Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Разделение и догматы 2.1 Противоречия внутри христианства…………………………….122.2 Раскол и его влияние на историю Европы………………………16Заключение

  • 1.2 Становление христианства государственной религией

  • 2.2 Раскол и его влияние на историю Европы

  • Список литературы

  • контр раскол церкви. Введение Зарождения христианства


    Скачать 52.64 Kb.
    НазваниеВведение Зарождения христианства
    Дата21.10.2018
    Размер52.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаконтр раскол церкви.docx
    ТипРеферат
    #54018

    Раскол единой христианской церкви: причины, различия в догматах и влияние на европейскую историю

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………3

    1. Зарождения христианства

    1.1 Причины появления христианства………………………………..5

    1.2 Становление христианства государственной религией…………8

    2. Разделение и догматы

    2.1 Противоречия внутри христианства…………………………….12

    2.2 Раскол и его влияние на историю Европы………………………16

    Заключение…………………………………………………………....21

    Список литературы……………………………………………………22

    Введение

    От начала зарождения христианства прошло более двух тысячелетий и эта религия занимает одно из доминирующих мест по количеству своей паствы и ареалу распространения.

    За это время история христианства «обросла» всевозможными мифами, легендами, откровенными инсинуациями, приобрела ярых адептов и непримиримых противников. Сама христианская структура претерпела множество преобразований и трансформаций, превративших банальную секту в «грозную» идеологическую организацию, зачастую слившуюся с властью.

    Несмотря на современное конституциональное разделение светской власти и церкви, их «совместное шествие» во времени продолжается, что порождает определенную направленность в декларировании и интерпретировании исторических фактов, связанных с церковью и имеющих место в мировой истории. На передний план выставляются исключительно «позитивные» события и деяния из жизни церковных деятелей, а так же обосновываются «жизнелюбие и гуманность» христианской религии. Благодаря этому, при популяризации некоторые события из христианской истории описываются исходя не из фактов, а из идеологических требований времени.

    Одним из таких случаев является и раскол христианской церкви, произошедший в 1054 году. Раскол имел свои предпосылки и последствия, но официальное объяснение этому явлению всегда строилось на «глубоком» различии в догматах между появившимися ветвями в религии.

    Цель работы – описать причины раскола христианской церкви и описать идеологическое «прикрытие» этих причин, т.е. догматов.

    Задачи: 1) описать зарождение христианства; 2) развитие разногласий после признания её государственной религией; 3) расколы и различия в догматах; 4) влияние раскола на историю общества.

    Объектом работы будет являться «христианское сообщество», внутри которого происходили определенные события, такие как раскол церкви, являющийся предметом работы.

    В работе я буду использовать фактические названия ветвей христианства: католическая и ортодоксальная, т.к. в описываемый период термина «православие» по отношению к христианству не существовало.

    Для полноты понимания самого христианства, мною будут затронуты некоторые особенности современного преподнесения этой религии в массы, интерпретации некоторых фактов из истории христианства, а так же буду останавливаться на некоторых мифах, созданных церковными адептами.

    1. Зарождения христианства

    1.1 Причины появления христианства

    Зарождение и особенно развитие христианства в Римской империи было обусловлено социально-политической ситуацией, возникшей при формировании «империи» на рубеже эр. Республиканская форма правления, предусматривающая управление государства «множеством лучших», сменилось правлением «одного». При этом рабовладельческий строй классического типа достиг своего апогея, поставив низшие слои населения в слишком тяжелое положение. Отсюда исходят основные факторы, породившие христианство и давшие ему дальнейшее развитие. Их можно условно разделить на две части: одна – требование низших слоев империи, вторая – потребность власти.

