Главная страница
Навигация по странице:

  • Илларион Киевский, Климент Смолятич, Владимир Мономах, Кирилл Туровский, Даниил Заточник

  • Ф. Скорина

  • 3. Первая половина XIX в.

  • П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский

  • В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, Н. Лосского, Л. Шестова, Н. Федорова

  • А. Лосев, М. Бахтин, М. Мамардашвили, А. Зиновьев

  • 41. Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов».

  • 42. Философские идеи Ф.Достоевского и Л.Толстого и их влияние на духовную жизнь России.

  • 43. Философская система В.Соловьева.

  • 44. «Русский космизм» как философское направление.

  • 45. Проблема «Запад-Россия-Восток», ее философские аспекты.

  • 1. Предмет философии и основные аспекты философского знания.

  • Шпаргалка по философии. Взглядов на мир, представлений о нем, его содержание


    Скачать 477.5 Kb.
    НазваниеВзглядов на мир, представлений о нем, его содержание
    АнкорШпаргалка по философии
    Дата19.05.2023
    Размер477.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка по философии.doc
    ТипДокументы
    #1144761
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    1. Период предфилософии (XI – XVII вв.) характеризуется глубокими и тесными связями элементов философского творчества с религиозной стихией Древней Руси и богословскими идеями византийского христианства. Среди просветителей: Кирилл и МефодийИлларион Киевский, Климент Смолятич, Владимир Мономах, Кирилл Туровский, Даниил Заточник и др.

    2. Философия русского Просвещения XVII ‑ XVIII вв.  В этот период происходит становление светской философии: зарождение секуляризма и западнорусское влияние. Среди просветителей: Ф. Скорина (1490 – 1551), А.М. Курбский (1528 – 1588 ), М. Смотрицкий (1577 – 1633), Феофан Прокопович (1681 – 1736) и В.Н. Татищев (1686 – 1750) – идеологи «Ученой дружины» Петра I.

    3. Первая половина XIX в. Именно в этот период были заложены основы русского типа философствования, сформулированы основные проблемы в философии России и намечены пути их решения. Главным лейтмотивом данного периода является спор западников и славянофилов.

    К западникам относились П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, Н.Г. Чернышевский, В.П. Боткин и др.

    4. Вторая половина XIX в. – 10-е гг. XX в. – расцвет русской философии. В этот период окончательно оформляется оригинальная национальная философия, ядром которой является русская религиозная философия выдающихся представителей В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, Н. Лосского, Л. Шестова, Н. Федорова и др.

    +5. 20-е гг. – 80-е гг. XX в. – период советской философии, основой которой является марксистско-ленинская философия, признанная в СССР единственно верной философской системой. Среди философов этого периода особо выделяются А. Лосев, М. Бахтин, М. Мамардашвили, А. Зиновьев.

    40. Значение для русской философии творчества М.В. Ломоносова.

    Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — гениальный ученый-энциклопедист, обогативший своими открытиями почти все области знания, разработавший естественнонаучные проблемы и внесший огромный вклад в гуманитарные науки, в частности, в филологию, к тому же незаурядный поэт. Это дало основание А.С. Пушкину назвать его «первым нашим университетом», «величайшим умом новейших времен».

    Мировоззрение Ломоносова формировалось в первую очередь под влиянием научных трудов представителей механистического мироосмысления — Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона. И. Ньютона, Г. Лейбница и др. Вместе с тем оно теснейшим образом связано с его собственными естественно-научными исследованиями. Существенно и то, что он прослушал курс философии в Марбургском университете у X. Вольфа. Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии». Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц — атомов, образующих более сложные формы — корпускулы (или молекулы), которые, сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают все многообразие видимого в природе. Эта его концепция атомизма лежит в основе «полной системы природы». С идеей единства мира тесно связана и его идея о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе, что свидетельствует о наличии в его взглядах элементов диалектики.

