Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2 Классификация сказкотерапии

  • исследование сказкотерапии. ИССЛЕДОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Введение дошкольный возраст период эмоциональнопрактического освоения мира


    Скачать 159.5 Kb.
    НазваниеВведение дошкольный возраст период эмоциональнопрактического освоения мира
    Анкорисследование сказкотерапии
    Дата29.11.2022
    Размер159.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИССЛЕДОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.doc
    ТипДокументы
    #819603
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    - учит детей сравнивать, сопоставлять;
    - формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
    - ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
    - упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

    К примеру:

    «Докажи, что Аленка лучше всех»;

    «Кого тебе жалко в этой сказке»;

    «Как бы ты поступил на месте…»;

    «Как движениями похвалить петушка».

    Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

    Периодически автор как бы показывает ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится Ивасик - Телесик. Угадайте, почему?» То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.

    Право же, трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлен третий раздел нашей схемы - «Речевая зарядка».

    Методы и приемы способствующие воспитанию красивой речи:

    Это, во-первых, умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов, умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но, гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку Рябу (деду, бабе, курочке или мышке).

    Далее, кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:

    - придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок);

    - срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

    - составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.

    Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения - это записки, телеграммы, короткие письма. И несомненно то, что любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная Шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Заметим, что ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Кроме того, телеграмма (как и записка, письмо) могут быть по своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность… Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.

    До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования многих педагогов и психологов показали несостоятельность этого тезиса. К примеру, такая пословица как «Не все коту масленица» дает повод к разговору о древнем славянском празднике масленицы как празднике «проводов зимы», встречи весны, с печением блинов, сжиганием чучела «зимы», народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота - быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит: не всегда и коту масленица. Так, разбирая содержание и выясняя происхождение той или иной пословицы, мы расширяем кругозор малыша, его представление о народных традициях и обрядах.

    Теперь, когда ясен для ребенка смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, к героям которых ее можно было бы отнести с полным основанием.

    Мы с вами уже уяснили, что со сказками работа идет в нетрадиционном ключе. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя продуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы «не»» (НЕ репа выросла на грядке, а …, Не Красная Шапочка, а … , Не Иван-царевич, а ..).

    Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:

    - найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

    - сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе - «длиннохвостая», «пушистохвостая»);

    Сказка должна способствовать и общению. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности советуем взять в руки «микрофон» (заменитель - ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу - все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.

    Следующим существенным моментом в нашей схеме является рубрика «Развитие мышления и воображения». Особо обращаем внимание на развитие ребенка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод. Значительная часть предлагаемых тризовских методов достаточно подробно описана ниже. Мы же обратим внимание на дополнительные задания этой рубрики. И начнем с «киднэпинга». Новое слово, которое все чаще появляется на устах взрослых. Речь идет о похищении детей. Есть проблема - значит, нужно ее решать. В том числе и с помощью сказок, ведь в них тоже нередко присутствует элемент похищения. Поэтому мы приобщаем детей к придумыванию паролей, которые воспрепятствовали бы всяческим похищениям. Вначале они придумывают пароли петушку и другим героям сказки, которые в этом так нуждаются, а потом можно в игровой форме использовать такой пароль в житейской практике любой семьи. Ведь совершенно не помешает, если в вашей семье будет действовать какой-либо пароль, знакомый лишь ее членам.

    Очень хорошо, когда в доме есть «волшебная палочка». Вначале мы, взрослые, оперируем ею в различных ситуациях (помогаем Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном и т.д.). А затем, обученный владению «волшебной палочкой», дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

    Еще один метод мы предлагаем в связи с развитием мышления, воображения и речи - объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу же оговоримся, что это нелегкая работа и для нас, взрослых. Посудите сами: нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые.

    Каждая личность - клад фантазии. Убеждены в том, что у ваших детей достаточно изобретательности. В целом изобретательство относится к развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. В данном случае дошкольник изобретает, то есть придумывает что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. А изобретать можно и нужно разнопланово:

    - придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака, гигиенических процедур и т.д.);

    - превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама - цветок, я - Иван-царевич, папа - тучка и т.д.);

    - составлять фантастические сказки о себе.

    Следующий метод в общей системе развития мышления и воображения - «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка «Морозко»?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). К примеру:

    - А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? -дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему;

    - Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку…

    Педагогика располагает богатым арсеналом точных средств воздействия на детей с конкретной развивающей направленностью. В этом плане нельзя не отметить «Метод аналогий». Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо и для будущего школьника, и для взрослого человека.

    Например, ваш ребенок смотрит по телевизору так полюбившийся сегодня мультсериал «Том и Джерри». По окончании просмотра полезно спросить: «А в каких сказках тоже встречаются мышки и кошки?». Ребенок начинает вспоминать и проводить параллели. Другой пример. После чтения сказки «Золушка» дети при вашем участии называют таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок. Это может быть и Красная Шапочка, и Крошечка-Хаврошечка, и сестрица Аленушка и т.д.

    Еще один метод - метод шифров приводим мы в качестве возможного в этой рубрике. Шифровать название сказок, имена их героев или отдельные слова из произведений - значит развивать смекалку, сообразительность, юмор. А это спутники мышления и воображения. Шифровать можно по-разному:

    - перевернуть слово слева направо («Путаница» -«Ацинатуп»);

    - изобразить вверх ногами всего две буквы («Путаница» - «цуьаница»);

    - зашифровать слово или фразу с помощью флажковой грамоты;

    - зашифровать краткий текст сказки с помощью азбуки Морзе и т.д.
    2.2 Классификация сказкотерапии
    Появление первых мифов часто объясняется процессом осмысления человеком явлений окружающего мира. В рамках сказкотерапии через сказку осмысляются разнообразные жизненные явления, события жизни, феномены духовного поиска и многое другое.

    В сказкотерапевтическом процессе на данный момент выделяют пять видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой):

    1) художественные

    2) дидактические

    3) медитативные

    4) психотерапевтические

    5) психокоррекционные

    К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

    - Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.

    - Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

    Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

    Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.

    Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

    Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Такие сказки конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и др. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.

    И.В.Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки и выделяет два вида:

    1) фольклорные

    2) авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю.Соколова, А.В.Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка), призван раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности.

    В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применения и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому соответствующий его интересам жанр.

    Притча. Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, он сформулирован прямо. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать тогда, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков.

    Басня. Более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Развитие этого жанра привело к интонации нравоучения. В сказкотерапии полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого жанра. Более поздние басни Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжет от Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа являются замечательным сказкотерапевтическим материалом.

    Анекдот. Короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. С их помощью мы можем сформировать такое важное качество, как находчивость, а также умение творчески мыслить.

    Легенда, былина, сага, эпос. Повествование о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры могут использоваться в работе с подростками.

    Миф. Повествования о богах и героях. В мифах можно найти не только информацию о сотворении мира, но и описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Мифы несут информацию о смысле многих обычаев и о том, по каким законам организована жизнь. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования проблемных взаимоотношений, и для познания многообразия окружающего мира и общих закономерностей его устройства.

    Сказка. Наиболее многообразный жанр. Для сказок характерен так называемый «бродячий сюжет». То есть сказки разных народов имеют очень много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. И если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем. Создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, он в определенном смысле программирует себя.
    2.3 Драматизация сказок. Творчество в двигательной активности детей
    Сказкотерапия по своей сущности не могла обойти стороной приём драматизации. «Проживание» под маской множества жизней значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Слушая или читая сказку, ребёнок или взрослый проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование драматизации сказок в психологических целях. Однако не каждый ребёнок и взрослый обладает актёрским талантом для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей используется также постановка сказок с помощью разных видов кукол и песочницы. Осознание своих негативных черт – первый шаг к управлению ими. Второй шаг – проигрывание их. Поэтому умело организованная постановка может служить эффективным средством для коррекции тяжёлых эмоциональных состояний. Находясь долгое время в активном состоянии, выполняя действия спектаклей, происходит всестороннее развитие детей, освоение ими новых умений и навыков. Дети овладевают средствами речевой и двигательной выразительности.

    Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея экспромта. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе.

    Драматизация сказок с куклами.

    Постановка кукольных спектаклей даёт детям возможность создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим людям. Благодаря куклотерапии создаётся особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребёнка, а также достигаются следующие результаты:

    - развивается речь детей;

    - развивается эмоциональная и моторная адекватность;

    - развиваются коммуникативные навыки;

    - развивается пространственная ориентация;

    - укрепляется союз с родителями.

    «Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Следовательно, ребёнок получает оперативную не директивную обратную связь о своих действиях. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая кукловождение.

    Работа с куклой позволяет:

    1) совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений;

    2) нести ответственность за управление куклой;

    3) проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким–либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять;

    4) осознавать причинно - следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы;

    5) научиться находить адекватное телесное движение различным эмоциям, чувствам, состояниям;

    6) развивать произвольное внимание;

    7) совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

    Благодаря разнообразию кукол можно менять различные виды деятельности, поэтому ребята долго не утомляются. Становится возможной и постановка кукольных спектаклей. Особое место в сказочных постановках занимают сказки – экспромты. Это сказки, которые рождаются «здесь и сейчас», без домашних заготовок. Их источником является интуитивное прочувствование ведущим актуальной проблематики группы. Динамика сюжета и конец такой сказки не известны даже ведущему. Эффект психологического воздействия подобных постановок огромен. Сами актёры могут подсказывать ведущему повороты сюжета, поэтому постановка превращается в живой процесс сотворчества.

    Постановка сказки – всегда праздник для её участников. Если её умело организовать, она поможет в коррекции и терапии даже самых сложных проблем.

    Существует специальное направление в сказкотерапии, называемое имидж-терапией, в котором благодаря новому имиджу человек символически получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Ведь в жизни каждый из нас играет множество ролей. Но бывает так, что мы настолько привыкаем к одной роли, одному образу, что через некоторое время становимся его рабом. Психологи такое явление называют «соответствие образу». Нечёткое соответствие образу лишает человека спонтанности. И здесь на помощь приходит сказка. Именно здесь можно реально измениться, попробовать себя в неожиданных ролях. Мгновенное преображение – вот смысл сказочной терапии. Родоначальником сказочной имидж – терапии является петербургский сказочник и волшебник – Андрей Владимирович Гнездилов.

    Прожив жизнь сказочного образа, человек приобретает дополнительную силу. В сказочном образе он может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни, он ощущает прилив сил из глубин самого себя.

    Часто новый образ подчёркивает «естество» человека, то, что тщательно скрывается. А это даёт богатый материал не только для диагностики, но и коррекционной работы.

    Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для перевоплощения любой персонаж. Преображённому ребёнку предлагается продемонстрировать, как ходит его персонаж, что он любит, что не любит, с кем он дружит и пр. Задача ведущего – собрать как можно больше проективной информации о персонаже, в которого перевоплотился ребёнок. Таким образом выявляются личностные тенденции, мотивы, эмоциональные состояния, ценностные ориентации человека. Находясь в образе, он может с одной стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходимые ему модели поведения.

    Изменение образа, переодевание, во многом способно помочь и самому воспитателю. Меняя образ, он меняет характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может «отнормировать» расшалившегося, капризного или перевозбуждённого ребёнка. Поэтому изменение образа, волшебное преображение может быть полезным не только ребёнку, но и взрослому.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта