Главная страница
Навигация по странице:

  • «Групповая»

  • 4. Символика в японском садовом искусстве

  • 5. Цветовая гамма в японском саду

  • Садовое искусство. Введение История возникновения японского сада


    Скачать 0.73 Mb.
    НазваниеВведение История возникновения японского сада
    АнкорСадовое искусство
    Дата13.03.2022
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаsadovoe_iskusstvo.doc
    ТипДокументы
    #394617
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    3. Композиция японского сада

    Шедевры японских садов создавались десятилетиями, а некоторые - и столетиями. Важную роль играет композиция сада, так как представляет собой соотношение и эстетическую взаимосвязь всех элементов сада: растений, воды, камней, скульптуры, архитектурных элементов. Сад в японском стиле по традиции должен иметь форму, приближенную к квадрату или прямоугольнику.

    • Плоский – хиранива;

    • С холмами – цукияма;

    Но холмистый характер сада, бесспорно, позволяет создавать интересные, более фактурные композиции.

    По степени сложности композиция японского сада может быть:

    • полная, объёмная - «СИН»,

    • полусокращенная, неполная - «ГЕ»,

    • сокращенная - «СО».

    Вид

    Особенность

    «СИН»

    Самая развёрнутая форма сада, включающая в себя большой ассортимент композиционных элементов. В таком саду есть место и деревьям, и камням, и цветам, и мху, и водопадам, и песочным отмелям, и набору архитектурных форм.

    «ГЕ»

    Состоит из половины садовых элементов. Но сочетаться между собой они должны так, же гармонично, создавая в саду ауру покоя, единства всей композиции и той особой силы и энергии, которая характерна для японских садов.

    «СО»

    Это более сжатая форма сада. Здесь используют небольшое количество компонентов. Но эта форма является и самой сложной в исполнении, потому что у художника такого сада в арсенале очень небольшой набор компонентов, а отсутствующие элементы сада должны подразумеваться, присутствовать незримо.


    Поэтому, смысловая нагрузка сада от этого очень увеличивается. Художник сада, выбрав данный вид композиции, должен очень серьёзно подойти к выбору элементов. Он должен суметь заставить звучать их выразительно и гармонично, создавая представление о полноте мироздания в соответствии с традициями японского садового искусства, чтобы человек, находящийся в окружении подобного сада, воспринимал значение того или иного композиционного элемента максимально точно.

    Можно выделить два вида композиции японских садов:

    • «Одинокая» – с выделением главного «героя», в качестве которого может выступать любой архитектурный элемент или скульптура – скала, водопад, пагода, статуя, фонарь (особенно пьедестальный). Этот вид композиции больше подходит к рельефным местностям.

    • «Групповая» – в ней сосредоточено большое количество элементов, среди которых нельзя выделить главного. Этот вид композиции чаще применяется на открытых местностях.

    Как правило, центр участка сада остаётся свободным, представляя собой пустоту. Но это не просто пустота в понятии европейского человека, а в восточном понимании. Именно здесь, в этой пустоте концентрируются мысли созерцающего. Здесь можно увидеть пустоту, из которой всё приходит и в которую всё уходит, ведь японцы создают сад как модель мироздания. В свободном пространстве японец может увидеть «МА», означающее промежуток, интервал, который будет не только разъединять стороны свободного пространства сада, но и объединять их в целое, превратив в своеобразную комнату сада или любую другую картину, дорисованную самим созерцающим. Ведь в японском садовом искусстве зритель - это собеседник и соавтор одновременно. Он должен сам домыслить или дорисовать картину сада.
    4. Символика в японском садовом искусстве

    Пейзаж японского сада поражает своей изысканной красотой, необыкновенной формой и тонкой, до мельчайших подробностей продуманной композицией. Японский сад весь проникнут тайной и символикой. Последняя является одним из главных элементов построения композиции. Образ японского сада в высшей степени метафоричен и загадочен. Для того чтобы разгадать замысел композиции, зрителю необходимо полностью погрузиться в окружающий его пейзаж, но даже это не гарантирует правильного понимания идеи мастеров, создавших это великолепие. Чтобы понять идею, воплощенную в японском саду, необходимо проникнуться духом Японии, ее философией и символичностью.

    В Японии символичность особая, нетрадиционная, и разгадывать ее лучше, предварительно изучив и осмыслив. Символизм японского сада тесно связан с образной трактовкой природы.

    Художественная и эстетическая задача японского сада — показать величие и великолепие девственной природы, но в, то же время не скрывать, что все это создано воображением и руками человека. Данный парадокс волнует воображение и заставляет размышлять. Символичность несет каждый компонент сада, особенная смысловая нагрузка лежит на неживых природных материалах, имитирующих живые. Для воплощения образа используются самые различные материалы, такие как камни различных размеров и форм, гравий, песок, каменные скульптуры.

    Совершенно особое и наиболее важное символическое значение имеют камни. Наиболее характерной чертой японских садов является размещение в них природных необработанных камней. Эстетическая основа сада формируется именно камнями. Связано это с тем, что еще древние японцы считали, что места, окруженные камнями, избираются богами для постоянного пребывания, а, следовательно, они чисты и надежны.

    Большой, тяжелый камень традиционно символизирует гору и обозначает покой и защищенность. Камнями оформляются пруды и другие водоемы, что дает эффект зеркального отражения и усиливает впечатление.

    Маленький камень обозначает небольшой холм. Маленькие камни, которые как бы скатываются с возвышенности, символизируют водопад. Необработанные булыжники передают бурный, стремительно несущийся горный поток. Плоскими камнями обычно вымащивали дорожки и переходы. Они символизируют открытый, свободный путь и доброе расположение владельца сада.

    Также символическое значение имеет подбор цвета, формы и фактуры камней. Если в композиции используются камни одного типа, это означает, что мастер воплощает единую идею, имеющую глубокое значение. Если сочетаются камни различных цветов, фактуры и размера — это свидетельствует о том, что художник пытался воплотить несколько различных, но дополняющих друг друга идей.

    Камни серо-голубых тонов символизируют водную и небесную стихии, черные и коричневые — земную. Камни, в которых присутствуют зеленый и желтый оттенки, олицетворяют растительный мир. Некоторые необработанные камни, имеющие рельефную форму, обозначают животный мир. Особое значение камни имеют в японском «саду камней». Образ «чистого пространства», покрытого белым песком, с разнообразными узорами и камнями, объединяет в себе природу и мысль человека и в высшей степени символичен.

    Японские сады еще с древних времен обязательно включали в себя символическое изображение морского пейзажа: пруд, окруженный скалистыми берегами, рукотворные «горы», струящиеся потоки воды. В этих случаях вода символично изображалась гравием, песком, камнями.

    Гравий — традиционный символ воды. Рассыпанный на обширной площади белый гравий обозначает море. Серый гравий, обнесенный большими камнями, — залив. Серый гравий на открытом пространстве — озеро. Черный гравий с небольшими насыпями красного может символизировать землю после дождя.

    Широко распространенные в японских садах «сухие» ручьи символически обозначаются сочетанием гальки или песка и камней. Для этого используется белая или светло-серая галька, насыпанная не слишком плотно. Если используют песок и камни, то берут белый песок и маленькие серые или светло-коричневые камни. Все это воплощает прозрачность и чистоту. Образ волн создается расчесыванием граблями используемого материала. Темно-серая галька, насыпанная неширокой полосой и по краям оформленная светло-желтым песком с небольшими камнями, символизирует реку, спокойно текущую среди невысоких берегов. Рассыпанный белый гравий, на котором расположены плоские камни, представляет собой море с расположенными на нем таинственными островами.

    Каменная башня в художественной композиции, как правило, символизирует храм. Значение несколько меняется в зависимости от места, занимаемого башней в пейзаже. Если башня располагается в середине пруда или озера, окруженного камнями, она являет собой чистый, священный храм, жилище богов, покой и умиротворение. Как правило, все компоненты пейзажа способствуют акцентированию внимания именно на этой башне. Башня может располагаться сбоку от водоема или в тени зелени, что означает таинственность и загадочность храма. Композиция как бы скрывает храм, заставляя зрителя взглядом искать недостающий элемент. В одном саду может быть несколько башен, которые символизируют храмы различных духов: воды, земли, воздуха, природы и т.д.

    Каменные фонари, которые являются одним из лучших украшений пейзажа, — неотъемлемый атрибут японского сада. Они имеют различную форму и высоту, символизируют источник света, тепла и озарения. Располагаются они в любом месте сада, акцентируя внимание на том или ином элементе. Все компоненты живой природы также имеют символическое значение и очень важны для понимания идеи, воплощенной мастером.

    Очень часто в композиции японского сада используется сосна, являющаяся символом сильного характера, отваги и мужественности, умения преодолевать трудности и препятствия. Если в саду есть сосна, то его хозяин — человек с сильным характером, умеющий слушать, сострадать и оказывать поддержку в нужный момент.

    Плакучая ива вносит в композицию теплоту и умиротворенность. Связано это с тем, что она является символом чистоты, смирения, стыдливости и женственности. Причем такое понимание этого образа свойственно не, только японской символике, но и русской.

    Особенно почитается в Японии клен — символ вечности, величия, учености, жизненной мудрости, тактичности. Как правило, его используют пожилые владельцы садов, умудренные большим жизненным опытом.