    Занимаясь естественными науками, Ломоносов придавал первостепенное значение опыту. Но опыт как метод познания был для него лишь основой достоверности; для того же, чтобы извлечь из опыта истину, обобщить экспериментальные данные и на згой осно- ' не разработать новый закон природы, необходима аналитическая и синтетическая деятельность разума. Поэтому в ходе познания ученый должен выдвигать гипотезы в качестве предварительного логического объяснении опытных данных. Лишь подтвержденная опытом гипотеза приводит к истинной теории. Итак, метод познания Ломоносова таков: от опыта через гипотезы к установлению строгой научной теории.

    В своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позиции примирения научного и религиозного объяс-нения мира. «У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том, и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя».

    М. Ломоносов, как и И. Ньютон, провел четкую методологическую грань в подходе к объяснению конкретно-научных проблем. С точки зрения Ломоносова, нельзя решать конкретно-научные проблемы, скажем, в математике, механике, химии и т.п., все время ссыпаясь на религиозные принципы. Воззрениям Ломоносова, как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно которому Бог — главный «архитектор» мироздания. «Нерассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он дум^т, что по псалтыре научиться можно астрономии или химии».


    41. Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов».

    Славянофилы и западники – два направления, противоположным образом объясняющие смысл и значение русской идеи. Западники считали что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию. По их мнению, православие явилось источником особенностей русской души: глубокая религиозность, повышеная эмоциональность, приоритет коллективного начала над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т.д. Славянофильство как направление философской мысли занимает видное место в мировоззренческом творчестве середины 19в. Его представители заложили основу русской религиозной философии второй половины 19в. Основателями этого направления были Хомяков, Киреевский, к которым присоединились Аксаков, Кошелев, Самарин. Лучше всего представление об этом течении дает философия А.С.Хомякова, который был главой и идейным вдохновителем всей группы. Отмечая отрицательное влияние Запада и петровских реформ на русскую жизнь, он полагал, что ее коренные начала – православие и община – остались в своей сущности прежними. Возрождение на Руси форм патриархальной жизни, возврат к идеалам ”Святой Руси”, утверждения православия как вечного начала – такова основа социально-исторической концепции Хомякова. Церковь для него является ”первореальностью”. Его социальная философия включает культ ”общины” и ”соборности”, направлена, т.о., на преодоление как индивидуализма, так и коллективизма, на утверждение принципов свободы и любви, которые содержатся в русской православной церкви. Другой путь развития и предназначения России обнаруживается в концепции западничества, представители которого ориентировались на западноевропейскую цивилизацию. К этому направлению принадлежат такие мыслители, как Герцен, Огарев, Кавелин. Все они критиковали церковь и тяготели к материализму.

    Один из наиболее видных и ярких выразителей этого течения – А.И.Герцен. Важная часть его творчества – социальная проблематика и тема личности. Он много размышлял о судьбе русского народа и постоянно подчеркивал различие между крепостными и помещиками. Разрабатывая теорию ”русского социализма”, он писал, что борьба крестьян неизбежно приведет Россию к победе социализма, минуя капитализм. “Весь русский вопрос”, по его мнению, ”заключается в вопросе о крепостном праве”.

    42. Философские идеи Ф.Достоевского и Л.Толстого и их влияние на духовную жизнь России.

    Самобытным русским мыслителем был Лев Толстой. Подвергая критике общ-полит устройство России, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Толстой осущ. рациональную критику существующей религии, вред церкви он усматривал в том, что она, проповедуя добро, сама участвует в том общественном порядке, который основан на насилии. Для Толстого Бог отождествлялся любовью, роазумом, добром и совестью: именно эти всеобщие принципы этики должны быть положены в основу жизни людей и привести общество к разумному устройству. “Царство божие внутри нас.” Всякая власть - насилие — отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение гос должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей. Для Толстого нравственность выше искусства и науки. Ибо только нравственность может ответить на главный вопрос существования человека – вопрос о смысле жизни. В результате Толстой приходит к выводу, что ”смысл жизни только один: самосовершенствование”.

    Ф.М.Достоевский. Значение творчества Достоевского велико как для русской, таук и для западной философии. В России он оказал огромное влияние на все последующее развитие религиозной философии. На западе его взгляды послужили одним из источников экзистанциализма – философии, поставившей в центр своих размышлений проблемы существования человека в мире. Его философия – это философия переживаний, поступков и мыслей созданных им литературных героев. Д. интересуют прежде всего самые глубокие, потаенные мысли, человеческое существование на уровне подсознания. Наиболее важной и определяющей темой его философии явл. проблема человека, его судьба и смысл жизни. Подлинная и высшая сущность человека и его ценность заключена в свободе. Однако неограниченная свобода, к которой стремиться человек, ведет к своеволию, разрушению. Этот путь недостойный человека, это путь человекобожества, который мнит, что ему все дозволено. Подлинная свобода – это высочайшая ответственность человека за свои поступки, это очень тяжелое бремя и даже страдание. В своих обществ-полит исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализмат (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелов, связ с усвоением религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи почвеничества, для кот хар-но религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории. Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Подобно многим русским философам, полагал, что у России свой особый путь развития. Ее высшее предназначение он видел в христианском примирении народов. Русский народ - миссия, носитель высшей дух истины.

    43. Философская система В.Соловьева.

    В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной ф-ии. Он пытался создать целостную мировозренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировозрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировозрение новейшее достижение естествознания, истории и ф-ии, создать синтез религии и науки. Центральная идея его ф-ии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: “Все едино в боге”. Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С “космический разум”, “ особая организующая сила, действующая в мире”. Окружающий мир по С не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Сол распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа., которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется София-мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы заявить что мир – это не только творение бога. Основой мира является “душа мира” – София – связующее звено м/у творцом и творением, придающая общность богу, миру и человечеству. В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (ф-ого) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве основопологающего принципа цельное знание предполагает в существование абсолютного начала – Бога. Эмпир знание раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное – особенности мышления. Однако истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию. Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима.

    44. «Русский космизм» как философское направление.

    Космизм – оригинальное направление, обосновывающиеся ундаментальной необходимостью выхода человека за пределы самой Земли. Русский космизм можно разделить на два направления: мистическое, теологическое (Федоров, Соловьев, Флоренский) и естественно-научное (Циолковский, Вернадский).

    Федоров – основное его учение изложено в труде ”Философия общего дела”, в нем религиозный мистицизм автора удивительным образом соединяется с верой в силу и мощь науки и творческие возможности человека. Основной вопрос его философии – найти ”потерянный смысл жизни, понять цель, для которой существует человек, и устроить жизнь, сообразно с ней”. Философия должна стать проектом ”общего дела” людей по объяснению и изменению мира и человека. Позиция Федорова состоит в отрицании эгоизма. Важно жить не для себя или для других, а “со всеми и для всех”. Для Федорова, чтобы победить все несовершенство и зло человеческих отношений, нужно победить смерть. С этим связана необходимость воскрешения предков и достижения бессмертия на основе использования успехов науки и техники и регулирования природы и социальной среды. Соловьев. 1. Идея всеединства человечества, 2. идея софийности, 3. идея обожествления мира. Богочеловечество. Творчество (и творение) не заканчивается созданием мира. Человек вместе с богом участвует в совершенствовании мира. Спастись могут все, то что предсказано в Апокалипсисе это прогноз, предупреждение. Надо что-то менять сейчас, чтобы не прийти к этому. У человечества есть шанс прийти к Суду во всеоружии - встать вместе с Богом в гармонизации мира. Бог вместе с человеком - богочеловек. Обожествление мира. Человеку помогает София. Единство различных областей позитивной науки (религия, искусство, философия). Всеединая духовная деятельность. Всеединое культурное духовное развитие. Вернадский - создатель теории ноосфера. Встал на позиции фундаментальности существования жизни. Живые существа - такое же вещество, как и любое другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается живое вещество. Хотя и не отрицал, что живое может произойти из неживого. Но все же живое скорее всего существует всегда. Существует направленность эволюционного процесса (у Бергсона существует первоначальный импульс), хотя есть ответвления, зигзаги; нет понятного движения. На определенном уровне движение достигает такой стадии развития, что способно оказывать влияние на окружающий мир. Человек - участник геологического процесса (поворачивание рек и пр.). Способность к разрушению столь велика, что природа не справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала, необходима ноосфера - сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и появляется из биосферы. Ее назначение в гармонизации отношений человека с природой. Человек становится главным регулятором природы. Эта сфера должна увеличиваться. Человек исчерпывает ресурсы - надо использовать ресурсы космоса. Циолковский. Познание законов природы. Необходимо автотрофное питание (как растения непосредственно забирают энергию Солнца). Выход человека в космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста численности населения. Освоение других миров в Солнечной системе и т.д. Фантазирует об автотрофном питании в космосе. О теории относительности не знает. Космос безграничен, звезд много, планет много - должна быть жизнь. Жизнь есть всегда в силу масштабов вселенной.

