Всеобщая 7кл (Восстановлен) (Восстановлен). Введение. От средневековья к Новому времени. Технология, Индустриальное общество, Аскетизм, Гуманизм
Скачать 264.18 Kb.
|
3.Биржи и банки. -Что же такое биржа? Какую роль она играла в жизни города? Почему на бирже можно было «купить и продать ветер». Ответы на эти вопросы вы найдете в тексте учебника. (Самостоятельная работа по учебнику «Новая история» с.37-38 и запись определения на опорном листе).
ВЫВОД: Биржи были местом, где встречались для заключения сделок купцы, банкиры, заказчики и поставщики разных стран, говорившие на разных языках, и поэтому она казалась «малым миром, в котором соединялись все части большого». Биржи способствовали росту торговли, но они были и тем местом, где можно было «купить и продать ветер». - Создание торговых компаний, банков и бирж стало признаком развития рыночного хозяйства. Осталось узнать о том, как изменилось производство. 4.Мануфактура – предприятие нового типа. - С развитием торговли, ростом населения в Европе и колониях увеличивается спрос на изделия ремесел. Того, что производили ремесленники в своих мастерских, уже не хватало. Почему? Вспомним, что собой представляло ремесленное производство в средние века. Помогут нам ребята, которые выполняли это задание дома. (Ученики называют признаки ремесленной мастерской по первой колонке таблицы задания № 16. на стр.15 в рабочей тетради). ВЫВОД: ремесленное производство было мелким и не позволяло выпускать достаточное количество изделий. -Поэтому появляется новый тип предприятия – мануфактура. (Вторая группа учащихся называет признаки мануфактуры по второй колонке таблицы задания № 16. на стр.15 в рабочей тетради, после чего все остальные учащиеся делают краткие записи в свои рабочие тетради по слайдам). ВЫВОД: Мануфактура — это предприятие, основанное на ручном труде наемных работников, где существует разделение труда. Само слово мануфактура — в переводе с латинского языка означает «сделанное руками». -Появление этих предприятий стало возможно благодаря тому, что богатые предприимчивые купцы, разбогатевшие на торговле, стали вкладывать свои деньги в производство изделий, пользующихся спросом. Средства, вкладываемые в производство с целью извлечения прибыли, - это капитал. Запишем.
Значит, производство, в которое вкладывается капитал, называется капиталистическим. Таким типом предприятия и является мануфактура. Запишем.
Владелец такого производства – капиталист. Произведенные товары поступают на рынок, продаются, а полученные средства вновь вкладываются в производство, т.е. превращаются в капитал. Развитие мануфактур является признаком рождения капитализма — общества, основанного на частной собственности и рыночном хозяйстве. Запишем.
Как создавались предприятия нового типа? Какое еще условие необходимо для работы мануфактуры? Об этом вы узнаете, выполнив домашнее задание (§4, задание 18 в рабочей тетради и индивидуальные задания по следующей теме). С новыми понятиями мы будем еще много раз встречаться на уроках, поэтому их нужно выучить. 6. Европейское общество в раннее Новое время. Ответьте только «да или нет» 1. В эпоху нового времени о роли рынка в жизни общества говорила пословица: « Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке» ( да) 2. В возникших лавках, располагавшихся на первых этажах, свои изделия продавали ремесленники ( нет) 3. Активно практиковалась торговля вразнос ( да) 4. После Великих географических открытий центрами мировой торговли стали Франция и Англия ( нет) 5. « Ворота Европы» так называли город Венецию ( нет) 6. Торговые компании возникли в из-за риска, который сопутствовал купцам, принимавшим участие в заморской торговле ( да) 7. Первоначально торговые компании были семейным товариществом ( да) 8. Приметой нового времени было то, что некоторые крупные компании, занимавшиеся международной торговлей, добивались для себя права на монополию (да) 9. Ост-Индская компания обладала исключительным правом ввозить в страну хлопок (нет) 10. Практически все слои населения были охвачены духом предпринимательства ( да) 11. Биржа — это место, где могли встречаться банкиры, купцы, заказчики для заключения сделки (да) 12. В период Нового времени существовали только государственные банки (нет) 13. Централизованная мануфактура характеризовалась тем, что работники выполняли свою операцию, находясь у себя дома. (нет) 14. В первую очередь наиболее успешно развивались мануфактуры в областях экономики(да) 15. Создание мануфактур с разделением труда свело роль работника к выполнению простых однообразных операций. (да) - Давайте вспомним, какие слои населения жили в европейской деревне в XIV – XV веках? - Каким было имущественное и правовое положение крестьян? - Что служило источником существования для дворян? - Происходящие изменения, рост предпринимательской деятельности, развитие капиталистического хозяйства меняли состав и занятия европейского населения Буржуазия Нового времени. - С развитием предпринимательства увеличивается численность и богатство буржуазии. -Само слово «буржуа» появилось во Франции еще в XII в., так называли почтенных граждан города, владеющих собственностью и ведущих достойную жизнь. Позднее название «буржуазия» закрепилось за предпринимателями-капиталистами, имевшими свое дело в торговле, промышленности или банковской сфере. «Буржуа» -(Франция, XII век) – почтенные граждане