Садовое искусство. Введение История возникновения японского сада
Скачать 0.73 Mb.
|
Оглавление Введение………………………………………………………………………3-5 1. История возникновения японского сада…………………………………6-8 2. Периодизация развития садового искусства в Японии………………….8-14 3. Композиция японского сада………………………………………………14-16 4. Символика в японском садовом искусстве………………………………16-21 5. Цветовая гамма в японском саду…………………………………………22-25 6. Стилевая характеристика садового искусства Японии…………………25-32 7. Принципы и приемы построения японского сада………………………32-34 8. Значение скульптуры в садовом искусстве Японии…………………….34-36 9. Рёандзи как пример японского садового искусства…………………….36-38 Заключение…………………………………………………………………...38-39 Список использованной литературы………………………………………..40 Приложение…………………………………………………………………...41 Введение Восточная культура до сегодняшнего дня смогла сохранить свою первозданность, традиции и обычаи. Восток тяготеет к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. Главными факторами художественного творчества было и остается воображение, озарение, просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном, постижение скрытой красоты, которое требует сосредоточенного, неспешного созерцания. Это и отличает ее от западной культуры, где, ведущей, преобладающей является рационалистическая тенденция, отдающая приоритет разуму, логическому началу, прагматичному мышлению. Современный человек стремиться успеть как можно больше, и часто в погоне за призрачными идеалами забывают о самом главном - о своем эстетическом и нравственном развитии, о внутреннем мире и душе. Несмотря на всю архаичность и постоянность, восточные культуры, позаимствовав у Запада индустриальные технологии, модернизировав экономику своих стран, превратились в лидеров мировой цивилизации, научно-технического прогресса. В рамках западной традиции сформировалось утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе. «Природа - мастерская, и человек в ней работник». На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным и как показала историческая практика - более мудрым. Считалось, что человек не должен вмешиваться в природные процессы, а должен адаптироваться к ним, прислушиваться, угадывать ритмы природы, жить в гармонии с ней. Центральное место в формировании отношения восточной культуры к природе занимает Япония, тут впервые появилась пейзажная живопись, садовое искусство, культура выращивания карликовых деревьев — бонсаи, икебана - искусство аранжировки цветов, составления букетов. Япония — древняя и самобытная страна, вызывающая глубокий интерес других государств к своей материальной и духовной жизни. До Первой Мировой Войны страна была закрыта для европейцев. В настоящее же время происходит все большее взаимопроникновение обеих культур. Японское искусство наиболее полно позволяет уставшему от окружающей суеты человеку почувствовать себя единым целым с природой и окружающим миром. На сегодняшний день Япония занимает прочное место в мировой политике, благодаря необычайно высокому развитию экономической отрасли, а особенно сохранению и процветанию национальной культуры. Поскольку на японцев столетиями влияли социальные и природно-климатические факторы, национальный японский характер закрепил в себе черты терпимости, трудолюбия, минимализма, самообладания. Сады и парки Японии ярко отражают все стороны японского национального характера, сущность которого необходимо прочувствовать. Для этого человеку надо сконцентрировать внимание, сосредоточиться и прощупать каждую цепь ассоциаций. Наблюдатель постепенно уходит от внешнего мира и погружается в атмосферу древности, созерцая окружающую обстановку [5,5]. В данной работе будет подробно рассмотрено садовое искусство Японии, его истоки, особенности и влияние на современную культуру. Основная цель исследования: определить суть и особенности японского садового искусства. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: Дать определение следующим понятиям: «японский сад», «стиль в садовом искусстве», «Инь-Ян», «Дзенский сад», «СИН», «СЩ», «ГЕ», «стиль Дзедо», «тсукубаи», «саби», «ваби», «сибуй», «югэн»; Изучить специфику и становление развития японского садового искусства; Определить значимость темы в условиях современного мира; Подвести итоги проделанной работы, сделать выводы. Методы исследования: анализ литературы по культуре Японии, садовом искусстве, метод обобщения и систематизации материала, использование передового опыта ведущих мировых теоретиков. 