Главная страница

Садовое искусство. Введение История возникновения японского сада


Скачать 0.73 Mb.
НазваниеВведение История возникновения японского сада
АнкорСадовое искусство
Дата13.03.2022
Размер0.73 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаsadovoe_iskusstvo.doc
ТипДокументы
#394617
страница4 из 4
1   2   3   4

9. Рёандзи как пример японского садового искусства

Красота японского сада связана с двумя основными идеями: миниатюризацией и символизмом.

Макото Накамура Рёандзи (Храм Мирного Дракона) расположен в северо-западном районе Киото. Он принадлежит религиозной школе Мёсиндзи. Сад камней появился в нем значительно позже, в начале XVI в., в эпоху Муромати (1333–1573гг.), после очередной реконструкции. Сейчас известность храма поддерживается исключительно благодаря саду камней в дзэн-буддийском стиле, являющемуся одним из самых удивительных и знаменитых философских садов.

О создателях храмового сада известно немногое. Его авторство приписывают художнику Соами и Дайсэн-ину. Однако хроники самого храма этому противоречат и называют в качестве создателей других людей. На одном из камней можно увидеть имена Котаро и Хикодзиро — они могли быть мастерами, непосредственно выложившими сад. Сад камней на территории храма Рёандзи считается одним из величайших шедевров японской культуры. В декабре 1994 года храм Рёандзи был объявлен памятником всемирной культуры, охраняемым ЮНЕСКО — в первую очередь, благодаря своему саду.

Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад — 30 м, с юга на север — 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать — только сидя на веранде храма.

Сад привлекает своими загадками. Одна из них заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней, каждый раз какой-нибудь камень будет исчезать из поля зрения. Утверждается, что лишь тот, кто посредством длительных медитаций и нужного настроя сознания достигнет просветления, сможет увидеть последний, невидимый камень. Философский смысл сада камней невозможно до конца выразить словами.

Всё время своего существования — около пяти столетий — сад Рёандзи привлекал паломников. В настоящее время его ежегодно посещают сотни тысяч туристов со всего мира. Многие из них находят в пяти группах замшелых камней нечто большее, чем просто шедевр ландшафтного дизайна. В их расположении чувствуется некий тайный смысл, завораживающий сознание, веками помогавший монахам храма в их медитациях.

Еще одна загадка сада — в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Ведь этот сад был создан мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое. Сокровенное и самое для него важное. Загадки сада Рёандзи, как и загадка улыбки Джоконды, непостижимы, вечно таинственны и прекрасны (Приложение 1).
Заключение

Садовое искусство в Японии продолжает развиваться и совершенствоваться. Умение создания садов передается из поколения в поколение, сохраняя черты древней цивилизации и приобретая признаки современной культуры.

История развития японских садов существенно отражается на мировоззрении нации. Минувшие столетия формировали из японцев людей, умеющих находить красоту в повседневной жизни, в самых, казалось бы, обыденных и приземленных предметах, ценить красоту и наслаждаться ею. На личную и общественную жизнь японцев влияет не только религия или политический строй, но и нормы прекрасного. Стремление к творчеству и желание последнего во всех сферах жизни заложено в японском характере.

Таким образом, поставленные цели и задачи в ходе исследования особенностей садового искусства Японии были достигнуты.

Культ красоты, порожденный обожествлением природы, широко раскрывается в творениях японцев. Именно природа является основным мерилом представлений о прекрасном, так как Япония представляется страной самых разнообразных живописных панорам. Все это в целом составляет крепкую основу японского искусства. Прочная нить, которая связывает искусство, природу и будничную жизнь, является ключевой характеристикой культуры этой страны.

Японский сад не только дает возможность наслаждаться красотой природы и гармонией мироздания. Предаваясь созерцанию, человек должен ощутить свою причастность общему пути, почувствовать себя частью единой прекрасной Вселенной. Видя окружающую гармонию, он должен разобраться в себе и обрести внутренний покой и умиротворение. После долгого спокойного созерцания камней, песка, воды должно заработать сознание, а скорее подсознание, интуиция.

Японский сад помогает человеку освободиться от всех привычных представлений. Созерцание сада побуждает к работе скорее не мысль, а душу, способствует выходу на принципиально новый уровень мышления.

Таким образом, поставленные цели и задачи в ходе исследования особенностей садового искусства Японии были достигнуты.

Японцам присуще стремление жить в согласии с природой. Общий девиз японского искусства: «Не сотвори, а найди и открой». Создавая свое произведение из природного материала, художник, прежде всего стремится сохранить его фактуру и выявить изначально уже заложенную в нем красоту. Он не диктует материалу свою волю и не навязывает зрителю свое представление о красоте. Те же требования предъявляются и к создателю сада: он должен наиболее полно раскрыть первородную прелесть камней, песка, воды, мха, растений.

Список использованной литературы


  1. Главева//Д.Г. Традиционная японская культура: Специфика мировосприятия / Д.Г. Главева. – М. : Вост. лит., 2003. – 264 с.

  2. Горегляд В.Н. Классическая культура Японии: Очерки духовной жизни / В.Н. Горегляд. – СПб. : Петербургское Востоковедение, 2006. – 352 с.

  3. Иофан Н.А. Культура древней Японии / Н.А. Иофан. – М.: ГРВЛ изд-ва «Наука», 1974. – 261 с.

  4. История Японии / отв. ред. А.Е. Жуков. – М: Институт востоковедения РАН, 1998. – 2 т.

  5. Лебедева А. Японский сад / А.Лебедева. — М.: Вече, 2002. — 320 с.

  6. Мещеряков А.Н. Древняя Япония: культура и текст / А.Н. Мещеряков. – М.: Наука, 1991. – 224 с.

  7. Мостовой С.А. Ландшафтное искусство Японии: Истоки, традиции, современность / С.А.Мостовой, А.С.Павлова. – Владивосток: Дальнаука, 2010. – 260 с.

  8. Николаева Н.С. Японские сады / Н.С.Николаева. – М.: Изобр. искусство, 1975. – 254 с.

  9. Судзуки Д.Т. Дзэн и японская культура / Д.Т.Судзуки. – СПб. : Наука, 2003. – 522 с.

  10. Человек и мир в японской культуре / отв. ред. Т.П. Григорьева. – М.: Наука, 1985. – 280 с.

  11. С





Приложение 1



Размещено на



1   2   3   4


написать администратору сайта