Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для самоконтроля

  • 2.4. Общие и педагогические способности

  • Конструктивные способности

  • Коммуникативные способности

  • Организаторские способности

  • Введение в педагогическую деятельность теория и практика


    Скачать 1.3 Mb.
    НазваниеВведение в педагогическую деятельность теория и практика
    Дата01.03.2022
    Размер1.3 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла13934_550a0356989a805b5f85aef8b275ae9b.doc
    ТипДокументы
    #378535
    страница6 из 23
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

    2.3. Профессиональная этика и педагогический такт учителя
    Педагогическая деятельность как сфера духовного производства характеризуется глубоким проникновением в нее этических и эстетических начал. Этическое (нравственное) и эстетическое (прекрасное) тесно взаимосвязаны и переплетены в личности учителя, в его общении с учениками и коллегами, в отношении его к своему труду, профессии. Комплекс требований общества к уровню профессионально-этической культуры педагога, к нравственным качествам его личности, определяющим характер профессионального общения и деятельности, закреплен в педагогической этике. Этика (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) – учение о нравственности, морали. Педагогическая этика – составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях педагогического процесса и разрабатывающая нравственные нормы, лежащие в основе нравственного сознания и отношений педагога к ученикам, к своему труду, к самому себе. Личностно принятые им и проявляющиеся в его поведении и деятельности, данные нормы характеризуют педагогическую этику самого учителя.

    Любовь к детям - одно из самых главных нравственных требований педагогической этики и, по мнению большинства педагогов, - самое необходимое качество учителя. Однако, зачастую, любовь к детям воспринимается педагогом очень абстрактно и не отражается в его реальных взаимоотношениях с учениками. Кто-то мудрый сказал: «Легко любить все человечество, значительно труднее – конкретного человека». Совершенно справедливое замечание, поскольку любовь – это прежде всего нравственное чувство. Некоторые педагоги скептически относятся к данному требованию педагогической этики, считая, что заставить себя любить другого человека невозможно. Вместе с тем, любовь, как высшее духовное напряжение человека, основана на открытии максимальной ценности другого, на бескорыстном и самозабвенном желании ему добра и счастья. Любовь к детям – не только чувство, но и характеристика такого уровня педагогического сознания учителя, которому свойственно безусловное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, признание его права быть таким, какой он есть, а не каким бы он хотел его в данный момент видеть, понимание, сопереживание, сострадание и сочувствие, желание помочь ребенку в его развитии.

    Наиболее полное и точное определение любви дано в Библии:

    «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не привозносится, не гордится.

    Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.

    Не радуется неправде, а радуется истине.

    Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

    Любовь никогда не перестает».

    Любовь к детям проявляется в уровне нравственных отношений учителя к ним, которые строятся на доверии, уважении, великодушии, доброте, на действенной заботе о развитии ребенка, раскрытии его возможностей. Называя качества, которые они более всего ценят в учителе, ученики прежде всего включают в данный список следующие: отзывчивость, доброжелательность, человечность, уважение к их личности, и только потом – знание предмета и умение объяснять учебный материал. Не менее значимы для них и такие качества педагога, как терпение, уравновешенность, выдержка, которые являются важной составляющей и условием проявления истинной любви к детям. Без любви учителя к своим ученикам не рождается ответная любовь и доверие. Недаром лучшие педагогические книги всех времен – это книги о любви воспитателя к своим воспитанникам: «Как любить ребенка» Я.Корчака, «Сердце отдаю детям» В.А.Сухомлинского, «Здравствуйте, дети!» Ш.Амонашвили, «Любимые мои ученики» В.А.Караковского, «Педагогика как любовь» О.А.Казанского и многие другие.

    Из любви к детям вырастает педагогический оптимизм учителя – вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее и опираться на это лучшее в воспитании, а также вера в свои собственные возможности и успех своего дела.

    Из этого же сосуда любви изливаются и другие лучшие качества учителя: профессиональный долг и ответственность, педагогическая совесть и педагогическая справедливость, профессиональная самоотверженность.

    Пытаясь разгадать, что лежит в основе любви педагога к своим ученикам, и как они превращаются из «чужих» в «родных», «любимых», М.Кнебель обращается к словам мудрого Лиса из сказки А.Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». «Педагогика и есть приручение. И ответственность за это приручение. Приручая, ты привязываешь к себе и привязываешься сам» (13, с.13). Таким образом, источниками профессионального долга и ответственности является не только социальная ответственность учителя, но прежде всего – ответственность перед каждым конкретным ребенком.

    Профессиональная совесть учителя – это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед своими учениками, пробуждающее внутреннюю потребность поступать в соответствии с ценностями и нормами педагогической этики. Из любви, чувства долга и ответственности рождается профессиональная самоотверженностьучителя – готовность в служении детям и своему призванию пренебречь эгоистическими интересами и потребностями, не считаясь со временем, а иногда и здоровьем, отдавать свои силы тому делу, которое он считает самым важным и главным в своей жизни. Известный современный педагог – учитель литературы Е.Н.Ильин в одном из своих выступлений по телевидению рассказывал о том, как в стремлении быть учителем он преодолевал свой недуг – оставшееся после тяжелого ранения в блокаду Ленинграда заикание: «Однажды после удачного открытого урока меня обступили коллеги: откройте Ваш секрет, как этого достичь? Я снял пиджак – спина была мокрой. Они посмотрели и задумались… Вот так надо одолевать себя – великим трудом. Не надо экономить себя там, где надо победить. А вообще-то, все побеждается любовью. Если любишь человека, нет таких недугов, которые не преодолеешь. Я шел к человеку, и совесть моя не позволяла испортить эту миссию – общение человека с человеком».

    Педагогическая справедливость – это качество учителя, проявляющееся в объективном отношении к каждому ученику, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам, деления их на «любимчиков» и «нелюбимых». Во всяком случае, его личное отношение не должно влиять на оценку их успехов и принятие педагогических решений.

    Среди категорий педагогической этики особое место занимает профессиональная честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель. Выполняемая им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки ведет не только к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества к учителю в целом.

    Педагогическая этика – это гармония нравственных чувств, сознания и поведения учителя, которые целостно проявляются в культуре общения его с учениками, с другими людьми, в педагогическом такте учителя.

    Педагогический такт (от лат. tactus – прикосновение) – чувство меры в выборе средств педагогического взаимодействия, умение в каждом конкретном случае применять наиболее оптимальные способы воспитательного воздействия, не переходя определенную грань. В педагогическом такте ценностное отношение к ученикам и нравственные качества учителя (доброжелательность, внимание и понимание, уважение достоинства ученика и своего собственного достоинства) соединяются с терпением и выдержкой, умением управлять своим эмоциональным состоянием и принимать обдуманные решения. Быть тактичным - не означает быть всегда добреньким или бесстрастным, не реагируя на негативное поведение и поступки учеников. В педагогическом такте сочетается уважение к личности ребенка с разумной требовательностью к нему. Учитель имеет право на возмущение, даже гнев, но выраженный способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики, не унижающими достоинство личности. По выражению А.С.Макаренко, педагогический такт – это умение «нигде не переборщить». Чаще всего педагогический такт необходим учителю в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического взаимодействия, в которых, помимо нравственной стороны отношений, от него требуется проявления находчивости, интуиции, уравновешенности, чувства юмора. Добрый юмор (но не злая ирония и насмешка) дает возможность подчас найти наиболее эффективный и тактичный способ педагогического взаимодействия. Недаром Гете говорил, что юмор – это мудрость души. А Ш.Амонашвили добавляет «Улыбка – есть особая мудрость». Иногда достаточно улябки учителя, чтобы изменить ситуацию, снять возникшее в классе напряжение. «Улыбка есть знак, через который выражаются разные спектры отношений и передается человеку мощь того спектра, в котором он в данный момент нуждается больше всего» (14, с.11). Но это должна быть улыбка, пронизанная любовью: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия, а не улыбка-суррогат: злорадная, ехидная, насмешливая.

    Нормы, которые задает педагогическая этика учителю, не должна мешать ему оставаться человеком, понимающим свое несовершенство и не пытающимся воспринимать и подавать себя как учителя-эталона. Отношение педагога к себе, как к эталону, формирует, по мнению психолога А.Орлова, его суперпозицию в отношениях с детьми. Жизнь этого учителя постоянно определяется внешними требованиями, чаще всего ложно понятыми, и он боится в борьбе за свой авторитет быть человечным, извинить и принять слабости другого и самого себя, проявить сомнение и неуверенность. Когда нормативные требования полностью подчиняют себе учителя, они превращаются в своего рода культ. И только когда в деятельности учителя доминирует установка «человек-человек», он в состоянии полноценно осуществлять свою деятельность и быть свободным в построении наиболее этически ценных и гуманных действий и отношений с учениками (15).

    Своеобразным катехизисом педагога, напоминающим ему о том, кто он такой и на каких этических основах зиждется его педагогическая позиция, могут служить следующие слова Ш.Амонашвили:

    Я – УЧИТЕЛЬ

    Я – Любовь и Преданность, Вера и Терпение.

    Я – Радость и Сорадость, Страдание и Сострадание.

    Я – Истина и Сердце, Совесть и Благородство.

    Я – Ищущий и Дарящий, Нищий и Богатый.

    Я – Учитель и Ученик, Воспитатель и Воспитанник.

    Я – Прокладывающий Путь и Художник Жизни.

    Я – Убежище Детства и Колыбель Человечества.

    Я – Улыбка Будущего и Факел Сущего.

    Я – Учитель от Бога и Соработник Бога.

    Вопросы для самоконтроля:


    1. Какие комплексные свойства учителя определяют его готовность к профессиональной деятельности?

    2. Можно ли отнести педагогическое мастерство только к характеристике деятельности учителя? Каковы слагаемые педагогического мастерства?

    3. Раскройте сущность и содержание профессионально-педагогической направленности.

    4. Какая из предложенных в пособии трактовок педагогического призвания ближе Вам и почему?

    5. Назовите наиболее этически ценные качества личности педагога. Как они связаны между собой?


    Подумайте об этом:
    Воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника; по крайней мере, должен искренне желать быть таким и всеми силами к тому стремиться.

    В.Даль

    * * *

    Педагогическое искусство ситуативно. Нужна высокая культура, добрая мудрость и гражданская заинтересованность, чтобы сделать свое мастерство нравственным.

    Ю.Азаров

    * * *

    Учителем становится не тот, кто хочет утвердиться, а тот, кто жертвует

    собой.

    Д.Кришнамурти

    * * *

    Секрет успешного воспитания – в уважении к воспитываемому.

    Р.Эмерсон

    * * *

    Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе и любовь к делу, и любовь к ученикам, он совершенный учитель.

    Л.Н.Толстой

    * * *

    Когда любовь к детям вырастает на почве гражданственности, когда суть любви к ребенку – забота о будущем Родины, духовное возвышение человеческой сущности ученика, только тогда можно сказать: перед нами педагог.

    М.П.Щетинин

    * * *

    Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то, что не делаем.

    Ж.Мольер

    * * *

    Пусть вашим детям достанутся лучшие педагоги — беско­рыст­­ные, страстно верящие в добро, со строгими нравственны­ми правилами, с глубоким уважением к мысли, болеющие за об­щественное благо и не знающие снисходительности к на­ру­шению законов честности. Такие, каким должно быть человеку, На­вечно Вызванному к Доске отвечать пред детьми, отвечать за детей.

    С. Соловейчик

    2.4. Общие и педагогические способности
    К личностным свойствам педагога, обусловливающим инди­видуально-психологические предпосылки формирования профессионализма и педагогического мастерства, относятся общие и педагоги­ческие способности. Они обнаруживаются и проявляются в быстроте, глу­бине и прочности овладения приемами и способами педагогической деятельности. Ансамбль необходимых педагогу способностей включает как общие, требую­щиеся для выполнения любой деятельности, так и специальные, обеспечи­вающие именно педагогическую деятельность. При этом сами специальные способности, являясь относительно самостоятельными образованиями, представляют собой составную часть общей одаренности, и ею же в значи­тельной части определяются. Надо помнить также, что способности не явля­ются чем-то врожденным, они развиваются на основе задатков в процессе определенной деятельности. Освоение необходимых педагогу умений и на­выков профессиональной деятельности опирается на имеющиеся у него спо­собности, одновременно развитие определенной способности происходит в процессе овладения соответствующим ей умениями и навыками.

    Общие способности определяются прежде всего психофизиологическим развитием личности: ее темпераментом, характером, интеллектом. По мне­нию В.А.Якунина, интеллект является наиболее важным фактором, опреде­ляющим успешность педагогической деятельности. Проведенное им исследо­вание свидетельствует о том, что уровневые показатели интеллекта у учи­телей-мастеров значительно превышают аналогичные показатели у педаго­гов-немастеров (16, с.550) Он играет решающую роль в осуществлении прак­тически всех видов деятельности педагога (прогностической, проектировочной и конструктивной, рефлексивной и познавательной). От уровня развития интеллектуальных способностей педагога зависят его гностические способности (познавательные) - способности приобре­тать, перерабатывать и использовать информацию - необходимые для всех, кто занимается интеллектуальной деятельностью.

    Однако, интеллект нельзя сводить к хорошо развитому мышлению. Это сложное и многоуровневое образование, система психических процессов, обеспечивающая не только познание окружающего мира, но и принятие ре­шений в различных ситуациях, управление своим поведением. Не случайно, психологи выделяют такие виды интеллекта, как общий, обеспечивающий ус­пешность любой деятельности; профессиональный, ориентированный на решение специальных проблем; и социальный, проявляющийся в сфере межлич­ностных отношений. Высокий уровень профессионального интеллекта педаго­га возможен лишь при целостном развитии его интеллекта.

    Итак, наличие мыслительных способностей само по себе не обеспечи­вает высокого уровня педагогического мастерства. Не случайно, что пе­дагоги, отличающиеся теоретическим складом мышления, зачастую не могут решать практические педагогические задачи и находить эффективные спо­собы педагогического взаимодействия. Решение разного рода педагогичес­ких задач становится у учителя-мастера не только мыслительным логичес­ким актом, но и творческим процессом, актом педагогического искусства. В педагогическом мышлении педагога обнаруживается внутреннее единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств. Представим себе, что он должен мгновенно найти решение в трудной ситуации взаимодейс­твия с учеником. Может ли он действовать только сообразно своей логи­ке? Безусловно, нет. Ему прежде всего надо понять логику мышления, по­ведения ученика, совершенно иную, чем у взрослого человека. Без разви­того воображения, наблюдательности, интуиции сделать это очень трудно. Однолинейность и чрезмерная логичность мышления зачастую мешает педа­гогу работать творчески, понимать учеников и находить нестандартные, нестереотипные и гуманные способы решения сложных педагогических за­дач.

    Креативность - общая способность личности к творчеству, которая определяется не только уровнем развития творческого мышления, создаю­щего нечто новое, оригинальное, но, по мнению К.Роджерса, прежде всего способностью к самосовершенствованию, самоактуализации как проявлению педагогом своей внутренней сущности и индивидуальности.

    Общие способности своеобразно отражаются в собственно педагогических способностях, которые обычно объединяют в несколько групп:

    Конструктивные способности - обеспечивают прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса: определение возмож­ных результатов, постановку целей и задач, разработку планов и проек­тов их решения, определение условий эффективной организации учеб­но-воспитательной деятельности. В основе способности человека прогно­зировать свою деятельность лежит единство мышления и воображения. Пре­подавателю необходимо развивать в себе педагогическое воображение - способность предвидеть то, каким может стать тот или иной учащийся в будущем. "Как и любому творцу, учителю необходимо представить себе свое творение, - пишет известный педагог М.П.Щетинин. - Чем оно яснее видится в главном, в деталях, тем целенаправленнее идет созидание. Картина со временем уточняется, в нее вносятся коррективы, но она должна постоянно присутствовать в воображении автора. Хороший учитель видит своего ученика как бы в трех проекциях: прошлого, настоящего и будущего" (17, с.121)

    Способность к предвидению во многом связана с развитой интуицией, которую обычно определяют как "чувствознание", способность целостно схватывать ситуацию, получать знание без осознания путей и условий его получения. Интуиция чаще всего присуща педагогам, обладающим эмоцио­нальной чуткостью и восприимчивостью. Ее также рассматривают как свер­нутый мыслительный акт, формирующийся в результате длительного опыта аналогичных мыслительных действий.

    Коммуникативные способности представляют собой ведущую группу педагогических способностей, обеспечивающих межличностное и деловое общение в процессе воспитания и обучения. Они включают в себя целый комплекс способностей и личностных свойств педагога:

    общительность - способность быстро вступать в контакт, ориен­тироваться в ситуациях общения и реагировать на действия партнеров по общению;

    распределенность внимания - способность преподавателя видеть все, что происходит вокруг него, заниматься сразу несколькими видами деятельности (сообщать материал, получать обратную связь о том, как воспринимают его студенты, держать в поле зрения каждого из них и т.д.);

    эмпатия - способность к сопереживанию, эмоциональной сопричаст­ности и пониманию, возникающая у педагога как результат осознания тех чувств и переживаний другого человека, которые он в подобной ситуации испытывал сам (вывод по аналогии), или на основе его способности с по­мощью воображения и интуиции прочувствовать жизненную ситуацию другого человека. Эмпатия часто возникает в результате эмоциональной идентифи­кации - способности педагога ощущать чувства и переживания другого как свои собственные, поставить себя на место другого человека. Вот почему преподавателю полезно чаще вспоминать те свои состояния и проблемы, которые он испытывал в возрасте своих студентов;

    перцептивные - способность воспринимать и определять эмоцио­нальное состояние ученика по его внешнему виду, жестам, мимике, движе­ниям. Перцептивные способности педагога во многом связаны с развитой педагогической наблюдательностью и зоркостью, умением улавливать нео­сознаваемые другим человеком мгновенные реакции и "читать" их.

    экспрессивные способности - проявляются в самовыражении, адек­ватной передаче в процессе общения своего эмоционального состояния. Воздействуя на студентов словом, жестами, мимикой, преподаватель дол­жен уметь выразить с помощью речи и других, невербальных средств свое отношение к тому, о чем он говорит.

    Организаторские способности обеспечивают эффективную организа­цию учебной и внеаудиторной деятельности студентов, управление их вза­имодействием в педагогическом процессе. Данные способности тесно свя­заны со всеми другими способностями, прежде всего коммуникативными, и проявляются:

    в организаторском чутье педагога, способности учитывать психо­логические особенности студента, группы при построении педагогического взаимодействия, видеть организаторские возможности других людей;

    в способности вести за собой, создавать мотивацию к деятельнос­ти, увлекать ее перспективами;

    в способности "заражать" и заряжать других своей энергией, ко­торая во многом зависит от эмоционального потенциала преподавателя, его увлеченности своей деятельностью;

    в склонности, готовности к организаторской деятельности, зави­сящей от внутренней активности его личности. В основе активности лич­ности лежат ее нейродинамические и психофизиологические особенности (свойства темперамента), а также приобретенные в процессе личностного развития качества: инициа­тивность, самостоятельность, уверенность в себе. Педагогам, склонным к исполнительской де­ятельности, необходимо развивать в себе данные качества и свойства.

    Все общие и педагогические способности взаимосвязаны в личности учителя, образуют единый ансамбль способностей, вот почему раз­витие каждой из них зависит от развития всех других.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


    написать администратору сайта