Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Мировозрение, знание, вера.

  • Философия

  • Гносеология

  • Аксиология

  • Эстетика

  • История философии

  • Монизм (

  • Плюрализм (

  • Философское знание

  • Скептицизм

  • Эмпиризм

  • Теоцентризм

  • Антропоцентризм

  • 3. Мифология, религия, философия о происхождении и сущности мира.

  • 4. Понятие «мир», «реальность» и «картина мира». Условие формирования картины мира и ее изменения.

  • 5. Понятие идеального. Идеальное и реальное, идеальное и идеал.

  • 6. Категория бытия в философии.

  • Шпаргалка по философии. Взглядов на мир, представлений о нем, его содержание


    Скачать 477.5 Kb.
    НазваниеВзглядов на мир, представлений о нем, его содержание
    АнкорШпаргалка по философии
    Дата19.05.2023
    Размер477.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка по философии.doc
    ТипДокументы
    #1144761
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    И.Кант: «Что я могу знать? Что я должен знать? На что я могу надеяться?»

    Структура философского знания:

    1. ДиалектикаЯдро философии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

    2. Гносеология – теория познания, исследующая проблемы возможности и способы постижения истины (наука о том, как человек познает мир и самого себя)

    3. Антропология («антропос» - человек) – учение о человеке, его смертности, бессмертии, смысле и назначении жизни.

    4. Аксиология – наука о ценностях, т.е. о явлениях, значимых для человека

    5. Оитология – наука о бытии, его происхождении, структуре и закономерностях развития.

    6. Этика – наука, исследующая проблемы морали, блага, добра и зла.

    7. Эстетика – наука о прекрасном, о сущности красоты и гармонии.

    8. Историософия – наука, изучающая движущие силы, цель и направление исторического процесса.

    9. Социальная философия – Наука, исследующая структуру общества и взаимоотношения его элементов.

    10. История философии – История развития философской мысли

    Онтология равнозначно метафизике изучает высшие, недоступные органам чувств, лишь предполагаемые начала всего существующего, обязательные для всех наук. Она выступает в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Онтология выступает как система умозрительных всеобщих определений бытия. Проблему бытия тесным образом связывают с научным и жизненным (экзистенциальным) опытом, с границами и возможностями познания действительности. Гносеология - важная часть философской теории, учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант. Материалистическая гносеология исходит из признания объективности внешнего мира и возможности его познания. Идеалистическая гносеология либо утверждает, что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир создается в процессе восприятия, т.к. предметы суть “комплексы ощущений”, либо в принципе отрицает возможность познания мира. Аксеология - раздел философии, посвященный учению о ценностях. Преобразуя окружающий мир, люди создают материальные и духовные ценности. Среди них производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы, художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Религиозно-христианская мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, просвещение, познание и техника, государство и социальная справедливость.

    2. Мировозрение, знание, вера.

    Мировоззрение – система взглядов на мир, представлений о нем, его содержание, личностная картина мира. Мифология - исторически самый ранний тип развития. Философия – особая форма духовной деятельности, цель которой – построение предельно общей картины мира и определение места человека в нем. Оитология («оитос» - сущая) – наука о бытии, его происхождении, структуре и закономерностях развития. Гносеология – теория познания, исследующая проблемы возможности и способы постижения истины. Антропология («антропос» - человек) – учение о человеке, его смертности, бессмертии, смысле и назначении жизни. Аксиология – наука о ценностях, т.е. о явлениях, значимых для человека Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии, метод познания.

