Главная страница

Курсовая государство в пол системе. Введение Для определения актуальности


Скачать 76.38 Kb.
НазваниеВведение Для определения актуальности
Дата01.11.2020
Размер76.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая государство в пол системе.docx
ТипДокументы
#147272
страница4 из 5
1   2   3   4   5

2.3. Государство и религиозные организации



Церковь – это организация той или иной религии на базе определенного вероучения и системы культа, a также совокупность правил, санкций, ценностей, учреждений, которые регулируют различные стороны жизни верующих.

Отношения государства и церкви на их историческом пути были весьма разнообразны: от полного взаимooтчуждения до фактического слияния. Большинство современных государств утверждают свободу вероисповедания. Все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Например, в ст. 14 Конституции РФ сказано: Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной20.

Конституция РФ, гарантируя свободу совести и равенство религиозных объединений, в ст. 29 запрещает пропаганду религиозного превосходства, не допускает пропаганду или агитацию, порождающую религиозную ненависть и вражду. Так же об этом говориться в ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст.6)21.

На основании того, что церковь отделена от государства, в литературе иногда можно встретить утверждение, что тем самым церковь исключена из политической системы общества. Это не совсем так. Церковь не является политической партией, она во многих странах не ставит перед собой задачу бороться за места в парламенте и т.п., но это вовсе не означает, что церковь не является элементом политической системы общества.

Существовали раньше и существуют в настоящее время государства, в которых религиозные организации оказывали и оказывают сильнейшее влияние на содержание деятельности не только отдельных органов государства, но и на государство в целом, его внутреннюю и внешнюю политику (средневековая Европа, современные исламские государства).

Церковь нередко являлась «мощным объединяющим фактором, скрепляющим единение государства как такового (Русская Православная Церковь в период татаро-монгольского нашествия). Совершенно очевидно, что исключать церковь из политической системы общества в принципе неверно. То, что церковь юридически отделена от государства, вовсе не означает, что она отделена фактически, a тем более, что она реально исключена из политической системы общества»22.

История взаимоотношений церкви и государства, степень их взаимовлияния друг на друга позволяет выделять следующие государства: атеистические, светские, теократические и клерикальные.

Безбожие характерно для атеистических государств. В них ведется усиленная атеистическая пропаганда, a религиозная пропаганда не допускается. Священнослужители преследуются или ограничиваются в действиях по проведению своей религиозной деятельности.

Главное из свойств, присущее атеистическим государствам – это жесткий контроль со стороны государства за деятельностью религиозных организаций, изданием и распространением религиозной литературы, ограничение (или лишение) экономических прав и свобод религиозных объединений. CCCP был атеистическим государством.B нем церковь действительно была исключена из политической системы.

Светское государство – это государство, которое признает деятельность религиозных организаций, но не вмешивается в нее. В этих государствах церковь отделена от государства, но государство признает равноправие граждан независимо от принадлежности к той или иной религии.

Светское государство охраняет законную деятельность всех религиозных конфессий и права верующих. Оно не должно контролировать деятельность церковных организаций, не должно оказывать ни одной из них финансовой помощи, иначе будет нарушен баланс равного отношения к ним.

B светском государстве религиозные организации выполняют важные социальные функции: воспитательные, медицинские, образовательные и т.д.

Ho они не выполняют политических и юридических функций по поручению органов государственной власти.

B светском государстве все религиозные конфессии и организации имеют достаточно благоприятные условия для своего существования. Деятельность религиозных организаций, которые поощряют антигуманные методы деятельности, негативно воздействуют на психику и здоровье людей или ставят своей целью разжигание вражды между людьми на почве религии. Светское государство, как правило, запрещает. Политическое влияние церкви в светском государстве заключается прежде всего в том, что многие верующие – это одновременно и избиратели. Отдельные политические партии умышленно делают на этом акцент в своих названиях, а в программах декларируют уважительное отношение к религиозным ценностям. Поэтому голоса верующих на выборах – серьезная политическая сила.

Теократическое государство – это «государство, в котором политическая и религиозная власть находится в ведении одного лица – главы духовенства. Сосредоточение государственной и духовной власти в одних руках позволяет осуществлять над духовной и светской жизнью граждан государства контроль»23.Такие государства существовали в древние времена (Иудея), в средневековье (халифаты), в новое время и в настоящее время (Ватикан, Иран).

Характерной чертой теократических государств является усиление религиозной регламентации всех сторон общественной и частной жизни граждан. Государственный статус придается религиозным праздникам, пoнормам церковного права ведется судопроизводство, заметна неприязнь к иноверцам.

Религиозные отношения становятся господствующими в обществе, они пронизывают всю систему межличностных, экономических, семейных, правовых, политических отношений. B теократических государствах происходит фактическое слияние государства и религиозных организаций, и церкви придается возможность влиять на население страны при помощи государственного аппарата, т.e. использовать государственные структуры в своих целях.

Клерикальное государство – это государство, где какая-либо одна религия официально имеет статус государственной или занимает привилегированное положение по сравнению с другими религиями, принятыми в данном государстве. Cтатус государственной религии подразумевает тесное взаимодействие государства и церкви, охватывающее различные сферы общественных отношений:

– за церковью признается право собственности на широкий круг объектов (землю, здания, сооружения, предметы культа и др.);

– церковь получает от государства различные субсидии, материальную помощь, имеет налоговые льготы;

– церковь наделяется рядом юридических полномочий, т.е. действий, влекущих правовые последствия, например, регистрировать брак, рождение;

– церковь имеет право участвовать в политической жизни страны и нередко иметь свое представительство в государственных органах, например, места в парламенте;

– церковь имеет право осуществлять контроль в сфере образования, воспитания, кино, телевидения.

В клерикальном государстве, несмотря, на сильные позиции государственной религии, полного слияния государства и церкви не происходит. Клерикальное государство является своего рода промежуточным вариантом между светским и теократическим. Оно не соединяется с церковью, однако активно влияет на государственную политику . Клерикальным государством в настоящее время является, например, Великобритания, где королева одновременно является главой англиканской церкви.

В заключении хотелось сделать вывод, что религиозные организации являются одним их неотъемлемых элементов политической системы общества. B некоторых государствах она влияет на внутреннюю и внешнюю политику, является ядром духовного объединения, сплочения народа. Хоть церковь и отделена от государства юридически, это не означает, что она исключена из политической системы общества фактически. Выделяют четыре вида государств по степени их взаимодействия друг на друга: атеистические, светские, теократические и клерикальные. Каждый вид характеризуется присущими ему признаками и в той или иной мере взаимодействует c религиозными организациями.

1   2   3   4   5


написать администратору сайта