курсовая работа 2022. Введение для построения гражданского общества и правового государства можно выделить множество значимых факторов
Скачать 155.02 Kb.
|
ВВЕДЕНИЕ Для построения гражданского общества и правового государства можно выделить множество значимых факторов. Но одним из самых важных является правовая культура - многослойное и разностороннее правовое явление, являющееся одним из аспектов общечеловеческой культуры. Выработка и развитие основных направлений правовой культуры занимает сейчас одно из ведущих мест в системе юридического образования. Правовая культура характеризует духовную сторону жизни общества. Он взаимосвязана с такими понятиями как право, правовые отношения, правосознание, правопорядок, законность, правотворчество, законотворчество, правоприменительная и юридическая деятельность. Она регулирует взаимоотношения людей, выступает инструментом стабильности общества. Состояние правовой культуры государства является важным показателем уровня зрелости конкретной правовой системы. Что в полной мере можно отнести и к Российской Федерации. Актуальность темы можно объяснить тем, что без должного понимания правовой культуры как явления, без изучения её особенностей в нашем государстве и без применения методов её совершенствования невозможно эволюционирование России как правового государства, а также построение гражданского общества и должное развитие всех сфер жизни. Говоря о разработанности темы исследования, следует отметить, что исследованию правовой культуры как целостного явления уделялось меньше внимания, чем исследованию её отдельных компонентов и аспектов. Теоретическую основу составили труды С.С. Алексеева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, А.М.Васильева, А.Б. Венгерова, Н.Н. Вопленко, Н.Л. Гранат, В.Д. Зорькина, В.П. Казимирчука, Н.М. Кейзерова, Д.А. Керимова, С.Э. Крапивенского, И.А. Крыгиной, В.Н. Кудрявцева, О.Е.Кутафина, В.В. Лазарева, Н.Н. Лебедева, Р.З.Лившица, И.И. Лукашука, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, О.В. Мартышина, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, Г.И. Муромцева, В.С.Нерсесянца, В.Д. Перевалова, Т.Н. Радько, И.Ф. Рябко, В.П.Сальникова, А.П. Семитко, Н.Я. Соколова, Ю.А. Тихомирова, В.А. Туманова, О.И. Цыбулевской, Л.С. Явича и др. Конечно мы не можем не оценить вклад других русских учёных, которые по сути не являлись юристами, но проводили работы в смежных областях науки: Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, П.А. Кропоткина, Д.С. Лихачева, С.М. Соловьева, Г.В. Плеханова, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и др. Целью работы является всестороннее изучение правовой культуры, её сущностных характеристик, компонентов, структуры, видов и типов, а также особенностей правовой культуры в Российской Федерации, анализ взаимодействия её с другими правовыми явлениями общества. Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи: дать определение правовой культуры, рассмотреть её с точки зрения различных подходов, рассмотреть сущность, содержание, структуру и функции правовой культуры, выделить основные виды и типы правовой культуры; проанализировать правовую культуру гражданина и общества в современной России, при этом: отдельно остановиться на явлении правового нигилизма в Российском обществе, рассмотреть правомерное поведение как основную форму выражения правовой культуры, соотнести и дать сравнение таким понятиям как правосознание, правовая информированность и правовая культура; исследовать основные принципы правового статуса человека и гражданина, уделив внимание конституционно-правовой культуре, раскрыть значение правового воспитания в формировании правовой культуры в России, разработать рекомендации по совершенствованию правовой культуры. Объектом исследования является правовая культура. Как сложное развивающееся, специфическое общественное явление, непосредственно влияющее на функционирование правового, демократического государства. Предметом работы состояние, особенности, тенденции и перспективы развития правовой культуры, её специфика в российском обществе, а также роль правовой культуры в формировании гражданского общества и правового государства и всей правовой системы. Методами исследования являются общенаучный, а именно диалектический, он предполагает изучение правовых явлений с точки зрения законов диалектики. Он позволяет выяснить природу государства и права, проникнуть в их сущность, особенности, понять механизмы функционирования их, а также правотворчества и правоприменения. При анализе теоретических источников использовались индуктивный и дедуктивный методы. И, как в практически каждом исследовании, конечно, нельзя обойтись без анализа и синтеза. К числу же частнонаучных методов можно отнести социологический, формально-юридический, сравнительный, исторический, логический, системный, нормативный, функциональный, благодаря им производится существующего анализ и разбор существующего права и практики его применения. Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, указанные выше и в библиографическом списке, касающиеся правовой культуры, её особенностей в Российской Федерации, проблем её совершенствования и развития. Нормативной базой исследования являются международно-правовые акты Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты. В практической и учебной деятельности было бы уместно знать теоретические основы правовой культуры, подходы к её пониманию, структуру, функции, её виды и типы для всестороннего понимания данного явления. Особенности правовой культуры общества и гражданина в современной России будут актуальны в практической юридической деятельности, в правотворчестве, а также в теоретической сфере деятельности любого гражданина Российской Федерации или человека каким-либо образом связанного с нашим государством. Проблема совершенствования правовой культуры в российском обществе является насущной для всех членов этого общества, и выводы и умозаключения сделанные здесь могут быть доступны и полезны любому. Главными здесь являются вопросы прав и свобод человека, конституционноправовой культуры в России и правового воспитания. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих 8 параграфов, заключения и библиографического списка Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ И ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ § 1. Основные подходы к пониманию правовой культуры В российском обществе на всём протяжении его развития существовали различные объективные и субъективные факторы, которые препятствовали развитию правовой культуры. В отличие от западноевропейской правовой системы, которой были свойственны уважительное отношение к личности, её правам и свободам, неоспоримая роль судебной власти, развитые институты конституционализма, для отечественной правовой системы данные явления были несвойственны, особенно в период господства тоталитарного режима советской власти в течение 70 лет ХХ века. Само понятие правовой культуры - чрезвычайно ёмкое. Особенно следует отметить её общественную значимость, которая значительно превосходит нормативное воздействие права на общественные отношения. Правовая культура является частью культуры в целом, она влияет на формирование как общественного сознания, так и сознания отдельной личности, а также регулирует деятельность в различных сферах жизни общества. Именно поэтому формирование правовой культуры необходимо для решения проблем при построении правового государства и гражданского общества. Феномен правовой культуры слишком многогранен, что вызывает определённые методологические и теоретические трудности с формулировкой данного понятия. Для исследования правовой культуры как явления в юридической науке сложился ряд методологических подходов. Одним из подходов является деятельностный. Он сосредотачивает внимание на различных характеристиках и сторонах деятельности человека. То есть культура в данном подходе является творческой деятельностью, воплощением творческих сил общества, как специфический способ человеческой деятельности. Правовая культура появляется, эволюционирует и претерпевает изменения в результате деятельности человека - так считают сторонники данного подхода. В данном случае речь идёт не о всей деятельности, а именно о творческой составляющей. Содержание и результат деятельности определяются процессом самой деятельности. В деятельностном подходе принято выделять отдельно его подвид - технологический подход. Его сторонники выделяют тот факт, что для развития и организации общественной деятельности имеется специфический способ, который и является систематизирующим началом. Для регулирования отношений между людьми, между человеком и природой необходимы специальные социальные нормы и учреждения, целая система социальных норм и учреждений, которые можно рассматривать как культуру. «Знакомясь с деятельностным подходом к культуре, важно понять главное: культура - это не сама деятельность, а тот способ, которым она осуществляется. Например, само по себе добывание пищи, её прием и усвоение могут быть процессом, не имеющим отношение к культуре (животные тоже этот процесс осуществляют). Элементы культуры в него вносятся по ходу развития человека и общества - меняются способы добывания, внедряется предварительная термическая обработка, входят в обиход ножи, ложки и вилки (кстати, еще во времена Шекспира даже при дворе английского короля не пользовались вилкой), применяются разнообразные добавки, способствующие улучшению аппетита и лучшему усвоению пищи (соль, соусы, приправы) и т.д» В рамках данного подхода правовая культура понимается как деятельность, при которой имеет место соответствие самой деятельности ценностям, выработанным в правовом поведении, включающая поведение в соответствии с правовыми нормами, исполнение и соблюдение данных норм В результате этого происходит дальнейшее гармоничное развитие человека и общества. Ещё один довольно распространённый подход - аксиологический или оценочный. В данном подходе правовая культура - есть система правовых ориентиров и ценностей, созданных в результате развития общества и включивших в себя главные достижения юридической культуры. Данный подход позволяет дать объективную оценку всех явлений правовой культуры, показать их значимость. Изучение ценностного аспекта культуры, а также возможность определить общественные основы правовой культуры - вот то, на чём основывается оценочный подход. Причём в данном случае имеет место именно философское изучение. Также появляется возможность для определения объективных свойств, нормативности, нравственных и духовных аспектов правовой культуры. Нельзя не заметить связь с нравственностью членов общества, без которой не было бы и правовой культуры. Немаловажное значение также имеет структурно-функциональный подход. Он уделяет особое внимание структурным элементам правовой культуры, помогает выявить их функциональную характеристику, при этом элементы функционируют как целостная система. Ещё один подход - социологический, который разрабатывала А.В. Куликова, утверждает, что правовая культура есть разновидность культуры вообще. Культура же состоит из духовных и материальных ценностей, которые относятся к правовой действительности. При этом правовая культура включает только то, что есть в правовых явлениях относительно ценного, прогрессивного, социально полезного. В узком смысле она проявляется в поведении и образе мышления, в широком - это мера развитости в данном обществе права, его роли в нём. Также можно выделить антропологический, который рассматривает правовую культуру как проявление различных сфер правовой жизни, и философский подход, где правовая культура есть своего рода юридическое богатство, которое отражается в уровне развития права, юридической техники, правового прогресса в целом. Выделяют и иные подходы, а также мнения отдельных учёных в понимании правовой культуры. В.П. Сальников считает правовую культуру совокупностью социально-правовых институтов, которые затрагивают все сферы жизни общества, которые получают своё выражение в деятельности человека, это необходимо для установления правопорядка в государстве и обществе. В основе правопорядка лежат общечеловеческие ценности - равенство, свобода, взаимное уважение, надлежащее выполнение своих обязанностей. «Ценностный аспект правовой культуры выражен в работах Р.А. Ромашова, А.Г. Тищенко, и, соответственно, правовая культура может быть охарактеризована как сформировавшаяся в процессе социального развития информационно-коммуникативная, регулятивно-охранительная среда человеческой жизнедеятельности, в основу которой положено право и которая позволяет обеспечить правомерное поведение абсолютного большинства членов сообщества».1 А.П. Семитко в основу правовой культуры положил качество правовой жизни общества, где правовое положение человека является главным индикатором прогресса правовой культуры. С.С. Алексеев также отмечал, что правовая культура указывает на уровень развития права. Возможен взгляд на правовую культуру с точки зрения ценностнонормативного подхода, где социально-правовое развитие общества обеспечивается за счёт воспроизводства новых ценностей и функционирования системы норм. Н.Н. Лебедев полагает, что правовая культура не сводится только к системе правовых ценностей, так как если пренебречь другими элементами, то представление о данном явлении будет неполным. Для целостного восприятия правовой культуры видится целесообразным создание интегрированного подхода к её пониманию, в основе которого должен быть её структурный анализ. На современном этапе развития, в связи с формированием информационного общества, всё большее значение приобретают компьютерные и информационные технологии, а значит возрастает ценность информационного подхода к правовой культуре, в том числе и как средство информационного воздействия. Заслуживает внимания взгляд Е.В. Клейменовой и К.А. Моралевой, полагающих, что в «состав правовой культуры входит информация, заключенная в следующих элементах: а) правовое сознание; б) правовая наука; в) правовая деятельность; г) материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность; д) юридические акты».2 Авторы выделяют культуру законодательства и культуру поведения. О.Н. Бибик - сторонник культурологического подхода считает, что исследование правовой культуры невозможно без обращения к культуре в целом. Необходимо изучать культурные потребности общества, социальные возможности личности приобретать в процессе деятельности духовные и материальные ценности. Достаточно своеобразна концепция О.Ю. Рыбакова, где правовая культура выступает как критерий правовой деятельности, где используются правовые нормы и ценности, накопленные в ходе исторического процесса, в том числе и нормы современной правовой жизни. Достаточно всеобъемлющая и разносторонняя точка зрения О.А. Воробьевой, Т.В. Мычак, считающих, что правовая культура - это сложная социальная система. Она отражает качественное состояние общества, показывает на каком этапе развития оно стоит. Это проявляется в поведении, общественных отношениях, языке, обычаях, состоянии общественного сознания и т.д. Мычак и Воробьёва считают, что правовая культура состоит из: правовых знаний, правового сознания, правовых навыков и умений, правовой позиции, правовой деятельности. А результатом взаимодействия всех этих составляющих является правовое самообразование и правомерная деятельность в любой сфере жизни. «Таким образом, современное понимание правовой культуры - это, прежде всего, интегрированный процесс культурного восприятия обществом правовых ценностей, правовых знаний, опосредованных опытом предшествующих поколений. В то же время происходит создание новых правовых норм через систему взглядов и правовую социализацию каждой отдельной личности. Важно отметить влияние информационной составляющей в структуре элементов правовой культуры, особенно молодежи. При этом усвоенная правовая культура дает молодому человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества».3 Процесс формирования правовой культуры в современном обществе обусловлен необходимостью формирования в каждой личности чувства патриотизма, уважения к своему и другим государствам, а также воспитания собственного достоинства и умения жить в гармонии с окружающим миром. §2. Структура и функции правовой культуры Для того, чтобы полнее и глубже проникнуть в суть явления правовой культуры, необходимо определить её структуру и функции. Без прояснения данного вопроса представляется сложным осмысление роли и места правовой культуры в развитии гражданского общества и становлении верховенства права (rule of law - с англ.). Правовая культура занимает особое место в культурном пространстве человека. Она не совпадает полностью ни с одним другим видом культуры (информационной, духовной, материальной, политической и т. д.). Скорее, она содержит своеобразное, уникальное сочетание, как материальных, так и духовных компонентов. Обратим внимание на тот факт, что вопрос определения структуры правовой культуры до сих пор остаётся предметом дискуссии. Обращаясь к юридической литературе, мы сталкиваемся с различным пониманием того, какие элементы правовой культуры стоит считать наиболее значимыми. По мнению В. П. Сальникова, существуют следующие компоненты правовой действительности «право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов...», также он подчёркивает, что её содержание отхватывает не только сами элементы, но и их характер, уровень развития: «т.е. то, что дает им данный этап цивилизации, общественного прогресса».4 Кроме вышеуказанных компонентов последователи данного направления указывают также на: государственно-правовую идеологию; правовые учреждения; правотворческую деятельность; политическую оценку правового поведения и норм права; правовую науку; права и свободы граждан; уровень развития всей системы нормативно-правовых актов.5 Выделение таких структурных элементов, как правовая наука, права и свободы граждан, государственно-правовая идеология, приближает понятие правовой культуры к понятию правовой системы общества. В таком виде феномен правовой культуры носит социальный характер и заключает в себя важнейшие компоненты юридической реальности. Вместе с тем, нельзя не отметить, что некоторые представленные элементы не являются ключевыми в сущности правовой культуры. Например, оценку правового поведения, а также оценку норм права скорее следует относить к понятию правосознания, потому что мы тем самым выражаем свои взгляды и убеждения в отношении права, правового поведения и правосудия. В. И. Каминская и А. Р. Ратинов, в состав правовой культуры включают следующие комплексы: система норм права; система общественных отношений; система общественных организаций и государственных органов, осуществляющих контроль и исполнение права; правосознание (как система взглядов, идей, теорий, традиций, переживаний и других духовных проявлений, отражающих правовую действительность); правовое поведение (правовая деятельность).6 Н. М. Кейзеров к перечню выше предлагает добавить: критерии оценки правового поведения и норм права, правотворчество, науку о праве.7 А. П. Семитко обращает внимание на степень развития таких компонентов правовой жизни общества, как: правовые тексты; правовая деятельность («в теории и на практике»); правовое сознание (на уровне представлений о праве, познания права, эмоционального отношения к нему и правового поведения); правовое развитие субъекта-носителя правовой культуры.8 И.А. Крыгина указывает на расплывчатость и субъективность некоторых элементов структуры правовой культуры по Семитко, например, «уровень совершенства законодательства», «юридическая практика».9 В данном случае поиск и обоснование критериев совершенства вносит элемент субъективности в изучение данного явления, что «создает основу для зависимости исследований от ориентаций ученого».10 Представители западной социологии права, в частности Э. Бланбург, предлагают иную структуру правовой культуры: нормы, правила и образцы поведения людей; убеждения, ценности, идеалы и ожидания людей в отношении права и правовой системы; компетенция, юрисдикция судов; методы разрешения споров (процедура апелляции); уголовно-процессуальные процедуры; устройство легислатур представительных и исполнительных органов власти; Приведённая структура представляется неполной, так как Э. Бланбург акцентирует институциональную сторону правовой культуры - компетентность юристов, качество процессуальных процедур (надёжность, достаточность, законность, последовательность, обработанность и пр.), организация легислатур. В то же время, уходят от внимания этнологические факторы. Историческая школа права, основанная Ф.Г. Савиньи, напротив, утверждает о том, что право базируется на национальной (правовой) ментальности («национальное право»): в результате исторического процесса, народные верования, обычаи и «народный дух» (общее сознание) становятся почвой для развития юридических норм. В качестве недостатка «национального права» указывают на её закрытость, консерватизм и невозможность взаимодействия правовых систем разных народов. Учёные, отстаивающие необходимость взаимодействия различных народов и культур, как фактор формирования правовой культуры, считают такую модель развития более прогрессивной и выделяют следующие условия положительного влияния на международные отношения: культурно-правовая близость; дружественный характер отношений носителей культуры (между реципиентом и донором); целостность общества и культурной среды (чем оно более крепки связи в обществе, тем сложнее негативно повлиять на отдельные её компоненты, слои).11 Обе теории «национального права» и «международного права» определяют разные подходы к формированию правосознания человека и общества. Тем не менее, несмотря на их полярность, нет причин считать один подход абсолютно верным, а другой разрушительным. По мнению И.А. Ильина, важнейшим показателем правовой культуры стоит считать именно уровень правосознания. Более того, он доказывал, что правосознание превосходит по значимости само право и определял его как: «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное правочувствие» - правосознание носит универсальный характер во всём явлении правовой культуры. Правосознание выступает в роли моста, объединяющего идеологию права и реализацию правовых отношений. В каждой конкретной культурной и исторической действительности формируется своё уникальное правосознание и свои нормы права и правоотношения, с точки зрения исторической школы права, которые неизбежно будут вступать во взаимодействие с другими культурами права и претерпевать изменения. Некоторые представители западной традиции права отождествляют его с правовой культурой. В частности, М. Хоек и М.Веррингтон предлагают понимать под правом не совокупность обязательных норм, а именно культуру. Они считают, что правовую культуру невозможно понять вне широкого исторического, политического, социально-экономического контекста. Они включают в правовую культуру следующие элементы: совокупность норм права; теория источников права (кто, в каком виде создаёт и утверждает нормы права); методология права (система методов познания, понятий и категорий); теория аргументации (приоритет природы аргументов: юридические политические, идеологические, социальные, экономические); теория легитимации права (что придаёт силу праву и делает обязательным соблюдение её норм); идеология, системы ценностей и миропонимания (определяет характер общества и места человека в нём). Обобщая научные исследования разных учёных, можно предложить следующую структуру правовой культуры: право; правосознание; юридические акты; правовая деятельность; наука о праве. Право - есть система норм, регулирующих общественную жизнь и гарантируемая государством. Оно воплощается в виде юридических актов. Правосознание - есть духовное, субъективное восприятие правовых явлений человеком и обществом. Результатом этой формы общественного сознания является правовое поведение - правовая деятельность (правомерная или противоправная). Юридическая наука, в свою очередь, призвана глубже изучать предмет и проблемы права, находить решения юридических проблем и создавать новые знания в сфере права. Теперь для общего понимания структуры правовой культуры представим основные её элементы в виде трёх уровней (см. таблицу 1). Таблица 1. Основные элементы правовой культуры.
Правовая идеология включает в себя совокупность идей, теорий и понятий с сфере права. Она возникает и формируется стихийно и нередко идёт 13 вразрез с представлениями о праве определённых социальных групп.12 Правовая психология определяет совокупность переживаний людей, эмоции, их чувства, привычки, настроения по отношению к действующему законодательству и правореализации. Правовое поведение включает в себя любое социально значимое поведение гражданина, которое предусмотрено правовыми нормами и имеет юридические последствия. Г осударство гарантирует, стимулирует и охраняет правомерное правовое поведение. При таком большом разнообразии расходящихся концепций, теорий, представлений, мнений по отношению к сущности правовой культуры большинство учёных всё же сходятся к единому пониманию основных функций правовой культуры. К ним относят: познавательную, нормативно - ценностную, регулятивную, коммуникативную и прогностическую.13 Познавательная функция связана с освоением правового наследия прошлого (в т.ч. и опыта зарубежных стран), осознанием и обоснованием необходимых мероприятий по формированию правового государства. Она позволяет лучше согласовывать общественные и личные интересы, дать возможность всестороннего развития индивида. Регулятивная функция заключает в себя применение правовых и социальных норм для обеспечения эффективного, слаженного, динамичного функционирования правовой системы. Она даёт чёткое представление гражданам о соблюдении законности и правопорядка, о недопустимости нарушения прав других людей, что, несомненно, упорядочивает общественные отношения. Нормативно-ценностная функция состоит в критической оценке правовых норм путём сопоставления их с образцами поведениями, сложившимися традициями, ценностными ориентирами индивидуумов и социальных групп. В результате такой культурно-правовой оценки одни проявления правовой действительности принимаются, от других - отказываются. Коммуникативная функция обеспечивает общение граждан в правовой сфере, направленное на согласование различных интересов и представлений в сфере права, на обогащение и развитие правовой культуры личности и общества путём взаимоотношений с различными правовыми культурами. Это не только непосредственные правоотношения, но и опосредованное общение через средства массовой информации, литературу и различные виды искусства. Существует научный тезис о том, что развитие правовой культуры отдельного общества не может быть успешным без взаимодействия с другими правовым культурами. На примере опыта нашей страны видно, что изоляционная тоталитарная политика, не воспринимающая на уровне идеологии права иных образцов правовых систем и правовых ценностей, в том числе культурное наследие прошлого, приводит к печальным последствиям: после застойных десятилетий в обществе назрела идея построения «социализма с человеческим лицом», либерализации общественного и политического устройства страны, однако в результате начался тяжёлый процесс распада СССР и переустройства новообразованных стран. Прогностическая функция позволяет предвидеть потенциальные направления развития права и правовой системы, правотворчества и юридической практики и т.п., а также предсказание последствий тех или иных изменений. В настоящее время элементы социального прогнозирования и планирования в российской законодательной деятельности усиливаются, однако порядок и последовательность разработки и принятия законодательных актов ещё не достигли должного уровня. Функции, приведённые выше, можно обобщить и выделить их в следующем виде: - тесная взаимосвязь и влияние правовых ценностей на все сферы общественной жизни (политическая, экономическая, духовная, социальная); воспитание и поддержание уровня правового сознания в обществе в целом; сохранение правовых ценностей (передача их через поколения). Правовые культуры в конечном итоге являются частью мировых цивилизаций, как, например, западная и восточная традиция права. Каждое явление правовой культуры имеет свою природу и обладает своей спецификой. Поэтому не имеет смысла превозносить римскую правовую культуру над восточной (буддийской, мусульманской и т.д.) - каждая обладает своими этнологическими и историческими особенностями. Правовые культуры не принято делить на «хорошие» и «плохие». Но и не всякая правовая культура в конкретный исторический период передаёт духовный опыт народа, поэтому они нуждаются скорее не в «стадиальных» и упрощённых сравнительных оценках, а в изучении и понимании её действительного смысла для конкретного народа. Это не значит, что правовые культуры не приемлют сравнительного подхода, или оценки их эффективности в частном и в общем. Важно помнить, что более глубокое познание специфики всех ей элементов, а также закономерностей, позволяет делать выводы о её развитии, эффективности и занимаемом месте в общекультурном процессе. Из это следует, что попытки формализации правовой культуры не сводятся к применению только лишь внешних сравнений и аналогий. Правовая культура - это сложный живой организм и все её элементы - юридические акты, право, правосознание, институты, процессы и т.д. - есть продукты человеческого творчества, его труда, а также исторического процесса. Исключение элементов (групп элементов) правовой культуры делает её рассмотрение ущербной и односторонней. Продукты правовой культуры нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные культурные ценности. Очевидно, что разрушение культурного слоя права чревато невосполнимыми потерями в государственнополитическом самосознании нации, способно породить хаос и произвол в общественных отношениях. Правовая культура не представляет собой единого целого. Она распадается на виды, которые вычленяются на основе ряда критериев. Вопрос классификации правовой культуры будет рассмотрен в следующем параграфе. § 3. Виды и типы правовой культуры Всю правовую культуру, в зависимости от носителя, можно разделить на правовую культуру общества, правовую культуру отдельно взятой личности и правовую культуру какой-то группы, в том числе и профессиональной. Отдельно можно выделить разновидность групповой правовой культуры - профессионально-правовую культуру юристов. Венцом правовой культуры можно назвать правовую активность. Она проявляется в стремлении и готовности личности к активным творческим и сознательным действиям в сфере правового регулирования и реализации права, а также в законности поведения. В основе же должно лежать убеждение в необходимости служить закону, признавать его как высшую ценность. Если говорить о правовой культуре общества, то это в первую очередь разновидность общей культуры. Она состоит из системы ценностей, достигнутых в результате развития человечеством в области права и относящихся к правовым реалиям данного общества. В первую очередь подразумевается уровень правосознания, режим законности и правопорядка, состояние действующего законодательства, состояние юридической практики. Можно с уверенностью сказать, что чем выше уровень правовой культуры, тем выше уровень развития общества. Правовая культура общества отражает реалии правовой действительности данного общества. С другой стороны оказывает влияние на эти реалии. «Если она является истинной культурой, то воплощает все прогрессивное, ценное, социально оправданное в политико-правовой сфере, содействует совершенствованию организации и деятельности государства, повышению качества и эффективности действующего права, укреплению дисциплины, правопорядка и законности, усилению защиты прав, свобод и юридически охраняемых интересов каждой личности».14 Важно понимать, что культура общества является результатом социально-правовой активности его отдельной составляющей, то есть личности. Наибольшую же значимость правовая культура принимает лишь в развитом гражданском обществе с правовым типом государства. Для правового общества важнейшей чертой является правомерное поведение его членов, а все проявления низкой правовой культуры - случайны. «Правовая культура общества как единое культурное целое являет собой комплекс, объединяющий юридическую науку, правовую идеологию, утверждающую и обосновывающую правовые ценности; правовую психологию, т.е. обыденные правовые представления и социальные эмоции по отношению к правовым явлениям; объективное право и законотворчество, правоотношения, правопорядок и способы его охраны. Рассмотрение институциональных характеристик правовой культуры общества позволяет глубже понять ее конкретно-исторический характер, тесную связь с наличной социальной структурой общества. Естественно, однако, что правовая культура общества в своей институциональной ипостаси неразрывно связана с правовой культурой личности».15 Правовая культура личности - это прежде всего отражение степени и характера развития личности. То, благодаря чему индивид в полной мере может называться личностью. И в первую очередь это понимание и знание права, ведь понимание любого предмета невозможно, если не иметь хотя бы общих представлений о нём. Но помимо понимания, ещё и действия в соответствии с правом. Правовая культура личности означает образованность, общую осведомлённость человека, где одним из важнейших элементов выступает правосознание. «Правовая культура предполагает: определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; надлежащую степень знания законов; высокий уровень уважения норм права, их авторитета; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ (законы, судебная практика, система законодательства и т.д.)».16 Взаимосвязь видов правовой культуры и её компонентов мы можем изобразить в виде краткой схемы, где вершиной является правовая культура общества, правовая культура личности является частью, отражая степень и характер развития (см. Рисунок 1). Результаты исследований в различных областях позволили выявить структурные компоненты правовой культуры личности и их основные составляющие. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КОМПОНЕНТЫ ПРАВОВОЙ культуры
Рисунок 1. Взаимосвязь видов правовой культуры и её компонентов. В который раз хочется отметить, что важны не только знания, но и реализация их на практике, готовность действовать в соответствии с ними. А потому именно сейчас огромную роль играет формирование правовой культуры у молодёжи и учащихся. Ведь именно учащиеся в будущем займут места специалистов в тех или иных областях. Именно от процесса прививания правовой культуры сегодня будет зависеть, уже в будущем, умение готовых специалистов пользоваться правом в своей профессиональной деятельности и в реальной жизни. Именно здесь мы сталкиваемся с групповой правовой культурой, свойственной для конкретной группы людей, например объединённых одной профессией. Какими же личностными характеристиками должен обладать специалист, в каких качествах будет проявляться его правовая культура? В толерантности, в умении вести конструктивный диалог, искать и находить компромиссы в спорных ситуациях, в знании основополагающих правовых норм и применении их по жизни, в умении отстаивать свои права и свободы, в возможной смене социальных ролей, в участии в деятельности общественных объединений и организаций, в ответственности за благосостояние себя и коллектива. Именно это даёт необходимость правового воспитания и образования в учебных заведениях различного уровня, в первую очередь в системе высшего образования. Теперь рассмотрим типы правовых культур. Эта классификация может быть основана на разных критериях: семиотическом, нравственном, этническом, религиозном, классовом и т.д. На основании этого кажется разумным выделить следующие типы правовой культуры: Мифологический тип. Характерен для постродового строя, где экономическая, политическая, социальная и духовная сферы базировались на основе религиозных и мифологических представлений. Монархи, судьи и духовенство считались наместниками богов на Земле. Рационалистический тип правовой культуры. Здесь правовая культура является частью всей культуры. Она базируется на её началах, является отражением её развития. Формирование правовой культуры тесно связано с развитием других видов культуры: моральной, эстетической, политической. Их объединяет необходимость создания нравственно-правового климата в обществе, который на деле гарантирует свободу поведения личности в сочетании с ответственностью перед социумом, где обеспечиваются права и социальная защищённость личности, уважение достоинства. Таким образом человек ставится в центр политических, экономических, культурных и социальных процессов. Теологический или божественный тип. Представляет собой совокупность взглядов и концепций, где причины возникновения и социальный источник права находятся в сакральном мире. Правовые нормы не зависят от воли человека, а зависят от высшего разума. Экспериментальный тип. У некоторых авторов - экспериментальнорационалистический. Появился в эпоху научно-технических революций. Появление новых экспериментальных знаний и рационалистического типа правовой культуры способствовало последующему её упорядочиванию. Поэтому данный тип также называют экспериментальнорационалистическим. Стали изучаться процессы происхождения и развития предметов, явлений и связей. Научные эксперименты привели к пониманию связи науки и производства, реальной жизни. На базе новых открытий в науке стали разрабатываться новые технологии. Позитивистский тип культуры. Право с точки зрения позитивизма - это законы и другие официальные источники любого содержания. То есть по сути это отождествление права и действующего закона. Законы обеспечиваются государственным принуждением со стороны власти. Позитивисты утверждают, что право - это властное установка, веление. Здесь не имеет значение справедливы ли законы, имеет ли место произвол со стороны власти. Таким образом позитивизм признаёт силу, её господство. Право может находиться на службе у власть предержащих, которые по сути и являются олицетворением силы. Правовая культура личности в данном типе формируется через восприятие и переосмысливание правовых ценностей. Она выражается в индивидуальном уровне овладения правом в своей деятельности, а также формирует правосознание человека. Это выражается в отношении к действующему праву в виде взглядов, чувств, представлений. Конечно возможно иное типирование правой культуры. Например, социолог П.А. Сорокин выделяет в зависимости от господствующих ценностей следующие типы: Идеонациональная культура - это религиозная правовая культура, где правовые ценности воспринимаются как дарование Бога. Они не нуждаются в преобразованиях. Примерами могут служить правая культура средневековья России и Европы, Древней Греции и Древнего Рима. Данный тип соответствует теологическому типу из предыдущей классификации. Чувственная культура - это светская культура, где нормы созданы человеком. Поэтому они достаточно относительны и условны. Их можно изменять так как при определённых условиях они могут становиться бесполезными и даже вредными. Учитывая светский характер норм, они поощряют стремление человека к удовлетворению своих потребностей, в том числе и материальных. Такими чертами обладает современное западное общество. Идеалистическая культура - обладает смешанными чертами, хотя идеонациональные всё равно преобладают над чувственными. Потребности здесь материальные и духовные, при этом духовные определяют материальные. Историческим примером такой культуры является культура Европы XII-XV вв., когда идеонациональные черты приходили в упадок, а чувственные только начали зарождение и развитие. Таким образом можно сделать вывод, что правовая культура обычно употребляется в двух значениях: правовая культура общества и правовая культура личности. Выделение их отдельно является важнейшим методологическим принципом. При этом важно помнить, что правовая культура общества складывается из правовой культуры личностей, его составляющих. А правовая культура личности отражает характер и степень развития правовой культуры всего общества. Что касается типологии правовой культуры, то несмотря на множество подходов и взглядов, наиболее уместным кажется выделение следующих типов: мифологического, рационалистического, теологического, экспериментально рационалистического и позитивистского, так как данная классификация наиболее полно охватывает различные критерии факторы, влияющие на правовую культуру. |