ОГЛАВЛЕНИЕ иЦЕНКО 3. Введение особенности социализации детей дошкольного возраста
Скачать 0.56 Mb.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ психолого-педагогической литературы и собственный педагогический опыт указывают на необходимость систематической и целенаправленной работы по созданию специального педагогического пространства, образовательной среды, которые будут способствовать социализации дошкольников. В процессе опытно-экспериментальной работы было разработано приложение к программе ШСНТ «Русские забавы», результат этой работы показал динамику образовательного процесса. Создание фольклорно-танцевальной среды и легло в основу приложения к программе, включающих народные танцы и фольклорные игры. Все занятия имели общую задачу, обладали структурным единством и были нацелены на освоение танцевальной деятельности, расширение круга общения учащихся, развитие коммуникативных способностей, формирование адекватной самооценки, само восприятия, самосознания, формирование образа тела, развитие координации движений, снятие мышечных зажимов, а также воспитание толерантного отношения к другим людям и культуре. У детей появилось стремление к более глубокому межличностному общению . Коллектив стал более однородный и мобильный, а атмосфера в группе более комфортной и открытой для взаимодействия дошкольников между собой. Ярче прослеживается стремление к взаимному познанию, пониманию и принятию; к взаимному влиянию и взаимопомощи между детьми; к совместному решению проблем и конфликтов; обмену информацией в благоприятной для партнеров атмосфере. Заметно снизился фон тревожности, враждебности, конфликтности , а чувство защищенности и уверенности в себе возросли. Учащиеся стали более внимательно относиться к себе и окружающим, интересоваться культурой своего народа и своей Родины. Экспериментально обосновано, что для эффективного влияния фольклорно-танцевальной среды на социализацию дошкольников необходимо соблюдение следующих педагогических условий: 1. создание пространства общения (относительно фольклорно-танцевальных занятий это — пространство танцевального или игрового круга); 2. использование различных форм деятельности в этом пространстве (танец, пение, игра, импровизация); 3. введение норм и правил, регламентирующих нахождение детей в данной среде и их участие в деятельности. Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение в опытно-экспериментальной работе. Анализ полученных результатов работы позволяет сделать следующие выводы: 1. Проведенная теоретическая и практическая работа показала, что с помощью искусства можно успешно преодолевать трудности социализации современных детей, поскольку оно обладает интеграционными возможностями: включает детей в свободную творческую деятельность, способствует гармонизации межличностных взаимоотношений, богато приемами терапевтической коррекции индивидуального развития ребенка. 2. Исследованием доказана возможность использования фольклорно-танцевальной среды с целью социализации дошкольников, так как она выполняет социализирующую, терапевтическую, развивающую и воспитательную функции, а ее психолого-педагогический потенциал связан с несоревновательностью и отсутствием оценки. Преимущество фольклорно-танцевальных занятий в том, что они допускают разный уровень исполнения, благотворно влияют на развитие у детей пространственных представлений, создают положительный эмоциональный фон, формируют навыки общения. 3. Разработанная методика проведения фольклорно-танцевальных занятий активизирует социальное развитие учащихся, о чем свидетельствует динамика изменений, произошедших у них в ходе эксперимента во всех сферах социализации — деятельности, общении и самосознании. 4. Экспериментальная работа показала, что необходимо создание пространства общения, использование в нем различных форм деятельности и введение норм и правил, регламентирующих нахождение детей в данной среде и участие в деятельности. 5. Разработанные практические материалы отражают систему педагогических требований к организаторам занятий: четко представлять цель, задачи, структуру, особенности создаваемой среды и каждого занятия в отдельности в соответствии с возрастом и конкретным составом учащихся; иметь, базовые знания в области музыки и танцевальные навыки; владеть достаточным количеством народных танцев, фольклорных игр и упражнений, обладать умением показать основные элементы танцев; чередовать виды деятельности детей; придерживаться гибкого подхода в проведении занятия, сохраняя структурные рамки и общую направленность программы; уметь поддерживать интерес к танцевально-игровой деятельности как в самих себе, так и в детях; быть всегда доброжелательными, приветливыми, поддерживать дружескую, эмоционально положительную атмосферу в группе, уделяя внимание каждому ее участнику. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абраменкова, В.В. Психология развития. Словарь под. ред. A. JI. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /В.В. Абраменкова; Ред.-сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с. 2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов/Г.С.Абрамова - 4-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с. 3. Алексеев, Э.Фольклор в контексте современной культуры/Э.Алексеев.-М.: Советский композитор, - 1988. -56 с. 4. Алексеев, Ю.Ю.; Михеева С., Аруцева Е. Круговые терапевтические танцы/Ю.Ю.Алексеев и [др.] - М.: Ковчег , 2004. - 160 с. 5. Алешина,Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122 с. 6. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений/Г.М.Андреева - М.: Аспект Пресс, 2001. - 378 с. 7. Андреенкова, Н.В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. - Вып. 5. - М.: 1970 - С. 38-52 8. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор/В.П. Аникин. - М.: 1957. - 235с. 9. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности // Вопросы психологии. – М.:1996. -№ 1. 10. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. – М.:1991. - № 4. - С. 33-37. 11. Арсалиев, Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш.М. Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Москва-Чебоксары, 2003. – С. 180. 12. Архарова , Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). - М.: 2001. - С. 204-205. 13. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа/А.Г.Асмолов. - М.: Смысл, 2001.- 416с. 14. Ахвердова ,O.A., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии/О.А.Ахвердова и [др.] - М.: 2006.- 336 с. 15. Басин, Е.Я. Семантическая философия искусства/Е.Я.Басин. 3-е изд. М.: Наука, 1998 -216с. 16. Батаршев, A.B. Психология индивидуальных различий: От темпераметра — к характеру и типологии личности/А.В.Батаршев. - М.: Владос, 2001. —255 с. 17. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина // Преподаватель. – М.: 1999. - № 1 (8). - С. 15-18. 18. Бахтин, М. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре/М. Бахтин. – Л.: Детская литература, 1982.-143 с. 19. Бекина, С.И., Ломова Т.П., Соковнина E.H.Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. - М.: Просвещение, 1983. -288 с. 20. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.С. Белкин. -М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 192 с. 21. Бим-Бад ,Б.М., Петровский, A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1997. № 1. С. 1-6. 22. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Воронеж: МОДЭК, 1995. — 352 с. 23. Бондаревская,Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1995. - №4. - С. 29-36. 24. Бочкарёва, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебное пособие/Н.И.Бочкарёва - Кемерово.:1999. -64 с. 25. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения: Монография/Г.М.Бреслав - М.: Педагогика, 1990.-140 с. 26. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности/Л.П.Буева - М.: 1968. - 180 с. 27. Буева ,Л.П. Человек: деятельность и общение/Л.П.Буева - М.: 1978. - 215 с. 28. Бурно ,М.Е. Терапия творческим самовыражением/М.Е.Бурно - М.: Медицина, 1989. -430 с. 29.Василенко, В.А. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество/В.А. Василенко. - М.: Педагогика, 1969.-360. 30. Введение в психологию / под редакцией Петровского А.В./. - М.: 1996. -468 с. 31.Винникотт, Д. Игра и реальность/Д.