реферат. олимпизм. Введение глава анализ научнометодической литературы
Скачать 79.74 Kb.
|
ВыводыВоспитание подрастающего поколения является одной из стержневых проблем в современной педагогике. По мнению специалистов (Н. Нисиотис, 1980; Н. Мюллер, 2003; К. Георгиадис, 2007) олимпийское образование может служить эффективным средством решения этой проблемы, что определяет актуальность темы. Цель исследования - совершенствование процесса воспитания детей и молодежи путем популяризации олимпийского образования. Методы исследований: исторические, социологические, анализ специальной литературы, периодической печати и материалов сети интернет. Результаты исследований и их обсуждение. В экономически развитых регионах мира накоплен опыт использования олимпийского образования для воспитания подрастающего поколения. Разрабатываются формы распространения олимпизма в молодежной среде; издаются специальные методические пособия; исследуются воспитательные инновационные проекты. С середины 90-х годов передовые позиции в этом направлении прочно занимает Украина. Сформирована фундаментальная система олимпийского образования населения страны. Под руководством ОАУ олимпийское образование внедряется Украинским и региональными центрами олимпийских исследований и образования в 27 областях Украины. Вместе с тем, следует обозначить проблемы, которые ограничивают распространение олимпийского образования среди детей, подростков и молодежи. К основным из них, следует отнести противоречия: между уровнем популярности олимпийского спорта, выдающихся спортсменов и недостаточной их востребованностью в воспитании подрастающего поколения; пропагандой общечеловеческих ценностей, декларируемых фундаментальными принципами и дискредитацией их в практике; очевидными достижениями в популяризации олимпийского образования и неготовностью молодежи к восприятию олимпийских идей. Среди основных направлений выхода из сложившейся ситуации можно выделить следующие: 1) совершенствование структуры подготовки специальных кадров (расширением содержания разделов по олимпийскому образованию с акцентом на решении воспитательных задач при работе с молодежью; комплексным использованием в учебном процессе студентов ситуационного моделирования, вариантов практических задач и ролевых игр; закреплением знаний и навыков олимпийского образования для воспитания детей при прохождении школьной и тренерской практик); 2) расширение тематики научных исследований в этом направлении для студентов, магистрантов и аспирантов; 3) организация научных конференций, семинаров и тренингов, направленных на повышение квалификации кадров по использованию олимпийского образования для воспитания детей и молодежи; 4) разработка методических рекомендаций для преподавателей, учителей, тренеров по применению олимпийского образования для воспитания подрастающего поколения. Литература1. Атанасов Ж. Олимпийское движение и воспитание нравственно-эстетического отношения к спорту //Проблемы олимпийского движения: Сб. /Под ред. А. Солакова). - БОК, София-Пресс, 1977, с. 125-138. 2. Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: Автореф. канд. дис. М., 1994. 3. Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: Канд. дис. М., 1984. 4. Дьюри Ж. Олимпийское движение и воспитание // Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе»: Сб. научн. матер. М., 1974, с. 122-130. 5. Егоров А.Г., Петлеваный Г.Ф., Шапоренкова О.В. Система олимпийского образования школы-комплекса №39 физкультурно-эстетического направления // Олимпийское образование в школе: Учебн. пос. - Смоленск, 1997, с. 139-172. 6. См.: Баринов С.Ю. Педагогические основы формирования спортивной культуры личности: Монография. М.: Анкип, 2009; Столяров Владислав. Концепция олимпийского образования (многолетний опыт разработки и внедрения в практику) // Наука в олимпийском спорте. Междунар. научно-теоретический журнал. 2007. № 2. С. 30–35. Олимпийское воспитание школьников ВВЕДЕНИЕ олимпийский педагогический воспитание Олимпийское движение - важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека [13]. Устойчивое развитие любого государства возможно только при условии здорового населения. В нашей республике демографическая структура населения ухудшается. В частности, за последние годы доля детей до 15 лет уменьшилась с 27,6 до 23,5%. Если в 1985 г. число детей превышало количество пожилых людей (старше 60 лет) на 69,7%, то к началу 2012 г. - только на 12,7%. Численность сельских детей в общей структуре населения за последние 25 лет сократилась почти в 2 раза и составляет лишь 28%. В некоторых районах доля молодежи не превышает 3-6% [22]. Экологическая ситуация и неблагоприятные демографические и социально-экономические тенденции повлекли за собой ухудшение здоровья детского населения, поставив эту проблему в число национальных приоритетов [19]. В последние годы негативная динамика состояния здоровья приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом заболеваемости по всем основным классам болезней. Так, среди белорусских школьников отмечается рост заболеваемости гастритом (в 10,5 раза), язвой желудка (в 2,3 раза), у 7% детей наблюдается увеличение щитовидной железы, 23% имеют различные хронические заболевания, 65 % - функциональные отклонения. Увеличился процент детей с заболеваниями, получившими у медиков название "школьных" (нарушения осанки и зрения). К пятому классу нарушение осанки выявляется у 40% школьников. У 21% первоклассников наблюдаются нервно-психические расстройства. К моменту окончания школы этот процент увеличивается до 93. В результате 2/3 выпускников школ имеют медицинские ограничения при выборе профессии, более чем 50% допризывников противопоказана служба в армии [22]. Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей влечет за собой последующее снижение во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений; падение интереса к физическому и нравственному совершенствованию, чрезмерное увлечение агрессивными видами западной культуры и т. д. Но проблема формирования физического и нравственного здоровья подрастающего поколения белорусов остается главной в современном обществе. Эти факты объясняются: несовершенной системой физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки специалистов, приоритеты которой смещены в сторону физического развития без учета интересов личности и ориентации на духовное самосовершенствование; неоднозначным пониманием сущности олимпизма, олимпийского движения, спорта; влиянием общественной системы, социальной среды, в которой протекает процесс воспитания [19]. Учебный предмет «Физическая культура» является основной формой физического воспитания школьников, оказывает на них разностороннее образовательное, воспитательное, оздоровительное и развивающее воздействие, решает связанные с ее предметом задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся в современных условиях. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность работы. Все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения занимает олимпийское образование, цель которого - приобщение детей к идеалам и ценностям олимпизма. Они ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом. Формируя представления школьников об олимпизме и олимпийском движении, можно успешно решать задачи не только физического, но и умственного, эстетического, нравственного, патриотического воспитания. Цель курсовой работы: изучить особенности олимпийского воспитания школьников. Объект исследования: олимпийское воспитание. Предмет исследования: особенности олимпийского воспитания школьников. Задачи исследования: 1. Описать историю олимпизма. 2. Раскрыть особенности олимпийского воспитания школьников. Методы исследования: анализ научно-методической литературы. Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем составляет страница. Список использованных источников составляет страницы и насчитывает наименований. ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОЛИМПИЗМА 1.1 Зарождение олимпизма Родиной олимпийских агонов является Древняя Греция. Но место, где они проводились, географическое положение знают далеко не все. Иногда можно слышать и даже прочитать в отдельных изданиях, что Игры проводились у подножия горы Олимп. Там же, мол, зажигается и Олимпийский огонь, который доставляется к месту проведения современных Олимпийских игр. Однако это не так. Гора Олимп находится на севере Греции. А Игры проводились в 350 км от Олимпа, в западной части Пелопоннесского полуострова, на территории города-полиса Элида, в местечке Олимпия, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей. Именно здесь зажигается Олимпийский огонь. Отсюда начинается факельная эстафета к месту проведения Игр Нового времени [2]. Олимпия - центр зарождения олимпизма. Что известно об Олимпии, этом святилище древних греков? Люди заселяли плодородную равнину, примыкавшую к Олимпии, еще в III тысячелетии до нашей эры, а ритуальные состязания были распространены в Древней Греции с незапамятных времен. Еще Гомер поведал в «Илиаде» о том, как в честь павшего героя Троянской войны Патрокла его друг Ахилл устроил гонки колесниц, кулачные бои, турниры по борьбе, бегу, стрельбе из лука, метанию копья и диска [17]. Олимпия постепенно становится одним из крупных культовых центров Греции. Поначалу все ритуальные обряды в Олимпии совершались у алтаря богини Геры. Позже, во второй половине VII в. до н.э., в честь матери-Земли был воздвигнут храм. А еще 200 лет спустя в ознаменование победы греков над персами в Олимпии появляется величественный храм Зевса. Установленная в храме фигура громовержца, выполненная скульптором Фидием в V в. до н.э. из дерева, золота и слоновой кости, выглядела столь совершенной, что считалась одним из семи чудес света [24]. Установленная в храме фигура громовержца, выполненная скульптором Фидием в V в. до н.э. из дерева, золота и слоновой кости, выглядела столь совершенной, что считалась одним из семи чудес света. Помимо этих храмов, в Олимпии были и другие строения, в которых хранились сокровища, привозимые сюда всеми греческими государствами после удачных войн; располагались мастерские лучших греческих скульпторов, стояло здание Высшего Совета Элиды, были построены гостиницы, где жили во время Игр наиболее состоятельные гости Олимпии, судьи, участники, почетные гости, обслуживающий персонал. Кроме того, в Олимпии было множество алтарей, статуй, памятников в честь различных богов, мифологических героев, олимпийских чемпионов, царей, полководцев [18]. Наряду с храмами и другими памятниками, в Олимпии был целый комплекс спортивных сооружений, на которых проводились подготовка атлетов и спортивные состязания. К этому комплексу относились: стадион, ипподром, гимнасий и палестра. Стадион своей северной частью примыкал к склону горы Кронос, который и служил как бы естественной трибуной, где размещалось до 50 тысяч зрителей во время празднеств. Другие стороны стадиона были обнесены искусственной насыпью. Гимнасий и палестра служили местом для последнего этапа подготовки участников к олимпийским состязаниям за месяц до их начала. Кроме того, в гимнасий, роскошном по тем временам сооружении, проводились беседы, хранились различные материалы по организации и проведению олимпийских праздников, списки участников и победителей и даже статуи выдающихся атлетов [3]. Мифы и легенды о происхождении Игр. Греческая традиция сохранила письменные свидетельства о зарождении Олимпийских игр в виде нескольких мифов и легенд, созданных фантазией людей. Согласно этим источникам возникновение Игр связывается в основном с культовыми обрядами, совершавшимися в Олимпии. Главные причины проведения Игр усматривались в умиротворении богов, в праздновании победы над враждебными царями и вождями или в честь почетных гостей. Одна из легенд говорит о том, что Олимпийские игры основал бог богов Зевс в честь победы над своим отцом - богом Кроносом. Другая легенда отдает честь организации Игр мифическому герою Гераклу, который олицетворяет силу, мужество, воинскую