    Этика – наука, исследующая проблемы морали, блага, добра и зла. Эстетика – наука о прекрасном, о сущности красоты и гармонии. Историософия – наука, изучающая движущие силы, цель и направление исторического процесса. Социальная философия – Наука, исследующая структуру общества и взаимоотношения его элементов. История философии – История развития философской мысли ДАО – Путь Идеализм – Философское направление, придерживающееся первичности духовного компонента Делиться на: 1. объективный – провозглашает независимость идеи, Бога, духа, вообще нормального идеального начала не только от материи но и от сознания человека 2. субъективный – утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. Материализм – философское направление, придерживающееся принципа первичности материи по отношению к духовному. Делиться на: 1. Механистический – в основе лежит изучение природы 2. диалектический – в нем представлены в органическом единстве материализм и диалектика. Монизм (monos - один) – философский принцип, согласно которому мир имеет одно начало Дуализм (dualis - двойственный) – философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материального и духовного. Плюрализм (pluralis - множественный) – предполагается несколько или множество оснований. Научное знание – результат познания реального мира, мира как объекта познания. Философское знание – результат внутрифолософских потоков информации, идущих от одного философа к другому. Агностицизм (agnostos - непознаваемый) – мир принципиально непознаваем (Пифагор, Кант) Скептицизм – отрицает возможность достоверного знания (Монтень, Бейль) Рационализм – основа всего сущего и его познание представляет разум Иррационализм – отрицание возможность разумного и логического познания действительности Сенсуализм – методологический принцип, в ко ором за основу познания берутся чувства и которой стремиться все знания вывести из деятельности органов чувств и ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Локк, Беркли) Эмпиризм – абсолютизация промежуточного (между логикой и интуицией) способа мышления, промежуточное положение между рационализмом и иррационализмом Интуитивизм – усматривает основное средство познания в интуиции Теоцентризм – обращение к Богу, его сущности как первопричины и первоосновы мира Пантеизм – прямо не отрицает существование Бога, но отождествляет его с природой Антропоцентризм – провозглашает человека центром вселенной Аскетизм – сострадания, солидарность со всеми, кто уничтожил в себе стремление к желаниям Экзистанциализм – философия, поставившая в центре своих размышлений проблемы существования человека в мире

    3. Мифология, религия, философия о происхождении и сущности мира.

    Мифология, религия, философия явл. типами мировоззрения. Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т.е. сказаний, преданий, пыталось дать ответ на глобальные вопросы (происхождение и устройство мироздания, возникновение наиб. важных явлений природы, животных и людей). В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний. Т.о., миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. Через эту ступень прошли все народы, и мифотворчество каждого из них имеет сходные черты. Основные из них — синкретизм (гр. "соединение") и антропоцентризм (гр. "антропос" — "человек"). Первая черта означает целостность, нерасчленённость восприятия общинными людь­ми мира и себя в нём. Их мышление ещё не делит мир на элементы, не выделяет человека из природы. Оно похоже на мышление маленького ребён­ка, который ещё не способен делить вещи на живые и неживые. Кроме того, ребёнка удовлетворяет любое объяснение со стороны взрослого, но при од­ном условии: в объяснении должна быть логика, пусть наивная и примитив­ная, но убедительная для него. Подобно этому древние люди объясняли собы­тия, объединяя их фантастическими логическими связями, которые они вы­думывали за недостатком знаний о реальных причинах. Мифотворчество — это как бы своеобразная "тренировка" логического мышления, необходимого для грядущего более серьёзного познания.

    Вторая черта означает очеловечивание природы, то есть объяснение природы на основе того простейшего знания, которое люди уже имели о себе самих. На базе мифологического сознания возникает религия — вторая, более высокая ступень освоения мира. Отличие религиоз­ного сознания в том, что оно подходит к миру уже дифференцированно, делит его на посюсторонний — видимый, осязаемый и потусторонний - невиди­мый и неощущаемый. Кроме того, религиозное сознание вводит между при­родой и людьми третий элемент — божества, которые влияют на природу и человека, и перед которыми возникает чувство зависимости и страха. Таким образом, картина мира представлялась более сложной, нежели в мифах. Дол­гие века религиозное сознание было языческим (вера во многих богов, олице­творяющих различные природные стихии). И лишь с появлением иудаизма, а затем и христианства, совершился переход к монотеизму (вера в единого Бо­га). средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мир-я философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости. Термин «философия» в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость).

    Фил. унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий

    накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиции рациональной оценки, с позиции разума. Можно сказать, что философия – это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия – это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Существенная особенность фил-и: фил-я – это теоретический уровень мировоззрения. После того как сформировались самостоятельные отрасли научного знания – математика, физика, биология, химия и т.д., философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но в этих условиях более четко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философия – это форма познания наиболее общих, а точнее всеобщих оснований бытия.