    45. Проблема «Запад-Россия-Восток», ее философские аспекты.

    Важное значение приобретает решение вопроса о соотношении Западной и Восточной культур и цивилизаций, а также месте Росси в диалоге этих культур. Запад – особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее характерные черты – это быстрое изменение техники и технологий, благодаря применению науки. Результатом чего являются НТРии, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. Это приводит к быстрому формированию и смене нового типа личности. В эпоху Просвещения завершилось формирование мировозренческих установок, определевших последующее развитие техногенной цивилизации. В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой становления капит произ экон отн и бурж демокр форм правления, становления гражданского общества и правового государства. В технологическом плане – с индустриальным и постиндустриальным обществом. Философы и социологи рассматривают мировозренческий, социальный и технологический аспекты культуры как единое целое. Западному типу культуры в философии противостоит восточный тип, получивший название “традиционного общества”. Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии, Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты: ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков – высшая ценность. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. Жизнь человека предопределена. Отсюда проистекают политические и экономические модели устройства жизни восточного человека. Восточным людям чужд дух демократии, гражданского общества. Особого рода стоит вопрос относительно Росси, возникали вопросы как соотносятся в культуре России западное и восточное? Возможен ли и необходим ли самобытный путь развития России? В связи с этим в России в 19в сформировались идеологии западничества (Чаадаев, Станкевич, Белинский, Герцен) и славянофильства (Киреевский, Хомяков, Самарин). Западники считали что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию. По их мнению, православие явилось источником особенностей русской души: глубокая религиозность, повышенная эмоциональность, приоритет коллективного начала над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т.д. Бердяев считает, что для определения национального типа, народной индивидульности определения дать невозможно. Тайна индивидуальности познается любовью и в ней всегда есть что то не постижимое для ума. По Тютьчеву “Умом Россию ...” Поэтому говорит Бердяев для постижения России надо применить веру, надежду, любовь. Бердяев считает что Россия соединяет в седе и Запад и Восток. Несколько иной характер носит решение темы о самобытности российской истории и культуры в работах представителей так называемого евразийского движения (Карсавина, Трубецкого, Норовского). Евразийство рассматривает Россию как Евразию – особый этнографический мир, занимающий срединное пространство Азии и Еврпы. Россия имеет самобытную культуру с креном в сторону Азии. Революция уничтожила прежнюю Россию. Запад исчерпал себя и его поразит глубокий кризис, а будущее принадлжит России и православию. Эти вопросы имеют актульность и сегодня особенно в свете проблем Запада и кризиса в странах СНГ.

    ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

    1. Предмет философии и основные аспекты философского знания.
    Философия – особая форма духовной деятельности, цель которой – построение предельно общей картины мира и определение места человека в нем.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта