Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Социальные условия возникновения социологии.

  • 2. Социологическая теория О. Конта

  • 3. Марксистское направление.

  • 4. Предмет и объект социологии.

  • 5. Структура и логика развития социологического знания.

  • Список литературы.

  • реферат социология. Реферат ИПЗ -. Введение. Любой предмет, любая вещь имеет свою историю возникновения, также как и наука


    Скачать 27.52 Kb.
    НазваниеВведение. Любой предмет, любая вещь имеет свою историю возникновения, также как и наука
    Анкорреферат социология
    Дата19.12.2022
    Размер27.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат ИПЗ -.docx
    ТипДокументы
    #852129


    Введение.

    Любой предмет, любая вещь имеет свою историю возникновения, также как и наука. Если говорить обобщенно, то история социологии — это раздел социологической науки (иногда его называют даже особой наукой, что, видимо, не совсем точно), в рамках которого рассматривается процесс ее зарождения, становления, функционирования, развития. Любая наука в процессе развития и становления означает формирование, а также функционирование множеств направлений, отраслей, сфер и теорий.

    В чем же состоит предмет истории социологии как раздела социологической науки? История социологии изучает возникновение и развитие социологической науки от ее истоков до наших дней. Следовательно, можно заметить, что история социологии есть сама социология в ее изменении, совершенствовании, развитии.

    Как мы уже поняли, социология является развивающейся наукой по сей день, соответственно, она не может не обращаться к собственной истории. Причиной данной позиции является, в первую очередь, сохранение своей биографии, фиксация значимых достижений. Для того, чтобы стать профессиональным социологом или же просто начать глубоко разбираться в данной сфере, необходимо изучить базовые и исторические понятия, ценности, теории. В социологии необходимо знать всё «от» и «до».

    Социология является неотъемлемой частью общества, она идёт «в комплекте» вместе с ним, тем самым является важным средством его изучения. История социологии также является не просто разделом социологической науки, но и инструментом, способом изучения самого общества. История социологии раскрывает логику развития как самой науки, так и общества в целом.

    Изучение истории социологии дает возможность сформировать основные этапы развития, а также представление о начале социологической науки. Понятия и положения социологии, которые впервые были сформулированы гораздо раньше, в наше время вызывают большой интерес к изучению. Многие сталкиваются с тем, что начинают изучать то, что уже давно было изучено, открыто и утверждено, просто из-за того, что не знают исторический процесс развития.

    Историки социологии рассматривают и изучают развитие социологической науки по сей день. Это необходимо для того, чтобы следить за прогрессом самой социологии, т.к. взгляды прошлого могут значительно поменяться в наше время в зависимости от степени изучения и глубины проникновения в исторический материал. Актуальные для сегодняшнего дня проблемы заставляют социологов обращаться к новому прочтению активно использовавшихся в прошлом трудов классиков социологической науки.

    1. Социальные условия возникновения социологии.

    В конце 30х – начале 40х годов, когда время было крайне нестабильным, возникает социология. Именно в это время начали свою теоретическую и практическую деятельность К. Маркс и Ф. Энгельс. Отцами-основателями социологии являются: О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер. Именно они в этот период времени решили установить согласие и солидарность между различными социальными группами.

    Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания в обществе и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».

    Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием определенных социальных процессов. Также отчетливо проявились проблемы социального общества, но и параллельно с ними появились силы, которые были заинтересованы в устранении данных проблем.

    В процессе использования естественных ресурсов, люди столкнулись с ограниченностью данных ресурсов, расширяя данным путем сферу производства, в следствии чего, единственным способом улучшения производительности стало более рациональное использование рабочей силы. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Когда были осознаны проблемы усложнения всех сфер жизнедеятельности, возникли предпосылки формирования и развития науки, а также взаимодействие между людьми и результаты их взаимодействий.

    2. Социологическая теория О. Конта

    Огюст Конт –французский философ, социолог и популяризатор науки, основатель позитивистского направления, был автором многочисленных работ по социологии. При создании своих работ, Конт пытается определить место социологии в системе наук. Огюст считал, что предметом социологии должна стать наука об общественных явлениях. Но на долю социологии приходилось все то, что ими не изучается, т.к. она появилась позже других общественных наук. В отличие от естественных наук, которые изучают отдельные явления, именно социология должна изучать общественную систему, а также все социальные явления и процессы во взаимодействии со всей жизнью общества.

    О. Конт свою социологическую теорию делил на две части: социальная статистика и социальная динамика. У социальной статистики была задача в изучении человека, общества, в целом условий жизни не только человека, но и всех социальных общностей. Конт исходил из того, что личность невозможно понять, не разобравшись в ее сложной, противоречивой сущности.

    Огюст пытался выяснить степень взаимодействия семьи на личность, а также какая существует взаимосвязь между человеком и обществом, поэтому он поставил задачу – выявить взаимосвязь между человеком, его семьей и обществом. О. Конт отталкивался от того, что семья является основным социальным организмом общества, т.к. она обеспечивает его, а также является одним из средств воспитания человека, накладывает отпечаток на всю общественную деятельность личности. Социолог считал, что для начала нужно сделать акцент на семье, а потом уже изучать саму структуру общества. Саму структуру общества О. Конт исследовал с различных сторон, включая рассмотрения таких социальных общностей, как касты, расы, нации.

    В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, где основным фактором выступает духовное и умственное развитие общества. В задачи социальной динамики, входило выяснение движущих сил в развитии общества. Для него такими силами являются: экономические условия, географическая среда и климатические условия. Но эти силы не оказывают должного внимания на жизнь общества, а уже мышление, сознание и взгляды общества оказывают.

    О. Конт конкретно подтверждает необходимость появления социологии с помощью системы, в которой это обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической (религиозные представления, сверхъестественное, вера), метафизической (здесь уже философ отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей) и позитивной (на этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними). Переход от одной стадии к другой всегда действует последовательно, но никак не одновременно. Здесь также действует принцип «от простого к сложному».

    3. Марксистское направление.

    К. Маркс (1818-1883) является основоположником марксистского направления. В основе его теории лежит материалистическое понимание истории. Маркс считал, что именно хозяйственная, а даже экономическая деятельность лежит в основании общественной жизни людей, даже имеет свое название - «способ производства материальных благ». Любой способ всегда содержит две стороны: производительные силы и производственные отношения. В совокупности эти две стороны составляют экономический базис общества, над которым возвышается идеологическая надстройка, и включает в себя: право, политику, идеологию, мораль, науку и т.п.

    Маркс создает теорию социальных систем, которая лежит на основе материалистического понимания истории. Он вводит новое понятие - общественно-экономическая формация.

    Общественная формация - это социальная система, состоящая из нескольких взаимосвязанных элементов.

    По Марксу, история человеческого общества знала четыре из пяти общественно-экономических формаций.

    1. Первобытнообщинная;

    2. Рабовладельческая;

    3. Феодальная;

    4. Капиталистическая;

    5. Коммунистическая (еще не наступившая, у которой имеется две фазы: социализм, коммунизм).

    Теория социального развития появилась благодаря смены общественно-экономических формаций. Цель социального развития - осуществление перехода к коммунистической формации. На данной стадии. человечество перейдет от предыстории к подлинной истории. Взаимоотношения между производительной силой производственными отношениями являются неустойчивыми, т.к. главный содержательный элемент производительных сил находится в развитии. В определенный момент производственные отношения становятся тормозом развития производственных сил.

    Одно из центральных мест социального учения Маркса - теория социальных революций. В процессе революции происходит смена установившихся устаревших производственных отношений, устанавливаются новые отношения, которые соответствуют уровню развития производственных сил, тем самым, общество переходит постепенно на новый уровень. К. Марка называл революцию «локомотивом истории» и говорил, что не стоит бояться и переживать за ее разрушительный эффект.

    К. Маркса считают первооткрывателем теории социального конфликта. Для Конта главным являлась стабилизация общества, а для Маркса уже уничтожение общества, замена новым, более правильным и справедливым. Многие считают, что возникновение и формирование всей мировой социологии появилось как реакция на марксизм, желание опровергнуть его средствами теории. Маркс проанализировал социальные конфликты, обосновал возникновение социального неравенства как явление, которое просто необходимо для общественного развития и его прогресса.

    4. Предмет и объект социологии.

    Чаще всего часть окружающего нас мира, субъективного или объективного, принимают в качестве объекта определенной науки, вне зависимости от нашего о ней знания. Элементом реальности является объект науки, которую исследователь представляет как данность.

    В предмете современной социологии выражается состояние научного знания. Бесспорно, каждая наука создает свои понятия, благодаря которым идет описание той или иной реальности, существующая вне зависимости от нашего знания о ней.

    Предмет науки – логически взаимосвязанная и непротиворечивая система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую нацелены методы исследования данной науки. Физической реальностью считается часть реальности, которая изучается экспериментом, описывается физическими понятиями. Социальной реальностью считается часть реальности, которая изучается анкетными опросами, и описывается социологическими понятиями.

    Предметом современной социологии является результат длительных исторических развитий, усилия ученых.

    Каждый философ/социолог описывал предмет социологии по-разному, с помощью различных понятий. Следовательно, версии предмета социологии менялись на протяжении всей истории существования науки.

    О. Конт (1798- 1857), французский мыслитель, является основоположником социологии, считал ее наукой о фундаментальных законах развития общества, которая подчиняется только естественным законам. Конт считал, что социология должна отказаться от вопросов, на которых нет ответов, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.

    Г. Спенсер (1820- 1903) является одним из наиболее значимых теоретиков социологии, он определял социологию как науку, которая изучает социальные группы. По его мнению. предметом социологии является структура социальной группы и ее функции, как продукт взаимодействия людей.

    Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920) считал, что социология является наукой о социальном поведении, которое как раз он стремился понять. Социальное действие, по мнению Вебера, было элементарной частицей поведения индивида в обществе, которое было и причиной, и следствием трудных взаимоотношений общества.

    Профессор Ж. Тощенко убежден, что социология изучает поведение людей в конкретной социальной ситуации.

    Еще один профессор Г. Осипов считает, что именно социальное отношение является предметом социологии.

    Российская социологическая энциклопедия, которая впервые была издана в 1998г., социологию определяет как науку об общих законах развития, а также функционировании определенных систем.

    Можно сделать вывод, что любая наука в процессе изучения какой-либо области использует определенные средства и приемы для достижения поставленной цели. Когда идет речь о какой-либо науки, учитывают не только предмет ее изучения, но и все ее средства, приемы, которые используются в познании своего предмета.

    5. Структура и логика развития социологического знания.

    В научной сфере есть понятие методологии, которое объясняет себя как учение о методах научного познания. Главной ее задачей является открытие, обобщение и объяснение методов научного познания. Различие наук в том, что у них разные предметы изучения, методы, которые они используют для познания своего предмета. Социологический метод развивался благодаря двум пониманиям методам социологии: позитивизма и материализма.

    1. Позитивистское понимание - желание внести в изучение общества методы и принципы, которые используются в естественных науках, следовательно, повысить точность социологической науки.

    2. Марксистское понимание - взгляд на общество с помощью материалистического понимания истории.

    У социологов было множество попыток на создание единой социологической теории. Различные взгляды социологического знания приводят на два существующих уровня социологического анализа: макроуровень и микроуровень.

    - макроуровень: здесь исследуются масштабные социальные системы и процессы, что происходят в широкие отрезки времени. Данные связи возникают благодаря взаимодействии основных социальных институтов - семья, государство, религия.

    Макросоциология – это теоретические и эмпирические исследования социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействия на такие изменения.

    Посредники макросоциологии подчеркивают качественное своеобразие социетальных явлений и их несводимость к социально-психологическому уровню, рассматривая в качестве объекта своего исследования общество в целом и его крупные структурные образования.

    - микроуровень, где общество продолжается благодаря социальным явлениям (взаимодействие людей между собой, поведение, поступки). Микросоциология - область социологического познания, которой принадлежат концепции, что изучают механизмы людей, их общения, взаимодействия. На микросоциологическом уровне изучаются индивидуальное поведение и его проявления в обществе.

    Большинство ученых придерживаются точки зрения о трех уровнях социологического знания:

    Первый уровень – фундаментальные общесоциологические теории. Они возникают на базе социальной философии и включают в себя проблемы теоретического осмысления наиболее общих вопросов строения и функционирования общества: проблемы формирования социальных структур, социального развития, проблемы изучения личности, изучение моделей, методик и техники социологических исследований. На фундаментальном уровне осуществляется взаимосвязь с иными науками: философией, историей, психологией, экономикой и др.

    Второй уровень – прикладные социологические исследования (прикладная социология). Необходимо иметь достоверную информацию о социальных процессах, чтобы понять их сущность. В социологии источником такой информации являются социологические исследования.

    Социологические данные в прикладном социологическом исследовании собираются с помощью различных методов (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов).

    По мере возрастания требований к практическому решению проблем современного общества возникла необходимость в изучении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизни человеческого общества: социальных общностях и социальных институтах.

    Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания – теории среднего уровня. Этот научный термин был введен в оборот американским социологом Р.Мертоном. Все теории среднего уровня можно условно подразделить на три группы:

    - теории социальных институтов (социология семьи, образования, науки, религии, искусства, политики, труда и т.д.);

    - теории социальных общностей (социология малых групп, организаций, слоев, классов, территориальных общностей и др.);

    - теории социальных процессов (социология процессов дезорганизации общества, социология конфликтов урбанизации, социология общественных движений).

    Теории среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем тесно связаны как эмпирическими исследованиями, которые поставляют необходимый материал для их создания и развития, так и с социологическими теориями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований.

    Заключение.

    Социология - это та наука, которая на каждом новом этапе берет из реальности новые социальные факты, дает возможность представить перспективу общественного развития. Общество не может функционировать и развиваться без социологии.

    Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась наука социология, как ответ на объективные потребности социального развития.

    Список литературы.

    Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 1994. С. 21

    Российская социологическая энциклопедия / под общей ред. Г.В. Осипова. М., 1998. С.486.

    Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001. – 224с.

    Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1997. – 344с.

    Социология: Учебник для юридических вузов. – СПб. Под редакцией: Сальникова В.П., Ковалева Г.Д., Степашина С.В. Издательство «Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. – 416с

    Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический проект 2000. – 382с. – («Gaudeamus»).


    написать администратору сайта