    4. Понятие «мир», «реальность» и «картина мира». Условие формирования картины мира и ее изменения.

    Выражение “картина мира” появилось сравнительно недавно; оно стало популярным лишь в ХХ веке. Это выражение означает, что возможен общий взгляд на мир, что человек пытается осмыслить мир в целом и нарисовать в своем сознании некую картину, отображающую мир. Люди всегда задавались вопросом, что такое мир, и что от него ждать? Одна из наиболее ранних картин мира — библейская. В первой книге Библии (точнее “Ветхого завета”) «Бытие» нарисована картина того, как возникает мир (бытие). Согласно этой картине мир создан Богом, неким всемогущим существом, который, однако, думает, говорит и действует как человек. Бог, по Библии, существовал еще до возникновения мира. Он создал мир за 6 дней. Библейская картина мира — не единственная религиозная картина мира. Развитая картина мира имеется, например, в индуистской религии. В последние столетия сформировалась научная картина мира. Она основана на данных астрономии, физики, химии, биологии. Научная картина мира опирается на всю совокупность наблюдений, экспериментов, расчетов, которые ученые проделали на протяжении последних 2000-2500 лет. Она основана также на познании законов природы: физических, химических, биологических. Совокупность всех этих научных знаний дает в общем и целом научную картину мира. Наука не дает, однако, полного, исчерпывающего представления о мире. Нет таких ученых, которые бы занимались миром в целом. Разные науки дают только мозаичную, фрагментарную картину мира. По-настоящему о мире в целом могут говорить только философы. Но философы — не ученые, они не исследуют природу, а лишь осмысляют то, что другие люди выработали как знания. Если ученые осмысляют мир с помощью открытий, т. е. с помощью знаний законов природы и знаний о явлениях, то философы осмысляют мир через всю совокупность научных знаний, через весь человеческий и личный опыт. Все эти знания они пропускают через свой разум. Главный инструмент философского осмысления мира – фундаментальные философские понятия, категории. Разные философы рисуют разные категориальные картины мира. Одни философы берут какую-то одну категорию за основу. Этих философов называют монистами – от слова монизм (гр. monos — один). Другие философы представляли мир как некоторую совокупность, республику категорий. Они не выделяли какую-то одну категорию в качестве главной. Их называли плюралистами (от лат. pluralis — множественный). Что такое категория? Самое общее определение таково: категория есть разряд, класс чего-либо. Если говорить о философских категориях, то это разряд, класс определенного рода понятий.

    5. Понятие идеального. Идеальное и реальное, идеальное и идеал.

    Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли. Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколениями - прежде всего способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и превращать их посредством деятельности в реальные предметы. Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру. Идеальное и матер не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг.

    6. Категория бытия в философии.

    Онтология - учение о бытии, раздел философии, изучающий фундамент. принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие - самое широкое (абстрактное) понятие, термин “быть” означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает сущ. влияние на мировозр. чел-ка. П. Бытие (сущее) противостоит категория “ничто”. У Демокрита - пустота, у Платона - чистая возможность, пассивность и зависимость. Третий аспект проблемы - связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существования природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют м/д людьми, вещами, м/д обществом и природой, итд. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Все многообразие вещных и духовных явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания. Единое - начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее. Существование и сущность: В истории философии П. существования употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличии от сущности постигается не мышлением, а опытом. П. Сущность в настоящее время понятие существования обычно отождествляют с бытием, а П. сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории субстанции. На основе категории бытия в Ф дается самая общая хар-ка мироздания: все существующее - это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок. Противоречия м/д Ф школами - что служит объединяющим началом мироздания.

    Бытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено в двух формах: а)бытие вещей и состояний природы, кот.большинство людей воспринимают как объективеую реальность, кот.сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б)Идеалистич. позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека. а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь); б)специфич.человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 3)Бытие духовного, идеального. а) индивид.духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: *рефлексы*, *подсознат.*, *интуиция*. б) объективно-существующее духовное - то, что материализованно в культуре. 4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта