Главная страница

ОГЛАВЛЕНИЕ иЦЕНКО 3. Введение особенности социализации детей дошкольного возраста


Скачать 0.56 Mb.
НазваниеВведение особенности социализации детей дошкольного возраста
Дата27.04.2023
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОГЛАВЛЕНИЕ иЦЕНКО 3.doc
ТипДокументы
#1094243
страница2 из 4
1   2   3   4
(к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

  • Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

  • Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

  • Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

  • Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

  • Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

  • Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз. [Приложение1]

    Детский фольклор используюется в разных видах деятельности:

    - в обучении правильному произношению;

    - в приобщении детей к русской национальной культуре;

    - в непосредственно образовательной деятельности;

    - в беседах;

    - в наблюдениях

    - в народных подвижных играх;

    - в играх на развитие мелкой моторики;

    - в театрализованной деятельности;

    - в инсценировках.

    - в разучивании танцевальных комбинаций.

    Хотелось бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

    Самые любимые игры для детей - это подвижные игры («Кузнец», «Коршун» «Сова»). Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо» используется закличка:

    Пастушок, пастушок,

    Заиграй во рожок!

    Травка мягкая, роса гладкая,

    Гони стадо в поле,

    Погулять на воле!

    Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре используется попевочка:

    Первенчики, червенчики,

    Летели голубенчики

    По свежей росе,

    По чужой полосе,

    Там чашки, орешки,

    Медок, сахарок -

    Молчок!

    Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя.

    Следующий вид игр, в которых используется детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняются такие движения:

    • Самомассаж.

    • Шевеление пальчиков.

    • Поочередное пригибание пальцев к ладони .

    • Разведение пальцев и их сведение.

    • Хлопки.

    • Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

    • Помахивание кистями - сверху вниз.

    • Помахивание кистями к себе и от себя.

    • Вращение кистей - «фонарики».

    Вместе с движениями произносятся слова:

    У бабы Фроси пяток внучат,

    У бабы Фроси пяток внучат,

    (Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).

    Все каши просят,

    Все криком кричат:

    (Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

    Акулька - в люльке,

    Аленка - в пеленке,

    Аринка - на перинке,

    Степан - на печке,

    Иван - на крылечке.

    (Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

    Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, существуют фольклорные игры развивающие и воображение, выразительность движения. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:

    Я рыжая лисица

    Я бегать мастерица,

    я по лесу бежала,

    я зайку догоняла.

    И в ямку - бух!

    Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

    Большое место в работе отводится шутке, веселью. Для этого применяются докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

    - Где ты, брат Иван?

    - В горнице.

    - А что делаешь?

    - Помогаю Петру.

    - А Петр что делает?

    - Да на печи лежит.

    Игры бывают и на развитие ловкости ( «Горелки», «Разиня», «Заплетись плетень», «Я весёлая ткачиха».

    Плясовые игры-песни «Где же ты был мой чёрный баран», «А мы просо сеяли», «Ходи в петли, ходи в рай» [Приложение2]

    Планируя игры, детский фольклор используется не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

    Скороговорки:

    Шли сорок мышей,

    Несли сорок грошей;

    Две мыши поплоше

    Несли по два гроша.

    Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используются с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

    Сидит кот у ворот,

    К себе кошечку ждет,

    На балалаечке поигрывает,

    Мышкам глупеньким подмигивает.

    На материале детского фольклора составляются тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Игра-инсценировка «Репка», которую дети разыгрывали как маленький спектакль. Такие инсценировки разыгрываются по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, педагог обращает внимание детей на доброжелательность в отношениях друг к другу.

    Очень важна и помощь родителей. В первую очередь они должны знать и уважать нашу родную культуру, свои корни. Поэтому педагог предлагает посещение концертов, программ «Масленица», «Капустница», «Красная горка» и т.п. Родители интересуются у своих мам, пап, бабушек и других родственников об их семейных традициях.

    Таким образом, появляются новые игры «Перелизы», «Селезень утицу догонял», а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Они наперебой предлагают игры, потешки своих дедушек и бабушек для обыгрывания. И дети с удовольствием принимают участие в играх.

    Сопровождение уроков живой музыкой (баян, аккордеон, фортепиано) помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности, а игра детей на музыкальных инструментах способствует развитию моторики и вызывает огромный интерес к нашим корням, традиционной культуре.

    Названия игр и их образы тесно связаны с крестьянским бытом. Например: «Конь», «Корова», «Козел»,  «Комар», «Пчелы», «Курочки», «Уточка», «Плетень», «Овин», «Косые огороды», «Жук», «Ястреб и голуби», «Гуси и лебеди», «Волки и овцы» и т. п.

    В ряде детских игр мы видим подражание трудовой деятельности взрослых. Так, например, в играх «Репка», «Редька» и «Хрен» изображается выдергивание названных овощей, в игре «Просо» дети руками показывают, как просо сеют, полют, косят и сушат. В игре «Охотники» имитируется охота на диких зверей и т. п.: в детской игре не могут принять участие дедка, бабка, внучка, кошка, мышка и Жучка.

    В детских играх-представлениях часто употребляются различные песенки. Их место в игре и композиционные функции разнообразны. Исследовавший этот вопрос Г.С.Виноградов писал: «Игровые песни имеют различное целевое назначение: одни полагают начин игре, другие служат для связи ее частей, третьи несут службу концовок; иные вводятся для замедления действия игры или в целях отвлечения внимания участников от ответственного момента игры и т.д» [32].

    Приведем пример песенки, которая исполняется в игре «Горелки». Играющие становятся в пары одна за другой. А впереди стоит «горящий» и речитативно произносит песенку, которой стремится отвлечь внимание играющих:

    «Гори, гори ясно.    
    Чтобы не погасло.    

    Стой подоле -  

     Гляди в поле.    

    Едут там трубачи    

    Да едят калачи.

    Погляди на небо-

    Звезды горят,

    Журавли кричат-

    Гу, гу, гу, убегу».

    После такой песенки участвующие в игре рассеянно смотрят кто в поле, а - кто на небо. А в это время «горящий» быстро выкрикивает: «Раз, два, не воронь, Беги, как огонь!»

    Замешкавшегося ловят, и он становится «горящим». И игра продолжается.

    В приведенном примере песенка исполняется сольно. В большинстве же случаев игровые песенки исполняются хором, во время вождения хоровода. Это мы видим, например, в играх «Лен», «Заинька», «Коршун» и др. Иногда песенка поется детьми, когда они стоят в кругу (в играх «Селезень и утка» и «Плетень»), или сидят (в игре «Курилка»).

    Молчанки исполняются после шумных игр, для отдыха. Приведем в некотором сокращении наиболее распространенную молчанку:

    Кошка сдохла,       Молчанка началась -
    Хвост облез,     Чок, чок!
    Кто промолвит, Двери на крючок!..

    Тот и съест...     Двери на крючок...

    Кто-нибудь жестами и гримасами старался рассмешить играющих. Над тем, кто первым нарушал молчание, весело и задорно смеялись.
    Приведем песенку сказочного содержания, которая исполняется в детских играх:

    Кукареку, петушок!       Ехали бояре,
    Золотой гребешок,       Кони под Коврами:
    Масляна головка,     Пшеничку-то сыплют,
    Шелкова бородка!..       Петушка-то кормят.

    К песенкам сказочного содержания близки веселые песенки - небылицы. Вот наиболее характерная песня-небылица:

    - Два братца, два Кондратца

    Нову баню строили,

    Довгоноги журавли

    Крышу складывали.

    Таракан дрова рубил,

    Комар по воду ходил,

    Комариха верещит,

    В баню веников тащит,

    Блошка банюшку топила,

    Мошка щелок щелочила,

    Вошка парилася,

    Перепарилася.

    С перепару вошь упала,

    На ушат боком попала,

    Искалечилася:

    Без пальца нога,

    Без мизинца рука,

    Без ума голова.

    Посылает вошка блошку

    К воеводе под окошко:

    - Воевода, дай лекарства

    Нашу вошку полечить

    Лечу, лечу вошку,

    На третий день - в могилку.

    Кроты могилу ей копали,

    Тараканы погребали,

    Мухи голосом кричали:

    - Помяни, Боже, рабу,

    Лежит блошка во гробу,

    Слава Богу, околела,

    Всему миру надоела!

    Игра по правилам зачастую носит соревновательный характер, что отличает ее от сюжетно-ролевой. Здесь появляются проигравшие и победители. Но грамотно поставленная игра способна помочь даже самым робким принять участие во всеобщем занятии.

    Игра может быть насыщена танцевальными движениями. Педагог – хореограф дополняет музыкальное сопровождение танцевальными элементами. Это могут быть разнообразные притопы ,ходы, «ковырялочки», «ёлочка», «гармошка», боковые и приставные шаги, различные подскоки и т.д.

    Обучение детей танцевальному фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, труда.

    Особое многообразие красок произведений народной художественной культуры, яркий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить целесообразность использования фольклорного материала в процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких оттенков цветов и различению линий пространственных форм, а уху – превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического развития его органы чувств правомерно требуют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия и танцевальных навыков; формирование этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души [25].

    Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей к целесообразному использованию приобретенных двигательных навыков. В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом многократно одни и те же движения, не замечая усталости. Подвижные игры, обеспечивая подвижность ребенка, значительно повышают качество его запоминания.

    Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяются в игре. Если ребенок невнимателен к тому, что требует игровая ситуация, если не запоминает или не соблюдает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Поэтому игра, в том числе и подвижная игра, является самым простым и доступным средством развития личности ребенка: это касается всех детей – как нормально развивающихся, так и имеющих нарушения в развитии. Это давно поняли наши предки. Еще в Лаврентьевской летописи, в которой говориться о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища. В течение долгого времени такие игры как наследство передавались от поколения к поколению, сохраняя неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. Действительно, сегодня уже никто не сомневается, что народная подвижная игра и связанные с нею традиции игрового фольклора – это наша историческая память. «Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры», – к этой оценке Л.С.Выготского трудно что-либо добавить. Поэтому главная забота педагога заключается в том, чтобы игры развивали в детях не простое стремление к получению удовольствия, а помогали им ощущать, воспринимать и творчески, отображать мир в своей игровой деятельности, учили ребенка всматриваться в жизнь, развивали интеллектуальные, нравственные и физические качества (ловкость, быстроту, выносливость и другие).

    Игра в детском возрасте может нести в себе различную функциональную нагрузку:

    – познавательную;

    – физического развития личности;

    – импровизационно-творческую;

    – организационно-деятельную.

    Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и умения в области музыки и танца. Игры, без сомнения, развивают ребенка физически, уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра – в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя, воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует. Игра превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции. В качестве дидактического материала для таких композиций могут служить песни различных жанров – плясовые, игровые, хороводные, колыбельные, прибаутки.

    Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни (например: «А мы просо сеяли» или «Кузнецы»), а также путем соединения 2–3 песен. Педагог, режиссер сам способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми.

    Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы, способствующих установлению необходимых взаимоотношений с партнерами по игре.

    Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца – в едином синтезе.

    Ребёнок дошкольного возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению. В этом плане фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может служить базисной почвой для всестороннего развития личности: нравственного, эстетического, интеллектуального и физического. Игра помогает развитию творческой личности индивидуума, реализации механизмов, заложенных природой в виде задатков в каждом. Это наиболее доступный путь к освоению через игру среды обитания, овладению поэтическим словом, это форма самопознания и самовыражения одновременно.

    Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства.

    Если раньше чувство коллективизма воспитывалось в пионерских и комсомольских организациях, то теперь его возможно формировать только в групповых методах деятельности. В этом плане фольклор неоценим.

    Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектических взаимосвязанных начал – индивидуального и коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией.[60].

    В обучении музыкальному фольклору принцип диалектического единства индивидуального и коллективного является основополагающим. Поэтому развитие индивидуальных черт личности и ее (личности) способностей должно быть сопряжено с коллективными формами исполнения: пение в хороводе, пение с танцем, с постановкой и так далее.

    В фольклоре традиционны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, сам принцип отражения окружающей жизни. До сих пор некоторые фольклорные традиции живут и развиваются, особенно в ряде регионов в сельской местности, хотя и не столь широко, как в прошлые века; иные традиции претерпели качественные изменения в силу изменения социальных условий жизни русского народа. Фольклор – это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями. Необходимо тонкое проникновение в саму сущность фольклорного материала, в глубинные слои народного художественного мышления.

    Устойчивость традиций вовсе не отметает вариативность и импровизационность его исполнителей. Обучение музыкальному фольклору при соблюдении устойчивости традиций (например, в обрядах «Святки» или
    «Масленица») предполагает многовариативность, импровизационность при исполнении. Однако сам праздник (например, «Масленица») зависит от активности, фантазии режиссера, который будет ставить этот праздник с детьми. Репертуар масленичных песен богатейший, выбор огромен, главная же задача программы – дать канву, по которой каждый педагог-музыкант, режиссер или хореограф вышьет свой индивидуальный рисунок.

    Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей.

    Творческий процесс активно вмешивается в процесс обучения по предмету «фольклорный театр».

    Дети учатся владеть своим телом, изображая под музыку «Скачущую лошадку», «Летящего жука», «Птичку», «Тающую Снегурочку» и многое другое.

    В чём заключаются особенности фольклорно-танцевальной среды? Среда - окружающие социально - бытовые условия , обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.

    Фольклорно-танцевальное образовательное пространство является искусственно созданным, однако оно наиболее близко к естественому, так как основывается на одной из древнейших потребностей человека – потребности в самовыражении посредством танца. Следующая особенность – это устойчивость, тогда как большинство других видов деятельности держатся практически только на педагоге, а учащиеся не взаимодействуют друг с другом. В танцах ситуация иная. Если педагог переходит в танце на другое место или даже выходит из круга, то учащиеся сами могут продолжать танец. В хоровод можно войти и выйти из него в любой момент, чего нельзя осуществить в другой учебной деятельности. В фольклорно-танцевальной среде широко представлен пространственно-формирующий компонент, а также богатые педагогические возможности формирования и развития патриотизма и толерантности во время взаимоотношений учащихся. Учитывая возрастные особенности дошкольников и основные задачи их социализации, построение фольклорно-танцевального педагогического пространства сопровождается определёнными правилами и нормами поведения: с кем оказался рядом, с тем и танцуй, во время танца надо держать улыбку, когда держишься за руки, то правая рука открыта (повёрнута ладонью вверх), левая – закрыта (повёрнута ладонью вниз). Эти правила отражают базовые социальные положения: умение брать и отдавать, принимать особенности другого человека и взаимодействовать с ним в рамках общего дела (толерантность) и выражать своё доброе отношение к людям улыбкой. Но одной из наиболее важных, ключевых характеристик фольклорно-танцевальной среды является то, что она позволяет решать различные индивидуальные проблемы и задачи развития в условиях совместной деятельности. Каждое занятие базируется на трёх основных позициях: развитие коммуникативных навыков и оптимизация круга общения, формирование самосознания и коррекция самооценки, умение соблюдать правила и договариваться между собой. Так учащимся с завышенной самооценкой полезно само участие в хороводном танце, так как круг должен оставаться ровным, следовательно, ребёнок в силу общего правила должен двигаться наравне со всеми. Кроме того, можно вводить усложнённые элементы танца, требующие дополнительных усилий и повышенного внимания к совместной деятельности, а не к личности и успехам отдельного ученика.

    В случае заниженной самооценки благотворен эффект общего дела, когда каждый ребёнок становится частью целого, а положительный результат в виде исполненного танца внушает гордость любому его участнику. Отсутствие оценки и соревновательности, а также музыка с чётким и красивым ритмом, характерные для народных танцев, способствуют гармонизации внутреннего мира человека и его отношения к самому себе.
    Решая задачу коррекции низкой самооценки, можно предложить ребёнку роль помощника в процессе объяснения, разучивания танца. Если у него получается определённое движение, то он может показать его остальным.

    Проблема танца и его влияния на человека волновала людей с древних времен. О народных танцах написано много, но в основном в методическом аспекте. В теоретическом плане литературы, посвященной использованию фольклорных хороводных танцев в работе с детьми, явно недостаточно. Данная работа опирается на педагогический опыт В.П.Аникина, в частности на публикацию «Русское устное народное творчество»[8].

    Фольклорные танцы просты и доступны, не требуют специальной подготовки.  Правильно организованная фольклорно-танцевальная среда позволяет решать широкий круг задач психофизического развития и проблем социализации детей, благотворно влияет на формирование коллектива, воспитание толерантности, доброжелательного отношения к людям в рамках общей деятельности.

    2.2. Экспериментальное изучение психологических особенностей социализации дошкольников средствами фольклорно-танцевальной среды
    На основании существующей программы школы – студии народного танца «Русские забавы» в этом учебном году было разработано и апробировано приложение к программе. Результаты этого и представлены в данной работе.

    Цель: Различными методами и диагностиками доказать влияние фольклорно-танцевальной среды на социализацию дошкольников.

    Задачи:

    1. Разработь диагностику и диагностический инструментарий по изучению уровня освоения культурных традиций и фольклорно- танцевального материала.

    2. Апробировать приложение к программе.

    3. Изучить степень освоения народных традиций.

    4. Сделать выводы о проделанной работе воспитания детей в духе народных традиций и культуры.

    Методы исследования.

    В ходе работы были подобраны следующие методики:

    1. Анкетирование родителей, целью которого являлось выявление интереса всех членов семьи, к прошлому семьи, традициям народной культуры.

    Им было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:

    1. Является ли ваш ребёнок социально адаптируемым в обществе?

    2. Интересуется ли ребёнок традициями своей семьи и предков?

    3. Есть ли у ребёнка интерес к народному творчеству?

    4. С интересом ли ваш ребёнок посещает культурные мероприятия (концерты, выстаки,и т.д.)

    5. Коммуникативен ли ваш ребёнок?

    Образец бланка анкеты содержится в Таблице 1.
    II. Наблюдение за поведением детей на занятиях, с целью выявления особенностей развития личностных качеств, поведенческие проявлений в области народных традиций. Предполагалось, что объем полученной информации позволит сделать вывод о сформированности у детей определённых качеств, таких как коммуникативность, самостоятельность, интереса к традициям родной культуры.
    1   2   3   4


  • написать администратору сайта