    Социально-экономическое положение низших слоев населения не давало даже надежды на изменение своей судьбы в существующей действительности. Поэтому их взор начал направляться на «счастливое будущее» вне этой жизни. Нужно было хоть как-то обосновать свои страдания, бедность и безысходность в этом мире. И здесь очень удачно вписываются христианские самоуничижения, ради получения «райского» существования после жизни. Чем беднее и несчастнее ты здесь, тем богаче и счастливее ты там. Это придавало хоть какой-то смысл «прозябания» на этом свете и, относительно безропотно, воспринимать жестокую реальность. Именно поэтому, христианство было, прежде всего, воспринято «снизу», привлекая в свои ряды самые «отбросы общества». Здесь стоит отметить место «рождения» двух мифов: мифа об «умышленной бедности христиан», проникшихся ненавистью ко всему материальному, и мифу о гонениях на ранних христиан за их веру. Объяснение первому мифу, на фоне вышесказанного, вполне простое: нищета была «нормальным» состоянием для этого слоя населения и никакие религиозные воззрения здесь не при чем.

    Второй же миф, требует некоторого разъяснения. Одним из предназначений Иисуса была его «жертвенная смерть», позволившая взять все грехи человечества на себя. Это стало прекрасным поводом для вступления определенного контингента в иудео-христианскую секту, каковой она изначально являлась. «Вообще в течение I столетия Рим не отличал христианства как новой веры и представлял его только иудейской сектой. В 95 г. Домициан приказал привести к себе внуков Иуды, брата Господня, как потомков из рода Давида и опасных претендентов на трон. Но, видя в них мирных поселян и слыша речь о духовном царстве, Домициан отпустил их с миром и прекратил начатое преследование.» [18]

    Воры, убийцы, насильники «прониклись» новым учением, позволяющее им совершать свои преступления «с легкой душой». Все эти люди были казнены за банальные уголовные преступления именем Фемиды [2], имеющей повязку на глазах для беспристрастности. Но этот факт был интерпретирован в пользу «борцов за веру», в попытке придать ореол жертвенности первым христианам. «В истории о мучениках нас, отделенных от начала христианства многими веками, поражают прежде всего те истязания, которым они подвергались. Но для современников, знакомых с римской судебной практикой, эти истязания были явлением обычным. Истязанию в известных случаях подвергался всякий человек — преступник, был ли то язычник или христианин. Пред римским трибуналом христиане, обвиняемые в нарушении общественного порядка, являлись как подсудимые, заслуживающие (в случае виновности) наказания и прежде всего подлежащие самому серьезному допросу. Пытки на римском суде являлись обыкновенным законным средством дознания…Таким образом, то, в чем мы видим жестокость, тогда было обыкновенною подробностью судопроизводства. При том же христиане обвинялись в уголовном преступлении, «в оскорблении величества», а к подсудимым этого рода судьи имели законное право применять пытки в обилии.» [4]
    Еще одним фактором развития монотеизма стал факт появления императора. «Множество» здесь стало неуместным не только в управлении империей, но и в идеологии, роль которой в те времена была возложена на пантеон богов. Попытка внедрить «культ гения» императора, а затем и «культ императора» [15] были не совсем успешны и не выдержали проверки временем, т.к. остальные боги не собирались покидать своих мест в душах и традициях народа и им продолжали посвящать ритуалы и приносить жертвы. Это отвлекало от централизации вокруг основного императорского божества, призванного занять центральное и единственное место в управлении массами. Требовалось кардинальное изменение.

    Христианство не сразу было замечено императорами Рима, как инструмент управления и идеологии. Новая религия воспринималась ими как религия рабов и нищих, недостойной «царственных особ». «В особенности никак не могло римское общество примириться с тем, что представлял собой Рим с его древней культурой и с высокообразованным обществом, и что рядом с ним представляли христианские общины. На одной стороне была высокая культура, победы, мировластительство, на другой же – невежество, простота, скудость и отсутствие всякой культурности. Совершенно основательно говорили христианам: как вы можете с вашим убожеством мечтать о перестройке мира, когда на нашей стороне и опыт, и численное превосходство, и богатства, когда на нашей стороне высокая культура». [18] Считается, что на протяжении III в. два императора – Деций и его преемник Валериан, а в IV веке Диоклетиан – делали попытки жестоких гонений на христиан и пытались поставить их вне закона. Однако оценки христианских историков ставят под сомнение подобные предположения: «Другую партию в борьбе между христианством и язычеством представляло римское государство, и если смотреть на дело с точки зрения государства, то многое представится в особом свете. Прежде всего нас поразит не жестокость гонений и их множество. Напротив, приходится ставить вопрос, почему государство мало преследовало христиан, почему свой долг оно исполняло слабо. Мы видим, что волны против христиан воздвигаются, но разделяются на две половины. Если возбуждался против христиан народ, то вступалось за христиан государство, и наоборот. С полною массою врагов церковь никогда не имела дела, исключая времена Диоклетиана, когда язычество в последний раз и во всей силе выступило против христианства.» [4] Хотя и сообщения о гонениях Диоклетиана так же стоит принимать не через призму каких-то религиозных несогласий, а с учетом социально-политических потребностей империи. «Но едва ли не главнейшая причина враждебного отношения Диоклетиана к христианству в 303 г. была чисто политического свойства. В преобразованной им империи всем сословиям и состояниям указана была своя государственная служба, от всех подданных ожидалось крайнее напряжение и выполнение тех или других общественных задач. Государству нужны были сильные и молодые люди: между тем толпы христиан того и другого пола избирают уединенную созерцательную жизнь, дают обет безбрачия. Христиане избегают государственной службы, совесть не позволяла им защищать отечество и вступать в ряды воинов». [18]