1. История возникновения японского сада Японский сад — это один из вариантов декоративного обустройства природного ландшафта, он по праву может претендовать на звание самого оригинального и в то же время естественного дизайна [5,3]. Японский сад — это явление. И как любое явление его можно рассматривать с разных точек зрения. Поклонник буддизма увидит в нем земное подобие рая, искусствовед - гармонию форм, цвета, материала, определит стили и время, философ откроет для себя еще один способ по знания истины, фитодизайнер обратит внимание на необычные способы стрижки и формовки деревьев, а ботаник - на виды и формы растений этот сад составляющие. Великие мастера садов прошлого и были в меру буддистами, искусствоведами, философами и ботаниками. Любой японский сад включает в себя пять компонентов: один духовный - идею, и четыре материальных — это камни, воду, растения и архитектурные элементы. Рассматривать их можно и по отдельности, но вычленить, убрать хотя бы один компонент - нельзя, иначе сад потеряет то, с чем отождествляется само понятие “Японский сад” - гармонию. Красота японского сада складывается из сочетания форм, порой очень простых, но доведенных до такого уровня совершенства, чтобы все рукотворное казалось логическим продолжением природы. Идеальный сад, по мнению древних мастеров, это пространство, где человек входит в прямой контакт с миром природы, черпая вдохновение [12, 35]. Историческое формирование и становление японского сада длилось на протяжении почти полутора тысяч лет и в течение столь долгого срока развивалось в пейзажном стилевом направлении. Садовое искусство в современной Японии находится на высочайшем уровне развития. И все это благодаря характеру природы Страны восходящего солнца. Своеобразные скалистые горы, лесистые холмы, водопады и различные песчаные отмели только дополняют вдохновение японцев. Окруженные столь разнообразными пейзажами, местные жители погружаются в мир фантазии, что находит выражение в создании все новых и новых композиций. Японский сад видоизменяется с культурой, царствующей на определенном промежутке времени, но всегда строго соответствует религиозным требования [5, 6] Генетические корни японского сада с его формализованными компонентами, приемами композиции уходят в древние «доархитектурные» формы. Уходят в тот период истории Японии, который можно было бы назвать первым этапом культурного развития этой цивилизации, связанным с поклонением силам природы. Именно тогда в древней Японии сформировалась религиозная система «синто» — «путь богов», которая впоследствии определила не только принципы формирования садово-паркового искусства, но и многие особенности японской культуры [4]. В древнем синтоизме отсутствовали визуально воспринимаемые символы божеств, их идентифицировали с конкретными предметами или явлениями природы. Обожествление всего окружающего мира выражалось в утверждении: божество нельзя видеть, но его можно ощущать путем переживания красоты природы и ее ритма, можно приобщиться к божеству и, созерцая, постичь истину [11, интернет-ресурс]. Места поклонения создавались из предмета - камня, огороженного веревками, и засыпанного галькой пространства, обычно прямоугольного, в котором это божество существует. Место поклонения не имело никаких сооружений и символически отделялось от окружающей природы, в сущности, оставаясь единым с ней. Искусство камней и эмоциональное отношение к ним было отчасти связано с фаллическими культами, специальные алтари которых сохранились до сих пор. Композиционная схема сада обязательно учитывает различие камней, выражающих мужское или женское начало. В течение всей своей истории Япония заимствовала художественные и другие идеи у разных народов. Однако, проходя через призму национального сознания и традиционного художественного опыта, идеи ассимилировались и совершенно видоизменялись, наполняясь новым смыслом в контексте каждой конкретной эпохи. Даже буддизм с его разработанной философией и сильной системой религиозных догматов получил в Японии иные формы, чем в Индии, Китае и других странаx [4]. Наивный первобытный синтоизм послужил основой для двух важнейших эстетических идей, сформированных из обожествления природы и поклонения ей: символизации природной формы и символизации через пространственную форму. В VI веке Япония официально приняла буддизм, который ассимилировал местное учение и трансформировал его в рёбусинто, смысл которого заключается в объединении синтоистского и буддистского божеств. Высокая духовность личности в мироощущении буддизма соприкоснулась с наделенной духовностью природой, что было основой основ синтоизма. Отсюда возникло совершенно особое восприятие окружающего мира, его неразрывного единства с человеком, их глубинной внутренней связи. Японская культура впитала в себя в значительной мере переработанные космогонические представления об Инь-Ян и постоянстве изменений [4]. Общие буддистские тезисы о вездесущности Будды (он живет во всем, в живой и неживой природе), о перерождении (что, в общем-то, ставит человека в один ряд с природой во всех ее проявлениях) в сочетании с идеями даосизма и конфуцианства заняли важное место в осмыслении отношения человека к миру природы и его места в мире. 2. Периодизация развития японского сада Сады и парки Японии ярко отражают все стороны японского национального характера, сущность которого необходимо прочувствовать. Для этого человеку надо сконцентрировать внимание, сосредоточиться и прощупать каждую цепь ассоциаций. Наблюдатель постепенно уходит от внешнего мира и погружается в атмосферу древности, созерцая окружающую обстановку [5, 5]. В происхождении и развитии садов в Японии можно выделить несколько этапов: 1. Период Нара (VI – VIII вв.). Садовое искусство было заимствовано из Китая, поэтому китайские веяния ещё чрезвычайно сильны. В это время возводится столица Нара по образу и подобию китайского города Чаньчань и на территории императорского дворца разбиваются первые сады – конечно же, с соблюдением китайских традиций. Сады по общей своей конструкции состоят из двух элементов – гор и воды. В то же время японцы начинают пользоваться символикой: сосна как символ долголетия, бамбук – стойкости и т.п. Каждый элемент сада обязательно нес в себе значение, смысл, символизировал то или иное отличительное качество. Сама композиция сада должна была оставлять впечатление свободы, непринужденности и нерегулярности, свойственных самой природе — этой могучей стихии, прекрасной в своей естественности, в единстве и столкновении своих сил. Передать пульс природы, ее жизненный ритм невозможно случайным соотношением ее отдельных деталей. Задача художника — понять внутренний смысл жизни природы и выразить его в своем произведении. Однако отличия все равно сохранялись. В частности, в Китае сады разбивались для свободного времяпрепровождения, в Японии же – для совершенствования духа и созерцания. В Китае сады занимали значительную территорию и больше походили на парки, в Японии в силу островного положения и малого количества свободного места сады стали миниатюризироваться. В последнее время эта тенденция становится ещё более актуальной в силу всё большего прироста населения, когда не каждая семья может позволить себе разбить садик перед домом. Но столь стеснённые условия не мешают японцам иметь собственный зелёный уголок – всё большей популярностью пользуются напольные или настольные садики. Китайская идея искусственного и одновременно естественного сада еще не была воспринята в культуре Нара, времени утверждения буддизма. Создавая большие архитектурные комплексы, такие, как Тодайдзи, архитекторы оставляли природное окружение в своих естественных формах, организуя пространство вокруг храмов планировкой путей движения процессий. Разум и воля архитектурно-планировочного решения контрастировали со стихийностью природы, а не соответствовали ей, как это произойдет в последующей эпохе — Хэйан, важнейшем периоде в истории японской художественной культуры. 2. Период Хэйан (IX – XII вв.). В этот период возводится новая столица – Киото, на этот раз с истинно японскими отличиями и особенностями. Сады отражали утонченный дух придворной культуры, в которой поэтизировались все проявления жизни людей и отвечали потребности в лирическом вдохновении и изысканных эмоциях от красот природы от вращения времен года. Кроме придворных и храмовых садов, пользовавшихся большой популярностью в прежние времена, формируется совершенно новый вид садового искусства — сады чайной церемонии, или же сады чаепития. Объясняется это тем, что именно в это время в Японии прочно укоренился ритуал чайной церемонии. Церемония чаепития зародилась в Китае, позже получила распространение в Японии, где несколько видоизменилась. Первый чайный домик в Японии был построен в 1473 году. Сама процедура чаепития была разработана мастерами Дзео и Сэнно Соэки. Конструкция садов и их композиция напрямую связанны с этим обрядом. Все жители Страны восходящего солнца, независимо от социального происхождения, относились к чаепитию, как к неотъемлемой и очень значимой части повседневной жизни. В соответствии с правилами, эта церемония превращается в особый ритуал, так как одновременно сопровождается наблюдением творений природы и искусства, что доставляет истинное наслаждение японцам. Небольшие садовые «островки» не только отражают национальный характер японцев, но и воспитывают его. Ощущением, чувством, переживанием красоты человек проникал в сущность бытия. Но буддистская иллюзорность и эфемерность мира лишали чувство красоты жизнерадостности. Красота быстротечна, она мгновенна, едва уловима и преходяща, готова в следующий миг исчезнуть бесследно. Изысканная хэйанская культура основала новый тип отношения к миру - любование. Не просто наблюдение, а переживание и острое восприятие. Красота открывается человеку только в моменты наивысшего эмоционального напряжения. А язык подлинной эмоции - это поэзия, и именно в эту эпоху были созданы классические произведения японской литературы. Хэйанская культура оказала решающее воздействие на формирование японского садового искусства, поскольку открыла новое отношение человека к природе — созерцание. 3. Период Дзенского сада. Конец ХII века и начало ХIII века в Японии – время социальных потрясений и кардинальных перемен. К этому времени в японские национальные верования, культуру и философию прочно вошло одно из направлений буддизма – дзен. Отличительной особенностью дзен была его направленность в первую очередь на человека, а не на абстрактные понятия. Дзенский сад уже не предназначен для прогулок как прежде. Его функция была аналогичной пейзажным свиткам – помогать в практике созерцания. Свойственное японской культуре тяготение к лаконичности способствовало и сокращению садового пейзажа. Так появились знаменитые сухие сады, в которых продолжали существовать силы Инь-Ян, но реальную воду символически заменил песок и гравий. Все они завораживают своей загадочной абстрактностью. Можно выделить две эпохи в развитии Дзенского сада: Камакура Муромати 1. Эпоха Камакура. (XIII - XIV вв.). Стала антитезой предыдущему периоду, время военного дворянства создало предпосылки для формирования нового отношения к природе. Не чувственная красота, олицетворяющая переживания человека, но одушевленность, могущество и сила природы стали ее главными качествами. 2. Эпоха Муромати. После объединения страны под властью сегунов Асикага обе культуры — хэйанская и камакурская постепенно сблизились, что послужило основой для расцвета искусств периода Муромати. Идеалам пришедшего к власти военного сословия соответствовало учение дзэн. Признание духовности человека, восприятие человека как части природного мира, равнозначной всему другому, определило отношение дзэн к окружающему. Природа не противостоит человеку как враждебная сила, он един с ней, он — часть ее. «Познавая мир, познаете самого себя». Согласно учению, дзэн, в созерцании природы самое главное - слияние субъекта и объекта, ощущение человеком природы как части своего естественного бытия. «Красота заключена не в форме, а в смысле, который она выражает, и этот смысл раскрывается, когда наблюдатель всю свою сущность передает носителю этого смысла...». Хотя число элементов невелико, они были очень выразительны и содержательны. А присутствующая загадочность и недосказанность должны активизировать зрительное и душевное восприятие сада любым человеком. Японские мастера умышленно оставляют в своих садовых творениях свободное пространство, предоставляя, таким образом, возможность заполнить его картинами, созданными воображением созерцающего. В этом и заключается вся тайна и загадочность данного искусства. Обязательное присутствие композиционного принципа неопределенности диктовало создание гармонического равновесия всех элементов сада. В саду одновременно царят свобода и порядок, движение и покой. 4. XIX – XX вв. – в это время появляется своеобразное ответвление – Морибана. Особенностью Морибаны является использование низких и плоских напольных ваз, что вызвано особенностями возведения новых домов и зданий. Японский сад приобретает черты западного стиля. Начало новой эпохи ознаменовалось установлением новой формы правления: Токугавский сёгунат пал, государство возглавил император. Япония стала, как никогда, активно контактировать с внешним миром. Новое время привело к изменению и в социальной структуре общества, породив новые классы. Эти изменения отразились на всей японской культуре и на садовом искусстве, в частности. Прежде всего, стали появляться сады западного стиля вместе с неизбежным внедрением западной архитектуры. Новая аристократия и представители деловых кругов начали крупномасштабное перераспределение земель, которые в первую очередь затронуло сады. Ландшафты традиционного японского сада не содержали в себе широкой гаммы цветов, более характерной для садов Запада. В отличие от европейских садов, где цветочное оформление часто является самостоятельным композиционным элементом, в традиционных японских садах цветы — это всегда лишь дополнение к чему-то, штрих, усиливающий впечатление, и не более. В основе этого лежат философские принципы, призывающие "не улучшать" и "не украшать" природу, а лишь более контрастно выявить ту красоту и гармонию, которая уже заложена в ней. Изменились и система планирования, и подход к использованию земель в соответствии с западным влиянием, что привело к появлению эклектических садов. Благодаря этим новым тенденциям появился прекрасный сад ирисов в синтоистском святилище Мейдзи в Токио. Он стал первым Японским садом, где главный эстетический эффект зависел от красоты одного вида цветов в один короткий период года. Главным композиционным элементом сада является узкая речка, текущая через весь сад, берега которой окаймляет "ирисовый пояс". В XIX веке в японских садах также появились газоны — сначала только в частных садах, как Муринан в Киото, а затем они проникли повсеместно — даже в старых садах императорского дворца в Киото и виллах Кацура [2]. На современном этапе садовое искусство продолжает развиваться и совершенствоваться. Умение создавать сады передаётся из поколения в поколение, одновременно сохраняя черты древней цивилизации и приобретая новые признаки, привнесённые современной культурой. Можно сделать вывод, что, создавая композиции, японцы не изменяют природу, а «довольствуются» тем, что есть под рукой, ищут прекрасное и удивительное в повседневности и окружающих каждый день предметах. Таким образом, практически любое человеческое творение можно воспринимать как величайшее творение искусства. |