Главная страница
Навигация по странице:

  • 7. Принципы и приемы построения японского сада

  • 8. Значение скульптуры в садовом искусстве Японии

  • Садовое искусство. Введение История возникновения японского сада


    Скачать 0.73 Mb.
    НазваниеВведение История возникновения японского сада
    АнкорСадовое искусство
    Дата13.03.2022
    Размер0.73 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаsadovoe_iskusstvo.doc
    ТипДокументы
    #394617
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    6. Стилевая характеристика садового искусства Японии

    В ХIV–ХVI веках садовое искусство Японии достигает наивысшего расцвета. К этому времени определились каноны создания японских садов.

    Сложился и основной стиль японского сада – пейзажный. Заимствованный из Китая, он был доведён японцами до филигранного совершенства на основе национальных традиций и самобытной культуры. В последующем искусство японских садов продолжает своё развитие, но уже в контексте сформировавшихся ранее канонов.

    На протяжении веков мастера японского сада использовали одни и те же компоненты: камни, галька, песок, вода, сосна, бамбук, мох и т.д. Компоненты сада были всё те же, но использовались они в разных эпохах, которым присущи свои культурные, религиозно-философские и эстетические особенности. Стиль японского сада, оставаясь пейзажным, продолжал свое развитие, эволюционировал. Рождались новые разновидности садов японского пейзажного стиля, с характерными признаками конкретной эпохи.

    Стиль в садовом искусстве – это совокупность определённых канонов и традиций, принципов и приёмов, с помощью которых достигается единство идейно-художественного содержания сада, общность его образной системы. Стилистику японского сада сформировала сама природа Японии: острова, омываемые великими водами, красивейшие горы, реки, уникальный растительный мир.

    По функциональным требованиям сады разделяют на дворцовые, храмовые, сады для проведения чайной церемонии, сады у жилого дома, миниатюрный сад [7].

    Вид

    Характеристика

    Сады при императорских дворцах

    Самые первые сады, создававшиеся под влиянием садового искусства Китая и Кореи. Они пришли в Японию в VI–VII веках, и до нашего времени не сохранились из-за междоусобных войн, пожаров, стихийных бедствий. В этих садах обязательно было искусственное озеро и остров, соединявшийся мостиком с берегом.

    Придворная знать во главе с императорской семьей проводила время в саду с обязательным катанием на лодках, с прогулками по берегам озера. Конечно же, по образу и подобию этих садов аристократы стали создавать сады в своих усадьбах.

    Заимствованное извне садовое искусство на японской земле очень быстро стало сплавляться с местными верованиями, со своеобразным отношением японцев к природе и своеобразным образом жизни, отличным от других стран. Это взаимопроникновение вскоре явило свету совершенно новый вид искусства – искусство японских садов.

    Так появляются японские дворцовые и усадебные сады в Японии IХ–ХII века – это время высокого расцвета поэзии, музыки, садового искусства. Сад становится неотъемлемой частью культуры нации с её чёткой эстетической направленностью. Искусство Японии периода Хейан, в том числе и садовое, приобретает национальное звучание, очаровывая оригинальной самобытностью. Дворцовые и усадебные сады этого времени имели двойное назначение. Они были светскими: в них отдыхала, развлекалась и праздновала знать. Но это было время культа Будды Амиды. И сады этого периода, хотя и светские в основе своей, всегда были проникнуты духом религиозно-философского отношения к природе.

    Это был период формирования первого чисто японского стиля садов – стиля Дзёдо, или природного пейзажа (Дзёдо – «рай, чистая земля, совершенство»). Обязательными компонентами садов стиля Дзёдо были: храм, озеро с изрезанной береговой линией, острова в озере, символизирующие горы (в том числе, священную гору Сумеру - центр буддийского мироздания, или же гору Хорай - обитель бессмертных).

    Создаваемый в саду пейзаж должен был быть копией какого-то конкретного природного пейзажа.

    Храмовые и монастырские японские сады

    Рождённые культурой дзен, храмовые и монастырские сады были отличны от всех предыдущих. Они могли вовсе не иметь растений или самое минимальное их количество. А вот камни, песок и галька стали в саду «главными героями».

    Так родился новый тип японского сада, ставший наряду с сакурой, визитной карточкой Японии - японский сад камней.

