Экзамен по философии, ответы на вопросы. К экзамену. 1. Философия как форма мировоззрения. Эволюция форм мировоззрения. Третьей
Скачать 381.53 Kb.
|
1. Философия как форма мировоззрения. Эволюция форм мировоззрения. Третьей исторически сложившейся формой мировоззрения является философия. Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения - с позиции разума, рациональной оценки. Философия — это теоретически сформулированное мировоззрение. Она пытается решить основные мировоззренческие проблемы посредством мышления, опирающегося на понятие и суждение, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. Три основных формы мировоззрения: Мифологическое мировоззрение – форма общественного сознания мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности. Чертами мифов являются очеловечивание природы, наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком, отсутствие абстрактных размышлений, практическая направленность мифов на решение хозяйственных задач. Религиозное мировоззрение – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное, образно-эмоциональное восприятие действительности. Философское мировоззрение отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно (имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью. Философское мировоззрение прошло три стадии эволюции: 1) космоцентризм - философское мировоззрение, объясняющее все явления природы через могущественное влияние Космоса и его циклов; 2) теоцентризм - в основе мировоззрения объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога; 3) антропоцентризм - в центре философского мировоззрения стоит проблема человека. 2. Предмет, функции и структура философии. Место философии в системе наук. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: Онтология – учение о мире в целом. Гносеология – познание мира. Философская антропология – философское учение о человеке. Социология – рассмотрение и изучение жизни общества. Этика – учение о морали Структура философии: Онтология или теория бытия. Человек живет в реальном мире, наполненном многими вещами, которые появляются, воссоздаются. Отсюда вопрос: есть ли какая-то единая основа, фундамент, позволяющий им взаимодействовать и соединяться? Онтологические проблемы – это проблемы объективного бытия действительности. Гносеология или теория познания (эпистемология) изучает отношение знания к реальности, исследование его всеобщих предпосылок, выявление условий его достоверности и истинности. Феноменология изучает внутреннюю определенность сознания. Аксиология – учение о ценностях (бывают общечеловеческие и групповые, материальные и духовные, вечные и сиюминутные). «Человек – это животное, у которого есть святыни». Антропология и теория культуры. Стремление выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее от животных, обнаружить родовую сущность человека. Что главное в человеке – язык, способность смеяться? Методология и философия науки формулирует принципы, на которые опирается ученый, исследует роль для познания некоторых важных представлений о мире. В ХХ веке существуют позитивистская методология, диалектика, феноменология, синергетика. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Функции философии: Мировоззренческая (способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром) Методологическая (заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности) Мыслительно-теоретическая (выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира) Гносеологическая (имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания) Критическая (подвергает сомнению окружающий мир и существующее знание, ищет их новые черты, качества, вскрывает противоречия) Аксиологическая (заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее) Социальная (объясняет общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрывает противоречия, указывает пути их устранения или смягчения, совершенствования общества) Воспитательно-гуманитарная (состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни) Прогностическая (заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества) Какое место занимает философия в системе наук? Различия философии и науки. Прежде всего, философия и наука – это разные формы общественного сознания. Философия – «Я мыслю…», наука – «Я знаю…». Но между ними существует генетическая взаимосвязь: философия может быть научной; такая философия обладает рядом признаков научного знания: а) системность; б) зафиксирована в логических категориях и законах; в) доказательна; г) объективно истинна, т.е. обращена к достижениям других наук. Философия науки – это методологические принципы какой-либо науки; такие методы часто разрабатывает именно философия, например, диалектический метод. Зачастую в философии сильнее, чем в науке выражена субъективная составляющая – каждый крупный философ создаёт свою версию решения основных философских проблем. Философия и наука различаются по способам доказательства своих положений, методам анализа, языку. В частности, философия в своих рассуждениях идёт от не от предмета (объекта), а от человека (субъекта), его изменчивого опыта, интересов, ценностей. Философия не может дать окончательного ответа ни на одну философскую проблему, она обсуждает «вечные проблемы», предполагающие всякий раз новое решение в зависимости от социокультурных обстоятельств. Философская истина существует в иной форме, чем в науке. Можно сказать, что ключевые философские истины уже открыты – гуманизм, свобода, абсолютная ценность человека и др. Но каждый раз они требуют новых доказательств и поиска путей их реализации. 