никита бебра. Семинар 1 (1). Введение Дайте обоснование формированию исторической памяти, у современного поколения учитывая политику государства, вуза и социальных институтов
Скачать 169.92 Kb.
|
Туркеева Карина,114 группа Введение: Дайте обоснование формированию исторической памяти, у современного поколения учитывая политику государства, вуза и социальных институтов. Основные понятия: Историческая память, культурная преемственность, отечественные историки, мировая историческая дискуссия, марксистско-ленинская идеология. Историческая память - (также коллективная, или социальная память) — система социокультурных методов и институтов, контролирующих и преобразующих важное для настоящего момента социальное знание в информацию о прошлом для передачи новым поколениям «накопленного общественного опыта». В научном обиходе встречаются эквивалентные понятия, некоторые из которых употреблялись в прежние времена: историческая память, коллективная память, социальная память, коллективный мозг, память человечества, память мира. Культурная преемственность – передача культуры (ее достояний, традиций, открытий, особенностей) новым поколениям. Объяснение: Не секрет, что каждое новое поколение не создает кардинально новую культуру, а приобщается к уже существующей, каким-то образом трансформирует ее под себя и под веяния ее времени, развивает, изменяет, и передает следующему поколению для дальнейшего развития. Отечественные историки: Научное изучение истории Казахстана начинается с XVIIIв, связано с деятельностью российских историков. В 1832 году опубликована первая монография, посвященная истории, географии, этнографии Казахстана – «Описание киргиз-казачьих орд и степей» Левшина. Самые известные исследователи – Ч. Валиханов, В. Радлов. В 1920 году создано общество изучения Казахстанского края, в состав которого входили: Буденко, Грязнов, Самойлович и др. Мировая историческая дискуссия -дискуссии о предмете и статусе истории. Позитивистское направление господствовало в исторической науке до конца столетия. ... Немецкие историки занимали в то время ведущее положение в мировой историографии, о прошлом думали как о предмете, наиболее подходящем для беспристрастного, а потому и подлинно научного исследования, критиковали авторов XVIII в. за их "партийность", т. е. за то, что они открыто принимали ту или иную сторону в идейно-политическом противостоянии. Маркси́зм-ленини́зм — идеология, социально-политическое и философское учение о законах борьбы за свержение капиталистического строя и построение коммунистического общества. На современном этапе развития общества происходит раскол духовной жизни, связанный с изменением ценностно-смысловых ориентиров, общественных идеалов, переосмысления исторического прошлого в связи с современными событиями в политической и публичной сферах общества. В связи с этим важную роль приобретает историческая память, способная сохранять в сознании членов общества события прошлого, их оценки, и превращать в ценности, определяющие поступки и действия людей, ценности, на которые следует опираться в будущем. Важными в этом отношении являются слова Д.С. Лихачёва: «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности» [1, с. 6]. Действительно, знания о прошлом обеспечивают передачу ценностей из поколения в поколение. В.В. Карлова отмечает значение исторической памяти в формировании и консолидации нации: «Историческая память – это те фундаментальные исторические ценности, которые являются консолидирующим фактором создания нации, <…> историческая память является тем своеобразным национально-генетическим кодом, который сохраняет знания нации об истории, этапах развития, условиях существования и духовном потенциале нации» [2]. Трегуб О. считает историческую память «тем генетическим кодом нации, расшифровка которого может указать на присущие нации склонности, ее слабые и сильные стороны, определить уместные и необходимые пути развития» [3, с. 25]. Говоря о памяти, Г.Б. Могильницкий подчеркивает, что она «меняет свое содержание на разных этапах развития исторической науки не только вследствие избирательного характера подхода к явлениям прошлого, но и в меньшей степени в силу их оценки… Одни и те же явления прошлого нередко получают в разных системах исторических представлений диаметрально противоположную оценку, что определяет их неодинаковое звучание в памяти различных социальных классов» [4, с. 156-157]. Проблема исторической памяти является междисциплинарной, её исследованием занимаются представители таких социально-гуманитарных наук, как история, социология, политология, философия. Ж.