили стать авантюрами, изнуряющими народ непосильным трудом и расточающими материальные средства, что неизбежно привело бы в дальнейшем к беспорядкам. Чжу Юаньчжан по своей инициативе отправлял посланников в соседние страны, выражая им свое расположение. Ввиду того, что эти страны были сосредоточены главным образом в Центральной, Западной, Юго-Восточной и Южной Азии, их население в большинстве случаев либо придерживалось ислама, либо находились под его сильным влиянием. Таким образом, для развития дружественных отношений с такими странами следовало поддерживать ислам внутри собственной страны28. В-третьих, религиозная доктрина ислама не противоречит интересам государственного управления. После военной смуты в последние годы правления династии Юань общественная структура деформировалась, у больших групп населения возникло чувство неудовлетворенности и стремление изменить существующее положение вещей. В такой ситуации ислам оказывался эффективным средством, которое можно было обратить на благо государственным интересам. Согласно концепции ислама, богатство и бедность, благородство и незнатность, жизнь и смерть, несчастье и счастье – все в земной жизни предопределено Аллахом, люди же должны терпеть страдания, удовлетворяясь достигнутым. Тот, кто верит в Аллаха, соблюдает правила и наставления пророка в земной жизни, после смерти попадет в рай. Очевидно, учение ислама пробуждало у своих верующих чувство вины и связывало все надежды на изменение к лучшему с усердием в вере и волей Аллаха, то есть, позволяло смириться с реальным миром, полным классных различий. Это же делало содействие исламу весьма дальновидным поступком с точки зрения стабилизации общества и укрепления государственной власти29. В-четвертых, Чжу Юаньчжан симпатизировал исламу в связи с предпочтениями его окружения. Среди близких ему, заслуженных государственных деятелей было много хуэйцев, совершивших подвиги в период создания и укрепления династии Мин. Однако, кроме уважения к исламу и защиты мусульман, император Чжу Юаньчжан несколько ограничил масштабы распространения ислама и глубину проникновения мусульман в государственные структуры, приняв меры для перевоспитания и наставления последователей ислама в традиционном китайском духе. В глазах Чжу Юаньчжана мусульмане являлись важной силой, которую нельзя было оставлять без внимания. Хотя он уважал их веру, но исходя из требований защиты коренных интересов государства, он также определил ограничения при взаимодействии с исламом и мусульманами, способствуя их сближению с конфуцианством и конфуцианцами30. Так, в 1368 г. император Чжу Юаньчжан отдал приказ запретить во всей стране использовать одежду, языки и фамилии национальных меньшинств, а также заключать браки внутри этих групп. Это ускорило дальнейшую ассимиляцию мусульман, выходцев из Центральной и Западной Азии, и формирование хуэйцев как особой этнической группы. Стоит отметить, что ислам сыграл чрезвычайно важную роль в формировании народности хуэй. Если бы не их вера, то они, возможно, полностью бы ассимилировались с ханьцами или другими коренными народами Китая. Благодаря исламу, им удалось сохранить свою культуру и идентичность. Ханьцы и монголы, проживающие рядом с хуэйцами, нередко при вступлении с ними в брак принимали ислам, тем самым становясь частью этой этнической группы31. Также следует отметь тот факт, что еще одним важным фактором в формировании мусульманского сообщества в Китае было вторжение в эту страну монголов в XIII веке. После разграбления мусульманских городов Бухары и Самарканда армии Чингисхана и его наследников двинулись в Поднебесную империю. Они привезли с собой ремесленников, а также обращенных в рабство женщин и детей, которые должны были стать прислугой монгольской аристократии. Именно эти люди сохранили и распространили свою мусульманскую веру в чужой стране. Таким образом, по первой главе можно сделать следующие выводы. Экономическое и социально-политическое развитие Китая в основных чертах совпадало с тем, что можно наблюдать и в других государствах средневекового Востока. Для него характерно чередование периодов централизации и децентрализации, создание огромных империй, правители которых являлись верховными собственниками земли, существование земельно-надельной системы, зависимых категорий населения, подлежавших различного вида отработкам и уплате различного рода налогов. Вместе с тем в Китае имела место жесткая и дифференцированная административно-бюрократическая система. Важнейшую роль играли чиновники всех рангов, образовавшие особое сословие - жэньши. Ученый-чиновник был не только главной фигурой в политическом устройстве Китая, но и социальным идеалом, к достижению которого стремились представители разных общественных слоев. Разрушение и смена государств в средневековом Китае были нередко сопряжены, как и в других странах Востока, с иноземными завоеваниями. Но ни в какой другой стране не была столь велика в этом роль крестьянских восстаний, подчас выступавших под религиозно-мистическими лозунгами. В востоковедении принято считать, что ислам проник в Китай в 651 г. во время правления танского императора Гаоцзуна через арабских и персидских купцов, приезжавших торговать в Китай. Сухопутные тракты, используемые торговцами и дипломатами, проходили через Персию и Афганистан на северо-запад Китая. Морские пути начинались в Арабском море, проходили через Бенгальский залив и пролив Малакка, прежде чем достигнуть китайских портов - Гуанчжоу, Цюаньчжоу, Ханчжоу и Янчжоу. Большинство арабских и персидских торговцев осели в Китае, женившись на китаянках. Их потомки и стали первыми китайскими мусульманами После того, как династия Мин (1368–1644) сменила на престоле династию Юань, ее первые правители прибегали к задабриванию иностранных государств, в результате чего приезжали с данью и товарами многочисленные посланники из соседних царств и иностранные купцы; число таких визитов значительно превзошло соответствующие показатели времени правления предшествующей династии Юань. Ислам получил стабильное развитие и еще более широкое распространение, начал оказывать определенное влияние на политику, экономику и культуру. Данное явление было тесно связано с одобрительным отношением правителей этой династии к исламу, которое в целом восходит к той большой поддержке и защите ислама, которые предоставлялись этой религии Чжу Юаньчжаном, первым императором династии Мин. Глава 2. Значение ислама для развития средневекового Китая 2.1 Взаимовлияние ислама и китайских религий в средние века Особенно интересным представляется изучение взаимовлияние или, точнее, сосуществование религий в средневековом Китае. Помимо трех мировых религий - буддизма, ислама и христианства - в Китае еще было своеобразное традиционное религиозное учение - даосизм. Особенность в том, что религии в Китае оказывают на общественную и политическую жизнь страны не столь большее влияние, как в других странах. Так, буддизм, имеющий уже более чем 2000-летнюю историю, проник в Китай из Индии преимущественно в своей северной форме Махаяны во II в. и до сих пор остается самой влиятельной религией в таких районах страны, как Тибет, Внутренняя Монголия, а также там, где проживают дайцы и другие национальные меньшинства32. Процесс его укрепления и развития в Китае был сложен и длителен. Потребовались многие века и огромные усилия поколений проповедников и переводчиков текстов, чтобы выработались и вошли в обиход китайские эквиваленты индо-буддийских понятий и терминов. Кроме того, многое в буддизме с его восприятием жизни как страдания и зла противоречило распространенным в Китае конфуцианским нормам этики и принципам поведения; только содействие параллельно формировавшегося религиозного даосизма, в свою очередь щедро черпавшего из сокровищницы индо-буддийской мудрости, помогло буддистам укрепиться на китайской земле. Неудивительно, что первые буддийские общины воспринимались в Китае лишь как одна из сект даосизма. Постепенно буддизм усиливал свои позиции, чему немало способствовала и общая историческая ситуация эпохи Южных и Северных династий (III-VI вв.) с ее кризисами, междоусобицами и неустойчивостью бытия, В такой обстановке призывы буддистов отрешиться от земной суеты и укрыться за высокими стенами монастыря не могли не показаться привлекательными. В III-IV вв. вокруг столичных центров, Лояна и Чанани, действовало около 180 буддийских монастырей, храмов и кумирен, а к концу V в. в государстве Восточная Цзинь их было уже 1800 с 24 тыс. монахов33. История даосизма, насчитывающая уже 1700 лет, является автохтонной религией Китая. Он оказался самой влиятельной религией в сельских районах, где проживали ханцы и некоторые национальные меньшинства. Ныне число последователей даосизма трудно пересчитать34. Католицизм проник в Китай достаточно рано, примерно в 7 веке. В настоящее время в стране насчитывается 4600 церквей, около 4 миллионов католиков и 4000 священников. В стране работают 11 семинарий и более 10 женских монастырей35. Ислам получил особо широкое распространение в Синьцзян-уйгурском автономном районе, Нинся-хуэйском автономном районе, а также в провинциях Ганьсу, Цинхай и Юньнань, где и сейчас компактно проживают мусульмане36. В страну смогли приехать проповедники и ученые из Средней Азии. Вскоре город Наньнин - первая столица династии Мин - приобрел репутацию главного исламского учебного центра региона. В этом городе мусульманский ученый Ван Дайю написал свой знаменитый труд «Праведный комментарий по вопросам истинной религии» и несколько других трактатов. Мирные условия жизни китайских мусульман радикально изменились во время правления династии Цин (1644-1911). В этот период им пришлось отстаивать свое право на самобытность. Произошел целый ряд восстаний, результатом которых стала гибель тысяч мусульман и масштабные миграции37. Уважение и охрана свободы вероисповедания - основной политический курс, проводимый китайским правительством вот уже на протяжении достаточно длительного времени по отношению к религиозным вопросам. Свобода вероисповедования рассматривается как основное право граждан, охраняемое Конституцией и законом. Выбор вероисповедания - частное дело гражданина. Конституция, юридические законы и государственная политика гарантируют религиозную свободу совести каждому гражданину и предоставляют ему свободу выбора38. Более, чем все существующие религии, на Китай влияет конфуцианство. Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации39. Исходя из рассмотренного будет правильным считать, что религии существовали обособлено, но вполне мирно друг с другом, поэтому скорее можно говорить о взаимовлиянии культур, чем религий, что и будет частично рассмотрено в следующем разделе. 2.2 Влияние ислама на развитие Китая Отношение к исламу основателя династии Мин Чжу Юаньчжана оказало глубокое влияние на последующих императоров этой династии. Так, уважительное отношение императоров к исламу проявлялось прежде всего в их личной жизни. Например, ислам разрешает своему последователю мужского пола иметь не более 4 жен. У каждого императора династии Мин было не больше 4 жен, официально возведенных в этот ранг. Более того, среди потомков Чжу Юаньчжана был император Чжу Хоучжао, ставший искренним последователем ислама. Согласно учению ислама, свинья является крайне грязным животным, потому существует запрет на употребление свинины в пищу. В 1519 г. Чжу Хоучжао издал указ, запрещавший разводить свиней, что соответствовало установкам ислама. В указе говорилось, что намеренно нарушивший это правило будет отправлен на каторгу40. Минские императоры подвергались сильному влиянию симпатий Чжу Юаньчжана к исламу, и потому прибегали к мягкой политике в отношении ислама. В такой обстановке ислам процветал. Например, в начале правления династии Мин в пределах Китая было немного мечетей. Потом, по мере увеличения численности хуэйцев, количество мечетей постоянно увеличивалось. Большое внимание уделялось переводу и систематизации исламских канонических книг. Тогдашний знаток канонических книг Ху Дэнчжоу открыл исламскую школу («Дом Корана»), преподавал канон на арабском и персидском языках, подготовил многих исламских ученых и наставников по каноническим книгам. Эти ученые и наставники, например, Ван Дайюй, трактовали исламскую доктрину с точки зрения конфуцианства, тем самым проводя китаизацию исламской доктрины41. Свободное распространение и развитие ислама укрепляли связи между хуэйцами. Широкомасштабное строительство мечетей привело к формированию общности хуэйцев, способствовало формированию их общего менталитета и привычек, их консолидации как единой общности. Политика защиты ислама стимулировала дружественные связи между империей Мин и зарубежными странами. С одной стороны, окраинные районы империи Мин были на долгое время умиротворены, ее торговля с другими странами получила чрезвычайное развитие; а с другой стороны, благодаря снисходительной политике империи Мин к исламу, многие хуэйцы переселялись в Китай из западных стран-соседей Китая42. Вслед за распространением в Китае ислам постепенно принял китайскую традиционную культуру, и таким образом, возникла религия с китайской спецификой. На основе ислама и культурных традиций ханьцев, перенятых хуэйцами, сформировалась специфическая культура. Особенно примечательны хуэйские мечети, так как в их архитектуре переплелись элементы арабской, персидской, тюркской и китайской архитектуры и искусства. Отличием является направление входа, обращенного на запад (направление на Мекку в Китае)43. Большинство китайских мечетей построено в виде храмов. Но в Синьцзяне и в некоторых других местах имеется немало мечетей, выдержанных в традиционном исламском стиле. Многие из них представляют историческую ценность, напр. мечеть Гуантасы в Гуанчжоу и мечеть Цинцзинсы в Цюаньчжоу, сооруженные в эпохи Тан и Сун персидскими купцами44. Таким образом, по второй главе можно сделать следующие выводы. Помимо трех мировых религий - буддизма, ислама и христианства - в Китае еще было своеобразное традиционное религиозное учение - даосизм. Особенность в том, что религии в Китае оказывают на общественную и политическую жизнь страны не столь большее влияние, как в других странах. Уважение и охрана свободы вероисповедания - основной политический курс, проводимый китайским правительством вот уже на протяжении достаточно длительного времени по отношению к религиозным вопросам. Свобода вероисповедования рассматривается как основное право граждан, охраняемое Конституцией и законом. Выбор вероисповедания - частное дело гражданина. Конституция, юридические законы и государственная политика гарантируют религиозную свободу совести каждому гражданину и предоставляют ему свободу выбора. Таким образом, будет правильным считать, что религии существовали обособлено, но вполне мирно друг с другом, поэтому скорее можно говорить о взаимовлиянии культур, чем религий. Прекрасным доказательством этому служат многочисленные мечети Китая, так как их отличием является направление входа, обращенного на запад (направление на Мекку в Китае), что говорит о сильном влиянии ислама. |