3. Генезис философского знания. Общие характеристики основных этапов развития философии. Генезис – это происхождение, история зарождения. Генезис философии относится примерно к началу 1 тысячелетия до н.э. (3000 лет назад). Философия возникает одновременно в трех независимых друг от друга регионах – Китае, Индии и Древней Греции в VIII–II вв. до н.э. Можно выделить три подхода к решению проблемы генезиса философии: мифогенный, с позиций которого философия рождается из мифов; гносеогенный, в соответствии с которым философия является продуктом развития первоначальных знаний о мире; синтетический, согласно которому философия возникает из нерасчлененного целого мифологических, религиозных, научных представлений, получившего название «предфилософии». Примерами предфилософии могут служить тексты Вед – древнейшего в мире письменного памятника, созданного в Древней Индии, а также древнегреческие эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. Философия формируется в тот период, когда социально-политический и нравственный кризис ставят человека в неоднозначную ситуацию, вытесняя его мышление в плоскость смысложизненных проблем, относительно которых невозможно использовать привычную канву мифологического миропонимания. Основные исторические этапы развития философского знания: Философия Древнего Востока представлена индийской и китайской философией. В восточной философии преобладает нравственная и общественно-политическая проблематика. Проблемы бытия и познания мира тесно переплетаются с проблемами устранения зла и страданий людей. История индийской философии делится на три крупных периода: ведийский (Х-V вв. до н. э.), классический (V в. до н. э.-Х в.), индуистский (с ХI в.). Основные школы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (Буддизм, Джайнизм, Чарвака – Локаята). Древнекитайская философия делится на три периода: начальный классический период (VI–III вв. до н.э.); философия эпохи Хань (II в. до н.э. – II в. н. э.); послеханьская средневековая философия (III–Х вв.). Основные школы: даосизм (основатель Лао-цзы); конфуцианство (основатель Кун Фу-цзы); моизм (основатель Мо ди), легизм (основатели Шан Ян, Хань Фэй). Античная философия (VI в до н. э. по VI в. н. э.) возникает как попытка рационального осмысления действительности. Философия античности во многом представляла собой знание о мире в целом и о человеческом мире в частности (космоцентризм). Периоды развития античной философии: натурфилософский (VI–V вв. до н. э.), представлен милетской, элейской и пифагорейской школами. К нему же относятся Гераклит, Анаксагор, атомисты; классический (вторая половина V–IV вв. до н. э.) основные представители Сократ, Платон, Аристотель; эллинистический (III в. до н. э. – VI в. н. э.): скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм. В качестве основных принципов философии и теологии христианского Средневековья выступают следующие: теоцентризм, провиденциализм, креационизм, персонализм. Выделяют два основных этапа: патристику (IV– VIII вв.) (Августин Аврелий) и схоластику (VI–XV вв.) (Фома Аквинский). Основными проблемами этого периода являются: проблема соотношения веры и знания, отношения общих имен к действительности (спор об универсалиях) и варианты ее решения (реализм, номинализм, концептуализм). В эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) основные черты: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм. Эпоха Нового времени (XVII–XVIII вв.). Направления: эмпиризм (Ф. Бэкон), рационализм (Р. Декарт), сенсуализм (Дж. Локк). 4. Основные проблемы философской онтологии. Эволюция понимания бытия в истории философии. Космологизм ранней греческой философии. Философский смысл апорий Зенона Элейского. Онтология – учение о бытии, о сущем. Что такое бытие? Что значит существовать? Что такое не бытие? Человек применяет особые формы мышления – категории – широкие понятия, многие из которых раскрываются друг через друга и используются парно: бытие-небытие, качество-количество, сущность-явление, возможность-действительность, единое-многое, необходимость-случайность, целое-часть, движение-покой и др. Основные проблемы онтологии. Проблема небытия – Как помыслить небытие? Если небытие есть, то есть ли оно нечто? Проблема сознания – Как возникает сознание? Присуще ли оно только человеку? Имеет ли пространственные характеристики? Существует ли духовная реальность, как она соотносится с материальной? Что первично? Проблема единства мира – Все многообразие – одно бытие и объясняется из одного начала? Или существует бесконечное многообразие видов обособленного бытия? Первая позиция – монизм, вторая – плюрализм. Дуализм (существует духовное и материальное бытие). Проблема Бога: Вопросы из признания существования Бога. Бог присутствует в природе или же он трансцендентен? Бог творит бытие, будучи над ним? Творение Богом мира – это разовый акт или непрерывный процесс? Вопрос об ответственности Творца за зло. Представления о бытии и небытии зародились еще в мифологии и религии. Впервые