Винникотт Институт общегуманитарных исследований - М.: 2002. - 240 с. 32. Виноградов, Г.С. Детский народный календарь. – Сибирская живая старина, вып.2/Г.С.Виноградов.- Иркутск,1924 - С. 55 -86 33. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания / Г.Н. Волков // Мир образования – образование в мире. -2002. - № 1. - С. 11. 34. Волохов, A.B. Социализация ребенка в детских общественных организациях/А.В.Волохов. - Ярославль, 1999. - 270 с. 35. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./ Психол. ин-т Рос. акад. образования, Междунар. образоват. и психол. колледж; Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца; Предисл. О. М. Дьяченко. - М.: Изд-во Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995. -144с. 36. Ворожцова, O.A. Музыка и игра в детской психотерапии/О.А.Ворожцова - М.: Ин – т психотерапии, 2004. - 90 с. 37. Выготский, Л.С. Психология искусства/Л.С.Выготский - М.: 1986. - 572 с. 38. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка //Л.С. Выготский .Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. унта. Сер. 14, Психология. 1991. № 4. 39. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 572 с. 40. Галкин, С.А. Воспитание. Личность. Общество/С.А.Галкин. Дубна: Феникс, 2006.- 112с. 41. Герасименко, O.A., Дименштейн, Р.П. Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции / Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А.А.Цыганок. М.: Теревинф, 2001. - С. 5-25 42. Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып. 9. -Л., 1971. – 186.- С.37- 45 43. Гришина , Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - № 1. -С. 67-73. 44. Давыдова, О.И. Этнопедагогический подход в работе детских садов / О.И. Давыдова // Детский сад. Управление. – 2003- № 19 (67). - С. 10. 45. Давыдова, О.И. Этнопедагогическая подготовка педагога / О.И. Давыдова // Мир детства и образования. – Магнитогорск, 2007. – С. 481-483. 46. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 17-20. 47. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. В 2т. - Т.1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика,1986. - С. 222-285 48. Зеньковский, В.П. Психология детства / В.П. Зеньковский. - Екатеринбург, 1995. -297 с. 49. Измайлов, А.Б. Рождественские "Сказочные материалы" в русской народной педагогике для воспитания дошкольников / А.Б. Измайлов // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007.- С. 130-133. 50. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина. - М.: Академия, 2002. – 208 с. 51. Капица, О.И. Детский фольклор/О.И.Капица - Л., 1928. 52. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.Учеб.-метод.пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – 2-е изд.,перераб.и доп. -СПб.: Детство-Пресс, 1998. -300 с. 53. Кожанова, М.Б. Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М.Б. Кожанова // Мир детства и образования. – Магнитогорск, 2007. - С. 120-123. 54. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с. 55. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. -С. 15-17. 56. Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф.Кузина, Г.И. Батурина. –2.-е изд. – М.: Школьная пресса, 2001. – 144 с. 57. Кутасова, М. "Прости меня, земля-матушка": "Народная культура" в детском саду / М. Кутасова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 35-40. 58. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.1 / А.Н. Леонтьев / Под ред., В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 319 с. 59. Лунина, Г.В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников / Г.В. Лунина. – М.:1995. – 192 с. 60. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики // Сибирский фольклор. Вып. 2. – Новосибирск, 1971. 61. Мельников ,М.Н. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников- М.: 1987 62. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику/А.В.Мудрик - М.: 1997. – С.188 -208. 63. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития; детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1998. – 456 с. 64. Немов , Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов / В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 688 с. 65. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов / В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. – 632 с. 66. Парамонова , Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Л.А. Парамонова. – М.: 1987. – 160 с. 67. Парамонова , Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 1. – С. 33-34. 68. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. – 2002. – № 20 69. Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса / Ф.Ф. Харисов: автореф.дис…д-ра пед. наук: – Элиста, 1999. – 39 с. 70. Христова, Е.Л. Народная педагогика (историографические и теоретико-методологические проблемы) / Е.Л. Христова. – М.: Педагогика,1987. – 84 с. Приложение 1 Приложение к программе школы-студии «Русские забавы», подготовительная группа дети 5-6 лет Блок №1 СЕНТЯБРЬ КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ВСТРЕЧАЕТ. I Раздел «этнография». Быт, уклад жизни Труд в поле и дома. Жатва. Осенние заготовки впрок. Знакомство с орудиями труда: серп, цеп, коса, грабли. Народный календарь, обычаи и обряды сентября. 1 сентября. День – тепляк. Проучиваем динамическую паузу «Едет Ваня»,народная игра «Кучер и лошадки»,подвижная игра «Кузнец», «Молчанка». 5 сентября. «Праздник брусничного пирога».Проучиваем ритмическое упражнение «Ёжик и баран»,игра «Сова» 27 сентября – Воздвижение. «Капустница». танец «Заинька – заика» , игра «Тетёра шла» Капустные вечерки. — Время хороводов, женихов и невест, вечерок и игр молодежи. Дети знакомятся с традицией «помочей», когда девушки-»капустницы» собирались в одной избе и сообща рубили капусту. Жанры устного народного творчества. Пословицы и сказки о трудолюбии, осуждении лени и зависти: «Крошечка Ховрошечка», «Девочка семи летка», «Умный работник» и т.п. Считалки: «Ехал Ваня из Рязани», «Ехала белка на тележке», «Шла кукушка мимо сада»; скороговорки. II Раздел «музыкальный фольклор». Прослушивание. Знакомство детей с народными песнями: колыбельными «Баю-баю, зыбаю» (необходимо дать сведения о колыбели (зыбке), о ее месте в доме) и плясовыми песнями «Как у наших у ворот». Дети должны различить колыбельную и плясовую. Пение. Обрядовые песенки: «Нивка золотая», «Ходил козел по меже». Плясовая песня «Как у наших у ворот», потешка «Как по речке по реке», «Лудушки». Музыкально-фольклорные игры. «У медведя во бору», «Гуси-Гуси!», «Каравай» — дети учатся холить в хороводе, выбирать ведущего с помощью считалки («Ехал Ваня из Рязани», «Шла кукушка мимо сада», «Ехала белка на тележке»), разыгрывать роли хозяйки, гусей, волка, медведя. Во время игры они учатся общаться, узнают о правилах поведения, например, выбирая именинника в игре «Каравай», водящий должен обязательно поклониться, тем самым, показывая свой выбор и выражая почтение к выбираемому им ребенку. Народная хореография. Дети учатся ходить в хороводе, выполнять несложные движения в разминке и игре: «Пошла коза по лесу» — хлопки в ладоши, мелкая дробь ногами, покачивание головой в такт музыке. Основы народного театра. Дети пытаются изображать животных (медведя, волка, козу, гусей), хозяйку гусей, именинника. В игре «Кострома» разыгрывается небольшой спектакль. Игра на музыкальных инструментах. Дети знакомятся с шумовыми инструментами, запоминают их названия: ложки, трещотки, ,бубен. Пытаются играть на ложках («Как у наших у ворот»). Блок №2 ОКТЯБРЬ - ЗАЗИМНИК. I Раздел «этнография». Быт, уклад жизни. Дети знакомятся со свадебными ролями: сваты, невеста, жених. Народный календарь, обычаи и обряды октября. 1 октября. Арина – шиповница. Музыкально – дидактическая игра «Тихо – громко». 7 октября. Фёкла – заревница. Игра «Кто больше завяжет узлов», «Кто быстрее заплетёт косичку», «Верёвочка».Коммуникативная игра «Паутинка» 14 октября Батюшка Покров. Вечерки, время свадеб. Дети разыгрывают «свадебку» в музыкально-фольклорной игре «Бояре, а мы к вам пришли», танец Матрёшки. Жанры устного народного творчества. Загадки об овощах, в том числе и о капусте. Считалки, скороговорки. Сказка о женихе и невесте, о свадьбе. II Раздел «музыкальный фольклор». Прослушивание. Дети знакомятся с жанром хороводной песни — «Летал, летал воробей» (игровой хоровод). Слушают игру на балалайке, таким образом, знакомясь с этим народным инструментом. Пение. Потешка «Мирон-простота». Хороводная-игровая «Летал, летал воробей», шуточная песенка «Как у бабушки козел». Пальчиковая гимнастика - «Летели две птички». Музыкально-фольклорныеигры. «Капустка» — дети знакомятся с этой игрой на Капустных вечерках, перенимают ее от старших детей. Пополняется запас подвижных игр: «Бабка-ежка», «Дударь», «Месим, месим тесто». Новая игра с вопросно-ответной конструкцией — «Бояре, а мы к вам пришли». Хороводная игровая «Летал, летал воробей». Народнаяхореография. «Хитрые лисята» — под музыку (барыня, комаринский, краковяк и т.п.) дети пляшут, используя несложные движения, можно усложнить игру, предложив детям танцевать парами или в кругу. «Бояре, а мы к вам пришли» — в этой игре используется движение «стенка на стенку». Знакомство с хороводом на вечерках и на занятии «Летел, летал воробей». «Хитрые лисята» — под музыку (барыня, комаринский, краковяк и т.п.) дети пляшут, используя несложные движения, можно усложнить игру, предложив детям танцевать парами или в кругу. «Бояре, а мы к вам пришли» — в этой игре используется движение «стенка на стенку». Знакомство с хороводом на вечерках и на занятии «Летел, летал воробей». Основы народного театра. «Летел, летал воробей» — изображают старушек, молодцев, девушек. «Бояре, а мы к вам пришли» исполняют роли сватов, женихов и невесты. Игра на музыкальных инструментах. Знакомство с балалайкой. Продолжают осваивать шумовые инструменты. Блок №3 НОЯБРЬ - ВСТРЕЧА ЗИМЫ. I Раздел «этнография». Быт, уклад жизни. Дети знакомятся с устройством избы: печь, горница, сени. Узнают о мебели, которая могла находиться в избе: лавка, сундук, стол, скамейка. Яйцо - символ жизни. Народный календарь, обычаи и обряды ноября. 1 ноября. Святой садок. Хоровод « Урожай собирай», игра «Подарки осени» 12 ноября. Зимовий- синичник. Музыкально – дидактическая игра «Птица и птенчики», игра «Дятел» 14 ноября Кузьминки - курячьи именины. Дети участвуют в обряде, исполняют потешки и плясовые песни, угощаются обрядовой кашей с курицей. Коммуникативная игра «Иголка и нитка»,инсценировка песни «Во кузнице». Жанры устного народного творчества. «Теремок», «Заяц и лиса» - об избе, а также «Курочка Ряба». II Раздел «музыкальный фольклор». Прослушивание. Новая плясовая песня «Чтой-то звонко». Наигрыши на гармошке. Пение. Плясовые песни «Чтой-то звонко», «Ах, вы сени, мои сени». «Ой, ди-ди-ли» потешка, «Мак маковистый» (игровой хоровод). Музыкально-фольклорные игры. «Сиди, сиди Яша», «Горшки», «Как у дядюшки Егора». Народная хореография. «Шел мужик дорогою», «Хитрые лисята» (под наигрыши на гармошке). Основы народного театра. «Кот и мышь», «Горшки» - дети изображают ярмарку, играют роли «продавцов» и «покупателя». Игра на музыкальных инструментах. Играем на шумовых инструментах в плясовых песнях. Знакомимся с наигрышами на гармошке. Блок №4 ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ — ЧЕРЕДА ЗИМНИХ ПРАЗДНИКОВ. I Раздел «этнография». Быт, уклад жизни.Беседа о посте. Филипповский или Рождественский пост. Чтение Библии: Рождество Христово, Крещение. Обрядовая пища в Сочельник — сочиво, взвар. Народный календарь, обычаи и обряды декабря. Сочельник, ночь перед Рождеством. Дети узнают, как наши предки встречали Рождество (7 января), узнают о том, как ходили колядовать, рядились для этого в козу, цыганку, медведя, черта и т.п. О святочных гаданиях, о вертепном представлении, которое показывают детям в Рождество. 14 января - Васильев день. Обычай омовения в «иордани» на Крещение 19 января. Жанры устного народного творчества. Вертепное представление «Смерть царя Ирода». Легенда о рождественской елке, из которой дети узнают почему наряжают ель, а не другое дерево. II Раздел «музыкальный фольклор». Прослушивание. Дети знакомятся с духовной музыкой: на Рождество взрослые показывают для них вертепное представление «Смерть царя Ирода», где самым главным являются вертепные песнопения. Пение. Дети подготавливают к Рождеству колядки: «Овсянь, овсянь шел по дорожке», «Я пришел прославить Христа Спасителя», «Коляда, коляда». Музыкально-фольклорные игры. Проходные поцелуйные припевки «Летели две птички», «Ходит молодец молоденький», «В коршуна». Народная хореография. Повторение пройденных танцев: «Шел мужик дорогою» — краковяк, «Хитрые лисята» - пляска в кругу. Проходные игры в которых обязательно пройтись парой в центре круга. Основы народного театра. В новой игре «В коршуна» дети разыгрывают сценку, в которой участвует «коршун», «мать» и ее «цыплята». Дети участвуют в Рождественской елке, они играют роли колядовщиков, т.