Практика производственная. Практика 2021 убебная. Введение Игра и развитие личности дошкольника
Скачать 0.85 Mb.
|
Содержание Введение……………………………………………………………………….…3 1. Игра и развитие личности дошкольника…………………………………….4 2. Развитие личности дошкольника в трудовой деятельности……………….25 3. Изучение развития творчества дошкольников по изобразительной деятельности……………………………………………………………………………..30 Заключение………………………………………………………………………51 Введение Общение - это основное условие развития ребенка, один из важнейших факторов формирования личности, один из главных видов деятельности человека, который устремлен на познание и самооценку через посредство других людей. С первых моментов жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов психического развития. В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга. Основные нормы поведения в первую очередь ребенок познаёт в семье. Они отражаются в процессе его общения со сверстниками. Интерес к сверстникам проявляется позднее, чем к взрослым. На развитие общения с другими детьми влияет характер деятельности и наличие умений для ее выполнения. Детский сад - первое социальное объединение детей, здесь проявляются различные взаимоотношения. В зависимости от возраста отношения дошкольников меняются. Они оцениваются по деловым, личностным и нравственным качествам. Посещая детский сад, дети с большим желанием объединяются в играх, труде, совместной деятельности. Между некоторыми детьми устанавливаются дружеские отношения. Очень важно внимательно изучать эти самостоятельные "группировки". Необходимо направлять деятельность детей и их взаимоотношения, искать верные пути создания новых детских объединений. 1. Игра и развитие личности дошкольника Игра - это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский Детство - большой и ответственный период психического развития личности. В этот период игра - это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Выдающиеся психологи Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Л.А.Люблинская, С.А.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, составляющую основное содержание жизни ребенка, благодаря которой в его психике происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. В процесс игры вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в игре активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов: развивается произвольное поведение, внимание и память. Поэтому игра имеет огромное значение для общего психического развития ребенка. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова и др.). Детская игра включает в себя два основных вида: творческую игру и игpy с правилами. Общая характеристика игры заключается в том, что это деятельность необязательная, не связанная с достижением утилитарных целей, деятельность, доставляющая удовольствие. Но при этом каждый из указанных видов имеет свои специфические особенности, существенно отличающие их друг от друга, и имеют разное значение в развитии ребенка. 1. Игры с правилами дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду трудно было бы проводить учебно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга. Многие из них передается от поколения к поколению, однако воспитатели, выбирая игру, обязательно должны учитывать требования современности. По содержанию и способам ведения игры с правилами разделяют на две группы: дидактические и подвижные. Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи, именно в решении которых и заключается смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Заметим: что дидактическая игра - эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие. Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, поскольку способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. С детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижных игр - сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры). В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребенка, его представление об окружающем мире (действия людей, животных, птиц), которые они воспроизводят движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как того требуют правила. 2. Творческие игрысоставляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми. Значительная часть творческих игр это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или «в нечто». Организация и руководство творческими играми дошкольников в первой и второй половине дня Наблюдение за игровой деятельностью я проводила в детском саду №29 в период с 24.11.2014г. по 12.12.2014г. Воспитателем используются все виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, строительные и другие игры). Игры отображены как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Также игры используются в НОД. Все виды игр нашли отражение в плане. Таким образом, воспитатель в своей деятельности использует разные виды игр: как творческие, так и игры с правилами. В самостоятельной деятельности дети могут играть самостоятельно. Я отметила, что тематика сюжетно-ролевых игр весьма разнообразна, присутствует и смешанная тематика. Девочки отдавали предпочтения как играм, характерным для них («дочки-матери», магазин, больница, парикмахерская) так и не характерным (водитель такси, торговый представитель). В процессе организации игр дети были достаточно самостоятельны, все игры возникали по их инициативе. Вмешательство педагога требовалось лишь при возникновении конфликтов. Конфликты возникали по поводу затруднения в распределении ролей, выборе атрибутов, так же возникали конфликтные ситуации, когда ребенок не хотел считаться с общезаданными