    Т.е. и особого гонения на религиозной почве, но и всеобщего признания на начальных этапах развития, христианство не получало.

    1.2 Становление христианства государственной религией

    Первый, кто осознал преимущества христианства, был император Константин I Великий [6]. «Первый христианский император Константин гениально провидел успех новой религии и показал всем своим потомкам замечательный пример использования христианства в качестве несокрушимого идеологического оружия. Сделав ставку на религиозно «заряженную» часть населения Римской империи, которая на тот момент времени составляла лишь 10% от всей численности населения этого гигантского государственного образования, Константин достиг поставленной им весьма конкретной политической цели. Он стал не просто императором, а основателем новой христианской империи, столицей которой стал город, названный по имени первого христианского венценосца Константинополем». [5]

    Разнообразные интерпретации «божественных видений» Константина от самого «бога», как современниками самого императора, так и более поздними христианскими богословами, часто имеют путанный и противоречивый характер. В частности, писания Лактанция [13] и Евсевия Кесарийского [3], описывая «видения» Константина о «знамении», противоречат друг другу о символе самого знамения. Так, один из указанных писателей упоминает об «и вот в полдень на ясном небе Константин и его войска увидели крест с надписью: «Сим побеждай», а второй декларирует «на следующую ночь Спаситель явился Константину и повелел приготовить знамя с виденным изображением: знамя состояло из водруженного на древке золотого венца с монограммою из начальных букв имени Христа» [18]. Вдобавок, оба автора не сходятся во времени и месте видения, а так же месте расположения символов: знаменах или щитах. Т.е. просматривается попытка христианских адептов внушить обществу «божественность» принятия Константином «послания».

    Но есть факт, который подтверждают оба вышеуказанных автора – это эдикт Константина, изданный в 313 году и гласивший: «Мы, императоры Константин и Лициний, заботясь о благе и пользе подданных, установили относительно богопочитания, чтобы и христианам, и всем дана была полная свобода жить в той вере, в какой кто хочет, чтобы небесное божество было благорасположено к нам и ко всем, которые находятся под властию нашей… Определяем, чтобы христианам возвращены были конфискованные в казну или частным лицам отданные имущества, также чтобы были вновь отданы места Их собраний. Частные лица должны быть удовлетворены за это из государственных средств». [18]

    В силу этого эдикта христианство объявлено равноправным с язычеством, и уничтожены все Диоклетиановы постановления против христиан. По содержанию близок с этим эдиктом и акт 324 г., когда после победы над Лицинием Константин признал христианство единой истинной верой, а язычество заблуждением, хотя и последнее объявлено терпимым. «Для сохранения мира я постановил, чтобы и те, которые еще остаются в заблуждении язычества, пользовались таким же спокойствием, как и правоверные. Пусть и те, которые удаляются от послушания Богу, пользуются, если хотят, своими посвященными лжи храмами». [18]

    На этом император не остановился и начал давать расширенные преимущества церковной структуре. «Константин освободил христианское духовенство от обычных повинностей, лежавших на римском гражданине; утвердил за Церковью право принимать в свою пользу наследства по завещанию; обеспечил церковные учреждения богатыми приношениями из государственных средств в виде земельных участков, денежных и хлебных выдач. В особенности огромное значение имели для духовенства пожалованные ему судебные права, т.е. право решать возникавшие на почве обыкновенных отношений между христианами гражданские споры. Словом, Константин дал духовенству всевозможные гарантии своего расположения, разделив с ним до известной степени управление и сделав его послушным орудием в своих руках

    Константин, которого один из его ближайших преемников называет новатором и разрушителем старых законов и древних обычаев, приобрел всемирноисторическое значение вследствие своей церковной политики. Он первый оценил христианство как громадную нравственную силу, борьба с которой оказывалась уже не под силу правительству. Вследствие этого он решился ввести христианскую общину в государство и воспользоваться ее громадным нравственным влиянием для наиболее прочного утверждения в империи своей власти.» [18]

    Никейский собор, состоявшийся в 325 году, проходил под руководством самого императора, что говорит о серьезных намерениях Константина в деле становления новой религии как «главенствующей». Несмотря на сомнительность принятия самим Константином христианства и уверования им в «нового бога», император лично занимался «миротворческой» деятельностью внутри церковного сообщества, которое уже начинало «разрываться» возникающими противоречиями в христианском учении, речь о которых пойдет в следующей части работы.

    Можно обратиться и ко множественным косвенным фактам начального развития христианства, таким как появление в конце I века «мудрости от Христа» в отсутствии «эллина и иудея» или появившегося чуть позже послабления относительно религиозного обряда обрезания при принятии христианства и подменой слова «обрезание» словом «крещение» [8]. Так же нельзя не упомянуть особенности перевода библии, в которых слово «гой» трансформируется в слово «язычник». Или термин «мученик», имевший в оригинале смысл «свидетель». [4]

    Все подобные трансформации служили необходимостью при распространении и узаконении новой религии. Но это слишком частные случаи, имевшие своей целью превращение моноэтнической религии в единую религию для всех и привлечение новых последователей, без которых не может существовать ни одна секта.

    В целом же, опираясь на изложенные факторы и факты, можно сделать вывод, что христианство довольно грамотно и гибко подходило к пониманию сложившейся ситуации в обществе. Оно вбирало в себя ритуалистику и мудрость уже существующих религиозных течений (позже объявляя их еретическими и богопротивными), не вызывая моментального отторжения в обществе. Высшие христианские иерархи адекватно оценивали потребности и «низов и верхов», отвоёвывая для себя жизненное пространство и дорогу к власти. Несмотря на оценку новой религии как «не от мира сего», церковь всего лишь за три века поставила себя на вершину управления самой могущественной на тот момент империи.

    2. Разделение и догматы

    2.1 Противоречия внутри христианства

    На протяжении всей своей истории христианство развивалось в условиях внутренних противоречий. Для этих противоречий находились разные причины – как серьезные, так и не существенные. Серьезными причинами всегда были неоднородность состава приверженцев христианства и различие интересов у римского папства и константинопольского патриаршества. Противоречия между западной латино-католической и восточной греко-ортодоксальной традициями в христианстве вызывались также различия в вопросах догматики, церковных обрядов, порядка богослужения, сроков и порядка проведения церковных праздников, в отношении к бракам священнослужителей, в вопросах церковной этики и т.д.

    В 1054 произошел раскол в церкви, названный в истории «великой схизмой» [9], что в переводе означает «раскол, распря». В результате этого раскола произошло разделение христианской церкви на Римско-католическую церковь на западе с центром в Риме и Ортодоксальную на востоке, с центром в Константинополе.

    Поводом для раскола послужило закрытие в 1053 году латинских церквей и монастырей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Керуллария [22]. По официальной версии, распространяемой церковью, это случилось из-за того, что «в некоторые из константинопольских православных церквей стали проникать в то время особенности церкви западной: чтение символа веры филиокве и т. д.; два греческих архиерея замечены были в совершении евхаристии на опресноках. Михаил ввиду этого решился закрыть все латинские церкви в Константинополе, если в них богослужение не будет совершаться по греческому обряду, и велел отправить к епископу одной из греческих епархий в Италии послание, предостерегавшее против латинского учения об опресноках» [там же]. Однако по факту «поводом послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керулларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинопле. Одновременно требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IХ отказал ему в этом. » [9]

    Самые первые разногласия начались еще во II веке. Это был спор о дате и содержании праздника Пасхи. Римская церковь праздновала Пасху по иудейскому лунному календарю в первое воскресенье после 14 апреля. А церкви Малой Азии праздновали Пасху только 14 апреля, независимо от дня недели, на который выпадал этот праздник в году. Эту проблему высшие епископы малоазийской церкви обсуждали с папой Римским Аникитой [14] (годы папства 155-166), но единого решения не достигли. Никакого раскола в христианстве от этого спора не произошло.

    Еще одно разногласие случилось около 318-320 гг., из-за вопроса о божественной природе Христа по «почину Ария. Арий был человек весьма образованный, искусный диалектик, строгий в жизни, общительный, но, вместе с тем, горд, честолюбив, неискренен и чрезвычайно хитер…

    Однажды епископ держал беседу о таинстве Троицы и в частности утверждал единство Троичности. Бывший при этом Арий стал возражать, настаивая на той мысли, что если Отец родил Сына, значит последний имеет начало, и, значит, было время, когда Его не было. Христологический спор возбудил в Церкви бурю волнений, образовались два враждебных лагеря, которые раздвоили христианское общество и внесли смуту в империю. Арий, уверенный в правоте своих воззрений на Слово как на создание, отправил к некоторым епископам изложение своего учения и просил их высказаться по этому поводу. Ему удалось в короткое время привлечь на свою сторону многих приверженцев, и в особенности знаменитого Евсевия никомидийского.» [18] По имени своего создателя Ария, это движение в христологии стало называться арианством [19] и на Никейском соборе было признано ересью. Споры на эту тему длились еще продолжительное время, чаще получая подтверждение в заблуждении и последующим признанием еретичности. Однако дело Ария не умерло, а распространилось среди готов в западной Европе.

    Большой след в истории христианской церкви оставила так называемая Акакианская схизма [11], которая считается первым церковным расколом между восточной и западной ветвями христианской церкви. Название схизма получила по имени Константинопольского патриарха Акакия. Схизма длилась 35 лет (484-519 гг.), хотя сам Акакий умер в 489 году. Противоречия касались вопросов догматики, при чем они возникали не только между восточной и западной церквями, но и между ортодоксальными Константинопольской и Александрийской. Императоры, папы Римский и ортодоксальные патриархи, восходя на престол, запрещали использовать в богослужении энциклики [12] и другие церковные документы своих предшественников, если содержание этих документов не соответствовало их личным религиозным взглядам. Такие документы объявлялись «еретическими» и предавались анафеме вместе с его составителями. Раскол строился на противоречиях и спорах о богочеловеческой природе Христа. В ходе полемики возникли два религиозных течения: монофизитство и миафизитство. Монофизиты признавали в Христе лишь одну божественную природу, а его человеческое начало считали поглощенным божественным началом. Миафизиты утверждали единство богочеловеческой природы Христа. Они считали, что две природы Христа составляют нерасторжимое единство, полностью сохраняя свои свойства.
    Акакианская схизма проходила на фоне коренного исторического перелома – возникновения новой империи – Византийской, после крушения Римской империи в 476 году, что означало формирование новой христианской цивилизации. VI век стал началом европейского Средневековья, разделив Европу на «запад» и «восток», в современном понимании. Византия считала себя наследницей Древнего Рима и первой подлинно христианской страной. Её расцвет пришелся на правление императора Юстиниана (527-565гг) [7], который смог завоевать территорию бывшей Римской империи и в период до 800 года Византия имела практически полную власть над Средиземноморьем, что исключало появление каких-то религиозных расколов на фоне вероучения. Хотя это время было обозначено появлением и развитием, сыгравшем в будущем «камнем преткновения» в отношениях церквей, «филиокве» [10], обеспечив тысячелетний спор двух ветвей христианства о символе веры.