    Сад камней ещё называют в Японии символическим садом, или философским садом. Это одно из самых загадочных для невосточного человека явлений. Ни в одной мировой культуре не встречается больше такого сада.

    Основной принцип при создании символического сада – подражая природе и учась у неё, в малом создать большое.

    Создаваясь при храмах или монастырях, японские сады предназначались для созерцания. Территория сада искусственно замыкалась забором, обмазанным глиной и побеленным. Забор мог быть из бамбука, дерева, или же в виде живой изгороди.

    В отгороженном забором саду, как в своеобразном микромире, размещались песок, камни, морская галька, мхи, расположенные согласно тщательно продуманной композиции, символизирующей Вселенную.

    Искусство сада камней возникло из условий жизни Японии того времени как стремление постижения идей дзен-буддизма через уединённое самоуглубление, созерцание, медитацию. Сад камней объединил в себе символизм, минимализм и, в то же время, естественность.

    Японский сад чайной церемонии

    Считается, что сады чайной церемонии появились уже в XII в. Их возникновение связывают с деятельностью священника Эйсая, который привез из Китая молодые чайные кусты и стал выращивать свой чай при дзэн-буддийском монастыре. То место, где росли эти чайные кусты, получило впоследствии название чайных садов.

    Созданием этих садов чаще всего занимались монахи в монастырях, поэтому помимо места для отдыха и вдохновения, сад служил ещё и для медитаций. Символика сада была призвана помочь гостю достичь просветления, создавалось впечатление, будто сад это не просто уголок природы, но живое существо.

    В чайном саде обязательными элементами являются дорожка, ведущая к Чайному домику, скамья ожидания, где гости ждут приглашения пройти в Чайный домик, сосуд для омовения рук – Тсукубаи, каменный фонарь – Орибе.

    Через весь садик особым образом проходит дорожка – в разных местах садика она может быть выложена из различных материалов – и её целью является провести посетителя по всем примечательным местам сада.

    Дорожка имеет покрытие из неровных камней, что заставляет любого посетителя, независимо от ранга, смотреть себе под ноги. Есть и специально выровненные участки дорожки, где посетители, останавливаясь, могут полюбоваться садом.

    Японцы считают, что только тот человек, что способен наслаждаться естественной природной красотой, может отвлечься от этого мира и погрузиться в медитацию. Только такой человек обнаружит красоту небольшого водопада, пожелтевшего бамбука на фоне сочной зелени и др.

    В каждом чайном саду в обязательном порядке учитывается смена времён года: весну будут обозначать плодовые деревья, лето – деревья и кустарники, на которых распускаются самые красивые цветы, осень олицетворяет в первую очередь японский клён, а зиму – изысканное переплетение ветвей. Очень популярны в обустройстве чайных садов вечнозелёные хвойные и лиственные деревья, а также камелия, сакура, слива, азалия и др.

    По садовой дорожке посетитель, наконец, приближается к чайному домику, возле которого обязательно есть каменная ёмкость с водой, где полагается совершить омовение, таким образом, очищаясь от суеты внешнего мира. Рядом с этим сосудом располагается каменный фонарь, который в тёмное время суток освещает всю площадку, а также считается пристанищем мёртвых. После обряда очищения гость проходит к скрытому в глубине сада домику, где и происходит основное действие, ради которого он пришёл. Вход в чайный домик очень небольшого размера, и каждый входящий должен непременно наклониться. Всё это символизирует равенство всех гостей, вошедших в Чайный домик.

    Эстетика сада целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии: простота, скромность, неброское очарование, духовное единение всех участников церемонии.

    Японские сады у жилого дома – тсубонива

    Проблема нехватки земли на территории Японии существовала всегда, а с XIX века она стала наиболее острой. Это привело к созданию малых садов у жилого дома. При строительстве дома, с внутренней стороны двора оставлялись небольшие открытые участки для проветривания помещений. И там делались совсем маленькие садики – тсубонива (цубонива). Они «позаимствовали» из устройства чайных садов сосуды для омовения рук, стоящие рядом с ними фонари, дорожки, ведущие к дому, большой камень–ступеньку при входе в дом. Композиция сада у жилого дома строится на взаимоотношении фонаря, сосуда для воды – «тсукубаи», минимального набора хвойных или лиственных растений, архитектурных линий дворика и дома. Из растительности здесь может быть всего один куст азалии или бамбука, или крохотное деревце. Но это был уже сад, потребность в котором, как в частичке живой природы, всегда так необходима человеку большого города.