правилами или его не устраивал какой-либо участник игры. Численность играющих групп от 3 до 5 человек. Из 20 детей 10 не принимали участие в играх из-за того, что были заняты индивидуальными занятиями, 4 ребенка не проявляли интереса к сюжетным играм, предпочитали другие виды деятельности (рисование, конструирование). Я провела беседу с детьми с целью выявления их отношения к игре. Анализ ответов на вопрос, «В какие игры ты любишь играть в детском саду? представлен на рисунке 1. рисунок 1 На второй вопрос беседы, « В какие игры ты играешь дома?», 82 % девочек ответили, что в «Дочки-матери» («в куклы»), 35% мальчиков дома предпочитают играть в «Транспорт», «Войну» («в машинки и солдатиков»), в компьютерные игры (55 %), в конструктор (10 %). На третий вопрос беседы, « С кем ты играешь дома?», дети ответили так: 55% играют одни, 19% с родителями и 26% с братьями, сестрами. Анализ наблюдений за игровой деятельностью дошкольников В качестве примера рассмотрим сюжетно-ролевую игру «Школа» Воспитатель: «Ребята, вы уже стали большими, скоро пойдете в школу, а давайте попробуем поиграть в школу» Аня: «Давайте поиграем в школу!!!» Алена: «Хорошо, но я буду учителем, а вы - учениками!» Наташа: «Нет, учителем хочу быть я!» Воспитатель: «Девочки не ссорьтесь. Давайте каждый по очереди будет в роли учителя, хорошо?» Миша: «Я сейчас возьму сумку, как будто это мой портфель для школы» Катя: «Я тоже возьму сумку!» Воспитатель: «Хорошо, подготовьтесь к игре» Алена: «Здравствуйте дети. Я ваш учитель и сегодня у нас урок письма. Достаньте свои тетради и ручки и пишите те крючочки, которые у меня на доске нарисованы к себе в тетради» Миша: «Мне не видно, что там нарисовано, я хочу сам что хочешь писать в тетради!» Алена: «Я сегодня учитель и меня надо слушаться, давайте пишите в тетрадях!» Аня: «Я уже все нарисовала проверьте мою тетрадь» Наташа: «Я тоже уже нарисовала и я хочу урок математики. Пусть будет математика!» Лиза: «А я хочу урок рисования. Я хочу рисовать в тетради и не делать математику» Алена: «Успокоились. Сейчас я проверю как вы написали крючочки в своих тетрадях» Наташа: «Я самая первая сделала крючочки» Алена: «Молодец, Наташа, я поставлю тебе хорошую отметку. А сейчас мы будем считать яблочки, которые я вам покажу.» Миша: «У тебя 2 яблока» Алена: «Неправильно» Лиза: «У тебя три яблока» Алена: «Молодец! Посчитала» Наташа: «Я хочу сейчас быть учителем, мне надоело быть учеником» Воспитатель: «Алена. Пусть теперь Наташа будет учителем» Наташа: «Сейчас у вас урок чтения. Кто мне прочитает стихотворение» Миша: «Я знаю стихотворение про мишку косолапого!» Наташа: «Хорошо, рассказывай! Молодец» Лиза: «Я тоже знаю стихотворение про осень» Аня: «Я расскажу стих про зиму и не хочу больше играть» Воспитатель: «Аня, почему ты не хочешь играть?» Аня: «Я тоже хочу учителем быть, я хочу бегать и прыгать на уроке, а не читать» Воспитатель: «Сейчас Аня будет вести у вас урок физкультуры» Аня: «Пошли шагом по комнате, теперь побежали, а теперь ползем на корточках» Миша: «Мне надоело играть в школу, и я не хочу больше играть» Наташа: «Я тоже хочу поиграть в другое» В данной игре дети отразили взаимоотношения учителя и учеников. Тема игры это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной. Задача воспитателя помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей. Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы, шьют одежду и т.д. Если ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами людей, чтобы они захотели подражать им, переживать вместе с ними. Выполнить эту задачу помогает книга, картина, кинофильм, кукольный театр. Если в младших группах важно лишь приучать детей обдуманно выбирать игру, то со старшими дошкольниками необходимо совместно обсуждать не только тему игры, но и в общих чертах намечать план развития сюжета, определять деятельность каждого из играющих. Разумеется, план игры может быть только ориентировочным, по мере развития сюжета в нее вводится много нового, но выдумка каждого подчиняется общей цели. Воспитатель, таким образом, руководит игрой, направляет ее содержание, влияет на взаимоотношения детей. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий. Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта и т. д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Содержание игр детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на фабрику; родители с детьми идут на праздничную демонстрацию, на стадион. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители самые близкие, любимые люди, которым прежде всего хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм («зачем тебе кукла, ты ведь не девочка»), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное белье. Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, на кораблях, летают на самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, заводы, новые города. В этих играх отражается специфика труда и быта каждой республики, каждой области. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Структура сюжетов в старшей группе весьма разнообразна, в данной игре дети отразили однотемную игру - игру в школу. Однако, эта игра была многоперсонажная, потому что были ученики и учитель и были разные уроки, которые нравились детям. Д.Б. Эльконин уделял игре большое внимание. Изучая игры детей 3–7 лет, он выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития. Первый уровень: 1) действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка»; 2) роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком; 3) действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды. |