города, владеющие собственностью и ведущие достойную жизнь. - Верхушку буржуазии к середине XVII в. Составляли купцы, ведущие международную торговлю, крупные банкиры и откупщики. Буржуазия (XVII в.) - предприниматели, имевшие свое дело в торговле, промышленности или банковской сфере. - Кто такие откупщики? Это люди, которые брали на откуп сбор налога или пошлины, выплачивая вперёд в казну определённую сумму, а затем сами собирали налоги и распоряжались собранными денежными средствами. Откупщик – человек, бравший на откуп сбор какой-либо пошлины или налога. Талья – главный налог во Франции Крестьянская Европа. - Как и в период Средневековья, в начале Нового времени число городских жителей росло медленно и основная масса населения Западной Европы (9/10) по-прежнему жила в деревне и занималась сельским хозяйством. - С веками менялось и положение крестьян. Если в Средневековье крестьяне в основном были лично зависимы, то к началу Нового времени, с разрушением феодальных отношений, в своем подавляющем большинстве они стали лично свободны. - С развитием товарно-денежного хозяйства многие сеньоры позволяли крестьянам выкупать у них свою личную свободу - Скажите. Достаточно ли было крестьянам получить свободу? Что им нужно было для того, чтобы вести своё хозяйство? - земля - Была ли она у европейских крестьян? - нет - земля оставалась в собственности хозяев. - Как помещик воспользоваться таким правом? - сдать в аренду крестьянам, но заставить их нести повинности, как денежные, так и натуральные - Дух предпринимательства подчинял себе и зажиточных крестьян. Они опутывали долгами и разоряли своих менее удачливых соседей, скупали их наделы в общинных полях, использовали для работы наемных работников — батраков. В их хозяйствах применялись усовершенствованные орудия труда — двухколесные плуги, сеялки, молотилки. Таких крестьян, использовавших наемный труд и технику, называют фермерами. В деревне произошло имущественное расслоение: одни крестьяне богатели, другие разорялись. - В целом в Европе и в XVIII веке большинство крестьян обрабатывали землю примитивными орудиями труда ( соха, серп, борона) - В деревне царили суеверия: пахать не начинали, пока поле троекратно не обходили вокруг с хлебом и зажжённой свечой. Семена просеивали на волчьей шкуре, проделав в ней 13 дыр. - Всё это наложило на крестьян такие свойства, как умение приспосабливаться, медлительность в принятии решений, боязнь любых нововведений. Без дополнительного дохода выжить было невозможно. Новое дворянство. - Дух предпринимательства затронул и некоторую часть дворянства. Этот процесс можно рассмотреть на примере Англии, где с конца XV в. начались огораживания и все больше землевладельцев, в основном представителей мелкого и среднего дворянства, вели хозяйство по-новому: превращали пахотные земли в пастбища, для чего захватывали общинные земли; сгоняли арендаторов с их наделов, а для работы нанимали батраков. В условиях оскудения части дворянства продажа шерсти давала возможность разбогатеть. - Кроме шерсти, эти дворяне также поставляли на рынок мясо, молочные продукты, хлеб и другие продукты питания. Таких дворян стали называть новыми дворянами, или джентри. Применяя наемный труд, они превращались в сельских предпринимателей-капиталистов. Это изменило и их стиль жизни. Они поддерживали тесные отношения с городскими предпринимателями, вместе с купцами занимались торговлей. Вступая с ними в родственные отношения. - Однако оставалось и старое дворянство (чаще всего это были крупные землевладельцы-аристократы), не желавшее перемен и старавшееся сохранить свои привилегии. Многие из них разорялись и шли в армию (вспомните Д'артаньяна из трех мушкетеров А. Дюма). - во Франции дворянство было неоднородным: 1) существовало старинное родовое дворянство 2) были и обедневшие семьи, которые при дворе не служили, земли свои давно распродали. Их называли « воздушные» « Люди с дорожной обочины» - Росло богатство, но рядом с ним росла и бедность. Тяжелым было положение наемных работников: чаще всего они попадали в разряд бедноты. Зарплата была невелика, а причин для того, чтобы впасть в нищету, много: болезни, потеря работы, уменьшение заработной платы, смерть одного из супругов... - Женщинам платили в два раза меньше, чем мужчинам, детям — еще меньше. Рабочий день продолжался от восхода до заката солнца, широко применялись всевозможные штрафы и вычеты из зарплаты. - Вместе с тем в раннее Новое время еще существовала некоторая благотворительность. Своим беднякам город старался помочь. - Но если бедняк был чужаком, для него существовал один путь — бродяжничество и нищенство. Жизнь таких людей была адом, зрелище они представляли страшное — толпы грязных оборванцев, покрытых язвами. В XVI в., когда появилась потребность в наемном труде, толпы бродяг на дорогах вызывали у предпринимателей ненависть. Они видели в них только бездельников, которые могли бы стать дешевой рабочей силой. Власти принимали законы о нищенстве, запрещали собирать милостыню на городских улицах. За нарушение — суровая кара. - В Германии, в городе Кельне, бродяга, трижды пойманный за попрошайничество, приговаривался к повешению. В XVI в. в Англии издали такие жестокие законы против бродяг, что народ назвал их «кровавыми»: каждый желающий имел право насильно превратить бродягу в своего работника. Сбежавшего, но пойманного бродягу клеймили. Был ли выход из такого положения? Каждый искал свой. Некоторые объединялись в банды, занимавшиеся грабежом, пиратством. Другие шли наемниками на военную службу или нанимались в слуги. Когда на улице хватали девушку, не имеющую работы, ей выстригали волосы на голове и подвергали порке, мужчин же отправляли на галеры. Параграф 5,6, вопросы на стр. 55, Подготовить сообщения по темам:1.«Питание европейцев в Новое время (XVI-XVIII в.в.)» 2.«Гигиена европейцев в Новое время (XVI-XVIII в.в.)» 3. Мода европейцев в Новое время Ввводная часть (коротко о теме) Основное и важное по теме доклада Вывод