доблесть. Одержав победу над царем Элиды Авгием, Геракл устроил Игры. Для проведения состязаний он установил дистанцию - стадий, отмерив его своими стопами. Шестьсот стоп - один стадий, или 192 м 27 см. Долгое время на Играх атлеты выявляли победителя только в этом виде состязаний. Когда появились другие виды упражнений, Геракл принял в них участие и победил в борьбе и панкратионе (соединение борьбы с кулачным боем). Позднее такая победа в этих дисциплинах называлась «геракловой победой», а победитель получал имя «Второго Геракла» [10]. Одной из популярных является легенда о внуке Зевса Пелопсе и его победе над царем города Пиза Эномаем. Оракул предсказал, что Эномай умрет в тот день, когда его дочь красавица Гипподамия выйдет замуж. Царь всячески стремился оттянуть день свадьбы дочери. Он ставил всем женихам одно условие - состязаться с ним на колесницах. В случае победы жених получал и царство, и дочь. Эномай, имея быстрых коней, догонял и убивал копьем соискателей руки дочери. Тринадцать женихов погибли от копья Эномая. Наконец, явился Пелопс, который очень понравился Гипподамии. В сговоре с возницей колесницы Эномая Миртилосом они одержали победу. Пелопс, завладев царством и Гипподамией, в знак благодарности богам воздвиг в Олимпии святилище, где приносились жертвы, и учредил Игры, на которых особенно ценилась победа в гонках на колесницах. Благодаря Пелопсу, по легенде, Игры приобрели традиционный характер. Еще одна легенда говорит о том, как Игры превратились в общегреческие праздники. Дельфийский оракул предсказал, что царь Элиды Ифит и царь могущественной Спарты Ликург должны заключить между собой договор, по которому в Играх смогли бы участвовать атлеты всех греческих городов. По договору во время проведения Игр будет воцаряться «священный мир», исчезнут мор, голод, болезни и другие несчастья среди жителей Греции. Договор между Ифитом и Ликургом, видимо, был заключен, его текст вырезан на металлическом диске, который хранился в храме Геры, построенном на территории Олимпии [14]. Игры и герои древней Олимпии. Возникновение и развитие Олимпийских игр издавна интересовали ученых разных стран мира. Они установили, что в основе их происхождения лежат не только легенды, но и объективные потребности общества. Сюда относится необходимость в улучшении физической подготовки будущих воинов, ведь в древнегреческом обществе отдельные племена, а затем и города-полисы вели беспрерывные войны за обладание лучшими землями, а также ради военной добычи. С другой стороны, Игры были призваны способствовать расширению культурных связей между разрозненными племенами Греции. Обращая особое внимание на культуру тела, греки рассматривали Олимпийские игры как важную часть всестороннего развития человека. Оно должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. О некультурном человеке они говорили, что он не умеет ни читать, ни плавать [11]. В течение многих веков древние Игры (или как их называли греки - агоны) проводились в разных местах Греции, а также и там, где впоследствии стали организовываться состязания, получившие название Олимпийских [23]. Первые достоверно известные в истории Игры состоялись в 776 г. до н.э. С этих Игр начинается счет древних олимпиад, а дата взята за основу во всем мире потому, что удалось установить имя победителя Игр. Так, первым в списках чемпионов стал Короибос из греческого города-полиса Элида. В то же время некоторые авторы отмечают, что в 776 г. до н.э. состоялись уже 28-е Игры. Участниками Игр могли быть только свободнорожденные греки. Рабы и варвары (чужеземцы), а также женщины к Играм не допускались. Так продолжалось до тех пор, пока Греция не потеряла свою независимость (II в. до н.э.) [25]. Участники собирались на Игры один раз в четыре года. Промежуток четырехлетия назывался Олимпиадой, по которой некоторое время вели летосчисление. Игры проводились в первый год Олимпиады. С наступлением каждого олимпийского года специальные послы оповещали жителей городов и колоний Греции и приглашали на очередные Игры. С наступлением праздника все враждебные отношения должны быть прекращены. Никто с оружием в руках не может вступать на территорию Олимпии. Проклятие постигнет всякого, кто попытается овладеть ее территорией или не придет на помощь жителям Элиды в борьбе против врага, совершившего святотатство. На каждого солдата, нарушившего договор, налагается штраф в две мины (1 мина - 27 рублей золотом). Проклятие и штраф будут также служить наказанием всякому, кто осмелится оскорбить путника, идущего на олимпийские праздники [5]. Каждый участник должен был 10 месяцев готовиться к Играм дома, а затем проходить подготовку непосредственно в Олимпии. Организацию Игр осуществляли элланодики - распорядители-судьи. Это были знатные люди из Элиды, на территории, которой находилась Олимпия. Они распространяли приглашения, записывали желающих участвовать в Играх, наблюдали за ходом подготовки атлетов и мест проведения занятий и состязаний. Элланодики формировали окончательный состав участников, проводили соревнования, награждали победителей и в то же время налагали штраф на провинившихся [12]. Программа Игр состояла из разнообразных физических упражнений. На первых играх атлеты состязались лишь в одном виде - беге на один стадий, затем постепенно включались все новые виды упражнений. Самым трудным и популярным считалось греческое пятиборье - пентатлон: бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба. Соревнования проводились также по кулачному бою, панкратиону, верховой езде, состязаниям на колесницах. С 37-й Олимпиады (632 г. до н.э.) в отдельных видах физических упражнений стали принимать участие и дети [26]. Праздники в Олимпии проводились чрезвычайно торжественно. В ранний период они проходили один день. В период расцвета (VI-IV вв. до н.э.) - в пять дней. Перед началом Игр все участники давали клятву о том, что они честно готовились и будут достойно состязаться, а также приносили жертвы богам. Победители на Играх, настоящие герои античных стадионов, назывались олимпиониками и награждались венком из оливковой ветви. Никаких материальных наград олимпионики на Играх не получали. На родине их встречали, как героев. Кроме первого олимпийского чемпиона всех времен и народов Ко-роибоса, большую известность имели Леонидас и Диагор с острова Родоса, их сыновья и внуки. Восемьдесят лет семья Диагора выступала на Олимпийских играх и принесла на родину 9 оливковых венков. Легендарный Милон из Кротона (колония Греции на юге Италии), ученик Пифагора, шесть раз становился победителем Игр по борьбе. Его имя увековечено не только в мифах и легендах о его олимпийских подвигах, но и в истории искусства. Два выдающихся скульптора Франции Пьер Пюже (1620-1694) и Морис Фальконе (1716-1791) оставили нам свои произведения в мраморе о Милоне Кротонском (в России Морис Фальконе известен как автор знаменитого памятника Петру I «Медный всадник»). Было много и других чемпионов из Элиды, Спарты, Афин, Фив и других городов Греции. Греческий поэт Пиндар слагал хвалебные оды в честь победителей на Играх [4]. В жизни Греции олимпийские праздники, особенно в период их расцвета, имели большое общественное и культурное значение. Здесь поэты читали свои стихи, ораторы произносили речи, музыканты исполняли свои произведения. Игры неоднократно посещали математик Пифагор, философы Платон и Аристотель, историк Геродот. Поэт Лукиан, побывав много раз на Играх, описал их в своих сочинениях. Оценку выдающегося математика и философа Пифагора современных ему Игр приводит Мишель Монтень. «Наша жизнь, - говорил Пифагор, - напоминает собой большое многолюдное сборище на Олимпийских играх. Одни упражняют там свое тело, чтобы завоевать себе славу на состязаниях; другие тащат туда свои товары, чтобы извлечь из этого прибыль. Но есть и такие - и они не из худших, - которые не ищут здесь никакой выгоды: они хотят лишь посмотреть, каким образом и зачем делается то-то и то-то. Они хотят быть просто зрителями, наблюдающими жизнь других, чтобы вернее судить о ней и соответственным образом устроить свою» [27]. В середине II в. до н.э. Грецию покорили римляне. По-разному относились правители метрополии к Олимпии. Одни возводили там новые строения, другие рушили старые, третьи наживали на популярности Игр политический и финансовый капитал. Император Нерон, например, решивший сам участвовать в Играх, распорядился во многом изменить программу 211-х Игр, введя в них такие турниры, которых ранее не было. Разными путями устранив конкурентов, Нерон был объявлен победителем во многих соревнованиях - от гонок на колесницах до чтения трагедий и игры на лире. Следует сказать, что в римскую эпоху Игры из мононациональных, характерных для периода свободной Греции, становятся многонациональными. Если на протяжении без малого семи веков право на участие в них имели только свободные граждане Греции, то затем на Играх могли выступать представители народностей, населявших гигантскую Римскую империю, которая включала огромные территории нынешней Западной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. На Игры приезжали атлеты из Сирии, Александрии, Вавилона и других регионов. Так случилось, что самым последним в списке олимпийских чемпионов древних Игр значится имя Вараздата из Артаксаты - древней столицы Армении [1]. Олимпийские игры Древней Греции проводились без перерыва 1168 лет. 290 раз собирались жители Эллады на свои олимпийские праздники. Последний раз это было в 393 г. уже нашей эры. А через год, в 394 г., в связи со все большим распространением христианства римский император Феодосии I запретил олимпийские праздники. Еще через 32 года Феодосии II издал декрет о разрушении всех языческих храмов, и олимпийское святилище перестало существовать. То, что не успели разбить и растащить легионеры, со временем уничтожили землетрясения и наводнения. Более чем на двенадцать столетий Олимпия как бы исчезла с лица земли. Даже название ее было забыто [9]. С проникновением греческой культуры в Рим делались попытки перенести на римскую землю и гимнастические агоны греков. Так, римский консул Сулла приказал перенести 175 Олимпийские игры (80 г. до н.э.) из Греции в Рим. Успеха эта затея Суллы не имела, римскому народу греческие агоны были чужды по духу, форме и традициям. В Древней Греции наряду с олимпийскими праздниками были широко распространены и другие агоны: Немейские, Пифийские, Панафинейские и Истмийские игры. Немейские игры проводились в Немее в честь Зевса один раз в два года на второй и четвертый год Олимпиады осенью и зимой. Впервые состоялись в VI в. до н. э. Программа включала мусические и гимнастические состязания. Здесь, как и в Олимпийских играх, существовало священное перемирие, но соблюдалось оно не так строго, как в Олимпии. Как свидетельствовали раскопки, соревнования проходили на стадионе с каменными трибунами. Участники широко пользовались банями, бассейном. Пифийсие игры проводились в честь Аполлона в окрестностях города Дельфы, где находилось известное всей Греции святилище и оракул - предсказатель судеб. В начале это были состязания певцов и музыкантов, а с 586 г. до н.э. после победы над персами были включены в программу игр состязания на колесницах и другие виды греческой гимнастики. Победители увенчивались лавровым венком. Панафинейские игры являлись главным торжеством в Аттике. Расцвет их относится к VI в. до н.э. Проводились в Афинах каждые четыре года, на третий год Олимпиады. Продолжительность Игр - пять дней. В программу входили гонки на колесницах, бег, прыжки, метания, пятиборье, гонки в порту на афинских триерах. Участники выступали в трех возрастных группах. Большой популярностью пользовались здесь конкурсы музыкантов, чтецов, танцоров в полном боевом снаряжении. Устраивался бег ночью с зажженными факелами. К Играм не допускались лица, не обладавшие всей полнотой гражданских прав [15]. Истмийские игры проводились на Коринфском перешейке в сосновой роще в честь владыки морей Посейдона каждые два года весной. В программу Игр входили состязания флейтистов и кифаристов, соревнования в беге, борьбе, гонках на колесницах, скачках на лошадях. Игры проходили пышно, в присутствии большого количества зрителей. Участвовали почти все государства-полисы Древней Греции, кроме Элиды: атлетам этой страны участвовать в Истмийских играх запрещалось [24]. Начиная с IV в. до н.э., рабовладельческие отношения в Греции начали клониться к закату. Постепенно приходила в упадок греческая культура и вместе с ней физическая культура и спорт. В эпоху эллинизма мусическое образование усиливалось за счет гимнастического. Изменялся характер физического воспитания в гимнасиях и эфебии. Это было вызвано тем, что Греция, потеряв свою независимость в результате завоевания Македонией, а затем Римом, не нуждалась более в самостоятельной армии. Отпала необходимость в той совершенной тренировке, какую давали старые палестры, гимнасии и эфебия. Хотя занятия гимнастикой и военными упражнениями в них продолжались, но объем этих занятий уменьшался с каждым годом [11]. Глубокие перемены в экономической, политической и культурной жизни оказали влияние на характер проведения гимнастических агонов, в том числе и Олимпийских игр. К участию в Играх стали допускаться атлеты негреческого происхождения. На Играх выступали профессиональные борцы, кулачные бойцы и панкратисты. Вместо почетного оливкового венка победителей стали награждать материальными ценностями. В программе Игр основное место заняли мусические агоны в области музыки, танцев, песен. Римские консулы и императоры (Сулла, Нерон и др.) стремились распространить Олимпийские игры на территории Рима, но их попытки не имели успеха [23]. К концу 4 в. н.э. кризис рабовладельческой системы приводит к разложению всей античной культуры. Появление и распространение христианской религии, боровшейся против языческой веры и проповедовавшей аскетизм, повлекло за собой прекращение Олимпийских праздников [26]. 1.2 Возрождение забытых олимпийских традиций К эпохе Возрождения относятся первые попытки восстановления в памяти людей традиций древних олимпийских праздников, сочетавших в своей основе воспитание воли, ума и тела человека. Одним из первых идею возвращения забытых олимпийских традиций предложил итальянский государственный деятель Маттео Палъмиери (1406-1476). В своей книге «О гражданской жизни» он высказал мысль о полезности использования античных Олимпийских игр в целях улучшения физического воспитания молодежи. В этой, а также в другой книге «Град жизни», Пальмиери, принадлежавший к направлению гражданского гуманизма, считал исключительно важным воспитание в молодежи любви к отечеству, потребности служить обществу, что является важнейшей добродетелью и нравственной нормой человека. Брать пример с античных Олимпийских игр советовали Ян Амос Коменский, Жан Жак Руссо, Фридрих Шиллер, Михаил Ломоносов, Иероним Меркуриалис, другие выдающиеся деятели своего времени [27]. В некоторых странах традиции проведения древних Олимпийских игр находили практическое применение. Истории известно несколько примеров проведения Игр, подобных древнегреческим, в рамках одного государства. Первопроходцем в этом важном деле оказался Роберт Довер (Англия). В 1604 г. он впервые провел соревнования среди молодежи по образу древних олимпийских игр. Эти состязания вошли в историю под названием «Готсволдские игры» по месту, где они были организованы. В программу соревнований у Готсволдских холмов входили фехтование на рапирах, саблях и шпагах, борьба, игра в футбол (суль), метание молота, конные скачки, шахматы и другие игры и забавы. «Олимпийские игры у Готсволдских холмов» упоминает и Уильям Шекспир в «Виндзорских кумушках». Игры капитана Роберта Довера проводились более тридцати лет и прекратились лишь после его смерти в 1641 г [11]. В последующее время подобные соревнования по типу античных Олимпийских игр проводились в Германии, Швеции, США, Канаде, Греции. В каждой стране Игры имели свои особенности в организации, содержании или названии. Например, в 1845 г. в Канаде состоялись «Монреальские олимпийские игры». Так постепенно в мире созревала почва для того, чтобы разрозненные национальные Игры могли перерасти в Игры международные, что и было осуществлено в конце XIX в. Со времени завершения древних Олимпийских игр (394) прошло ровно полторы тысячи лет, прежде чем в 1894 г. был создан Международный олимпийский комитет (МОК) и стали проводиться (с 1896 г.) современные Олимпийские игры. Оба эти события - создание МОК и проведение Олимпийских игр современности - непосредственно связаны с именем французского общественного деятеля, педагога и просветителя барона Пьера де Кубертена (1863-1937). Он родился в аристократической семье, получил блестящее образование, увлекался литературой, историей, педагогикой, социологией. По своему мировоззрению Кубертен был убежденным демократом, противником милитаризма, религиозной и расовой дискриминации в спорте. Он много внимания уделял проведению реформ в области образования и воспитания молодежи. Ряд лет Кубертен занимал пост секретаря Спортивного союза Франции. Он являлся автором многочисленных работ по проблемам спорта и физического воспитания. Общеизвестна его «Ода спорту», удостоенная Золотой медали на посвященном Играм V Олимпиады конкурсе искусств в 1912 г [23]. В своих публичных выступлениях в 1889 г. и особенно в 1892 г. Кубертен убедительно говорил о необходимости организации игр по подобию тех, что проводились в Древней Греции. Придя к выводу, что решить эту проблему в условиях одной страны невозможно, Кубертен выдвинул идею интернационализации спорта. С этой целью он посетил многие страны, вел активную переписку с руководителями спортивных клубов, союзов, университетов, подготавливая почву для созыва международного спортивного конгресса. Значение деятельности Кубертена в развитии международного спортивного и олимпийского движения трудно переоценить. Ему принадлежит большая роль в разработке теоретических, организационных и идейных принципов современного олимпийского движения. Его начинания нашли широкую поддержку деятелей спортивного движения многих стран мира. Неутомимая деятельность Кубертена дала положительные плоды [17]. Первый Международный атлетический конгресс состоялся в июне 1894 г. в парижском университете - Сорбонне. Впоследствии этот конгресс был назван I Олимпийским конгрессом. На Конгрессе присутствовали представители 12 стран (21 страна прислала письменные согласия). Из крупных стран лишь Германия отказалась принять участие в этом Конгрессе: ее военные круги враждебно относились к пацифистским идеям Олимпийских игр, провозглашенным их организаторами. На конгрессе обсуждались четыре основных вопроса: любительство и профессионализм в спорте; возобновление Олимпийских игр; программа и очередность проведения Игр; состав Международного олимпийского комитета. 