же «бытие» как философскую категорию ввел древнегреческий философ Парменид, который в своей поэме «О природе» разделил его на два мира. Один – это мир чистой мысли, неподвижный, непорождаемый и неуничтожимый и оторванный от изменчивости материального мира. Другой – это изменчивый текучий мир, который чувственно ощутим. Он отверг небытие, поскольку его нельзя ни помыслить, ни выразить в словах, а бытие отождествил с мышлением, т. е. мысль об объекте и само мыслимое совпадают. Демокрит отождествлял бытие с простыми, неделимыми физическими частицами – атомами. Для него бытие – это основа мира, а не весь мир. Множество, богатство мира он объяснял существованием бесконечного множества атомов. Философии Платона было присуще противопоставление истинного бытия (мира духовных сущностей) чувственному бытию, в котором соединяются бытие и небытие в виде бледных отпечатков идей в пассивной материи. Для него бытие нечто вечное и неизменяемое, что может быть познано только разумом. Платон понял, что, отвергая небытие, мы лишаем себя возможности сравнивать, различать, соотносить, т.е. познавать, поэтому он допускает небытие как существующее «нечто». В средневековых философских учениях бытие рассматривалось с религиозных позиций и чаще всего отождествлялось с богом. Существование вещей связывалось с формой проявления бытия. Главным тезисом было суждение «Бог есть само бытие». Мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг) наполняет категорию бытия диалектическим содержанием. Для Канта бытие – это не особенность вещей, а способ связи человеческих понятий и суждений. Для Гегеля бытие и небытие объединены с самого начала, в зародыше, потенциально. Бытие у него совпадало с начальным этапом развития идеального (абсолютной идеей). Гегель был единственным мыслителем классического периода существования философии, который стремился понять проблему бытия как процесс, как развитие. После смерти Гегеля интерес к вопросам диалектического осмысления категорий бытия и небытия чрезвычайно понизился. Новое время акцентировало внимание как раз на подвластности бытия человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в практическом). В ХХ в. изучению категорий бытия и небытия большое внимание уделяли представители экзистенциализма. Особенность их подхода к данной задаче в том, что она решается преимущественным образом применительно к человеку, т.е. сужается. В современной философской мысли проблема бытия по-прежнему остается основополагающей по отношению к предмету философии в целом. Таким образом, возникновение первых представлений о бытии и их дальнейшее развитие на последующих этапах человеческого существования формировали картину мира как миропонимание, синтезирующее знания на основе системообразующего начала, которое определяет мировоззренческую установку человека. Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, несколько позднее – Гераклита и Эмпедокла, так и называли - "физиками", от греческого слова physis - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А древнегреческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией имелось существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. Уже у первых "физиков" философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм античной философии (термин "онтология" в переводе с греческого языка означает "учение о бытии"). Ее центральный мотив - выяснить, что действительно есть, иными словами, пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от присущих мифологии персонификаций, а тем самым от образа "порождения". На место мифологического порождения у философов становится причина. Для первых "физиков" характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко это представлено у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить, как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако мышление первых философов еще не свободно от образно-метафорической формы, в нем логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места. Зенон сформулировал ряд апорий («неразрешимых положений»), показав – говоря современным языком – что в них считаются совпадающими два процесса: само физическое движение и возникновение в нашем сознании последовательности его отдельных фрагментов, а это ведёт к логическим противоречиям. Апории Зенона можно рассматривать как логико-философские аргументы в пользу того, что нужно быть очень внимательным, когда с помощью языка хочешь выразить мысль, а с помощью мысли отобразить реальные процессы. Стоит допустить оплошность, парадоксальный результат не заставит себя долго ждать. Здесь важен не факт того, что черепаху догонят, а факт соотношения движения в пространстве и времени. 5. Проблема субстанции в философской онтологии. Представления о «материальном» и «идеальном» в истории философии. Монизм и плюрализм в онтологии. В философии Нового времени, прежде всего в философии XVII в., проблемам онтологии, т.е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Под субстанцией понимается всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя. Это может быть и идея, и физический предмет. Другими словами, проблема субстанции – это традиционная философская проблема поиска первоначала, основы мира. Только теперь, в отличие от чувственной субстанции в античности и идеальной (божественной) субстанции в эпоху Средневековья, в философии Нового времени данная проблема решается с рационалистических позиций. Для философов этого периода важно в русле рационализма и под влиянием механистической картины мира рассмотреть проблему субстанции как некоего первоначала, выводимого с помощью логики и физики. Какие бы формы бытия мы ни рассматривали, все они имеют своим предельным основанием материю. Можно сказать, что в единстве с материей существует и определяется через нее и духовная реальность — идеальное. Материалистический подход обосновывает мысль, что материя есть субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире. Она включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все тс, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств исследования. Весь окружающий нас мир представляет движущуюся материю в ее разнообразных формах и проявлениях, со всеми се свойствами, связями и отношениями. Материя вечна, несотворима и неуничтожима. Идеальное становится возможным в результате развития материи. Сознание присуще только высокоразвитым живым существам — людям. Идеалистический подход обосновывает мысль, что материя не есть субстанция, и она — или результат развития идеи, или просто мыслится. Например, представители объективного идеализма формально признают существование материи. Боле того, они нередко трактуют некоторые фрагменты реальности точно так же, как и представители материалистической философии. Однако идеалисты считают материю неким производным, вторичным по отношению к идее или Творцу как истинному началу. В качестве подтверждения такого подхода к трактовке материи можно привести содержание сформулированной представителями религиозной философии картины мира, в которой высшая сущность — Бог актом своей воли творит материальный мир. Монизм в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало (субстанцию): материю или дух. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Фейербаха; марксизм, позитивизм. Идеалистический монизм наиболее последовательно выражен в философии Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьева, современного неотомизма, теизма. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве. Плюрализм — признает существование в мире множества взаимодействующих первоначал. Точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время — как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний. 6. Древнегреческий атомизм Левкиппа и Демокрита. Объективный идеализм Платона. Античный атомизм представлен собственно атомизмом и физикой эпикуреизма. Атомизм — это философская теория, согласно которой в основании сущего лежат два начала — атомы и пустота. Основателем атомизма считают Левкиппа. На формирование атомизма Левкиппа влияние оказала философия Парменида. В основании космологической теории Левкиппа лежат два основания — пустота и полнота. Вероятно, именно Левкипп впервые назвал полноту атомом. За Левкиппом признается авторство двух сочинений — "Великое мироустройство" и "Об уме". От обоих текстов сохранились лишь несколько фраз. В частности, из сочинения "Великое мироустройство" до нас дошел ряд ключевых терминов: атомы, полнота, великая пустота, разделение, ритм, форма, расположение, поворот, вихрь. Этот же набор терминов мы встретим в текстах Демокрита. В сочинении "Об уме" Левкипп утверждает, что ни одна вещь не возникла случайно — все возникшее целесообразно и подчинено необходимости. Учеником Левкиппа был Демокрит. Рассказывают, что однажды Демокрит прибыл в Афины, где слушал Сократа. Интересно, что ни Платон, ни Аристотель не уделяют в своих сочинениях никакого внимания философии Демокрита. Говорили, что Платон хотел собрать все сочинения Демокрита и сжечь их. Диоген Лаэртский предположил, что такое пренебрежение Демокритом со стороны Платона свидетельствует о том, что тот понимал, что имеет дело с лучшим из философов. Последователями Демокрита были скептики и эпикурейцы, кроме того, мысль Демокрита при внимательном рассмотрении оказывается близкой софистической мысли. Основателем объективного идеализма считается Платон. Одним из первых он определил двойственную природу человека. С одной стороны, человек есть часть материального мира. А с другой, он есть духовная сущность. Идеальное он отделяет от материального и выводит его за сферу материального. Идеальное выражается прежде всего в сущности явлений, процессов. Называя какой-либо предмет, мы в понятии фиксируем его сущность. Платон, определив сущность идеями, поместил их в неком идеальном мире. Платон: его учение o мире людей и мире вещей. Идеи воплощаются в аморфную материю, из которой возникают вещи. Человек - соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна. Идеи бессмертны и неуничтожимы. Они не постигаются чувствами, размышлениями, являясь причиной всего, не перерождаются и близки к божественному. Мир вещей противоположен миру идей. Вещи могут быть уничтожены, исследуются с помощью чувств, они могут быть полезны, близки человеку. Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста, бессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после физической смерти. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей, душа обладает исчерпывающим знанием o сущностях. Становясь душой отдельного человека, она «забывает» то, что она знала o мире. Однако, если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Такая концепция познания получила название концепции припоминания. 7. Философские и естественнонаучные представления о пространстве и времени. Пространство и время – фундаментальные понятия философии. Движущаяся материя существует в двух основных формах - в пространстве и во времени. Понятие пространства служит для выражения свойства протяженности и порядка сосуществования материальных систем и их состояний. Оно объективно, универсально (всеобщая форма) и необходимо. В понятии времени фиксируется длительность и последовательность смены состояний материальных систем. Время объективно, неотвратимо и необратимо. Следует различать философские и естественнонаучные представления о пространстве и времени. Собственно философский подход представлен здесь двумя основными концепциями пространства и времени: субстанциальной и реляционной. Субстанциальная концепция – пространство есть пустое вместилище для вещей, оно абсолютно, однородно, неподвижно, а время есть совокупность равномерных моментов, следующих один за другим, оно тоже абсолютно. Реляционная концепция –пространство и время приобретают свойство относительности (время процессов зависит от системы отсчета, свойства пространства зависят от свойств движущейся материи) Свойства пространства: протяженность, однородность, трехмерность. Свойства времени: необратимо, однородно, одномерно. Естественно-научные представления о пространстве и времени прошли длинный путь становления и развития. Вершиной классического естествознания стало творчество И. Ньютона. Именно он ввел господствовавшие в науке до начала XX в. представления о пространстве и времени, известные как абсолютное пространство и абсолютное время. В начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции. Основное философское значение теории относительности состоит в следующем: Теория относительности исключала из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи, в качестве содержания которых выступает движущаяся материи. 8. Метафизика и диалектика как методы анализа сущего. Понятие метафизики было введено Аристотелем и имеет в философии два значения: 1) учение о сверхчувственных вечных, неделимых, неизменных началах бытия, 2) метод познании. Метафизика: - рассматривает предметы и процессы вне их связей и развития; - преобладает анализ и внешнее описание; -умозрительность и односторонность исследования Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что: • метафизика, как и диалектика, является развитой теорией; • на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике. В современном понимании Диалектика – это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления Требует: - изучать предметы и процессы в их связях и развитии; - раскрывать и исследовать противоречия; - сочетать анализ и синтез; - соединять объективность, конкретность и всесторонность предметов. Метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира отношения к окружающему миру. Однако не следует думать, что метафизика - сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления. 9.Основные законы и категории диалектики, их значение в познании объективной реальности Диалектика – учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанных на этом учении методов мышления. Категории – отображения объективной реальности; находятся в глубокой связи и образуют систему, вне которой не имеют смысла. Шесть пар категорий: Общее и единичное, расширенное до всеобщего, общего и единичного. Всеобщее – присущее всем классам. Общее – то, что присуще классу. Особое – подклассу. Единичное - элементу. Причина и следствие. Причина – то, что порождает другое. Следствие - то, что другим порождается. Сущность и явление. Явление – выражение сущности вовне. Сущность – главное, устойчивое, определяющее в вещи. Сущность скрыта, на поверхности только явление. Явление богаче сущности. Сущность можно познать с помощью логического познания. Необходимость и случайность. Необходимость - то, что должно быть. Случайность - то, что может быть. Фатализм - абсолютизация необходимости. Форма и содержание. Содержание - все, что содержится в предметах (содержание содержит и форму). Форма - способ связи, организация этих предметов. Форма не может остановить содержание. Возможность и действительность. Возможность - неосуществимая действительность. Реальная возможность - осуществление которой не противоречит объективным законам. Абстрактная возможность - возможность, для реализации которой нужно пройти целый ряд этапов. Невозможность (формальная возможность) - возможность, реализация которой противоречит объективной реальности (законам материального мира). Количественная мера возможности - вероятность (степень необходимого возможного). Развитие - превращение возможности в действительность. Парные категории – всеобщие, т.е. могут использоваться во всех науках => являются методологией. Законы: - единства и борьбы противоположностей (отражает источник развития); - взаимного перехода количеств. изменений в качественные (отражает механизм развития); - отрицания-отрицания (отражает направление развития в сторону прогресса или регресса) 10. Эволюция представлений о природе, сущности и происхождении сознания. Трудная проблема сознания. Философия искусственного интеллекта и концепция технологической сингулярности В эволюции взглядов на природу сознания можно выделить ряд рациональных подходов: выделение понятия идеального как противоположности материальному, чувственно-предметному (Платон); признание сознания как активной деятельной силы (Лейбниц и другие идеалисты); утверждение принципа диалектики и постановка вопроса о социально-исторической основе сознания (Гегель); подчеркивание зависимости психики человека от его телесной организации и выделение качественной специфики мышления (Фейербах); осмысление сознания как продукта социально-исторического развития человека, как образа внешнего мира, возникающего в результате активного изменения людьми действительности (диалектический материализм); понимание сознания не как противоположности материи, а как духовного регулятива ее саморазвития в лице человека (космизм, имманентная философия). Сознание — одно из основных понятий философии, обозначающее родовое отличие человека от животного. Представления о сознании претерпели длительную эволюцию. На ранних этапах развития философии, когда не было резкого противопоставления сознания и материи, основу сознательных действий искали в упорядоченности космоса, логосе, гармонии небесных сфер. Применительно к человеку представление о душе было близким к дыханию, ассоциировалось больше с теплым или горячим. По Гераклиту, душа (психея) — нечто огненное, сухое. Холодная и влажная душа — плохая, больная. Демокрит, согласно его атомистической концепции, раскрывал душу как состоящую из «теплых» атомов. Как только душа (дыхание) становится холодным, в человеке умирает жизнь. При помощи движущихся атомов, их чрезвычайных проникающих способностей Демокрит и Левкипп раскрывают возникновение различного рода образов, истекающих с вещей, проникающих в тело человека, вызывающих впечатления. Сегодняшний взгляд на сознание часто обращается к античности, собирая по крупицам наиболее ценные идеи, касающиеся данного вопроса. Так, вопрос о природе души, выраженной либо одной из стихий (огонь), либо уже специфической материальной структурой (атомы), не ограничивался бесстрастным описанием души как сущностного явления. Существуют различные теории происхождения сознания Религиозная - Сознание возникает в результате творения Богом человека Космическая - Первое сознание возникло из космоса Теософская - Сознание возникает из пучка мировой энергии, который развивается в результате эволюции Философия рассматривает сознание не только как определенный образ вообще, здесь сознание — идеальная форма деятельности, которая ориентирована на активное отражение и преобразование мира. Весьма условно можно выделить следующие компоненты структуры сознания: телесно-перцептивные способности получения знания; логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; эмоциональные компоненты; ценностно-смысловые компоненты. Проблема происхождения сознания по сей день не решена однозначно в связи со сложностью этой проблемы. Это — одна из величайших тайн мироздания. Естественно, в первую очередь эта проблема увязана с проблемой происхождения самого человека. До сих пор неясно, кто прав больше: дарвинисты, космисты или теологи. В философии существуют две позиции. Сторонники одной утверждают, что сознание присуще не только человеку, но и животным как специфически человеческий способ отражения, который обеспечивает особый способ адаптации к среде путем изменения не внутреннего строения отражающего, а окружающей среды. Аристотель пытался дифференцировать животных, среди которых самым умным считает слона. Впоследствии идеи Аристотеля развивал французский философ М. Монтень. Трудная проблема сознания- аналог известной психофизиологической проблемы («душа-тело» или «мозг-сознание»): проблема объяснения того, почему у нас есть КВАЛИА (ментальные состояния или феноменальный опыт), т.е. «опыт от первого лица». Трудная проблема возникает при постановке вопроса «почему существует сознание?». Ответ на этот вопрос требует выхода за пределы применения общеизвестных научных методов. Важным местом в сознании является проблема бессознательного. К нему относятся такие качества, потребности, интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое место в его поведении. Это могут быть ошибки (оговорки, описки), непроизвольное забывание (имен, факторов, обещаний, событий, намерений); это могут быть фантазии, мечты, грезы, сновидения. Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до настоящего времени одним из сложнейших как в психологии, так и в философии и не имеет однозначного решения. Философия искусственного интеллекта (ИИ) охватывает широкий круг фундаментальных проблем, связанных с созданием искусственного разума. В чем сущность разума? Каковы принципы его работы? И, наконец, возможно ли создание искусственного интеллекта? Несмотря на огромные успехи в создании программ и алгоритмов, способных решать многие интеллектуальные задачи гораздо эффективнее человека, мы не можем найти ясного и однозначного ответа на эти вопросы. Термин «искусственный интеллект» впервые предложил Дж. Маккарти (1955), а М. Мински (1956), определял его как ««науку, целью которой является осуществление с помощью машины задач, которые человек выполняет, используя свой интеллект», но история данной проблемы коренится глубже: вопрос о моделировании разума оказывался в центре интеллектуальных дискуссий гораздо раньше. Традиционно в истории философии ответ на вопрос о возможности существования искусственного интеллекта определялся мировоззренческой ориентацией мыслителя. Например, дуалистическая традиция, восходящая к Р. Декарту, постулировала невыразимость мышления через телесное, тогда как материалистическая традиция считала мышление производным от телесного. Декарт, исходя из своей дуалистической системы, считал мышление атрибутом лишь человека (даже животных он описывал как «автоматы»), тогда как материалистическая традиция теоретически оставляла возможность существования мышления не только у людей. Что же можно считать критерием наличия разума? Обыденное сознание, как правило, воспринимает в качестве критерия разумности поведение. Мы считаем нечто разумным или неразумным, оценивая его поведение. Но какова связь между сущностью разума человека и его внешним проявлением — разумным поведением? Какое поведение будет разумным? Как по чьему-либо поведению можно определить, обладает ли это существо разумом? «Могут ли машины мыслить?» — такой вопрос поставил в 1950 г. британский математик и логик А.Тьюринг. Он подчеркивает, что традиционный подход к этому вопросу состоит в том, чтобы сначала определить понятия «машина» и «интеллект». Тьюринг, однако, выбрал другой путь; вместо этого он заменил исходный вопрос другим, который тесно связан с исходным и формулируется относительно недвусмысленно. По существу, он предлагает заменить вопрос «Думают ли машины?» вопросом «Могут ли машины делать то, что можем делать мы (как мыслящие создания)?». «Компьютер можно считать разумным, если он способен заставить нас поверить, что мы имеем дело не с машиной, а с человеком». Преимуществом нового вопроса, как утверждает Тьюринг, является то, что он проводит «четкую границу между физическими и интеллектуальными возможностями человека», для чего Тьюринг предлагает эмпирический тест. Технологическая сингулярность характеризуется появлением нового вида знания — так называемого машинного знания, т.е. знания, доступного лишь машине. Однако даже на пути самых оптимистических теоретических рассуждений на тему технологической сингулярности и создания сильного ИИ остается одно веское «но». Развитие «машинного» знания предполагает возможность не только решения искусственным разумом уже поставленных и формализованных задач, но и постановку и осмысление принципиально новых. То есть разум должен быть способен к творчеству. Но сама идея творчества противоречит алгоритмическому подходу, ведь творчество — это деятельность вне формальных правил и алгоритмов, постановка и решение принципиально новых задач. Вполне вероятно, что разум принципиально невозможно свести к определенному набору операций и алгоритмов, а это значит, что самостоятельное развитие для алгоритмически построенного ИИ окажется недоступным. Возможность создания полного машинного аналога человеческого разума не представляется в настоящее время достаточно теоретически и эмпирически обоснованной. Напротив, мы рассмотрели ряд убедительных аргументов, которые указывают на принципиальные различия между интеллектом человека и любыми алгоритмическими системами. 11.Философия бессознательного. Психоаналитическая модель личности, учение З. Фрейда о человеке и обществе. Учение об архетипах К.Г. Юнга БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – неосознаваемое, нерефлексивное, спонтанное. В обыденном понимании бессознательное обычно связывается с тем, что выше сознания (над- или сверх-сознание) или ниже сознания (под-сознание, с которым имеют дело иногда художники, но чаще – врачи). В философии признание бессознательного заведомо исключало мысль о тождестве психики и сознания (Декарт, интроспекционисты).. Открытие Фрейдом бессознательного как объекта научного исследования было результатом многих усилий. Требовалось заявить о бессознательном в перспективе, свободной как от иррациональной метафизики и мистики, так и от естественно-научного натурализма, придав бессознательному статус самостоятельного научного предмета на фоне господствовавших на рубеже веков медицинских, физиологических, психологических подходов. Это и сделал З.Фрейд, выделив в идее бессознательного ее антропологические измерения и связав смысловые моменты бессознательного с тем, что есть в нем типического, повторяющегося, доступного причинным объяснениям. Новые параметры работы с бессознательным задала изобретенная Фрейдом дисциплина – психоанализ: его целью является одновременно и лечение больного, и изучение его бессознательного. Психоаналитическая модель личности по Фрейду: Супер-ЭГО (сверх-я) = сверхсознание (ценности, нравственность, духовность, самоконтроль) Эго (я) = сознание (разум, рассудок, внешний контроль) ИД («оно») = подсознание = бессознательное (инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля) Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид). Если ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то супер-эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Для философии Фрейда основная мысль – это то, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект – аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления. Главным исследованием Фрейда является роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека – «либидо» (полового влечения), определяющего противоречия: человека и социальной среды; человека и культуры; человека и цивилизации. Через призму сублимации Фрейд рассмотрел: формирование религиозных обрядов и культов; появление искусства и общественных институтов; возникновение науки; саморазвитие человечества. В рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует свое внимание не на ее надындивидуальном характере, а на природной склонности человека к разрушению, агрессии, которая может быть обуздана культурой. Карл Густав Юнг – швейцарский психолог, философ, культуролог, начинал свою деятельность как ближайший соратник Фрейда и популяризатор его идей. Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях: психоанализ — как метод психотерапии; психоанализ — как метод изучения психологии личности; психоанализ — как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии. Защитные механизмы: вытеснение, рационализация, сублимация, регрессия Сублимация — один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество, власть. Бессознательное – огромный пласт психики, по своему объёму значительно больший, чем вся сознательная жизнь. Бессознательное — ϶ᴛᴏ бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты. Главный вывод Фрейда: человек никогда не может сам себя знать до конца. Учение об архетипах ЮНГА Основные архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима (у женщин — Анимус) и Самость. Эго и Персона находятся в основном в сознательных пластах психики индивида, в то время как другие главные архетипы располагаются в индивидуальном бессознательном. Эго- центральный элемент сознания, собирающий разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает связности нашего сознания. Персона — та часть нашей личности, которую мы показываем миру. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежды, способы самовыражения. Персона имеет и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность человека, развить в нем конформизм. В то же время Персона и защищает нас от давления среды. Тень - центр личного бессознательного. Тень фокусирует, систематизирует те впечатления, которые были вытеснены из сознания. Содержанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Персоной, с нормами общества. При этом чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний. Анима или Анимус — те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители противоположного пола. Самость является центральным архетипом всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части; это «архетип порядка и целостности личности». Ее главное значение в том, что она не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга. В процессе развития личность обретает все большую целостность и, индивидуализируясь, становится все более свободной в своем выражении и самопознании. 12. Проблема истины и проблема познаваемости мира в гносеологии: спектр решений. Истина – верное, достоверно точное отображение свойств, явлений и предметов окружающей реальности, которую познает человек. В истине содержится соотношение человеческого знания подлинной реальности, совместно с совпадением человеческих мыслей и объектов. Истина является целью процессов познания, которую осуществляет человек. Современная теория познания, рассматривая проблему истины, ставит три вопроса. Существует ли объективная истина? Истина добывается субъектами, у которых существуют разные границы восприятия, пороги ощущений, различные предпочтения и интересы. В классической философии объективная истина существует. Предполагается, что понятие истины не относится к предметам и поступкам. Истина — это теоретико-познавательное понятие, характеризующее не объекты сами посебе, а наши знания о них. Объективная истина — это отражение нашим сознанием действительных свойств объекта. Современный материализм считает, что субъективной истины не существует, то, что можно было бы вложить в это понятие, передается понятием правда. Развивается ли знание? Как соотносится современное знание с историкофилософским? Возможна ли преемственность идей и понятийно-категориального аппарата? С классической точки зрения знания развиваются диалектически, предшествующее знание является основой для всех последующих этапов познания. В процессе познания происходит диалектическое снятие, удержание всех полезных свойств более ранних этапов развития. Зависят ли объекты (вещи, явления, процессы) от нашего мышления? С классической точки зрения объекты не зависят от нашего сознания. Они существуют сами по себе и являются объективной реальностью. Абсолютная истина — это: 1) знание, которое не опровергается, а только уточняется в дальнейшем; 2) совокупность относительных истин, которые не являются заблуждением. Вечная истина — это знание единичных, неизменных свойств объектов. Конкретная истина представляет собой учет исторических условий в процессе познания. Относительная истина — знание на данном этапе, которое затем или перейдет в абсолютное знание, или в заблуждение. Заблуждение отличается от лжи. Ложь — это преднамеренное искажение истины. Заблуждение — непреднамеренная, неправильная оценка относительного знания. Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Заблуждение не является абсолютным вымыслом. |