    В 800 году в Риме папой Львом III был коронован Карл Великий [20], который стал первым императором на западе после падения Римской империи и объявил себя равным императору Восточной Римской империи. Этим папа Римский обеспечил себе политическую опору в притязаниях на свое первенство во всей христианской церкви по «божественному праву». Усилению позиции папы Римского способствовало то, что часть восточной империи вместе с апостольскими церквями захватили к тому времени мусульмане. Появление двух империй означало неизбежность политического и церковного раскола.
    Еще одним из эпизодов, сыгравшем свою роль в будущем великом расколе, стали события 857 года, когда на патриарший престол в Константинополе был возведен крупный религиозный мыслитель и политик Фотий [23] при императоре Михаиле III. На этом посту, путем интриг и подкупов, он сменил аскетичного Игнатия [там же]. Часть духовенства отказалось принимать назначение Фотия и изгнание Игнатия. В ответ, папа Николай I для выяснения причин конфликта отправил своих легатов и выразил свое недовольство тем, что Фотий был выбран не из клира, а из мирян и не имел опыта священнослужения. Легаты Николая I приняли участие в соборе, который рассматривал спор о патриаршестве Фотия. Задобренные дарами папские легаты признали Фотия законно избранным патриархом. Узнав об этом, Николай I отменил постановления этого собора, сославшись на превышения полномочий своими легатами. Фотий был отстранен от патриаршества и Игнатий вернулся на свое законное место. За этими внутренними баталиями, однако, запряталась истинная причина конфликта: причиной раздора послужила обращенная в христианство Болгария, поскольку каждый из них стремился подчинить ее своему влиянию.

    Это событие показало притязание папства на абсолютную власть над всей христианской церковью и усугубило разрыв между западной и восточной церквями. Общение двух церквей после этого инцидента не прекратилось в силу политических причин, несмотря на разницу в догматах. Этому способствовало то, что церковь уже стала составной частью государственной власти и весьма эффективным инструментом в руках монархов.
    2.2 Раскол и его влияние на историю Европы

    Здесь будет уместно вернуться к событиям 1054 года, года разрыва отношений между церквями, когда обе выставили взаимные претензии друг другу. С точки зрения западной церкви восточная церковь была повинна в:

    1. Михаила неправо называют патриархом.

    2. Подобно симонианам, они продают дар Божий.

    3. Подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.

    4. Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.

    5. Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.

    6. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.

    7. Подобно северианам, злословят закон Моисеев.

    8. Подобно духоборцам отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).

    9. Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым.

    10. Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.

    Кто упрямо противится вере Римской Церкви и ее жертвенным дарам, да будет анафема, маранафа, и да не позволено ему будет считаться католическим христианином, но еретиком-прозимитом (не приемлющим пресного хлеба в жертвоприношении). Да будет так, да будет так, да будет так. [16]

    После того как легат Римского папы кардинал Гумберт положил писание с анафемой на престол храма святой Софии против Ортодоксальной Церкви, Патриарх Михаил собрал синод, на котором выдвинута ответная анафема: С анафемой затем самому нечестивому писанию, а также тем, кто его предъявил, писал и каким-либо одобрением или волей участвовал в его творении.

    Ответные обвинения против латинян были следующие:

    Брадобритие у латинян: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: „да не бреете брад ваших“ (Лев. 19, 27), как и совсем не хотят признать, что (лишь) жёнам благопристойно этот (вид) при творении устроил Бог, мужам же судил быть несообразным (сему виду)»;

    Обязательное безбрачие всего духовенства у латинян и нежелание их причащаться у женатых священников; при этом нарушались 4 правило Гангрского собора и 13 правило 6 Вселенского собора: «И не желают они обратить внимание на … четвёртый канон Гангрского собора о тех, кто гнушается браком и открыто его презирает, устанавливает: „Если кто рассуждает о женатом пресвитере, что, когда таковый совершил литургию, нельзя причащаться приношения, анафема да будет“. И об отвергающих и презирающих это также Шестого собора».

    Филиокве: «совершенно не желая размыслить, они заявляют, что Дух исходит не от Отца, но и от Сына — как будто бы у них нет свидетельств евангелистов об этом, и будто бы они не имеют догмата вселенского собора относительно этого злословия».

    В разных архиерейских посланиях и соборных постановлениях также ставили в вину католикам:

    Служение литургии на опресноках.

    Пост в субботу.

    Допущение женитьбы мужчины на сестре его умершей жены.

    Ношение католическими епископами перстней на пальцах рук.

    Хождение католических епископов и священников на войну и осквернение своих рук кровью убитых.

    Наличие у католических епископов жён и наличие наложниц у католических священников.

    Ядение в субботы и в воскресения Великим постом яиц, сыра и молока и несоблюдение Великого поста.

    Ядение удавленены, мертвячины, мяса с кровью.

    Ядение католическими монахами свиного сала.

    Совершения Крещения в одно, а не три погружения.

    Изображение Креста Господня и изображение святых на мраморных плитах в церквах и хождение католиками по ним ногами.[1, стр267] [17]
    При рассмотрении всех прецедентов, происходящих со времен Ария и до раскола в 1054 году, можно отметить главные догматические расхождения – филиокве и спор о природе Христа. Не всегда они назывались так, но суть споров всегда крутились вокруг этих символов веры. При чем здесь просматриваются старания противоборствующих сторон перетянуть на свою позицию как можно больше сторонников. И вряд ли это было связано с принципиальностью спорящих. Скорее, это было связано с желанием иметь более обширную паству, для получения материальных благ и, соответственно, власти. Пока христианская секта не имела доступа к власти и материальным ресурсам, их споры не заканчивались разрывами и взаимными анафемствованиями. Страсти начинают проявляться тогда, когда появляется «предмет», ради которого стоит затеять спор или разрыв. Это явно видно из спора, возникшего за земли Южной Италии и спора за «зоны влияния», распространяемые разными ветвями церкви на европейские страны. Всё это прикрывалось спорами о догматах и «неправильностью» проведения обрядов. «Экономические основания никогда не озвучивались в качестве первопричины церковных разделений, но зачастую подразумевались наряду с политическими. Выше приводились некоторые цифры, отражающие доходы той же католической церкви, полученные от подконтрольных ей духовно-административных структур, расположенных в разных странах мира. Нежелание Восточных церквей отдавать доходы Риму было одной из весомых причин Великого раскола; этот же фактор явился стимулятором быстрого распространения Реформации.» [21]
    Великий раскол, разделивший некогда единую христианскую церковь, послужил окончательным фактором «деления мира» на «запад и восток». Отношение к какой либо из ветвей христианства стало неким идентификационным маркером для всего европейского общества. Союзы разных государств строились на религиозной тождественности. При чем, совсем не обязательно, что народ определенной страны свято верил и выполнял догматы и обряды конкретного направления христианства. Главным было то, чьей стороны придерживались управители государства. Это начинало порождать противостояние «запада и востока» не только в сферах влияния, но и в выборе союзников и потенциальных противников, что потянуло за собой деление даже вполне однородных народов, например таких, как славян. Весь, некогда, единый «славянский мир» начал дробиться по признаку «католик-ортодокс», либо «латинизируясь», либо начиная «изоляционироваться» в своих традициях. Основную идеологическую работу по этому разделению проводили церковные структуры, оперируя религией как инструментом для оправдания войн, массовых кровавых перекрещениях народов, оправдания убийств несогласных под видом еретиков и богоборцев, назначения виновных в каких-то катаклизмах или в своих собственных просчетах. Жажда роскоши и власти толкала в противостояние не только с конкурирующей религиозной ветвью, но и с любыми проявлениями инакомыслия. Всё это являлось факторами многих исторических событий происходящих в мире. Сюда нужно отнести самые «громкие» – это «крестовые походы», инквизиция и колонизация других континентов.

    Заключение

    Христианство самая молодая религия из всех существовавших, не прошла эволюционный путь, который прошли все её предшественницы. Основой христианства стала моноэтническая религия, наспех «перекроенная» под «все народы» и впитавшая в себя ритуалы окружавших её традиций и обычаев. Так, прототипом «крестного хода» стала традиция хождений в честь богини Изиды, евхаристия стала копией вкушения «тотемного животного», датой рождения Христа стала дата рождения богов всех солнечных культов.

    Отсутствие естественной эволюции и спешка при писании догматов стали причинами неконкретности основ нового культа, что порождало множество «интерпритаторов» и трактовок самой религии. В результате этого появлялось множество различных течений, основанных на имени Христа. После обретения власти наиболее настойчивые партии христиан начинают унифицировать религию, используя при этом отнюдь не гуманные методы. Но и среди сильнейших и победивших в этой борьбе все равно проявляются более властолюбивые, которые опираясь на религию и привлекаемых сторонников, ведут постоянную борьбу за влияние внутри церковной организации. Череда таких «микрорасколов» не могла не привести к более крупному, что и случилось в 1054 году.

    Этот раскол стал основой раскола Европы на «запад и восток», подразумевая под собой раскол культур и политических пристрастий. Это стало время противостояния, изредка прерывающееся на борьбу с более молодым ответвлением авраамичества – мусульманством.

    Последствия этой «великой схизмы» мы можем наблюдать и в наше время, когда тысячелетние «враги» так и не пришли к полному примирению и пониманию, запрещая совместные отправления религиозных обрядов.

    Список литературы

    1. Бенешевич В.Н. Древлеславянская Кормчая, том 2. Георгий, митрополит Киевский, «Стязанье с латиною», стр. 276—279.

    2. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/19125 (дата обращения: 13.04.2014)

    3. БСЭ. — 1969—1978 [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/евсевий/БСЭ/Евсевий%20Кесарийский/ (дата обращения: 19.04.2014)

    4. Василий Васильевич Болотов. Лекции по истории Древней Церкви [Электронный ресурс]. URL: http://verapravoslavnaya.ru/?Bolotov_Lekcii_po_istorii_Cerkvi 14.04.2014

    5. Великие исторические личности [Электронный ресурс]. URL: http://history-persons.ru/2012/03/konstantin-velikij-pervyj-xristianskij-imperator/ (дата обращения: 16.04.2014)

    6. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 499-500.

    7. Всемирная история [Электронный ресурс]. URL: http://world-istoria.ru/imperator-yustinian/ (дата обращения: 01.05.2014)

    8. ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ [Электронный ресурс]. URL: http://www.zavet.ru/kalendar/obr.htm (дата обращения: 29.04.2014)

    9. История христианства. Справочник, 1998 г. [Электронный ресурс]. URL: http://interpretive.ru/dictionary/413/word/velikaja-shizma-1054-g-i-razdelenie-cerkvei (дата обращения: 20.04.2014)

    10. Католическая Россия [Электронный ресурс]. URL: http://www.catholic.ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=673 (дата обращения: 03.05.2014)

    11. Католическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/catholic/101/Акакиева (дата обращения: 01.05.2014)

    12. Католическая энциклопедия EdwART 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/catholic/Jenciklika-331.html 01.05.2014

    13. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/6507/ЛАКТАНЦИЙ (дата обращения: 19.04.2014)

    14. Открытая православная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://drevo-info.ru/articles/24254.html (дата обращения: 20.04.2014)

    15. Римская мифология [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/religia/rome/person/genius.htm (дата обращения: 14.04.2014)

    16. Сайт una voce [Электронный ресурс]. URL: http://www.unavoce.ru/library/excommunication_caerularius.html (дата обращения: 03.05.2014)

    17. СОБОРНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ 1621 ГОДА О КРЕЩЕНИИ ЛАТЫНЬ [Электронный ресурс]. URL: http://ancient-orthodoxy.narod.ru/doc/1621.htm (дата обращения: 03.05.2014)

    18. Успенский Ф.И. История Византийской империи. Том I. [Электронная версия]

    19. Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5363/АРИАНСТВО (дата обращения: 20.04.2014)

    20. Хронос [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/karl1veliki.php (дата обращения: 01.05.2014)

    21. Центр религиоведческих исследований [Электронный ресурс]. URL: http://www.religiopolis.org/religiovedenie/504-religioznye-razdelenija-kak-faktor-mirovoj-istorii.html (дата обращения: 04.05.2014)

    22. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/68092/Михаил (дата обращения: 20.04.2014)

    23. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/143299/Фотий (дата обращения: 01.05.2014)



    написать администратору сайта