    Японский миниатюрный сад

    Миниатюрный сад - это оригинальный способ показать необъятность мироздания на очень маленькой площади. В искусстве создания таких садов японцам нет равных в мире. Появление миниатюрных садов привело к дальнейшему развитию символизма в садовом искусстве Японии. Они создавались как сады, где зритель избирался сотворцом сада. И сегодня, созерцая миниатюрный сад, зритель своим воображением и фантазией должен наполнить сад теми элементами, которые в данный период созвучны его душе.

    Острый дефицит площадей заставил японцев обратить внимание на возможность создания садов на крышах домов.

    Автор этого миниатюрного сада - архитектор Кишо Куракава. Сад создан на крыше дома в деловой части Токио.

    Любимы японцами и миниатюрные сады, расположенные на балконах. Увлечение балконным садоводством получило особое распространение в 90-х годах прошлого столетия. Созданный на балконе, садик помогает человеку ощутить себя рядом с природой, уединившись - расслабиться, элементарно отдохнуть.


    7. Принципы и приемы построения японского сада

    Сущность прекрасного японцы выражают четырьмя понятиями, называемыми «саби», «ваби», «сибуй» и «югэн». Корни первых трех категорий уходят в синто, последняя — «югэн» — навеяна буддийской философией.

    Понятие «саби» связывает воедино красоту и естественность. То, что неестественно, согласно этому принципу, не может быть красивым, но ощущение естественности можно усилить добавлением особых качеств. Естественную красоту вещей, как считают японцы, с наибольшим успехом выявляет время. Поэтому особенно притягателен для японского глаза замшелый камень в саду, потемневшая от старости древесина. Все эти черты также входят в понятие «саби» (это слово буквально означает «ржавчина»). Этот критерий прекрасного, таким образом, подчеркивает, что естественное несовершенство, отмеченное печатью времени, может быть по-настоящему красивым.

    Понятие «ваби» воплощает связь между искусством и повседневной жизнью. «Ваби» — это мудрая воздержанность, отсутствие чего-либо вычурного и броского, благородная простота.

    Третье понятие — «сибуй». Оно появилось в результате слияния первых двух принципов. Таким образом, сибуй — это красота естественности в сочетании с красотой простоты.

    Но чтобы быть совершенным с японской точки зрения, произведение должно соответствовать требованиям еще одного принципа — «югэн». Это понятие поэтизирует изменчивость, недолговечность, недосказанность. На формирование этого принципа оказали влияние идеи дзэн-буддизма, согласно которым с вечной изменчивостью мира несовместимо понятие завершенности. Поэтому и в искусстве не может быть места статичности, однозначности.

    Не принимая завершенность, «югэн» отрицает и симметрию, считая ее также несовместимой с вечным движением жизни. Кроме того, симметричность воспринимается японцами как повторение, а любое дублирование элементов несвойственно природе. Поэтому, располагая растения и предметы в саду, художник старается поддержать нарушенное равновесие, асимметрию, которая олицетворяет для него живой и подвижный мир.

    Японский сад содержит благородную сдержанность, внутреннюю красоту каждой его составляющей, отдельных участков, которые несут различные смысловые нагрузки, если смотреть на них с разных мест наблюдения, и, наконец, чувствовать своеобразную гармонию, разлитую во всем саду в целом. Углубившись в созерцание, отрешившись от повседневной суеты, нередко занимающей все его мысли, чуткий зритель откроет эту гармонию и в глубине своей души.

    Один из основных и обязательных приёмов, используемых при создании японских садов – применение теории Инь-Ян. Мудрецы и философы древнего Востока осознали, что всё во Вселенной подчинено действию положительных и отрицательных начал. Они создали теорию Инь-Ян - теорию единства противоположностей; но не в смысле «хороший-плохой», а как равноценное определение противоположных качеств. Эти начала взаимосвязаны, в идеале – уравновешены. Теория Инь-Ян позволяет создавать гармоничные композиции, что ведёт к гармонии всего сада в целом.

