Главная страница
Навигация по странице:

  • Третий уровень

  • Четвертый уровень

  • Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей

  • Практика производственная. Практика 2021 убебная. Введение Игра и развитие личности дошкольника


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеВведение Игра и развитие личности дошкольника
    АнкорПрактика производственная
    Дата23.08.2021
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактика 2021 убебная .docx
    ТипРеферат
    #227677
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Второй уровень:

    1) основное содержание игры – действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;

    2) роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;

    3) логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.

    Третий уровень:

    1) основное содержание игры – выполнение вытекающих из роли действий. Начинают выделяться специальные действия, которые передают характер отношений к другим участникам игры, например, обращение к продавцу: «Дайте хлеб» и т. д.;

    2) роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребенка;

    3) логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т. д. Присутствует специфическая речь: ребенок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д.;

    4) опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает». Определяются правила поведения, которым дети должны подчиняться. Неправильность выполнения действий замечается со стороны, это вызывает у ребенка огорчение, он пытается исправить ошибку и найти ей оправдание.

    Четвертый уровень:

    1) основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети;

    2) роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязанны. Речь носит четко ролевой характер;

    3) действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком;

    4) нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.

    Проанализировав свои наблюдения за игровой деятельностью, я могу сделать вывод, что развитие игры в данной группе согласно Д.Б.Эльконину находится на третьем уровне.

    Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становится дворником.

    Руководство творческими играми  один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления.

    Важнейшее условие успешного руководства творческими играми  умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

    Часто ставится вопрос: может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре  влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

    Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность.

    Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка  один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан  это только его товарищ. Оказывая внешне уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства  осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога  воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.

    При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью, но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения. Например, ребята задумали совершить морское путешествие, и многим хочется стать капитаном. Педагог, исходя из замысла игры, напоминает детям о виденном, прочитанном, говорит, что, кроме капитана, на корабле много других интересных профессий: помощник капитана, радист, лоцман, и предлагает подумать и решить, кого назначить на ту или иную роль. Дети и сами вспоминают, что нужен повар, врач. «А библиотека есть на корабле?»  спрашивает любитель книг. Оказывается, всем находится дело по душе. Педагог рассказывает об ответственной работе матросов, и эта роль также становится привлекательной.

    Особенно сложно воспитателю руководить игрой, когда она уже началась. Пока идет обсуждение сюжета и дети еще не вошли в образ, педагог может давать советы, не изменяя, однако, детского замысла. Неосторожное вмешательство во время разыгрывания ролей может разрушить созданный ребенком образ. Если воспитатель понимает замыслы детей, их переживания, то чтобы предложить новый интересный эпизод, дать игре новое направление, он должен вступить в игру в какой-нибудь роли и обращаться к детям, как к действующим лицам.

    Например, на аэродроме два самолета, пассажиры переходят из одного в другой, порядка нет. Педагог в роли пассажира спрашивает: «Товарищ начальник, кто объявляет посадку? Какой самолет отправляется в Ленинград?» Начальник подхватывает идею, организует диспетчерский пункт, договаривается с диспетчером, какой самолет отправится раньше, заботится об организованной посадке пассажиров.

    Правильно организуя игры, воспитатель помогает каждому ребенку найти свое место в игровом коллективе и стать его активным членом, воспитывает его хорошим товарищем, справедливым и скромным.

    В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, даже если его поведение в игре не вызывает никакой тревоги педагога. Особого же внимания требуют дети робкие, неуверенные в себе, которые из-за этого кажутся неинициативными. Мы категорически возражаем против деления детей на актив и пассив группы. Мнимая пассивность ребенка большей частью объясняется тем, что ему трудно сразу войти в жизнь коллектива, а взрослые не помогают ему в этом, не понимают его интересов. Многие факты показывают, как преображается такой ребенок, если находит поддержку воспитателя, как расцветают его творческие способности, организаторские умения.

    Немало трудностей у педагога и с детьми излишне бойкими, смелыми, самолюбивыми. Они большей частью бывают заводилами игр, и ребята им охотно подчиняются. Поддерживая и развивая организаторские способности этих детей, необходимо воспитывать у них скромность, чувство ответственности, уважение к товарищам, привычку считаться с другими людьми.

    Во время игры бывает много моментов, требующих от воспитателя тонкой наблюдательности и находчивости, умения объединить детей для выполнения игровой задачи, отвлечь от подражания дурному. Например, в играх могут вспыхивать споры, и даже ссоры между детьми. Причины их различны, причем с возрастом и развитием детей характер конфликтов меняется. Малыши чаще всего ссорятся из-за обладания игрушкой. Воспитатель легко помирит их, предложив столь же привлекательную куклу или машину. В более старшем возрасте могут возникнуть недоразумения из-за того, что в совместной игре дети не всегда понимают друг друга.

    Например, две девочки играют в детский сад. Одна уложила кукол спать, другая поднимает их, сажает в машину. Возникает ссора. Воспитатель выясняет, что у второй девочки появилась интересная идея -- везти кукол на дачу. Договариваются, что детки сначала поспят, а затем поедут на дачу.

    У детей пяти-шести лет уже накоплен опыт совместной игры, они умеют объяснять товарищам свои замыслы, но и в хорошо организованном, дружном игровом коллективе иногда возникают конфликты. У дошкольников этого возраста развивается самолюбие, которому необходимо дать правильное направление, чтобы оно не переросло в самомнение, тщеславие. Споры могут возникнуть при выборе игры (каждому хочется, чтобы приняли его предложение), при распределении ролей, при внесении в сюжет новых эпизодов. Внимательное, чуткое руководство воспитателя помогает справедливо разрешать конфликты. Постепенно педагог приучает детей к тому, чтобы они делали это самостоятельно. Иногда возникают любопытные споры о том, как ведет себя герой игры в жизни, как на самом деле устроена машина. Такие споры полезны для уточнения представлений детей, для воспитания их любознательности.

    Каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать, что играть вместе интересно. Но это не означает, что в детском саду не должно быть игр в одиночку. Даже у самого общительного ребенка любого возраста появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть одному с любимой игрушкой. Такие игры особенно полезны для детей легко возбудимых, которые устают от общества сверстников. Нередко можно увидеть, как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря за всех действующих лиц. Индивидуальные игры помогают воспитателю выявить особенности ребенка и найти к нему подход.

    На много дней увлекла ребят игра в космонавтов. Они устроили космодром, соорудили ракету. Отряд космонавтов проводил тренировки, врачи их осматривали, повара готовили пищу. Много интересной выдумки, изобретательности проявили конструкторы космического корабля. Все они делали самостоятельно, обращаясь к воспитателю за советом, делясь с ним своими проектами. Но эта самостоятельность, изобретательность  результат полученных предварительно на занятиях и в ходе игры знаний, сформированных воспитателем конструктивных умений, привитых организаторских навыков.

    Проделав большую подготовительную работу, педагог продолжает внимательно следить за развитием сюжета, за характером детских взаимоотношений, помогает решать спорные вопросы, советами, предложениями дает игре нужное направление. Успех руководства игровой деятельностью в значительной степени зависит от того, удается ли связать ее с трудовой активностью детей. Стремление ребенка к самостоятельности проявляется и в том, что он никогда не довольствуется готовыми игрушками, как бы хороши они ни были.

    Процесс изготовления игрушек входит в игру как один из ее этапов, в ходе которого ребенок может полностью проявить свою активность и самостоятельность. Начиная с младшей группы, следует приучать детей готовить все нужное для игры. Например, малыши решили праздновать день рождения куклы. Воспитатель предлагает приготовить для именинницы угощение и показывает, как из пластилина слепить конфеты и пирожные. Затем в подарок кукле дети делают рисунки, маленькие игрушки из пластилина. В дальнейшем дошкольников учат мастерить игрушки из картона, дерева, из другого, подходящего для этой цели материала, который есть в каждом доме (дощечки, коробки, катушки, лоскуты материи и пр.). Летом ребята под руководством воспитателя учатся делать нужные для игры вещи из сосновых и еловых шишек, мха, древесной коры, веток. Умение строить, мастерить заметно развивает детское игровое творчество, делает игры более содержательными и целенаправленными.

    Для воспитания детей в игре очень важен также подбор готовых игрушек, обдуманный способ их использования и хранения. Для творческой игры, прежде всего, необходимы игрушки, передающие образ человека, животного, изображающие различные предметы, машины. Игрушка часто побуждает к игре, помогает осуществить задуманное, вызывает у ребенка добрые чувства. В игре много воображаемого, условного, но как мы уже говорили, переживания ребенка и его действия всегда реальны. С куклой в руках девочка чувствует себя настоящей мамой, с игрушечными животными дети могут устроить зоопарк или цирк. В семье малыш единовластно распоряжается своими игрушками, сам дает имена куклам, зверюшкам. В детском саду ребенок впервые, сталкивается с общественной собственностью и привыкает относиться к игрушкам бережно: однако и в детском саду следует создать радостную игровую атмосферу, сохранить отношение к игрушке как к товарищу по игре.

    В каждой возрастной группе подбор игрушек меняется в связи с развитием игровых интересов детей. У малышей обычно имеется несколько одинаковых игрушек разного размера и оформления, так как разнообразие рассеивает внимание детей, мешает им сосредоточиться на одном сюжете. С возрастом детей игры усложняются и возникает необходимость в большем количестве различных игрушек. Вместо нескольких одинаковых собачек и мишек нужен набор разных игрушечных животных, с которыми можно играть в стадо, в цирк или зоопарк. Появляются куклы -- пионеры, матросы, солдаты, куклы, изображающие людей разной национальности. Чтобы игрушки не теряли своей привлекательности, необходимо их менять: убирать на время те, к которым угас интерес, и вносить новые. Знакомство с новой игрушкой может проходить по-разному, но всегда воспитатель должен вызвать к ней интерес, объяснить ее назначение.

    Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации -- разыгрывание сказок и рассказов; строительные).

    При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

    В старшей группе чаще можно увидеть, как дети играют в «Школу», «Дочки-матери», «В больницу», то есть отражают труд взрослых.

    В играх детей уже можно заметить проявляющиеся стереотипы поведения, характерные для девочки или для мальчика. Девочки ведут себя как представительницы женского пола: соответственная одежда, манеры, поведение. Мальчики также ведут себя как мужчины.

    Партнеры по игре одобряют эти стереотипы поведения, если они соответствуют половой принадлежности. То есть если девочка ведет себя как представительница женского пола, и наоборот.

    Руководство играми в каждой возрастной группе имеет свои особенности. В младших группах воспитатель прямо организует игру, иногда даже становится ее участником, чтобы своим примером влиять на детей, прививать им навыки совместной игры, навыки обращения с игрушками.

    В старших группах роль воспитателя при руководстве игрой не менее активна и ответственна. Детям предоставляется самостоятельность в выборе игры и ее организации, но за этой самостоятельностью скрывается напряженная работа педагога.

    Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

    Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей

    При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

    1. развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

    2. использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

    Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

    Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

    Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

    Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

    Этот метод включает в себя следующие компоненты:

    • планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

    • совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;

    • своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

    • активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

    Наблюдая за игровой деятельностью в старшей группе, я обратила внимание, что воспитатель использует приемы и прямого (включение педагога в игру, принятие на себя роли, главной или второстепенной, – не часто, по необходимости - показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) и косвенного руководства (обогащение социального опыта детей через все виды деятельности - наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы; привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.)
    1   2   3   4


    написать администратору сайта