7. Повседневная жизнь Исторический диктант (учитель зачитывает определения, а учащиеся в тетрадях пишут термин, затем следует взаимопроверка) Термины: абсолютизм, талия, джентри, монополия, биржа, капитал, мануфактура, буржуазия, откупщик. Абсолютизм - форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Талия – основной прямой налог, который государство собирало во Франции в основном с крестьян. Джентри – дворяне-предприниматели, поставлявшие на рынки сельскохозяйственную продукцию. Монополия – исключительное право на производство или продажу чего-либо. Биржа – место, где могли встречаться для заключения сделок купцы, банкиры, заказчики и поставщики. Мануфактура – предприятие нового типа, использовавшее наемный труд. Буржуазия – господствующий класс, владеющий средствами производства и живущий за счет эксплуатации наемного труда рабочих. Откупщик – человек, бравший на откуп сбор какой-либо пошлины или налога. - Какие изменения произошли в обществе в XVI-XVII вв.? (Рост предпринимательской деятельности, развитие внутренней и международной торговли, развитие рыночного хозяйства, развитие мануфактур, зарождение капитализма, возникновение в обществе новых ценностей) - Как изменились состав европейского населения в раннее Новое время по сравнению со Средневековьем? (Буржуазия нового времени, крестьяне, новое дворянство, рабочие мануфактур) Из истории средневековья вы знаете, что крестьяне не раз поднимали восстания против сеньоров, вели настоящие войны. Боролись за свои вольности и города. Но это бывало не так уж и часто. Свою личную несвободу и многочисленные повинности крестьяне воспринимали как должное: ведь так было при отцах и дедах. Сеньоры тоже понимали, что худой мир лучше доброй ссоры. - А какие же бедствия преследовали человека в повседневной жизни, я предлагаю вам выяснить самостоятельно, прочитав пункт 1 учебника? По окончании прочтения вы должны сформулировать его основную мысль и сделать вывод. Вывод (в тетрадь): Повседневные враги человека – чума, голод и война. 2. «Столетия редкого человека» (проблемно-эвристическая беседа, работа с таблицей, анализ статистических данных) - Как вы думаете, какими темпами росла численность населения, учитывая перечисленные вами беды? В таких условиях европейское население росло медленно, а то и не росло совсем. - Как вы думаете среди кого была особенно высока смертность? Особенно высока была смертность среди новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. Сказывалось отсутствие медицинской помощи. Больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения. В те времена сорокалетние считались стариками, и мало кому удавалось дожить до 70 лет. Средняя продолжительность жизни была 30 лет. Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали между двадцатью и сорока годами. - Как вы думаете – почему? Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле и дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы. Кто, как не женщина, при недостатке еды отдает свой кусок детям и мужу, кто больше заботится о том, чем натопить комнату в стужу, как-то одеть и обуть семью? В XVI в. две трети населения европейских стран составляли мужчины и только одну треть – женщины. - Работа с таблицей «Численность населения» - Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод, как менялась численность населения с XVII века. Сообщение о гигиене Какие причины размаха эпидемий и медленного роста населения вы сможете назвать? -низкий уровень личной гигиены - почти полное отсутствие медицинской помощи - отсутствие канализации в городах «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!...» Сообщение о питании В чем различия трапез простонародья и аристократов? Какие продукты преобладали на столе простых бюргеров? Что вас удивило в описании обеда короля? Что бы вы хотели попробовать из меню Людовика XVI ? Изменения происходили и в моде. Сообщение о моде Чем вы можете объяснить бесконечные изменения в моде 16-17 вв? А мог ли крестьянин или горожанин, если у него имелись денежки одеваться как представитель высшего общества мы узнаем, прочитав отрывок из свода полицейских законов г. Нюренберга (XV в). Читаем отрывок на стр. 70-71 в пособии Познавательные задания. Какую цель преследовал этот закон? Домашнее задание: § 6, на выбор: А) составить несколько верных и неверных утверждений по изученной теме (2 б) Б) составить кроссворд по теме (5 б) В) подготовить и провести экскурсию по Лондону XVII в. по одной из тем: «Лондон XVII века – самый большой европейский город», «Лондон – крупный торговый центр», «В гостях у лондонского богача», «В гостях у лондонского бедняка», «Развлечения лондонцев», используя дополнительные материалы учебника и интернет-ресурсы. (10 б) Доклады: Эразм Роттердамский Томас Мор Франсуа Рабле Великие гуманисты Европы Организует графический диктант 1. Повседневными врагами человека в Новое время были чума, голод и война.(да) 2. Новые дворяне и фермеры бли в деревне предпринимателями (да) 3. Смертность среди новорожденных в эпоху Нового времени была низкой (нет) 4. Размах эпидемий можно было объяснить, прежде всего, низким уровнем личной гигиены и отсутствием медицинской помощи (да) 5. Наемные рабочие жили зажиточно (нет) 6. В домах богатых людей в те времена пища была обильной и разнообразной (да) 7. Бедникам и нищим постоянно помогали в городах (нет) 8. Самыми богатыми людьми Нового времени становились купцы и банкиры(да) 9. Самым популярнымXVIIв.стал картофель (нет)10. Домашнее консервирование не было популярным среди населения (нет) На предыдущих уроках истории мы говорили о том, что в конце XV – начале XVI века в странах Европы большие изменения произошли в экономике, политике, социальной сфере. Из уроков обществознания вы знаете, что все сферы общественной жизни взаимосвязаны и изменения в одной сфере ведут к изменениям в других сферах. Как вы думаете о какой сфере мы будем говорить сегодня? (Духовной сфере) Вспомните, что относится к этой сфере? (Образование, религия, наука, искусство) Из истории Средних веков вспомните какое место отводилось человеку в философских учениях? (Послушный исполнитель воли Бога) Вспомним, что в Позднее Средневековье в Италии возникла новая культура. Как она называлась? (Возрождение) Сегодня на уроке мы проследим, что появилось нового в отношении философов в эпоху Возрождения к человеку. -Эпоха Возрождения делится на периоды. Давайте вспомним, какие ( Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение) Вслед за Ранним Возрождением ( начало XIV – середина XV века) наступает период Высокого Возрождения ( конец XV – начало XVI века), когда культура Возрождения достигла наивысшего расцвета. Самое главное в эпохе Возрождения – изменения отношения к человеку. На этом уроке мы проследим, что появилось нового в этом направлении. Учитель предлагает проанализировать источники № 1 и 2 (раздаточный материал)и выписать в тетрадь черты (особенности), присущие человеку, по мнению философов эпохи Возрождения. Источник № 1.Джованни Пико делла Мирандола, итальянский мыслитель 15 в.: “Сказал Бог: "Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, формировал себя в образе, который ты предпочтешь... Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные... О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет!” Источник № 2. Марсилио Фичино, итальянский философ 15 в.: “Человек измеряет небо и землю... Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким... А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал”. Задание. Проанализировать источники № 1 и 2 и выписать в тетрадь черты (особенности), присущие человеку, по мнению философов эпохи Возрождения. Вариант записи в тетради: Философы эпохи Возрождения о человеке: 1. человек находится в центре мира 2.человек сам формирует себе, благодаря воле и желанию 3. человек может стать кем угодно 4. гений (способности) человека почти равен Богу -Давайте попробуем сделать вывод об изменении философии эпохи Возрождения по сравнению со средневековой христианской мыслью. Возможный вывод: в центре внимания средневековой философии был Бог и вопросы религии, философия эпохи Возрождения обращается к человеку, ставя его в центр мира и т.п. -Попробуйте сформулировать название философского учения, представителями которого были философы, чьи высказывания только что проанализированы. Для формулировки термина учитель сообщает ученикам, что этот термин происходит от латинского слова humanus – “человеческий” + в русском языке латинская буква “h” превращается в “г”. Ученики предлагают варианты, в ходе обсуждения выбирается термин “гуманизм”. гуманизм (от латинского «humanus» – человеческий) – система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности; течение общественной мысли в эпоху Возрождения. Признаки гуманизма: (Сл.2-4) Вера в безграничные возможности человека. Человек подобен Богу. Человек имеет естественное право преследовать собственные интересы (индивидуализм). Право человека наслаждаться земной жизнью. Человек – хозяин своей судьбы. В Англии идеи гуманистов оказали сильное влияние на Томаса Мора. Это мудрый политик и будущий министр короля, учился в Оксфорде, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой. В начале XVI века Мор написал и опубликовал « Золотую книгу, столь полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия», поразившую воображение читателей. Книга состоит из двух частей. В первой части описывается современная автору Англия. Он рассказывает о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английских крестьян, несправедливых законов против бедняков. Источником всех несчастий он видит в частной собственности. Вторая часть книги повествует о замечательно устроенной жизни людей на острове Утопия. Островитяне – земледельцы и ремесленники – простым трудом сумели превратить свой остров в прекраснейшее место на земле: с роскошными садами, возделываемыми землями. Работа с источником № 3 (раздаточный материал) Отрывки из сочинения “Утопия” Томаса Мора. На острове пятьдесят четыре города, все обширные и великолепные; язык, нравы, учреждения и законы у них совершенно одинаковые.