ислам в китае. Введение Актуальность темы исследования
Скачать 59.43 Kb.
|
Заключение В результате вышеизложенного по курсовой работе можно сделать следующие выводы. Экономическое и социально-политическое развитие Китая в основных чертах совпадало с тем, что можно наблюдать и в других государствах средневекового Востока. Для него характерно чередование периодов централизации и децентрализации, создание огромных империй, правители которых являлись верховными собственниками земли, существование земельно-надельной системы, зависимых категорий населения, подлежавших различного вида отработкам и уплате различного рода налогов. Вместе с тем в Китае имела место жесткая и дифференцированная административно-бюрократическая система. Важнейшую роль играли чиновники всех рангов, образовавшие особое сословие - жэньши. Ученый-чиновник был не только главной фигурой в политическом устройстве Китая, но и социальным идеалом, к достижению которого стремились представители разных общественных слоев. Разрушение и смена государств в средневековом Китае были нередко сопряжены, как и в других странах Востока, с иноземными завоеваниями. Но ни в какой другой стране не была столь велика в этом роль крестьянских восстаний, подчас выступавших под религиозно-мистическими лозунгами. В востоковедении принято считать, что ислам проник в Китай в 651 г. во время правления танского императора Гаоцзуна через арабских и персидских купцов, приезжавших торговать в Китай. Сухопутные тракты, используемые торговцами и дипломатами, проходили через Персию и Афганистан на северо-запад Китая. Морские пути начинались в Арабском море, проходили через Бенгальский залив и пролив Малакка, прежде чем достигнуть китайских портов - Гуанчжоу, Цюаньчжоу, Ханчжоу и Янчжоу. Большинство арабских и персидских торговцев осели в Китае, женившись на китаянках. Их потомки и стали первыми китайскими мусульманами Во время западных военных походов Чингисхана в начале 13 в. в Китае появилось большое количество мусульман, рекрутированных из Центральной и Западной Азии. Эти мусульманские солдаты (некоторые из них были ремесленниками и мелкими чиновниками) также распространяли ислам. В эпоху Юань (1271 - 1368) по всей стране были построены мечети; мусульмане занимали правительственные должности на разных уровнях. После того, как династия Мин (1368–1644) сменила на престоле династию Юань, ее первые правители прибегали к задабриванию иностранных государств, в результате чего приезжали с данью и товарами многочисленные посланники из соседних царств и иностранные купцы; число таких визитов значительно превзошло соответствующие показатели времени правления предшествующей династии Юань. Ислам получил стабильное развитие и еще более широкое распространение, начал оказывать определенное влияние на политику, экономику и культуру. Данное явление было тесно связано с одобрительным отношением правителей этой династии к исламу, которое в целом восходит к той большой поддержке и защите ислама, которые предоставлялись этой религии Чжу Юаньчжаном, первым императором династии Мин. Помимо трех мировых религий - буддизма, ислама и христианства - в Китае еще было своеобразное традиционное религиозное учение - даосизм. Особенность в том, что религии в Китае оказывают на общественную и политическую жизнь страны не столь большее влияние, как в других странах. Уважение и охрана свободы вероисповедания - основной политический курс, проводимый китайским правительством вот уже на протяжении достаточно длительного времени по отношению к религиозным вопросам. Свобода вероисповедования рассматривается как основное право граждан, охраняемое Конституцией и законом. Выбор вероисповедания - частное дело гражданина. Конституция, юридические законы и государственная политика гарантируют религиозную свободу совести каждому гражданину и предоставляют ему свободу выбора. Таким образом, будет правильным считать, что религии существовали обособлено, но вполне мирно друг с другом, поэтому скорее можно говорить о взаимовлиянии культур, чем религий. Прекрасным доказательством этому служат многочисленные мечети Китая, так как их отличием является направление входа, обращенного на запад (направление на Мекку в Китае), что говорит о сильном влиянии ислама. Список использованной литературы: Аксенова М. Религии мира. Том 6. Часть 2. Религии Китая и Японии. Христианство. Ислам / М. Аксенова. – М.: Авента+, 2008. – 688 с. Алаев Л.Б., Ашрафян К.З. История Востока. В 6 т. Том 2. Восток в средние века / Л.Б. Алаев, К.З. Ашрафян. - М.: Вост. лит, 2002. - 716 с. Васильев Л.С. История религий Востока: [учеб. пособие для вузов] / Л.С. Васильев. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: КДУ, 2004. - 702 с. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. – М.: ЛомоносовЪ, 2015. – 528 с. Гусейнов А.А. История этических учений: учеб. для студентов вузов по направлению и спец. «Философия» / А.А. Гусейнов, А.И. Кобзев, В.К. Шохин и др.; под ред. А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - Разд. 3: Классическая арабо-мусульманская мысль. - С. 204-307. Духовная культура Китая: Энциклопедия в 5 т / Под ред. М.Л. Титаренко. - М.: Восточная литература, 2006. - Т.4. – 727 с. Завьялова О.И. Проникновение ислама в Китай: лингвистические и этнокультурные аспекты / О.И. Завьялова // Китай, китайская цивилизация и мир: история, современность, перспективы: тез. докл. IV Междунар. науч. конф., 6-8 окт., 1993 г. – С. 48-51. Захарьин А.Б. Ислам в Китае. Религия и власть / А.Б. Захарьин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13: Востоковедение. - 2012. - № 4. - С. 38-47 Ислам: энцикл. словарь / АН СССР, Ин-т востоковедения. – М.: Наука, 1991. - 311 с. История Китая. Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. – 736 с. Козьмин В.А. Этнология (Этнография): учебник для академического бакалавриата / под ред. В.А. Козьмина, В.С. Бузина. - М.: Юрайт, 2015. - 580 с. Кравцова М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова. - СПб.: Лань, 2003. - 415 с. Кузнецов В.С. Отечественная историография о роли ислама в политической истории Китая // Двадцать шестая научная конференция «Общество и государство в Китае». - М., 1995. - С. 192-220. Курганова У. Ислам / У. Курганова. – М.: Фолио, 2013. – 153 с. Ли Синь. Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ / Ли Синь // Дисс. к. ф. н. – Благовещенск, 2009. – 167 с. Лян Чжэ. Роль императора Чжу Юаньчжана в проникновении ислама в Китай / Лян Чжэ // Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 1 / Редколл.: Кобзев А.И. и др. – М.: Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2014. – С. 124-130. Михайлова Л.Б. Религиозные традиции мира: иудаизм, христианство, ислам. Учебное пособие / Л.Б. Михайлова. – М.: Прометей, 2013. – 292 с. Мюллер А. История ислама / А. Мюллер. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 304 с. Непомнин О., Бокщанин А. Лики Срединного царства. Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая / О. Непомнин, А. Бокщанин. - М.: Ломоносов, 2015. – 436 с. Нефедов С.А. Факторный анализ исторического процесса. История Востока / С.А. Нефедов. - М.: Территория будущего, 2008. - 753 с. Певцов М.В. Алтай. Монголия. Китай. Тибет / М.В. Певцов. – М.: Эксмо, 2015. – 480 с. Потанин Г.Н. Сибирь. Монголия. Китай. Тибет. Путешествия длиною в жизнь / Н.Г. Потанин. – М.: Эксмо, 2014. – 464 с. Религии Китая: Хрестоматия / Ермаков М.Е., Солонин К.Ю., Торчинов Е.А. СПб.: Евразия, 2001. - 512 с. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии / сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич - М.: Аспект-пресс, 1996. - 774 с. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого / В.Я. Сидихменов. - М.: Русич, 2010. - 542 с. Хакимов Ш.В. Распространение ислама в Китае: проблемы историографии / Ш.В. Хакимов // Гуманитарное знание в системах политики и культуры. - Казань, 2000. - С. 208-210. Хансен В. Великий шелковый путь. Портовые маршруты через Среднюю Азию. Китай-Согдиана-Персия-Левант / В. Хансен. – М.: Центрполиграф, 2014. – 477 с. Царева Г.И. Все о Китае. Культура, религия, традиции / Г.И. Царева. - М.: Профит-Стайл, 2008. - 608 с. 1 Непомнин О., Бокщанин А. Лики Срединного царства. Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая / О. Непомнин, А. Бокщанин. - М.: Ломоносов, 2015. – С. 19. 2 Лян Чжэ. Роль императора Чжу Юаньчжана в проникновении ислама в Китай / Лян Чжэ // Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 1 / Редколл.: Кобзев А.И. и др. – М.: Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2014. – С. 124. 3 Кузнецов В.С. Отечественная историография о роли ислама в политической истории Китая // Двадцать шестая научная конференция «Общество и государство в Китае». - М., 1995. - С. 192. 4 История Китая. Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. –С. 5. 5 Царева Г.И. Все о Китае. Культура, религия, традиции / Г.И. Царева. - М.: Профит-Стайл, 2008. – С. 5. 6 Козьмин В.А. Этнология (Этнография): учебник для академического бакалавриата / под ред. В.А. Козьмина, В.С. Бузина. - М.: Юрайт, 2015. – С. 531. 7 Непомнин О., Бокщанин А. Лики Срединного царства. Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая / О. Непомнин, А. Бокщанин. - М.: Ломоносов, 2015. – С. 9. 8 История Китая. Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. – С. 122. 9 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. – М.: ЛомоносовЪ, 2015. – С. 25. 10 Духовная культура Китая: Энциклопедия в 5 т./ Под ред. М.Л. Титаренко. - М.: Восточная литература, 2006. - Т.4. – С. 306. 11 Нефедов С.А. Факторный анализ исторического процесса. История Востока / С.А. Нефедов. - М.: Территория будущего, 2008. – С. 401. 12 Там же. – С. 402. 13 Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого / В.Я. Сидихменов. - М.: Русич, 2010. – С. 55. 14 Непомнин О., Бокщанин А. Лики Срединного царства. Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая / О. Непомнин, А. Бокщанин. - М.: Ломоносов, 2015. – С. 164. 15 Непомнин О., Бокщанин А. Лики Срединного царства. Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая / О. Непомнин, А. Бокщанин. - М.: Ломоносов, 2015. – С. 18. 16 История Китая. Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. – С. 51. 17 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. – М.: ЛомоносовЪ, 2015. – С. 213. 18 Там же. – С. 211. 19 Кравцова М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова. - СПб.: Лань, 2003. – С. 160 20 Кравцова М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова. - СПб.: Лань, 2003. – С. 163. 21 Непомнин О., Бокщанин А. Лики Срединного царства. Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая / О. Непомнин, А. Бокщанин. - М.: Ломоносов, 2015. – С. 19. 22 Потанин Г.Н. Сибирь. Монголия. Китай. Тибет. Путешествия длиною в жизнь / Н.Г. Потанин. – М.: Эксмо, 2014. – С. 381. 23 Непомнин О., Бокщанин А. Лики Срединного царства. Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая / О. Непомнин, А. Бокщанин. - М.: Ломоносов, 2015. – С. 19. 24 Ли Синь. Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ / Ли Синь // Дисс. к. ф. н. – Благовещенск, 2009. – С. 101. 25 Завьялова О.И. Проникновение ислама в Китай: лингвистические и этнокультурные аспекты / О.И. Завьялова // Китай, китайская цивилизация и мир: история, современность, перспективы : тез. докл. IV Междунар. науч. конф., 6-8 окт., 1993 г. – С. 48. 26 Лян Чжэ. Роль императора Чжу Юаньчжана в проникновении ислама в Китай / Лян Чжэ // Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 1 / Редколл.: Кобзев А.И. и др. – М.: Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2014. – С. 124.. 27 Там же. – С. 125.. 28 Непомнин О., Бокщанин А. Лики Срединного царства. Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая / О. Непомнин, А. Бокщанин. - М.: Ломоносов, 2015. – С. 40. 29 Там же – С. 41. 30 Лян Чжэ. Роль императора Чжу Юаньчжана в проникновении ислама в Китай / Лян Чжэ // Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 1 / Редколл.: Кобзев А.И. и др. – М.: Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2014. – С. 130. 31 Захарьин А.Б. Ислам в Китае. Религия и власть / А.Б. Захарьин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13: Востоковедение. - 2012. - № 4. - С. 45. 32 Завьялова О.И. Проникновение ислама в Китай: лингвистические и этнокультурные аспекты / О.И. Завьялова // Китай, китайская цивилизация и мир: история, современность, перспективы : тез. докл. IV Междунар. науч. конф., 6-8 окт., 1993 г. – С. 50. 33 Козьмин В.А. Этнология (Этнография): учебник для академического бакалавриата / под ред. В.А. Козьмина, В.С. Бузина. - М.: Юрайт, 2015. – С. 320. 34 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. – М.: ЛомоносовЪ, 2015. – С. 180. 35 Царева Г.И. Все о Китае. Культура, религия, традиции / Г.И. Царева. - М.: Профит-Стайл, 2008. – С. 307. 36 Захарьин А.Б. Ислам в Китае. Религия и власть / А.Б. Захарьин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13: Востоковедение. - 2012. - № 4. - С. 38. 37 Ли Синь. Ислам на Северо-Востоке Китая: философско-религиоведческий анализ / Ли Синь // Дисс. к. ф. н. – Благовещенск, 2009. – С. 114. 38 Религии Китая: Хрестоматия / Ермаков М.Е., Солонин К.Ю., Торчинов Е.А. СПб.: Евразия, 2001. – С. 317. 39 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. – М.: ЛомоносовЪ, 2015. – С. 100. 40 Непомнин О., Бокщанин А. Лики Срединного царства. Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая / О. Непомнин, А. Бокщанин. - М.: Ломоносов, 2015. – С. 63. 41 Хакимов Ш.В. Распространение ислама в Китае: проблемы историографии / Ш.В. Хакимов // Гуманитарное знание в системах политики и культуры. - Казань, 2000. - С. 208. 42 Захарьин А.Б. Ислам в Китае. Религия и власть / А.Б. Захарьин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13: Востоковедение. - 2012. - № 4. - С. 46. 43 Кравцова М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова. - СПб.: Лань, 2003. – С. 305. 44 Там же. – С. 306. |