    У представителей большинства народов особую символическую нагрузку несут цветы. Помимо этого, у каждого человека цветы вызывают собственные ассоциации, однако в Японии существует общепризнанная система значений различных видов цветов, здесь учитываются не только их форма и размер, но и цвет. Часто в искусственно созданных прудах, заводях и небольших озерах разводят белые лилии, которые символизируют душевную чистоту и невинность, преданность и бескорыстную любовь. Если в центре пруда располагается каменная башня, окруженная белыми лилиями, то данное место самое чистое и священное в саду. Если в пруду темно-желтые и ярко-оранжевые лилии, то хозяин сада веселый и жизнерадостный человек.

    Цветок камелия прекрасен, он завораживает своей красотой и изысканностью. Как ни странно, именно он является символом грусти, печали, а порой даже смерти, но в то же время он олицетворяет душевную чистоту и достоинство. В саду камелию используют как напоминание о тех, кого уже нет в этом мире.

    Азалию обычно используют в японском саду благополучные семьи, в которых отношения строятся на любви, доверии и взаимопонимании. И это не случайно, ведь азалия — символ любви, дружбы, верности, душевной привязанности, открытости, обожания. Этот цветок защищает семейное счастье, действует умиротворяющее и успокаивающе. Пышные соцветия расположены близко к стеблю — единство и нерушимость в отношениях между членами одной семьи.

    Прекрасный, пышный георгин означает величие и благородство, доброжелательность и отзывчивость. Человек, который хочет продемонстрировать свой изысканный вкус, душевность и силу характера, обязательно использует в композиции своего сада цветы георгина.

    Цветы жасмина и их великолепный аромат создают в саду атмосферу уюта, защищенности и теплоты. Они способствуют дружеской беседе, чаепитию в кругу семьи. Жасмин олицетворяет собой откровенность, навевает приятные воспоминания, которые вносят в сердце покой и умиротворение.

    Нарцисс в японской символике обозначает человека самовлюбленного и во всем сомневающегося, но в то же время сильного, веселого, постоянно надеющегося на лучшее. В Японии его также называют «ребенком двух сезонов».

    Роза считается одним из самых благородных цветов, который в первую очередь выступает символом большой любви. А вот о том, какой именно, рассказывает цвет розы. Темно-красная роза символизирует страстную любовь, обожание, любовные переживания. Белая роза — первую, чистую, платоническую любовь. Розовая — тихую, застенчивую любовь.

    В композиции японского сада часто присутствуют фруктовые деревья. Особый смысл имеют цветущие фруктовые деревья. Вишня (сакура) — священное для Японии дерево. Цветки вишни символизируют самое лучшее в человеке и во взаимоотношениях людей. Это чистота, любовь, дружба, верность, благородство, умение жертвовать своими интересами, патриотизм, высокая духовность.

    Практически все цветки фруктовых деревьев (апельсинового дерева, персикового и т.д.) обозначают радость и красоту. Часто встречающиеся в японских садах лужайки и тропинки из мха — это символ надежности, защиты, материнской любви и покровительства. Плющ, обвивающий ограды и статуи, — свидетельство дружбы, искренности и верности идеалам. Если композицию дополняют сухие листья — это говорит о том, что создатель сада чем-то опечален, он размышляет и грустит.

    Вода в японском саду обязательна - настоящая или в виде символов. И, зачастую, вода в садах Японии в большей степени важна не как субстанция, а именно как символ. Представление японцев о рае, сложившееся ещё в седой древности, – это прекрасный сад с водными пространствами, покрытыми священными лотосами. Конечно, сейчас другое время, другая степень верований. Но отношение к воде в Японии по-прежнему остаётся благоговейным. Выражают через водопад или пруд, тсукубаи, соцу.

    Мосты обозначают путешествие, символизируют переход из одного состояния в другое, из одного мира в другой, из настоящего в неизвестность. Мост - это и продолжение дорожки, пути. Мост или небольшой «горбатый» мостик, зачастую, призваны создать определённое настроение, вызвать ассоциации, восхищение, воспоминание [5].

    5. Цветовая гамма в японском саду

    Все в японском саду находится в гармонии, которая не нарушается ни формой, ни цветом, ни размером. Разнообразие цветов ни в коем случае не говорит о том, что японский сад — это пестрый участок земли. Здесь свое отражение находит стремление японцев выделить именно оттенки одного цвета, но не представить всю гамму. Сад может быть и совершенно одноцветным на взгляд европейца, но японец различит в нем все оттенки и полутона представленного цвета.

    Цветовое оформление сада подчиняется основным правилам живописи и графики. Общая приглушенность и мягкость цветовой гаммы и своеобразного колорита сада, даже некоторая его монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с живописью тушью.

    В композиции японского сада растительность представлена в зеленоватых оттенках, они придают элементам природный цвет, так как, прежде всего, ценится естественность. Перекрашивать или подкрашивать их не принято. Именно в этом природном цвете вся энергетическая и эстетическая ценность.

    В понимании японцев у каждого цвета есть своя душа, а значит, цвет — это живое существо, которое требует внимания и ухода со стороны людей. Цвет может быть злым и добрым, ласковым и грубым, веселым и грустным. Он может влиять на человека как положительно, так и отрицательно.

    Одной из форм влияния является красота цвета, которой можно любоваться бесконечно. Не бывает некрасивого цвета, просто в нем нужно увидеть красоту. Каждый цвет, используемый для создания композиции, несет в себе глубокий смысл:

    • зеленый цвет — это жизнь, сила, мощь всей природы;

    • красный цвет вносит некоторую яркость, но он никогда не будет ведущим, так как, по мнению японцев, несет большое количество отрицательной энергии. Созерцание этого цвета не позволит расслабиться и обрести душевный покой;

    • желтый цвет может быть применен в фактуре сада, но только в том случае, если будет немного притушена его солнечная яркость, которая символизирует божественные силы;

    • белый цвет в саду практически не используется, так как является символом траура, грусти и, соответственно, не может расположить смотрящего к положительным эмоциям.

    В японском саду преобладающим цветом является зеленый, так как именно он наиболее характерен для природных элементов. Но, тем не менее, сад не становится от этого скучным, поскольку все оттенки зеленого присутствуют в нем. Настоящие ценители красоты могут увидеть все нюансы, да и цвет имеет способность изменяться при различном освещении или даже от расположения рядом с ним других предметов. Например, серый цвет становится более темным, если рядом с ним расположен зеленый, а коричневый цвет более насыщен, если он находится в полумраке. Японцы знают об этих особенностях и успешно применяют их при оформлении своего сада. Часто мох в саду берется именно коричневого цвета, причем располагается он в затемненных местах.

    Коричневый и серый цвета также считаются самыми популярными в японском саду, и они ни в коем случае не воспринимаются как символы уходящей жизни или увядающей природы, как в русской культурной традиции. Эти цвета считаются самыми глубокими, так как понять их очень сложно. Они наполнены той загадочной энергией, которая притягивает к ним взгляд.

    В японском саду можно увидеть и яркие пятна, которых, правда, не так уж много, поскольку излишняя пестрота в данном случае не оправдана. Яркость саду придают пестрые пятна цветов и плодов. Красные цветы находятся или в соцветиях, или украшают кустарники. Однако яркие цвета не используются при создании тропинок, мостиков, скамеек. Спокойствие и умиротворенность, которые окружают их, не требуют контраста цветов.

    Большое значение придается линии для зрительного восприятия, ведь именно по ней скользит взгляд осматривающего сад, поэтому все цвета вводятся в композицию линейно. Сами линии обладают большой энергетикой, и именно они способствуют эстетическому восприятию композиции сада.

    Японский сад наполнен контрастами не только фактурными и пейзажными, но и цветовыми. В соответствии с тем, что основой японской философии является соотношение двух начал — Инь и Ян, часто используются сочетания темных и светлых пятен в композициях сада. Например, галька белого цвета и зеленые растения составляют в японском саду целостный элемент, не лишенный изящества. В японском саду могут быть и пятна разных цветов, которые тоже противостоят друг другу по своей энергетической направленности. Но слишком обильной японская композиция бывает редко. Здесь все имеет свое место и значение, даже цвет.

    Важное значение в японском саду имеет береговая линия — это своеобразная граница между двумя стихиями. Граница сдерживает их мощь и не позволяет им слиться друг с другом. Поэтому береговая линия четко прочерчивается, она выделяется с помощью камней, гальки или ярких растений.

    Общая цветовая гамма японского сада не позволяет останавливать свой взгляд на каком-либо одном предмете, который является ведущим. Главного или основного здесь нет, поэтому взгляд плавно скользит по всем формам и предметам сада. В построении композиции сада японцы учитывают цветовую гамму будущего сооружения, так как цвет влияет на зрительное восприятие размера участка. Мягкие тона, например коричневатые, сероватые, зрительно увеличивают его объем. Поэтому в японских садах используются именно такие бархатистые цвета.

    Каждый предмет японского сада имеет свой цвет, характерный только для него. Скамейки, например, в основном белого, бежевого, желтоватого цветов, так как материалы, из которых они изготавливаются, по своим качествам ближе именно к этим цветам. Статуи на тропинках могут быть коричневого или темно-серого цвета, поскольку такая окраска более привычна для монументальных предметов. Вода в водоемах всегда должна быть прозрачной и чистой, чтобы смотрящий мог увидеть красоту цвета дна или растений. Вода обладает способностью искажать цвета и представлять их более загадочными и таинственными. Поэтому для оформления дна водоемов рекомендуется использовать яркие материалы [5].
    1   2   3   4


    написать администратору сайта