В деревне на всех полях имеются удобно расположенные дома, снабженные земледельческими орудиями. Ни одна деревенская семья не имеет в своем составе менее сорока человек - мужчин и женщин, кроме двух приписных рабов .Из каждого семейства живущих в деревне двадцать человек ежегодно переселяются обратно в город. ...Чтобы никому не приходилось против воли слишком долго подряд вести суровую жизнь. У всех мужчин и женщин есть одно общее занятие - земледелие, от которого никто не избавлен. Кроме земледелия, каждый изучает какое-либо одно ремесло, как специальное. Что же касается одежды, то, за исключением того, что внешность ее различается у лиц того или другого пола ... покрой ее остается одинаковым, неизменным и постоянным на все время. Утопийцы ... отводят для работы только шесть часов. ... Такое количество времени не только вполне достаточно для запаса всем необходимым для жизни и ее удобств, но дает даже известный остаток. [На рынке в городе] каждый отец семейства просит того, что нужно ему и его близким, и без денег, совершенно без всякой уплаты, уносит все, что ни попросит. Если у кого появится желание повидаться с друзьями, живущими в другом городе, или просто посмотреть на самую местность, то такие лица легко получают на это дозволение от своих сифогрантов [чиновники, которые осуществляют власть на острове]... Если кто преступит свои пределы [уедет из города] по собственному почину [без разрешения], то ... его возвращают ... и жестоко наказывают. Дерзнувший на то же вторично — обращается в рабство. Из золота и серебра повсюду ... они делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей, ... вырабатывают цепи и массивные кандалы, которыми сковывают рабов. Задание .Ответить на вопросы к тексту: 1.В чём плюсы и минусы жизни на острове? 2.Действительно ли Утопия устроена наилучшим образом? 3.Томас Мор написал книгу о наилучшем устройстве государства, а что ему могло не нравиться в современном ему английском обществе? 4.Чем объяснить тот факт, что на идеальном острове Утопия существуют рабы и строгая организация жизни? Возможные ответы: “Плюсы” жизни на острове – достаток во всем, всего 6 часов работы, равенство;“минусы” - существование рабов, строгие законы и т.п. Томасу Мору могло не нравиться разделение общества на богатых и бедных, существование людей, которые не занимаются никаким общественно полезным трудом и т.п. На идеальной Утопии есть рабы – это отражение особенностей мышления 16 в. В дополнение учитель указывает, что в современном языке “утопия” понимается шире, чем просто название острова из книги Томаса Мора. Утопия – “место, которого нет”, что-то несбыточное. Давайте поразмышляем : какой может быть утопия в современном мире? Вариант записи в тетради: Томас Мор (1478 – 1535) – англичанин, самое известное произведение – «Утопия». Описывал идеальное с его точки зрения общество, в котором царили идеалы равенства и справедливости. Утопия – произведение (учение), описывающее справедливое, но несбыточное общество будущего. Доклад Эразм Роттердамский Вариант записи в тетради: Эразм Роттердамский (1469 - 1536) - голландский гуманист, самое известное произведение - "Похвала глупости". Критиковал церковные злоупотребления, издал новые греческий и латинский варианты "Нового Завета", вызвавшие множество споров. Доклад Ф. Рабле Вариант записи в тетради: Франсуа Рабле (около 1483-1494 – 1553) – француз, самое известное произведение - «Гаргантюа и Пантагрюэль». В наше время произведение наиболее известно как образец сатиры и юмора, но в свое время оно повлияло на гуманизм. Работа с источниками № 4 и № 5(раздаточный материал) Источник № 4. Эразм Роттердамский, из сочинения “Похвала глупости”: “Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?” “Мудрость делает людей робкими, и потому на каждом шагу видишь мудрецов, живущих в бедности, в голоде, в грязи и в небрежении, повсюду встречающих лишь презрение и ненависть. К дуракам же плывут деньги, они держат в своих руках кормило государственного правления и вообще всячески процветают”. Источник № 5. Француа Рабле, из романа “Гаргантюа и Пантагрюэль”: “— Перед вами первостатейный король. Я хочу сделать из него порядочного человека. Эти чертовы короли здесь у нас, на земле, — сущие ослы: ничего-то они не знают, ни на что не годны, только и умеют, что причинять зло несчастным подданным да ради своей беззаконной и мерзкой прихоти будоражить весь мир войнами. Я хочу приспособить его к делу — научу его торговать зеленым соусом. А ну, кричи: “Кому соусу зеленого?”Бедняга прокричал.— Низко взял, — заметил Панург и, схватив короля за ухо, принялся наставлять его: — Бери выше: соль-ре-до! Так, так! Недурная, черт побери, глотка! Право, только теперь, когда ты перестал быть королем, для тебя начнется счастливая жизнь”. “Государства будут счастливы тогда, когда короли будут философами или философы королями”. Задание Ответить на вопрос: о каких недостатках (пороках) общества писали оба автора, что высмеивали? Что объединяет цитаты из Рабле и Роттердамского? Ответить на вопрос: о каких недостатках (пороках) общества писали оба автора, что высмеивали? Что объединяет цитаты из Рабле и Роттердамского? Вариант ответа: И Эразм Роттердамский и Рабле высмеивают отрицательные стороны жизни общества и государства – глупость, плохих правителей. Обществу и государству нужна мудрость и достойные правители и т.п. -Давайте попробуем сделать вывод - что объединяет произведения Томаса Мора, Эразма Роттердамского и Франсуа Рабле. Вариант вывода: Т.Мор, Э.Роттердамский и Ф,Рабле – представители эпохи Возрождения и философии гуманизма, поэтому в центре их внимания – человек и проблемы жизни общества. - Познакомившись с идеями философов, ответим на проблемный вопрос урока: -Какие новые ценности формируют гуманисты? Вариант ответ: продолжается процесс обмирщвления сознания человека, высоко стала цениться образованность, люди начали задумываться о своем месте во Вселенной Дискуссия - какие идеи философов и писателей эпохи Возрождения сохраняют актуальность для современного общества? Вариант ответа: в современном мире человек находится в центре внимания, всё зависит от его потребностей и желаний; человек может практически всё; но в обществе остались те же недостатки, над которыми смеялись Рабле и Роттердамский, а люди всё также мечтают об идеальном устройстве жизни Мир художественной культуры Возрождения. 1.Какое чудо природы человек. - В туманной Англии гуманистические традиции Возрождения особенно ярко выразились в творчестве Уильяма Шекспира. Самыми известными его произведениями являются: «Ромео и Джульетта», где против юных влюбленных - весь свет, «Отелло», где муж поверив клевете убивает свою жену Дездемону, «Король Лир» ,которого лишают крова собственные дочери, «Гамлет», где главного героя поражает отравленный клинок Работая с параграфом 8-9 и слушая учителя, ученики заполняют таблицу. Текст № 1. «Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движеньям! Поступками как близок к ангелам! Почти равен Богу- разуменьем! Краса вселенной! Венец всего живущего!» («Гамлет» У. Шекспир) - Укажите черты, которыми по мнению гуманистов были наделены люди. (Умный, рассудительный, хорошо слажен, порядочный, добрый и т.д.) -Что можно сказать о мировоззрении автора? (Автора можно отнести к гуманистам, он считает, что человек подобен Богу) 2.Эпоха титанов. -Одним из гениев, оставившим след не только в мировом искусстве, но и в науке был Леонардо да Винчи. Он был художником, скульптором, поэтом, музыкантом, занимался математикой, физикой, историей и другими науками. «Джоконда» и «Мадонна Литта» – всем известные картины художника. -Как называется одна из самых знаменитых фресок Леонардо да Винчи?(«Тайная вечеря») - Где она находится? В каком помещении?(В Милане, в монастыре Святого Марка,в трапезной.) -Что на ней изображено? (Последняя трапеза Иисуса,12 апостолов) -Какие эмоции испытывают апостолы и почему? (Удивление, потому что Иисус сказал, что один из них его предаст). -Кто собирается предать Иисуса?(Иуда) -Что получил Иуда за предательство и как это видно на фреске?(30 серебряников, он сжимает мешок с деньгами) Текст № 2. «И высочайший гений не прибавит Единой мысли к тем, что мрамор сам Таит в избытке, - и лишь это нам Рука, послушная рассудку, явит.» (М.Буонарроти) -Прочитайте сонет Микеланджело и ответьте на вопрос «Какое из видов искусства предпочитал другим автор»? (Скульптура) -Микеланджело Буонарроти занимался живописью, скульптурой, архитектурой и поэзией. Но сам себя считал только мастером скульптуры. Обнаженная фигура Давида - творение Микеланджело. По библейской легенде, юный пастух Давид решился пойти на бой с ужасным великаном Голиафом и поразил его камнем, выпущенным из пращи. Микеланджело изобразил Давида перед поединком. -Итальянское Возрождение нельзя представить без живописных картин Рафаэля Санти. Рафаэль занимался разными работами. Он расписывал по приказу пап покои и залы для церемониальных торжеств в Ватикане; занимался проектированием римского собора Святого Петра; украшал церковные интерьеры и дворцы вельмож. Видное место в своих работах Рафаэль уделял женским образам. «Мадонна Конестабиле» - творенье мастера, в которой слились воедино женственность и материнская любовь. «Сикстинская Мадонна» написана Рафаэлем для алтаря монастыря Святого Сикста. Слушая учителя и работая с учебником, ученики заполняют таблицу. 3.Северное возрождение. «Мужицкий живописец». Северное Возрождение появилось в Нидерландах в XVI в. У него не было культурных корней итальянского Возрождения, поэтому оно было куда более архаичным и связанным с традициями искусства Средневековья. Наряду с этим, оно было более демократичным. Художники Северного Возрождения рисовали не для пап, кардиналов или патрицианских семей Флоренции и Венеции. Их заказчиками были зажиточные бюргеры и рыцари. В рамках Северного Возрождения возникла уникальная живопись. Ее представители: Босх, Гольбейн, Ван дер Гус и др. Нидерландские живописцы изображали на своих полотнах вполне реальных персонажей: купцов, кораблестроителей, крестьян, членов городского магистрата, нищих. Они создавали картины, где герои были простолюдины, занимающиеся повседневной работой - торговцы в лавках, крестьяне. Одним из таких живописцев был Питер Брейгель Старший. «Крестьянский танец», серия картин «Двенадцать месяцев», в которую входят «Охотники на снегу», «Жатва», «Сумеречный день», «Возвращение стада» - все эти полотна принадлежат руке Брейгеля. -Брейгеля прозвали «мужицким живописцем». Как вы думаете почему? (Он изображал простолюдинов). 4.Альбрехт Дюрер – второй Леонардо. Итальянское искусство повлияло и на культуру Германии. Гравер и ученый Альбрехт Дюрер занимался математикой, механикой, интересовался архитектурой, писал стихи и рисовал. С замечательным мастерством молодой художник выполняет серию гравюр к последней книге Евангелия «Апокалипсису», в которой рассказывает я о грядущей гибели мира. - Предположите, почему Дюрера называют вторым Леонардо? (Он занимался многими науками, как и Леонардо да Винчи) Текст № 3. «Между тем все больше и больше разрасталась слава Рафаэля... Когда же молва об этих и многих других творениях этого знатнейшего художника проникла вплоть до Франции, а также Фландрии, Альбрехт Дюрер, удивительнейший немецкий живописец и гравер на меди, выпускавший прекраснейшие оттиски, сделался как бы данником (должником) Рафаэля, посылая ему свои вещи и в том числе головной портрет, выполненный им гуашью на тончайшей ткани, что его можно было рассматривать одинаково с обеих сторон…Вещь эта показалась Рафаэлю поразительной, и потому он послал ему много листов с собственными рисунками, которыми Альбрехт особенно дорожил.»( «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи возрождения»Д.Вазари). Учитель предлагает ученикам прочитать текст и ответить на вопросы. -Какие выводы можно сделать из данного текста о Северном Возрождении? (Оно пришло в Германию из Италии) -Предположите, почему Альбрехт считал себя должником Рафаэля? (Дюрер восхищался Работами Рафаэля) -Каким образом Дюрер отдавал «долг» Рафаэлю? (Он посылал ему свои вещи.) 5.На пути к бессмертию. Музыкальное искусство
Учитель предлагает ученикам начертить таблицу «Музыкальное искусство» и заполнить ее, пользуясь материалом параграфа 8-9. V. Подведение итогов урока Учитель предлагает записать вывод к таблицам, ответив при этом на вопросы: -Какой вклад в мировую художественную культуру внесли творцы эпохи Возрождения? (Культура распространилась на другие страны. Работы мастеров эпохи Возрождения являются одними из самых популярных работ в художественной культуре мира, они стали источником вдохновения для других мастеров) -Что нового появилось в художественной культуре? (Музыка стала светской, в художественной культуре в связи с философией гуманизма начал появятся идеал человека.) -Что общего в образах, созданных художниками и скульпторами Возрождения. (Многие творцы обращались к Античности и к библейским сюжетам: «Давид» , «Тайная вечеря», «Сикстинская мадонна» и т.д.) 10. Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Вспомните, что такое Возрождение? Какой город считается колыбелью итальянского Возрождения? Почему? (Ожидаемые ответы: Г. Венеция. Впервые здесь были провозглашены демократические идеалы. Это нашло отражение в искусстве.) Вспомните и сформулируйте основную задачу эпохи Возрождения. (Ожидаемый ответ: Возвеличивание человека, огромный интерес к его неограниченным возможностям.) Вспомните наиболее известные памятники архитектуры Ренессанса и истории, связанные с ними. (Ожидаемый ответ: Собор Санта- Мария дель Фьоре- архитектор Филиппо Брунеллески.) Назовите наиболее известные имена эпохи Возрождения, работы мастеров? (Ожидаемый ответ: Микеланджело, Рафаэль, Донателло; Мадонна Бенуа. ) - Термин «Северное Возрождение» является условным. Определение относят к странам, которые расположены к северу от Италии. - Вспомните карту и назовите эти страны. (Ожидаемый ответ: Это Нидерланды, Германия, Франция и Англия.) - Условность заключается в том, что в этих странах Возрождение имело разные временные рамки и носило особый национальный характер. 1) Главная особенность Северного Возрождения: связь с искусством поздней готики 2) Актуальные жанры эпохипортрет, пейзаж, бытовой жанр. 3) Какие идеи оказали влияние на развитие искусства? (Ожидаемый ответ: идеи гуманизма и Реформации. ) - Вспоминая сообщение о Северном Возрождении, назовите наиболее ярких представителей Северного Возрождения. (Ожидаемый ответ: Ян ван Эйк, Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер). - Об их творчестве расскажут консультанты. Работа творческих групп. Ребята защищают свои проекты и организуют обсуждение после показа презентаций. На партах - карточки с вопросами (Приложение 2), предполагающие устное обсуждение. А) Ян ван Эйк. (Презентация.) Обсуждение. Какая связь прослеживается между работами Леонардо да Винчи и Яна Ван Эйка? Б) Питер Брейгель. (Презентация.) Какая идея высокого Возрождения нашла отражение в творчестве П.Брейгеля? (Ожидаемый ответ: неразрывная связь человека с природой) В) Альбрехт Дюрер. (Презентация.) Как проявляются идеи гуманизма, характерные для высокого Возрождения, в творчестве Дюрера? (Ожидаемый ответ: обращение к библейским мотивам как основе нравственной жизни) 6. Итог урока 1. Творческое задание. А теперь, чтобы обобщить полученные знания, выполним творческую работу. Напишите эссе, ответив на вопрос: «Почему Северное Возрождение занимает видное место в мировом искусстве?» ( Несколько предложений.) 11. Реформация К 16 веку появляется образ человека с новыми ценностями: образованный, ценящий время, по новому относящийся к труду, который хочет познать и изменить существующий мир. Безусловно, складыванию этих черт человека новой эпохи способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения. Изменения, происходящие в сознании людей, касались всех сфер жизни европейского общества. События, о которых мы с вами будем говорить сегодня на уроке начались в Германии и распространились по всей Европе. В Германии в начале 16 века не было единства. Ее территория окрашена в различные цвета. Сама Германия входила в состав Священной Римской империи.(карта) Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей (записать в конспект) Революция может быть в сфере общ. отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания. Реформация – движение за переустройство церкви. (записать в конспект) Задания по группам (по рядам) 1ряд - читает п.1 §11, формулирует причины Реформации 2 ряд – читает п.2 §11, требования участников Реформации 3 ряд – работает по заданию к тексту литературно-исторического источника о причинах недовольства католической церковью. Подводит итог о причинах недовольства всех сословий кат церковью. Записывают причины Реформации в конспект. Причины Реформации: потребность верующих в духовном обновлении Под влиянием идей гуманистов менялось сознание людей. Шел процесс обмирщения сознания (дать толкование слова). Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности. Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней. Из новых веяний католическая церковь восприняла дух наживы и предпринимательства. сбор десятины что такое десятина? Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем. Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим. торговля индульгенциями Индульгенция – папская грамота на отпущение грехов. Их продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить индульгенцию, заполнить ее на свое имя и обрести спасение души. вмешательство духовенства в вопросы светской жизни гонения церкви на науку (Вспомните судьбу Джордано Бруно- сожжен на костре, Галилей – отречен от церкви) Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле, жажда наживы - вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества. Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела ( также они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы. Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и сильной королевской власти не было оставались самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения, произведения городской поэзии. Рассказ о Мартине Лютере. В обстановке всеобщего недовольства нужен был лишь толчок, чтобы началась открытая борьба. Этим толчком стала торговля индульгенциями? С чем было связано оживление торговли индульгенциями? ( с развитием рыночных отношений) В 1517 году против продажи индульгенций выступил ученый монах Мартин Лютер. Лютер окончил городскую школу, затем изучал право. Стал основателем университета в Виттенберге. Был профессором богословия. На дверях университетской церкви Мартин Лютер вывесил обращение к верующим, ученым и духовенству «95 тезисов» 1.осудил торговлю индульгенциями 2.церковь не может быть посредником между человеком и богом 3.предложил не посылать денег в Рим и призвал к борьбе против папы римского. Церковь может обойтись без папы. Папа Римский обвинил Мартина Лютера в ереси и предал проклятию. Народ стоял на стороне Лютера, что придавало ему силы и он сжег папскую грамоту. Тогда император Священной Римской империи КарлV (он же являлся испанским королем) вызвал Лютера на съезд князей в Вормсе. Лютера не удалось заставить отречься от своих взглядов, а попытка арестовать Лютера провалилась: на его защиту встали рыцари. Это стало началом реформации. На сторону Мартина Лютера встали горожане, крестьяне, рыцари, князья. Лютер укрылся в замке саксонского князя, где жил под именем рыцаря Георга. Пока он жил в замке началось нисповержение католицизма. Записывают дату начала реформации и имя Мартина Лютера Учение Мартина Лютера – «спасение верой» Основной вопрос «как достичь спасения души?» Мартин Лютер осуждал отпущение грехов за плату, а также отвергал учение о возможности спасения души лишь при посредничестве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует божий глас – это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несет за них ответственность. Таким образом, в отличие от учения катол. церкви о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего – это его индивидуальное дело. Материал учебника стр.94 Прочитать и выделить основные положения учения Мартина Лютера Церковь, основанная на учении Лютера стали называть лютеранской (записать в тетрадь) Борьба за Реформацию ширилась. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер. Основные идеи Томаса Мюнцера: ( основные тезисы записываем в тетрадь) - Поддержка взглядов Мартина Лютера - Необходимость свержения власти светских господ над крестьянами - Установление «царства Божьего», где все будет общим и все будут равны. Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви. Летом 1524г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. В 1525г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной. Главные причины Крестьянской войны: - Разложение традиционного общества и развитие товарно-денежных отношений рождали у дворян и князей потребность в увеличении денежных доходов. - Они стали захватывать общинные земли и сокращать крестьянские наделы, увеличивать натуральный и денежный оброк, барщину. Зерно, мясо, шерсть, лен – все шло в город в обмен на звонкую монету. - Страдали крестьяне и от роста цен. Приток зерна и серебра из Нового Света вызвал революцию цен – деньги обесценились, цены на товары выросли. После уплаты сеньору у крестьян ничего не оставалось и многие обращались к ростовщикам. После разгрома крестьянской войны Германия оказалась расколотой на 2 лагеря: |