е. происходит диалог с «хозяевами», дети поздравляют с праздником, поют колядки и получают вознаграждение за труды - конфеты и пряники. Игра на музыкальных инструментах. Дети продолжают свое знакомство с гармошкой, стараются различать плясовые наигрыши. Блок №5 ФЕВРАЛЬ ЗИМУ ЗАМЫКАЕТ, А МАРТ МАСЛЕНИЦУ ВСТРЕЧАЕТ. I Раздел «этнография». Быт, уклад жизни.Дети знакомятся с русской печкой, узнают пословицы и предметы связанные с ней: не красна изба углами, а красна пирогами; все, что есть в печи, все на стол мечи; умей в гости звать, умей и угощать. Знакомство с орудиями труда: ухват, чугунок, деревянная ложка. Здесь же можно растолковать, что такое «красный угол» в избе. Новое понятие - гостеприимство. На Масленицу ходили друг к другу в гости на блины. Народный календарь, обычаи и обряды. Масленица - проводы зимы, встреча весны. Масленичная неделя: понедельник - встреча, вторник - заигрыш, среда - лакомка, четверг -широкий, перелом, пятница - тещины блины, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - прощеный день. Дети участвуют в празднике Масленица, они учат масленичные заклички («Масленица мокрохвостка», «Широкорожая Масленица» и т.п.) и песню «Как на маслянской неделе», для них устраивается масленичный пир с блинами и пирогами, они участвуют в уличном гулянье, где сжигают чучело Масленицы вместе со взрослыми. Жанры устного народного творчества. Знакомство со сказкой «Колобок», т.к. к Масленице детская группа должна подготовить маленький спектакль по мотивам этой сказки. Масленичные заклички. Сказка «Соломенная Масленица». II Раздел «музыкальный фольклор». Прослушивание. Прослушивание записей народных исполнителей, которые исполняют знакомые детям произведения: «Летели деве птички», «Как у бабушки козел», «Шел мужик дорогою». Дети узнают знакомые произведения и во время прослушивания могут подпевать и повторять пройденный материал. Пение. Идет подготовка сказки «Колобок», для этого всем нужно выучить песни о животных, которые участвуют в этом спектакле: «Заинька серенький» - игровой хоровод, «Волк, волк прелый бок», «Лиска, лиса» - потешка, «У медведя во бору» - игра, и песенка колобка «Я по коробу метен» ( см. сценарий сказки-спектакля «Колобок»). В финале спектакля используется плясовая песня «Как на маслянской неделе», «Ах, вы сени». Музыкально-фольклорные игры. Новые игры «Заинька серенький», «У медведя во бору», припевки которых используется в сказке «Колобок». Игра «Сова». Народная хореография. Дети готовят сказку в финале которой будет исполняться плясовая песня «Как на маслянской неделе», «Ах, вы сени». Основы народного театра. Новая игра «Сова» — дети играют роли веселых птичек и злобной Совы, они танцуют под музыку и замирают на месте, когда музыка обрывается. Самым главным в этот период является сказка «Колобок», в которой каждый готовит свою роль. Игра на музыкальных инструментах. Шумовые инструменты используются в плясовой финальной песне «Как на маслянской неделе», «Ах, вы сени». Блок №6 ВЕСНА - КРАСНА, ТЫ НА ЧЕМ ПРИШЛА? I Раздел «этнография». Быт, уклад жизни. Великий пост. Весенние полевые работы. Знакомство с орудиями труда: соха, борона, веретено. Возвращаются домой птицы: кулики, жаворонки, грачи. Праздник Пасхи. Народный календарь, обычаи и обряды. Для детей проводятся постовые посиделки, где их знакомят с обычаями поста, объясняют, что такое пост, скоромная пища, дети слушают духовные стихи, играют в постовые игры, читают Библию. 22 марта Сороки — встреча первых птиц, закликание весны. Вербное воскресенье, обычаи, связанные с этим праздником, в народе вербохлест. Святая неделя. И наконец, светлый праздник Воскресения Господня — Пасха, детская группа участвует в Пасхальном вечере, где узнают о Пасхе, катают яйца, поют волочебные песни. Жанры устного народного творчества. Чтение Библии. Изучение притч: «О мытаре и фарисее», «О блудном сыне». Пословицы о посте, считалки («Шел Егор через двор», «Раз, два, три, четыре», «Та-ра-ра-ли, та-та-ра»), скороговорки. II Раздел «музыкальный фольклор». Прослушивание. На занятии и на Постовых посиделках дети знакомятся с жанром духовного стиха - «А вы голуби», «Страшный суд», а также с праздничными Пасхальными песнопениями - «Христос воскресе». Пение. Дети знакомятся с веснянками: «Чувиль-виль, виль!», «Жаворонок», «Чувиль-мошна», «Ах, кулики, жаворонки», «Весна-красна», учат волочебную песню «Пройдем братцы», которую исполняют на Пасхальном вечере. Продолжают изучать плясовые песни: «Где же ты был, мой черный баран», «Куваль, куваль, кувалечек». Музыкально-фольклорные игры. Постовые игры: «Ай, хрен-господин», «Редька», «Ходи в петли, ходи в рай». Другие игры: «Мышка или четыре угла», «А мы просо сеяли». Народная хореография. Игра «А мы просо сеяли» - в игре используется движение «стенка на стенку». «Ходи в петли, ходи в рай» - в этой постовой игре ребята знакомятся с «ручейком». Основы народного театра. В песне «Где же ты был, мой черный баран» дети изображают незадачливого черного барана, который попадает в разные жизненные ситуации: он работает, его бьют за недобросовестную работу, он жалуется на побои. Дети смотрят сценки, которые подготовили старшие ребята к Пасхе «Легенда о том, как князь Владимир веру выбирал». Игра на музыкальных инструментах. Дети учатся играть на глиняных свистульках, пытаются подражать птичьим голосам, разучивают несложные мелодии веснянок. Блок №7 КАК У НАШИХ У ВОРОТ СОБИРАЛСЯ ХОРОВОД. I Раздел «этнография». Быт, уклад жизни. Знакомство с домашними животными: корова, баран, конь, коза и т.д. Дети узнают, кто такой пастух и чем он занимался в деревне. Народный календарь, обычаи и обряды. Красная горка - весенние хороводы. Святой Георгий Победоносец - покровитель воинов и домашнего скота, пастушества, в народе Егорьев день - первый выгон скота. Обряды и обычаи Троицы - завивание березки, обрядовая трапеза - яичница на костре, хороводы. На улице становится тепло, поэтому можно проводить занятия на улице: водить весенние хороводы, играть, петь, бегать. Жанры устного народного творчества. Сказка «Иван быковыч», легенда о Георгии Победоносце. II Раздел «музыкальный фольклор». Прослушивание. Знакомство с народным инструментом рожок. Пение. Шуточная песня «Давай с тобой миленький домик наживать». Егорьевская песня «Батюшка Егорий, спаси нашу скотинку». Музыкально-фольклорные игры. Занятия можно проводить на улице, поэтому с детьми можно разучить подвижные игры, для которых требуется большое пространство, игры на развитие ловкости: «Горелки», «Разиня», «Заплетись плетень», «Я веселая ткачиха», «Я бы все бы шибиряла», «Маша, Маша, где ты, где ты», всевозможные догонялки и салочки, на Троицу принято было делать веревочные качели, скакать через веревку. Народная хореография. Игра «Заплетись плетень» - орнаментальный хоровод. На празднике Троицы, которым завершается учебный год, дети с удовольствием водят хороводы вместе со взрослыми. В игре «Разиня» дети танцуют в кругу, импровизируют в танце. Новый танец в репертуаре: полька «Как под горкой, под горой». Основы народного театра. В песне «Давай с тобой миленький домик наживать» ребята изображают домашних животных, подражают их голосам. Игра на музыкальных инструментах. Знакомство с музыкальным инструментом пастуха - рожком, а так же с другими народными духовыми инструментами: различными свистульками (каргопольская, дымковская, филимоновская игрушка). Таблица № 4 Анкета для родителей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты и оценить интерес своего ребенка к историческому прошлому нашей страны. Просим Вас помнить о том, что самым желательным для нас будет правдивый ответ. Мы очень надеемся на Вашу помощь!
Большое спасибо за искренний ответ! |