23 июня 1894 г. Конгресс принял решение создать Международный олимпийский комитет, в который вошли представители Греции, Франции, России, Англии, США, Швеции, Венгрии, Чехии, Италии, Бельгии, Аргентины, Новой Зеландии. Первым президентом МОК стал грек Деметриус Викелас (1894-1896). Затем этот пост занял Пьер де Кубертен, который возглавлял МОК до 1925 г. (последние 12 лет своей жизни он оставался почетным президентом МОК). На Конгрессе была утверждена Олимпийская хартия, определившая основные правила проведения Олимпийских игр, цели и задачи МОК. Многие положения Хартии тех лет носили антидемократический характер. Прежде всего это относилось к принципам формирования МОК, предусматривающим пожизненное избрание его членов и ограничение представительства национальных олимпийских комитетов и международных федераций в его составе. Хартия изолировала профессионалов от участия в Олимпийских играх. Но в ней указывалось, что участником Олимпийских игр может быть спортсмен, который не имел никакого вознаграждения (включая сохранение заработной платы) за время, потраченное на подготовку к соревнованиям и участие в них. Такое определение любительства фактически отстраняло спортсменов из малообеспеченных слоев населения от участия в Олимпийских играх. «Чистыми олимпийцами» могли быть только выходцы из состоятельных семей [13]. Итоги работы I Международного атлетического конгресса имели исключительное значение для последующего развития всего олимпийского движения. Особенно важную роль сыграли постановления Конгресса, которые решили три основные проблемы: - создание МОК, который на протяжении всего XX в. выполнял главную роль в олимпизме, олимпийском движении и Олимпийских играх; - принятие Олимпийской хартии, основная концепция которой, разработанная Пьером де Кубертеном, на протяжении всего XX в. служила своеобразной конституцией олимпийского движения; - возрождение Олимпийских игр, ставших в XX в. основным стимулом развития спорта среди людей разных возрастов и профессий. Эти триединые составляющие и определили олимпийское движение как феномен XX в [27]. На конгрессе в Париже было решено Игры I Олимпиады Нового времени провести в Афинах. При выборе этого города в первую очередь учитывалось стремление организаторов возвратиться к истокам античных традиций. Не случайно поэтому и первым президентом МОК был избран представитель Греции Деметриус Викелас [6]. Таким образом, родиной олимпийских агонов является Древняя Греция. Олимпия постепенно становится одним из крупных культовых центров Греции. Поначалу все ритуальные обряды в Олимпии совершались у алтаря богини Геры. В Олимпии был целый комплекс спортивных сооружений, на которых проводились подготовка атлетов и спортивные состязания, к этому комплексу относились: стадион, ипподром, гимнасий и палестра. К эпохе Возрождения относятся первые попытки восстановления в памяти людей традиций древних олимпийских праздников, сочетавших в своей основе воспитание воли, ума и тела человека. В 1894 г. был создан Международный олимпийский комитет (МОК) и стали проводиться (с 1896 г.) современные Олимпийские игры. ГЛАВА 2. Олимпийское воспитание школьников олимпийский педагогический воспитание 2.1 Суть олимпийского образования школьников Олимпийское образование - обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленное на усвоение знаний об олимпийских идеалах, принципах и традициях [1]. Цель олимпийского образования - приобщение детей к идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Приобщение детей к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям [21]. В последние десятилетия Олимпийские игры превратились в фактор всемирного значения, привлекающий внимание народов, правительств, политических партий, молодежных и других организаций, а также общественных и политических деятелей. В русле олимпийского движения находят свое воплощение гуманные идеи сотрудничества, дружбы и мира между народами. Все народы мира высоко оценивают и горячо поддерживают идеи олимпизма, провозглашенные в Олимпийской Хартии. С уничтожением государственных общественных институтов воспитания молодежи (комсомола, пионерии) в нашей стране образовался вакуум, и никто не занимается воспитанием молодежи. Поэтому в настоящее время появились огромные возможности для осуществления олимпийского воспитания подрастающего поколения на идеалах олимпизма [16]. В последние годы во многих странах мира большое внимание уделяется проблемам олимпийского воспитания детей. В Республике Беларусь на сегодня созданы все предпосылки для проведения олимпийского воспитания в школах. Однако осуществлять олимпийское воспитание в школе надо в первую очередь конкретными лицами, которые использовали бы накопленный богатый материал по олимпийскому движению [7]. Самой доступной формой в школе для проведения олимпийского воспитания являются классные часы, проводимые еженедельно классными руководителями или один раз в две недели. В классные часы можно включать олимпийскую тематику. Если все классные руководители средних и старших классов проведут по одной беседе на олимпийскую тематику в четверть, это уже будет четыре беседы, которые раскроют некоторые аспекты олимпийского движения. Значительный вклад могут внести студенты академий и институтов физической культуры, факультетов физической культуры на педпрактике, проведя по две беседы по олимпийскому движению в классные часы. На них же должны выступать с докладами, беседами учителя физической культуры. Действенной формой олимпийского воспитания являются викторины (стенды) по олимпийской тематике, которые оформляются в школе или в классах, где используются фотографии олимпийских чемпионов, их достижения или вырезки из спортивных журналов и газет по отдельным играм. Популярной формой являются конкурсы на знатока истории Олимпийских игр, проводимые в школе среди одинаковых классов. Здесь заранее дается обширный перечень вопросов (не менее 10-20) из истории Олимпийских игр и олимпийского движения, дается время на подготовку учащихся. Включаются в работу школьные и городские библиотеки, которые организуют выставки, витрины литературы по олимпийскому движению. Конкурсы расширяют кругозор учащихся. Кроме того учащиеся углубляют знания в области истории, географии и других учебных предметов [21]. Эффективной формой олимпийского воспитания являются "олимпийские классы", где предполагается не только значительный курс знаний по истории олимпийского движения, но и проводятся занятия соревновательно-игрового характера для воспитания "рыцарских" привычек соревновательной деятельности. Каждый учитель физической культуры может вести на протяжении учебного года один "олимпийский класс". В годы проведения летних и зимних Олимпийских игр действенной формой олимпийского воспитания учащихся являются спортивные Олимпиады. Такие Олимпиады можно проводить летние и зимние. Их можно сделать традиционными. Если они будут проводиться в каждый олимпийский год. Организуют их учителя физической культуры с привлечением городского актива и классных руководителей. Такие Олимпиады воспитывают у учащихся физические и морально-волевые качества, содействуют интернационально-патриотичес-кому воспитанию. Есть и другие многочисленные формы олимпийского воспитания в школе: демонстрация фильмов и слайдов по олимпийской тематике, встречи с участниками Олимпийских игр, проведение семинаров по истории олимпийского движения, оформление "олимпийских залов" и т. п. [8]. Основной недостаток современной теории и практики педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит в том, что из нее, как правило, выхватываются отдельные аспекты, блоки, компоненты, проводятся разрозненные, не связанные между собой акции, мероприятия, имеющие целью приобщение молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. В настоящее время назрела необходимость перехода к осмыслению и практической реализации этой деятельности как определенной системы. Охарактеризуем кратко основные блоки этой системы. Прежде всего можно выделить три тесно связанные между собой, но все же отдельные (самостоятельные) составляющие олимпийского образования, которые предполагают формирование и совершенствование у детей: а) определенной системы знаний; б) определенной системы мотивации: интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок и т.п.; в) определенной системы способностей, умений и навыков. Из связи олимпийского движения со спортом, и особенно спортом высших достижений, вытекает далее, что педагогическая деятельность в рамках этого движения должна быть направлена на то, чтобы сформировать у детей интерес к спорту, потребность в систематических занятиях спортом, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты и качества (способности), те знания (в том числе из области истории и современной практики олимпийского движения), которые способствуют достижению именно этих результатов. Для обозначения этого направления педагогической деятельности в рамках системы олимпийского образования используется термин “спортивно-рекордистское”. Оно занимает важное место в работе тренеров олимпийских команд, руководящих деятелей национальных олимпийских комитетов и т.д. [21]. Учитывая важную роль и значение спортивно-рекордистского направления олимпийского образования, ошибочно сводить к этому все его содержание, что, к сожалению, наблюдается довольно часто. Ошибочно потому, что современное олимпийское движение имеет (по крайней мере по замыслу его основателя Пьера де Кубертена) ярко выраженную гуманистическую ориентацию, призвано содействовать реализации гуманистических идеалов и ценностей. Поэтому целью педагогической деятельности в рамках олимпийского движения должно быть гуманистическое воздействие на личность специфическими средствами, обусловленными природой этого движения, его связью со спортом. Следовательно, она должна носить “спортивно-гуманистический” характер, будучи направлена на формирование у человека знаний о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта, интереса к ним, стремления (и даже потребности) их реализовать, тех умений и навыков, которые действительно позволяют это делать, а также тех эмоциональных реакций, которые этому способствуют [20]. Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского движения - формирование у детей не любых связанных со спортом и физическим воспитанием знаний, интересов, умений и навыков, а лишь тех, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения. Все остальные знания, интересы, умения и навыки могут не только не составлять предмет педагогической деятельности в рамках олимпийского движения (например, те из них, которые связаны с использованием спорта в коммерческих целях), но даже быть прямо противоположными ей (к примеру, интересы, умения, связанные с агрессивностью в спорте, использованием допинга и т.д.). Опираясь на этот общий подход к пониманию педагогической деятельности в рамках олимпийского движения, охарактеризуем более конкретно ее цели и задачи. В плане образовательном эта педагогическая деятельность предполагает формирование и совершенствование следующих знаний: 1) об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах «Фэйр плэй», идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.); 2) о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте; 3) о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей; 4) о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности. В трактовке (и практической реализации) образовательных задач педагогической деятельности в рамках олимпийского движения допускаются две крайности. Первая из них состоит в весьма широком толковании этих задач, когда к ним относят практически все задачи, так или иначе связанные с областью спорта, со спортивной тренировкой, с формированием физической культуры, физическим воспитанием, сохранением и укреплением здоровья человека и т.д. При такой трактовке олимпийское образование утрачивает какую-либо специфику, совпадает с задачами физического воспитания, спортивной тренировки и т.д. Другая крайность состоит в слишком узком истолковании упомянутых задач, в сведении их лишь к задаче формирования знаний об олимпийских играх и олимпийском движении [21]. Ошибочно цели и задачи педагогической деятельности в рамках олимпийского движения сводить лишь к формированию у детей определенных знаний. Информационная работа должна занимать важное место в этой деятельности. Однако самое главное состоит в том, чтобы создать реальные стимулы, побуждающие участников олимпийского движения не только признавать самосовершенствование, гармоничное развитие личности и принципы «честной игры» в качестве важных ценностей олимпизма, но и действительно ориентироваться на них в своем поведении, направлять свои усилия на их воплощение в жизнь. В этом плане (с точки зрения мотивации) в рамках системы олимпийского образования должна решаться группа взаимосвязанных задач, которые предполагают формирование и развитие у детей: - интереса к спорту, потребности в систематических занятиях спортом, стремления показывать как можно более высокие спортивные результаты; - такой ориентации на спорт, при которой он привлекателен в первую очередь и главным образом как одно из важных средств формирования физической культуры человека, как элемент здорового образа жизни, а также как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, гуманного отношения людей друг к другу и к природе, проверки физических и психических возможностей человека и т.п.; - потребности в активных занятиях спортом в рамках здорового образа жизни, для своего гармоничного, разностороннего развития, совершенствования как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) способностей, а не для того, чтобы заработать деньги, приобрести славу и т.д.; - интереса к олимпийским играм и олимпийскому движению; - желания участвовать в олимпийских состязаниях и демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение (в соответствии с принципами «честной игры»); - ориентации не просто на односторонне (лишь в плане физической подготовки или спортивного мастерства) развитого спортсмена, рекордсмена, а на такого разносторонне и гармонично развитого олимпийского атлета, homo olympicus, избираемого в качестве идеала (образца для подражания), облик которого в полной мере соответствует девизу Кубертена: “Возвышенный дух в развитом теле!”; - стремления быть участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию; - гуманистически ориентированной системы чувств и переживаний (чувства личной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, за исключение в нем антигуманных проявлений, за успешное развитие олимпийского движения; эстетического чувства красоты спорта, чувства негодования, связанного с любыми нарушениями нравственности) и т.д. [1]. Анализ работ, посвященных обсуждаемой проблеме, а также реальной практики работы по олимпийскому образованию детей показывает, что многие из этих задач нередко упускаются из виду. Важная задача педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит также в формировании и совершенствовании у детей целого комплекса гуманистически ориентированных умений, навыков, способностей: - умения использовать спорт в сочетании с другими средствами в рамках здорового образа жизни, для формирования физической культуры; - умения добиваться высоких достижений в спортивных соревнованиях, а вместе с тем таким образом строить свои занятия спортом, чтобы они не наносили вреда здоровью, не приводили к одностороннему, уродливому развитию личности; - привычки всегда вести честную и справедливую борьбу, проявлять мужество и волю в спорте, в спортивных соревнованиях, а также убеждение в том, что только такое поведение является единственно правильным в спорте; - эстетической способности видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие эстетические ценности спорта, действовать в спорте «по законам красоты» и отображать его средствами искусства; - умений и навыков общения с другими спортсменами, тренерами, судьями, журналистами, зрителями и т.д.; - умений и навыков такого отношения к природе в ходе занятий спортом, которое соответствует требованиям высокой экологической культуры; - умения разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма. Решение этих задач - одно из наиболее слабых звеньев педагогической работы с подрастающим поколением, проводимой в настоящее время в рамках олимпийского движения [20]. Создание системы олимпийского образования предполагает включение в эту работу не только специалистов в области физической культуры и спорта, но и учителей и преподавателей других учебных дисциплин. Важную роль в приобщении молодежи к идеалам и ценностям олимпизма могут сыграть известные спортсмены, в том числе олимпийцы, деятели науки и культуры, известные художники, писатели, артисты, работники средств массовой информации. Ошибочно, однако, рассматривать молодежь лишь в качества объекта целенаправленной деятельности взрослых. Создание эффективной системы олимпийского образования предполагает значительное повышение творческой активности детей в пропаганде и реализации идеалов и ценностей олимпизма (например, на основе их участия в работе самодеятельного олимпийского клуба) [18]. |