Т. Тощенко отмечает в своем исследовании: «что же касается исторической памяти, то это определенным образом сфокусированное сознание, которое отражает особую значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим. Историческая память по сути дела является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания. Полное или частичное забвение исторического опыта, культуры своей страны и своего народа ведет к амнезии, что ставит под сомнение возможность существования данного народа в истории» [5, с. 296-297]. Исследователи указывают на социальный характер исторической памяти. По мнению М. Хальбвакса, индивиды не могут сохранять и активизировать личные воспоминания, если они не сконструированы в определенных социальных границах (семьи, религии, нации) и не поддерживаются этими группами [6, с. 61]. Исследователей исторической памяти объединяет мысль о том, что в современных условиях манипулирование коллективной памятью стало способом манипуляции индивидуального и общественного сознания. По мнению польского ученого Е. Едлицкого, «коллективная память может быть «холодной» или «горячей»: «холодная» сохраняет или консервирует факты, «горячая» – продуцирует политически актуальную версию прошлого, а дальнейшее развитие событий будет зависеть от эмоционального напряжения в обществе» [7, с. 94-95]. Исследователь называет два варианта использования исторической памяти, которые провоцируют напряжение и конфронтацию в обществе: «освящение некоторых исторических событий, которые превратили их во влиятельные символы и мифы; напоминание о массовой несправедливости по вине другой группы или силы» [7, с. 94-95]. Число научных исследований, посвященных проблеме исторической памяти, достаточно велико. Это работы А.Я. Гуревича, Л.О. Зашкильняк, Ю.О. Зерний, А.Н. Киридон, О.Б. Леонтьевой, Л.А. Нагорной, А.В. Полетаева, Л.П. Репиной, И.М. Савельевой, Ж.Т. Тощенко, А.А. Удод, Н.Н. Яковенко. Также есть определенное количество работ, посвященных исследованию исторического сознания, среди которых можно назвать труды А.Л. Андреевой, М.А. Барга, Н.И. Дроздовой, А.И. Зимина, Ж.Т. Тощенко, М.А. Чешкова, В.С. Шмаковой. Хотя проблема исторической памяти находится в центре внимания исследователей, ряд её аспектов остается не до конца изученным. Одним из таких пробелов является изучение исторической памяти молодого поколения, а именно её уровень на современном этапе развития общества и пути формирования в будущем. На данный момент в среде молодежи наблюдается снижение уровня гражданской ответственности, патриотизма, знания истории своей страны. Каждый член общества должен знать историю, прошлое своей страны для успешного проектирования будущего. Августин Аврелий отмечал значимость исторического сознания: «есть три времени – настоящее прошедшего, настоящее настоящего, настоящее будущего. Эти три времени существуют в нашей душе и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего это память, настоящее настоящего – его непосредственное созерцание, настоящее будущего – его ожидание» [8, с. 26]. Он подчеркивает, что без настоящего прошедшего не существует ни настоящее настоящего, ни настоящее будущего. Возникает вопрос, каким образом можно сохранить историческую память для будущих поколений, которые обеспечат эффективное развитие всех сфер жизни своей страны? Следует объединить усилия таких сфер, как образование, наука, культура с деятельностью органов власти, которые будут проводить работу по формированию и сохранению у молодежи исторической памяти, чувства причастности к истории своей страны, национальной самоидентификации, укреплять связи между поколениями, восстанавливать и поддерживать традиционные ценности. Наибольшее влияние на формирование и сохранение исторической памяти подрастающего поколения оказывает семья. Именно семья формирует у молодых людей национальное самосознание, любовь к родной земле, к её прошлому посредством передачи традиций, обычаев, верований, обрядов. Вслед за влиянием семьи, следует отметить, конечно же, образовательные и культурные учреждения. Именно среднее и высшее образование на сегодняшний день являются мощными ретрансляторами знаний о прошлом и модераторами исторической памяти молодого поколения жителей страны. Важной функцией исторического образования является создание в сознании молодых людей целостного образа прошлого народа. Историческое образование должно помогать молодежи с помощью понимания исторических явлений с разных перспектив (индивидуальной, местной, региональной, национальной, мировой) формировать собственную идентичность. Доминирующим средством обучения и важным фактором формирования исторической памяти молодых людей является учебник по истории. Роль преподавателя истории состоит не только в формировании знаний, но и в помощи молодежи в понимании поведения людей в прошлом. Этому способствует рассмотрение с разных точек зрения щепетильных вопросов и событий прошлого, которые имеют несколько версий. Важными для изучения являются вопросы о трагедиях, насилии, которые происходили в прошлом, с целью завлечения молодых людей к размышлениям о мотивах людей и обстоятельствах, в которых происходили те или иные события. Такой анализ помогает установить связь между прошедшими историческими событиями и событиями современного мира. Изучение истории в школе должно не только прививать знания, но и формировать критически мыслящего индивида, патриота своей страны. Формирование исторической памяти должно продоолжаться и в высших учебных заведениях, студенты должны совершенствовать свою способность осмысливать опыт предшествующих поколений и свой собственный. Эмпирический материал, собранный в процессе проведения социологических исследований также может и должен быть использован при разработке способов, мер, механизмов, направленных на формирование и поддержание исторической памяти молодого поколения. Особое место в формировании исторической памяти занимают музейные учреждения. Музей является не только местом хранения