    Гармония Инь-Ян сада – это ритмичное чередование плоскостей и растительных масс, сочетание плавной береговой линии водоёма и островерхих холмов-гор, крупных листьев и мелких, большого и малого. Равновесие, баланс контрастов во всём.

    Второй приём - в малом добиваться большого. Миниатюрный сад – это способ показать необъятность мироздания на очень маленькой территории.

    Третий приём - главное отличать от второстепенного. В японском саду главное – не количество высаженных растений или архитектурных элементов, а то, какую смысловую нагрузку они будут нести, как будут воздействовать на человека, как будут раскрывать основную идею сада [7].

    При создании сада в японском стиле нужно обязательно руководствоваться следующими принципами:

    • главный принцип – подражание природному ландшафту;

    • принцип неравенства, отсутствие симметрии, параллельности;

    • принцип неповторяемости элементов композиции сада;

    • принцип незавершённости

    • всё, что можно пересчитать, не должно быть в чётном количестве.


    8. Значение скульптуры в садовом искусстве Японии

    Скульптура в японских садах наиболее часто представлена каноническими образами, несущими чётко определённый символизм.

    Существует огромное число разновидностей форм статуй: это и звери, каждый из которых имеет свое определенное значение, это и фигурки птиц, и статуи богов, и даже символические знаки, например символы женского и мужского начала. При создании сада мастер уже точно знает, где расставить статуи, в каком количестве их можно ставить, где они будут смотреться наиболее выигрышно, а где окажутся неуместными [1].

    Вид

    Характеристика

    Скульптура дракона

    Символ поклонения в Японии, ему предназначено место в центре сада, на открытой площадке, среди цветов или в центре газона. В этом случае он распространяет свою мощную энергетику на каждого, кто посетит сад, и, естественно, на самого хозяина. Также символизирует не только физическую силу и власть, но также силу магии, знаний.

    Скульптура льва

    Статуи львов не просто символизируют силу, а являются стражами, охраняющими свою территорию, то их лучше всего ставить на более высокие подставки, вокруг статуи обязательно должно быть открытое пространство.

    Лучшее место для такой статуи — берег водоема, фонтан, открытая площадка сада, а также сад камней, возвышенность, холм. Очень важна и поза льва (лежащий — спокойствие и гармония, сидящий — сила и власть, стоящий — мощность. и практичность). Такие статуи обычно делают из мрамора или камня.

    Скульптура медведя


    Это мощное и красивое животное символизирует силу и доброту; медведь совмещает в себе эти два качества, что в настоящем мире, окружающем нас, стало довольно редким явлением. Такие статуэтки лучше всего изготавливать из дерева и окрашивать в естественные тона — в данном случае в коричневый. Лучше всего ставить их возле водоемов, фонтанов и среди деревьев, а также возле тропинок.

    Скульптуры журавля и черепахи

    Журавль и черепаха также очень любимы в Японии. Вместе журавль и черепаха представляют гармонию Инь-Ян: плоская, медлительная черепаха и высокий журавль, взмывающий ввысь. Очень хорошо объединить их в интересной садовой композиции, создав два острова журавля и черепахи.

    Скульптуры птиц


    Предпочтение отдается изображению орла. Эта птица символизирует силу, красоту и власть и считается царем в мире пернатых. Такие статуи лучше всего устанавливать на возвышенности. Цвет таких статуэток должен быть коричневым, серым или черным, то есть соответствовать естественному оперению.

    Статуи богов

    Статуи богов устанавливаются практически по всему саду, но лучше всего рядом с тропинкой или фонтаном. Каждый Бог должен находиться на своем месте: Будда — среди цветов, Амур, или Купидон, — рядом с фонтаном или возле лавочки.


    Таким образом, каждая, установленная в саду статуэтка имеет свое значение и несет с собой не только красоту и гармонию, но еще и определенную энергию, которая зависит от размера статуи, ее материала и изображения.

    Сад в японском стиле, встречающий нас восточными образами – символами семейного благополучия, долголетия, мудрости, спокойствия - одарит положительной энергией, создаст прекрасное настроение, поможет подготовиться к встрече завтрашнего дня. Садовая скульптура делает сад более живым, интересным и композиционно завершённым.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта