Главная страница

Методичка Овчарова. Введение в политологию


Скачать 330.24 Kb.
НазваниеВведение в политологию
АнкорМетодичка Овчарова
Дата27.03.2023
Размер330.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаMetodichka_Politologia__16_chas.docx
ТипСеминар
#1016829
страница1 из 3
  1   2   3

Дисциплина: ПОЛИТОЛОГИЯ (февраль - май 2023 г.)

ОФО, 32часа: лекции - 16 час., практика – 16 час.
ПРАКТИКА (8 семинаров)
Семинар 1. Тема: Введение в политологию
План семинара (вопросы для обсуждения)

1. Политология как наука, ее предмет, методы
Политология - наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политической власти, политическом сознании, культуре 

Предмет – изменение политической власти

Методы:

Исторический

Институциональный

Ценно-нормативный

Бихевиористский

Сравнительный

Системный

2. Политика, ее происхождение, сущность, виды, функции

Термин политика («полития») был введен в обиход античным философом Аристотелем и обозначал он форму общности людей, которая служит достижению общего блага. В последующих веках термин «политика» наполнялся разным содержанием.

Предпосылки политологии можно обнаружить в Древнем мире – на Востоке и Древней Греции. Современный облик политология обрела в XIX в. В 1857 г. в США Фрэнсисом Либером была основана кафедра истории и политической науки в Колумбийском колледже. Это событие принято считать началом рождения политической науки как самостоятельной политической дисциплины. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО создается Международная ассоциация политической науки, что означает международное признание политологии в качестве науки.

Политика как управление совместной деятельностью людей по достижению общих целей существовала не всегда. Примитивные общества не знали политики, взаимоотношения между людьми в таких обществах регулировались нормами морали, традициями, обычаями, верой. Политика возникает тогда, когда общество дифференцируется, появляются социальные противоречия, разрешить которые традиционный механизм не в силах. Возникает потребность в особой группе людей, которая бы умела согласовывать интересы, руководить общим делом и имела ресурсы для воздействия на поведение людей. Появляется институт политической власти, который в лице государства берет на себя функцию обеспечения целостности общества через согласование различных интересов.

Виды:

по сфере проявления – экономическую, социальную, демографическую, аграрную, национальную, научно-техническую, культурную, экологическую и т. д.;

по характеру решаемых задач – внутреннюю и внешнюю;

если субъектами политики выступают народы, государства, общественные движения разных стран, говорят о международной политике.

1. «Государственнический» подход. Политика – это сфера государственного управления. К политике относятся все события, действия и отношения, непосредственно касающиеся деятельности государства, его подсистем.

2. Директивный подход. Сущность политики усматривается во властных отношениях, которые трактуются как отношения господства – подчинения, отношения между управляющими и управляемыми (управляющие навязывают свою волю управляемым).

3. Функциональный подход. Сущность политики сводится к технологии политических взаимодействий. Акцент делается на том, кто и как принимает политические решения, как осуществляется деятельность по управлению обществом.

4. Коммуникативный подход. Включает в себя две разновидности. В рамках первой политика понимается как социальная этика, цель которой – благо не отдельного человека, а общее благо (народа, государства). Главное предназначение политики усматривается в обеспечении целостности общества через согласование, гармонизацию интересов. В рамках второй политика понимается как сфера борьбы, классовых конфликтов.

Каждый подход  содержит рациональные моменты и с учетом их можно дать определение политике. Политика – это способ организации общественной жизни, базирующийся на управлении разнородными интересами с помощью института государственной власти, не исключающий конфликты, а предполагающий их разрешение при активном участии политических элит.

Политика выполняет в обществе ряд важнейших функций: интеграционную, регулятивную, мобилизационную, политической социализации, гуманитарную.
3. Понятие «политическая жизнь общества». Социально-групповое и личностное измерение политической жизни
Политическая жизнь общества – это совокупность всех явлений и процессов, связанных с властью, властными и управленческими отношениями.
Политическая жизнь общества — понятие, охватывающее все формы и виды проявления и реализации политики, все то, что про­исходит в обществе и относится к политической сфере.
Политическая жизнь общества представляет собой структурированную целостность (систему), в которой практически каждый элемент выполняет определенную функцию. Вместе с тем, здесь имеют место и случайные события и процессы, не вписывающиеся в структуру.

- Политическая жизнь общества тесно взаимосвязана с другими сферами, прежде всего – с экономической сферой жизнедеятельности общества. Политическая сфера в политизированном обществе становится доминирующей и может определять (направлять, ускорять, тормозить) развитие экономической, культурной, социальной сфер. В периоды стабилизации политической жизни, напротив, другие сферы жизни общества могут оказывать существенное влияние и даже предопределять развитие политической сферы.
Многомерность политической жизни выражается и в том, что она имеет не только классовое, национальное, социально — групповое, но и личностное измерение. Причем исследование взаимоотношений личности и государства становится все более значимым в политической науке. В современной политической теории и практике личность все чаще рассматривается как первичный и главный субъект политики. Утверждается политическое равенство всех граждан, их политических прав и свобод, закрепляются ограничения полномочий государства по отношению к личности как объекту властвования.

Реальное превращение личности в активного субъекта политики, деятельного участника политической жизни общества определяется современными социально-политическими условиями и развитием самой личности, в том числе ее психологическими и идеологическими качествами. Исследование мотивов участия людей в политической деятельности — одна из основных проблем политологии.

К индивидуально-личностным качествам, определяющим степень политической активности отдельного человека, относят:

• социальный статус личности, наличие у нее материальных возможностей и свободного времени для участия в политической деятельности;

• уровень политического сознания и политической культуры личности, проявляющийся прежде всего в ее устойчивых представлениях об основных сторонах политической жизни общества;

• наличие у личности определенных политических установок и стандартов политического поведения, умений и навыков политической деятельности, а также соответствующих волевых качеств.

Уровень политической активности граждан независимо от индивидуально-личностных качеств в целом повышается, если в политической жизни общества складываются благоприятные условия:

• создана законодательная база, стимулирующая эту активность, в виде современного комплекса политических, экономических и духовных прав, таких, как право избирать и быть избранным, быть собственником и предпринимателем, право на свободу убеждений и свободу слова и т.п.;

• обеспечивается необходимый уровень благосостояния людей, материального и культурного, а также минимум свободного времени для занятий политической деятельностью.

В зависимости от степени развития этих условий в обществе формируются и преобладают различные образцы, стандарты, типы политического сознания и поведения, которые создают тот или иной стиль политической жизни, определяют ее характер.

Основные типы политического поведения людей, формирующиеся как под влиянием их индивидуальных психологических качеств, так и под воздействием конкретных социально-политический условий, можно представить в виде следующей классификации:

• активистский тип, проявляющийся в высокой заинтересованности граждан в фактическом участии в политической жизни. Преобладание в обществе граждан этого типа свидетельствует о высокой политической культуре данного общества, так называемой «культуре участия»;

• наблюдатель, когда человек интересуется политикой несистематически, но, будучи осведомленным в основных событиях, участвует в них время от времени;

• аполитичный тип, когда человек безразличен к политике, не интересуется ею, не участвует в политической жизни общества. Такие люди преобладают в обществах недемократического, тоталитарного типа. Подобный тип политического поведения демонстрирует, например, абсентеист — человек, систематически уклоняющийся от участия в выборах в представительные органы власти.

Но люди участвуют в политической жизни, конечно, не только как отдельные личности. Как правило, они действуют в составе тех или иных социальных групп, с которыми их связывают Экономические, политические, национальные, профессиональные и другие интересы.
Темы докладов (презентаций)

  • Политика и мораль

  • Политика и экономика

  • Международная политика. Основные принципы международной политики

  • Прикладная политология, ее задачи


Вопросы для самоконтроля

1. Какова структура политической науки?



2. Назовите основные элементы политики
Составными частями политики являются: политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы, обычаи и традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психология людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти, политические лидеры, элиты, группировки и т. д.
3. «Политика – есть учение о возможном». Как Вы понимаете это высказывание Отто фон Бисмарка?

Смысл выражения: политика (если это эффективная политика) имеет дело только с реальностью, с достижимыми целями, а всё то, что лежит за гранью возможного (реального), - это не политика, это благие пожелания, пустые декларации и т.д.

4. Каковы достоинства и недостатки конфликтного понимания политики?

Конфликт оценивается как позитивный: функциональный, способствующий развитию политической системы; конструктивный, в результате, которого были решены воз­никшие противоречия; субъективно-позитивный, когда конфликт оценивается как положительный только той стороной, которая в результате его получила определенную выгоду или достигла намечен­ной цели; когда положительная оценка конфликта одних людей не совпадает с мнением других по принципу амби­валентности (двойственности) в восприятии одних и тех же явлений; ценностно-позитивный, когда конфликт оценивается не с точки зрения выгоды-невыгоды или победы-поражения, а с точки зрения значимости самого конфликтного действия; эмоционально-позитивный, когда конфликт помогает снять психическое напряжение (выйти из фрустрации) его субъ­ектам и участникам. Конфликт имеет негативные функции, когда: ведет к беспорядку и нестабильности; общество не в состоянии обеспечить мир и порядок; борьба ведется насильственными методами; следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери; возникает угроза жизни и здоровью людей. Негативные последствия может иметь и затя нувшийся позитивный конфликт.

Функции политического конфликта могут быть условно разделены на функциональные (позитивные) и дисфункциональные (негативные).

К позитивным относятся:

· а) разрядка напряженности между противостоящими сторонами, конфликт

· играет роль «отводного канала» для накопившихся страстей

· б) содействие формированию политически необходимого равновесия,

· переоценки и изменения прежних ценностей и норм политической системы;

· в) усиление внутригрупповой сплоченности, более четкое осознание своих и

· противостоящих интересов.

К негативным функциям относятся:

· а) может угрожать интеграции политической системы или общества в целом;

· б) может неблагоприятно влиять на необходимое изменение отношений

· власти (сосредоточение власти в руках одного человека);

· в) может вызвать раскол в малоустойчивых политических группах,

· организациях, институтах (распад государства).

Задача управления политическим конфликтом как раз и состоит в том, чтобы снизить его негативные последствия или не допустить разрастания (в случае дисфункциональности).
5. Что такое «лоббизм»?

Лоббизм (от англ. lobby — кулуары) — это влияние на чиновников и законодателей, направленное на принятие выгодного для определённой группы решения.



Контрольный тест

1.Какая трактовка сущности политики отражена в высказывании: «Способ производства материальных благ обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще?»

- правовая

- экономическая

- властная

- этическая
2. Может ли деятельность промышленной корпорации приобретать политический характер?

- да, так как ее деятельность связана с обеспечением определенных потребностей людей

- да, если она, например, оказывает финансовую поддержку определенной политической партии

- нет, поскольку ее деятельность имеет только экономический характер
3. Известный немецкий политолог К. Шмитт объяснял специфику политики по аналогии со следующими явлениями:

- мораль – различение «добрый-злой»

- эстетика – различение «прекрасное-безобразное»

- экономика – различение «рентабельное-нерентабельное»

- политика – различение «_____________________________» (заполнить пропущенное)
4. В какой стране политология стала впервые преподаваться как учебная дисциплина?

- Древней Греции

- США

- Франции

- России


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Как Вы думаете, должна ли политика иметь границы? Следует ли вовлекать в нее все население? Согласны ли Вы с точкой зрения современного русского писателя А.И. Солженицына, который утверждает: «Политическая жизнь – совсем не главный вид жизнедеятельности человека. … Чем размашистей идет в стране политическая жизнь, тем более утрачивается душевная. Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа. Кроме прав, человек нуждается отстоять и душу, освободить ее для жизни ума и чувств».
Я считаю, политика итак имеет границы. Основнымиграницамипределамиполитического вмешательства являются конституционные права и свободы личности, а также принципы рыночной экономики, нарушение которых могло бы подорвать фундаментальные основы демократического общества.
Семинар 2. Тема: История развития политической мысли
План семинара (вопросы для обсуждения)
1. Политическая мысль Древнего мира и Средневековья

2. Никколо Макиавелли – родоначальник западной политической науки

3. Политические учения Нового времени

4. Политическая мысль России
Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «Артхашастра»?

2. Назовите особенности политической мысли Средневековья?

В средние века в Западной Европе общественно-политические идеи разрабатывались преимущественно идеологами церкви. Политическая мысль средневековья стала своеобразным отражением соперничества между католической церковью и светской властью за руководящую роль в обществе. Наиболее яркий след оставили Августин Блаженный и Фома Аквинский.

Аврелий Августин, более известный как Августин Блаженный(354–430) в своем сочинении «О граде божием» представил историю человечества как борьбу двух царств (градов): «града божьего» – церкви, состоящего из праведников, следующих божественным установлениям, и «града земного» – государства – великой разбойничьей организации, в которой борются за обладание материальными благами и притесняют праведников. Благодаря воле Бога произойдет победа града божьего над градом земным. Государство будет соблюдать все библейские заповеди, а для контроля за этим власть церкви займет господствующее положение.

Августин выдвигает также идею «двух мечей», то есть союза божественной и земной властей. Эти два меча в отношении жителей земного мира Бог вручает церкви в лице Римского Папы.

Один из крупнейших средневековых ученых-богословов Фома Аквинский (1225–1274) предпринял попытку приспособить идеи Аристотеля к догмам католицизма. В своих сочинениях «О правлении властителей» и «Сумма теологии» он развивает теократическую концепцию власти.

Светской власти подчинены лишь тела людей. Души же их находятся в распоряжении верховной власти, принадлежащей Богу, церкви и ее главе – Папе Римскому. Именно ему должны подчиняться все светские властители.

Государственную власть Ф. Аквинский рассматривает как данную Богом, следуя словам апостола Павла: «Существующие же власти от Бога установлены». Из этого не следует, что всякий правитель поставлен Богом и выполняет его волю. Деятельность правителя может противоречить божественным законам. Право определения правильности их соблюдения принадлежит исключительно католической церкви. Именно она может прийти к выводу о несоответствии действий правителя воле Бога, в этом случае подданные могут не подчиняться таким правителям и свергать их.

Государство существует для того, чтобы заботиться о благе всего общества. Сословные различия, считал Аквинский, необходимы и должны сохраняться. Каждый должен знать свое место. Лучшей формой государства Аквинский считал монархию, а главной задачей монарха – заботу о добродетельной жизни подданных.

Таким образом, в эпоху Средневековья, когда умами и сердцами людей владела церковь, социально-политическая мысль была направлена на обоснование божественного происхождения и назначения власти и государства, на воспитание терпимости, послушания, смирения и служения Богу.
Особенности и характерные черты этого периода: 1)развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей; 2)обоснование теологической теории политической власти; 3)доминирующая роль религии (и зависимого от неё государства) в политической сфере. В средние века в общественно-политической мысли господствовали учения о власти и государстве, центральным звеном которых был теократизм; согласно его положениям церковь выступала в качестве божьего представителя на Земле. Церкви и её главе - Папе Римскому - принадлежала вся полнота власти, а светскому государству отводилась второстепенная роль, оно получало власть из рук церкви и служило её интересам. Августин Блаженный . Европейская средневековая политическая мысль находится под влиянием христианской религии и римско-католической церкви. Авторитетный богослов раннего Средневековья Августин Блаженный развил концепцию теологического разграничение духовной (религиозной) и светской (государственной) власти. Первая изображенная им в образе "Града Божьего", выражением которого является церковь, вторая - как "град земной". Град Божий объединяет праведников, подражающие божественные наставления. Земной град, как результат греховной природы человека, построенный на отношениях господства, подчинения и рабства. Хотя Августин выступал за самостоятельность каждой из властей, обоснование разнокачественности двух "градов" фактически ставило духовную власть выше светской. Фома Аквинский . Идея духовного превосходства над государственной властью получила дальнейшее развитие в учении великого католического теолога Фомы Аквинского. Хотя любая государственная власть имеет божественное назначение, не исключено, что конкретные ее формы могут противоречить божественной воле: правители забывают о заповеди Христа, справедливость и общее благо. В этом случае церковь имеет право на сопротивление греховной власти.//Учение Августина и Фомы Аквинского были использованы в католицизме Средневековья для обоснования примата церкви над государством и права Римского Папы назначать и смешивать монархов. Практическое воплощение этих идей часто приводило к войнам между светскими и церковными властями.В конце Средневековья государства начинают выходить из-под влияния церкви, происходит процесс становления современных государств. Эпоха Возрождения, пришедшая на смену, дала толчок развитию интеллектуальной жизни и распространению знаний. Таким образом закончилась эпоха Средневековья с ее политическими взглядами.
3. Кто ввел в политическую науку метод политического реализма?

Особая заслуга в этом принадлежит видному итальянскому философу и социологу Никколо Макиавелли (l469­1527), которого заслуженно считают «отцом» политической науки. Этот факт отразил признание его заслуг в развитии политической теории. В работах «государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) он сформулировал предмет и метод политической науки. Следует заметить, что он разрывает с традицией классической политической философии и предлагает совершенно новую интерпретацию политической реальности.

Первое, что он сделал, - обосновал автономность и самостоятельность политической сферы и политических знаний, имеющих собственную логику, отделив политическую науку от теологии, философии и морали. Предметом политической науки Н. Макиавелли считал власть во всех ее проявлениях…

Второе, что привнес в политическую науку Н. Макиавелли, - это метод. До Него религиозная схоластика не разграничивала объек­тивные факты и суждения о них. Н. Макиавелли ввел политический реализм, состоящий в прямом наблюдении за фактами за поведением политических лидеров, масс, за их взаимодействием. Политику он изучал как социальную реальность, тем самым перенеся политику из сфер воображаемого и желаемого в плоскость объективного и реального. Н. Макиавелли заметил: «Мне показалось более приемлемым следовать действительной истине вещи, чем своему воображению».

В политической теории Н. Макиавелли можно найти практиче­ски весь набор методов исследований, которые впоследствии стали использоваться в политической науке: психологический, исторический, антропологический, социологический и т.д. В его работах были обозначены и в определенной мере решены наиболее существенные проблемные комплексы политической науки: 1) проблема власти и природа политики; 2) соотношение государства и гражданского об­щества; 3) проблема элит и лидерства; 4) политические режимы и их эволюция и т.д.

С именем Н. Макиавелли связано новое видение природы политики как сферы принятия стратегических решений. Его работы «Размышления о первой декаде Тита Ливия» И «государь» являются обоснованием технологии принятия эффективных решений. Очистив политику от морали и религии, он выявил реальные механизмы ее эволюции - интересы людей. Политика, с точки зрения Н. Макиавелли, представляет собой целеполагающую деятельность людей, в которой они пытаются реализовать свои интересы и потребности. Природа политических изменений определяется тем, в какой мере удовлетворены интересы тех или иных социальных групп. Принятие и реализация политических решений должны учитывать два важных фактора: принцип относительности и компоненты эффективного лидерства. Содержание принципа относительности состоит в постоянном взаимодействии цели, средств и ситуации. В каждый конкретный момент они относительны друг друга: выбор средств относителен ситуации, оценка результата относительна средств, наконец, цель, средства и ситуация должны соотноситься между собой. Политический реализм Н. Макиавелли выразился в том, что он определил нравственность как сферу абсолютного, а политику как сферу относительного и подчеркнул, что не следует сферу политики оценивать мерками абсолютного. Политик, по Н. Макиавелли, не может руководствоваться нравственными нормами, поскольку они лежат за пределами сферы относительного. Во многом эффективность принимаемых решений зависит от лидера. В этом отношении Н. Макиавелли был одним из первых, кто создал модель эффективного стиля лидерства. Западные аналитики выделяют четыре составляющих эффективного лидерства: 1) поддержка лидера его сторонниками; 2) взаимопонимание между лидером и подчиненными (подчиненные должны знать, что они Могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них); 3) воля к выживанию, которой должен обладать лидер; 4) мудрость и справедливость, образцом которых должен быть лидер для своих сторонников.

Одна из наиболее существенных проблем политической практики в эпоху Возрождения заключалась в поисках основ стабильности и умеренного «смешанного» правления. В этом смысле представляет интерес теория Н. Макиавелли о круговороте политических форм. Циклическое развитие политических форм обусловлено ограниченностью наличных ресурсов у каждой из них. Достигая совершенства, политическая форма начинает клониться к упадку, поскольку изменяются условия ее функционирования. Выделяя три плохие (тиранию, олигархию и анархию) и три хорошие (монархию, аристократию и демократию) формы, Н. Макиавелли отмечал наличие достоинств у каждой в конкретных ситуациях. Он энергично развивал аристократическую идею «смешанного» правления и настойчиво утверждал ее в истории политической мысли.
4. Кто в истории русской политической мысли XIX-XX вв. развивал традиции либерализма и консерватизма?

Либерализм в России был представлен различными направлениями.

Первую волну российского либерализма представляли М. М. Сперанский (1772–1839), П. Я. Чаадаев (1794–1856), Н. В. Станкевич (1813–1840), Т. Н. Грановский (1813–1855).

М. М. Сперанский являлся сторонником конституционной монархии на основе разделения властей, предлагал постепенную отмену крепостного права. Россия, по его мнению, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века – удельщина; в Новое время – абсолютная монархия; а в настоящий период (первая половина XIX в.) – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу.

В основе Конституционной монархии, о которой он мечтал, должен быть закон. Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти – монарх – участвует в деятельности Думы, но без ее согласия монарх не правомочен издавать законы. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом – Сенатом.

Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат. На сословный строй общества Сперанский в целом не покушался, но предлагал произвести его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий.

В работах П. Я. Чаадаева, Н. В. Станкевича, Т. Н. Грановского излагались идеи правового государства, гражданских прав, суждения о том, что путь развития западных стран является более эффективным, прогрессивным, России следовало бы перенять ряд основных принципов западноевропейского государственно-общественного устройства. Из-за ориентации на западную политическую традицию этих мыслителей стали называть западниками.

Западники считали, что будущее России состоит в ее приобщении к европейской либеральной цивилизации, ее политическим и социально-экономическим институтам (парламенту, частной собственности и т. д.).

Охранительный либерализм был основан Б. Н. Чичериным (1828–1904), который развивал идеи правового государства и верховенства закона, ограничивающего всякую власть. Также Чичерин критиковал социалистические идеи всеобщего равенства, полагая, что государство должно защищать права человека, но не должно брать на себя функцию заботы о неимущих. Политическим идеалом он считал конституционную монархию.

П. И. Новгородцев (1866–1924) развивал идеи социального государства, которое должно гарантировать каждому человеку достойное существование. Свобода возможна лишь при наличии условий нормальной материальной обеспеченности.

Ориентация на западные ценности, стремление к реформам части российского общества обусловили усиление консерватизма. Его представители стремились обосновать принципиальные различия в развитии Запада и России, они идеализировали историческое прошлое страны и выступали за сохранение вековых традиций, самобытности России. Данное идейно-политическое течение получило название славянофильства, в котором можно выделить два направления:

    • ортодоксально-реакционное – С. С. Уваров (1786–1855), Н. М. Карамзин (1766–1826), К. П. Победоносцев (1827–1905), которое утверждало глубокую религиозность русского народа, его преданность самодержавию; доказывало, что в России, где власть держится на вере, нельзя строить государство на принципах западного либерализма. «Православие, самодержавие, народность» – так сформулировал С. С. Уваров главный принцип российской государственности. Самодержавие объявлялось главным устоем, обеспечивающим мощь и величие России; православие считалось основой духовной жизни; народность истолковывалась как проявление многовековой традиции патриархального единения народа со своим царем.

    • реформаторское – (А. С. Хомяков (1804–1860), И. В. Киреевский (1806–1856), К. С. Аксаков (1817–1860), И. С. Аксаков (1823–1886)) не отрицало необходимости реформ, выступало за отмену крепостного права. Но представители данного направления считали европейский путь преобразования общества губительным для России, поскольку тот разрушит ее духовное единство. Славянофилы акцентировали внимание на самобытности исторического прошлого России и считали, что Россия и Запад – это два особых мира, закономерности развития которых различны. К. С. Аксаков отмечал, что в основании государства западного – насилие, рабство и вражда, а в основании государства русского – добровольность, свобода и мир.

По мнению славянофилов, самобытность исторического пути России определяют: 1) крестьянская община – «мир» – единственный уцелевший гражданский институт всей русской истории; 2) православие, сочетание свободы и единства, по Хомякову, – «соборность» (свободная братская общность и единение людей на принципах любви, «собирание» всех их способностей).

Славянофилы проводили идею о «добровольном призвании» власти как начальном моменте русской государственности: власть была «желанна» русскому народу. Православие они трактовали как фундамент мировоззрения, монархию считали идеальной формой правления, а крестьянскую общину – идеальным нравственным миром. Разрушение этих трех начал русской культуры ведется со времени Петра I, «исказившего» Россию насаждением европейских порядков.

Контрольный тест

1. Мудрый правитель, по мнению Конфуция, управляет с помощью «ли». Ли – это

- человеколюбие

- ритуал

- забота о людях

- почитание родителей
2. Кто из мыслителей сформулировал принцип разделения властей в его классическом виде, выделяя три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную?

- Т. Гоббс

- Дж. Локк

- Т. Джефферсон

- Ш.Л. Монтескье
3. Какую из форм государства славянофилы считали оптимальной для России?

- парламентскую республику

- конституционную монархию

- абсолютную монархию

- президентскую республику
4. Установите соответствие мыслителя и политической идеологии, которую он разделял

1) консерватизм а) И. Бентам

2) либерализм б) М. Бакунин

3) анархизм в) Э. Бёрк

4) утилитаризм г) Дж. Локк

Семинар 3. Тема: Власть и властные отношения
План семинара (вопросы для обсуждения)

1. Основные концепции власти

2. Определение и эволюция власти. Особенности политической власти

3. Легитимность и эффективность власти
Темы докладов (презентаций)

  • Виды власти

  • Политическая власть: методы и стили властвования

  • М. Вебер о трех типах господства

  • Ресурсы власти


Вопросы для самоконтроля

1. Какими особенностями обладает политическая власть?

2. Какова структура власти?

3. Французский политолог М. Дюверже сравнил власть с двуликим Янусом. Как Вы понимаете это представление о власти?

4. Назовите типы легитимного господства по М. Веберу

5. Какая существует связь между легитимностью и эффективностью власти?
Контрольный тест

1.Выберите правильное утверждение

А. Власть – это феномен, отличающий политику от других сфер общественной жизни

Б. Власть – это феномен, характерный только для сфер политики и экономики

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2. Кто автор реляционного определения власти?

- Дж. Локк

- Т. Гоббс

- К. Маркс

- М. Вебер
3. Можно ли считать народ как объектом власти, так и ее субъектом?

- нет, поскольку это противоположные стороны властных отношений

- нет, поскольку народ должен подчиняться власти

- да, поскольку народ является источником власти, но при этом берет на себя обязанность подчиняться соответствующим властным структурам
4. Что, по О. Тоффлеру, не относится к ресурсам власти?

- знание

- сила

- страх

- богатство
5. Рационально-легальная легитимность основана на

- традиции почитания власти, привычке повиноваться

- вере в исключительные личные качества правителя

- доверии к демократическим процедурам формирования власти

- убеждении в соответствии власти идеалам, ценностям, менталитету народа
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Каков современный политический потенциал принуждения и согласия у власти? Назовите основные мотивы подчинения и сопротивления власти.

Семинар 4.
  1   2   3


написать администратору сайта