первичных источников культуры и истории, но и центром культуры, институтом, который осуществляет целенаправленное воздействие на индивида. Экспонаты музея, воссоздавая исторические события, вовлекают человека в мир истории и вызывают у него чувство сопричастности с данными событиями прошлого. Таким образом, музейные учреждения вырабатывают у их посетителей интерес к прошлому, к культурному наследию. Историческая память и музей имеют сходные основания и оказывают взаимное влияние. «Знание, традиции, ценности, символы, образы, составляющие основу исторической памяти, являются системообразующими элементами музея и занимают важное место в его деятельности, в своем взаимодействии способствуя сохранению, актуализации и трансляции исторической памяти из поколения в поколение» 2. Дайте определение понятию «Историческая память как основа культурной преемственности поколений и национально-гражданской идентичности». Приведите примеры. Историческая память как основа культурной преемственности поколений и национально-гражданской идентичности Кто я? В чем смысл моей жизни? Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый человек. Чтобы получить на него ответ необходимо заглянуть в самую глубь исторической памяти, потому что жизнь каждого человека несет на себе отпечаток истории своего народа, своей страны. Конечно хотелось бы знать а, что же такое «историческая память»? В целом историческую память можно определить как способность общественных субъектов сохранять и передавать из поколения в поколение знания о произошедших исторических событиях, (об исторических деятелях ушедших эпох, о национальных героях и вероотступниках, о традициях и коллективном опыте освоения социального и природного мира, об этапах , которые прошел тот или иной этнос, нация, народ в своём развитии . ) Важным моментом является то, что историческая память является основой духовной и культурной преемственности поколений. Одной из главных структурных составляющих исторической памяти, способствующих максимально полному наследованию исторического опыта, являются традиции. Они определяют специфику межличностных отношений, выполняя организующую функцию, выражающуюся не только через нормы поведения, обряды, обычаи, но и через систему распределения социальных ролей , социальную стратификацию общества. История изучает далекое прошлое всего человечества. Об исторической связи казахов и их далеких предков говорят нам конечно же исторические источники и летописи. Так к примеру, в период независимости исследователями было уделено много внимания истории Казахского ханства, откочевке ханов Жанибека и Керея, когда появился термин «қазақ» (казах). Однако хотелось бы заметить, что история Казахстана начинается далеко не с этой даты. История нашего государства берет начало еще с эпохи каменного века, андроновцев, саков, гуннов и других этнических групп, проживавших в древности на территории Казахстана. Опыт государственного управления древних этносов переняли тюрки , создавшие евразийскую империю – Тюркский каганат. На традициях этого каганата строилась государственность огузов, тюргешей, карлуков и других тюркоязычных этносов средневоковья. Новый этап развития государственности кочевников связан с возникновением империи Чингисхана и государствами, образованными на территории Казахстана после ее распада. Естественным преемником предшествовавших государственных образований, продолжателем традиций степной государственности было Казахское ханство, которое существовало на казахской земле в XV – начале XVIII века. В казахстанской научной и научно-популярной литературе имеется множество работ, посвященных на датировке времени возникновения первого в Центральной Азии национального государства, которое носило имя создавшего его этноса – казахов. Именно это долгое время оставалось одним из самых дискуссионных проблем отечественной исторической науки. Так же имеется множество работ в популярной литературе , посвященных данной теме. Известный казахский ученный Кадыргали Жалаири в своем «Шежірежинағы» («Сборник летописей») рассказывает об истории казахского ханства в XV-XVII веках. Сегодня большинство историков разделяют точку зрения, что время образования Казахского ханства следует датировать августом 1465 – августом 1466 года. В исторических источниках имеется единственное указание на время образования Казахского ханства. В известном труде «Тарих-и-Рашиди» Мухаммед Хайдара Дулати (1499-1561) говорится, что власть казахских ханов Керея и Жанибека началась в 870 год хиджры. 870 год хиджры по современному летоисчислению начался 24 августа 1465 года и закончился 11 августа 1466 года. Учитывая, что согласно казахским обычаям казахские курултаи, где проходило и избрание ханов, происходили в середине осени, восшествие на трон Керей хана и, следовательно , образование Казахского ханства предпочтительно датировать октябрем 1465 года. Местом возникновения и образования казахского ханства является район Чу, Козыбасы. Новая история Казахстана охватывает период с начала присоединения Казахстана к России и до Февральской революции 1917 года. Присоединение Казахстана к России охватывает значительный отрезок времени, начиная с первой четверти XVIII века и заканчивая второй половиной XIX века. Этот процесс включает в себя много событий, начиная с того, что ханы Тауке, а затем Абулхаир, просят помощи у России для борьбы против джунгар, и заканчивая военными походами русских на южные земли Казахстана и в Среднюю Азию. Строительство крепостей и укреплений, запрет приближаться казахам к рекам, юридические документы , менявшие административную структуру казахской степи, восстания казахов против этой политики – вот неполный список того, что включает в себя данный период. Начало правления казахских султанов пошло с 870 (1465 - 1466) года, и до 940 (1533 - 1534) года казахи имели полную власть над большей частью Узбекистана. Конечно о формировании Казахского ханства и государства в целом, можно много писать и рассуждать, но все же хотелось отметить, что история это не только войны, потрясения и революции – это, прежде всего люди, которые становятся участниками этих событий , которые строят и восстанавливают страну. Делают это взрослые, а дети впитывают в себя дух времени, отношение родителей к своему делу, понимают, что такое долг общественный и долг личный. Таким образом, историческая память показывает, что какие бы острые социальные потрясения, приводящие к забвению исконных русских , казахских начал, не переживало общество, связь поколений в конечном итоге восстанавливается. Общество, во все временна, испытывает потребность в восстановлении связей с прошлым, со своими корнями: любая эпоха порождена предшествующим ей этапом исторического развития и преодолеть эту связь, то есть начать развитие с нулевой отметки не возможно. 3. Изучите вклад западно – европейских теоретиков в мировую историческую науку, и обратите внимание как их теория отразились на развитие отечественной истории? Обоснуйте свой ответ. Ф.ВОЛЬТЕР- самая яркая фигура франци европ просвещения, философ, писатель, поэт, историк-просветитель. Труды: «Опыт о нравах» («и о главных историч. событиях»), «История России в царствование Петра Великого», «Век Людовика XIV». Выступал за обновление ист науки. Гл его идея- соединение истории с просветит философией. Задача историка- не просто собирание фактов и изложение событий, но критич осмысление всего материала с точки зрения разума, создание «философской истории». Ввёл в оборот понятие «философия истории». Расширил географич. рамки истории: воссоздал историю не только народов Европы, но историю арабов, индусов, китайцев. Задача историка в осмыслении всемир. истории – необходимость показать, как развивалось человеческое общ-во от «грубого варварства» к современности. Гл. двигатель историч. процесса – развитие человеческого разума, просвещения. Гл. препятствие – суеверие, религиозный фанатизм, невежество. Процесс человечества совершается в борьбе этих двух начал. Был противником всякой рев. Нельзя защищать идею равенства «методами хищных зверей». Ф.ВОЛЬТЕР- самая яркая фигура франци европ просвещения, философ, писатель, поэт, историк-просветитель. Труды: «Опыт о нравах» («и о главных историч. событиях»), «История России в царствование Петра Великого», «Век Людовика XIV». Выступал за обновление ист науки. Гл его идея- соединение истории с просветит философией. Задача историка- не просто собирание фактов и изложение событий, но критич осмысление всего материала с точки зрения разума, создание «философской истории». Ввёл в оборот понятие «философия истории». Расширил географич. рамки истории: воссоздал историю не только народов Европы, но историю арабов, индусов, китайцев. Задача историка в осмыслении всемир. истории – необходимость показать, как развивалось человеческое общ-во от «грубого варварства» к современности. Гл. двигатель историч. процесса – развитие человеческого разума, просвещения. Гл. препятствие – суеверие, религиозный фанатизм, невежество. Процесс человечества совершается в борьбе этих двух начал. Был противником всякой рев. Нельзя защищать идею равенства «методами хищных зверей». КОНДОРСЕ, Жан Антуан (1743-1794). Находился пол влиянием своих друзей – Вольтера и Тюрго. Гл. труд: «Эскиз историч. картины прогресса человеческого разума» (1795): 1. о добродетельности и величии человеческой природы,2.о безграничном совершенствовании и прогрессе человечества. Заключение: Ведущей идеей его историко-соц-й концепции является идея прогресса. Гл. критерии прогресса- развитие разума и науч познания мира. Движущей силой прогресса считал чел рода считал прогресс разума, рост просвещения и научных знаний. Эти принципы положены в его периодиз истории, в кот он выделил 9 эпох. Приветствовал рев-ии в америке и во франции. Убеждён, что дальнейшее срвершенствование разума приведёт к преодолению неравенства между нациями , устранению нищеты и богатства, исчезновению неравенства прав между полами. Прогресс охватит и и ныне отсталые народы Азии и Африки. Список используемой литературы: тремины- https://ru.wikipedia.org/wiki/Историческая_память,https://yandex.kz/se arch/?text=марксистско+ленинская+идеология+это&lr=162&clid=2271 258&win=478&src=suggest_T,https://yandex.kz/search/?text=отечестве нные+историки+казахстана&lr=162&clid=2271258&win=478&src=sugg est_T https://melimde.com/istoricheskaya-pamyate-kak-osnova-kuleturnoj-pre emstvennosti-p-v2.html https://poisk-ru.ru/s21550t1.html http://dspace.luguniv.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/2247/1/Priadko %20Formirovan.pdf |